Значение слов и терминов в йоге


Перевод

Слово йога (санскр. योग, англ. yoga) имеет великое множество переводов, часть из которых такова:[1]

  • связывать, соединять, сшивать, стягивать, укреплять
  • иго, бремя, узы, запрягать, брать под узда, надевать ярмо
  • единение, союз, сочетание, контакт с чем-либо
  • концентрация, сосредоточение (мыслей), фиксация (стрелы на тетиве лука), отвлечённое созерцание
  • средства, способ, путь, метод, образ действий (для достижения цели)
  • преданность, исполнение, служение
  • усилие, стремление, старание, усердие
  • облачаться (в доспех), снаряжаться, экипироваться
  • лекарство, средство для исцеления
  • приобретение, овладение, благосостояние
  • шанс, удобный случай, благоприятная возможность
  • чары, магия, волшебство
  • трюк, фокус, хитрость; уловка
  • смешивание различных веществ, смесь
  • расположение, размещение (в определенном порядке)
  • (в арифметике) сложение, суммирование

Всевозможные варианты перевода можно грубо привести к двум основным понятиям:

  1. связь как соединение с кем-чем-либо: вступать в соприкосновение, установление контакта;
  2. связь как связывание кем-чем-нибудь: обуздание, зависимость, установление границ.

Остальные, в большинстве случаев, являются лишь смысловыми оттенками и находятся в промежутке между этими пограничными понятиями.

Здесь неслучайно приведено одно и то же слово — связь, ибо эти понятия неразделимы — соприкосновение одновременно приводит к взаимной зависимости друг от друга, о чём чуть подробней сказано ниже.

Вольные версии

На мысль разобрать слово йога по слогам натолкнула попавшаяся информация о языковых корнях, составляющих слово и несущих в себе определённый мысленный образ.

Существует версия, что в русских словах слог ГА означает движение: нога, телега, дорога.[6] На санскрите GA (ग) имеет значение аналогичное русскому: движущийся

, и в дополнение к нему прибавляются такие варианты:
достигающий; соединённый с, связанный с; неизменный, твёрдый в
. К первому слогу YO (यो) можно найти следующие определения:
Любой, Тот кто; прекращать; отправляться; приступать к; продвижение; путешествие
.

Очевидно, что при таком свободном и субъективном подходе перевод не в коей мере нельзя назвать сколь-нибудь достоверным. Это, скорее, игра словами с целью поискать скрытые смыслы и посмотреть на слово с разных сторон. В результате таких перестановок можно уловить исходную суть и создать внутреннее смысловое содержание, при котором как таковое словесное его определение отпадёт. Иными словами, если глубинно понимается сущность стоящая за словом, то его трактовка может иметь произвольное словесное выражение.

Итак, комбинирование всевозможных фраз остаётся только делом фантазии, и в качестве вариантов получаем:

Тот, кто в движении; Отправляться в путь; Неизменный в продвижении.

Интересно и то, что первый символ (य) в написании слова йога используется для обозначения сердечной чакры (анахаты). Понятие сердце хранит в себе такие значения, как середина (средина) и сердцевина (сердечник — наиболее глубокая и скрытая часть чего-то). В этом случае второй слог GA получает указание о направлении — куда собственно двигаться, чего достигать и с чем соединяться. Итог такого перевода удивительно сходен с трактовкой слова йога приведенной в Бхагавадгите.

Движение к равновесию (как середине), и вместе с тем к истинной сути (как центру).

Сходства в других языках

Старославянское — иго (*jьgo):[5]

  • первоначально: связывать, стягивать; ярмо
    ;
  • в дальнейшем понятие перенесено на: зависимость, покорение, тяжесть, гнёт
    .

Латинское — jugo, jungo:

  • соединять, связывать, объединять, привязывать, сочетать, сплетать;
  • ярмо, парная запряжка (волов, лошадей);
  • узы, чета, супруги, сочетать браком.

Трактовки

Наиболее ранние упоминания слова йога в текстах встречаются в древнеиндийских трактатах — Упанишадах.

Так в Тайттирья-упанишаде читаем (II,4):[4]

Вера — его глава, справедливость — десница, правда — шуйца, йога — туловище, мощь (mahat) — основание.

Здесь йога приводится как часть четвёртой из пяти оболочек тела человека (Виджняна-майя коши) и означает обладание различающей способностью для принятия верного решения, без которой ясного знания нет и не может быть.[2]

Катха-упанишада даёт описание йоги в более развёрнутом виде:[2]

Когда пять чувств познания успокоятся, вместе с умом, и разум не активен — это состояние называют наивысшим. Это крепкое удержание чувств известно как Йога. Человек должен стать бдительным, ибо йога достигается и утрачивается.

Последнее предложение указывает на то, что при невнимательности практикующий может потерять всё прежде наработанное посредством самоконтроля.

В официально признанном и основополагающем источнике Йога-Сутры Патанджали приводится следующее определение (I,2) (в трёх переводах):[3][4]

Йога есть прекращение деятельности сознания. Йога — прекращение функций читты. Йога есть удержание материи мысли от завихрений.

Как видно уже здесь, прочтение одного и того же предложения звучит по-разному, но их объединяет тот смысл, который автор запечатлел в шлоке. Сам текст Йога-Cутр довольно подробно раскрывает функции сознания/психики и методы их остановки.

Несколько иную трактовку видим в Бхагавадгите (II,48):[4]

В йоге устойчивый, действуй, оставив привязанность, Партха! В неуспехе, удаче будь равным; равновесьем именуется йога.

В других переводах можно встретить вместо равновесия слова невозмутимость и самообладание. Опять же, главное — уловить суть. В контексте Бхагавадгиты равновесие описывается как состояние безразличия, спокойствия, уравновешенности между полюсами — счастье и несчастье, жар и холод, равный к золоту, кому земли, камню

.

В подтверждение сказанному в шлоке VI,2 йога раскрывается как:[4]

То, что отрешённостью называют, знай это как йогу, Ибо не бывает никакой йоги без отрешённости от желаний.

В других источниках термин йога подразумевает союз противоположностей. Так в Хатха-Йога-Прадипике Сатьянанда Сарасвати приводит следующее определение:

Йога — состояние единения между двумя противоположными полюсами, а именно, шивой и шакти, телом и умом, индивидуальным и космическим сознаниями. Процесс единения противоположных сил в теле и уме с целью реализации духовной сути человека и его существования.

Расхождение трактовок

Действительно, во многом какова трактовка термина йога заложенная в тексте, то и отражается в его предписаниях — как должен вести себя практикующий.

Описание жизни вставшего на путь йоги по Йога-Сутрам, а также по Хатха-Йога-Прадипике, Гхеранда-Самхите уже само по себе указывает на необходимость самостоятельной практики в уединении. Тогда как Бхагавадгита, также упоминая об отдалении и достижении отрешённости, учит, как практика йоги должна осуществляться в социальной среде, отражая бескорыстный — о плодах действий не заботясь

— аспект деятельности.

В одном случае, это обособленность от общества и путь внешне бездеятельного аскета, который внутренним самообузданием преодолевает чувственные желания. В другом, это искусство в действиях, осуществляемое среди людей — искушённость в делах, совершаемых без привязанности к должному делу и равно относящемуся к плохим или хорошим результатам своего труда.

И, тем не менее, противоречий здесь нет. На вопрос о различии трактовок, пожалуй, стоит ответить словами из Бхагавадгиты (IV,18):[4]

Кто в бездействии действие, а в действии бездействие видит, Тот мудрец средь людей

Тем и удивительна йога, что своей разносторонностью позволяет достичь конечной цели вне зависимости от применяемого подхода.

От того, по какому из путей двигаться: уединённая практика

или
среди людей
, это, скорее, вопрос личных предпочтений. Однако для достижения единения противоположных сил следует развивать ту сторону себя, которая испытывает недостаток. Так будучи экстравертом необходимо акцентироваться на уединении и самоуглублении, интроверту же надо учиться лёгкости взаимодействия с внешним, оставаясь при этом безучастным.

На пути внутрь или вовне есть великое множество ступеней, и только жизнь с присущем ей вихрем обстоятельств будет, как хороший учитель, постоянно задавать интересные и подчас неразрешимые задачки. Решая их, разбираясь во всех неурядицах и распутывая клубки проблем, преумножит знания и сложится золотом мудрости

в вашу
котомку опыта.

Спонтанная йога

Очень часто мы относимся к йоге, как к виду спорта, привлекаясь физическими упражнениями в ней (асанами), забывая о том, что само слово «йога» означает «связь», и что главной целью йоги является осознание себя, как души, а не только своего тела.

Раджариши Муни, ученик Свами Крипалвананда, объяснял, что все наши первоначальные занятия йогой являются волевой йогой и направлены на подготовку к следующему важному шагу — спонтанной йоге. О ней нет никаких письменных источников, потому что она передаётся от учителя к ученику, но к ней можно придти самому, в результате регулярной практики йоги и стремлению познать себя. Метод получения её от учителя является наилучшим, так как более точный и быстрый. Однако найти настоящего учителя не просто.

Раджариши Муни указывает на то, что пранавидья и пранапасана являются практиками спонтанной йоги, и помогают высвобождению энергии Кундалини. Это означает, что спонтанная йога является древней практикой. Скорее всего, она является частью основных духовных практик, на которую Раджариши Муни сделал особый акцент, чтобы помочь западным людям в их духовном становлении.

Спонтанная йога ведёт человека к суперсознанию, где душа освобождается от пут физического тела и страданий. Это указывает на начало реальной практики йоги. Когда практикующий перестаёт прилагать усилия, «сдаётся» жизненной силе через расслабление отбрасывание всех волевых усилий, исходящих от эго, ума и интеллекта, он начинает идти вслед за праной вглубь себя. Волевая йога удерживала его на поверхности бытия и физического тела. Спонтанная йога увлекает вглубь тонкого тела, а затем к Душе. Таким образом, человек осознаёт себя, как вечную душу, своё отличие от физического тела.

До определённого момента он должен следовать волевой йоге, чтобы укрепить своё тело, поддержать здоровье и подготовиться к пробуждению Кундалини. После получения инициации от учителя, либо в ходе длительных самостоятельных практик, человек может увидеть внутренний свет различной цветовой гаммы, различные ангельские или демонические формы внутри себя, сознание оторвано от внешнего восприятия. Происходит освобождение сознания из-под власти ума, проявления любых ощущений и мыслей. Тело совершает спонтанные действия. Это могут быть: выполнение мудр, раскачивание из стороны в сторону, катание по полу, скручивание или растяжение тела, плач или смех, спонтанный танец и т.п. Однако внутренние ощущения важнее, чем внешние проявления, так как внешнее может осуществляться под влиянием волевой йоги, когда человек имитирует это состояние. В спонтанной же йоге внешние проявления — следствия внутренних переживаний.

Спонтанная йога:

  • Очищает физическое тело человека;
  • Освобождает человека от надуманных проблем и болезней;
  • Излечивает тело на физическом уровне;
  • Помогает освободиться от страстей и привязанностей;
  • Помогает ощутить прочную связь с Богом;
  • Погружает человека в непрерывный процесс медитации, направленный на осознание себя;
  • Помогает пробудить высшие уровни сознания за счёт освобождённой праны;
  • Пробуждает энергию Кундалини.

Для занятия практикой спонтанной йоги рекомендуется соблюдать целибат, умеренно питаться. Сон должен быть непродолжительным, только, чтобы тело могло отдохнуть. Также обязательно практиковать выполнение асан. Это будет способствовать накоплению жизненной силы. Также важно внимательно прислушиваться к телу, повысить умственный надзор за ним, привлекая шитхиликарану (расслабление частей и органов тела). При правильном расслаблении происходит высвобождение укреплённой жизненной силы. Различные части тела постепенно начинают самопроизвольно двигаться. Тем самым знаменуется начало спонтанной практики, ведущей к осознанию своей глубинной природы.

Связать и соединить

Важно осознать, что сопряжение двух составляющих всегда создаёт отношения зависимости между ними. Подобное соединение, в случае достижения взаимного уравновешивания и согласованности, приводит к совокупному усилению, что позволяет уже совместно достичь новых результатов и открывает новые возможности.

Ещё раз, ключевая мысль в том, что каждое существо или предмет несет в себе свои уникальные свойства, которые в соединении друг с другом и при сбалансированном их использовании, позволяют достичь цели. Это проявляется во всём в жизни — только научившись правильно обращаться с объектом, так сказать, обуздав его и обретя некоторую сноровку, можно с его помощью решать поставленные задачи.

В качестве примера как йога сначала должна связать, укротить одно, чтобы затем соединиться с другим, подойдёт хорошо известный из Упанишад образ тела человека, уподоблённый колеснице, где[2][4]

Атман — седок, колесница — тело, буддхи — возничий, манас — вожжи, индрии — кони.

Возничий (как разум человека) должен укротить строптивых лошадей (пять чувств) и подчинить их своей воле, иначе норовистые кони будут рвать вожжи (ум) каждый в свою сторону, и неуправляемая колесница в конце концов со всего разгону налетит на что-нибудь и поломается.

Из этого примера очень хорошо видно, что ни в коем случае не надо полностью подавлять чувства — это равносильно полной остановке колесницы посредине пути. Важно подчинить воле разума свои чувства, научиться управлять желаниями, и только тогда у Возничего есть шанс услышать голос Души (Атмана сидящего в колеснице). Только Душа знает дорогу к конечной точке путешествия, к высшей цели — обители абсолютной Истины, Богу.

Открытие себя могущественным силам Вселенной

через действие в недеянии

47. В проявленной вселенной действуют три главные силы:

  • сила мудрости[6]
  • сила воли
  • сила действия.

Эти силы исходят из самой вселенской Сущности Бытия[7]

48. В человеке сила мудрости проявляется в момент созерцания и самоисследования, сила воли – в момент проявления волевого намерения, сила действия – в момент совершения поступков.

49. Сила действия бывает пятиричной и проявляется как:

  • сила творения,
  • сила поддержания,
  • сила разрушения,
  • сила сокрытия божественного,
  • сила просветления и самораскрытия.

50. Совершая действия телом, речью или умом, человек непрерывно открывается им, и призывает их из внешнего пространства.

51. Открытие и призывание происходит благодаря непрерывной трансляции во внешнее пространство определенного настроя, кармического видения[8], вибраций, формирующих мироощущение (бхаву), которое сопровождает каждое действие человека.

52. Силы

  • сила творения,
  • сила поддержания,
  • сила разрушения,
  • сила сокрытия божественного,
  • сила просветления и самораскрытия

призываются и нисходят в зависимости от сознания человека, которое излучает определенное мироощущение в виде вибраций[9].

53. Творческая бхава призывает силы творения[10], дающие красоту и динамику в жизни.

Гармонизирующая и поддерживающая равновесие Бхава, желание помогать другим – призывает силы поддержания равновесия, гармонии и баланса, дающие ощущение стабильности и защищенности.

54. Бхава разрушения призывает силы разрушения, которые приходят в жизнь омраченного неведением человека, создавая ему препятствия и трудности, которые преодолеть нелегко. В чистом видении, уме пробужденного йогина она проявляется как великая сила самоосвобождения от всякой двойственности, ограничений и разделения.

55. Бхава сокрытия окутывает жизнь омраченного человека непониманием, замешательством, неведением, иллюзиями и мраком, который может быть рассеян большими усилиями. В чистом видении она предстает как непостижимая божественная тайна – внутренняя сущность игры, которая прячется за любым действием.

56. Бхава, излучающая ощущение просветления, призывает силы, помогающие в просветлении, такие как божественная мудрость, величие, ясность, распознавания, чистота, красота, гармония, величие, священность, утонченность, любовь, сострадание, божественная гордость, бесконечность, пространственность, вечность, всеведение, всеохватывание и всепроникновение.

57. Призывание и нисхождение Вселенских сил происходит благодаря открытию им сознания йогина, т. е. настройке и вхождению в резонанс с ними.

58. Вхождение в резонанс со вселенскими Силами происходит благодаря:

  • магическим ритуалам, начитыванию мантр и призыванию божеств;
  • силе намерения, которая однонаправленно концентрируется на каких-либо силах, например, любви, сострадании, божественной гордости и т. д. ;
  • медитации на различных объектах вселенной, олицетворяющие эти силы. Например, на пяти элементах, солнце, луне, созвездиях, святых, богах и сиддхах, и т. д. ;
  • благодаря магическим кристаллам, камням и растениям;
  • служению и установлению духовной связи и интеграции с объектами, которые являются проводниками этих сил, например, со святыми, сиддхами, богами[11].

59. Служение творческим идеалам богам и людям, установление духовной связи и интеграция с ними, открывает человека Вселенским силам творчества, что указывает, что его следующая жизнь будет проходить среди созидания, роста и проявления.

60. Служение силам и идеалам равновесия, интеграция с ними указывает на то, что следующая жизнь человека будет проходить гармонично, она будет стабильной, защищенной, и он везде будет получать поддержку и помощь.

61. Служение силам и идеалам разрушения в этой жизни указывает на то, что следующая жизнь будет полна борьбы, ярости, противостояний, битв, опасностей, болезней и страданий.

62. Служение силам и идеалам сокрытия осознанности, тонкого и божественного проявится как то, что тонкие вибрации будут скрыты от него или в жизнь человека всегда будут вторгаться силы, мешающие пути просветления, скрывающие от него природу реальности, затуманивающие сознание и вводящие в иллюзию.

63. Служение силам и идеалам просветления указывает на следующую жизнь, которая будет проходить среди ученых, преданных познанию тайн Вселенной, монахов, богов или святых, помогающих достичь вершины божественной мудрости.

64. Она будет полна чистоты, красоты, любви, утонченности, чувства священного, божественного величия, ясности, игры, парадокса, счастья, удачи, познания тайн Абсолюта и высшей гармонии.

65. Интеграция или служение есть процесс интенсивного динамического энергоинформационного взаимодействия со вселенскими энергиями, на которое настроено сознание того кто устанавливает связь – йогина или служителя.

66. Тот, кто предает себя вселенской энергии тотально, полностью раскрываясь им, тот йогин получает наивысший результат.

67. Тогда нисходящие силы начинают сами служить ему[12].

68. Чтобы полностью открыться и служить нужной вселенской Силе, йогину следует опустошить себя и отбросить свое малое «я», не теряя, однако, себя как личности.

69. Существует два главных способа призывания Вселенских сил – интеграция (объединение с ними) или служение. Интеграция присуща джняни и йогам, служение присуще последователям пути бхакти[13].

Резюме

А стоит ли искать точный перевод слова йога или гораздо важнее постараться понять суть вложенную автором конкретного текста в термин?

Подводя итог вышесказанному, стоит отметить, что не только каждый человек, но и разные философские школы передают в этом слове свой особый смысловой оттенок, и едва ли удастся обнаружить смысл в его первозданной форме, тем более, что со временем понятие термина только расширялось.

Ныне ёмкость слова йога такова, что включает не только приведённые здесь значения, но и множество иных. Подобно словам омонимам, тождественным по произношению, но значения коих отлично, слово йога в каждой конкретной ситуации может нести разную смысловую нагрузку и часто применяется в связке с другим словом. Именно вследствие этого слово йога не переводится, давая возможность человеку самостоятельно понять значение и усмотреть его смысловой образ в контексте высказываемого.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: