Биография
С культурой Востока Андрей познакомился еще ребенком – судьба занесла его семью в Монголию. От нечего делать мальчик более года посещал местный дацан – буддийский храм, изучал язык, традиции, ритуалы. По возвращении домой, понял что в его «обычной» киевской жизни чего-то не хватает.
«Вокруг – пионерские галстуки, красные флаги и технический прогресс, — рассказывает Андрей Лаппа в одном из интервью, — а я задавался вопросами: в чем смысл того, что мы делаем?»
Пытаясь вернуть в свою жизнь дух Востока, он начал заниматься китайскими единоборствами и йогой. Когда понял, что насилие не для него, йога вытеснила борьбу.
Поскольку учителей не было, Андрей занимался по «Йога Дипике» Айенгара, соблюдая все инструкции до последней буквы. Получив результат, начал делиться опытом с другими, вместе с учениками выступал на праздниках, которые устраивало индийское посольство. О, супруга посла премировала его поездкой в Индию, в институт Айенгара. С этого начался новый этап в его жизни.
Пройдя курс в институте, он полгода путешествовал по святыням Индии, после чего стал ездить на Восток по 2-3 раза в год – в Индию, Непал, Тибет, на Шри-Ланку, не говоря уже о мусульманских странах. Перенимал опыт самых разных учителей – от именитых (таких как Паттабхи Джойс, Десикачар и другие) до никому не известных отшельников. Путешествуя, он разыскивал pедкие йогические техники. Одно из самых ценных исследований и открытий Андрея Лаппы – Танец Шивы — теория и практическая методика древнеиндийского шиваитского искусства йоги.
Мастер часто подчеркивает, что «Универсальная йога», это не авторская школа йоги Андрея Лаппы, а систематизация мирового опыта йогической практики. Подходя к исследованию йоги как ученый, Андрей выделил 16 «дуальностей» йоги и 32 подстиля, а между ними – множество градаций. Один из примеров «дуальностей» — статика и динамика, то есть, асаны и движения между ними. От того, насколько они сбалансированы, зависит результат практики. Если не обращать внимания на то, как человек переходит из асаны в асану, моменты осознанности будут постоянно сменяться «бардаком» в голове. Другой пример «дуальностей» — сочетание упражнений на гибкость и силовых асан.
По мнению Андрея Лаппы, важно понимать, как сочетать дуальности, чтобы строить свою практику, учитывая свое исходное состояние и то, которого нужно добиться. Преподавая йогу, Лаппа ставит перед собой задачу не показать, как «делать асаны», а дать ученикам ключи к построению собственной практики осознанно.
Стили йоги: от традиционных до новейших
Содержание
Новичку в йоге более-менее известны традиционные стили. Те, кто серьезно практикует, стараются на собственном опыте ознакомиться с классификацией. Но если в расписании центра йоги название стиля указано лишь как калька с санскрита или представляет собой неологизм, то как угадать, что именно будет происходить на занятии! Перед вами краткий обзор стилей йоги.
Наиболее популярные стили йоги
Школ йоги, которые обрели популярность во всём мире, немного. Но именно они считаются наиболее авторитетными на сегодняшний день, поскольку полностью отвечают нуждам современного человека, основаны всемирно известными и уважаемыми Учителями и имеют под собой глубокую научную и философскую основу.
1. Хатха-йога
Направление, основанное на первых четырёх ступенях классической йоги Патанджали (яма, нияма, асана, пранаяма). Основными в практике становятся освоение различных асан (от простых к сложным) и совмещение асан с дыхательными техниками. Первое подробное описание методики Хатха-йоги дал Гуру Свами Сва в XV веке. Кроме асан и дыхательных техник, Свами Сватмарама рассказывает о шаткармах (практиках очищения организма), о мудрах (положениях пальцев рук), бандхах (энергетических замках в теле человека) и нади (каналах, по которым течёт энергия прана). Целью учения Хатха-йоги является достижение физического здоровья и долголетия.
Под названием Хатха-йоги часто может прятаться авторский стиль преподавания, главный упор в котором делают на корректное выполнение асан. Одновременно с этим Хатха-йогой в широком смысле слова являются многие авторские стили йоги, возникшие в начале и середине XX века.
Аштанга-йога
Аштанга-йога, или Аштанга-виньяса-йога, — школа йоги, ставшая известной благодаря Паттабхи Джойсу, ученику известного йогина начала XX века Шри Кришнамачарьи. Паттабхи Джойс систематизировал принципы построения практики, переданные ему Кришнамачарьей, и основал Институт йоги в штате Майсор. Сейчас институтом руководит внук Паттабхи Джойса — Шарат Джойс.
Аштанга-йога — одно из самых интенсивных направлений. Во время уроков, Майсор-классов, ученики самостоятельно осваивают асаны, но под контролем преподавателя, что совсем не похоже на типичные групповые занятия.
Ключевым принципом в данной системе является виньяса — на каждое движение в связке асан приходится одно дыхание. Для всех асан, собранных в последовательности разного уровня сложности, установлено определённое количество виньяс. Благодаря динамичному выполнению асан (обычная задержка в асане — всего пять вдохов и выдохов) практика развивает силу и выносливость. Дыхание, совмещённое с движением, разогревает тело, делая его очень пластичным, и при регулярной практике прогресс в асанах будет очень быстрым. Кроме того, жар, производимый Аштанга-виньяса-йогой, разгоняет кровь, она быстрее циркулирует, доставляя кислород и удаляя загрязнения из тела. Дополнительный эффект очищения происходит за счёт обильного потоотделения практикующего.
В залах Московского Аштанга Йога Центра регулярно проходят специальные вводные курсы, которые дают представление о практике и философии Аштанга-виньяса йоги в традиции Шри Паттабхи Джойса. Вводный курс к тому же помогает постепенно расширить диапазон асан, а не выбрасывать начинающих сразу в практику всей последовательности, что позволяет избежать травм.
Йога Айенгара
Авторский стиль другого ученика Шри Кришнамачарьи, Б.К.С. Айенгара. В отличие от Паттабхи Джойса, Айенгар проповедует более мягкий, спокойный стиль практики, в котором всё внимание уделяется долгой и вдумчивой проработке каждой асаны. Ключевой особенностью метода является статичное выполнение асан со всевозможными опорами и приспособлениями, которые должны помочь ученику постепенно исправить структуру тела. Ремни, одеяла, кирпичи, валики и стулья — те инструменты, которые необходимо использовать, если практикующий на данном этапе не может корректно выполнить позу. Благодаря неторопливому и скрупулёзному подходу йога Айенгара имеет очень сильный терапевтический эффект. Дыхательные и медитативные практики в данной системе также используются, но только после того, как ученик достаточно проработает своё тело, выровняет спину и избавится от мышечных зажимов.
Кундалини-йога
«Кундалини» — это название энергии, которую в ходе практики необходимо направлять из основания позвоночника вверх. Согласно «Хатха-йога Прадипике» в момент, когда энергия Кундалини достигает верхней чакры, Сахасрары, сознание йогина сливается с божественным сознанием.
Метод Кундалини-йоги активно развивался в индийском штате Пенджаб как часть подготовки солдат в сикхской армии в XVII-XVI11 веках. Мировую известность данному направлению принёс Йоги Бхаджан, потомственный сикх, посвятивший свою жизнь духовным практикам. Переехав в 1968 году в США, он начал преподавать Кундалини-йогу всем желающим и год спустя основал фонд «Здоровые, Счастливые, Благословенные», обучающий йоге, медитации и вегетарианскому питанию. В России метод появился в конце 90-х годов XX века благодаря деятельности учёного и врача-нарколога Якова Маршака, который изучал целительное действие крий Кундалини-йоги с точки зрения нарко- и алкозависимостей. Сегодня Кундалини-йога — одна из самых востребованных методик йоги в России.
Шивананда-йога
Авторский стиль индийского врача Куппусвами, который начал заниматься йогой в дополнение к медицинской практике, а затем создал собственную систему преподавания.
Основное отличие данного стиля от других направлений Хатха-йоги заключается в том, что практика всегда проходит в расслабленном состоянии, поэтому новичков учат не столько асанам, сколько глубокой релаксации. Благодаря расслаблению всего тела прана свободно течёт по энергетическим каналам, снимаются внутренние зажимы и психоэмоциональные блоки. Правильному расслаблению в практике способствует и глубокое пранаямическое дыхание, которое в Шивананда-йоге активно используют.
Читать также: Пользователи соцсетей откликнулись на призыв Павла Дурова устроить флешмоб #PutinShirtlessChallenge
Важной особенностью Шивананда-йоги является строго определённая последовательность асан. Практика базируется всего на двенадцати основных позах, которые достаточно просты и доступны для освоения даже новичками.
Дживамукти-йога
Дживамукти-йога — методика, придуманная американцами Дэвидом Лайфом и его женой Шэрон Гэннон на основе системы школы Аштанга-виньяса-йоги Паттабхи Джойса и других направлений йоги. Лайф и Гэннон придерживаются выполнения виньяс (сочетания движения в асане с дыханием), но добавили к строгим последовательностям Паттабхи Джойса новые сочетания асан. Важную часть занятий Дживамукти-йогой составляет изучение текстов, пение мантр и медитация.
Начинать осваивать практику Дживамукти-йоги лучше со специальных классов для новичков Jiva basic. На этих занятиях расскажут, что такое йога, научат правильно дышать, выполнять асаны и бандхи (энергетические замки), подробно расскажут, на что следует обращать внимание в процессе практики.
7. Трай-йога
Трай-йога, или Три-йога, — современный стиль йоги, который основала американка Кали Рэй. По её словам, она спонтанно начала выполнять новые вариации асан во время глубокой медитации. Дополнив эти откровения знаниями о классической Хатха-йоге, Кали Рэй составила собственную систему преподавания. «Трай» (или «три») в названии стиля означают единство тела, ума и духа.
Эта практика очень мягкая и плавная, её можно условно отнести к «женскому классу». Асаны синхронизированы с дыханием и буквально «перетекают» одна в другую. Движения в последовательности выстроены волнообразно. Большое значение в практике Трай-йоги уделяется мудрам — специфическому положению кистей рук и пальцев, помогающему направлять течение энергии в теле.
8. АкроЙога
АкроЙогу придумали в 2003 году американцы Джейсон Немер и Дженни Кляйн. Это стиль Хатха-йоги, который совмещает парную йогу (выполнение асан в непосредственном контакте с партнёром) и акробатику.
Роли в паре распределяются таким образом, что один из учеников с помощью своего тела выстраивает «базу», опираясь на которую второй ученик выполняет так называемые балансовые асаны. Кроме укрепления физического здоровья, что свойственно для всех стилей Хатха-йоги, АкроЙога учит осознанной работе в паре, коммуникации с партнёром и доверию.
Йога23
Тренировочная система Йога23 — авторский метод украинского мастера Андрея Сидерского. Впервые представлен им в 2003 году. В основу направления вошли различные тренировочные техники из области Хатха-йоги, боевых искусств, плавания, фри-дайвинга и даже фитнеса. Кроме очень интенсивной практики выполнения асан, названных Сидерским «фигурами», система Йога23 включает в себя упражнения дыхательной гимнастики, выполняемые как на суше, так и в воде, а также медитативные техники. Название возникло благодаря внутреннему системному делению всех практик Йога23 на определённые категории и этапы, объединённые в каталоги. Общая база упражнений в Йога23 составлена из двадцати трёх каталогов фигур (асан).
Универсальная йога Андрея Лаппы
Методика преподавания Хатха-йоги, основанная на синтезе всех знаний, которые собрал Андрей Лаппа за годы путешествий по Индии, Непалу, Тибету и другим азиатским странам. Исследуя мировой опыт йогической практики, Лаппа выделил 16 «дуальностей» (или противоречий) йоги и 32 подстиля. Самые очевидные «дуальности» — это статика и динамика в йоге, а также силовые нагрузки и упражнения на гибкость. Умение корректно сочетать «дуальности» йоги является главным условием эффективной практики; именно такому подходу и учит методУниверсальной йоги. Кроме того, наблюдая за движениями рук и ног во время переходов между асанами и виньясами (статичными и динамичными элементами), которым в большинстве школ не уделяется особого внимания, Андрей Лаппа составил из возможных вариантов траекторий отдельную дисциплину, которую назвал «Танцем Шивы».
Индийские стили йоги
Вини-йога
Вини-йога — стиль йоги, созданный Т.К.В. Десикачаром, сыном и учеником Кришнамачарьи. В отличие от двух других известных учеников своего отца — Айенгара и Паттабхи Джойса, основавших буквально противоположные по динамике стили, Десикачар нашёл средний вариант. Он разработал одновременно и активный, и мягкий подход к практике йоги.
Для Вини-йоги характерен индивидуальный подход к каждому ученику: не студент подстраивается под стиль определённой школы, а методы йоги адаптируются к студенту, учитывая состояние его здоровья. Главное отличие Вини-йоги от других стилей заключается в отсутствии жёсткой структуры классов. В Вини-йоге нет строгой последовательности асан или самого порядка проведения урока: набор асан выстраивается учителем каждый раз по его собственному замыслу.
Школа Дхирендры Брахмачарьи
Хранителем традиции Сукшма-вьяямы и её популяризатором считается Свами Дхирендра Брахмачарья.
Вьяяма — это система упражнений йоги. Основное значение слова «вьяяма» — упражнение, но его часто переводят, используя второе и третье значения: вращение, разминание. Вьяяма содержит динамические и статические упражнения в сочетании с дыхательными.
Свастха-йога
Мягкий, но в то же время мощный стиль. На занятии вас ждут детальная отстройка асан и большое количество динамичных переходов. Групповые занятия разделены на три уровня. Первый развивает устойчивость и насыщен силовыми асанами и виньясами. Полная противоположность ему — практика второго уровня, асаны которого в первую очередь направлены на развитие гибкости и увеличение амплитуды движений. Практика же третьего уровня — сочетание первого и второго, выполняется в медленном темпе в сопровождении пранаямы. Плюс длительный цикл перевёрнутых асан в конце. Основатель: А.Г. Мохан — ученик великого Шри Тирумалайя Кришнамачарьи, у которого учились основатели самых больших школ йоги — Шри Б.К.С. Айенгар и Шри Паттабхи Джойс.
Читать также: Детокс: что такое, нужно ли и зачем
Современные западные стили йоги
Ишвара-йога
Стиль йоги, созданный украинским мастером Анатолием Зенченко. «Ишвара» в переводе с санскрита означает «внутренний учитель». Зенченко учит, что каждый ученик должен прислушиваться к своему внутреннему духовному началу и затем выстраивать собственную, индивидуальную практику йоги.
На занятиях Ишвара-йогой уделяется особое внимание корректному положению тела в каждой асане. Контролируя каждый участок тела от головы до стоп, ученик осознанно распределяет вес тела, учится расслаблять одни мышцы, не участвующие в конкретном движении, и включать другие, более глубокие. Акцент в практике Ишвара-йоги идёт на отстройку симметрии тела, и только после достижения определённого физического уровня ученики переходят к пранаяме и медитативным практикам.
Апнэа-йога
Авторская методика Александра Дудова, основанная на синтезе техник йоги, цигун и современных методов подготовки фридайверов, ныряльщиков в глубину на задержке дыхания. Особенностью стиля является использование техник задержки дыхания в процессе выполнения физических упражнений («апнэа» в переводе с греческого означает «безветрие», «бездыхание»). Дыхание используется как инструмент, воздействующий на тело, эмоциональное и ментальное состояние.
Йога в воздухе
Методика, созданная москвичкой Светланой Ангел. Асаны, гимнастические упражнения и медитация проходят в специальном гамаке со стропами, который крепится к потолку и располагается на небольшой высоте от пола. Благодаря подвешенному состоянию снимается лишняя нагрузка на позвоночник и суставы, ученикам легче осваивать перевёрнутые асаны. Йога в воздухе использует привычные для классической Хатха-йоги положения тела, однако опорой для выполнения каждого из них служит не пол, а полотно гамака и специальные стропы.
Форрест-йога
Автор метода — Ана Форрест. К созданию своей методики она пришла, настойчиво работая с личным травматичным опытом. Ана изучала шаманские практики индейцев Северной Америки, терапию полярностей, акупрессуру, гомеопатию, боевые искусства, психотерапию и регрессионную терапию — всё это заложило основу её стиля йоги.
Части целого: классические стили йоги
Кроме современных, в йоге существуют классические направления, которые были описаны много лет назад. Их всего четыре, и они считаются неотъемлемыми частями неделимого учения йоги. Это: Джняна-йога, Бхакти-йога, Карма-йога и Раджа-йога.
Раджа-йога
Это йога работы с сознанием, в ней практически не используются асаны, а развитие практикующего идёт в области медитации и самоанализа. Раджа-йога объединяет практику высших ступеней йоги: пратьяхару, дха-рану, дхьяну, самадхи. В буквальном переводе название направления звучит как «царица йоги». Целью Раджа-йоги является духовное развитие, которое должно привести ученика к освобождению сознания от любых физических и ментальных ограничений, что позволяет ему ощутить слияние с высшими силами и реализовать их в себе. Главным инструментом Раджа-йоги считается самьяма — техника одновременной практики трёх высших ступеней йоги (дхараны, дхьяны и самадхи).
Бхакти-йога
Бхакти-йога, или «йога любви и преданности», — направление йоги, суть которого заключается в установлении тесной связи между практикующим и Богом. В основе практики лежит служение Богу. Древние ведические тексты называют Бхакти-йогу одним из самых простых способов достижения сверхсознания на настоящем этапе развития человечества.
Одним из наиболее распространённых методов, используемых в практике Бхакти-йоги, является джапа-медитация — то есть повторение мантр. Считается, что если повторять священные тексты непрерывно в течение длительного времени и совершать этот ритуал регулярно, то со временем мантра будет сама звучать в сердце практикующего, и её смысл актуализируется. Так, даже неосознанно повторяя молитву, ученик может через систематическое повторение прийти к осознанию её глубокого смысла.
Джняна-йога
В переводе с санскрита — это «йога знания». Её задача — помочь ученику преодолеть авидью (незнание) и приблизиться к брахма-видье (божественному знанию). Данный стиль йоги также относится к духовному пути развития и заключается в усердной работе по воспитанию ума.
Цель Джняна-йоги — освобождение ума от тех ограниченных условий познания, в которые его ставят чувственное восприятие и логическое мышление, основанное на противопоставлениях. Иной подход к мышлению должен способствовать расширению идей и понятий, затем — представлений, что в конечном итоге приведёт к исчезновению иллюзорных ощущений. Джняна-йога учит не накапливать разрозненные знания, а видеть во всех явлениях принципы, лежащие в основе всего бытия. Познание этих принципов происходит с помощью учителя и индивидуальной медитации на символ или текст из древних писаний.
Карма-йога
Карма-йога — «йога деятельности», которая объясняет, как изменить свою судьбу и жизнь через изменение своего отношения. Данный стиль йоги связан со стремлением к внутреннему развитию. Карма-йога утверждает, что как только человек пересмотрит своё отношение к тому, что с ним происходит, это, в свою очередь, неизбежно изменит характер событий, которые с ним случаются.
В системе Карма-йоги считается, что человек на самом деле не совершает самостоятельных поступков, а является частичкой, движимой гораздо большими силами. В этом случае все события перестают восприниматься оценочно и становятся нейтральными; через осознание этого факта практикуется непривязанность. Непривязанность к плохому и хорошему, к удовольствию и страданию. Например, препятствия и трудности на пути он воспринимает не как повод для огорчения, а как полезные условия для саморазвития.
Школа йоги Андрея Лаппы
С 1987 года Андрей не прерывал стаж профессионального преподавания йоги. Он лично обучил более 3000 человек, среди которых – четырнадцать Мастеров йоги международного уровня.
С 1999 года Андрей является преподавателем йоги интернационального класса. Он регулярно проводит тренировочные и квалификационные семинары для профессионалов в городах СНГ, США, Израиле, Западной Европе, Непале и Индии. С помощью своих учеников он создал в Киеве две развитые йога-студии и активно способствовал развитию специализированных центров йоги в Москве, Одессе, Симферополе, Севастополе и других городах СНГ.
Универсальная йога
Универсальная йога
– авторское направление Андрея Лаппы, призванное сделать
йогу универсальной
.
Эта практика создана на основе объединения разных стилей и направлений йоги
–
гималайской йоги, даосской йоги, Аштанга-виньяса йоги, йоги Айенгара
и многолетнего личного опыта мастера, глубокого овладения разными практиками.
Такая йога
превратилась в гармоничную
универсальную практику
, которой могут заниматься все желающие. Как отмечают последователи направления, «практика
универсальна
, она вбирает разные стили и направления, это
практика
, свободная от жестких правил и догм, доступная, полезная и интересная для всех».
Цель Универсальной йоги
– с помощью
йоги
достичь баланса между всеми оболочками человеческого тела и гармония между человеком и окружающей средой.
На занятии практикуются разнообразные динамические виньясы
и статические последовательности
асан
, а также последовательности для развития силы и гибкости.
Вы будете практиковать асаны, виньясы, медитацию, пранаямы, мантры, визуализации
. В результате
практики
вы сможете быть в прекрасной физической и эмоциональной форме, наполниться энергией и добавить осознанности и ответственности в собственную жизнь.
Также обязательно в программу занятия включены комплексы асан
для рук и подвижности суставов. На руках находится большое количество энергетических точек, поэтому выполняя
асаны для рук
, вы делаете себе своего рода акупунктурный самомассаж.
На занятиях универсальной йогой
вы обязательно познакомитесь с практиками Танец Шивы и Мрита Мудра – особая разновидность Шавасаны для расслабления тела и остановки контроля ума.
Танец Шивы — это динамичная последовательность, похожая на танец, для гармонизации правого и левого полушарий головного мозга.
Вы обязательно отметите особенное расположение материалов на занятии – йоговские коврики кладутся крест на крест. Такое расположение ковриков сделано, чтобы в процессе практики проработать свое тело во всех направлениях.
Универсальная йога
подходит для всех. Занятия делятся по уровню сложности и могут дать каждому практикующему тот опыт, который необходим на данном этапе.
Присоединяйтесь!
В течение занятия вы проработаете все группы мышц, избавитесь от болей в спине, ногах и руках, сможете грамотно выстроить систему оздоровления для своего тела и обрести спокойствие ума.
Преподаватели:
- Илона Змихновская
Цитаты
«Универсальный стиль – это живая наука. Я не верю в то, что кто-то сказал последнее слово в технологии йоги, в предписания учителей, которые даны раз и навсегда (…) До тех пор пока живы мыслящие существа, пока у них есть интуиция, процесс развития не закончится. Понимая общий механизм, вы можете сделать со своей практикой все, что угодно».
«Повторение асан за кем-то полезно, это старт, но в конце концов сознание должно «пробудиться». Человек должен понять, как создаются формы, как они влияют на мармы (энергетические точки), нади (энергетические каналы) и мозговые центры, какие состояния сознания возникают, как эти преходящие состояния можно преодолеть, видоизменять и не поддаваться им, сохраняя контроль над сознанием».
«Для меня буддистские практики – это йога, продолжение того пути, которым я шел всегда. Но они дают мне ту духовность, которую я не нашел в прикладных школах».
Являются ли личной практикой попытки заниматься йогой дома самостоятельно по доступным видео материалам или книжкам или йога онлайн по Skype? С одной стороны, все, что мы делаем осознанно на пути к самосовершенствованию, и есть наша практика. Однако начинающим сложно построить свои занятия таким образом, чтобы они удовлетворяли индивидуальным потребностям и приносили пользу, а не вред.
первоисточники по йоге
Многие техники и практики передаются от учителя ученику только при личном общении. Известно, что к первоисточникам по йоге существуют многочисленные комментарии, дополняющие их. Так, Йога-сутры Патанджали – это весьма скромный текст со скудным описанием. Предлагается выполнять всего несколько асан, предназначенных для медитации или асан как мудр. При первом прочтении у человека непосвященного может сложиться весьма превратное отношение к пониманию йоги. Некоторые известные учителя предлагают рассматривать Йога-сутры всего лишь как краткий план к действию, а более подробное описание искать в других источниках, например, Ведах, Упанишадах, Хатха-йога Прадипике и др. Некоторые указания по выполнению сложных практик иногда тщательно скрывались и передавались по линиям преемственности знаний от учителя к ученику, чтобы исключить доступ к настоящим знаниям для людей неподготовленных. Таким образом, используя только первоисточники зачастую невозможно верно интерпретировать или отфильтровать информацию. Вспомним о рекомендации ежедневно подрезать язык для выполнения Кечари-мудры, которая дается в Хатха-йога Прадипике. Подобные советы – это своеобразная защита, подводящая к тому, что в начале йогического пути необходимо иметь опытного наставника, всегда готового помочь мудрым советом и ответить на ваши вопросы.
Даже домашняя практика йоги дает серьезную нагрузку на все мышцы, суставы и сердце. Многие асаны и даже, казалось бы безвредные пранаямы, имеют серьезные ограничения и противопоказания, при несоблюдении которых можно существенно навредить себе. В этом случае инструктор даст соответствующие рекомендации, проконтролирует, поможет составить индивидуальный комплекс упражнений для вашего уровня подготовки и ответит на все вопросы.
Творческий подход. Андрей Лаппа
Осваивая йогу по книге или видео, вы ограничены в усложнении или упрощении асан и их последовательностей. Во время онлайн занятий с «живым» преподавателем предлагается гораздо больше интересных вариаций по мере освоения упражнений. И дело не только в том, чтобы разнообразить практику, хотя любой опытный инструктор всегда превносит творческий подход в занятия. Практика не может быть одинаковой и должна изменяться в зависимость от времени года, суток, места, и должна составляться с учетом индивидуальных потребностей и уровня подготовки учеников. Важно также понимать, что мы не можем выполнять какие угодны асаны не имея специальных знаний о построении последовательностей, которые преподаватели изучают во время обучения на курсах для инструкторов.
Преимущество домашней онлайн практики состоит в том, что вы сами определяете ее продолжительность и график встреч с преподавателем, перестаете зависеть от расписания студии йоги, можете всегда или попросить об индивидуальной консультации, что весьма проблематично при общении с прославленными Гуру, по видео-урокам которых вы занимаетесь, и даже с преподавателями в обычных йога-студиях, как правило они постоянно торопятся на очередное занятие на другой конец города.
Как уже говорилось в статье о йоге по Google Hangouts, онлайн занятия несомненно делают практику йоги доступной для молодых мам, которые могут не разлучаться со своим малышом и практиковать йогу дома, для пожилых людей, бизнесменов, которые могут заниматься йогой прямо в офисе и тех, кто по каким-либо причинам не могут добраться до йога-студии. Возможно остались еще населенные пункты на планете, где студий йоги пока нет)
Огромное значение имеет обратная связи и правка в асанах. Это относится как к новичкам, так и достаточно опытным инструкторам, которые могут повторять одни и те же ошибки, ведь исправить их зачастую некому. Конечно, все мы привыкли к тому, что преподаватель подойдет и поправит ученика, если тот делает грубые ошибки. Домашняя практика онлайн позволяет быть более дисциплинированными, учиться лучше следить за собственными ощущениями в асанах. У студентов, в основном посещающих групповые занятия, более развит зрительный канал восприятия информации. Выполняя четкие указания преподавателя во время онлайн занятий мы развивает также слуховой канал, и получая корректировки – стараемся лучше прислушиваться к тактильным ощущениям и войти в позу правильно. Таким образом, мы учимся быть более самостоятельными. Следующий шаг – это уже личная практика с полной осознанностью, знанием своего тела, и умением управлять эмоциями и мыслями в процессе практики.
занятия йогой дома
Конечно, для такой практики нужно еще созреть. Я уже слышала высказывания о том, что использование технологий Skype или Google Helpouts для практики йоги – это то же, что и секс с резиновой женщиной. Но разве не так же мы относились к появлению первых мобильных телефонов или персональных компьютеров? По моему мнению, они несомненно помогают нам находиться в потоке с учителем и уверенно приближаться к цели йоги, которая остается неизменной. Изменяются лишь средства и методы. Без сомнений, у каждого подхода есть свои плюсы и минусы: это относится к индивидуальному или групповому тренингу, развитию только силы или только гибкости, физическому или духовному аспектам. Разумно выбирать наиболее эффективную методику, пусть даже она поначалу не совсем привычна.
Весь мир движется в персонализации – индивидуальные программы лечения в клиниках, личный финансовый консультант, ассистент, переводчик, репетитор по игре на фортепиано. В Америке никого уже не удивишь личным преподавателем по йоге – “живым” или виртуальным (удаленным). И это вовсе не шаг к деградации. Что плохого у что, что кто-то более опытный поможет выбрать правильное питание, расскажет, как лучше построить ежедневные тренировки с учетом индивидуальных особенностей, разъяснит фразу из книги по йоге. Личного йога-инструктора могут позволить себе вполне обычные люди, потому что стоимость их услуг доступна. В то время как Москва бьет все рекорды по этим показателям. Так, например, час занятий с индивидуальным тренером будет стоить около 3 000 руб. Поэтому ясного понимания и отношение к личному преподавателю или занятиям йогой онлайн в России пока не сложилось.
Как бы то ни было, любые методы, которые делают йогу доступной для искренних ее последователей, имеют право на существование!
Получить больше информации о Йоге онлайн и попробовать возможность домашней практики йоги онлайн.
_____________ С наилучшими пожеланиями ॐ Юля
yoga-detox.ru |
Подписаться на новости и статьи:
Подписываясь, вы соглашаетесь с Политикой обработки персональных данных