Сколько асан в йоге: история возникновения

Происхождение йоги

Происхождение йоги скрыто во мгле веков. Истоки йоги не прослеживаются однозначно, ее медленно развивали и разрабатывали древние мудрецы не только Индии, но и других частей мира. Йога изменялась и приспосабливалась к местным обычаям и особенностям, местным идеям.

Современное научное сообщество считает, что йога возникла из первобытной магии. Магия была разных видов: земледельческая, военная, бытовая. В ней использовались различные заклинания, воздействия определенных ритуалов на некие объекты. Со временем человек, наверное, заметил, что при одном и том же воздействии на самого себя, происходят изменения. Возможно, что отсюда и возникла йога. Т.е человек что-то делает, к примеру, подражает тигру, надеясь приобрести силу, и у него меняется как-то состояние. Многие, кто отваживался экспериментировать на себе, приходили к психотехникам, изменяющим состояние.

*Это не является доказанным фактом, но считается общепринятой гипотезой.

В некоторых традициях верят, что йога была даром богов, данным в откровении древним мудрецам, чтобы человечество могло осознать свою божественную природу. Техники йоги передавались в устной форме от учителя к ученикам.

Первое материальное свидетельство о происхождении йоги произошло в конце 19 века, при археологических раскопках памятников протоиндийской городской цивилизации Махенджо-даро и Хараппы (возраст которых аналогичен древности первых династий Древнего Египта) Это были артефакты: статуэтки изображавших людей, которые занимаются йогой. Например, они изображали Господа Шиву (мифологического основоположника йоги) и его жену Парвати, сидящих в разных асанах и практикующих медитацию. Развалины, где проводились эти раскопки, когда‑то были местом поселения людей, живших в так называемую доведическую эпоху. Эти находки позволяют с определённостью утверждать, что практика йоги существовала в Индии ещё до того, как на полуостров Индостан вторглись арийские племена, которые впоследствии его и заселили

Наверх

Опыты. За йогой в Индию

04.03.2020 РУБРИКА: Опыты

Автор: Женя Попов

5318

Женя Попов недавно переехал из Беларуси в Нидерланды, занимается программированием, любит путешествовать и исследовать природные места. Он увлекается бердвотчингом и йогой – о наблюдениях за птицами на архипелаге Шпицберген он уже рассказывал, а теперь делится впечатлениями о поездках в Индию за йогой – в ашрам и в центр аштанга-йоги.

Как и следовало ожидать, все началось с йоги. Чуть меньше года мне потребовалось, чтобы перейти от мыслей «йога – это развлечение для девочек, чтобы качать попу» к мысли «а почему бы не сгонять в Индию?» Индия – заманчивое направление для всех желающих погрузиться чуть глубже в этот мир, да и просто загадочная страна с богатым прошлым и настоящим. Некоторые влюбляются в эту страну, другие говорят, что больше «в эту клоаку ни ногой». Я искренне надеялся, что буду принадлежать к первому типу и очень боялся, что все-таки окажусь вторым. Спойлер: в Индии хватает и хорошего, и плохого, как и везде. Если ехать туда, ожидая увидеть мусор, грязь, нищету и обман – именно это будет встречаться тебе на пути. Захочешь встретить проявления лучших человеческих качеств и немного волшебства – встретишь, не сомневайся.

Вариантов, куда поехать заниматься йогой в Индию – вагон. Я был в Индии дважды. Первый раз главной целью стал Шивананда-ашрам в Керале. Хотелось бы написать какую-нибудь увлекательную историю выбора именно его среди сотен подобных, но реальность куда прозаичней. Основой для планирования стали дешевые билеты Минск – Кочин. Гугл, «ашрам в Керале», отзывы, profit. Тогда же, по дороге, удалось заехать еще в пару интересных мест. Итоговый маршрут получился таким: Минск – Кочин – Кумараком (очень красивый заповедник) – Тривандрум (транспортный узел) – Варкала (о ней ниже) – ашрам – Тривандрум – Кочин – Минск. Второй раз я целенаправленно поехал в Майсор, штат Карнатака – средних размеров город неподалеку от Бангалора. Но обо всем по порядку. Поехали!

Варкала

Варкалы не должно было быть в этом списке. У меня не было плана ехать туда, как и вообще хоть какого-то плана. Но впервые в жизни прилететь в Индию и не побывать нигде, кроме ашрама… Название этого города случайно всплыло в процессе поиска, где поплавать в Керале – штате, в котором и находился ашрам, куда я ехал. Штат, где первым в мире открылся аэропорт полностью на солнечной энергии и где уровень образования самый высокий во всей Индии. А еще в штате популярен коммунизм – с серпами, молотами и прочей знакомой атрибутикой.

Попасть сюда проще всего на поезде из Тривандрума (другое, полное название – Тхируванантхапурам). В пути около получаса, билеты стоят копейки. А в Тривандрум можно прилететь на самолете, и не только из Индии – местный аэропорт международный и второй по пассажиропотоку в штате. Как вариант, можно стартовать и из Кочина, столицы штата, разве что времени в пути уйдет побольше – 3-4 часа.

С первого взгляда Варкала похожа на рай. После второго и даже третьего впечатление особо не меняется. Огромный утес нависает над километрами пляжа. Именно этот утес (его все так и называют – cliff) – центр всей местной жизни. Кафе, йога, развлечения, массаж, магазины. Каждые несколько сотен метров выдолбленные в горе ступеньки, чтобы спуститься на пляж. Есть цивилизованный, с кучей местных и даже охраной, которая свистками мешает тебе зайти подальше в воду. Есть и дикий, где ты легко можешь быть один на несколько десятков метров. Я не любитель такого отдыха, и это, пожалуй, первое место, где я получал кайф, находясь на пляже! Волны были огромными: иногда я даже всерьез опасался, чтобы меня не унесло в океан, начитавшись до этого про обратное течение и Шри-Ланку. На пляже есть храм, омовение в океане после его посещения – часть местного обряда. Там же недалеко можно умыться после купания в соленой воде. Чуть позже мы узнали, что этот пляж используют, чтобы развеивать прах умерших. Это единственный факт, который может смущать.

В целом, это типичное курортное место. Но курортное в слегка извращенном смысле. Такая Ибица, где вместо алкоголя и наркотиков люди активно ищут йогу. Повсюду вегетарианские кафе со смузи, много европейцев и русскоязычных, на каждом шагу предлагают массаж и различные аюрведические снадобья. Контингент отдыхающих соответствующий. Невозможно прийти на пляж и не увидеть там хотя бы одного практикующего йогу человека. А уж сколько людей собирается у океана на рассвете и закате! При этом абсолютно нет ощущения толпы. Пляж огромный, места, чтобы чувствовать себя комфортно, хватает всем.

«Невозможно прийти на пляж и не увидеть там хотя бы одного практикующего йогу человека »

Для желающих практиковать йогу не самостоятельно на пляже, а в более привычной манере, каждое второе здание предлагает такую услугу. Это может быть кафе, магазин или просто жилой дом – желающих поучить тебя йоге тут предостаточно. Наверняка среди такого разнообразия хватает и откровенно халтурных коммерческих предложений, но нам везло. Сарафанное радио привело к инструктору Джозефу. Он невероятно впечатляет! В своем уже далеко не юношеском возрасте творит какие-то невозможные вещи и пользуется авторитетом у местных приехавших. У него же можно пройти курсы учителей йоги RYT 200. Такое обучение – то, ради чего многие иностранцы приезжают в Варкалу. Учеба, экзамен и сертификат обойдутся примерно в $ 1000. При этом ты месяц живешь в доме на полном пансионе. И все это в двух шагах от океана!

В Варкале мы задержались на четыре дня вместо изначально запланированных двух. Была даже мысль махнуть рукой на ашрам и провести тут остаток отпуска, но любопытство все-таки победило. И не зря!

Зачем ехать? Это европеизированный индийский курорт. Есть варианты размещения на любой уровень комфорта и кошелек, при этом сохраняется местный колорит. Можно смело ехать, если хочешь соприкоснуться со страной, но боишься оказаться в каких-то более отдаленных от привычного образа жизни местах. Здесь множество европейцев, приехавших позаниматься йогой.

Шивананда-ашрам в Керале

Когда-то ашрам означал обитель отшельников где-нибудь в труднодоступной местности, где они могли, никем не побеспоконенные, постигать мир тем путем, который считают наиболее верным. Но на дворе двадцать первый век, сложно противиться цивилизации и вездесущим надоедливым туристам. Можно уйти в глухую оборону, сделав свою обитель местом для избранных или наоборот – широко распахнуть двери для всех желающих. Так и поступили в Шивананда-ашраме. Сегодня у ашармов есть даже сайты, где можно узнать всю нужную информацию.

Если отбросить нетипичные варианты вроде «поселиться в ашраме навсегда, оставив привычную жизнь позади», то остается два способа пожить в нем. Это teacher course и yoga vacation. Про оба детально узнать можно на сайте, мы же приехали в ашрам именно в рамках yoga vacation, короткой программы, рассчитанной на желающих хотя бы краешком зацепить местную жизнь. Весь курс длится две недели, но присоединяться и уходить можно в любой день. Единственное требование – минимальное пребывание в ашраме в течение трех дней. Оплачиваешь их при заселении, остальное – когда будешь уезжать. Примерно за € 10 в сутки ты получаешь койку, двухразовое питание, чай, фрукты, два занятия йогой и лекцию – и все это каждый день!

Базовое размещение подразумевает кровать в общем помещении на 30-40 человек (отдельно мужское и женское общежитие). Также есть вариант заселиться в собственную комнату с доплатой. Существуют различные опции, но чаще всего эти комнаты постоянно заняты, и о своем желании снять одну из них лучше предупреждать заранее (e-mail до приезда). В итоге мы оказались в общих комнатах и ни разу не пожалели об этом! 40 человек в одном помещении – это только звучит пугающе, на самом деле там комфортно, чисто и уютно. Москитная сетка у кровати даже дает ощущение исключительно личного пространства. В ашраме строго следят за разделением мужского и женского общежития и даже супругов, проживающих в одной комнате, просят на время пребывания в его стенах воздержаться от секса. Это же касается алкоголя и табака (впрочем, многие все равно бегают покурить за территорию)

Как устроен день в ашраме?

05:30. Подъем. Еще темно. Поют цикады, потихоньку просыпаются птицы. Светать начнет только во время утреннего сатсанга. Вставать обычно не хочется, да и насильно из кровати выгонять никто не будет, но стоит собраться с силами и привести себя в вертикальное положение. День начинается.

06:00. Сатсанг. Триста обитателей ашрама собираются в главном зале. Получасовая медитация продолжается пением мантр. Мелодии очень запоминаются и цепляют – и через полгода я иногда ловил себя на напевании знакомых мотивов. Для желающих внести в общее дело пару лишних нот на полу лежат бубны и прочие задорные инструменты. Некоторые не понимают смысл всего действа, другие считают это слишком религиозным, в общем, всегда находятся люди, предпочитающие поспать лишние полтора часа. Я участвовал. Как бы то ни было, встретить рассвет в таинственном зале, среди толпы людей и при этом в звенящей тишине – незабываемое ощущение.

Иногда утренний сатсанг заменяется на silent walk. Это десятиминутная прогулка в полном молчании в какое-нибудь невероятно красивое место (благо, таковых в окрестностях ашрама предостаточно). Дальше те же мантры, но уже в другом месте. Во время возвращения обратно молчать не обязательно. Такое начало утра пропускает куда меньше народу.

07:30. Чай. Все собираются в главном дворике у «чайного дерева» – основного места встреч на территории ашрама. Именно тут многие предпочитают проводить редкие свободные минуты. Типичные напитки с утра – либо традиционный индийский масала-чай, либо травяной. Особо налегать на напиток не стоит: через полчаса стартует первый асана-класс.

08:00. Асана-класс. Каждый асана-класс начинается с пранаям, которые длятся примерно 30 минут. Последовательность асан Шивананда-йоги состоит всего из 12 основных поз с шавасаной (отдыхом) между ними. Основное различие между классами для новичков и продвинутых (а в ашраме ты можешь выбрать, на какой класс идти) заключается во времени нахождения в самих асанах и времени отдыха между ними. Соответственно, первое со временем увеличивается, а второе – уменьшается. Если ты занимаешься йогой хотя бы несколько месяцев или в целом имеешь любой спортивный бэкграунд, можно смело идти на продвинутый уровень.

10:00. Прием пищи. Ученики собираются в огромной столовой. Перед едой поют мантру. Главный заводила – очень обаятельный лысый дедушка, так и хочется начать ему подпевать! Сидят все на циновках, есть принято руками. Желающие не изменять своим европейским привычкам могут брать приборы с собой и использовать их. Еда необыкновенно вкусная! И, приятный бонус, неограниченная.

11:00. Карма-йога. Изначальное определение карма-йоги – «бескорыстное служение». Ее суть – делать что-то для общего блага, не ожидая за это никакой благодарности. Тут это значит, что каждый студент получает свое задание по хозяйству. Мне досталось разносить и разливать чай (одна из самых легких и приятных обязанностей), кто-то накладывает добавку в столовой, подметает улицу от листьев или делает мочалки из кокосовых шкурок – в ашраме все очень zero waste! В целом практически все обязанности абсолютно ненапряжные и действительно приносят удовлетворение. 12:00. Вопросы и ответы. Время, чтобы лично обратиться со своим вопросом по асанам или медитации к преподавателям. Подавляющее большинство людей используют эти полтора часа, чтобы просто поваляться с книжкой в теньке. Расписание такое насыщенное, что другого времени на это нет!

13:30. Чай. Очередной перерыв на чай и сезонные фрукты.

14:00. Лекция по философии йоги. Яма (этические ограничения в йоге), нияма (духовные принципы), их составляющие и так далее. Пожалуй, только по лекции можно с уверенностью определить, на каком этапе yoga vacation ты находишься. Лекции читают разные люди, с разным английским и талантом рассказчика, но мне куда чаще было интересно и познавательно, чем нет.

15:30. Асана-класс.

18:00 Ужин (вегетарианский). Наш последний вечер в ашраме совпал с выпуском учительского курса и нам достался праздничный ужин, сервированный на банановых листьях!

20:00. Сатсанг. Вечерняя медитация и мантры

22:30. Отбой.

Один раз в неделю выходной. При желании можно уехать на одну из экскурсий (проводит ашрам) или остаться на территории ашрама и просто расслабиться. Подобный насыщенный график не оставляет места для свободного времени. Некоторые предпочитают игнорировать сатсанг или лекции. Хотя в правилах четко написано, что пропускать их нельзя, на практике, конечно же, никто не заставляет туда ходить. Но есть ли смысл ехать за тридевять земель, чтобы просто пару часов в день выполнять асаны?

Зачем ехать? Отдохнуть от городской суеты, погрузится в абсолютно непривычный мир, дать себе право никуда не торопиться. Пожить в райски красивом месте. Хотя бы на те несколько дней, пока ты тут, рекомендую максимально следовать распорядку и правилам ашрама – так эффекта будет куда больше.

Майсор

Город Майсор на юге Индии – столица аштанга-йоги. Именно тут она (в современном своем представлении) зародилась и сюда же четыре месяца в году стекаются несколько сотен аштангистов со всего мира. Желающих намного больше, но мест всем не хватает. Это относительно молодое направление всего пару десятков лет назад стало широко известно в Европе и Америке и всего несколько лет назад – на постсоветском пространстве.

Попасть сюда непросто. Каждый год, за несколько месяцев до сезона становится известно, в какие конкретно месяцы будет проходить практика в главной шале (пространство для занятия аштанга-йогой). Все желающие должны в назначенный заранее день заполнить и отправить заявку, и уже из них выбирается около 300 человек на месяц. Обязательное условие для подачи заявки – как минимум два месяца практики с авторизованным преподавателем. В общем, примерно как зарегистрироваться на марафон из большой шестерки или на заплыв по проливу Босфор между Европой и Азией. Но не стоит переживать – в городе аштанга популярна и всегда можно без проблем попасть к любому другому учителю. Именно так поехал в Майсор и я.

Добраться до Майсора проще всего, прилетев в аэропорт Бангалора. Прямой автобус из аэропорта до центра Майсора идет 3-4 часа и стоит около 800 рупий (примерно € 10). Подавляющее большинство аштангистов живет в Гокуламе – это самый престижный и «цивилизованный» район Майсора. Хорошую комнату со своим душем и туалетом (но общей кухней) можно снять за $ 250-400 в месяц. Кто-то умудряется снять апартаменты за ту же сумму. Многие приезжают в Майсор год за годом, в одну и ту же квартиру, где уже хранят свои сундучки. Другие снимают апартаменты в городе на целый год.

Может возникнуть резонный вопрос – а зачем? Столько проблем и препятствий, чтобы просто попрактиковать асаны где-то в Индии? У меня тоже были некоторые сомнения на этот счет, но все решила атмосфера. Практика в Майсоре похожа на летний лагерь. Люди заезжают по сменам. Ходят в шалу практиковать, знакомятся, пьют кокосы и едят досу (традиционные блинчики). Весь день строится вокруг одного события – практики, а дальше каждый занимается своими делами. Кто-то едет в город со старой или новой компанией, кто-то в магазин пошопиться, кто-то – навестить один из сотен местных храмов. Занятие найдется по вкусу каждому. Не хочешь ничего делать и никуда ехать – и не надо! У тебя ведь целый месяц, расслабься, отдохни, почитай книжку в конце концов.

Это одно из главных удивительных открытий – тебе не надо никуда бежать. Не надо все смотреть. Ты не можешь никуда опоздать потому что тебе никуда не нужно идти. Ты просто живешь в этом городе. Это не отпуск, где за одну-две недели надо галопом пробежаться по всем интересным местам. Это месяц, а то и два, полноценной жизни в Индии.

«Это одно из главных удивительных открытий – тебе не надо никуда бежать»

Погода благоприятно влияет на практику. Тело становится намного гибче, казавшиеся невозможными еще неделю назад вещи получаются сами собой. Но и силы на такой жаре кончаются куда быстрее, стоит это учитывать.

Постоянно что-то происходит. Поехал на озеро посмотреть птиц – и вот уже пьешь чай в кафе с какими-то местными, а они советуют, куда сходить в Майсоре. Едешь в шалу – то подвезешь голосующего индийца, то байк сломается в паре сотен метров от прокатной конторы. По субботам можно пойти и сжечь «плохую карму» в храме Сатурна. По воскресеньям традиционный выходной, и люди выбираются в коротенькие day-trips из Майсора. Рано или поздно ты вливаешься в ритм города, перестаешь сопротивляться и просто живешь. Лично у меня там впервые получилось пожить в стороне от привычных мест, не торопясь все увидеть и везде успеть. Просто, спокойно, расслабленно. Эти слова стали для меня гимном Майсора.

Байк тут скорее необходимость, чем прихоть. Рикши дешевые, и даже работает убер, но, приняв твой заказ, водитель не торопится по нему выезжать, не закончив свой разговор с друзьями. За $ 50-70 можно взять скутер на месяц. Беларусские права автоматически включают категорию АМ, но в России это не так, и кое-кто использовал права, купленные в каком-то магазине приколов. Впрочем, свои я тоже забыл дома, но фотографии оказалось достаточно.

Поесть вполне можно за 40-60 рупий (меньше доллара) в местных кафе. С другой стороны, по Майсору ходит немало историй о пищевых отравлениях, так что тут уж как повезет. У меня за почти месяц в городе никаких проблем с желудком не было. Хватает и более дорогих заведений, и ларьков с индийскими сладостями, все из которых похожи на сушеную сгущенку.

Зачем ехать? Если ты занимаешься аштанга-йогой, вряд ли у тебя возникнет такой вопрос. Если нет – это отличное место, чтобы провести месяц (два, три) в стороне он перенасыщенных туристами достопримечательностей. Пожить в абсолютно обыкновенном индийском городе далеко от океана, прочувствовать на себе местный ритм жизни и обязательно проникнуться им.

Самое главное – не стоит ждать от йоги в Индии какой-то магии. Да, именно в этой стране сильны традиции йоги и подходящий климат, но вся магия внутри тебя, а если просто сидеть и ждать чуда, оно никогда не произойдет.

Фото: личный архив автора

Тэги: Индия

5318

Ведийский период

Ведийский период (с XV век до н.э. по VI век до н.э.) охватывает эпоху расселения арийцев и постепенного распространения их культуры и цивилизации по всему Индийскому полуострову

Первыми книгами, упоминавшими о йоге, были древние Веды. Слово «йога» встречается в Ведах в разных местах, особенно в Ригведе (там упоминается прообраз йогина — святого мудреца отшельника Муни). Разумеется, это символические описания, и из чтения Вед можно мало что узнать о йоге, как её понимают в наши дни. Но все-таки там упоминаются многие аспекты йоги, например, дхарана (сосредоточение), дхьяна (медитация) и так далее, хотя и без особых подробностей.

Человеческое Я или сознание в полной мере понималось, как нечто, находящееся за пределами тела и ума, но, в то же время, подлежащее реализации внутри. И это не удивительно, учитывая тот факт, что составление Вед вдохновлялось высоко развитыми йогами. Это высшее знание превосходит все национальные и языковые барьеры. Оно постигалось отдельными людьми во всех частях света и во все периоды истории.

В более поздней Веде-Атхарваведе (первый индийский текст, связанный с медициной) обнаруживаются описания необычных способностей некоторых мистических персонажей и отдельных фаз пранаямы, а также понятие «тапаса» и мистического жара. Можно сказать, что учение йоги в той или иной форме была известна в ведические времена, как и за много тысяч лет до этого. Это не удивительно, поскольку всегда были люди, которые стремились и пытались настроиться на более высокое сознание и выйти за пределы своей ограниченной индивидуальности. Однако, система йоги, по всей вероятности, ещё не была по‑настоящему сформулирована в до‑ведический и ведический периоды. Опыт йоги был известен, но науку йоги ещё только предстояло систематизировать.

Далее по датировкам, появляются комментарии к Ведам — это Брахманы и Упанишады, где о йоге можно узнать уже намного больше.

Брахманы — это тексты, касающиеся, в основном, жертвоприношений и ритуалов, хотя на их страницах можно найти чрезвычайно много знаний и исторических сведений. В качестве двух важных аспектов йоги в них упоминаются «джапа» (медитатативные техники, связанные с повторением мантр) и «мауна» (ещё один метод, способствующий медитации, который можно перевести как «внутреннее безмолвие»).

Именно в этих текстах впервые письменно упоминается универсальная мантра АУМ, и объясняется её значение. Уже в этих текстах Йога начинает причудливо трансформироваться, возникают ее не классические формы.

Появляться основы науки «свара йоги» (изучения дыхании, течения психических потоков, и их взаимосвязи с жизнью), которые позднее получили дальнейшее развитие в классическом тексте «Шива Свародайя». В Брахманах также говорилось и об использовании йоги для развития психических способностей, например, умения читать мысли других людей.

Упанишады дают уже более конкретные формулировки относительно йоги и ее техниках. Слово «Упанишада» составлено из санскритских слов /шад —/ «сидеть», /упа/ — «рядом» и /ни/ — «учиться». В целом это слово можно перевести как «сидеть рядом и учиться у гуру». Кроме того, слово «упанишада» можно истолковать как тайное учение. Принято думать, что существует около двухсот Упанишад, самые древние из которых были написаны около шестисотого года до нашей эры, а самые новые — в пятнадцатом веке нашей эры. По традиции, подлинными считаются сто восемь из этих текстов, и лишь двенадцать или тринадцать из них признаны заслуживающими доверия. Наиболее важны Иша, Кена, Катха, Прашна, Мундака, Мандукья, Тайтирийя, Айтарейя, Чхандогья, Светасватара и Брихадараньяка. Упанишады также называют Ведантой — кульминацией Вед — поскольку утверждается, что в них выражена сущность Вед.

Центральной темой Упанишад является познание человеком самого себя и окружающего мира. Путь йоги, который изображают Упанишады, далеко не усыпан розами — он требует больших усилий для реализации. Как говорится в Катха Упанишаде, этот путь узок, как лезвие бритвы.

Там же дается первое точное определение йоги: йога это контроль чувств. Там проводится чудесная аналогия с колесницей, запряжённой конями.

«Знай, что тело — колесница, а Атман— хозяин колесницы. Знай, что разум — возничий, а ум — вожжи. Кони, запряжённые в эту колесницу — наши чувства, а путь, по которому они бегут — объекты чувств. Когда Атман в гармонии с телом, чувствами и умом, мудрые люди называют Его «Наслаждающимся».»

Идеей йоги в этих трудах — обращение своего внимания внутрь, познание внутреннего Я. Человек, в совершенстве владеющий самим собой, сравнивается с искусным колесницей, способным обуздать своих коней — чувства, именно такой человек достигает освобождения.

Что касается упоминания самой практики йоги, то о ней отчетливо говориться уже в ранних Чхандогья-Упанишады (начало I тыс. до н.э.)

«Сосредотачивает все чувства в Атмане», что позволяет нам заключить об описании практики Пратьяхары (йогическая техника отвлечения чувств от объектов, на которые они обычно направлены) Во многих Упанишадах авторы пытаются описывать высший духовный опыт и понимание или знание, которое они получали. Для этой цели они используют притчи, поэзию. Другие Упанишады описывают психологические установки, которые необходимо вырабатывать и принимать, чтобы встать на путь йоги и успешно продвигаться по нему. Третьи содержат краткие высказывания о методах, которые можно использовать для достижения медитации.

В более поздних Упанишадах, таких как «Прашна» и «Катха», эта тема получила дальнейшее развитие. В них описаны различные формы праны (прана составляет основу всех форм жизни) в теле классифицируются в соответствии с их местоположением и функциями, и утверждается, что в теле человека существует семьдесят две тысячи нади, или пранических каналов. Кроме того, в них говорится о «кундалини» (психической и духовной силе), существующей в теле в форме змеи. А также в них содержится чрезвычайно подробные обсуждения мантры АУМ.

Наверх

История Йоги: древнее искусство, покорившее мир

21 июня весь мир отмечает Международный день йоги. Не для кого не секрет, что сегодня учение йоги набирает популярность на Западе. Можно с уверенностью сказать, что этим древним знанием охвачена вся планета — повсюду появляются новые школы йоги, ашрамы, направленные не только на работу с телом, но и специализированные медитативные центры.

История зарождения йоги

Первое упоминание о йоге обнаружили при проведение раскопок древнеиндийских городов Харраппа, Даро и Мохенджо, когда была найдена печать Пашупати с изображением Рогатого Божества, прототипом Шивы, которой сидел в одной из йогических поз. Исходя из этих фактов, следует полагать, что такая техника исходила из более древних времен, приблизительно 3 век до н.э. подобные позы встречаются и при раскопке цивилизаций Латинской Америки.

Популярные статьи сейчас

Украинка уехала на заработки в Италию, оставив мужа «в няньках» с двумя сыночками: «Прости, я беременна»

Бывший муж Ани Лорак ошарашил признанием с младенцем на руках: «Маленький принц»

Полураздетая невеста Розенко предлагает поиграть ее «мячиком» на пляже: «Я ничего не забыла?»

Виктор Павлик не смог оправиться от гибели сына: видео, которое невозможно смотреть без слез

Показать еще

Легенда о возникновении йоги

Шри Матсиендра был рыбаком, и однажды его проглотила огромная рыба, скрывшаяся на дне океана, около того места, где Великий Бог Шива намеревался раскрывал сокровенные тайные Учения йоги своей супруге Парвати. Во время передачи особых наставлений Парвати уснула, и когда Шива спросил, получила ли она передачу Учения, Матсиендра из брюха рыбы пропел: «Ом». Получилось, что он получил посвящение раньше самой жены Бога Шивы!

Матсиендра был очарован учением йоги. Проведя 12 лет в рыбьем брюхе и изучая все это время духовные практики йоги, он освободился (достиг просветления). Будучи уже просветленным Мастером, Матсиендр передавал это учение (Дхарму) многим живым существам ещё в течении пятиста лет, после чего полностью растворил элементы своего материального тела в Ясном Свете и исчез.

Так или иначе, но в одном из важнейших трактатов «Хатха Йога Прадипика» в линии передачи знания первым после Шивы назван Матсиендра. Ему посвящена одна из самых популярных асан хатха-йоги — матсиендрасана.

Йога как система возникла в Индии еще в глубокой древности. Доказательством этого являються древнейшие письменные памятники индийской культуры, дошедшие до нас, а именно Веды – сборник самых древних писаний на санскрите. Веды состоят из четырех частей:

  • Ригведа (Веда гимнов);
  • Самаведа (Веда песнопений);
  • Яджурведа (Веда жертвенных формул);
  • Атхарваваеда (Веда заклинаний).

В Ригведе, создание которой ученые датируют двумя с половиной тысячами лет до нашей эры, упоминается о йоге как об определенном своде законов, касающихся социальных, нравственных и экологических сторон жизни общества. Ряд ученых возводят происхождение йоги к III—II тысячелетиям до нашей эры, на основании того, что во время раскопок городов Мохенджо-Даро и Хараппы в долине реки Инд были найдены печати с изображением людей, которые находились в различных позах йоги.

Первые письменные памятники — Веды — появились, как принято считать, после вторжения в Индостан арийских племён. Если коренная культура была уничтожена именно ими, то за десять веков, прошедших от этого события до возникновения Вед, йога, как её элемент, была ассимилирована завоевателями. Однако существует и альтернативная точка зрения, согласно которой Йога была принесена в Индию ариями.

Первым и самым почитаемым по сей день систематизированным руководством по классической йоге, дошедшим до нас, являются Йога-сутры, их авторство приписывают мудрецу Патанджали, который был не только известным теоретиком и практиком йоги, но и аюрведическим врачом.

Философские принципы йоги и её мировоззрение подробно описаны в древнем трактате «Бхагавад-гита» (точной датировки нет, предположительно III-I тысячелетие до н.э.). Текст Гиты – это разговор между богом Кришной и воином Арджуной перед битвой на Курукшетре, где Кришна обучает Арджуну науке жизни.

Согласно Бхагавад-Гите «йога — это равновесие». Идеалом Гиты является не аскет из пещеры, погруженный в глубокую медитацию, а обычный человек. Йогин не должен покидать мир, напротив, он должен оставаться в нем, не уклоняясь от естественных условий жизни и быта. Легко быть просветленным, оградив себя от влияния внешнего мира, а вот сохранять гармонию, не поддаваясь внешним соблазнам – гораздо сложнее. Главные условия: систематичная практика и непривязанность к материальному. Именно такая интерпретация сделала йогу необыкновенно популярной в индийском обществе, а представление о том, что только бескорыстная деятельность ведёт к освобождению, сохранилось до наших дней.

Существуют и другие йогические тексты, наиболее известны из которых популярные средневековые тантрические тексты по Хатха-йоге, написанные простым языком, понятным для масс. Это «Шива-самхита» и «Гхеранда-самхита», а также «Хатха-йога Прадипика».

До появления упомянутых текстов (в XII в.) известна йога, приписываемая некому Горакх-натху, согласно легенде составившему «Горакша-шатаку», тезисное изложение по Хатха-йоге.

Направления йоги

Карма йога практикуется на обширных понятиях добра и зла. Она призывает к отречению от результатов своей деятельности, привязанности к каким-либо ценностям, а также на выработку готовности оказать помощь, щедрость и труда не для себя, а для людей. Развитие таких способностей в будущем поможет человеку уберечься от негативных оболочек (лень, эгоизм, жадность). Данное направление учения зачастую приобретает неожиданные, порой экстремальные методы. Например, в XX веке индийский святой Шри Бабаджи заставлял своих учеников, имеющих гордыню, алчность и спесь, носить для постройки храма огромные валуны. Но именно таких образом достигался результат духовного очищения личности и избавление от всех негативных факторов.

Кундалини йога основана на пробуждении энергии Кундалини, которая изначально присутствует в каждом человеке.

Крийя йога. Проведение специальных йоговских чисток физической оболочки человека посредством медитаций и освобождение от негативной энергии ума.

Бхакти йога основана на обожествлении Гуру. Только при испытании эмоциональной вершины блаженства человек способен воедино слиться с Божеством. Бхакта должен искренне отдавать свое эмоциональное состояние духовной сфере. Порой это состояние организма можно достигнуть только с помощью танцев, определенных ритуалов, песнопений и мантры.

Джняна йога. В этом учении осознание сверхспособностей своего организма приходит при изучении текстов духовных священных учений – Упанишад, Вед, — самого Гуру. Джняна йога основана на медитации при чтении текстов, где учитывается только суть рассказа, таким образом, происходит переход мыслей в сторону интуитивного озарения.

Раджа йога. В учении исключительно делается акцент на работу со своей энергией. С помощью достижения состояния так называемого «состояния Раджа Йоги» человек открывает свои энергетические чакры и каналы. С помощью специальных упражнений под руководством самого Мастера энергия силы и способностей управлять своей энергии передается от самого учителя ученику. Мастером считается человек, который сам успешно изучил духовную систему Востока. Только таким образом на вербальном и невербальном уровне возможна прямая передача знаний и силы обучающемуся.

На сегодняшний день довольно большое распространение получила методика Хатха йога. Здесь большое значение имеет непосредственно работа над своим телом. Хатха способна излечить тело, наладить подпортившуюся энергию тела, способствует достижению поставленной цели. Достижение конечных результатов возможно только при взаимодействии с внешней оболочкой. Люди, давно занимающиеся йогой именно этого направления, обладают отличными физическими возможностями, бодростью духа и адекватностью во всей отношениях. Благодаря правильной практике человек приобретает способность контролировать не только свое тело, но и сознание. Именно умение работать над собой помогает достичь того самого блаженственного состояния «вершины раджа йоги».

Такая йога отличается от обыкновенных гимнастических упражнений ориентировкой непосредственно на сознание, нежели на само тело. Проводится своеобразная внутренняя работа над собой. Хатха йога способствует поддержанию в тонусе всех связок и групп мышц организма.

Занимающиеся йогой имеют отличное здоровье на протяжении всей своей жизни, в то время как в спорте, люди ограничивают свои возможности уже через несколько лет.

Как сообщал портал «Знай.ua», итальянские археологи рассказали о найденном недавно сенсационном артефакте, который почти не имеет аналогов в мире. Возможно, это лишь второе в истории археологическое подтверждение того, что в древности существовала казнь через распятие.

Возникновение индуизма

«Индуизм — это монотеистическая религия, последователи которой верят в то, что бог проявляет себя в различных формах. Человек может поклоняться той из форм бога, которая наиболее близка ему, при этом относясь уважительно к другим формам поклонения»

В течении всей истории развития йоги (как на протяжения ведического периода индийской истории так и после него) терминология йоги и ее мировозренческая направленность произвольно видоизменялась как известными философскими школами, так и бесчисленными аскетами, магами и йогинами-одиночками в силу личного разумения. Причём всё это были сугубо арийские интерпретации.

По мере того как с течением времени местные аборигенные культы стали смешиваться с представлениями Вед и набирать силу, как бы переваривая религиозные представления пришельцев, возник собственно индуизм. Типичными для индуизма можно признать такие религиозные положения, как «дхарма», «карма», «сансара», «майя». Два крупных эпических текста — Махабхарата и Рамаяна — были написаны около трёх с половиной тысячелетий назад, незадолго до рождения Будды.

Слово «Махабхарата» можно примерно перевести как «Великая книга индийской культуры», а «Рамаяна» — как «Путь Рамы».

Махабхарата содержит свыше ста тысяч стихов, а Рамаяна, хотя она и меньше по размеру, всё‑таки достаточно велика, чтобы считаться скорее энциклопедией, чем книгой. Даже в сегодняшней Индии Рамаяна, пожалуй, остаётся самым популярным из традиционных писаний. В этой книге жизнь Рамы описывается прекрасными стихами, которые часто поют под музыку. Хотя она не содержит, или почти не содержит никаких конкретных указаний по йоге, она в символической форме описывает суть жизни йога и путь, который нужно пройти для обретения самореализации. Внешне, она касается жизни Рамы, его жены Ситы и других людей, а также невзгод, с которыми они сталкиваются в жизни. Но, в действительности, под этой тонкой маскировкой скрывается описание проблем и испытаний — как внешних, так и внутренних — с которыми приходится сталкиваться йогам на пути к трансцендентному осознанию.

Также более отчетливо о йоге упоминается в Бхагават гите (часто называют «Гита-упанишада» или «Йога-упанишада») — шестой из частей Махабхараты Основной упор в Гите делается на достижения уравновешенности в повседневных действиях, а не на аскетической традиции йоги — уходе из социума. Йогин не должен покидать мир. Напротив — он должен жить в самой гуще социума, не уклоняясь ни от чего. Причём единственное условие спасения заключается в систематической практике йоги и непривязанности к плодам своих действий.

В Махабхарате основной текст, повествующий о военных сражениях в определённый период истории Индии, чередуется со многими отрывками, относящимися к йоге и ее практике. Однако, суть её учения содержится во всемирно известной части, именуемой «Бхагавад‑Гита». Это поэма из семисот стихов, в которой воплощение Бога — Кришна, играющий роль возницы во время главной битвы эпоса, обучает великого воина Арджуну практике йоги.

И определения йоги звучат уже так:

«Уравновешенность йогой зовется» «Йога — это мудрость, благодаря которой избежишь порабощения кармой» (то что предопределено тебе судьбой) « Йога — это искусность в действиях, тотальность в действиях.

Также в Бхагават гите есть упоминание о самадхи, одном из йоговский понятий. «Когда твой противопоставленный писаниям разум, утвердиться в непоколебимом самадхи, тогда достигнешь йоги»

Бхагавад Гита — это текст-путеводитель по йоге, применимый ко всем людям на свете, независимо от возраста, занятий и общественного положения. Именно Бхагавад Гита призывает всех начинать заниматься йогой здесь и сейчас, не думая, что её можно практиковать лишь аскетам. Практика йоги должна уже сейчас быть неотъемлемой частью жизни человека. Ещё одна важная особенность Бхагавад Гиты состоит в том, что она соединяет все разнообразные аспекты йоги в одно всеобъемлющее целое. В практике йоги не следует ограничиваться одним путём. В действительности, это просто невозможно: необходимо объединение всех различных путей. Хотя человек может придерживаться одного конкретного пути, ему, по возможности, следует практиковать и другие пути. В Гите об этом говорится совершенно ясно.

Наверх

На стыке эпох. Эпоха новых учений

На рубеже «старой» и «новой» эры рождаются такие реформаторы, как

  • Будда Гаутама (около 563 до н. э. или 623 до н. э. — духовный учитель, легендарный основатель буддизма.
  • Махавира (599 до н. э.) — основатель джайнизма и джайнской философии, проповедник. Современник Будды Гаутамы.
  • Конфуций (Китай) (около 551 года до н. э.) — древний мыслитель и философ Китая.
  • Сократ (Греция) (около 469 г. до н. э. — древнегреческий философ.

Начинает происходить качественное изменение всех традиций, устоев, мыслей.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: