Литература для начинающих йогов и йогинь

Йо́га (дев. योग) — (по определению из википедии) — это понятие в индийской культуре, в широком смысле означающее совокупность различных духовных, психических и физических практик, разрабатываемых в разных направлениях индуизма и буддизма и нацеленных на управление психическими и физиологическими функциями организма с целью достижения индивидуумом возвышенного духовного и психического состояния.

Перед тем, как изучать статью, вы можете прослушать наш вебинар о древних видах йоги:

Если есть возможность посмотреть — посмотрите :) Эти 50 минут помогут вам понять, почему в древности возникло столько разных видов йоги и что они значат. Если нет возможности смотреть — добро пожаловать к чтению ниже.

Что такое «Йога»?

В систематизированном трактате “йога — сутры”, написанном мудрецом Патанджали около 2.500 лет назад, йога определется как «Читта Вритти Ниродхи». Индийский философ Вивекананда в конце XIX века перевёл это определение как

Йога есть удержание материи мысли (Читта) от облечения в различные образы (Вритти).

Наши современники Островская и Рудой переводят это определение как

«Йога — выключение активных программ сознания».

Откуда появилось название — йога?

Слово «Йога» произошло от санскритского «йодж» или «йудж». За свою 9000-летнюю историю это слово обросло множеством значений: упряжка, упражнение, обуздание, преданность, напряжение, сопряжение, сложение, соединение, единение, связь, гармония, союз, служение, сочетание и т.д. Но суть наиболее полно отражают следующие значения: единение, гармония, союз. Можно сказать, что йога — это путь к гармонии.

Чисто технически йога — это методика медитации. Именно поэтому в йога-сутрах и говорится, что йога — это ЧВН («Прекращение мыслительной активности»). Но каким образом прийти к этому ЧВН? Этих способов было много. И постоянно появлялись всё новые и новые. Древние практики изобретали их регулярно. И потому путей к этому состоянию как и способностей каждого оказалось очень много. Может поэтому образовалось так много течений и разновидностей, которые для каких-то конкретных практиков могли привести к состоянию «молчание ума», но для большинства — они могли и не быть методами достижения этой этой цели. И, зачастую, приносили совершенно противоположный эффект.

Но так или иначе Йога — есть непременный компонент всех духовных традиций Индии. За пределами Индии термин «йога» зачастую ассоциируется лишь с хатха-йогой и асанами — физическими упражнениями, что не отражает духовного и душевного аспектов йоги.

Того, кто изучает и практикует йогу, именуют йогом или йогином.

Для лучшего понимания мы разбили условно древнюю йогу на два вида: дотантрическая йога и тантрическая йога: Дотантрическая йога была относительно проста, в основном ею занимались аскеты и применяли ряд немногочисленных техник (без всяких примесей).

Когда же начало развиваться такое направление индийской культура как Тантра, она начала вбирать в себя всевозможные техники из различных культур в том числе и из йоги.

Йога как обуздание

Третий аспект практики йоги – это обуздание. Если понаблюдать за окружающим миром, то можно прийти к выводу, что единственное, что на самом деле причиняет нам страдания, – это наш собственный беспокойный ум. Если проанализировать реакции человека на происходящее, то можно заметить, что одно и то же событие может у разных людей вызывать прямо противоположную реакцию, и даже более того: у одного и того же человека, но в разное время, одно и то же событие также может вызывать прямо противоположные реакции.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что страдание – это лишь состояние нашего ума, и чтобы это страдание прекратить, достаточно научиться быть беспристрастным, проще говоря, устранить беспокойство ума.

Именно об этом и пишет Патанджали уже в самом начале своих йога-сутр: «Yogaś citta vṛtti nirodhaḥ», что означает: «Йога – это обуздание/прекращение волнений ума». И когда эти волнения прекращаются, наступает спокойное восприятие происходящих событий, так называемый «режим наблюдателя».

И именно «режим наблюдателя» – это ключ к прекращению страданий. Чаще всего мы не можем изменить мир, но мы можем изменить своё отношение к происходящим событиям. К примеру, мир так устроен, что каждый год нас будет настигать летняя жара. И можно сколько угодно пенять на несовершенство мира, – каждое лето мы будем страдать. Но если только мы сможем понять, что страдание нам причиняет не жара, а наше негативное её восприятие, – мы обретём возможность данный вид страдания прекратить. Этому и учит йога.

Дотантрическая йога

До возникновения Тантры йогу можно было (условно) разделить на два вида:

  • медитативная Куда включались психологические (философские) практики — без физического аспекта (т.е. без работы с телом). Одно из направлений — аскетизм.
  • включающая физическую проработку тела (этот вид впоследствии трансформировалась в Хатха-йогу)

Древние писания «Бхагавад-гита» описывают четыре формы йоги, в которых рассматриваемый вид йоги считается наивысшим:

  • карма йога,
  • бхакти йога,
  • джняна йога и
  • раджа йога.

В «йогататтве» (древний текст на санскрите, описывающий практику йоги и препятствия, возникающие на пути к ней) впервые перечислены четыре основные разновидности йоги:

  • мантра-йога,
  • лайя-йога
  • раджа-йога
  • хатха-йога, к которой отнесены первые две ступени классической раджа-йоги (асана и пранаяма)

Эта классификация сохранилась до наших дней.

Рассмотрим первую группу практик йоги: МЕДИТАТИВНУЮ

Литература для начинающих йогов и йогинь

История йоги уходит корнями в глубокую древность – за 5000 лет накопился огромный пласт знаний, повествующий об этой уникальной системе духовно-физического развития человека. Ребята, которые только начинает практиковать йогу, очень часто задаются вопросами: Что почитать? Какой должна быть литература для начинающих йогов? Где найти подходящие книги и диски по йоге? Есть ли видео-лекции, посвященные литературе для начинающих? Этот раздел ставит перед собой цель дать ответ на эти вопросы.

Конечно, йога-литература для начинающих практиков, которые только встают на Путь саморазвития, и книги про йогу для продвинутых практиков будут отличаться – доступностью информации, терминологией, глубиной пояснения техник. Однако даже на начальном этапе познания и личной практики рекомендуется читать книги по йоге не только в доступном и популярном изложении, но и более глубокую духовную йога-литературу. Изучение первоисточников, древних трактатов, жизнеописаний великий йогинов, буддийских сутр, наставлений великих Учителей на первый взгляд может показаться нелегким испытанием, а читать подобные книги по йоге будет трудно и непонятно. Необходимо запастись терпением! Снова и снова читать и обдумывать их. Ведь именно древние книги про йогу несут в себе самую суть Учения, истинные Знания и мощную энергию, которые открываются искателю и помогают двигаться на Пути самосовершенствования и глубокого постижения мира.

Выбирая для себя первый список йога-литературы, стоит задуматься, какую информацию вы хотите «загрузить в себя» – ведь именно она станет основой для дальнейшего развития в йоге. Существует мнение, что изучение древних писаний помогает вспомнить прошлый кармический опыт в качестве йогина, ощутить связь с прошлыми Учителями, познать единство со всеми живыми существами и природой. Поэтому пусть Ваши настольные книги по йоге не только помогут в развитии тела, но укрепят связь с душой и постепенно приведут к здравому образу жизни.

1. Узнать об основах йоги можно в этих книгах:

Хатха Йога Прадипика. Сватмарама

– считается одним из самых древних из классических и авторитетных текстов по йоге дошедших до наших дней. Наиболее распространённый вариант издается с комментариями основателя бихарской школы йоги Свами Сатьянанды Сарасвати и его ученицы Свами Муктибодхананды Сарасвати.

Текст написан в очень доступной и понятной форме – доступной каждому начинающему практику. Для многих Хатха Йога Прадипика станет откровением и введением в хатха-йогу поскольку содержит в себе не только теоретическую составляющую, но и подробные практические советы для йогинов и йогинь по асанам – физическим упражнения, пранаямам – дыхательным техникам, шаткармам – очистительным методикам физического и тонкого тела, Мудрам и Бандхам – энергетическим жестам и замкам, а также очень подробно расписана самая важная ступень йоги – Самадхи.

Йога-сутры Патанджали

– является основным классическим текстом по филосфии йоги и наставлениями по ступеням хатха-йоги, которые передал Гуру Патанджали. Существует различные мнения относительно датировки данного текста, от II до IV века до нашей эры.

Сердце йоги. Совершенствование индивидуальной практики. Дешикачар.

Это наставление по хатха-йоге написано сыном известного Гуру Кришнамачарьи, который в свою очередь был учителем у двух самых известных основателей йога-школ современности Б.К.С. Айенгара и Паттабхи Джойса. В тексте подробно и в доступной форме описана философия йоги и ее ступени, важные мировоззренческие понятия такие Карма. Даны подробные практические руководства к асанами – физическим упражнениям, дыхательным техникам – Пранаямам и многом другом.

Также приведены Йога-сутры Патандажали.

Данный текст подойдет как для начинающих, так и для опытных практиков.

Древние тантрические техники йоги и крийи. Бихарская школа йоги. Три тома.

Бихарская школа йоги была основана Свами Сатьянандой Сарасвати и на текущий момент является очень популярной в мире. В этом тексте, который разделен на три тома, можно найти подробные руководства по хатха-йоге, бхакти йоге, джняна йоге и крийя-йоге.

Бихапрская школа йоги предлагает отточенную тысячилетиями поступательную систему освоения йоги, наиболее эффективную и безопасную методику. При этом серьезный акцент делается на практической составляющей и использовании йоги в повседневной жизни. Это наиболее емкое и полное описание древнего учения по крийя-йоги, построенного таким образом, чтобы максимально полно познакомить читателя с различными методиками, последовательно и в порядке возрастания сложности, как при обучении под непосредственным руководством опытного наставника.

Данное пособие в трех томах нацелено на развитие у занимающегося состояния идеального здоровья тела, спокойствия ума и психологической устойчивости, глубокой интеллектуальной ясности и более высокого духовного знания. Книги будут полезны, только начавшим погружаться в йогу, так и для опытным йогинам и йогиням.

2. Узнать больше о хатха-йоге можно в следующих пособиях:

Азбука асан. Клуб OUM.RU

Данное руководство составлено клубом йоги oum.ru и включает в себя

Подробное описание наиболее известных в мире йогических упражнений. Все асаны структурированы в алфавитном порядке, указана их отстройка, эффекты и противопоказания. В конце книги приведены несколько последовательностей выполнения – комплексов йоги.

Азбука асан подойдет для занимающихся с различным опытом в практике йоги.

Прояснение йоги (Йога Дипика). Б.К.С. Айенгар.

Практическое руководство по хатха-йоге от ученика Кришнамачарьи — Беллур Кришнамачар Сундарараджа Айенгара. Включает себя подробное наставление по ступеням йоги и более 200 иллюстраций асан – йогических упражнений. Разобраны 14 пранаям и различные крийи, банхи и муды.

Подойдет как начинающим, так и опытным практикам.

3. Изучение древних писаний:

Махабхарата.

Один из древнейших эпосов, дошедших до наших дней записанный мудрецом Вьясадевой. Повествует о противостоянии двух родственных кланов Пандавов и Кауравов. Включает с себя 18 томов, один из которых называется Бхагават Гита – Песть Бога, в ней Кришна, воплощение Бога Вишну, дает наставление великому воину Арджуне, о глубоких йогических и мировоззренческих понятиях которые нужно знать каждому.

Существует мнение, согласно которому величайшая битва описанная в этом тексте происходила на территории современной России и СНГ более 5 тысяч лет назад и ознаменовала собой начало темной эпохи – Кали-Юги.

Рамаяна

— еще одна хорошая книга для начинающих йогов.

История о Раме и его подвигах, записанная великим мудрецом Вальмики.

Рама, седьмое воплощение Вишну, ставший чакравартином — правитель всей планеты, борется с могучим демоном Раваной обретшим великие мистические способности – Сиддхи. Доподлинно неизвестно, когда происходили эти события, но существует мнение согласно которому сюжет развивается на нашей планете более 500 тысяч лет назад. Существует свидетельства существования моста Рамы из Индии в Шри-Ланку, в данный момент он находится под водой, но был сухопутным вплоть до XV века н.э. Этот мост был построен по приказу Рамы для того чтобы переправить свое многочисленное войско и вступить в сражение с демоном Раваной, который украл у него невесту.

Йога Васиштха

– важнейших ведический текст, дошедший до наших дней, в нем описаны беседы мудреца Васиштхи и других мудрецов с чакравартином Рамой, который задает мировоззренческие вопросы. Следует понимать, что основная цель которую преследует Васиштха заключается в том, чтобы убедить Раму выполнять свой долг воина-кшатрия, и к тексту нужно относиться осторожно. Поэтому данный эпос подойдет больше для опытных практиков.

4. Начать изучать Дхарму – Учение Будды можно с этих книг:

Путеводитель по Буддизму. Иллюстрированная энциклопедия. Е. Леонтьева.

Яркое иллюстрированное руководство по Учению Будды.

Потрясающее издание, в котором автор простым и доступным языком знакомит читателей с основами учения Будды, историей его развития, раскрывает основные понятия буддизма, а также наполняет свой рассказ интереснейшими красочными иллюстрациями. Книга станет замечательным подарком для ваших близких и друзей, которых вы хотели бы деликатно и ненавязчиво познакомить с духовной традицией буддизма. Это очень яркое и интересное издание для детей и взрослых – лучший выбор для начала взаимодействия с Великим Учением Будды Шакьямуни.

«Буддизм» Корниенко А.В

. В данной книге повествуется жизнь и деяния Сиддхартхи Гаутамы, о становлении его Учения о Дхарме. Дается описание различных направлений современного буддизма. Дается список и описание священных писаний, дошедших до наших дней.

Сангхаракшита «Благородный восьмеричный путь Будды»

Арья Аштанга Марга, или как принято говорит сейчас, благородный восьмеричный путь – это универсальный Путь саморазвития, который передал Будда своим ученикам. В данной книге очень подробно и ясно расписаны все 8 ступеней.

5. Узнать о медитациях и ретритах можно из этих книг:

Медитация випассаны. Искусство жить осознанно

Практическое руководство по медитации Випассана от Гунаратана Хенепола Бханте. В простой и доступной форме объясняется суть медитации, мотивация к ней и многое другое. Данная книга подойдет как начинающим так и опытным ребятам желающим на практике познакомиться с медитацией.

Откровения тибетских отшельников

Это уникальное практическое пособие, собрание наставлений величайших мастеров Тибета различных буддистских традиций, открывающее детали, тонкости, а также подводные камни ретрита — уединения с целью духовного самосовершенствования. Бесценная мудрость, накопленная через опыт личных практик, позволяет реально оценить собственные силы начинающим, а тем, кто уже готов к проведению ретрита придаст сил и вдохновения, позволит избежать ошибок в практике. По мимо этого книга раскрывает жизненные пути великих затворников, суть проводимых ими ритуалов, и их невероятные достижения.

6. Начать изучение сутр о Дхарме из первоисточников можно в этих книгах:

Джатаки

— Истории прошлых воплощений Будды и его учеников. В просто и доступной каждому форме описаны важные мировоззренческие понятия на примере различных поучительных жизненных ситуаций. Джатаки рекомендованы всем тем, кто стремится к саморазвитию.

Саддхармапундарика-сутра. Сутра о Цветке Лотоса Чудесной Дхармы (Сутра Лотоса)

В конце жизни Будды произошло событие, которое происходит крайне редко в различных вселенных – была передана квинтэссенция Дхармы. Будда поведал Богам, Бодхисаттвам, своим ученикам и другим живым существам суть своего Учения. Данная книга рекомендуется к прочтению всем, кто твердо решил посвятить свою жизнь несению света Знаний о Дхарме и опытным практикам йоги.

Вималакирти нирдеша сутра

— Одно из важнейших писаний в Учении Будды, повествует о мудром мирянине Вималкирти и его наставлениях. Бодхисаттва Вималакирти учил Богов и людей и был очень почитаем во времена Будды за свою несравненную мудрость которая приносила благо многим живым существам. Знания и мудрость описанная в данной книге не может сравниться ни с одной драгоценностью на нашей планете, ибо ведет к самому ценному – достижению состояния Будды.

Бодхичарья Аватара (Путь Бодхисаттвы). Шантидева.

7. Почитать автобиографии и жизнеописания йогов можно в этих книгах:

Великие учителя Тибета

– повествование о двух выдающихся йогинах Тибета, Гуру Марпе и его преданном ученике Миларепе, который также в последствии стал величайшим Учителем нашего мира. Мила был невероятно реализованной личностью, который достиг очень больших результатов как в практике медитации, так и в понимании Дхармы Будды.

Книга подойдет любому занимающемуся с различным уровнем подготовки.

Книга Автобиография Йога. Парамаханса Йогананда

Это книга о великих учителях своего времени: Бабаджи, Лахири Махасае, Шри Юктешваре, Парамаханса Йогананде и других — написанная с искренностью ребенка и безмерной мудростью она с самых первых строк преображает читателя проводя его через мир мистиков, йогов, магов. Становясь невольным свидетелем пути маленького йога, получаешь уникальную возможность соприкоснуться с жизнями великих святых, а через взлеты и падения главного героя, Мукунды Лал Гхоша, расширить свое представление о мире и его законах. Начиная с простых истин, доступных ребенку, взрослея вместе автором, читателя словно подготавливают к тем невероятным духовным возможностям людей, открытых к восприятию Божественного. Искренность, стойкость, самоотверженность главного героя, его трепетное уважение к великим учителям, его любовь ко всем живым существам вдохновляют к познанию Божественной части самого себя.

Знаменитые Йогини

— В данной книге собраны очень редкие и очень яркие жизнеописания женщин-практиков буддизма. Героини этих историй – великие души, Бодхисаттвы, избравшие женское тело для служения миру. Воплощения великой материнской силы Любви и Всепринятия существуют во всех известных нам духовных учениях. Такие жизнеописания помогают понять устройство Вселенной и место наших душ в ней не на уровне ума, а на уровне энергии, даря Свет и уверенность в следовании выбранному Пути.

Супруга Лотосорожденного

Эта книга содержит описание жизни знаменитой женщины-йогини Еше Цогель (Еше Цогьял). Она известна как ученица великого учителя и сиддхи Падмасамбхавы. Книга описывает различные периоды жизни Еше Цогель, начиная с того времени, когда она была принцессой, а в завершении книги йогиня предстает перед нами как одна из главных учениц и помощниц Гуру Ринпоче (Падмасамбхавы). Книга служит глубоким вдохновением для всех практиков йоги и других систем самосовершенствования, особенно интересна она будет для женщин, так как является реальной иллюстрацией, что в женском теле можно принести много блага живым существам и достичь очень многого на духовном Пути, если иметь искреннюю веру в Гуру, прикладывать усилия к развитию и развивать терпение.

Чтение подобной литературы позволит расширить Вам представление о йоге и перевести её из ранга увлекательной физкультуры в новую систему мировоззрения. Осваивая книгу за книгой и соприкасаясь со знаниями об Истине, Вы и сами со временем станете проводником «чистой энергии» – в Вашей жизни появятся новые привычки, интересы, люди. Регулярно практиковать, читать йога-книги, слушать лекции опытных преподавателей – это и есть первые шаги в йоге. Пропуская накопленные веками знания через личную практику, можно достичь удивительных результатов: обрести здоровое тело и дух, по-новому посмотреть на мир и научиться «жить в ладу с совестью и природой».

ИСТОЧНИК

Мантра йога

(упоминанается в Упанишадах)

Мантра – «истинное слово», «заклинание», собирательное название вербальных формул либо изречений, над которыми следует размышлять . Таким образом, мантра-йога – систематическое использование звуковой вибрации для провоцирования психофизиологических изменений. Мантра-йогу можно сравнить с молитвой христиан.

Слово мантра произошло от корня «манн» – мнить, полагать + орудийный суффикс – «тра», т е «орудие осуществления психического акта»

Мантра – необыденный текст, произнесение которого, а нередко и регулярное произнесение вполголоса или почти беззвучное бормотание многие тысячи раз считается производящим особые результаты, магические или духовные

В ведической культуре и раннем брахманизме мантрами назывались поэтической части Вед и отрывки из них; использование было в основном ритуальным так, важнейшая из ведических мантра (т наз гаятри) ежедневно воспеваемая праведными индуистами на заре, содержит самопризыв к преуспеянию посредством благой силы солнца. Эта мантра состоит из трех восьмисложных стихотворных строк.

В позднейшем индуизме, особенно в тантрах, появилось великое множество мантр разной длины, цели, устройства и пр. Очень часто мантры , в целом понимаемые как санскритские тексты, содержат в разной мере отклонения от обычного общепонятного языка; в пределе это приводит к мантрам как последовательности звуков, не имеющих смысла.

Существует два главных класса мантр:

  • Первый класс включает в себя мантру, требующие передачи-посвящения от лица, осуществившего в своей практике силу мантры и испытавшего ее результаты. Без этого твержение мантры бесполезно
  • Второй, как считается, производит результаты вне зависимости от такой передачи. В этом случае важно тщательно воспроизводить звучание. Важнейшая краткая индуистская мантра – ОМ

Так или иначе путем постоянного повторения мантр, происходит торможение сознания, а значит и измененное состояние, которое может приводить к ЧВН.

Лайя — йога

(Растворение сознания)

Термин «Лайя» на санскрите буквально переводится как «рирастворение», т. е. возврат к состоянию недифференцированного существования (недвойственности), когда индивидуальное сознание йогина объединяется с трансцендентным Бытием (Брахманом).

Таким образом, Лайя – растворение «я» – является универсальным состоянием и вершиной любой садханы (практики), независимо от духовной школы, в которой она практикуется. Состояние лайи и путь лайи – имманентно присущи любому духовному пути и являются его тайной сердцевиной. Сущность учения Лайя-йоги заключается в создании и постоянном поддержании состояния осознанности, бдительного присутствия. Йогин, практикующий эту методику, идёт по пути спонтанного самоузнавания, он перестаёт жить в категориях фиксированного прошлого и мотивированного будущего.

Принципиальным отличием Лайя-йоги от других практик является достижение состояния самадхи не за счёт метода, а благодаря естественному созерцанию без применения усилий.

Йога

Йо́га

(санскр., буквально — связь, единение, сосредоточение, усилие; термин встречается в текстах, восходящих к устным традициям 9—8 вв. до н. э.)

1) в самом общем смысле — учение и метод управления психикой и психофизиологией человека в целях достижения высших психических состояний. В этом смысле Й. составляет необходимую часть всех философских и религиозных систем древней и средневековой Индии, рассматривается в них как важнейшее средство реализации этических и религиозных идеалов, высшим из которых является полное освобождение человека от пут материального существования. Основные идеи Й.: параллелизм микрокосма — человеческой психофизиологии — и космического тела Вселенной, означающий, что любые осознанные стремления человека к переустройству самого себя находят соответствие в игре космических сил; постепенность овладения человеком практикой самоизменения; возможность управления через психику биологическими телами и неживыми предметами; потенциальное наличие и возможность развития в любом живом существе особой йогической силы, способной кардинально изменять естественный миропорядок. Основные понятия и действия Й.: подчинение функций и отправлений тела — яма (управление дыханием, температурой, пищеварением, сердечно-сосудистой деятельностью и т.д.); фиксированное в определенной фигуре положение тела — асана; созерцание фиксированного (реального или мыслимого) объекта — охавана; состояние транса, характеризующееся резким изменением ментального и эмоционального состояния, — дхьяна; равновесно-сосредоточенное состояние психики, в котором она приобретает свойства гомеостатической системы (необратимости психических процессов), — самадхи. На основе идей и понятий Й. развилась особая система анатомо-физиологических представлений о циркуляции жизненной энергии в организме (кундали́ни-шакти) и о концентрации её в функционально важных центрах тела (чакра). Особое развитие Й. получила в тантристских сектах и школах Индуизма, а также в буддизме махаяны (См. Махаяна).

2) Одна из шести ортодоксальных систем инд. идеалистической философии, суммарно изложенная в «Й.-сутре» Патанджали (2 в. до н. э. — 2 в. н. э.?). Основная идея — достижение духовного освобождения субъекта (пуруша) за счёт остановки потока психической деятельности и приведения в равновесие основных тенденций индивидуального существования (саттва — уравновешенность, раджас — активность, тамас — инертность). В Й. Патанджали различаются 8 стадий сосредоточения психики, начиная ямой и кончая самадхи. В результате йогические усилия достигается состояние махасамадхи, т. е. неразличения познающего, познаваемого и процесса познания, трактуемое как состояние абсолютной свободы.

3) Й. как форма последовательного умозрения (в веданте (См. Веданта)), противопоставленного психофизиологическим упражнениям (т. н. хатха-Й.). Эта разновидность Й., получившая наименование раджа-Й., даёт интеллектуальное осмысление всем йогическим действиям, представляя их как особые рефлексивные процедуры по установлению тождества познающего субъекта с абсолютной реальностью.

В новое и новейшее время в Й. получили развитие некоторые тенденции классической индуистской Й., наиболее видными представителями которой явились Вивекананда (идея интегральной Й. — конец 19 в.) и Йогананда (40—50-е гг. 20 в.). Специфически буддийская Й. получила особенное развитие в Тибете и Японии. Опыт психофизиологической практики Й., позволявшей поддерживать жизнеспособность человеческого организма в состоянии крайнего дефицита жизненных средств и в аномальных режимах функционирования нервной, эндокринной и дыхательной систем, изучается современной клинической медициной, экспериментальной психологией и физиологией.

Лит.: Рамачарака, Хатха-Йога, СПБ, 1912; Вивекананда С., Философия Йога, Сосница, 1911; Радхакришнан С., Индийская философия, пер. с англ., т. 2, М., 1957, с. 296—330; Aurobindo, The synthesis of yoga, N. J., 1950; Coster G., Yoga and western psychology, Oxf., 1949; Dasgupta S., Yoga as philosophy and religion, L., 1924; Eliade М., Patanjali et le Yoga, P., 1962.

Д. Б. Зильберман, А. М. Пятигорский.

Источник: Большая советская энциклопедия на Gufo.me

Значения в других словарях

  1. йога — (Санскр.) (1) Одна из шести Даршан или школ Индии; школа философии, основанная Патанджали, хотя истинная доктрина Йоги, та, о которой говорится, что она помогла подготовить мир к проповедям Будды… Теософский словарь
  2. йога — ЙОГА 1. Учение и метод управления психикой и физиологией человека, составной элемент религиозных и философских систем Индии, ставящих целью достижение состояния «освобождения». Словарь спортивных терминов
  3. йога — Йога, йоги, йоги, йог, йоге, йогам, йогу, йоги, йогой, йогою, йогами, йоге, йогах Грамматический словарь Зализняка
  4. ЙОГА — ЙОГА (санскр. joga — связь, единение, метод, усилие) — в широком смысле религиозно-философское учение Востока, целью которого является достижение освобождения духа (Мокша, Нирвана)… Новейший философский словарь
  5. йога — орф. йога, -и Орфографический словарь Лопатина
  6. ЙОГА — ЙОГА (от санкср. yoga — соединение, сосредоточение мыслей) — англ. yoga/Yoga; нем. Joga. 1. Учение о методах владения псих, и физическими функциями человека с целью достижения высших духовных борьбу в истолковании истор. явлений, смену методол. Социологический словарь
  7. йога — -и, ж. Учение о приемах и методах управления психикой и психофизиологией человека, лежащее в основе древнеиндийских религиозно-философских систем. [От санскр. yōga — сосредоточение мыслей, созерцание] Малый академический словарь
  8. йога — ЙОГА [ё], -и; ж. [от санскр. yōga — соединение, сосредоточение мыслей, созерцание] 1. В Индии: составная часть религиозно-философского учения, разработавшего особую систему приёмов и методов самопознания… Толковый словарь Кузнецова
  9. йога — Й’ОГА. см. иога. Толковый словарь Ушакова
  10. Йога — (лит.) союз; абстрактная медитация или союз с высшим существом; название философии мудреца Патанджали, обучающей процессу союза индивидуума с Универсальной душой; союз с Богом; любой курс, который служит этому союзу… Йога и веданта. Словарь терминов
  11. йога — Йо́г/а. Морфемно-орфографический словарь
  12. ЙОГА — ЙОГА (санскр. yoga – сопряжение) – философская традиция Индии, «надстраивающаяся» над особой иерархизированной системой психотехники и теснейшим образом связанная с основполагающими принципами философии санкхьи. Первый период истории йоги (5 в. до н.э. Новая философская энциклопедия
  13. йога — йога ж. 1. Религиозно-философское учение древней и средневековой Индии, в основе которой лежит разработанная система приёмов и методов самопознания, позволяющих человеку управлять своей психикой и физиологией. 2. Система физических упражнений, выработанная последователями этого учения. Толковый словарь Ефремовой
  14. йога — сущ., кол-во синонимов: 13 бхакти-йога 1 джняна-йога 1 загиботина 1 карма-йога 1 контроль 44 кундалини 1 обуздание 10 падмасадана 1 раджа-йога 1 узда 6 учение 42 хатха 2 хатха-йога 2 Словарь синонимов русского языка
  15. ЙОГА — (от корня «юдж» — (за-, со-)прягать; ок. 20 словарных значений) — 1) В общем смысле, создававшемся и обогащавшемся на протяжении 1,5 тыс. лет (VI до н. э. — X н. э.), — техника, совокупность методик, процесс и итог интеграции духовных, психич. Словарь по индуизму, джайнизму и сикхизму
  16. Йога — I Йога (санскрит yōga соединение, сосредоточение) одна из ортодоксальных систем индийской философии, а также учение и метод управления психикой и физиологическими процессами организма человека… Медицинская энциклопедия
  17. йога — ЙОГА [ёга], и, ж. 1. В Индии: религиозно-философское учение, разработавшее особую систему приёмов и методов самопознания, позволяющего человеку управлять психическими и физиологическими функциями своего организма. Толковый словарь Ожегова
  18. Йога — (санскр. yoga): 1) у индусов напряженное сосредоточение духа, созерцание Божества, в результате которого получается мистическое соединение души с Богом, когда душа «чувствует себя в Боге и Бога в себе». Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  19. ЙОГА — Специальный санскритский термин для обозначения психотехники, ориентированной сугубо на глубинные трансперсональные состояния сознания. Психотерапевтическая энциклопедия
  20. ЙОГА — ЙОГА (санскр., букв. — связь, единение, сосредоточение, усилие) — 1) учение и метод управления психикой и физиологией человека, составной элемент религиозной и философской систем Индии… Большой энциклопедический словарь
  21. Йога — (санскр. соединение, участие, порядок, созерцание) — одно из шести основных ортодоксальных (брахманских) направлений в индуистской мысли, выработавшей комплекс приемов для достижения особого духовного состояния. Йогическая техника имеет два связанн Краткий религиозный словарь
  • Блог
  • Ежи Лец
  • Контакты
  • Пользовательское соглашение

© 2005—2020 Gufo.me

Ка́рма-йо́га

(упоминается в Бхагаватгите)

(санскр. कर्म योग «йога деятельности») также известна как бу́ддхи-йога — один из четырёх основных видов йоги в том числе и в философии индуизма.

Карма-йога основана на учении «Бхагавадгиты» — священного индуистского писания на санскрите, и её основной смысл состоит в выполнении предписанных обязанностей (дхармы) без привязанности к плодам труда. В результате такой деятельности становится возможным обретение мокши (спасения). В «Бхагавадгите» содержится сжатое описания процесса карма-йоги. «Бхагавадгита» представляет собой отрывок из другого литературного произведения — «Махабхараты». Это беседа между принцем Арджуной и воплощение Бога — Кришной, который играет роль колесничего, управляя боевой колесницей Арджуны. Беседа происходит на поле боя, незадолго до начала кровопролитной Битвы на Курукшетре между армиями двух враждующих династий — Пандавов и Кауравов.

Карма йога

Карма-йога описывается как путь действия, мышления и желания в согласии с долгом (дхармой) каждого человека без принятия во внимание личных эгоистических желаний и вкусов, как действие без какой-либо привязанности к результатам своих действий, к плодам своего труда. В «Бхагавадгите», несмотря на то, что из чувства сострадания к своим родственникам и друзьям, находившимся в рядах противника, Арджуна не хотел сражаться, он принял участие в битве ради исполнения своего долга воина и выполнения божественного плана Кришны. Кришна затем объясняет, что Арджуна должен посвятить плоды своих (как плохих, так и хороших) действий Ему, Всевышнему.

Простыми словами карма-йогу можно описать как выполнение своих обязанностей (стремление к безупречности) не ожидая результата и плодов. Действие ради действия.

Джня́на-йо́га

Джнана-йога или гья́на-йо́га (санскр. ज्ञान योग, jñānayoga IAST «путь знания») — один из видов йоги и философии индуизма.

Пример практики джняна-йоги: находить внутренние противоречия в своем мышлении.

Джняна-йога («йога знания») — один из четырех основных видов йоги в философии индуизма. Вид йоги, который ведёт человека к истине посредством изменения его знаний, относящихся к самому себе и окружающему миру. (перепрограмирование) Это йога людей интеллектуального пути. Она освобождает человеческий ум от оков иллюзорной концепции мира, направляет его к истинному знанию, демонстрирует основные законы вселенной. Джняна-йога начинается с воспитания ума. Человек, желающий познать истину, должен очистить свой ум от всего, что он прежде считал своим. От любых стереотипов, привычных суждений, истин, услышанных от других, пусть даже святых людей, всех представлений о боге, мироздании и подобных вещах. Всё, что ты просто услышал, прочитал, впитал с детства от родителей, всё нужно оставить как бесполезное.

Теперь нельзя ничему верить просто так, нужно убедиться на собственном опыте, прочувствовать. Тогда это будет действительно Знание, способное произвести глубокие изменения в уме и во всем существе. Все чужие умозаключения должны быть отброшены, поиск начинается с чистого листа.

Один из ключевых вопросов: «Кто Я?» И это не ваше имя, профессия, национальность и т. п. Здесь используется принцип отрицания: нети-нети. Я это не моё тело, я это не мой ум, я это не мои эмоции и так далее. Также ученику может даваться какое-либо изречение из священных писаний или же некий символ, и он медитирует на него долгое время, стараясь вникнуть в суть. Это может продолжаться довольно длительный срок, иногда год и больше. Все, что приходит во время медитации, поверяется учителю, и тот решает, готов ли ученик идти дальше.

ТРИ СТАДИИ ОСВОЕНИЯ ДЖНЯНА-ЙОГИ

  • Шравана (слушание),
  • Манана (созерцание),
  • Нидхидхьясана (утверждение в истинном знании).

Энциклопедия йоги

Практика йоги

Йога дает истинное знание о природе человека и его возможностях тем, кто его искренне ищет. Она помогает человеку найти себя и увидеть свою истинную сущность, если в ответственный момент, конечно, многое из того, что он увидит, не испугает его, и он не сбежит.

Мы, к сожалению, так погрязли в мелочах нашей бытовой, земной жизни, так жаждем занять положение в обществе, получить хорошую зарплату, быть успешными в глазах окружающих, что часто в этой гонке событий забываем, что эта наша жизнь на Земле не вечна и однажды все, что мы нажили таким непосильным трудом благополучно останется здесь, когда нам придется отправиться дальше. С чем же и с кем мы продолжим свой путь? С самим собой, на которого мы не обращали внимания в этой суете и гонке. Мы останемся один на один с самим собой, со своими страхами, сомнениями, безответственностью, неосознанностью, отсутствием веры и любви. Мы столкнемся лицом к лицу с тем, от чего убегали всю жизнь, в чем боялись сознаться, что не трудились понять, принять, над чем не хватило времени задуматься при жизни. Задуматься о том истинном, что есть в жизни каждого человека — о его природе и его задаче. Что человек хотел, к чему стремился, чего достиг.

Никогда не известно, где человека застанет физическая смерть, и лучше, если эти вопросы встанут перед ним раньше, чем это произойдет. У него будет возможность немного подготовиться к встрече с самим собой, со своей душой. Уже давно не секрет, что душа человека не умирает вместе с телом, а, получив необходимый опыт, уходит в ожидании следующей возможности развития. Такова ее эволюция.

Знания

Йога хранит знания, необходимые человеку для эволюции его души и его тела как хранилища души. Эти знания и практики в нашей школе «Крылья Совершенства» мы применяем в комплексе, работая как с телом, так и с сознанием, так как мысль способна управлять материей, а значит и телом тоже. Хотя и обратную связь отрицать было бы неверно, недаром существует изречение, что «мы есть то, что мы едим». К йоге относятся также знания о культуре питания, очищения тела и многие другие, необходимые для гармоничной жизни человека в мире.

Мысль материальна. Плотное – суть проявление более тонкого. Характер мысли, способности восприятия, потребности, желания, в общем, у всех людей одинаковы и в Африке, и у народов Севера, несмотря на разницу в природно-климатических условиях, традициях и т.д. Все люди связаны одной нитью. Вокруг Земли существует единое поле мысли.

Жизнь бесконечна

Нас, людей, высадили на Земле, как цветы. Однажды, один цветок посмотрел на соседа. И показалось ему, что на соседа падает больше солнечного света. Да и Хозяин, кажется, проявляет к соседу больше внимания. И листики у соседа так устроены, что влагу лучше впитывают, и корешки ветвистей… Этот цветочек почувствовал к соседу зависть и ревность. А от зависти и ревности недалеко до злобы, жадности, лжи и страха.

Почему же цветок, наш герой, стал сравнивать?

Существуют разные типы сознания. Один, при котором все разделяется, раскладывается на части, кусочки. Это сознание воспринимает Человека как совокупность скелета, мышц, внутренних органов, мыслей, воспоминаний, настроений… Автомобиль с точки зрения этого типа сознания — это всего лишь собрание множества деталек и деталей, двигателя, насосов, а дом — множество кирпичиков…

Другой тип сознания рассматривает автомобиль в целом как средство перемещения тела в пространстве. Этот другой тип сознания может допустить перемещение тела в пространстве и без помощи автомобиля.

Названные типы сознания диаметрально противоположны. Назовем их условно: первый тип черным, второй — белым. Сейчас Земля со всем, что на ней есть, охвачена черным сознанием. Все разделяется, сравнивается, оценивается. И мы с вами охвачены этим черным сознанием. Мы не умеем, например, воспринимать себя и другого человека целиком. Замечаем или только плохое, или только хорошее. Увидеть себя или другого человека с иной стороны – это огромное усилие. В результате возможен шок, такой неожиданной будет картина. Мы не осознаем свою бесконечную жизнь во всех ее проявлениях и воплощениях. Мы не осознаем единства жизни и смерти. Черный тип сознания завел нас слишком далеко на пути разрушения себя и всего нашего мира.

Йога, как и все остальное в нашем мире тоже воспринимается людьми не целостно. Под воздействием черного сознания из нее выхватываются и используются куски. Йога несет белое сознание. Дробление же йоги на части тормозит продвижение белого сознания.

Йог воспитывает в себе белое сознание. Для йога решен вопрос жизни и смерти. Качества йога: чистота, простота, доброта, терпение и милосердие.

Йога – это путь к свободе и путь к себе.

Йога – это мудрость Вселенной.

Бхакти — йога

Бхакти-йоги — один из четырёх основных видов йоги в философии индуизма. Практика бхакти-йоги направлена на культивацию любви к Богу посредством бхакти — служения Богу с любовью и преданностью. Практика бхакти-йоги рекомендуется в ряде священных текстов индуизма как самый лёгкий и действенный вид йоги (для простых обывателей, как у нас те кто ходит в церковь). Так, в «Бхагавад-гите» провозглашается её превосходство над остальными тремя основными видами йоги — карма-йогой, джнана-йогой и раджа-йогой.

Бхакта начинает осознавать всякое свое деяние выраженное вовне, как нечто совершаемое ради бога, как приносимую ему жертву, что, в свою очередь, способствует развитию привычки к бескорыстному действию, к дистанцированному взгляду на мир

Ра́джа-йо́га

Раджа-йога («царская йога») — также известна как классическая йога — одна из шести ортодоксальных школ в философии индуизма, которая базируется на «Йога-сутрах» Патанджали.

Раджа-йога нацелена на установление контроля над умом. У практикующего раджа-йогу садхана (практика) начинается с обучения управлять умом, хотя определённые минимальные практики асан и пранаямы также имеют место, являясь частью подготовительного процесса к медитации и сосредоточению. В практике раджа-йоги существуют восемь ступеней или уровней, из-за чего её также называют аштанга-йогой (от санскритского ашта — восемь):

  • Яма — нормы поведения — самоограничение
  • Нияма — следование религиозным правилам и предписаниям — полное посвящение себя духовным практикам
  • Асана — объединение ума и тела посредством физической деятельности
  • Пранаяма — контролирование дыхания, приводящее к объединению тела и ума
  • Пратьяхара — отвлечение чувств от контакта с их объектами
  • Дхарана — целенаправленная сосредоточенность ума
  • Дхьяна — медитация (внутренняя деятельность, которая постепенно приводит к самадхи)
  • Самадхи — умиротворённое сверхсознательное состояние блаженного осознания своей истинной природы

Иногда эти восемь уровней разделяют на четыре низшие и четыре высшие. При этом, низшие уровни ассоциируются с хатха-йогой (в последствии выделенной из йога-сутр), а высшие — принадлежат к раджа-йоге. Одновременная практика трёх высших ступеней называется самьяма.

Йога-сутры Патанджали – путеводитель в мире йоги

Возникает вопрос: как же приобщиться к такой древней системе саморазвития, как йога? В прошлом уже было множество продвинутых практиков йоги, которые не только сами достигли высшей степени реализации на этом пути, но и по сей день остаются путеводными звёздами на пути тех, кто желает познать себя.

Одним из таких практиков йоги был Патанджали, который в своих йога-сутрах постарался наиболее полно изложить основные понятия йоги и по возможности указать нам верный путь в практике, предостерегая от наиболее распространённых ошибок.

Йога-сутры Патанджали – это своего рода путеводитель по увлекательному миру йоги. Однако, как уже говорилось выше, санскрит (на котором и написаны йога-сутры) – это очень многогранный язык, и поэтому не существует однозначного мнения относительно перевода.

Хат-ха-йога

Изначально Хатха- йога (которая изначально так не называлась) была нацелена на достижение высших состояний сознания через проработку тела путём выполнения асан и пранаям. Она была подготовкой к медитациям Раджа-йоги.

Через время Хатха йога слилась с Тантризмом и появилось тантрические направление Хатха — йоги, сформированное в X—XI веке Матсьендранатхом и, в большей степени, его учеником Горакшанатхом.

Горакшанатх систематизировал существующие в его время практики работы с телом и сознанием, а также дополнил их тантрическими элементами. Он считается автором многих текстов по хатха-йоге (Горакша-паддхати, Горакша-штака, Джняна-амрита, Аманская йога, Йога-мартанда, Сиддха-сиддханта паддхати и др.

Классическим текстом, в котором систематизированы многие практики хатха-йоги, стал труд Свами Сва (XIV—XV в. ).

Также очень важными трудами, описывающими хатха-йогу являются «Гхеранда-самхита» (XVII—XVIII в) и «Шива-самхита»( XVIII в) — текст, в котором наряду с практиками излагается философия хатха-йоги (те. принципы яма и нияма)

Тантризм

Тантру можно назвать непрерывно обновляющейся системой. Поэтому, возникновение Тантры не связывают с именем одного человека, её формировали многие мастера. Тантру можно назвать экспериментальной системой. Многие ее методы и способы утратили первоначальный смысл и порой несут в себе неблагоприятные последствия для эксперементирующего. И именно Тантра перекроила систему йоги Патанджали наиболее радикально.

По наиболее распространенной версии, Тантра возникла на полуострове Индостан (современная Индия) у коренного населения во времена матриархата. По времени её возникновения нет однозначных фактов. Считается, что Тантра существует не менее трех тысяч лет. При этом наиболее древние, сохранившиеся до наших дней письменные источники Тантры, датируются серединой первого тысячелетия до н. э.

Тантра считает, что совершенство может быть достигнуто только в «теле божественном», и поэтому нужно как можно дольше сохранять первозданное здоровье, которое обеспечит индивиду долгожительство. Так с этой целью были взяты две ступени или две техники из Раджа йоги (Патанджали): асана и пранаяма. Со временем этим обьединенным двум техникам дали название Хатха-йога. После Хатха-йога наполнилась дополнительными техниками, добытыми Тантрой и это также все вместе стали именовать Хатха-йогой.

Популярность Тантры (как и сейчас) заключалась в том, что средневековые тантрические тексты по Хатха-йоге написаны простым языком, понятным народу — вот почему она начала стремительно распространяться.

Мало того в этих трактатах Тантра сулит легкое и быстрое овладение различными чудесными способностями, и на удочку этих обещаний во все времена попадаются люди простодушные, недалекие и стремящиеся к необычному, чтоб компенсировать свое чувство неполноценности.

Итак, Тантра расширила ранее существующие практики йоги, добавив сотни новых техник:

  • более сложные пранаямы, п
  • одробные практики визуализации и
  • ауку мантры, а также
  • множество телесных практик, главным образом позы йоги (асаны),
  • ритуальное расположение кистей рук (мудры),
  • активацию энергетических центров (чакр) в теле.

Помимо йоги, в тантризме практикуются различные шаманские ритуалы, высвобождающие сексуальную энергию человека. Вследствие интереса к телу, как к сосуду вечного, последователи тантризма увлекаются алхимией и различными способами продления жизни. Большую роль в тантризме играет мистическая физиология чакр.

Йога как гармония

Второй аспект практики йоги – это гармония. Так или иначе, все желают обрести гармоничные отношения с окружающим миром. И секрет в том, что в первую очередь следует обрести гармоничные отношения с самим собой. Как часто бывает так, что мы понимаем, как правильно поступить в той или иной ситуации, но под влиянием каких-то эмоций, вредных привычек и так далее поступаем себе же во вред.

И именно йога позволяет познать своё истинное «я», отделить свои настоящие желания от навязанных нам извне социумом, рекламой или прошлым обусловленным опытом. Важно понимать, что гармония – это внутреннее состояние человека, и оно не должно зависеть от внешних причин. Счастье – это состояние души. Если же счастье человека зависит от каких-либо внешних причин, такое состояние уже нельзя считать гармоничным.

Наш мир постоянно меняется, и если наша радость, счастье и гармония зависят от внешних причин, мы всегда будем несчастны. Есть хорошая поговорка: «У природы нет плохой погоды», – и это можно сказать про любую сферу жизни человека. Не бывает плохих обстоятельств, – бывает неправильное умонастроение.

Человек, который достиг гармонии в своей душе, всё, что происходит, воспринимает как жизненный урок, испытание, которое нужно пройти, чтобы стать сильнее. И именно йога позволяет обрести это правильное и гармоничное умонастроение. Важно понимать, что Вселенная не ошибается. У окружающего мира нет цели навредить нам или мешать нашему развитию. Напротив, всё, что нас окружает в данный момент, необходимо для нашего развития. Такое умонастроение и восприятие реальности и есть та гармония отношений с окружающим миром, которую даёт йога.

Про Кундалини-йогу

Самые популярные тексты по Хатха- йоге: Гхеранда, Шива Самхита, а также Хатха-йога-прадипики описывают способы поднятия так называемой силы Кундалини, которая может дать человеку быстрое просветление.

По исследованиям и наблюдениям Карла Густава Юнга сущностью этого процесса является преднамеренная разбалансировка системы и сдвиг ее в запредельные режимы функционирования. Автоматика жизнеобеспечения начинает сбоить, в ней возникают психоэмоциональные конвульсии, сопровождающиеся необычными переживаниями и эффектами, которые Тантра объявила признаками высшей трансмутации, правда, за сохранность рассудка при этом не ручаясь.

Классическая тантра

«Классическая» тантра существует в рамках различных школ, среди которых главными являются: шайвы (шиваиты), шакты, вайшнавы, ганапатья, каумары (сканды), сауриты.

Наиболее известными среди них являются шайвы, шакты и вайшнавы.

Традиционно Тантра делится на два больших направления. Тантра левой руки и Тантра правой руки.

По одной версии, различием между левосторонней и правосторонней Тантрой является сексуальный контакт мужчины и женщины и использование растений силы. В Тантре левой руки они используются натурально, как есть, на физическом и энергетическом уровне. В Тантре правой руки возможно взаимодействие только на ментальном и энергетическом уровнях. По другой версии, левосторонняя Тантра — это предпочтение или поклонение универсальному женскому началу и обожествление женщины. Правосторонняя Тантра отдает предпочтение мужскому началу и обожествлению мужчины. Тантра левой руки – это путь восторга и экстаза. Тантра правой руки – путь тишины.

Также выделяется Буддийская тантра.

Составная часть школ Ваджраяны (одно из направлений буддизма), связанная с практикой пограничных состояний, просветлённых состояний, смерти и промежуточных состояний между смертью и следующим рождением (см. бардо).

Тантра понимается как практика достижения окончательного результата («плода») — состояния Будды. В тантре активно используется сложная символика, идамы (образы бодхисатвы), медитации, мудры(особые комбинации пальцев, влияющие на физическое и эмоциональное состояние.), янтры (магическая диаграмма, символизирующая тайную природу божества), ритуалы.

Важнейшим предварительным условием для занятий тантрой является принятие обетов Бодхисаттвы, стремления спасти от страданий сансары все живые существа без исключения, и стать Буддой, чтобы помогать живым существам. Тантра считается самым коротким и одновременно самым опасным путём.

Буддийская йога (Тибет)

Будда, как утверждает легенда, лишь потому отверг опыт трех своих йогических наставников (хатха-йога Бхарагвы, изгнавшего будущего спасителя за слишком быстрые успехи, а также Вайшалы и арада Каламы, обучивших его созерцанию), что превзошел их в этом искусстве. Буддизм никогда не отрицал йогу как практику, он ассимилировал ее, в результате чего возник продукт весьма специфичный.

Способы спасения, которым учил Будда, основаны на чисто йогическом подходе, причем до такой степени, что известные ученые, например, Э Сенар или Ф и Щербатской, вообще определяли ранний буддизм как йогу. В буддизм входят принцип Патанджалевских медитаций и созерцаний (описанных как более высших ступеней йоги)

Тибетская йога

Данный вид йоги пришёл к нам — как следует из названия — из Тибета. В тибетской йоге соединились элементы индийской Хатха — йоги и некоторые элементы цигун, что и понятно: Тибет находится между Индией и Китаем, и сказывается взаимное влияние различных школ и направлений. Один из доминирующих моментов — это сосредоточение, концентрация внимания.

Йога туммо

Туммо (тиб. གཏུམ་མོ་, Вайли gtum-mo; санскр.: चण्ड, caṇḍālī IAST) — йога внутреннего Огня или иллюзорное тепло. Считается, что в результате сосредоточенной работы с мощными внутренними энергиями, практикующие йогу внутреннего тепла буддисты способны «излучать» тепло, быть абсолютно невосприимчивыми к холоду. В Тибете йогинов, практикующих туммо, называют «репа» (дословно — «хлопковое одеяние»), за то, что они даже в самые лютые холода облачены лишь в тонкие хлопковые одежды, обходятся без тёплой шерстяной одежды.

Туммо предполагает сосредоточение медитирующего на образе огня (каплях и бинду) и ощущениях теплоты, которые связаны с непосредственным чувствованием живого пламени. Тех, кто достиг определённых результатов в этом направлении, испытывают несколькими способами: в стужу человек должен высушить теплом своего тела мокрые лоскутки ткани, а во время медитации на снегу — растопить вокруг себя как можно больше снега. Основная цель туммо — это покорение духовных вершин и быстрое достижение просветления,

Совершались неоднократные попытки объяснить эффекты туммо с научной точки зрения. Например, в исследованиях профессора Гарвардского университета Герберта Бенсона в 1981 и 2000 гг. было установлено, что монахи могут повышать температуру пальцев рук и ног более чем на восемь градусов по Цельсию.

В советское время изучал предельные возможности организма человека Алексей Катков. Незадолго до своей трагической гибели он провёл эксперимент на добровольцах, которые смогли практически обнажёнными в течение часа выдерживать температуру −60 °C в разреженном воздухе, соответствующем высоте 7500 м над уровнем моря, обдуваемые воздушным потоком каждые десять минут от двухметрового вентилятора.

Мы охватили основные направления древней йоги. Для лучшего понимания как возникла йога, ее историю можно почитать и послушать в различных наших вебинарах.

Значение слов и терминов в йоге

Что такое йога? Для того, чтобы понять это, нужно, в начале разобраться с терминологией. В первую очередь необходимо определить значение самого слова йога. Только после этого можно давать интерпретацию явлению, которое им обозначается. И так, какое же значение

имеет
слово йога
? Данный термин пришел к нам из Санскрита – древнего индийского литературного языка, использовавшегося еще за тысячи лет до начала новый эры. В буквальном переводе слово йога значит единство, связь или усилие. Оно происходит от индоевропейского корня yuj (объединять, связывать упряжка). Конечно же, если рассматривать термин в контексте той культуры и традиции, в которой он использовался, значение слова йога будет гораздо более глубоким и многогранным. В настоящее время сосуществует сразу несколько интерпретаций, между которыми есть существенные отличия. Рассмотрим их более подробно.

Разные подходы к определению значения слова йога

Вначале рассмотрим этимологическое значение слова йога. Традиционно этот термин используется для обозначения процесса соединения Атмана (высшего человеческого Я) и Брахмана (источника всего сущего, духовного мира). В данном случае делается акцент на философских и религиозных аспектах практики. Йога рассматривается как способ отказа от всего материального и переход на более высокий, духовный уровень. Она воспринимается неким инструментом освобождения от мирских оков.

В индийской духовной культуре используется также немного другая интерпретация значения слова йога. Согласно ей, данный термин обозначает систему различных физических, духовных и психологических практик, главной целью которых является самосовершенствование человека и достижение им полной внутренней гармонии. Существует также более узкое понимание значения слова йога. Оно является самым конкретным, но раскрывает только один аспект этого понятия. В данном понимании йога является одной из шести ортодоксальных школ индийской идеалистической философии.

Астрологи вычислили какие знаки зодиака смогут привлечь удачу в этом месяце. Персональный гороскоп покажет, что поможет привлечь к Вам богатство и достаток. Бесплатно узнайте ЗДЕСЬ….!

Знакомство с йогой: словарь основных терминов

Разобраться в том, что такое йога поможет словарь терминов, знать которые нужно каждому человеку, желающему начать практику. Мы ознакомим читателей с самыми ключевыми понятиями древнеиндийского учения. Найти интерпретацию остальных незнакомых выражений йоги помогут словари терминов, которые можно отыскать на просторах всемирной сети.

  • Яма – этические предписания йоги и индуизма
  • Нияма – нравственные принципы индийских религий, направленные на развитие в человеке положительных добродетелей
  • Асана – поза тела, использующаяся для эффективного управления физиологическими процессами и внутренней энергией
  • Пранаяма – дыхательная техника, направленная на управление энергией праны
  • Медитация – процесс достижения полного внутреннего сосредоточения

С тегами: обучение оздоровление саморазвитие сознание тело

Предыдущий

Следующий

ЭТО НАДО ПРОЧИТАТЬ

ЭТО НАДО ПОЧИТАТЬ

Подробный лунный календарь зачатия детей на август 2020 года

18:06

Ежедневный лунный календарь маникюра ногтей на август 2020 года

15:05

Точный лунный календарь для краски волос на август 2020 года

06:43

Полный лунный календарь посещения врача на август 2020 года

00:24

Точный лунный календарь дней покупок на август 2020 года

16:53

Полный лунный календарь денежных вложений на август 2020 года

14:23

Оставить комментарий Отменить написание

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: