Философия индуизма |
Школы |
|
Философы и мыслители |
Древние
Средневековые
Современные
|
п • о • р |
Гу́на
(санскр. गुण, guṇa
IAST
) — санскритский термин, который в буквальном переводе означает «верёвка», а в более широком смысле «качество, свойство». Одна из категорий индуистской философии санкхья, где описываются три гуны материальной природы:
- Саттва-гуна
(«гуна благости») - Раджо-гуна
(«гуна страсти») - Тамо-гуна
(«гуна невежества»)
Под гунами в санкхье понимаются три основные начала материальной природы, три «режима деятельности» иллюзорной энергии майи, обусловливающей живые существа (дживы). Гуны определяют образ жизни, мышление и деятельность души, которую они обусловливают.
Гуны в философии санкхья
В представлении философии санкхья три гуны не разделяются, они связаны подобно пламени, маслу и фитилю в лампе. Гуны составляют основу Пракрити и являются причиной разнообразия мира (в зависимости от того, какая из них преобладает в конкретной вещи). Уже в «Санкхья-карике» под гунами подразумевают элементы пракрити.
Функции гун:
- саттва — проявление (пракаша)
- раджас — действие (правритти)
- тамас — сдержанность (ниямана)
Таким образом, саттва — это форма или проявление объекта, раджас — действие, которое способствует проявлению, тамас — сопротивление или бездействие, которое необходимо преодолеть.
Гуна благости
Когда мы слышим слова «благость», «блаженство», у нас возникает классное чувство — мы осознаем, что конкретно этого и желаем! Дело в том, что вначале свойство нашего узкого тела — это благость, и любой человек неосознанно стремится к этому состоянию. Благость — это познание о настоящей природе вещей. Познание озаряет человека! Когда мы осознаем, что вокруг происходит, что за чем идет, что необходимо созодать, наш разум успокаивается. Все наши неудачи оттого, что мы находимся в беспокойстве мозга. Человек в благости спокоен, но при всем этом остается активным, поэтому что для того, чтоб поддерживать благость (делать свои обязанности перед семьей, получать познания, поддерживать чистоту дома и тела, верно питаться), необходимы вещественные средства. Но в благости человек становится высококвалифицированным спецом и делает все с любовью. Даже если его приглашают просто забить гвоздь (сделать ремонт, пошить платьице, прочесть лекцию), то готовы платить за это высшую стоимость, потому что знают, что он сделает работу на самом высочайшем уровне.
Благость — это также наука о отношениях. Человек наконец- то осознает, как важен чувственный контакт, что истинное ублажение от жизни можно получить, лишь делясь и отдавая что-то. Находясь в энергии благости, мы излучаем внутреннее сияние (отдавать — это светиться) и становимся по-настоящему прекрасными.
С таковым человеком все желают разговаривать, поэтому что он успокаивает людей. Когда рядом находится человек познания, он делает чувство удобства и стабильности у окружающих, его не охото накалывать либо терять.
Крепкая и счастливая семья вероятна лишь в благости. Такие супруги соображают, что необходимо уважать природу друг дружку и делать свои обязанности. Природа мужчины — быть главой семьи, авторитетом, хлопотать о супруге и детях, обеспечивать их. Природа дамы — хранить целомудрие, поддерживать свою красоту, создавать удобство и комфорт в доме. Когда любой делает предназначенное ему природой, все довольны и счастливы, в таковой семье вырастают здоровые и красивые детки. Общение с природой, чистота в доме, атмосфера взаимоуважения и спокойствия в семье, благостная еда — все это поможет призвать в вашу жизнь гуну благости. Благость — это самая основная энергия, дарующая человеку счастье и благоденствие, но она никогда не приходит сама по для себя, мы должны ее избрать осознанно!»
Три гуны в гаудия-вайшнавском богословии
Большинство людей полагают, что управляют всеми своими действиями и принимают все решения в соответствии со своей волей. Однако в «Бхагавадгите» утверждается, что это не так, человек — лишь марионетка во власти трёх гун материальной природы:
Каждый вынужден действовать в соответствии с качествами, данными ему гунами материальной природы; поэтому никто не может удержаться от деятельности даже на мгновение. |
Верёвка изготавливается путём переплетения трёх пучков волокон. Вначале волокно разделяется натрое, и получившиеся три нити скручивают вместе, после чего скручиваются второе и третье волокно. В конце получившиеся три нити волокон переплетают вместе. Таким образом, верёвка становится очень прочной. Точно так же, в результате смешения трёх гун материальной природы — саттвы, раджаса и тамаса — появляется некий вторичный продукт. Затем они опять смешиваются, и это происходит снова и снова. В результате получается крепкая верёвка, состоящая из гун, переплетённых бесчисленное количество раз. Таким образом, майя связывает индивидуума всё сильнее и сильнее. Своими силами он не в состоянии освободиться от пут иллюзорной энергии. В результате, человек вынужден тяжело трудиться для поддержания своего существования, вести борьбу за существование. В то же самое время, в материальной жизни человек всегда, словно пламенем, охвачен страхом, потому что не знает, что произойдёт в следующий момент. В конце концов все надежды человека и его планы на счастье в этом мире прерываются смертью.
Жизнь индивидуума, пребывающего в саттва-гуне, может показаться вполне счастливой, однако он остаётся обусловлен телесной концепцией жизни и поэтому находится в иллюзии. Он может считать себя Джоном, американцем, мужчиной средних лет, верным мужем, заботливым отцом, разумным, образованным и т. д. Но все эти критерии материальны, так как находятся на уровне тела и ума. Он ещё не осознал, что является душой, вечным слугой Бога, а не телом или умом. До тех пор, пока индивид будет отождествлять себя с телом, он будет находиться под влиянием трёх гун и испытывать страдания, связанные с рождением, старостью, болезнями и смертью. Даже человек, находящийся в саттва-гуне, обусловлен подобным образом. Те, на кого влияет раджас и тамас, связаны попытками удовлетворять свои бесчисленные желания, а пребывающие в тамо-гуне, связаны безумием, ленью и сном.
Настоящей жизнью индивида является духовная жизнь, полная вечности, знания и блаженства (сатчитананда). Под влиянием саттва-гуны люди считают настоящей целью жизни мирское образование и достижение материального благополучия. Для людей в раджо-гуне единственной реальностью является секс и накопление имущества, а в тамо-гуне — сон и одурманивающие средства. Таким образом, чистая духовная природа индивида оскверняется нечистыми желаниями, порождёнными гунами природы.
Бог в вайшнавизме выступает как совершенно независимая Личность; Он волен делать всё, что пожелает. А поскольку все живые существа являются Его крохотными частичками, они тоже имеют в себе свойство быть независимыми, но только в меньшей мере. Таким образом, согласно желаниям индивида, его тело действует либо в саттве, раджасе или тамасе, либо в сочетании этих гун, поскольку его желания материальны. Желания индивида являются результатом отождествления с материальным телом, и поэтому они являются продуктами трёх гун материальной природы. Пути, которыми индивид пытается удовлетворить эти желания, также материальны.
Вишуддха-саттва
В то время как материальным миром правят три гуны материальной природы, в духовном мире, Вайкунтхе, гуны страсти и невежества полностью отсутствуют; там есть только вишуддха-саттва
— гуна благости, свободная от примеси невежества и страсти. В материальном мире даже тот, кто целиком находится под влиянием гуны благости, иногда испытывает на себе воздействие гун невежества и страсти. Но на планетах Вайкунтхи, в духовном небе, гуна благости существует в чистом виде. Там обитает Верховный Господь Вишну и его преданные, которые имеют ту же духовную природу вишуддха-саттвы, то есть находятся под влиянием гуны чистой благости. Планеты Вайкунтхи очень дороги всем вайшнавам, которые стремятся вернуться туда; достичь царства Бога преданным-вайшнавам помогает Сам Вишну.
Гуна невежества
Человек, пребывающий в гуне невежества, не понимает, что он желает от жизни и что такое счастье. Он много дремлет, становится инертным, начинает кое-чем злоупотреблять (переедание, алкоголь, наркотики). Невежество обрекает на неквалифицированную однообразную работу с низкой оплатой труда.
А все поэтому, что эта энергия не дозволяет человеку проявлять инициативу. Он делает свое дело как попало, не желает брать на себя ответственность. Для невежества свойственна философия эгоизма: я — центр Вселенной, мне обязано быть уютно, а больше меня ничто не тревожит. Дела в невежестве строятся на алкоголе (друг — это собутыльник) и грубом сексе. Люди в таковых семьях весьма агрессивно расплачиваются своим здоровьем, также здоровьем собственных деток. Чтоб выкарабкаться из этого состояния, необходимо поменять условия, которые подпитывают гуну невежества. Отрешиться от потребления алкоголя, наркотиков, также от жизни у телека. Состояние невежества в теле подпитывает также еда, которую мы едим. Продукты, которые стремительно портятся, — мясо, рыба, яичка, грибы — это еда гуны невежества. Энергией невежества владеют также блюда, приготовленные наиболее чем за три-четыре часа перед едой. Потому для того, чтоб подняться в наиболее высочайшие гуны — в страсть и благость, необходимо отдавать предпочтение еде этих гун. Но самыми необходимыми для человека, желающего преодолеть невежество, являются два фактора: 1-ый — взять на себя ответственность за выполнение собственных обязательств; 2-ой — поставить для себя цель в жизни. Весьма нередко люди просто не ведают о том, как принципиально выполнение обязательств перед собственной семьей, сотрудниками, гражданами, потому они никак не могут вырваться из круга невежества, даже если едят благостную еду.
То же самое и с постановкой цели: не достаточно поставить для себя цель (к примеру, желаю драгоценную машинку), необходимо к тому же обучиться тому, как ее достигнуть (добросовестным трудом, а не воровством — таковой путь не выведет из невежества). Когда человек в невежестве ставит впереди себя цель (машинка, дом ), он желает получить уже готовый итог, другими словами попасть в благость. Но сходу перейти из невежества в благость, там где есть обилие и счастье, недозволено. Чтоб это сделать, необходимо обмыслить подцели, другими словами осознать, как непосредственно достигнуть хотимого результата, а потом начать делать эти деяния. Это и означает перейти в гуну страсти — к энергии движения, созидания, творения. Как следует, чтоб преодолеть невежество, нужно находить общения с людьми, владеющими информацией, а это люди страсти и благости. Если вы решили вырваться из невежества, начните вкладывать плоды собственных трудов не в утехи и чрезмерное насыщение собственного желудка, а в развитие: увеличивайте квалификацию, освойте новейшую профессию, изучите зарубежный язык. И будьте готовы к переменам!
Пища и гуны
Быстропортящиеся продукты (мясо, рыба, яичка), также еда, приготовленная наиболее чем за три часа перед едой, относятся к гуне невежества и делают человека инертным и ленивым. Фастфуд, консервы, жгучие специи, газированные напитки, катализаторы хоть какого рода, также пряные и соленые продукты — это еда гуны страсти, усиливающая в человеке похоть, гнев, алчность, эгоизм. Фрукты, овощи] злаки, продукты из молока питают гуну благости. Таковая еда присваивает человеку силы, дарит здоровье.
© vedmochka.net
Поделиться :
Будь здоров!
Определив, в какой гуне находится тот или иной аспект вашей жизни, вы можете изменить его, сделав жизнь лучше.
Общие характеристики ГУН
Гуна благости характеризуется спокойствием, счастьем, пониманием, любовью, трезвостью мышления, духовностью, разумностью, положительными эмоциями, здоровьем. В гуне благости нет страхов и других негативных эмоций, состояний и переживаний.
Гуна страсти характеризуется беспокойством (из-за множества материальных желаний и жажды наслаждений), эгоизмом, чрезмерными усилиями, перепадами настроения и множеством проблем.
Гуна невежества характеризуется глупостью (неразумностью), негативными эмоциями и состояниями, разрушительной деятельностью по отношению к себе и другим, депрессиями, апатией.
Питание в благости, страсти и невежестве
Питание в благости – употребление качественных свежих или свежеприготовленных продуктов, таких как фрукты, овощи, зерновые, молочные продукты. В благости эти продукты употребляются в соответствующее время. Пища в благости приготавливается в чистом помещении, в чистой одежде, со светлыми мыслями, красиво сервируется, с любовью предлагается, и вкушается в спокойном состоянии ума и вниманием к пище. Продукты со сладковатым вкусом содержат в себе благость, но могут иметь примесь других гун. Пища в благости, как правило, имеет сочный, приятный, маслянистый вкус, и приятный аромат. Питание в благости приносит здоровье, хорошее настроение и способствует духовному развитию.
Питание в страсти – пища, приготовленная или употребляемая наспех. Продукты в страсти обычно имеют чрезмерно выраженный вкус или запах, слишком острые, горькие, соленые блюда, пища слишком сухая или горячая, слишком разнообразная. Питание в страсти может принести больше вреда здоровью и духовному развитию, чем пользы.
Питание в невежестве – пища безвкусная или с неприятным запахом, видом и вкусом, несвежие блюда (приготовленные более чем за 3 часа до еды), объедки, испорченные продукты, мясо, рыба, яйца, грибы, лук, чеснок, спиртное. К невежеству также относятся продукты, выращенные или приготовленные в нечистых условиях. Питание в невежестве вредно для здоровья и духовного роста.
Режим дня
Гуны проявляются и в режиме дня. Благостный режим дня начинается с восхода солнца в 4,5 — 5 утра. Чем позже встаёте с постели, тем дальше отдаляетесь от гуны благости. Чем дальше от такого распорядка, тем ближе к страсти и невежеству, что влечет за собой проблемы со здоровьем и препятствует духовному развитию.
Запомните: Утро – это гуна благости, день – гуна страсти, и ночь – гуна невежества.
Деятельность
Деятельность в благости – это целенаправленная упорядоченная деятельность, приносящая благо всем. Действия в энтузиазме или сильном интересе, при отсутствии привязанности к результатам деятельности, без ожиданий и беспокойств. Внимание сосредоточено на том, что происходит сейчас, а не на том, что могло бы произойти в будущем, или «к чему могут привести мои действия». В такой деятельности нет эгоизма, гордыни, конкуренции, негативных эмоций и состояний. Присутствует чувство ответственности за себя и других.
Деятельность в страсти – диктуется эгоистичными материальными желаниями, жаждой личного наслаждения. Имеет место привязанность к результатам своего труда (действий), явно выраженная конкуренция, борьба, желание урвать «кусок побольше», «получить признание своих заслуг» и т.д. Деятельность в страсти обычно сопровождается жадностью, злостью, неразумным эгоизмом, нечистыми мыслями и хитрыми действиями. Ответственность только за себя и перед собой. Такая деятельность приводит к постоянной смене полюсов дуальности «удовольствие — страдание», что вызывает разочарование, вводит человека в депрессию, вызывает болезни, и окончательно погружает в гуну невежества.
Деятельность в невежестве – это действия, приносящие беспокойство и вред себе и другим, насилие, разрушение – в любых проявлениях. Отсутствие ответственности. В невежестве человек, как правило, не осознаёт последствий своих действий, а если и осознаёт, то самостоятельно изменить положение дел уже не может.
В деятельности, как и в других аспектах жизни, гуны могут смешиваться в различном сочетании и соотношении. Преобладающая гуна – та, которая проявляется чаще и ярче других.
Понимание
Для благости характерно понимание «какие действия к чему приводят», «что стоит делать, и чего не стоит». Есть понимание Единства проявленного мира, и видение взаимосвязей проявленных аспектов бытия. Понимание того, что дает освобождение, и того, что связывает сильнее. Отсутствует обвинение других, нет также обвинения себя, но есть работа над собой и помощь другим.
Понимание в страсти искажено и запутано, «нужно жить только для себя», отсутствие четкого видения причинно-следственных связей, нет видения Единства. Неспособность отличить, что более истинно, а что менее. Отсутствие ясного понимания, какие действия разумны, а какие нет. Обвинение других и себя.
Понимание в невежестве невозможно даже назвать пониманием, потому что оно перевернуто с ног на голову. В невежестве истина видится ложью, а ложь – истиной. Отсутствие понимания причинно-следственных связей, неспособность осознать свои действия причиной возникающих проблем. Тотальное обвинение других, «жизнь несправедлива», и «все враги».
Общение, эмоции и интересы
Общение в благости всегда приятно и позитивно. Человек в благости с удовольствием общается на духовные темы (даже если не относит себя к той или иной религии), его интересуют в первую очередь вопросы саморазвития и самопознания, он с радостью помогает другим разобраться в сложных вопросах и ситуациях.
Его речь проста, доступна для понимания, и общаться с таким человеком, как правило, приятно и полезно. Человек в благости испытывает позитивные эмоции, которыми заряжает и собеседника. Такой человек не станет унижать, оскорблять, осуждать, намеренно ставить в неловкое положение, и не будет пытаться показать себя лучше, выше, продвинутее других.
Общение в страсти ведется только на темы, которые человеку интересны ввиду его эгоизма. И если он позволяет вам рассказать о своих проблемах и интересах, то только потому, чтобы потом снова переключиться на «свою волну».
Для страсти характерны споры, попытки доказать, переубедить, переделать другого человека – и это все с давлением, навязыванием, хитростью и задними мыслями. Эмоции при общении в страсти могут быть разные, но больше всего проявляется антагонизм, злость, имеет место раздражительность и недовольство (которые иногда прикрываются напускными эмоциями более высокого диапазона). Интересы в страсти отстаиваются только свои, интересы собеседника рассматриваются в последнюю очередь.
Общение в невежестве характеризуется грубой речью, матом, психологическим насилием, подавлением. Преобладает общение о разрушении или разрушенном, например «как всё плохо», «все люди сволочи», «что они со мной/нами сделали», «а давай ограбим банк», «нужно отравить собаку соседа» и т.д. Соответствующие эмоции – гнев, ненависть, горе, апатия.
Места наибольшей концентрации ГУН
Гуна благости больше всего проявлена в нетронутых человеком местах (реки, горы, леса, поля), а также в Божественных местах – храмах, церквях, монастырях, местах поклонения и паломничества.
Гуна страсти сосредоточена в городах и людных местах – рынки, вокзалы, аэропорты, развлекательные заведения, места соревнований, кинотеатры и т.д.
Гуна невежества проявлена в местах, связанных со смертью (мясокомбинаты, кладбища, скотобойни, морги) и в подземных сооружениях типа метрополитена, шахт, подвалов и т.д.
Цвет, изображения
Оказывается, гуны также проявляются и в цвете.
- Гуна благости проявляется в желтом и золотистом цвете.
- Гуна страсти – в красном, алом.
- Гуна невежества – в синем и черном.
Рисунки, картины, фотографии, плакаты, ковры, обои и т.д. можно оценить с точки зрения гун по сочетанию цветов, форм и переходов, а также по смысловой нагрузке.
Благостные изображения имеют немного цветов, не очень яркие, мягкие тона, не сильно броские, плавные переходы, не напрягают глаз при долгом смотрении. Сюда относятся пейзажи, картины на религиозные темы, изображения святых.
Страсть пестрит, слишком яркие цвета, слишком много использовано цветов, резкие переходы, отчетливые формы – такое бросается в глаза и напрягает, если долго наблюдать.
Изображения в невежестве выполнены, как правило, в тяжелых темных тонах, вызывают мрачные ассоциации, неприятные мысли, создают гнетущую обстановку. При долгом созерцании портится настроение.
Звуки, музыка
Музыка в благости спокойная, мелодичная, расслабляющая, приятная на слух. Переходы плавные, никаких резких звуков. К гуне благости относятся церковные песнопения, воспевание имен Бога, мантры, звуки природы и медитативная музыка (не вся). Благостную музыку не следует путать с медленной попсой, где текст песни может быть в страсти или даже невежестве.
Музыка в страсти ритмичная, заводная, пробуждающая или усиливающая различные материальные желания. В песне музыка может быть благостной, а текст песни страстным, или наоборот – текст в благости, а музыка в страсти (как сейчас многие мантры в трансовой или танцевальной обработке).
Музыка в невежестве тяжёлая, давящая, резкая, напрягающая психику, хаотичные ритмы, хриплый вокал, заметен недостаток мелодичности, тексты песен – о смерти, насилии, негативе. Многие рок и металл композиции спасаются мелодичностью и ритмом, иначе поклонников было бы гораздо меньше.
Работа над собой
Работа над собой в благости всегда интересна и познавательна. Проявлено стремление познать себя и Бога, постичь истину, избавиться от плохих черт характера, от эго, или приобрести благостные черты. Желание развить в себе то, что сделает жизнь спокойнее и радостнее для всех.
Если это молитва, то молитва за всех, например, «Отче Наш», а не «Господи, дай мне то-то и то-то». К благости относится «Формула Счастья» и «Техника благодарения». Также сюда относятся упражнения и медитации, целью которых является постижение своей истинной природы, например, упражнение «Я есть», самоисследование «Кто я?» и другие техники, предложенные на сайте.
Техники первого уровня, как и некоторые техники других уровней, могут сочетать в себе элементы благости и страсти, в зависимости от прорабатываемого материала и целей такой работы.
Работа над собой в страсти всегда направлена на достижение каких-то результатов в материальном мире, а не на самосовершенствование и самопознание. Желание и развитие сверхспособностей относится к страсти. Человеку в страсти интересны астральные путешествия, необычные состояния сознания, и любой другой опыт, которым можно похвастаться, использовать в эгоистических целях, или сделать себя продвинутее других. Нет особо сильного желания изменить себя, но есть сильное желание, чтобы изменились другие и чтобы мир дал мне то, чего я хочу.
Человеку в страсти работать над собой не очень интересно, и практика не стоит на первом месте, уступая телевизору, развлечениям и материальным удовольствиям.
Техники и упражнения в страсти: визуализации, аффирмации, формулы привлечения событий, и любые другие методы, целью которых является получение материальных благ. При этом человек не знает или не учитывает, что за всё полученное придется расплачиваться, так как все материальные удовольствия имеют обратную сторону – страдания, в том или ином виде.
Работа над собой в невежестве – т.е. работа над другими – может включать в себя использование элементов черной магии (заговоры, привороты, наведение порчи, сглаза и т.д.), и такая деятельность в конце концов возвращается бумерангом и разрушает человека. Другими словами, в невежестве «работа над собой» приводит не к духовному росту, а к деградации.