Путь познания – так трактуют практику Джняна-йоги (Гьяна, Джнана, Дхьяна), потому что Джняна переводится с санскрита как «знание». Но в этом случае подразумевается не знание, полученное на основе логического либо интеллектуального мышления, а знание, основанное на интуиции и достигаемое в момент озарения.
Джняна йога — это путь достижения гармонии сквозь интуитивное просветление. Через прозрение постигается истина, а истина дает обретение Джняны.
Еще её определяют как длительное исследование, цель которого через более глубокое самопознание постичь интуитивное знание.
Что это? Особенности
Учение отталкивается от того, что корень всех неудач и горестей таится в отсутствии знания. Целью становится победа над Авидьей и приближение к священному познанию — Брахмавидьи.
Джаняна-йога говорит о том, что понять истину можно лишь прочувствовав ее. К тому же, согласно учению, человек медленно приближается к вершине знания, проверяя на своем пути одну истину другой, при этом постоянно оглядываясь на точку отсчета, чтобы не потерять верный ориентир.
Учение гласит, что, истины, полученные в результате логического заключения через наблюдение трехмерной реальности, не являются подлинными истинами с точки зрения Высшего Сознания.
Оно учит не доверять себе, своим эмоциям, образам, идеям, смыслам, размышлениям и словам, особенно выделяя в этом списке слова. Все нужно проверять, осторожно шагать к цели, опираясь на жизненный опыт, а также фундаментальные принципы.
Практика настаивает на отвержении «психологического» взгляда вглубь себя, который определяет человека как разнообразие двойственных «я». Ученику необходимо найти внутри себя то самое единственное Я, которое наблюдает, воспринимает и объединяет весь жизненный опыт. Учение фокусируется на одном-единственном Центре нашего Я и уходит от всего многообразия внешнего и внутреннего мира, при этом обнажая все, что вовне: Я – не это, не это, не это. Neti, neti, neti…
Йог Рамачарака — Джнана-йога
1 …
Йог Рамачарака — Джнана-йога
Чтение I. ЕДИНЫЙ
Философия йогов может быть разделена на несколько больших отделов или областей. Та часть ее, которая называется «Хатха йога», говорит о физическом теле человека, о контроле над телом, о его благосостоянии, здоровье, сохранении, о законах его существования и т.п. Часть, называемая «Раджа йога», говорит о психическом мире, об уме, о контроле над ним, его развитии, расширении и т.п. «Бхакти йога» рассматривает религиозную эмоцию, любовь к Абсолюту – к Богу. Часть же, носящая название «Джняна йога», трактует о научном и интеллектуальном изучении великих вопросов жизни и того, что скрывается за жизнью – о тайнах мира.
Каждая ветвь учения йогов является путем, ведущим к одной и той же цели – к расцвету, развитию и росту человека. Тот, кто хочет сначала развить и укрепить свое физическое тело, научиться управлять им для того, чтобы сделать его надлежащим орудием для выражения своего высшего «Я», должен пройти путь «Хатха йоги». Кто хочет развить в себе силу воли и умственные способности, развернуть свои внутренние свойства и скрытые силы, пусть следует по пути «Раджа йоги». Кто желает, путем «знания», путем изучения, уяснить себе основные начала и изумительные, правящие жизнью, истины, пусть вступит на путь «Джняна йоги»; и, наконец, кто хочет через любовь соприкоснуться с Единой Жизнью, – пусть идет по пути «Бхакти йоги».
Но не нужно думать, будто человеку, изучающему йогу, следует ограничиться каким-нибудь одним из этих путей к могуществу. Да, в действительности так поступают лишь очень немногие. Большинство стремится приобрести полное знание и знакомится с основоположениями всех отраслей йоги, извлекая полезное для себя отовсюду, но, конечно, останавливаясь преимущественно на том, что больше другого говорит уму и чувству. Такое влечение человека к той или другой стороне йоги является указанием на его нужды и потребности и служит для него как бы рукой, указывающей ему путь.
Чтобы очистить, укрепить, оздоровить свое тело и сделать из него более подходящее орудие для выражения своего высшего Я, всякому полезно будет ознакомиться с учением «Хатха йоги». – Следует также знать что-нибудь из «Раджа йоги», – это поможет понять, как нужно тренировать, контролировать в себе ум и пользоваться волей. Одинаково полезно изучить и мудрость «Джняна йоги», чтобы понимать изумительные истины, лежащие в основе жизни и постигнуть науку Бытия. И несомненно каждый должен изучить «Бхакти йогу», чтобы понять великое учение любви, правящее всякой жизнью.
«Хатха йоге» и «Раджа йоге» посвящены отдельные книги. Кое-что говорили мы уже и о «Джняна йоге» в книгах «Основы миросозерцания индийских йогов» и «Пути достижения йогов». Там же мы касались и «Бхакти йоги», потому что мы не представляем себе, как можно преподавать или изучать какой-нибудь отдел учения йогов, не преисполняясь чувством любви и единения с Источником всякой жизни. Знать Подателя жизни – значит любить Его; и чем больше мы будем познавать Его, тем больше любви мы будем проявлять.
В этом курсе чтений мы будем говорить о «Джняна йоге», – йоге мудрости; мы постараемся выяснить самые главные и высшие из ее положений. И мы надеемся, что нам удастся пробудить в читателях еще более высокое сознание их сродства с Единым и вызвать в них соответствующую любовь к тому, чем люди живут, и движутся и существуют.
Начнем с рассмотрения того, что уже давно считается «вопросом всех вопросов» – с вопроса о том: «что есть реальность». Чтобы понять этот вопрос, нам стоит только бросить взгляд на окружающий нас видимый мир. Мы видим необъятные массы того, что наука называет «материей». Мы видим, в бесчисленных формах и видах, действие чего-то удивительного, что называется «силой» или «энергией». Мы видим вещи, составляющие «формы жизни», в полном разнообразии их проявлений, начиная с маленького комочка протоплазмы, – клеточки, до той формы, которая носит название человека.
Но, изучая этот мир явлений при помощи науки и ученых изысканий, – какую бы громадную ценность не заключало в себе такое изучение, – мы все-таки приходим к такому пункту, далее которого идти мы не можем. Материя расплывается в загадку, – сила претворяется во что-то иное, – тайна живых организмов лукаво прячется от нас. Но, теряя этот мир «внешности и проявления», мы видим себя стоящими перед чем-то иным, что, как мы находим, должно лежать в основе всех этих изменчивых форм, видов и явлений.
Это нечто мы и называем истинной реальностью, ибо оно – реально, неизменно и постоянно. И хотя люди расходятся, спорят, не соглашаются и враждуют во взглядах на эту реальность, но тем не менее есть один пункт, который все вынуждены признать; это – что реальность одна, что в основе всех форм и явлений должна быть одна реальность, из которой и вытекают все вещи. Исследование этой реальности и составляет воистину вопрос всех вопросов мира.
Высший разум человека, так же как и самая глубокая его интуиция, – всегда говорили ему, что эта реальность или лежащее в основе всего существо, должно быть Едино, и что вся природа представляет из себя различные формы проявлений, эманаций или выражений этого единого начала. Все философы признавали, что жизнь есть река, текущая из одного великого источника, природа и имя которого нам неизвестны, а некоторые говорили даже – и непостижимы. Но как бы ни расходились люди в своих теориях относительно природы этого начала, все сходятся на том, что оно может быть только единым. Разногласие наступает только тогда, когда этому «единому» начинают давать названия и анализировать его.
Посмотрим же, что думали и говорили люди об этом едином начале; это поможет нам разобраться в самом характере нашей проблемы.
Материалисты утверждают, что начало всего есть материя, – самостоятельно существующая, вечная, бесконечная, заключающая в самой себе потенцию энергии и разума. Другая школа – энергетическая, тесно примыкающая к материалистам, называет это начало энергией, считая материю и разум лишь видами ее проявлений. Идеалисты, наоборот, утверждают, что единое начало есть дух, и что материя и сила суть лишь идеи этого мирового духа. Теологи провозглашают единым началом личного Бога, всегда, при всем разнообразии своих учений и догматов, приписывая ему известные свойства, характеристики и т.п. Натуралисты в основу всего кладут Природу, которая беспрерывно проявляет из себя неисчислимые формы. Оккультисты различных школ, восточных и западных, учили всегда, что единое начало есть Бытие, жизнь которого образует жизнь всех живых форм.
Все философские учения, все науки, все религии говорят нам, что этот мир видов, форм и названий – лишь призрачный или кажущийся мир, мир феноменов, за которым скрывается настоящая сущность вещей, которой различные философы давали различные названия. Но помните, что в основе каждой, имеющей значение, философской системы лежит та или иная форма монизма, т.е. идея единого, известного или неизвестного Бога, постижимого или непостижимого начала, субстанции, энергии или духа. Основа всего существующего – одна; она может быть только одна; таково неизбежное заключение высшего человеческого разума, человеческой интуиции или веры.
Тот же разум говорит нам, что эта единая жизнь должна обусловливать собой и жизнь всех живых организмов; что все видимые вещественные формы, силы, энергии и принципы должны эманировать из этой единой основы.
Нам могут возразить, что учения о личном Боге не придерживаются такого взгляда, так как согласно им, Бог является творцом мира, который он создал из себя, как создает новое произведение художник. Но это возражение ничего не значит, так как откуда же мог Творец мира взять материал для своей вселенной, как не из самого себя? Откуда взялась энергия, если не из того же источника? Откуда жизнь, если не из его собственной жизни? Так, в конце концов, очевидно, что начало должно быть одно, а не два, даже и в том случае, если мы примем термины «Бог и Его вселенная», так как и тогда мир должен был возникнуть из Бога, и может существовать, двигаться, действовать и мыслить лишь в силу дозволяющей это сущности Божией.
При рассмотрении идей различных мыслителей нас поражает тот факт, что все школы в своих теориях проявляют известную односторонность: они видят лишь то, что совпадает с их теориями и закрывают глаза на все остальное. Материалисты говорят о бесконечной и вечной материи, хотя новейшие изыскания показали, что материя переходит в ничто, – обычный атом распадается на бесконечное количество частиц, называемых электронами, которые, в конце концов, представляют из себя не что иное, как скопление электричества, «сгущенный в эфире узелок»; а что такое эфир, наука до сих пор разъяснить не может. Энергию также нельзя себе представить иначе, как только действующей в материи. Энергия же всегда подчиняется известным законам; а законы немыслимы без законодателя, и законодатель немыслим без разума или чего-то высшего, чем разум. Разум же такой, как мы его знаем, по-видимому, слит с материей и энергией в одну удивительную комбинацию и подчинен внешним для себя законам; он разновиден, изменчив и непостоянен, т.е. обладает атрибутами, несовместимыми с понятием об Абсолютном. Оккультисты признают разум, – каким мы его знаем, – так же, как и материю и энергию, только внешним и относительным проявлением чего-то гораздо более высокого и постоянного; для обозначения этого «чего-то» мы должны вернуться к старому термину, который употребляли мудрецы, говоря о том, что скрывается за энергией и разумом; слово это – «Дух».
1 …
Польза
Практкуя, человек начинает понимать, что есть реальный и иллюзорный мир, учится выявлять ложь. Душа возвышается над пустыми человеческими хлопотами, примитивностью ежедневного жизненного течения. Беспрерывное исследование, самопознание приводят к постижению сущности и приближению к Абсолюту. В конечной высшей точке на пути к познанию оказывается, что в поиске Абсолюта внутренняя сущность сама стала им.
Легендарный курс по медитации без оплаты Рекомендуем! Самый популярный курс по медитации для начинающих на русском языке. Более 100 тыс человек уже научились медитировать. Попробуйте сами. Подробнее.
Практикующий Джняна-йогу может познать Бога и стать освобожденным, чтобы достичь успеха в своей практике, необходимо опираться на элементы Бхакти-йоги, т.к. она помогает развить преданность и любовь к Богу.
На пути к освобождению необходимо истинное знание, которое можно получить при изучении священных писаний, это поможет понять всю суть других видов йоги, таких как Карма-йога, Саньяса-йога, Буддхи-йога, Бхакти-йога и др. Нужно понимать, что истинное знание не является чисто теоретическим, это также и жизненный опыт.
В Бхагавадгите сказано, что мы не должны отождествлять себя с нашими умами и телами, поскольку мы являемся бессмертными, духовными существами и для того, чтобы преодолеть нашу ограниченную природу, мы должны получить контроль над нашими органами чувств и нашими желаниями посредством отрешенности и уравновешенности.
Знание можно получить через изучение священных писаний, медитацию, интуицию, служение Богу, преподавание, общение с мудрыми людьми или гуру, личный духовный опыт. Однако важно помнить, что высшее знание (джняна) невозможно приобрести через интеллект, оно уже есть в нашем истинном Я (за пределами разума и интеллекта), которое знает ответы на все вопросы.
В Бхагавадгите прямо не сказано, каким образом можно восстановить истинное знание, но все-таки дает некоторые намеки и предлагает различные альтернативы. Итак, истинное знание можно приобрести одним или несколькими из нижеприведенных способов. Все они являются аспектами самоочищения (избавляют от эгоизма, желаний, иллюзий, невежества) и делают ум острым.
- Самообучение, изучение священных писаний, сутр, вед, религиозной или духовной литературы.
- Аскезы, правила и ограничения, которые полезны для устранения нечистот раджаса и тамаса, благодаря чему человек освобождается от эгоизма, желаний, гордости, гнева, привязанности к мирским вещам.
- Карма-йога, совершение благих действий без ожидания результата. Она очистит ум и тело и удалит примеси, которые мешают развитию разума.
- Медитация, созерцание Бога – сделает разум спокойным и сконцентрированным, благодаря чему можно увидеть суть вещей.
- Идентификация себя с вечным Я, а не с интеллектом и телом, благодаря чему проходит страх смерти и привязанность к телу.
- Практика отречения от мирских удовольствий, это поможет освободить ум от желаний и ожиданий и приведет к истине.
- Преданность Богу (практика Бхакти-йоги).
- Практика правдивости, которая означает приверженность истине словом и делом. Когда разум установлен в истине, ему будет легко найти истину.
Методы
Есть вариации медитативной практики. Все они направлены на прерывание отождествления практикующего со своим разумом и телом.
Самый известный метод называется «нети-нети». Переводится с санскрита как «не то, не то». Во время практики этого метода ученик задается вопросами, при ответах на которые понимает, чем он является. Вопросы при этом достаточно просты, но обладают глубинным философским смыслом: «Я — есть тело?», «Я — есть разум?», «Я — есть чувства?» и другие. Получая собственные ответы на эти вопросы, человек приходит к тому, что он – это нечто намного большее, чем просто тело, сознание, ощущения и так далее. Таким образом, прорабатывая вопросы о том, кем он является, человек приближается к постижению своей сущности.
Вторым способом является отстраненное наблюдение. Во время практики Джняна-йоги, человек равнодушно вглядывается внутрь себя. При таком способе нужно обладать хорошей концентрацией внимания и уметь глубоко погружаться внутрь себя.
Джняна-йога — это сложный путь, который требует от человека силу духа, а также развитое и выносливое тело. Постигнуть ее сможет тот, кто уже достиг высокого уровня в йогической практике и готов к отречению от внешнего мира ради постижения высшего смысла.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Джняна-йога
Джняна-йога (санскрит) — процесс духовного осознания через абстрактно-философские поиски истины. Это одна из 4 видов йог, описанных в «Бхагват-Гите»: карма-йога (йога деятельности), дхьяна-йога (мистическая йога), джняна-йога (йога знания) и бхакти-йога (йога развития отношения с Богом посредством преданного служения).
Основной целью практики джняна-йоги является осознание себя и связи с Богом через знания, получаемые из священных писаний, наставлений духовных учителей. Ею занимаются те, кто не готов принять личностный аспект Бога. Идя путём философских размышлений, такой человек может осознать только безличностный аспект Абсолютной Истины (Брахман) и главным для такого человека является слияние с Абсолютом (брахмаджьоти).
Идя с решимостью данным путём, человек через многие жизни может, наконец, придти к этой цели. Он видит различие между собой, как душой, и своим телом, которое является оболочкой души. Развивая постепенно эмпирическое знание, человек начинает видеть Брахмана везде и во всем.
Знание Абсолюта изложено в 7 главе «Бхагават-Гиты. Как она есть»:
«Я начало и конец всего в этом мире, который представляет собой соединение материи и духа… Все сущее покоится на Мне, подобно жемчужинам, нанизанным на нить. О сын Кунти, Я — вкус воды, свет солнца и луны, и Я — слог Ом в седических мантрах, Я — звук в эфире и талант в человеке. Я — изначальный аромат земли, и Я — жар огня. Я — жизнь всего живого и аскетизма всех аскетов. О сын Прихи, знай же, что Я — изначальный разум разумных и мощь могучих. Я — сила сильных, свободная от страсти и желания. Я — половая жизнь, не противоречащая законам религии, о предводитель Бхарат… Я есть все, и в то же время Я стою в стороне от всего. Я не подвластен гунам природы — это они подвластны Мне. Ввергнутый в иллюзию тремя гунами природы (благостью, страстью и невежеством), весь мир не знает Меня, стоящего над гунами и неисчерпаемого».
Однако цель джняна-йоги — это не высшая цель жизни человека, поскольку она останавливается на безличном сиянии Абсолютной Истины. Высшая цель — познать Верховную Личность Бога. И лишь немногим удаётся придти к этому.
В «Бхагават-Гите» говорится, что из многих тысяч людей едва ли один стремится к совершенству, а из достигших его едва ли один воистину познал Бога.
Практикой джняна-йоги пользуются философы майавади, приверженцы идеи пустоты. Одним из основателей данной школы является Шанкарачарья, однако, в конце своей жизни, он отказался от своей теории и признал Кришну Верховной Личностью Бога.
Опасность данной практики заключается в том, что она может увести в сторону от Истины. Изучая священные писания, человек начинает давать им собственную оценку, забывая о своей несовершенности, ограниченности своих знаний и восприятия.
Опираясь на философские измышления, были созданы новые направления в религиозных течениях. Например, в христианстве таким направлением стал протестантизм.
Лишь немногие способны перейти со ступени джняна-йоги на путь бхакти-йоги. Это удаётся тем людям, кто понял, что Господь является причиной всех причин. Тогда они вовлекаются в процесс преданного служения Ему под руководством старших преданных или духовного учителя.