Разновидности бхакти как философского учения
Данный вид йоги — это один из четырех основных типов. Йога позволяет человеку обрести гармонию с собой и окружающим миром, стать чище и здоровее, а также развить способности к единению с Вселенной.
Бхакти-йога основана на принципах духовного просветления. Существует несколько разновидностей этого учения:
- шанта;
- дасья;
- сакхья;
- ватсалья;
- мадхурья.
Каждый из этих пяти типов имеют свои особенности. Так, шанта обозначает нейтральную позицию, дасья — полное подчинение, сакхья — отношения, основанные на дружбе, ватсалья — чувства матери, отца к своему ребенку, мадхурья — влюбленность.
В практике бхакти также есть и особенные процессы, которых йоги придерживаются:
- киртана — воспевание священных имен и действий Бога;
- шравана — слушание учений о Боге;
- смарана — медитация на имя Бога;
- пада-севана — служение Богу;
- арчана — поклонение иконе мурти;
- атма-ниведана — абсолютное подчинение Богу и готовность идти на преклонение и жертвы;
- сакхья — открытие дружеских чувств к Богу;
- дасья — удовлетворение потребностей Бога;
- вандана — молитва Всевышнему.
Бхакти йога является одной из самых преданных из большинства религиозных направлений мира. Методика этого направления несколько отличается от привычной для европейского человека хатха йоги или иных подобных практик. Она несколько более широка в духовном понимании, чем другие ее разновидности.
Движение бхакти
По своей сути бхакти — это непреклонное служение Богу и полное удовлетворение его потребностей, а также готовность человека идти на жертвы, приносить себя в жертву ради Всевышнего. При этом само движение проповедует и любовь не только к Вселенной, но и ко всему живому в мире в целом. Бог в индийской культуре — обобщенное понятие безупречной силы, единого разума мира, который сам любит все, что живет на земле.
Целью движения бхакти является умение безусловно любить все живое, уметь приносить себя в жертву ради желаний
Божественного начала. Существует две группы приверженцев этого направления в йоге. Первая группа йогов склонны почитать божественный абсолют в виде того, что мы имеем на земле, то есть в виде всего, что нас окружает. Эта группа называется Пара Бхакти.
Вторая группа понимает свое предназначение как умение и желание любить Вишну, то есть верховного Бога. Они носят название гауни Бхакти. Данная группа намного менее развита и некоторые философы даже считают, что приверженцы этого направления более фанатичны, чем ара бхакти, поскольку они чтут лишь одно божество, то есть существует разногласие в этом понимании.
Также существуют движения, которые поклоняются Божественному по принципу бхакти-йоги. Это кришна, вишна, шива и шакти. каждый из них имеет определенное значение для индийской культуры в целом.
Здесь существует такое понятие, как атма ниведана. Это самоотречение, то есть способность человека самостоятельно отречься от чего-либо. То есть человек должен быть готов полностью очистить себя и посвятить учению и вере в Бога. При этом он становится единым с вечностью, просветленным и чистым.
Приверженцы бхакти-йоги верят, что Бог не терпит противоречий, но он любит всех, готов хранить людей и все, что есть живое на земле. Люди, которые практикуют данную практику, чувствуют себя под защитой Вселенной, чистого высшего разума.
Бхакти и кришнаизм
Духовные практики кришнаитов достаточно разнообразны. Сутью учения Кришны является постоянная ежедневная практика служения Всевышнему, полное самопожертвование ради него. Бог для них — Кришна. Отсюда и само название Кришнаиты.
Основатель движения кришнаитов — Шри Кришна Чайтанья, который оставил после себя множество священных писаний и рукописных стихотворений, которые почитают сторонники данного движения.
Поклонники Вишну разделяют бхакти-йогу на несколько видов: пада-севана, смарана, киртана, шравана, арчана, вандана, дасья, сакхья, атма-ниведана. При этом последняя является полноценной отдачей себя в службе Всевышнему, поклонение и единство с миром вечного разума.
Бхакти и ортодоксальные индусы
В Индии существует несколько направлений, в том числе и йоги. Бхакти — это лишь одно из самых распространенных. В нем признается лишь один Всевышний. Он видится людям как вечный чистый разум, единение всего живого и абсолютная любовь ко всему на земле. И люди, которые являются сторонниками данного направления, считают соей целью служить своему Богу, любить, как и он, все живое на земле, а также почитать самого Творца.
В Индии распространены касты, поэтому существует некоторое деление людей. Из-за этого нередко происходит недопонимание между кастами, которое неприемлемо для бхакти-йоги.
Обычно низшие касты принимают бхакти-йогу с открытым сердцем, зная, что их ждет лучшая жизнь. Они проводят дни в вере и делают все, как полагается по законам данного направления. Бхакти оказывает большое значение на сторонников данной веры. В последнее время поклонников этого направления йоги стало еще больше, оно воспевается и практикуется все шире во всем мире.
Высшая цель учения
Основной силой и верой практики бхакти-йога является связь человека с высшими силами, единение с Богом и абсолютное преклонение перед ним. Вселенная любит человека и все, что есть живое на земле. Также и человек обязан любить все, что находится рядом с ним, что его окружает, при этом он поклоняется Всевышнему, чтит его и обязан произносить специальные молитвы, читать священные тексты и почитать все его деяния.
Глубокие чувства, которые имеют сторонники направления, доказывают полное подчинение разума людей принципам этого движения. Люди верят, что их ждет чистая и светлая жизнь благодаря тому, что они с Всевышним едины и имеют большое чувство любви.
О высшей цели
В йоге под названием «бхакти» никто не требует от человека абсолютного отказа от пищи, искреннего раскаяния либо отречения от материальных ценностей. Регулярно выполняя специальные упражнения бхакти, удается установить невероятно тесный контакт с Богом и обрести в себе высшую духовность.
При этом в душе постепенно развиваются возвышенные чувства, напоминающие настоявшую влюбленность. Через нее человек обретает единение с Богом и начинает испытывать к нему невероятно глубокую и искреннюю любовь. Он достигает невероятной умиротворенности и покоя.
В результате с помощью основополагающих принципов бхакти удается избавиться от невероятной усталости, сбросить лишние килограммы и научиться лучше запоминать разнообразную информацию. В душе наступит удивительная гармония с собой, Всевышним и окружающим миром.
Основные принципы
Данное движение не подразумевает деление человека по классам и сословиям. Все люди становятся едины перед своей верой в чистоту и силу любви Вселенной. Бхакти доступна для каждого человека и не имеет никаких границ.
Основными принципами движения этого направления йоги являются:
- единство для все людей;
- отсутствие рамок и границ по полу, возрасту, социальному статусу человека;
- служение Богу и полная готовность отдавать себя и преклоняться;
- не требует развития собственной квалификации, все рассчитано лишь на помощь и любовь Всевышнего;
- все практики йоги могу достичь совершенства при помощи бхакти, при этом оно может быть наивысшим.
Считается, что человек, который встал на путь данного направления йоги, обретает душевное равновесие и спокойствие, абсолютную уверенность в своей гармонии с собой и окружающим его миром.
Результаты этой практики показывают, что нет никакой разницы между теми, кто только встал на этот путь, и тем, кто является его сторонником длительное время. Все люди равны между собой и едины в своих намерениях любви и чистоты.
Принципы и методы, которые практикуются в этом направлении, едины для всех людей, независимо от социального положения, возраста и других факторов.
Считается, что Бог сам помогает человеку встать на правильны путь и указывает ему то, каким образом он должен себя вести и ощущать в этом мире. При этом человек должен полностью отдавать себя во служение Вселенной.
Бхакти устраняет все препятствия перед человеком, открывает для него мир без границ и условностей, без невозможностей достичь чего-либо. Устраняются все препятствия, в том числе и материальные. Человек обеспечивается всеми необходимыми для жизни ресурсами и навыками.
Чем практика бхакти-йоги превосходит все виды йог?
Множество школ йоги вызывает некоторые смущение в уме человека, который глубоко не знаком с тем или иным видом йоги и не знает какой же путь ему выбрать. Сама по себе йога – это метод самоосознания, которое достигается путём различных практик, варьирующихся от школы к школе. Всего школ существует 4: карма, гьяна, раджа и бхакти-йога.
Разумеется, в данной статье наиболее подробно будет рассматриваться бхакти-йога, но и остальные школы будут рассмотрены для более полного понимания преимуществ бхакти-йоги. А о том, чем же бхакти-йога превосходит остальные школы йоги, будет вся статья.
Начнём перечисление преимуществ бхакти-йоги.
Доступность
О сын Притхи, предавшись Мне, даже люди низкого происхождения, женщины, вайшьи [торговцы] и шудры [рабочие] могут достичь высшей обители. Что же тогда говорить о благочестивых брахманах, о преданных и о праведных царях? Поэтому, раз уж ты оказался в этом бренном, полном страданий мире, целиком посвяти себя любовному служению Мне.
Бхагавад-Гита. 9.32-33.
Заниматься бхакти-йогой может каждый человек, вне зависимости от каких либо критериев, таких как пол, возраст, строение разума. Этот метод самоосознания доступен каждому человеку и не имеет каких-либо требований.
В отличие от бхакти-йоги, другие виды йоги предъявляют вполне конкретные и жесткие условия для практики. Так, раджа-йога и гьяна-йога предназначены исключительно для взрослых мужчин, которые обладают брахманической или кшатрийской природой. Карма-йога доступна более широкому кругу людей, но она недоступна шудрам, а роль женщины и детей в ней сводится к роли прислуг.
Бхакти-йога доступна даже детям, и это иллюстрирует Шримад-Бхагаватам в повествовании истории принца Дхрувы, который, желая обрести признание отца, начал поклоняться Верховному Господу и своей решимостью добился совершенства на этом пути.
Простота
Если человек с любовью и преданностью поднесет Мне листок, цветок, плод или немного воды, Я непременно приму его подношение.
Бхагавад-Гита. 9. 26.
Раджа-йога – это мистическая йога, направленная на достижение мистических совершенств. И она требует абсолютной концентрации на практике. Просто для того, чтобы практиковать такой вид йоги, человеку приходится уходить в горы или леса, подальше от общества. И даже это не гарантирует успех.
Гьяна-йога – это метод познания себя и мира путём изучения и приобретения знаний. Основным источником знаний являются священные тексты, объем, богатство и разнообразие которых просто ужасают воображение. И эти тексты недостаточно прочитать один раз, их необходимо выучить и повторять каждый день. Для этого, очевидно, потребуется забросить много остальных дел и полностью посвятить себя чтению и изучению различных текстов. Разве такой вид йоги посилен обычному человеку?
Карма-йога – это вид йоги, основанный на выполнении дхармы и исполнении ритуалов, обрядов, жертвоприношений, аскез, благотворительности. Карма-йога регламентирует все сферы жизни человека, не говоря уже о распорядке обрядов и предписаний относительно других важных аспектов жизни человека. На самом деле, огромный труд в карма-йоге вызывает простое знание правил, не говоря уже о их исполнении. Человек в этом виде максимально ограничен правилами и предписаниями, которые касаются не только его личной жизни и распорядка дня, но и общественной жизни, в которой он обязан вести себя строго определенным образом в соответствии со строгим этикетом.
Бхакти-йога отличается абсолютно простой практикой преданного служения Господу. По большей части, практика бхакти заключается в слушании, воспевании и размышлениях о Господе. Слушать истории, связанные с Господом, воспевать Его Святое Имя и вспоминать о Нём. Это доступно каждому человеку, практически в любой промежуток времени. Ко всему прочему, такой вид духовной практики не только позволяет не уходить из общества для достижения успеха, но и рекомендует находиться в обществе людей с похожим умонастроением.
Упомянутые Мной личности не утруждали себя серьёзным изучением ведической литературы, не поклонялись великим святым, не соблюдали суровых обетов или аскез. Просто общаясь со Мной и Моими преданными, они достигли Меня.
Шримад-Бхагаватам. 11.12.7
Эффективность
Все нужды, которые удовлетворяет маленький колодец, может сразу удовлетворить большой водоем. Подобно этому, тот, кому известно высшее назначение Вед, обретает все описанные в них блага.
Бхагавад Гита 2.46
Эффективность раджа-, карма- и гьяна-йоги ставится под сомнение по сравнению с бхакти-йогой. Почему? Потому что бхакти-йога является духовной практикой и дарует человеку вечные плоды. Плоды, которые человек не теряет никогда, ни при жизни, ни после смерти. Вечные плоды пути преданного служения остаются с человеком навсегда, так как главной целью такого духовного пути является Бог.
В свою очередь, три других вида йоги преследуют материальные и бренные цели, которые пропадают со временем.
Всё, чего можно достичь кармической деятельностью, покаянием, знанием, отречением, мистической йогой, благотворительностью, религиозными обязанностями и всеми прочими методами совершенствования, преданный легко достигает благодаря любовному служению Мне. Если Мой преданный желает достижения рая, освобождения или Моей обители, он без труда получает такие благословения.
Шримад-Бхагаватам. 11.20.32-33
Человек, практикующий раджа-йогу, лишается мистических совершенств в момент смерти, и для получения их ему необходимо проделать весь путь заново.
Карма-йога вручает человеку хорошую карму и возможность наслаждаться райской жизнью. Но и запас хорошей кармы человека сжигается по мере наслаждения его прекрасной жизнью, и он вновь попадает в эту жизнь, в которой ему вновь невероятно тяжелым трудом приходится зарабатывать себе право наслаждаться бренным миром. Такой круговорот с точки зрения разума бессмыслен и рано или поздно приведет человека в крайне печальное положение.
Изведав райских удовольствий и исчерпав запас благочестивой кармы, они вновь возвращаются на бренную землю. Так те, кто следует законам трех Вед ради удовлетворения собственных чувств, получают в награду только череду рождений и смертей.
Бхагавад-Гита. 9.21.
Мудрый человек никогда не должен желать оказаться ни на райских ни на адских планетах, как не должен желать постоянно оставаться на земле, ибо из-за погружения в материальное тело он начинает глупо пренебрегать своими истинными интересами.
Шримад-Бхагаватам. 11.20.13
Гьяна-йога, с одной стороны, хороша тем, что даёт возможность человеческому сознанию эволюционировать, но, с другой стороны, в момент смерти человек теряет накопленные в ходе философских поисков знания. Другая сторона гьяна-йоги заключается в опасности попадания в капкан невежественных знаний. Широкое разнообразие различных взглядов и большое количество размытых терминов поселяют в сердце человека, сконцентрированного на изучении священных текстов, большое количество сомнений, и эти сомнения могут привести человека к деградации.
Требовательность
Раджа-йога предназначена для получения мистических способностей и требует безоговорочного подчинения всей своей жизни мистической практике. Это означает не только уход из общества, но и крайне серьезное погружение в эту практику. Таким образом, этот вид йоги занимает всю жизнь человека не только в месте нахождения, но и по времени, и по энергии. Если не уходить из общества, раджа-йога невозможна.
Рекомендуем также эту статью: Санатана-дхарма – вечный путь души в духовный мир
Карма-йога требовательна не только к знанию и проведению обрядов, ритуалов, жертвоприношений и прочего, но и к постоянному соблюдению мелких бытовых правил, которые для современного человека, хотя и не являются колоссальной преградой, как в примере с раджа-йогой, но явно вынудят потратить крайне много сил на их исполнение. Регламентация обрядов и ритуалов, ритма жизни, времени, определенной пищи, труда и прочего также должны строго выполняться. В принципе, это выполнимо для человека, который вырос в определенной культуре, который живёт и знает всё это с детства. Однако для человека, которому непривычен такой образ действий, это будет трудно.
Гьяна-йога не столь требовательна от человека, так как она не требует в обязательном порядке ухода из общества или категорическое проведение определенных ритуалов. И в этом плане гьяна-йога нетребовательна, но всё ещё вынуждает человека постоянно и глубоко изучать различные тексты. Хотя основная трудность заключается в необходимости заучивания наизусть большинства текстов и осознания многих наук, таких как логика, стихосложение, грамматика и так далее.
Требовательность бхакти-йоги заключается в предложении пищи Господу, воспевании Его Святых Имён, поклонению Господу, свободному изучению историй связанных с Ним. Всё это при обычном ритме жизни занимает час-два в день. Это абсолютно нетребовательная к кардинальному изменению образа жизни практика, которую можно практиковать без серьезных изменений в ритме жизни. Да, придётся вставать пораньше, читать молитву перед едой и предлагать еду, воспевать Махамантру, но это очень просто по сравнению с альтернативными видами йоги.
Плоды и качества
Плоды и качества, которые человек получает во время практики, отличаются в разных видах йоги ровно, как и способ их получения. Для карма-, гьяна- и раджа-йоги необходимые для совершения практики качества необходимо приобретать сознательно, очень сконцентрировано и находиться в состоянии постоянной бдительности относительно необходимости соблюдать определенные правила и форму практики, а также поддерживать существование. Это касается и труда, и семьи, и практики. Всего, что есть в жизни человека.
Но тем, кто всегда поклоняется Мне с безраздельной преданностью, сосредоточив свой ум на Моем духовном образе, Я даю то, чего им недостает, и сохраняю то, что у них есть.
Бхагавад Гита 9.22
В то же время, практика бхакти-йоги даёт возможность получить милость Господа, которая дарует защиту человеку от различных бед, невзгод и даёт ему возможность не отвлекаться от духовной практики слишком сильно, защищая как его разум от страстей, вожделения и желаний, так и защищая его семью и самого человека от опасностей, страхов и прочих беспокойств. Но всё это будет приходить к человеку настолько, насколько он предан Господу.
„Вот Мой обет: если человек хотя бы однажды всерьез отдаст себя Мне со словами: „Мой дорогой Господь, с этого дня я Твой“ — и будет молить Меня о бесстрашии, Я без промедления избавлю его от всех страхов. С этой минуты он постоянно будет в безопасности“.
Чайтанья-Чаритамрита. Мадхья-лила. 22.34.
Что касается качеств – в отличие от иных видов йоги, человек, который практикует бхакти-йогу, естественным образом и без усилий приобретает духовные качества. Если в других видах йоги человеку ради обретения качеств приходится тяжело и долго трудиться, после чего постоянно поддерживать эти качества, то преданный получает необходимые качества в ходе практики, не прилагая дополнительных усилий. Они приходят к нему сами по себе.
Глубина
Бхакти-йога заключает собой взаимодействие со своей духовной природой и Повелителем духовной природы – Верховным Господом Кришной. Это наивысшая возможность, которая раскрывается перед человеком в этом мире. Такая глубокая практика раскрывает истинную природу человека, позволяя действовать исходя из своей настоящей природы, из природы Истинного «Я».
В то же время остальные три вида йоги культивируют привязанность к определенным мирским, материальным вещам и критериям, которые только отдаляют человека от возможности познать своё истинное «Я». Мистические способности, философские знания и кармические последствия несут собой сугубо материальный признак и способны лишь косвенно поспособствовать становлению человека на духовный путь, но не могут дать прогресс.
Природа души заключается в качествах Вечности или бессмертия, Знания и Блаженства или счастья. Таким образом, человек, занятый преданным служением, удостаивается возможности привнести в свою жизнь эти качества, раскрывая суть своей истинной природы.
Высшая цель
Я пребываю в сердце каждого живого существа, и от Меня исходят память, знание и забвение. Цель всех Вед — постичь Меня. Я – истинный составитель «Веданты» и знаток всех Вед.
Бхагават-Гита. 15.15.
Даже если человек прилагает огромные усилия в мистической йоге, философских измышлениях, благотворительности, обетах, покаяниях, ритуальных жертвоприношениях, обучении других ведическим мантрам, личном изучении Вед или отречённом образе жизни, он всё равно не сможет достичь Меня.
Шримад-Бхагаватам. 11.12.9
Высшая цель – познать Господа, приблизиться к Нему и служить Ему. Но только метод любовного преданного служения даёт такую возможность, так как, в действительности, только бхакти-йога ставит собой цель достижения Господа. Остальные виды йоги либо привлечены достижением материальных наслаждений, либо настолько косвенно затрагивают вопрос достижения Высшей цели, что никак не способствуют её достижению.
Человек своими силами не может достичь Господа, подобно тому как ребёнок своим разумом не может познать действия взрослого человека или как обычный человек не может достичь общества царя. Для того чтобы достичь Господа, человеку необходима Его милость, добиться которой можно лишь став преданным. Однако для иных видов йог Высшая цель недоступна не только потому что они к ней не стремятся, но и потому что милость Господа получают преданные.
Счастье, Бессмертие и Знание
Тот, кто встал на этот путь, ничего не теряет, и ни одно его усилие не пропадает даром. Даже незначительное продвижение по этому пути оградит человека от величайшей опасности.
Бхагавад-Гита. 2.40
Тот, кто преданно служит Господу, уже в этой жизни освобождается от последствий хороших и дурных поступков. Поэтому посвяти жизнь йоге, которая является совершенством всей деятельности.
Бхагавад-Гита. 2.50
Сач-чид-ананда – свойства души, которые означают вечность, знание и блаженство. Ощущение духовного блаженства несравнимо с ощущением материального удовольствия и потому человек, хоть раз испытавший духовное счастье, более не будет прельщен материальным наслаждением или обладанием мистическими совершенствами. Духовные ощущения качественно многократно превосходят материальные, а потому тот, кто вкусил духовное, не будет стремиться к материальному. А это означает свободу и возможность черпать счастье из души. Фактически, из самого себя и из отношений с Господом, который вечно пребывает в сердце каждого живого существа.
Связь бхакти-йоги и гаудия вайшнавизма
Одной из религиозных традиций внутри движения индуизма, является гауди вайшнавизм. Это движение представляет собой одной из направлений вишнуизма, при этом считается оно наравне с шиваизмом.
Традиции эти произошли от одного корня, но имеют и отличия. Основная черта вайшнаизма — поклонение Вишну и почитание его как сильный верховный разум.
Философия этого движения имеет некоторые сходства с Бхакти-йогой. Поскольку и в этом движении имеется связь с почитанием силу Божественного разума, полным преклонением перед ним и служение Вселенной.
Разновидности бхакти
Бхакти имеет несколько разновидностей. Отличаются они лишь некоторыми тонкостями и в целом имеют одну направленность. Пять главных подвидов бхакти-йоги:
- шанта — придерживается нейтралитета;
- дасья — ощущения подчинения себя, служения;
- сакхья — ощущение чувства дружбы;
- ватсалья — ощущение чувств отца и матери;
- мадхурья — влюбленность.
Каждый человек в праве выбирать для себя приоритетное направление. При этом любой из перечисленных разновидностей должен прийтись по духу для каждого. Считается, что служение состоит не только в полном принятии законов Божественного начала, но и в принятии собственных границ, понимании и любви ко всему живому.
Наиболее известные разновидности бхакти
Согласно многочисленным данным, дошедшим до наших дней из Древней Индии, в йоге бахти выделяли 5 главных разновидностей.
Все вместе они позволяют постепенно познать Бога, а также помогают показать и подарить Ему свою любовь:
- Мадхурья – является выражением абсолютной влюбленности;
- Ватсалья – рассказывает о родительских чувствах матери или отца;
- Сакхья – говорит о правильных духовных отношениях;
- Дасья – свидетельствует о непреклонном повиновении;
- Шанта – занимает нейтральное положение среди остальных направлений.
Абсолютно любой человек имеет право выбрать для себя одну разновидность, которая подходит ему более всего, и развиваться в данном направлении. Но перед непосредственным началом занятий требуется признать силу Всевышнего и его абсолютное величие.
Практика бхакти-йоги для начинающих
Сама практика бхакти-йоги старинная и была различима во множестве направлений философских движений йоги в Индии и других странах. Бхакти пронизывает Индию вдоль и поперек, во всем можно увидеть ее принципы и проявления. Это очень просветленная и добрая практика, которая дарит человеку уверенность в своей свободе, гармонии, мире и любви.
Для тех, кто решил встать на путь данного направления йоги, не существует строгих правил или границ. Каждый здесь един и не имеет смысла различать людей по каким-либо критериям. Для каждого существует общие законы и требования.
Существует ряд упражнений, которые выполняют сторонники движения. Практикующий обязательно должен придерживаться контакта с Божественным началом во время практики, ощущать себя единым с миром и Вселенной.
При этом люди обычно отмечают, что практика дарит им возможность почувствовать не только свое тело, но и разум. В основном направленность и идет на разум, душу. Знаний для занятий никаких не требуется. Сами практики начинаются с ощущения, слушания специальных текстовых писаний священных создателей.
Во-первых, для практикующего важно посетить ашрам — это духовный центр просвещения для сторонников этого направления.
В этом же центре проводятся практики йоги. Здесь же человек сможет найти сторонников и приверженцев этого движения, с которыми можно будет поддерживать отношения, задавать интересующие его вопросы.
Бхакти-йога
«Тех же, кто ото всех действий во мне отрешился, поставив меня высшей целью и нераздельной йогой, размышляя обо мне, почитают меня, тех, погруженных в меня сознанием, скоро я становлюсь спасителем от океана сансары и смерти, о Партха».
Бхагаватгита, глава 12
Путь преданности и любви к божественному, в какой бы форме оно ни воспринималось человеком, является одним из важнейших видов йоги и называется бхакти-йогой. Есть мнение, что это один из легчайших и быстрейших путей к освобождению, но, как часто бывает в нашей жизни, не всё так однозначно. Для человека, имеющего склонность к глубочайшей преданности, поклонению и способного полностью сосредоточиться на предмете своего поклонения, видящего именно в этом своё счастье, путь Бхакти будет оптимальным и, на самом деле, наиболее лёгким и быстрым путём.
Но есть люди, которым не стоит начинать с этого пути. Например, тем, кто более склонен к интеллектуальному познанию себя и мира, кто не готов пока посвятить себя чему-то или кому-то. Это ни с чем не перепутаешь, когда есть сильная вера или устремлённость посвятить всего себя чему-либо высшему. Поэтому, если есть сомнения, лучше выбрать для начала другой путь. Например, путь познания, джняна-йогу или путь служения, карма-йогу. В итоге при накоплении определённого опыта, все пути соединяются в бхакти.
Если же выбирается путь преданности и веры, а это является основой всех мировых религий, нужно очень внимательно следить за тем, чтобы это не превратилось в фанатизм. Ведь тогда, вместо любви, такие преданные испытывают ненависть к тем, кто поклоняются Богу не так, как они или тем, кто поклоняется вообще другому Богу. Вся история полна такими примерами, когда из светлой и чистой идеи выходит кровопролитие в войнах, споры и непонимание между близкими людьми. Очень важна на этом этапе помощь учителя, под руководством которого все подобные омрачения легко преодолеваются.
Итак, путь бхакти-йоги подразумевает, что человек выбирает Бога или Высшее Сознание и не увлекается больше объектами материального мира. Об этом говорится в Евангелии от Матфея: «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом не радеть. Не можете служить Богу и мамоне». Очень важна степень искренности и осознанности, когда вступаешь во взаимоотношения с божественным.
Здесь выделяют три типа преданности или служения. Тамасичную, раджасичную и саттвичную преданность. В первом случае все служение происходит ради наказания своих врагов, например. Во втором – преследуется какая-либо материальная выгода в виде благоустроенной жизни, хорошей работы, удачного замужества и тому подобного. Наглядный пример – протестанты. Для них материальное благосостояние главный признак того, что Богу приятно твоё служение и именно на этом сфокусировано их внимание. Саттвичная преданность предполагает, что житейские удовольствия уже перестают радовать и человеку хочется освобождения, нирваны, он думает о том, как угодить богу, чтобы попасть в рай, или он думает о способах достижения просветления. Это достаточно высокий уровень сознания, но это все ещё не выходит за пределы материального уровня. Это первая ступень, ведущая к нематериалистической Бхакти.
Следующие две ступени – это рага-нуга бхакти, когда человек испытывает удовольствие просто от пребывания в молитве или медитации, от каких-то действий, посвящённых предмету поклонения, и это все плавно перетекает в рагатмику-бхакти, наивысшую ступень, где нет никакой личной заинтересованности. Нет того, кто получает удовольствие. Все направляется высшему и ничего не оставляется себе. Самая большая награда – доставить удовольствие возлюбленному.
Средневековый философ Рупа Госвами классифицировал эти виды преданности следующим образом:
- Шанта-бхава – это индифферентные отношения с Богом;
- Дасья-бхава – отношения с Ним, как слуга с господином;
- Ватсалья-бхава – отцовские или материнские отношения с Богом;
- Мадхурья-бхава – отношение к Богу, как к возлюбленному.
Сам процесс практики бхакти-йоги подробно описан им в таких произведениях, как «Нектар преданности» и «Нектар наставлений». Вплоть до 1965 года эту практику знали только в Индии, пока А.Ч. Свами Брабхупада не начал проповедовать ее людям западного мира. Известно также, что в Россию она пришла только в 1971 году.
Теперь давайте посмотрим из каких действий состоит сама практика.
Их всего девять:
- Шравана – слушание о Боге;
- Киртанам – повторение святого имени, описание его форм и качеств;
- Смаранам – памятование о Боге;
- Пада-севанам – служение Ему в соответствии со временем, местом и обстоятельствами;
- Арчанам – поклонение Богу в храме;
- Ванданам – вознесение молитв;
- Дасъям – считать себя вечным слугой Бога;
- Сакхъям – установление с Ним дружеских взаимоотношений;
- Атма-ниведанам – полное предание себя Богу.
При внимательном изучении этих действий мы можем увидеть в них синтез всех трёх видов йоги: карма, бхакти и джняны. Например, пада-севанам и дасьям – это карма-йога, то есть служение Богу через служение людям, ведь в каждом человеке бхакта видит прежде всего Бога. Киртанам, арчанам, ванданам и сакхъям – чистая бхакти-йога, а шраванам, смаранам и атма-ниведанам – это джняна.
В итоге мы везде будем видеть, что именно сочетание нескольких путей в одном наиболее эффективно и безопасно приводит нас к нужному результату. А к какому же результату стремится чистый преданный или бхакта? Согласно учению, есть четыре вида освобождения для практикующего:
- Салокья – преданный живёт в тех же сферах или локах, что и божество;
- Самипья – он рядом с Богом;
- Сарупья – бхакта получает ту же форму, что и Бог, и может наслаждаться всеми его способностями;
- Салоджья-бхакта растворяется в единении с Богом.
Считается также, что одна лишь всецелая преданность Богу освобождает от бесконечных рождений и смертей или колеса Самсары, а также дарует безграничное блаженство и умиротворение. Достойная награда, не правда ли?!
Чтобы развить в себе истинные свойства бхакты и реализовать высшую ступень единения с Богом, Шри Рамануджа предписывает соблюдать следующие одиннадцать фундаментальных принципов:
- Практика постоянного размышления о Боге – абьхьяса;
- Различение, способность выбрать между добром и злом – вивека;
- Освобождение от всего мирского и страстное стремление к Богу – вимока;
- Правдивость в мыслях, речи и поступках – сатья;
- Искренность, чистота сердца – арджавам;
- Творение всем добра – крия;
- Пожелание всем благополучия – кальяна;
- Сострадание – дая;
- Непричинение вреда словом,делом или помышлением – ахимса;
- Щедрость или благотворительность –дана;
- Оптимизм и бодрость – одно из важнейших качеств на пути, где неизбежно будут встречаться трудности – анавасада.
Практикуя эти принципы, можно победить в себе такие неприятные качества, как гнев, гордость, эгоизм, злость и вожделение. И вместо этого наполнить себя радостью, миром и лёгкостью.
И в заключение, хочется привести слова Свами Шивананды, которыми он описывает выдающиеся черты практикующего бхакти-йогу: «Преданный обладает равным видением всего. У него нет враждебности по отношению к кому бы то ни было. У него нет привязанности к кому-либо или к какому-либо месту или вещи. У него нет отношения собственности. Он обладает уравновешенным состоянием ума в страдании и удовольствии, в жаре и в холоде, при восхвалении и осуждении. Он не ощущает ни гнева, ни вожделения. Его взгляд постоянно направлен внутрь. Он наполнен радостью». От себя добавлю, что желание обладать такими качествами, несомненно, является достойной целью жизни, так как именно такое внутреннее состояние и является подлинным счастьем, к которому стремится каждый из нас. Ничто внешнее не может дать истинного счастья, и ничто внешнее не способно разрушить того блаженства, которое обретено изнутри.
Бхакти музыка и занятия
Существует специальная музыка для занятий бхакти-йогой. Ее можно скачать в интернете или приобрести на подготовленных аудио дисках. Заниматься под такую музыку намного приятнее, поскольку она направлена на улучшение качества проводимых занятий.
Йога вообще редко отделяется от музыки или иных звуков. Чаще всего люди прослушивают определенные композиции во время практики, выполнения асан или медитации. Бхакти-йога подразумевает использование таких композиций. Они помогают настроиться на нужный лад и быстрее освоить все техники йоги.
Популчрные композиции для такого направления это — альбом «Bhaishjaya», а также «Close Garmony». В них входит множество музыкальных произведений для занятий бхакти-йогой, а также подобранные для йоги мантры, которые направят человека на нужную волну.
Подобное направление подразумевает и использование специальных четок. Их можно купить в специализированных отделах или магазинах. Такие четки включают в себя бусины в количестве 109 штук. При этом очень удобно, отсчитывая бусины, читать мантру 108 раз, пропуская последнюю 109 бусину.
Медитация не требует прерывания своих обыденных рутинных дел, не обязательно удаляться далеко от дома для ее проведения. Необходимое состояние души и тела всегда можно приобрести в том месте, в котором находишься. Обстановка для медитации подходит абсолютно любая. Главное — желание медитировать, а остальное придет само.
Советы для начинающих
Начать изучение йоги Бхакти можно, как самостоятельно в домашних условиях, так и в храмах Кришны, где преподают духовные учителя. Кроме того, существуют частные центры религиозно-философских учений, где собираются единомышленники для проведения медитаций. Они делятся опытом и помогают новичкам стать на путь просветления.
Начинать практику Бхакти нужно с прочтения и прослушивания священописаний. Затем следует найти способы применения полученных знаний в реальной жизни, и попытаться их реализовать. Тот, кто желает постигнуть высшую цель йоги, должен полностью следовать его законам, и поступать так, как того желает Всевышний. Доказав свою преданность и бескорыстность, во время медитаций ученик сможет просить совета у божества, и будет получать ответы на интересующие его вопросы.
Чтобы войти в медитативное состояние йоги читают мантры и слушают бхакти-музыку. Во время медитаций используют специальные чётки, состоящие из 109 бусин – они помогают не сбиться во время повторения мантры. Текст повторяют 108 раз, перебирая по одной бусине, при этом 109-ю пропускают.
Важно помнить, что медитацию нельзя проводить в плохом самочувствии, злости, раздражённости или усталости. В окружающей обстановке ничего не должно отвлекать вас от концентрации на собственных мыслях и перебивать чтение или прослушивание мантр. Для лучшего расслабления можно зажечь ароматические свечи или благовония. После медитации рекомендуется отдохнуть, а не приступать к выполнению каких-либо дел.
Прием пищи в бхакти
Перевод самого слова бхакти означает любовь и преданность. Движение и основано на полной преданности и любви человека к Всевышнему и всему живому на земле. Вкушая пищу, необходимо заранее прочитать над ней маха-мантру, три раза. Пища предлагается в знак преданности и любви к Всевышнему сначала Богу, после чего можно самостоятельно вкушать ее.
Во время приема пищи хорошо запивать еду теплыми или горячими напитками. Это очищает разум и душу и согревает тело.
Общий порядок движется по нарастающей. Сначала необходимо принимать тяжелую и трудно перевариваемую пищу, затем переходить к более легкой. Таким образом телу будет легче усваивать и перерабатывать продукты.
Та еда, которая имеет кислый вкус, употребляется в середине принятия пищи. А горькая еда должна быть употреблена в самом начале трапезы, поскольку считается, что она освежает разум и полость рта.
Правильно распределять пищу — очень важно для сторонника йоги. Твердая еда должна занимать около двух третей желудка, остальная часть равномерно распределяется для воды и Воздуха. Поэтому люди, когда принимают пищу, должны обязательно удостовериться в том, что они сыты. Иногда мы не можем контролировать свои желания и перенасыщаем свой организм. Для йоги это неприемлемо. Обязательно оставлять особую часть своего желудка для движения, чтобы энергия могла свободно циркулировать в любой части человеческого тела.
Что такое бхакти йога?
Бхакти йога – практика построения правильных отношений, преданности и любви к Богу. Каждое из направлений йоги нацелено на то, чтобы человек смог выбрать близкую себе по духу практику и с её помощью стремиться к высшему благу. Бхакти йога являет собой не материальную связь посредством любви и преданности. Цель одна – наладить внутреннюю гармонию и прийти к высшему состоянию.
Очень часто люди применяют слово «йога» только по отношению к физическим системам, хотя любая связь во всевозможных ее проявлениях может быть названа йогой. Так или иначе, все виды практик и поклонений, которые практикуются в материальном мире, являются йогой в разных ее проявлениях.
Начните с того, что оцените свой внутренний мир. Люди склонны воспринимать окружающий их мир либо с интеллектуальной точки зрения (через какие-либо логические вещи), либо ориентируясь на сердечный центр (через любовь к ближним). Кому-то же проще находится здесь, и сейчас, пребывать в этом самом моменте и начинать действовать.