В природе все живое стремится к гармонии. Гармонии материи, гармонии сознания. Для человека пребывание в гармоничном состоянии — это приведение жизненной энергии в оптимальный поток, сбалансированное течение. Достижению энергетического баланса способствуют не только духовные и телесные практики, но и соответствующая еда.
Питание изначально – это удовлетворение голода – одной из первейших человеческих потребностей. И вместе с тем еда, как ничто другое, может превратиться в зависимость. Самые злостные ее проявления: появление излишней массы тела, проблемы со здоровьем, в частности, с пищеварительной системой, плохое общее самочувствие и настроение.
Все это происходит оттого, что мы не просто насыщаем тело питательными веществами. Мы становимся заложниками пищи: перестаем различать естественный вкус продуктов, слышать истинные потребности организма в тех или иных веществах, захламляем тело ненужными нам продуктами. Но все не так страшно. Тело – более простая субстанция, нежели сознание, очистить его просто – нужно лишь следовать точным рекомендациям по очищению, голоданию, диете.
Страсть, лень и благость: сочетание состояний
Как очистить сознание и энергетику? Можно ли это сделать с помощью корректного питания?
Древняя наука о жизни – аюрведа считает, что любая сущность, будь то тело, ум или дух, может находиться в трех состояниях. Они названы гунами.
Саттва-гуна – это самое благостное состояние, это покой и умиротворение, мудрость и знание, внутренняя тишина, терпение.
Раджас-гуна – это высшая активность, страсть, стремление к преодолению препятствий.
Тамас-гуна – это остановка, инерция, сон.
Нельзя сказать, что какое-то из этих состояний абсолютно положительное или совершенно неприемлемое. Хотя идеальным считается саттвичное состояние, нет ни одного живого существа или субстанции, где бы ни встречались все три гуны в разной концентрации. У каждой гуны свои преимущества и недостатки. В состоянии саттвы мы не можем испытать бешеного восторга или насладиться красочными сновидениями, но без него не примем здравого жизненно важного решения. В состоянии раджаса мы готовы совершать безумные поступки, но, не имея искорки внутри, мы не будем двигаться к цели так быстро, как порой нам хотелось бы. Тамас позволяет нам вовремя останавливаться, дает глубокое расслабление мышцам и мыслям, но при его избытке мы словно погружаемся в тягучее болото.
Продукты питания также обладают тремя этими состояниями, а из-за преимущества той или иной гуны в них, принято разделять пищу на тамасичную, раджасичную и саттвичную.
Саттва: культивирование благости
Что значит «быть саттвичным»? Саттва
– это одна из трёх существующих гун (качеств), которая выражается в балансе, спокойствии, чистоте и ясности в жизни человека. С точки зрения Аюрведы, любая болезнь – это отклонение в сторону
раджаса
или
тамаса
, а лечением будет приведение организма к гуне саттвы.
Раджас характеризуется движением, энергичностью, трансформацией, которая (при переизбытке) приводит к дисбалансу. Тамас же, в противовес, представляет собой медлительность, тяжесть и ленность, что в целом выливается в инертность.
Люди, в которых преобладают качества раджаса, чрезмерно деятельны, целеустремленны, амбициозны и пребывают в постоянной гонке. Спустя время такой образ жизни вызывает хронический стресс, эмоциональное и физическое истощение и другие болезни, типичные гуне раджаса. В то же время тамасичные люди ведут медленный и непродуктивный образ жизни, зачастую они апатичны и депрессивны. Результат такого состояния таков же – истощение.
Для балансирования этих двух состояний во всех элементах природы присутствует благостная гуна саттва, к которой мы стремимся, чтобы быть здоровыми. Саттвичный человек обладает ясным умом, чистотой помыслов, слов и действий. Он – не перерабатывает, как раджас, и не ленится, как тамас. Однако, будучи частью природы, мы состоим из всех трёх гун – вопрос лишь в пропорции. Один учёный сказал: «Я – ядерный физик, и я никогда не видел атом»
. Так и мы не можем видеть ни одну из гун глазами, но чувствуем их проявление в нашей жизни. Каково проявление гуны саттвы? Лёгкость, счастье, мудрость и знание.
Любая пища так же состоит из трёх гун и является главным фактором, определяющим превалирование того или иного качества в нас. Лёгкая, чистая, органическая и свежая еда в умеренном количестве саттвична; стимулирующая, такая как острая пища, алкоголь и кофе увеличивает раджас. Тяжёлая и несвежая еда, а так же переедание, результируют в гуне тамаса.
Следующие шаги позволят двигаться к преобладанию саттвы и культивированию благости в каждом дне жизни:
1. Питание
Если вы чувствуете постоянный стресс, тревогу и раздражение, необходимо обратить внимание на количество раджасичной еды и напитков, потребляемых вами. Постепенно заменяйте саттвичной пищей: свежей, желательно местного производства, цельной – ту, что даёт нам максимальное питание. В день, когда в природе преобладает тамас, можно добавить некоторое количество раджасичной пищи. Капхе, которая более склонна к гуне тамаса, может быть полезен кофе в утреннее время, но не каждый день. Рекомендуется избегать лук и чеснок, которые обладают свойствами раджаса.
2. Физическая активность
Йога – это саттвичная практика, позволяющая наладить баланс в организме при осознанном подходе. В особенности Вата и Питта конституциям необходимо избегать чрезмерной физической нагрузки, которая может лишь простимулировать их, без того склонных к раджасу.
3. Баланс работы и отдыха
Относитесь ли вы к типу людей, которые готовы работать сутками, без выходных, и идти напролом к поставленной цели? Такое качество раджаса, возможно, непросто изменить. Проведение времени на природе, в медитации, уделение внимания себе – это не эгоизм и не пустая трата времени. Такое времяпровождение необходимо для качественной и сбалансированной жизни. Саттвичный образ жизни не может состоять из одной только работы.
4. Духовные практики
Связь с тем, что больше нас, способствует миру, спокойствию и ясности в нас – все саттвичные качества. Вопрос лишь в том, чтобы найти практику, которая находит отражение в вашей душе, в не становится «обязательством». К данному пункту можно так же отнести дыхательные практики (пранаяма), чтение мантр или молитв.
5. Мировосприятие
Если и есть самый важный аспект при культивировании саттвы (после питания), то это чувство благодарности. Благодарность занимает у человека лишь несколько секунд. Учитесь быть благодарными за то, что вы имеете сейчас, — это позволяет избавиться от тамасичного желания иметь больше и больше. Выращивайте в себе всё более и более саттвичного человека постепенно, путём осознанного отношения к тому, что вы едите, практикуете, думаете и говорите каждый день.
По материалам сайта https://vegetarian.ru
Тамасичные продукты
В своем негативном аспекте тамас в еде – это все несвежее, переваренное, испорченное, употребляемое спустя долгое время после готовки (разогреваемое вновь). Такая пища приносит тяжесть тела и ума, повышает склонность к депрессии. Кроме этого, к тамасичным продуктам, которые вполне могут входить в рацион здорового питания, но в очень небольших количествах, относятся:
— яйца;
— рыба;
— грибы;
— некоторые фрукты (авокадо, абрикосы, арбузы, сливы);
— коричневый рис
Введение и определение
Цель этой статьи заключается в предоставлении нашим читателям хорошие базовые знания о трёх тончайших основных компонентах (Тригуны
). Это очень важная статья, поскольку она образует основу содержания многих других статей на этом сайте.
Современная наука учит, что Вселенная состоит из частиц, таких как электроны, протоны, нейтроны, мезоны, глюоны, кваркс, и т.д.
На духовном же уровне Вселенная состоит из ещё более тонких частиц. Эти частицы называются три тончайших основных компонента или Тригуны: Саттва, Раджа
и
Тама
. В слове
Тригуна ”три”
означает количество три и “
гуна
” как тончайшая или эфирная составляющая.
Характеристики этих компонентов кратко обозначены ниже в таблице:
3 Компонента | Свойства | Прилагатель-ное | Пример |
Саттва | Чистота и знание | Саттвичный | Саттвичный человек живёт, чтобы служить обществу – без ожидания признания, вознаграждения или других скрытых мотивов |
Раджа | Действие, движение и страсть | Pаджасик | Раджасик человек думает больше о собственной выгоде и живёт для своих личных целей |
Тaма | Невежество и лень | Tамасик | Тамасик человек может без угрызения совести обидеть другого или навредить обществу |
Мы называем компоненты тонкими или тончайшими, потому что они не материального или физического характера и не могут быть увидены даже в самых сильных микроскопах. Также и будущие технические инструменты, будут не в состоянии сделать их видимыми или их обнаружить. Тригуны могут ощущаться только с помощью нашего шестого чувства (ЭСВ).
- Компонент-Саттва является самым тончайшим из трёх компонентов. Она ближе всего находится к Божественности. Её доминирование в человеке характеризуется такими свойствами как быть счастливым, удовлетворённым, она несёт добродетели такие как терпение, выдержка, умение прощать, духовное стремление (желание расти духовно) и т.д.
- Компонент-Тама является самым низким из всех трёх компонентов. Если в человеке преобладает Tама, тогда он ленивый, жадный, погружён в мирские страсти и т.д.
- Компонент-Раджа приводит оба других компонента в движение. В зависимости от того, если человек саттвичный или тамасик, компонент Раджа будет подчёркивать его свойства.
Поскольку природа Тригун является тонкой, они не воспринимаются современной наукой и, следовательно, о их существовании не учат в школах или университетах. Отсюда концепция трёх тончайших основных компонентов для большинства из нас является не известной. Но это не меняет того факта, что Тригуны пронизывают всю нашу жизнь и окружение, в котором мы живём. В зависимости от доминирующего компонента они влияют на нас как мы:
- реагируем в ситуациях
- принимаем решения
- определяем наш выбор
- живём нашу жизнь
Поскольку они не являются физическими, то есть материальными, их невозможно взять в руки и приписать им какие-либо физические свойства. Поэтому в этой статье мы постараемся дать Вам представление о том, что такое Тригуны и как они влияют на нашу жизнь.
Сравнение мельчайших физических элементов и трёх тонких основных компонентов
В следующей таблице приведены некоторые основные отличия между мельчайшими физическими элементами, известных сегодня и гораздо более тонкими компонентами, известные науке о духовности.
Параметр | Мельчайшие физические элементы | Тонкие основные компоненты (Тригуны) |
Метод | Физический | Тонкий (не материальный) |
Как можно измерить? | Экспериментально с помощью мощных ускорителей элементарных частиц | С нашим шестым чувством (ЭСВ) посредством наших тонких чувств. |
Составляющая основа | Весь физический мир | Всё создание, будь оно физического, психологического или духовного характера. Всё, даже самые маленькие физические элементы состоят из комбинаций Саттва, Раджа и Тама. Даже наши мысли, которые в физическом смысле не ощутимы, состоят из них. |
Их свойства | Влияют на физические свойства творения, например, что-то может быть твердым или жидким и т.д. | Влияют на поведение всего создания, решения и выбор, который мы делаем, и т.д. Саттва, Раджа и Тама определяют даже физические свойства. Компонент- Тама, например, вызывает материализацию или затвердевание. |
Как выглядят тонкие основные компоненты (Тригуны)?
Данные следующей таблицы была получены с помощью шестого чувства (Экстра Сенсорное Bосприятие – ЭСВ). Она показывает, как выглядят три компонента, когда они активны.
Поскольку три компонента по своей природе являются тончайшими, проявление их происходит, когда они активны (т.е. проявляются вместе с энергией), в форме волны.
Объяснение диаграмм
- Цвет: Саттва проявляется жёлтой, Раджа красной и Тама-компонент чёрной, если мы наблюдаем с помощью развитого шестого чувства (ЭСВ).
- Длина волны: Выраженная активность компонента Раджа отражена в короткой длине волны, в то время как тихий компонент Саттва показывает волну более длиннее. Волны компонента Тама отражают неорганизованный, искажающий характер Принципа-Тама.
- Aмплитуда: Амплитуда компонента Раджа является самой высокой, потому как наиболее активная. Амплитуда Саттва меньше и регулярная в то время как компонента Тама небольшая и нерегулярная.
- Длина: Длина определяется в зависимости от потребностей их функции.
Три тонких основных компонента и пять космических элементов
Тригуны также образуют пять Абсолютных космических элементов (Панчамахабута). Пять космических элементов это Абсолютная Земля, Абсолютная Вода, Абсолютный Огонь, Абсолютный Воздух и Абсолютный Эфир. Космические элементы по своей природе тонкие и являются главным тонким аспектом элементов, которые мы можем видеть и чувствовать. Абсолютный космический элемент Вода является наитончайшей формой воды, которая в конечном итоге формирует наши реки и океаны. Коротко говоря, абсолютные космические элементы являются основополагающим строительными материалом Вселенной, но и они в свою очередь состоят из трёх основных тончайших компонентов (Тригун).
В следующей таблице показано, в каком соотношении участия Тригун, формируется каждый абсолютный космический элемент.
Три тончайших основных компонента и пять космических элементов
Саттва | Раджа | Тaма | |
Земля | 10% | 40% | 50% |
Вода | 20% | 40% | 40% |
Огонь | 30% | 40% | 30% |
Воздух | 40% | 40% | 20% |
Эфир | 50% | 40% | 10% |
Как видно из таблитцы абсолютный элемент Земля содержит высокий процент Тама, поэтому он самый тяжёлый из всех пяти. Компонент Тама ограничивает существование в то время как компонент Саттва существование расширяет. Это объясняет, почему абсолютный элемент Земля является самым низким из пяти Космических элементов. Кроме того, становится понятным почему элемент эфира является самым тонким, саттвическим и самым мощным. Сокращение компонента Тама в пяти Космических элементах делает их более тонкими. Огонь например, тоньше чем Земля.
Человек изначально состоит в основном из Абсолютных элементов Земля и вода. С началом духовного развития происходит прогресс его функционирования и взаимодействия на всё более высоких уровнях. Так он взаимодействует сначала на уровне Абсолютного элемента Огня, затем элемента воздуха и, наконец, элемента эфира. Это объясняет, например, тонкое сияние, исходящее от духовно развитых людей. Здесь надо отметить что, основные жизненные потребности у духовно развитого человека такие как пища или сон, начинают количественно уменьшаться. Кроме того, его понимание и способности выполнять различные мероприятия заметно возрастает как количественно так, и качественно.
Три тонкиx основных компонентa и мир
5.1 Стихийные бедствия
Если в мире увеличивается Раджа и Тама, это ведёт к возникновению войн, террористических актов и стихийных бедствий. Это увеличение, Раджа и Тама является причиной дестабилизации пяти Космических элементов, проявляющейся увеличением природных катастроф. Чтобы узнать подробнее, обратитесь пожалуйста к статье о причине усиления стихийных бедствий.
5.2 Неодушевлённые предметы
В следующей таблице показана взаимосвязь неодушевленных вещей (местность) и трёх тончайших основных компонентов.
Пропорциональное наличие тончайших основных компонентов в местах и объектах
Саттва | Раджа | Тама | |
Храм / святые места / места паломничества | 5% | 1% | 94% |
Обычные / общие места для всех | 2% | 2% | 96% |
Плохие / не добрые места | 1% | 1% | 98% |
5.3 Живые существа
В ниже приведённой таблице представлена информация о соотношении Тригун в живых существах. Как вы видите, жизнь и живые существа имеют более высокую саттвическую ценность, чем даже религиозные места.
Соотношение тончайших основных компонентов у различных живых существ
Саттва | Раджа | Тама | |
Святой | 50% | 30% | 20% |
Среднестатистический человек | 20% | 30% | 50% |
Плохой / злой человек | 10% | 50% | 40% |
Умственно отсталых человек | 10% | 30% | 60% |
Животные | 10–20% | 25–40% | 40–65% |
Растения | 5–10% | 10–15% | 65–85% |
Это также объясняет тот факт, что духовный уровень человека имеет сильное влияние на энергию и атмосферу места, как и энергия, исходящая от самого объекта (место, дом, и т.д.). Например, если Святой входит в помещение, которое имеет негативную атмосферу, возникшую например из-за неправильной конструкции, то оно имеет незначительное влияние на него. Поэтому наука Фэн-Шуй и Васту-Шастра являются важными и актуальными для людей, имеющие не высокий духовный уровень или не занимающихся какой-либо духовной практикой.
Три тончайших основных компонента и человек
Дальше мы продолжим о том, как Тригуны влияют на различные аспекты нашей жизни.
6.1 Соотношение в устройстве нашего сознания и нашего тела
Процентуальное соотношение трёх тончайших основных компонентов | |||
Tело | Саттва | Раджа | Taма |
Физическое тело | 20% | 40% | 40% |
Ментальное тело или дух | 30% | 40% | 30% |
Причинно-следственное тело или интеллект | 40% | 40% | 20% |
Внешнее причинное тело или духовное эго | 50% | 40% | 10% |
Тончайший Раджа-компонент связан с функционированием различных тел, поэтому его значение во всех телах одинаково. Но как видно из вышеприведённой таблицы, существует значительная разница между соотношением Саттва и Тама компонентов в различных телах. Это напрямую влияет на способность соответствующего тела, поставлять нам устойчивое и долгосрочное чувство счастья. Например, если компонент Саттва в причинном теле (интеллект) выше по сравнению с его долей в физическом теле, то качество счастья, когда мы интеллектуально стимулированы, удовлетворительнее, более высокого качество и гораздо длительнее, чем счастье, что мы можем почувствовать от физического тела.
6.2 В соотношении к духовному уровню
Духовный уровень очень тесно связан с наличием долей трёх тончайших основных компонентов в человеке. Это соотношение очень похоже на историю курицы и яйца, духовный уровень человека определяется балансом сил и доминированием между Саттва, Раджа и Тама. Мы также можем сказать, что доминирование одного из этих трёх компонентов и определяет духовный уровень человека. Если мы занимаемся духовной практикой, то начинаем изменять соотношение этих трёх компонентов друг к другу, а точнее в пользу компонента Саттва. Другими словами, мы превращаем компонент Tama в Саттва.
Если мы развиваем в нас больше Саттва (по сравнению с другими двумя компонентами), то это влияет на наш духовной уровень и нашу индивидуальность.
Ниже приведённый график показывает нам разницу в соотношениях между Тригунами в нас, когда наш духовный уровень растёт в результате занятия духовной практикой.
Примечания:
- Уже при 50 % духовном уровне соотношение трёх компонентов остаётся неизменным. Ни один человек не может иметь менее 20% Tama, потому что в противном случае он был бы дематериализован (растворился). Таким образом, пока существует тело, наличие компонента Тама не может быть меньше, чем 20%. В любом случае, влияние компонентов уменьшается, если духовный уровень продолжает расти, так на 80% духовном уровне влияние их становится очень незначительным. Ниже мы поговорим об этом подробнее.
- Пока святой, который имеет духовный уровень 100%, находится в своём теле, он состоит из всех трёх компонентов. Как только он умирает, все три компонента растворяются, и он полностью сливается с Богом.
6.3 Снижение влияния трёх компонентов с увеличением духовного уровня
Когда мы растём духовно, то с нами происходит следующее: тьма, созданная пятью чувствами, умом и интеллектом рассеивается, и наша душа (т.е. Бог в нас) начинает сиять (см диаграмму ниже). Этот процесс называется растворение и ликвидация пяти чувств, ума и интеллекта. Мы называем пять чувств человека, ум и интеллект тьмой или невежеством, потому что они сдерживают нас от возможности, познать нас самих себя – Бога в нас, а также душу.
Душа сама, находится вне Тригун, она не состоит из них. Отсюда следует, что чем больше душа в результате духовной практики в нас сияет, тем меньше становится влияние трёх компонентов на нашу личность, наши желания, решения и действия. В конце нашего духовного роста, когда развитие сияния души почти завершено, мы живём в гармонии с волей Бога и три основных компонента не имеют больше никакого влияние на нас.
6.4 Взаимосвязь Тригун по отношению к нашей личности
Ниже приведенная таблица помогает отличить личность человека, в зависимости от преобладающего в нём тонкого компонента. Это только приблизительные определения, которые предназначены для обеспечения базового уровня понимания. Точный и полный анализ человека может быть обозначен только с помощью шестого чувства (ЭСВ).
Саттвичный Человек | Раджасик Человек | Тамасик Человек | |
Психа-социальная ошибка или личный недостаток | Полный контроль над эмоциями, мыслями и действиями | Разгневанный; сердитый; ревнивый; гордый; эгоистичный; властный; требует к себе большого внимания; жадный; до последнего пойдёт, чтобы выполнить мирские амбиции и желания; озабоченный; мечтатель | Ленивый; неактивный; депрессивный; очень эгоистичный; не думающий о других, или даже беспощадный, когда дело доходит до реализации своих желаний и целей; раздражительный |
Добродетели | Все добродетели: искренний и честный, терпеливый, спокойный, мягкий, имеющий стабильный интеллект, не эгоистичен. Также выходит за рамки добродетелей и ошибок, не боится смерти | Чрезмерные рвения в сфере духовной практики, быстрого духовного роста, отсутствие целенаправленных действий | Никаких |
Основной способ, чтобы быть счастливым, т.е. познать счастье | Приобретать знания и навыки, помогать другим, медитация, повышать духовный уровень. Наконец, речь идёт о более высшем, чем быть счастливым или несчастным, разговор идёт о направлении блаженстве (вечной радости) | Приобретение авторитета, власти, мирского имущества и богатства | Еда, питьё, сексуальность и т.д. |
Отношение к другим, к обществу | Жить для служения обществу и помогать людям, чтобы расти духовно. Духовный рост является универсальным опирающийся – на 6 основных законов духовной практики | Эгоистичный; если готовность помочь, осуществляется с большим эгоизмом по отношению к предоставляемой помощи (ожидаемая слава, благодарность и т.д.) | Другим делать больно или навредить. Например, во имя религии или идеологии, навредить всему обществу -очень тамасик |
Сон | 4-6 часов | 7-9 часов | 12-15 часов |
Духовная сила | Высокая | Низкая | Очень низкая 1 |
Примечание:
- Исключением является колдун в тонком измерение (мощная негативная энергия, называется Мантрик) с большой духовной силой, которую он приобрел в результате духовной практики, чтобы преследовать свои злые намерения. Он и его практика сильно тамасик.
Выше перечисленные свойства не являются абсолютными и исключительными. Может быть, что саттвичному человеку необходимо 9 часов для сна и он может быть терпимым к тамасику. Природа человека, всё-таки определяется суммой его достоинств и недостатков. Так что будет не верным, если судить только на основании одного или двух характеристик о себе или о других, необходимо рассматривать общую картину.
Это очень редко, что человек полностью саттвичный или полностью раджа или же тама. В основном бывает, что он главным образом состоит из саттва–раджа, раджа–саттва или раджа–тама. В случае, когда человек саттва–раджа, в его личности присутствуют как Саттва, так и Раджа в качестве доминирующей энергии, хотя Саттва является сильнейшей (более доминирующей) частью. У раджа–саттва людей это выглядит прямо противоположно.
Согласно доминирующему основному компоненту(ам), соответствует определённый характер личности. Поэтому без разницы, как мы одеваемся или маскируемся под дорогими одеждами, аксессуарами, образованной светской беседой или натянутой улыбкой, мы излучаем вибрации и энергию в соответствии с преобладающей в нас основной составляющей. Люди с развитым шестым чувством могут видеть, что спрятано под маской и почувствовать или разглядеть эти тонкие частоты, вибрации. Они могут легко распознать фундаментальную природу человека и принадлежащие ему характеристики, будь он саттвичный, раджа или тама.
Хороший тест, чтобы выяснить, собственные преобладающие компоненты у себя (или у других) является наблюдение, особенно когда вы находитесь одни. Поведение в ситуации, когда отсутствует какой-либо контроль, показывает истинное лицо и истинную природу человека. Следующий пример поможет нам лучше понять эту точку зрения.
Рассмотрим школьный 4-й класс. Это громкая, хаотичная куча детей с учительницей, которая очень старается сохранить дисциплину. Если её голос решительный и строгий, то она сможет удержать дисциплину в этом классе. Но класс тихий только в её присутствии. После того, как она выйдет из классной комнаты, хаос начнётся снова. Причина этого заключается в том, что эти дети по своей природе являются раджа и тама. Если бы в этом классе был саттвичный ребёнок, который захотел бы, чтобы его одноклассники, сделали какую-нибудь гадость или плохой поступок, к примеру, кого-нибудь помучить или сыграть с кем-либо злую шутку или же кого-нибудь обмануть, то он бы не смог это сделать, потому что по своей природе он саттвичный. Поэтому у него скорее заболит живот, чем он сможет наслаждаться, тем, что другие хотят сделать. Он не сможет смотреть на себя в зеркало, если он сделал бы что-нибудь не хорошее.
Если мы хотим изменить детей, то поверхностные проповеди помогают мало. Мы можем на самом деле достичь долговременных изменений только тогда, когда сможем их убедить заниматься духовной практикой. Кроме того, это поможет им быть ещё более саттвически, если они растут в благоприятных условиях для духовного роста.
Раджасичные продукты
К продуктам раджаса относятся хоть и свежие продукты, но при этом также способные вызвать болезненные состояния. Это вся очень горькая, слишком соленая и чересчур горячая пища, словом, все, что разжигает пищеварительный огонь. Из свежих овощей и фруктов: те, что содержат резкие и ярко выраженные острые и кислые вкусы. Они могут употребляться при недостатке пищеварительного тонуса в организме, при обильном накоплении амы (токсинов и шлаков), но оказывают агрессивное воздействие при уже имеющемся повышенном раджасе пищеварительной системы и организма в целом.
Раджасичные продукты – это:
— соленый сыр;
— шоколад;
— некоторые овощи (лук, чеснок, томаты, баклажаны, перец, картофель, огурцы, редис, цветная капуста, кукуруза, шпинат);
— пшено;
— гречка;
— чай и кофе;
— белый сахар;
— все продукты животного происхождения;
— некоторые фрукты (апельсины, лимоны, яблоки, бананы, грейпфруты);
— белое мясо птицы;
— креветки;
— практически все специи и пряности.
На правильное питание нужно правильно настроиться
Известный ведический доктор О. Г. Торсунов, уделяющий значительное внимание здоровому питанию, питанию по Аюрведе, рекомендует принимать пищу в соответствии с тем состоянием, в котором находится человек к моменту наступления чувства голода. Часто преобладающая гуна затмевает истинные потребности организма и не дает человеку почувствовать, чего же на самом деле не хватает его телу. Ленивый будет тянуться к сладкому, вспыльчивый и обидчивый человек предпочтет острые и кислые блюда, жадные и жестокие люди очень любят мясо.
Для того, чтобы тело понимало свои естественные потребности в определенных питательных веществах, нужно его очистить и стараться не заглушать просьбы организма в нужных ему продуктах. Принимать пищу следует только в состоянии голода, находясь в спокойном настроении, не стоит есть, засыпая на ходу, или, наоборот, когда вы слишком возбуждены или нервничаете.
Перед каждым приемом пищи следует немного помолчать, настроиться, ощутить запах блюда, которое вы собираетесь съесть. Не нужно за обедом читать, смотреть телевизор, разговаривать. Насыщение должно быть осознанным.
Саттвичное питание предполагает употребление в пищу только тех блюд, которые приготовлены непосредственно перед трапезой.
Три составляющие разума в аюрведе. Как и во всем, для здоровой жизни в них необходимо соблюдать баланс.
Ум — это ось, которая соединяет дух и тело. Когда он направлен внутрь, то концентрируется на духе. Когда фокусируется на внешнем – на тело и физическом мире. Чтобы убедиться в этом достаточно сделать простой опыт: сядьте в тихую комнату, где вас ничего не отвлекает, закройте глаза и сосредоточьтесь на дыхании. Тишина, которая наступит у вас внутри – это ум, соприкасающийся с душой. Откройте глаза, осознайте, что происходит. Ум начинает судить и сравнивать то, что вы видите, хорошо это или плохо и т.д.
Согласно аюрведе ум имеет три качества, три гуны: Саттва, Раджас и Тамас.
Саттва — это бодрствующее состояние ума, мирное, спокойное, настороженное, мягко сосредоточенное, безусловно любящее и легкое.
Раджас — активное состояние, эмоциональное, движимое, изменчивое и возбудимое. Это состояние сознания полупробуждено.
Тамас — спящее состояние разума, пристрастное, подавленное, темное.
У большинства из нас доминирует одно из этих состояний.
Тамасический разум.
Люди с преобладанием Тамаса много спят и думают о самоудовлетворении. Они склонны к депрессии, страху и гневу, не способны меняться, трудно принимают новые идеи, довольно закрыты и часто бывают субъективны в суждениях. Склонны к избыточному весу, у них тусклые волосы и кожа, часто болеют.
Раджасический разум.
Человек — Раджас всегда активен, любит все новое, стремится к планированию и бесконечному перемещению. Этот ум склонен к стрессу, страху и гневу, и постоянно меняет свою жизнь. Волнение, конкуренция и достижения — любимые игры Раджаса. Раджасическому разуму трудно оставаться неподвижным и довольствоваться тем, что есть. Такие люди часто меняются и внешне. Тело подвержено болезням, вызванным возбудимостью и стрессом. Раджасический ум любит активные творческие занятия.
Саттвический разум.
Саттвический ум медитативен, думает о служении себе и другим. Он спокойный, осознанный и внимательный. Люди-саттвы склоненны к любви, мудрости и правдивости, умеют концентрироваться, как правило, обладают спокойным иммунитетом. Они открыты для новых идей и объективны. Для саттвического ума привлекательны темы развития духовности и изучения себя.
Несмотря на то, что саттвический ум кажется самым «правильным», он не очень хорошо подходит для мирской жизни. Как и во всем, в разуме необходим баланс всех трех составляющих: созерцательность, активность и сон.
Tweet
Расскажи другу
Готовим с любовью и молитвой
Немаловажное значение имеет и процесс приготовления пищи. Во время готовки вас не должны обуревать никакие эмоции. Если вы раздражены, огорчены, обижены, подавлены, вся еда так или иначе впитает вашу энергетику и либо подгорит, либо не доварится, либо просто будет безвкусной. Даже если вы соблюдете все пункты рецепта, все равно результат вас не порадует. Кроме всего прочего, древние Веды советуют не разговаривать ни с кем во время приготовления пищи, лучше включить спокойную музыку без слов и настроиться на любовь к тому, для кого вы собираете приготовить свой кулинарный шедевр, даже если это вы сами.
Думайте только о процессе готовки, представляйте, как каждая составляющая вашего блюда отдает все самое полезное и питательное, а вы благодарны ей и природе за этот дар.
Следует настроиться на благостный лад, успокоить ум и сердце. Благословите свою еду, поблагодарите за то, что имеете возможность сейчас взять для себя все ее свойства, позволяющее вам утолить голод и оздоровить тело.
В некоторых древних традициях перед едой потирают ладошки, как бы разжигая пищеварительный огонь. Благочестивые католики читают молитву. В практике сахаджа-йоги совершают бандан – ритуальные жесты руками, позволяющие отпускать проблемы и негативные эмоции в пространство Вселенной с целью растворить их там и проникнуться общим состоянием гармонии.
Неважно, какой обряд вы будете совершать перед пищей – простой или более изощренный, главное, понимать, что вы едите и для чего вы едите.
Три гуны материальной природы. Золотой век или путешествие к свету
Согласно ведической космологии мы живем в век Кали юга – темный век, его еще называют век раздоров. По космическим меркам он наступил совсем недавно (несколько тысяч лет назад) и будет длиться еще сотни тысяч лет. Это зима человечества – время всеобщей духовной деградации и морального разложения. Люди проявляют самые скверные качества, их мужество, ум и сила слабеют. Когда зло и насилие достигнут апогея, мир будет разрушен и создан заново. Так закончится темный век и начнется весна человечества – Сатья юга, Золотой век – это время знаний и мудрости.
Однако несмотря на хмурые прогнозы древних предсказаний, я вижу что Золотой век наступает уже сейчас.
Дело в том, что Золотой век наступает в душе каждого человека, так что не нужно откладывать свое развитие на сотни тысяч лет до наступления благоприятного периода. Более того, говорят что именно в наш темный век человек может развиваться очень быстро, так как сейчас результаты наших действий проявляются гораздо быстрее, нежели в любое другое, даже более светлое время.
Не знаю как Вас, а меня очень радует эта перспектива! И я с радостью наблюдаю, что все больше людей стремятся приблизить для себя Золотой век, делая сознательный выбор в пользу развития, света и знаний.
Вы, наверное, уже слышали про три гуны материальной природы? Согласно ведическому знанию материальная природа обладает тремя качествами (на санскрите – гуны). Эти качества – тамас (невежество), раджас (страсть) и саттва (благость). Вся материальная жизнь соткана из этих качеств.
Да, и наша жизнь тоже! Рождаясь в материальном мире, мы вынуждены подчиняться законам материальной природы.
В каждом человеке присутствуют все три гуны и они ведут постоянную борьбу друг с другом за преобладание. Когда побеждает одна гуна, две другие ослабляют свое влияние. Это борьба происходит и вокруг нас, в природе, но главной ареной этого сражения становится наш ум.
Таким образом, “темный век” всего лишь означает, что в жизни большинства людей преобладают гуны страсти и невежества. А наступление Золотого века означает, что в жизни человека начинает преобладать гуна благости.
Постепенный переход в гуну благости – это именно тот процесс, который я наблюдаю последние годы в своей жизни, а также жизни многих друзей и знакомых. Возможно, прямо сейчас эта трансформация происходит в Вашей жизни.
На основе своих наблюдений я выделил ряд критериев, по которым можно определить, что в жизни человека наметился переход к гуне благости.
Но прежде чем перейти к этим критериями, давайте более подробно посмотрим, что означает влияние каждой из трех гун применительно к жизни человека.
Тамас (невежество)
“Гуна тьмы, порожденная невежеством, держит все воплощенные живые существа в плену иллюзии. Её влияние проявляется в виде безумия, лени и сна, которые опутывают обусловленную душу.”
“Оказавшись под преобладающим влиянием гуны невежества, человек погружается во тьму, делается сонным, утрачивает разум и становится жертвой иллюзии.” – Бхагавад-Гита
Тамас проявляется в лени, инерции, глупости и невежестве.
Тамас – это полная противоположность гуне саттвы. Тамасичные люди невежественны, ленивы и апатичны. Такие люди плывут по течению, не задумываясь о смысле своей жизни. Им глубоко безразлично духовное развитие.
Напрягаться они не любят, но зато склонны к чрезмерному сну и перееданию. Все их мысли о еде, выпивке, сексе и праздных развлечениях. У тамасичных людей энергия на нуле, они страдают от хронической усталости, постоянно подавлены, находятся в депрессии. Быть на негативе – это их обычное состояние сознания, они раздражительны и озлоблены, любят ныть и жаловаться. Они абсолютно не заботятся о своем здоровье, разрушая его дурными привычками и нечистой тамасичной пищей (см. ниже). Типичный рацион – чипсы, кола, пиво, макдак, кофе. Их деятельность не приносит блага ни им, ни окружающим людям. Зачастую это скучная и бессмысленная работа. Деньги, зарабатываемые в невежестве, тратятся на невежество – казино, выпивка, секс, развлечения, интоксиканты.
Каждой гуне соответствует различная пища. В этом посте я не буду детально останавливаться на питании, перечислю лишь показательные продукты по каждой гуне.
Тамасичная пища
– все, что отупляет сознание: фаст-фуд, все жирное, пережаренное, переваренное, несвежее, консервированное, мясо, рыба, яйца, все интоксиканты, наркотики, табак, алкоголь, а также лук и чеснок. Употребление этих продуктов затуманивает сознание, закрывая его от знания, и делает человека вялым, пассивным и беспомощным.
Как видите, описание тамасичного человека звучит довольно мрачно. Разумеется, типаж тамасичного человека, который я описал выше, это крайний случай, когда тамас полностью контролирует жизнь человека.
Если Вы оказались на этом сайте и интересуетесь подобными статьями, то, как минимум, влияние тамаса в Вашей жизни не может быть преобладающим.
Раджас (страсть)
“Гуна страсти порождена бесконечными желаниями и алчностью, поэтому она, связывает воплощенное живое существо узами материальной корыстной деятельности.”
“Когда возрастает влияние гуны страсти, человек обнаруживает признаки сильной привязанности и погружается в зарабатывание денег, прилагает чрезмерные усилия для достижения своих целей и проявляет неуемное вожделение и ненасытную жажду наслаждений.” – Бхагавад-Гита
Раджас
– это энергия деятельности, страсти, амбиций. Она чаще всего доминирует у жителей больших городов. Раджасичный человек превыше всего ценят претиж, силу, власть и авторитет.
Он полон амбиций, похоти и жажды материальных ценностей и его усилия направлены на достижение таких желаний.
Однако он никогда не бывает полностью удовлетворен тем, что имеет – все возрастающие аппетиты такого человека заставляют его продолжать неуемную деятельность. Ум раджасичного человека порабощен сильным желанием наслаждаться мирскими вещами и сексуальными отношениями, такие люди жадны, алчны и похотливы, они склонны совершать много разнообразных действий, их ум не знает покоя.
Раджасичный человек не может увидеть истину, так как он одержим удовлетворением своего эго. Он требуют признания его исключительности, стремится быть самым богатым, самым влиятельным и знаменитым. До тех пор пока человек желает этого, он вынужден тяжело трудиться.
Деньги, заработанные в страсти, тратятся на страсть – вещи, подчеркивающие статус, дизайнерскую одежду, соблазнение женщин, экстравагантные причуды, дорогие машины, охоту за впечатлениями.
Люди этой гуны предпочитают раджасичную пищу
– это все то, что разжигает страсть и возбуждает сознание. Очень острая, очень горячая, соленая, горькая либо кислая еда, ресторанные изыски, большинство деликатесов, кофе и чай, энергетики, сахар и соль, а также большинство специй. Такая еда возбуждает сознание человека, настраивает его на борьбу и агрессию и вызывает желание кипучей деятельности. Многие бизнесмены и политики – пример преобладания раджаса в жизни человека.
Саттва (благость)
“Гуна благости, которая чище других гун, просветляет живое существо и избавляет его от всех последствий грехов. Пребывающие под влиянием этой гуны привязываются к знанию и ощущению счастья.” – Бхагавад-Гита
Саттва
– это радость, легкость, благость, умиротворение. Саттвичные люди не гонятся за чувственными удовольствиями, не склонны к депрессиям и тревожности, болеют редко. Они жизнерадостны, оптимистичны, открыты новому, стремятся к духовному развитию, гармонии, к обретению мира и спокойствия. Такие люди свободны от эгоизма, а поэтому способны видеть вещи беспристрастно и постигать знания. Их ум не порабощен материальными желаниями, поэтому они не стремятся к накоплению материальных ценностей.
Они не ленивы, но работают умеренно – ровно столько, сколько необходимо, чтобы вести достойный уровень жизни.
Свободное время они посвящают работе над собой и саморазвитию. Их жизнь и дело приносит пользу им и окружающим.
Саттвичная пища
– это фрукты, овощи, зелень, злаки, орехи, мед, молоко и молочные продукты. Такая пища не загрязняет сознание и дает бодрость, силы, легкое и возвышенное состояние. Это предпочтительное питание для всех, кто занимается духовным развитием.
Наша задача как разумных существ – стремиться к тому, чтобы пребывать в гуне благости.
На самом деле, это именно та гуна, в которой все мы должны жить по умолчанию. Но на дворе темный век…
Совмещаем гунны и доши
Гармоничное питание предполагает не просто употребление саттвичных продуктов, нужно также учесть уровень гун в организме на момент трапезы и питаться в соответствии с дошей.
Люди с Вата-дошей могут увеличить саттву, исключив из рациона лук, чеснок, яйца, мясо и рыбу. Осторожно нужно относиться к таким специям, как горчица, черный и красный перец, асафетида, ограничить количество соли при приготовлении еды.
Питте, наиболее склонной к раджасу, следует исключить бобы (кроме маша и тофу), редис, репу и животные продукты. Не стоит злоупотреблять сладким, быть осторожными с острыми и горькими вкусами.
Капха-тип чаще всего уходит в тамас, поэтому следует включить в рацион острые специи, цельные крупы, ограничить бобовые, мясо и животные продукты.
Саттвические элементы
Только чистые и не осквернённые элементы и пищевые продукты обладают качеством саттвы. Еда должна быть здоровой и полезной для здоровья. Саттвические элементы не должны выводить ум из равновесия. Следовательно, различные одурманивающие субстанции, такие как наркотики и алкоголь, не относятся к категории саттвических. К саттвическим также не относятся любые объекты или пища, для производства которых была причинена боль другим живым существам, так как в этом случае объект был получен с помощью насилия. Следовательно, к категории саттвы относится только вегетарианская пища, при условии, что она является свежей. Некоторые элементы, которые рассматриваются как саттвические:
- Цветы (в особенности лотос), фрукты, или любая вегетарианская еда, пригодная для предложения божеству.
- Дерево ниим и туласи
- Среди животных — корова, которая олицетворяет мать. Также коровье молоко, при условии того, что корова содержится в естественных условиях, что она здорова, и что молоко было получено только после того, как её телёнок был накормлен. Если с коровой плохо обращаются, пить её молоко считается греховным действием.