Основные правила, связанные с реализацией мантры
1) Перед практикой мантры нужно подготовить свой ум, для того чтобы он не бегал, а был погружен в джапу. Для этого подходит пранаяма, бхута-шуддхи или ньясы. Обычно натхи рекомендуют выполнять пранаяму не меньше 11 или 21 раз, в брахманских культах делается акцент на ньясах, но пранаяму они делают около трех циклов. Это полезно, так как ньясы очищают джнянендрии, что помогает в пратьяхаре и дхаране при джапе.
2) В качестве дополнительной поддержки для эффективности джапы рекомендуют почитать мантру на малу (четки); рудракша-мала – это мурти Божества, а потому в руке вы держите само Божество при практике джапы. В некоторых тайных культах в руку делают авахану и потом ее подносят к сердцу, вам же достаточно понимать, что вы, поднося руку к сердцу, сосредотачиваетесь на образе Божества в сердце. При практике джапы очень важно прийти к такому чувству, что мантра исходит из самого сердца – из Божества – так, что все тело пронизывается силой мантры, вы воспринимаете не через чарма-чакшу (физическое восприятие), а через дивья-чакшу (божественное виденье).
3) Чтобы через мантру проявлялась Шакти Божества, нужно проговаривать все слоги мантры, так как каждый слог может обладать своей отдельной силой мантры.
4) В начале джапы приветствуется Ганапати и Гуру. А до этого нужно очистить асану, сделав дополнительно асана пуджу (или просто прочесть асана-мантру). Если вы практикуете длительную садхану в форме тапасьи (ретрита), то под асаной можно нарисовать янтру Божества.
5) Сидеть лицом на восток (пурва) идеально, но можно также в сторону северо-востока (ишанья) и севера (уттар). Только в случае достаточной реализации мантры, можно ее использовать иногда в мирских целях для богатства, садясь лицом на запад. В некоторых отдельных случаях при практике упадеши-мантр садятся лицом на юг.
6) При интенсивной практике джапы как тапасьи нельзя заниматься сексом – строгая брахмачарья. По возможности избегать тяжелой пищи.
7) Для достижения сиддх достаточно одной мантры и практиковать ее ежедневно. Так ваша энергия не будет рассеиваться. Не делиться ни с кем мистическим опытом, кроме того Гуру, кто вам передал эту мантру. Гуру надо воспринимать как само Божество данной мантры. Нельзя делиться всеми тайными наставлениями, которые вам Гуру передал по личной садхане. Если вы хотите от мантры получить сиддхи, а не просто успокаивающий, заглушающий ум эффект, то это нужно соблюдать.
В натховской практике при достижении опыта в мантре, когда к вам приходят особые состояния от мантры, например, даршан (раскрытие таттвы ее Деваты), можно практиковать просто дхьяну на Девату. Если ум снова начинает погружаться в мирское, то нужно возобновлять повторение джапы.
9) Если есть возможность утром при просыпании не разговаривать ни с кем, а сразу приступить к практике, то это даст больше возможности для быстрой реализации мантры.
10) В праздники, связанные с Иштадеватой, Шиваратри, Наваратри, Ганеш-чатуртхи и другие благоприятные дни, когда результат практики усиливается, не упускайте возможности практиковать более интенсивно. В Сурья- и Чандра-граханах (солнечные и лунные затмения) – то же самое: в эти моменты вы преодолеваете препятствия, и они делают мощнее вас и вашу садхану.
11) Если вы желаете от Божества получить освобождение, то осознание того, что вы получили мантру на всю жизнь, а вместе с ней – путь, рассматривать как само собой разумеющееся, потому что милостью Божества нужно преодолеть все кармы – как этой, так и остальных инкарнаций.
12) Почитая Горакшанатха мы почитаем то состояние, в котором пребывает сиддха, поэтому это состояние начинает в нашей жизни постепенно реализовываться, и это придает смысл и задает тон всем практикам в Традиции, это их отличает от нью-эйджа, фитнеса и т.п., так как у вас есть настоящий духовный путь.
Типы мантр
Мантры сначала были записаны в священных ведических текстах: «Упанишады», «Яджурведа», «Атхарваведа», «Самаведа», «Ригведа». Затем санскритские тексты распространились как в индуизме, так и в буддизме, а также в джайнизме. Приведём примеры:
- ОМ (АУМ, Пранава, Омкара) — главная священная практика. Ом — это имя Бога, Брахмана. Пранава-джапа повторение слога ОМ оказывает глубокое воздействие на ум. Лишь вспомнив Имя, можно уничтожить всю отрицательную карму, накопленную за множество рождений. Все мироздание возникло от этого звука, настолько велика сила этого звука. Омкара считается символом трёх главных божеств индуизма – Шивы, Вишну, Брахмы. Данное слово встречается почти во всех текстах.
- Панчакшара. Звук Шивы, произносится как «Ом Намах Шивая». Переводится как «я нахожу убежище в Господе».
- Гаятри, является старейшей из всех. Она дарует просветлённую мудрость, пробуждение осознания и просветление.
- Маха-мритьюнджая. Это исцеляющая практика. Она защищает от болезней и несчастий и дарит даже бессмертие. Её полезно повторять 108 раз в день в течение нескольких месяцев.
- Ом Мани Падме Хум — буддийский текст.
- СОХАМ — переводится как «Я есть». В комбинации с «ОМ» она означает «Я есть все, все есть Вселенная».
- Биджа — это слоги, из которых составлены другие тексты. Пример: ХУМ, ХАУМ, ДУМ, АИМ, БРИМ, КРИМ, ХРИМ, ШРИМ, КЛИМ, КШРАУМ, ГАМ, ГЛАУМ.
- Харе Кришна. Мантра, данная Кришной во время его пребывания на Земле.
Читайте похожее: Мантра спокойствия
Рекомендации к практике джапы Горакшанатха-мантры
Самое лучшее – утром читать Горакшанатха-мантру, а вечером – Наварна-мантру. Мантру утром нужно читать после омовения. Если хотите, чтобы эффект от джапа-мантры был более сильный, лучше утром не разговаривать ни с кем перед практикой мантры. Мантру Горакшанатху можно прочитать 3 круга, а вечером Наварна-мантру – один круг. Нельзя читать мантру на том месте, где мы обычно спим. Многие пытаются её читать сидя на кровати, это также нежелательно. После еды нужно несколько раз ополоснуть рот; если пища была легкой и в небольшом количестве, то через 30 минут можно читать джапу, если поели плотно – то через 1 час минимум.
Асану (сидение для медитации размером минимум 70–70 см) постелить на пол, предварительно можно «разогреть» тело с помощью сурья-намаскар или небольшим комплексом разминки из сукшма-вьяямы, также сделать не длительную пранаяму. Сидеть нужно с ровным позвоночником, чётки во время практики мантры всегда держите только в правой руке. Передвигаются чётки средним пальцем, указательный палец чёток касаться не должен. Мантру не нужно читать слишком громко, как например это делают нео-вайшнавы, так как это будет не джапа, а скорее баджан. Мантра читается полушепотом.
Глаза полуприкрыты, закрывать не обязательно. Между дыханием и санскритом существует взаимосвязь, например, в санскрите используются сандхи (правила соединения), долготы, что текст делает мелодичным и как бы «растянутым», это связано с принципом пранаямы. «Прана-айяма» – это «прана», жизнь, и «айама» – растяжение, удлинение, т.е. растягивание времени дыхательного цикла. При повторении мантр это происходит естественным образом, на выдохе, повторяя мантру, мы удлиняем его. А удлинение дыхания утончает поток праны, что является условием трансформации, перераспределения праны в более высокие сферы нашего сознания. Не случайно пранаяма, наданусандхана и равновесие ума предельно взаимосвязаны.
Мантру Горакшанатху, как и другие, также иногда используют в практике пранаямы. Чтение мантры может длиться от 10 мин. до 2 часов. Для человека, ведущего активный социальный образ жизни, этого вполне достаточно. Лучше читать не много, но ежедневно, нежели с перерывами. Мантру нужно начитать как минимум 100 тыс. раз для того, чтобы почувствовать её состояние. Еще нужно добавить, это – не простая мантра, она не предназначена для развития мелких оккультных сил, как некоторые думают о практиках натхов. Нет, практики натхов ведут к общему самосовершенствованию на уровне тела, сознания и души.
Конечно, в результате постоянной практики вы можете получить мистический опыт, но очень важно с самого начала ставить большую цель – духовное просветление своего сознания, получение Пара-Видьи (высшего знания), развитие бхакти и премы (преданности и любви к Богу). На самом деле совершенные Учителя-сиддхи в нашей Традиции почитаются даже больше, чем Боги. Читая Горакшанатха-мантру, вы сможете получить их покровительство, сделать совершеннее свою духовную практику. Для обычной джапы можно не делать сложных обрядов, по окончании, если знаете, можете прочесть какие-нибудь молитвенные тексты: стотры, стути, кавачу (защитный текст). Мантра сама по себе обладает силой, поэтому её можно читать даже без каких-либо специальных санкальп на какой-то магический результат. Результат будет в любом случае, главное, чтобы у вас была направленность на духовный прогресс.
Джапа Мала
Традиционно джапу повторяют на четках, на джапа мале. Я написал об этом подробный пост и снял видео, о том как правильно медитировать на четках. Там я подробно все объясняю и показываю, рекомендую ознакомиться.
Сколько кругов повторять
Сколько кругов повторять каждый решает сам для себя. Я начинал повторять Джапу с одного круга в день.Один круг — это 108 бусин на четках, на каждой бусинке повторяется одна мантра. В настоящее время мой минимум — это 16 кругов. Я знаю таких личностей, которые повторяют ежедневно 32 и даже есть такие, кто читает 64 круга. Вы можете начать с малого и постепенно шаг за шагом двигаться вперед.
Самое важное — это стабильность. Лучше повторять каждый день определенное количество кругов, чем в один день много а в другой день вообще ничего.
Регулярность — это один из секретов успеха для начинающих. Установив какую — то планку следуйте ей. Например, один круг, но ежедневно не взирая ни на что. Даже если интенсивный график, занятость, работа, учеба, семья и т.д. Перечислять можно долго. Постепенно утвердившись в этом начинайте увеличивать. Повторяйте два круга, потом три или четыре. Таким образом, можно без особых усилий, очень естественно научиться это делать
Совершенство в Джапе — это сосредоточенность 24 часа в сутки на звуках и смысле мантры, которую повторяют.
Этого достичь не так уж и просто, требуются годы и годы практики. Я встречал в Индии таких личностей, это по настоящему Святые, освобожденные души.
Как я уже говорил, Джапа — это индивидуальная практика, но ее можно практиковать и всем вместе. В одном зале, комнате, лужайке и т.д. Просто практикующие сидят все вместе, но каждый повторяет так, чтобы слышать только самого себя. Повторяя всем вместе, коллективно мы можем слышать как наш сосед повторяет мантру, и это может нам помогать.
Бывает Ум убегает, отвлекается на посторонние вещи, а услышав звуки мантры возвращается сразу же назад.
Еще один из действенных методов, чтобы улучшить повторение — это повторять рядом с теми кто обладает большой погруженностью и вкусом к этой деятельности. Если таких личностей нет рядом, то можно включать аудио запись, с голосом возвышенной личности.
Бахир- и антар-джапа
Джапа делится на две категории. Первая – бахир-джапа (внешняя), к ней относятся уровни вачака, упамшу (шепотом), манасика (мысленная) и аджапа-джапа (постоянная). Вторая – антар-джапа (внутренняя), в ней вы аджапа-джапу доводите до состояния, когда мантра становится одним целым с анахата-надой, прана и сознание входят в анахата-чакру. Правильнее будет сказать, что упамшу – это даже не шепотом, а, скорее, повторение, когда только вы один слышите повторяемую мантру. Манасика – это когда ваш ум и мантра становятся один целым.
Аджапа-джапа – когда мантра сливается вместе с сознанием и праной (сохам-бхава). По этой причине, например, известный сиддха Амритнатх в тексте «Йоги Вилакшан Авадхут» практику сахаджа-йоги соотносит с аджапа-джапой, или сохам-бхавой. Т.е. когда вы в своей практике мантры доходите до состояния, где вы сами, мантра (шабда) и Девата (мантрартха) становитесь едиными, в осознании «Я есть Он» (Иштадевата). Тогда вы способны полноценно практиковать мантру в любой момент времени, и вне зависимости от совершаемых внешних действий. Однако у этого уровня есть много предваряющих тантрических садхан.
Мантра
“Мананат-траяте ити мантра” — это обращение к манане, обдумыванию и мышлению. Она помогает избавится от сансары — вечного круга рождений и смертей. Благодаря мантрам, джива или индивидуальное сознание достигает освобождения от грехов, очищая свою карму, достигает высшего блаженства и полного освобождения. Мантры называются мантрами, поскольку достигаются с помощью психического процесса. Первая часть слова “ман” означает “думать”, а “тра” — “защищать” или “освобождать”. Соответственно, с помощью мысли, мантра освобождает ученика от рабства майи. Согласно Ведам, она дает возможность достичь четырех основных целей в жизни:
1. Дхарму (добродетель).
2. Артху (материальное благосостояние).
3. Каму (физическое и эмоциональное удовлетворение).
4. Мокшу (спасение).
Мантра похожа на божественность, выраженную посредством звука. Она есть Шакти, проявляющая себя в произношении. Священная мантра или Божественное имя является одним из символов Верховного Бога. Она обращается к самым таинственным глубинам общения мудрецов с богами, она известна со времен ведических Упанишад. Людям следует хранить эти символы, как драгоценные ключи к трансцендентальным мирам.
Джапа йогу можно отнести к точным наукам, поскольку в индуизме мантра обусловлена шестью неизменными принципами:
1. Риши (самореализовавшийся человек) впервые получил мантру от богов и через него она попала в наш мир. Он является ее драштой или проводником.
2. Мантра всегда строится по принципу чхандас — метрика, объясняющая поэтический метр в Ведах.
3. Каждая мантра составлена таким образом, что в каждом ее слоге заложена божественная энергия деваты.
4. Мантра содержит в себе биджу или семя. Это семя выражено в определенных словах или в их комбинациях, несущих мистическое значение, что и придает мантре божественную силу.
5. В мантре заложена энергия Шакти: то есть вибрации, создаваемые звуками отображают ее силу. Произношение мантр словно связывает исполнителя с Шакти, привнося в ее душу часть божественного могущества.
6. Мантра имеет килаку — стержень. Он позволяет сохранять энергию, приходящую из космоса внутри тела ученика, помогает раскрыть чайтанью — чистое сознание.
Зная эти понятия и честно выполняя практику, преданный ученик джапа йоги обретает даршану (видение Бога) через Ишту Девату.
Звук и изображение в джапа йоге
Каждый звук создан из вибрации. Вибрации создают различные неповторимые формы. Каждый звук может произвести в форму в незримом для человека мире, а комбинации звуков — сложные формы. Исходя из этого, повторение мантр имеет мистическую силу, способной проявлять Бога, подобно тому, как при расщеплении атома выделяется энергия, находящаяся в нем. Если мантра составлена правильно и направлена на обращение к конкретному божеству, то вибрации, издаваемые голосом произносящего достигают его или ее, привнося в материальный мир часть неведомого и святого. Бог одушевляется в момент произнесения мантры. Например, мантра “Ом намах Шивая” воспроизводит форму Бога Шивы, а “Ом Намо Нараяна” обращена к Вишну.
Слава божественного имени джапа йога
Имя Бога, произнесенное верно или неверно, осознанно или неосознанно, осторожно или с уверенностью, в любом случае приносит свои положительные плоды. Так же, как уничтожение присуще огню, так и сила уничтожения грехов присуща Богу. Людям остается только лишь выполнять бхава-самадхи, джапа йогу и стараться ощутить блаженное единение с Богом.
Следует помнить, что слава божественного имени не может быть обозначена с помощью ума и интеллекта. Не сработают также и слова описания его имени. Его энергия может быть реализована только через практику, то есть постоянное, верное и преданное повторение мантр или его имени.
В действительности, сила Шакти заключена в каждом слове, в каждом звуке. Если вы произносите какое-то неприятное слово, когда другой человек принимает пищу — его может стошнить. Если вы подумаете о какой-то вкусной еде — вы ощутите ее вкус во рту, у вас начнется слюноотделение. Если кто-то закричит “Змея, змея!” то вы отскочите в испуге в сторону. Слова поощрения способны обрадовать вас, а оскорбления разозлить. Это и есть истинная сила слова и именно поэтому произнесение имени Бога имеет высочайший потенциал. Он не поддается какому-либо измерению, ибо нет ничего выше этого. Даже сейчас, когда вы просто читаете эти строки про имена Бога и про технику выполнения джапа йоги, Бог пребывает в вас, очищает вас и становится ближе.
Разновидности джапы йоги
Мантры можно повторять устно, шепотом и про себя. Можно чередовать эти способы, особенно тогда, когда ум еще не полностью успокоен и требует разнообразия. Если вы будете делать что-то однообразно и монотонно — вы скорее заработаете себе отвращение, нежели откроете путь к Истине.
Мысленное повторение мантр называется манасика джапа, повторение вслух зовется вайкхари джапа, чтение мантр шепотом — это упамшу джапа. Даже простое механическое повторение несет очищающий эффект, однако, чтобы действительно пробудить сердце и ум, следует при каждом произнесении помнить цель, ради которой вы совершаете джапа йогу.
Практику лучше всего начинать с “произнесения” мантр в письменном виде. Для этого заведите специальный дневник, в который вы будете ежедневно в течении получаса записывать ишту-мантру или гуру-мантру, соблюдая при этом полную мауну. Выделите два дня в неделю, например, в субботу и воскресенье, когда записи будут длится в течении часа. Эта практика зовется ликхита-джапа, она в обязательном порядке стоит на пути развития тотальной концентрации.
Трудно переоценить преимущества ликхиты-джапы. Она помогает ученику работать над чистотой ума и сердца, она помогает совершать асаны, следить за индриями, она воспитывает выносливость. С помощью джапа-йоги можно быстро достичь душевного равновесия и беспристрастия. При длительном выполнении техник сама Шакти низойдет к вам и наполнит все ваше существо своей божественностью и бесконечностью.
Следует заметить, что если вы не знаете санскрита, вы можете писать мантры на любом другом языке.
Практические советы в джапа йоге
1. Выберите любую мантру или имя Бога, желательно по совету вашего Гуру и повторяйте ее от 108 до 1080 раз в день (1-10 раз).
2. Держите свою мантру в секрете и никому не рассказывайте про нее.
3. Лучше всего, если у вас будет одна мантра, посвященная Кришне, Раме, Шиве, Дурге, Гаятри или кому-нибудь другому.
4. Вставайте в 4 утра и совершайте джапу на протяжении двух часов. Ранее утро (брахмамухурта) и сумерки являются самыми благоприятными периодами для совершения джапы и медитации. Это время, когда больше всего работает саттва (чистота намерения).
5. Примите ванную, или просто омойте лицо, руки и ноги, прежде чем совершать джапу с утра. В другое время суток это не так важно. Если вам хочется читать мантры в другое время — делайте это.
6. Во время медитации сядьте лицом к востоку либо северу. Лучше всего сидеть на шкуре какого-то животного или на ковре. Если вы положите сверху на него какую-нибудь ткань, это повысит поток энергии во время джапа йоги. Лучше всего выбрать тихое место, например, в храме или на берегу реки.
7. Старайтесь находится в одной позе. Сначала у вас не будет получаться, но спустя месяцы практики и растяжек вы сможете сидеть в позе падмасаны, сиддхасаны или сукахасаны в течении трех часов.
8. Перебирайте в руках четки и постарайтесь не покидать место, пока не прочтете мантру до конца.
9. Для облегчения прочтите несколько молитв, прежде чем приступить к выполнению джапа йоги.
10. Используйте четки из рудракши либо туласи. Бусин должно быть ровно 108.
11. Не допускайте, чтобы четки висели ниже уровня пупка, держите руку у сердца или носа.
12. Не показывайте четки другим, не носите их на себе просто так. Лучше спрячьте их после практики в укромное место. Не забывайте их ежедневно мыть.
13. Переворачивайте бусины средним или большим пальцем, крайне не рекомендуется это делать указательным пальцем.
14. Не скрещивайте четки. Начните читать мантру заново по кругу, когда дойдете до 108-й.
15. Попробуйте совершать джапу без четок, просто следите за временем.
16. Практикуйте иногда джапу мысленно. Когда ваш ум неспокоен, начните читать вашу мантру про себя или шепотом.
17. Когда вы произносите мантру, вы должны сохранять ощущение, что Бог рядом, что он проникает в ваш ум, очищая сердце, мысли, он разрушает ваши иллюзорные желания.
18. Делайте джапу без спешки, целеустремленно и преданно.
19. Очень важно произносить звуки без ошибок. Читать нужно в размеренном темпе, однако, если вы чувствуете, что перестаете контролировать свой ум — скорость можно повысить.
20. Сохраняйте внимание и концентрацию во время джапа йоги. Если чувствуете, что вас одолевает сон — встаньте и пройдитесь.
21. Попробуйте синхронизировать произношение мантры с дыханием, медитируя на своего выбранного Бога. Сохраняйте его образ перед глазами.
22. Самое важное условие джапа йоги — регулярность. Только с нею можно достичь желаемого успеха.
23. Соблюдайте тишину и не отвлекайтесь ни на какие внешние факторы.
24. Очень важным условием является удержание своего тела и ума в статичном положении, поэтому сделайте все свои дела до джнана йоги, чтобы во время практики вас ничего не отвлекало. До начала, за 10-15 минут, прочтите молитву или пропойте имя Бога, настраиваясь на высшую любовь. Только после благочестивого выполнения вы можете покинуть свое место и продолжить заниматься мирскими делами. Сохраняя эту статичность, вы сохраните божественные вибрации внутри себя.
25. Совершайте джапу вне зависимости от жизненных обстоятельств. Если вы не будете забывать о высшей цели, то садхана будет выполнятся с легкостью, удовольствием и благостью.
Мантры для джапа йоги
К Кришне:
— Маха-мантра
— Ом Намо Бхагавате Васудевайя
— Ом Шри Кришнайя Говиндайя Гопиджана Валабхайя Намах
— Ом Шри Кришнайя Намах
К Шри Дэви:
— Ом Шри Дургайай Намах
К Ганеше:
— Ом Шри Ганапатайе Намах
К Шри Хануману:
— Ом Шри Ханумате Намах
К Хари:
— Ом Намо Нараяная
— Хари Ом
— Хари Ом Тат Сат
Джугал-мантра:
— Сита Рам
— Радхе Шьям
— Радхе Кришна
К Шри Кали:
— Ом Шри Кали Намах
К Шри Лакшми:
— Ом Шри Маха-Лакшмияй Намах
К Шиве:
— Маха-мритьюнджая мантра
— Ом Намах Шивайя
К Раме:
— Ом Шри Рам Джая Рам Джая Джая Рам
— Ом Шри Рамайя Намах
— Шри Рама Рама Рамети Раме Раме Манораме Сахасранама Таттульям Рама Нама Варанане
— Ом Шри Шита Рамачандрадхьям Намах
— Шри Рам
К Шри Сарасвати:
— Ом Шри Сарасватайе Намах
К Субраманье, Картикейе:
— Ом Шри Сараванабхавайя Намах
Шарангати мантра:
— Ом Шри Рама Шаранам Мама
— Ом Шри Кришна Шаранам Мама
— Ом Шри Сита Рама Шаранам Мама
К Трипурасандари:
— Ом Шри Трипура Сундарайя Намах
Длительное сидение при джапе
Если вам тяжело долго сидеть при пранаяме или джапе, то стоит уделить больше внимания различным вьяямам, чтобы прорабатывались слабо двигающиеся части тела. Делать более простые ритуалы, не требующие много времени. Двигаться принято при баджанах, а не при джапе, но если хочется двигать туловищем, то – не проблема. Если практиковать ежедневно понемногу, всего по чуть-чуть, в остальное время заниматься севой, изучать шастры, работу в социуме воспринимать как карма-йогу, то постепенно вы поднимитесь на более высокий уровень чистоты, и многие йогические техники перейдут на более качественный уровень. Долгое удерживание неподвижности тела может поспособствовать сжиганию нечистот в каналах, и тогда прана пойдет по ним равномерно, поэтому может возникнуть оцепенение, у многих такое состояние бывает, но не так долго.
Если вы практикуете яму и нияму, куда входит джапа с хомой и Ишварапуджаной, т.е. полноценно совершаете садхану, то на качественную джапу уходит не много времени. Хотя я видел людей, у которых вроде бы есть Гуру, но на самом деле можно сказать, что его почти не существует и на их жизни факт наличия Гуру никак не отражается. Просто человек съездил, посвятился, и так началась самостоятельная, независимая, духовная жизнь.
Такие люди часто сразу хотят начитать большое количество джапы, чтобы поскорее реализовать мантра-сиддхи. Но совершать рывковые ретриты без предварительной, разносторонней, адекватной подготовки – чревато, т.к. вместе с чистой шакти может накатить и депрессия. Кто-то перешагивает этот этап, но я знаю многих, кто «посыпался» на этом этапе. В конце плод джапы мы жертвуем Божеству, Гуру или своей высшей природе (Атману), что, собственно, едино, т.е. джапа делается с целью взращивания бхакти и конкретной бхавы.
Как осуществлять
В принципе, повторять мантру можно в любое время суток. Но в гаудия-вайшнавизме считается, что лучшим временем для повторения джапы является период брахма-мухурты. Это время представляет собой ранние утренние часы.
Овощная диета для похудения
Духовная практика Джапа йога имеет различные цели, которые находятся в зависимости от применяемой мантры и религиозной философии практикующего. И в буддистских, и в индуистских традициях, мантры чаще всего дает ученикам их учитель, которого называют гуру. Это происходит только после специальной формы духовного посвящения. Конечной целью джапы может стать мокша, нирвана, бхакти, а также просто личное молитвенное общение с Богом.
Как же осуществлять джапа йогу? Прежде всего, джапа йога должна войти в привычку человека. Но к занятиям следует приступать только с чистой душой, верой и божественной любовью. Совершать джапу необходимо с чувством. При этом очень важно знать смысл произносимой мантры. Необходимо также научиться во всем и везде ощущать присутствие Всевышнего.
Раскрытие опыта дхьяны при джапе
Джапа может переходить в формы дхьяны, когда сама мантра в привычном для всех виде становится излишней или, можно сказать иначе, джапа переходит на другой уровень. Тогда при глубокой дхьяне смолкает ум и дыхание, но такие состояния обычно большинству людей сложно удержать долгое время, поэтому происходит возврат в простое состояние, которое обычно бывает при джапе. Суть в том, что это состояние, полученное при дхьяне, нужно мягко «раскрывать» в джапе, а джапу соединять с глубокой дхьяной. Если так делать регулярно, то постепенно это состояние станет стабильным.
Хотя тут много своих факторов другого плана, например, практика должна быть регулярной. Чем более она постоянная, тем лучше это сказывается на результатах, связанных с реализацией самой мантры в ее полноценном виде. Показателем того, что мантра у вас начинает реализовываться, является то, что, произнеся ее спокойно несколько раз, вы чувствуете, что все ваше существо сразу меняется и сила наполняет пространство, где совершается садхана. Это также отражается на всех событиях, которые каким-либо образом связаны с текущим моментом.
Практика повторения
Более 10 лет назад, когда я в первые познакомился с Джапа медитацией, я ощутил необычный опыт. Приведу сравнение, чтобы Вам было боле понятно то, о чем я говорю.
Представьте, что Вы находитесь совершенно одни в огромном холле или зале с хорошей акустикой. И в этот момент если громко закричать, а потом умолкнуть. Можно будет почувствовать как после этого вокруг создается гробовая тишина. Чувство достаточно необычное. Примерно такое чувство было и у меня при первом опыте Джапа йоги. Ум всегда находится в движении и беспокойстве, но джапа успокаивает ум и в такие моменты можно ощутить эту тишину.
Во время Джапа медитации необходимо концентрироваться на звуке и на смыле мантры, которую повторяете. Тогда можно получить максимальный эффект. Я подробно об этом говорил в статье про мантры.
Залог успеха в джапе — это сосредоточенность. Под сосредоточенностью я подразумеваю спокойный и сконцентрированный ум.
Не стоит пытаться сконцентрироваться за счет того, что напрягаете тело. Напряжение, наоборот, мешает концентрации внимания. Когда тело расслаблено и не испытывает какого — то излишнего дискомфорта, тогда и Ум легче собрать и направить в нужное русло.
При повторении Джапы чаще всего повторяют Маха Мантру, самую могущественную мантру из всех.
Джапу можно повторять тремя методами:
- вслух;
- шепотом;
- мысленно.
Более подробно об этом читайте в статье индийские мантры для медитации. Заниматься Джапа йогой можно как сидя в медитативной асане, например в позе Лотос — Падманаса, как научиться сидеть читайте по ссылке, так и стоя и даже при ходьбе. Это чуть ли не единственный вид медитации, который можно практиковать при ходьбе и вообще в любом состоянии и месте.