Медитация. Часть 6. Предметы медитации. И еще о созерцании


Созерцание

В этой статье мы рассмотрим понятие созерцания с разнообразных сторон, чтобы читатель мог широко представить себе природу этого феномена. Мы рассмотрим, как понимают термин «созерцание» в различных философских течениях и каким образом вы можете применять практику созерцания во благо своему здоровью.

Что значит созерцание. Медитация созерцания

Созерцание — способ познавательной деятельности, реализующийся как непосредственное отношение сознания к предмету. Таково научное описание термина «созерцание». В европейской философии Иммануил Кант был одним из тех, кто стоял у истоков исследования этого феномена. Нам известна идеалистическая направленность работ философа.

В этом конкретном случае было бы интересно взглянуть и сравнить, как типично европейский философ, взращенный на христианской культуре и её ценностях, приходит к более или менее схожим выводам с буддийскими мыслителями в плане понимания «созерцания» как категории противоположной эмпирическому (практическому) познанию мира, и тем не менее выводя созерцание на тот самый уровень, когда оно превосходит это самое практическое знание, потому что созерцание непосредственно, оно не возводит стен между наблюдателем и наблюдаемым, а следовательно, возможностей понять изучаемую вещь или явление в его неизмененном состоянии неизмеримо больше по сравнению с эмпирическим изучением вещей.

Созерцание, хоть и может быть переведено как contemplation, что означает размышление, но это не логическое размышление, когда подключается разум, чтобы тут же использовать инструменты, находящиеся в его распоряжении: оценку, сравнение, логику. Созерцание — это априорная предпосылка восприятию, т. е. созерцание — это не результат, к которому ведёт интеллектуальная или духовная деятельность, но в первую очередь данность, то, что лежит в основании и без чего дальнейшие размышления, рефлексия были бы невозможны.

Для Канта созерцание и представление — взаимозаменяемые понятия, т. к. для объяснения своих выводов Кант использовал слово «Anschauung», что в переводе и означает ‘вид’, ‘наглядное представление’, то же самое «comtemplation». Если проанализировать ход его мысли, то станет понятным, почему выбрано именно это слово. В немецком языке корень schau означает ‘смотреть’. Смотреть — значит созерцать.

Мы не будем глубоко погружаться в изучение морфологии русского слова «созерцание», но даже на интуитивном уровне чувствуется, что со-зерцать имеет связь с такими словами как «зрить», «зеркало». Последнее для нас, пожалуй, особо интересно, т. к. само явление созерцания есть не что иное, как вглядывание в зеркало бытия. Бытие представлено тем, что нас окружает. Следовательно, то, что мы видим, есть отражение нас самих или иначе природа — это и есть мы. Это, казалось бы, не совсем привычное умозаключение совершенно не противоречит философии Вед, где Пракрити есть понятие материи, природы, которая сливаясь с Пурушей, мировой душой, «Я», творит Вселенную.

Возвращаясь назад к философии Канта, мы не можем утверждать, что понимание созерцания великим мыслителем из Кёнигсберга было идентичным тому, которое можно почерпнуть из Вед. Однако и Кант не остаётся на месте в своих размышлениях и в первую очередь называет пространство и время априорными формами созерцания, т. е. такими, без которых было бы невозможно никакое дальнейшее созерцание, потому что всё, что бы мы ни воспринимали, прежде всего воспринимается нами через призму пространства и времени. В этом смысле кантианская теория не менее фундаментальна, нежели философия Вед.

Созерцание рассматривается как глобальный феномен и с точки зрения Ведантизма и кантианства. Позднее, созерцание будет сведено к узкому понятию из области психологии, а также его возьмут на вооружение последователи нью-эйдж, поэтому фундаментальная природа этого понятия будет редуцирована в определённой степени лишь к практикам техник релаксации. Но давайте продолжим разговор о созерцании и природе.

созерцание, природа, тибет

Природа созерцания состоит в том, что вы изучаете то, что непосредственно окружает вас, но не с помощью таких привычных средств, как анализ с использованием логики, а проходя мимо них, не преодолевая их, но идя другим путём, напрямую. Созерцание есть непосредственное изучение реальности такой, какая она есть. Проходя сквозь барьеры, расставленные разумом, вы внутренним взором видите то, что есть, а это и есть сама суть буддизма. Снять последние оставшиеся завесы и посмотреть на мир открытым взглядом, увидеть его без предубеждения. Это в свою очередь возможно только тогда, когда окружающее нас пространство, вещи и мы становимся едиными. Это, по сути, медитация на практике без использования специальных приёмов медитации, таких как сознательная концентрация на чём-либо, контроль за дыханием или целенаправленное избавление от мыслительного процесса.

Созерцание природы и созерцание бога

Погружение в сам процесс созерцания является медитацией де-факто. Ещё более действенным можно считать созерцание природы как таковой. Для человека привычно наблюдать за природными процессами. Переключая внимание на них, мы не замечаем, как из исследователя природных явлений превращаемся в художников, созерцающих свою натуру издалека, сначала восторгающихся ею, а позже и соединяясь с ней в единое целое. Так же, как художник и образ его картины есть одно, так и Человек и Природа неразделимы. Цивилизационному прогрессу порой удаётся убедить человека в противоположном, заставить поверить его, что он повелитель окружающего мира, а не его составляющая часть.

Дело тут не в том, чтобы принизить человеческую натуру, представив его вместо властителя частью мозаики. Речь о другом. Цивилизация, возвышая человека якобы над Природой, таким образом, исключает его из её состава, и властвует он над ней исключительно с позиции силы. В то время, как реальное положение вещей совершенно не умаляет истинного статуса человека. Человек не повелитель, но часть творения Природы, и в нём Природа проявляет себя в виде квинтэссенции. Поднимаясь над Природой, считая её ниже себя, мы тем самым сознательно обрекаем себя на изоляцию, в то время, как по происхождению нам уготовано быть не столько отдельной частью Природы, сколько ею самой!

В человеке могущество Природы проявилось как ни в чём ином. Человек — это Вселенная. Но, к сожалению, мы сознательно снимаем с себя сей драгоценный венец, променяв его на блестящую корону управителя прогрессом. Что есть технический прогресс по сравнению с невиданными глубинами океанов и космических далей? Да всего лишь инструмент, и весьма несовершенный, для изучения этой самой Вселенной, которую так пока и не удалось разгадать и вряд ли удастся. Ведь если мы думаем, что это возможно, то мы признаёмся себе в том, что мы с нашими несовершенными методами и инструментами способны постичь совершенство Вселенной. Непознаваемость Вселенной, какими бы средствами мы ни пользовались, доказывает нам её безграничность и вместе с этим указывает на то, что и наша сущность изначально не может быть определена, а её масштабы измерены, т. к. мы и есть эта Вселенная.

Что значит созерцание бога

Созерцание есть одномоментное схватывание того, что есть, инсайт. Так определяли это явление мыслители прошлого. Простыми словами, созерцание

— это и есть познание бога таким, какой он есть. Здесь есть некоторое противоречие, но это только на первый взгляд, т. к. несовершенство семантики языковых структур не позволяет нам выразиться точнее. Мы всегда должны помнить, что язык — это лишь уловный код для передачи некоторых логических концепций. Но язык мало помогает тогда, когда мы имеем дело с понятиями, выходящими за рамки того, что может быть понято логикой.

бог, созерцание

Когда мы говорим, что созерцание — это и есть познание бога, мы не имеем в виду антропоморфного бога, т. е. некоего человекоподобного образа. Напротив, здесь делается акцент на идею пантеизма (не следует понимать его как язычество), когда «Всё» — «пан» есть «бог» — «теос», а Вселенная подразумевает единство всех частей мироздания.

В какой-то мере в эту же категорию попадает и учение Веданты, ведь там тоже не существует бога в образе человека. Брахман — это также не бог-творец, а некое начало, субстанция, которая существует как данность. При этом он не занимает главенствующей позиции в иерархии, он сам во всём и причина его в себе. В этом поразительная схожесть древневедического знания с концепцией пантеизма, которая была разработана значительно позднее, уже во 2-й половине второго тысячелетия нашей эры. Выдающимися представителями этого философско-религиозного учения были Джордано Бруно, Мейстер Экхарт и Бенедикт Спиноза.

Таким образом, созерцая Природу, мы созерцаем бога, мы познаём бога через Природу, ведь Природа и есть воплощение бога. Много слов сказано о том, что созерцание обостряет ум и возвышает душу

. На чём основаны эти серьёзные выводы? Разумеется, логически мы понимаем, что это так, но не помешает подкрепить наше интуитивное понимание недавними открытиями, сделанными специалистами из университета Шеффилда. «Данные, полученные в процессе измерения активности головного мозга, подтвердили тот факт, что природные пейзажи укрепляют связи мозга и синхронизируют работу различных его зон, а пейзажи искусственные, наоборот, нарушают эти связи и вносят дисбаланс в работу мозга».

Речь здесь идёт о том, что созерцание пейзажей природы влияет на мозг человека как медитация. Ведь погружение человека в медитационный процесс приводит к аналогичному эффекту — синхронизации работы обоих полушарий мозга и, как следствие, более многоплановому восприятию мира, более глубокому его пониманию. Можно сказать, что практика медитации, вне зависимости от выяснения причин того, что поспособствовало погружению в медитационное состояние, является мощным инструментом для саморазвития.

Можно не исполнять предписаний выполнения медитации, сидя в позе Лотоса и концентрируясь на циклах вдоха и выдоха, и при этом перейти в медитационное состояние благодаря созерцанию живописных окрестностей той местности, где вы решили провести свободное время. Хотя и это, по сути, не главное. Самое важное — это ваш настрой. Если вы склонны к тому, чтобы видеть прекрасное, вы его и увидите. Если к тому же вы не склонны к чрезмерному рационализированию, будете избегать делать какие-то выводы положительного или отрицательного порядка, то вы сможете обойти ловушки сознания и действительно погрузиться в полное, настоящее созерцание, которое и откроет для вас двери в мир медитации.

Практика созерцания

Практика созерцания или медитации может быть построена на чём угодно. Это могут быть обычные предметы, какие-то внутренние образы, также это может быть даже поток ваших собственных мыслей, как один из видов медитации, когда вы должны наблюдать собственные мысли, плавно протекающие перед вами, при этом не отдавая предпочтения ни одной из них, а лишь позволяя им появиться и угаснуть.

Созерцание солнца также может быть рассмотрено в качестве объекта для медитации. Есть такое направление, последователи которого занимаются созерцанием солнца (Sungazing). Хотя для них это в большей мере терапевтическая практика, однако, не стоит исключать и того, что неосознанно в этот момент также происходит погружение в состояние медитации, и хотя бы отчасти тот терапевтический эффект, который здесь имеет место, может быть отнесён на счёт медитации.

практика созерцания, медитация

Созерцание с практической точки зрения позволит вам справиться со стрессом. Погружение в новое состояние сознания освободит разум от бесконечных забот, что также благоприятно скажется и на состоянии здоровья. Нужно иногда давать мозгу передышку в его неустанной деятельности, а практика созерцания как раз и послужит началом прекращения внутреннего диалога.

Выделите хотя бы один день в неделе на то, чтобы выйти на природу или просто погрузиться в медитацию, созерцая пространство вокруг вас. Это совсем не трудно. Иногда мы неосознанно оказываемся в этом состоянии, не замечая его. Но такие моменты нужно отмечать, т. к. они могут заложить основу для последующих регулярных занятий медитационными практиками и работы над собой.

Позы йоги

Правильные позы для практики медитации и дыхательной гимнастики это те, которые удобны и комфортны именно вам. Самое правильное быть самим собой, не нужно подражать внешним проявления традиции, нужно стремиться к сути духовного самопознания.

Если вы видите статуи Будды или Шивы, которые изображаются сидящими в позе лотоса, то не следует пытаться копировать их. Практикуйте так, как для вас естественно, удобно и комфортно, тогда многие внутренние конфликты исчезнут. Медитация – это созерцание внутреннего мира, а не статичная поза.

Мантры и Мантра Йога

Одним из основных направлений йоги и медитации является Мантра Йога. В наше время многие любят слушать красивые Мантры в исполнении как восточных, так и западных музыкантов. Среди западных музыкантов, прекрасно исполняющих мантры Деви Примал, Борис Гребенщиков, Джордж Харрисон, Сати Казанова. Помимо известных музыкантов есть много замечательных записей Российского учителя медитации и йоги Владимира Муранова.

Наиболее энергетически сильной частью традиции Мантра Йоги являются Биджа Мантры. Именно про это уникальное направление мы поговорим боле подробно. Очень полезно слушать Мантры, они могут звучать как фоновая музыка, которая создает приятную атмосферу, гармонизирует внутренние состояния, оказывает исцеляющий эффект.

Намного более сильное воздействие Мантры проявляется во время самостоятельной практики. Единственно правильный способ изучения Мантра Йоги и в особенности Биджа Мантр, это непосредственное обучение у опытного наставника. Биджа Мантры, это сильнейший источник жизненной энергии. Практикуя Мантры важно грамотно работать с позитивным намерением.

Практикуя Мантры важно удерживать позитивные и светлые мысли. Ваши цели и стремления, как минимум должны не вредить другим людям, лучше, если вы, практикуя Мантры, будете настроены на благопожелания всем живым существам. Ваши мысли и эмоции крайне важны в момент практики Мантры, поэтому следует быть внимательным и осознанным. Мантры звучат на санскрите, древнем языке Ариев. Слово Биджа означает «семенной звук». В начале времен посредством этих звуков была проявлена вселенная. Очень важно правильно произносить эти звуки иначе смысл и вибрация искажается.

Достаточно подробно тема Биджа Мантр раскрывается в видео уроках Святослава Дубянского, которые выставлены на youtube, facebook, VK. В этой статье мы будем рассматривать лишь общие принципы практики Биджа Мантр. Существует достаточно много способов, методов и уровней практики Биджа Мантр. Вы можете сесть в любую удобную позу, закрыть глаза или оставаться с открытыми глазами. В большинстве школ советуют практиковать Мантры и медитировать с закрытыми глазами, однако существуют и медитации с открытыми глазами.

Иногда медитация с открытыми глазами позволяет намного проще обрести покой, настроиться на практику, остановить поток мыслей. Все персонально, практиковать Мантры с открытыми или закрытыми глазами ваш выбор. Глубоко расслабьтесь и почувствуйте радость, покой от практики. Самое правильное произносить Биджа Мантры вслух, произнесение Мантр вслух создает вибрацию, очищает Чакры и энергетическую структуру. Вам может показаться, что у вас плохой голос, но со временем по мере практики, сила, уверенность и красота голоса будут все больше проявляться.

Любовь к себе это одно из оснований правильного духовного развития, любовь к себе начинается с любви к своему собственному имени, внешности и голосу. Поэтому весьма важно полюбить свой собственный голос. Ваши вокальные данные не играют роли, регулярная практика сделает ваш голос сильным, уверенным, красивым.

Вы можете петь Биджа Манры на любой мотив, если у вас есть опыт и музыкальное образование. Можно произносить Биджа Мантры шепотом, это тоже будет давать правильный и хороший результат. В Гималаях говорят, что «Биджа Мантры можно произносить тихо, так чтобы слышал только воротничок вашей рубашки». Громко или тихо произносить Биджа Мантры – это не существенно, важно произносить их вслух.

Нужно практиковать Мантры ежедневно в течение целого года, тогда вы начнете чувствовать реальные результаты. Регулярная практика Биджа Мантры сможет в разы усилить вашу энергетику, очистить Чакры, оградить вас от потенциального негативного воздействия социальной среды. Зачем вы практикуете? Возникают различные ответы, вначале причина практики Биджа Мантр ваши позитивные намерения, это построение счастливой семьи, финансовое благополучие, материальное изобилие, здоровье и исцеление. На следующем уровне возникают духовные интересы, творческая самореализация и воплощение предназначения в жизни.

На высшем уровне появляется цель просветления. Самое интересное, что после этого исчезают все цели, тогда человек становится истинным Йогом. Биджа Мантры это одна методик медитации. Совершенная медитация происходит в исчезновении всех желаний, включая стремление достижения просветления. Не следует бороться с желаниями, они исчезают спонтанно, тогда начинается подлинная медитация.

Отсутствие желаний не имеет ничего общего с апатией и депрессией. Желания рассеиваются как тьма и туман на восходе утреннего солнца. В совершенном доверии любящему промыслу Бога исчезают стремления. Мудрая Сила Божественности направит вас лучше, чем ограниченный ум.

Фитнес йога

Фитнесс Йога стала весьма распространенным явлением современной западной культуры. В больших городах во всем мире работает огромное количество Фитнес Клубов, которые предлагают различные услуги, связанные со здоровым образом жизни, в том числе по занятиям Фитнес Йогой.

Фитнес Йога естественно не предлагает вам путь духовного развития или философское образование. Фитнес Йога дает базовый уровень Асаны (физические позы Йоги) и Пранаямы (дыхательные упражнения). Фитнес Йога, это замечательный выбор для начинающих, потому что простейшие упражнения смогут помочь вам почувствовать первые приятные опыты и ощущения от занятий Йогой. Однако, Фитнес Йога не позволит вам глубоко проникнуть в ваш внутренний мир, и не сможет привести вас к гармонии и покою, пониманию своего предназначения и высотам духовного развития.

На каком-то этапе лучше всего поискать серьезные уровни Йоги, которые позволят вам глубоко работать с программами подсознания, раскрыть чакры, продвигаться по пути духовного самопознания, и наконец прийти к практике медитации.

Медитация, это увлекательное путешествие в глубины своей души. Практика медитации доставляет радость, практикуйте вдохновенно. Медитация это блаженство и счастье, это не путь к блаженству, а само счастье, блаженство и покой в настоящем моменте. Тот человек, который находится в состоянии глубокой медитации, может быть по-настоящему счастливым человеком.

Медитация, это глубокая релаксация, только расслабленный человек имеет возможность по-настоящему быть счастливым и наслаждаться своей жизнью. Некоторые люди утверждают, что у них якобы нет времени для практики медитации. Это странно, потому что у таких людей просто нет времени для своего счастья.

Медитация — остановка внутреннего диалога

Мысли, формы, образы, чувства и эмоции подобны летящим по чистому небу прекрасным облакам. Вы являетесь облаками или небом? Вы бесконечное небо, по которому летят облака, они подобны вашим мыслям. Мысли весьма полезны, они помогают жить и развиваться. Создавать произведения искусства, и проводить научные открытия. Нет ничего плохого в мыслях, проблема только в том, что порой люди идентифицируют себя с мыслями.

Есть еще один замечательный и поэтический образ. Мысли подобны океаническим волнам. Являетесь ли вы маленькими волнами ли великим океаном? Волны непостоянны, океан вечен. Нет ничего скверного и плохого в мыслях, чувствах, эмоциях, которые вдруг возникают в медитации. Важно избегать самоидентификации с этими мыслями, чувствами, эмоциями и образами. Мысли появляются, они исчезают, они появляются одна за другой, в непрерывном потоке своего движения.

Между мыслями есть небольшие промежутки. Такие же небольшие промежутки существуют в вашем дыхании. Между каждым выдохом и следующим вдохом естественно возникает задержка-пауза. Осознав эту паузу, можно погрузиться в совершенную гармонию и глубочайший покой. Естественная небольшая пауза между выдохом и вдохом, на которую вы должны сфокусироваться, прекращает поток мыслей и наступает великий покой.

Ваше дыхание и поток мыслей взаимосвязаны между собой. Ровное и спокойное дыхание дарует ровные мысли, а затем исчезает и то и другое. В глубокой медитации нет ничего, нет мыслей, нет дыхания, нет отдельной персональности, есть только вечность. Осознанное дыхание ведет к осознанности в мыслях, действиях, ясные мысли создают ясность целей и приоритетов, так рождается гармоничная жизнь.

Мысли подобны сильному и порывистому ветру, они приходят ниоткуда и уходят в неизвестном направлении, однако промежутки между мыслями остаются. Одна мысль уже улетела и стала прошлым, а следующая еще не возникла в вашем сознании. Чистое пространство, свободное от потока мыслей, в котором открывается природа сознания. Какие бы ни возникали мысли, образы, чувства и эмоции, позволяйте им прийти и возникнуть, а затем исчезнуть, подобно быстрым волнам в вечном океане.

Вы великий океан, наблюдающий множество хаотичных волн. Вы бесконечное небо, созерцающее поток облаков. Дыхание – это изначальное действие, из которого появляются все остальные виды действий. В осознанном дыхании возникает возможность прийти к осознанной жизни. Действия, которые совершаются в осознании единства и взаимосвязи становятся подлинной Йогой. Бог дышит в вас, это осознание значительно меняет восприятие и понимание духовного пути. Чем больше вы приходите к осознанности дыхания, тем больше вы приходите к осознанности в настоящем моменте.

Осознание настоящего момента происходит в наблюдении за дыханием. Наблюдайте свое дыхание, тогда вы постепенно сольетесь с дыханием, а это приведет к опыту совершенного единства с Богом. Подлинные практики медитации основаны на осознанном дыхании. Осознанное дыхание – первый и важнейший шаг в духовном путешествии к вечности.

Подлинный духовный

Познание, созерцание бесконечной сути Божественного Сознания, не означает внешнее отречение, следования догматам и обусловленностям. Осознание Божественного присутствия во всем мироздании приводит практикующего йогу к правильному, подлинному и осознанному совершению действий в этом проявленном мире.

Действие в не привязанности, осознанности, в духе служения всем людям, такое действие совершают те, кто обрели единство с Богом. Если вдруг на духовном пути вас посещает потеря мотивации, леность, отсутствие смыла жизни, апатия и асоциальность, знайте, что вы запутались. Тот, кто осознает вечную суть Божественного Сознания, начинает естественным образом воплощать свои творческие потенциалы в проявленном мире.

Если все есть Божественное Сознание, то куда вы собираетесь бежать или от чего отрекаться? В мировых религиозных традициях есть истории о жизни святых. Не так важно, к какой традиции или религии принадлежал святой. Прежде всего, нужно обращать внимание на жизненный путь и внутренние духовные опыты и реализации, которые достигают мистики и святые различных традиций. Порой святость ассоциируется в нашей культуре с образами монахов, отшельников, и монахинь, принявших обет безбрачия и живущих вдали от социальной действительности.

Святой, по мнению людей должен целый день проводить в изучении священных текстов, писаний, медитации, в посте и молитве. Если для вас совершенно естественно безбрачие, то это хорошо. Если для вас естественно построить диету на принципах вегетарианства или фрукторианства, то это хорошо. Если вам удобно, естественно и комфортно жить в пещере, в лесу или в пустыне, почему бы и нет. Однако все это лишь внешние проявления.

Суть духовного пути заключается в созерцании бесконечного пространства души. Если вы пытаетесь принять обет безбрачия, практикуете особые ограничения в питании, специальные диеты, потому что хотите быть похожими на святого, то это становится препятствием, манией и ведет к внутренним конфликтам и самообману. Суть пути не в том, что бы демонстрировать внешние признаки святости и отречения, принимать «духовные имена», одеваться «духовные одеяния». Суть пути в исследовании природы своего Сознания.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: