≡ 25 января 2020 · Рубрика: Mind & Body
Ишвара-йога (пер. санскр. – внутренний учитель) – одно из направлений хатха-йоги. В многогранном учении все внимание сконцентрировано на внутреннем ощущении человека: практика помогает обрести состояние, в котором человек максимально соединен со своим духовным началом. Ишвара-йога не имеет выраженной лечебной направленности, а гибкое и здоровое тело – солидный бонус занятий.
Как появилась и что это такое?
Грамотный и наиболее безопасный подход к практике асан хатха-йоги разработал Анатолий Зенченко. Автор метода уверяет, что каждый человек может выполнить любую асану. Для этого не нужно тянуть мышцы и раскрывать суставы, а достаточно научиться ощущать связь корпуса с нижней частью тела, учитывая особенности своего организма и состояние здоровья. Главное правило выполнения асан – отсутствие дискомфорта и боли.
Основатель свежего веяния Анатолий Зенченко также является одним из самых выдающихся инструкторов и официальным представителем Международной федерации йоги. Увлекаться йогой мастер начал в молодости, когда восточные практики находились под строжайшим запретом. Анатолий по крупицам собирал знания, и только после распада Советского Союза начал передавать накопленный опыт.
Принципы авторской техники Анатолия Зенченко
Автор не имел наставников, он все постигал самостоятельно. Его учитель – зов сердца. Однако у многих брал пример. Придерживаясь разработанных положений, можно развиться как в йоге, так и в других сферах деятельности. Невероятные результаты достижимы.
- Нахождение единства и достижение целостности.
- Определение внутренней периферии, установление взаимодействия. Получение навыка работы с центром и из него.
- Правильные упражнения с позвоночником, являющимся основой единства. При непонимании профессионального взаимодействия с ним, возрастает вероятность повреждения во время практики. Ишвара йога учит, как им управлять, делать здоровым, задействует большинство мышц без лишнего напряжения. Ноги помогают обрести легкость и держать баланс, являясь фундаментом. Взаимодействие дополняется через тазобедренные суставы.
- Поддержка позвоночника бандхами. Они замки для закрытия энергии внутри себя. Эти ключи к здоровью требуют правильного выполнения.
- Эффективное расположение суставов во время упражнений. Умение группироваться, притягивать, когда необходимо.
- Постановка асан от точки опоры, расположение тела относительно плоскости переносом веса в нужном направлении. Состояние расслабленности – основной критерий правильности.
- Избавление от лишнего напряжения за счет расслабления скованных мышц и тонуса слабых. Они должны быть сбалансированы.
- Выполнение асан с задействованием всего тела равномерной работой мышц. Акцент делается на упор стоя для появления ощущения сильных ног и расслабленного корпуса.
- Принцип числа 8. Происходит контакт с найденной точкой опоры. Тело – механизм, напоминающий пружину. Одна половина дает толчок, другая – противодействие. Характерно для каждой асаны, где происходит активное движение, позволяющее собрать мышцы в сгруппированное положение.
- Принцип симметрии на смещении акцента в часть тела, которой тяжелее.
Преимущества и польза ишвара-йоги
Основная идея ишвара-йоги заключается в достижении целостности внутреннего пространства. Для этого нервная система должна научиться правильно обращаться с инструментом под названием тело. Чтобы понять себя в общении со своим телом, необходимо найти такой способ выполнения асан, который не будет вызывать дискомфорта. Зависит комфорт не от состояния мышц, связок, костей и сухожилий, а от «диспетчера», который находится внутри мозга и всем управляет.
В отличие от прочих стилей, здесь нет строго заданного порядка выполнения асан. Программа составляется индивидуально с учетом всех особенностей (заболеваний, травм) человека. Автор методики отмечает, что полезные для одного человека асны могут не нести пользы другому и навредить третьему.
Первостепенные элементы занятия:
- активация чакр стоп;
- работа над равновесием и симметрией;
- использование энергетических замков (бандх);
- развитие глубинного стабильного спокойствия.
Асаны постепенно усложняются в процессе обучения. Много внимания уделяется поддержанию расслабленного состояния в любых позах.
ИШВАРА
ИШВАРА (санскр. ĩsvara – властитель, господин) – в индийской религиозно-философской мысли личный Бог (ведантисты называют его Сагуна Брахманом – Брахманом с качествами). В отличие от трансцендентного бескачественного Абсолюта [АБСОЛЮТ],Ниргуна (бескачественного) Брахмана Ишвара наделяется атрибутами божественного величия.
Найяик Ватсьяяна понимает Ишвару как особого рода Amман,располагающий, в отличие от обычной души, исключительно благоприятной кармой [КАРМА]и способностью непогрешимого познания (но не всеведения). Обладая йогическими силами, Ишвара тем не менее не является «освобожденным» Атманом, поскольку испытывает желания (исключительно благие). Ссылка на Ишвару появляется в вайшешике в связи с космогонической доктриной Прашастапады [ПРАШАСТАПАДА](в «Вайшешика-сутрах» она отсутствует), в которой ему отводится роль демиурга, конструирующего мир из вечных атомов, акаши (пространство, эфир), времени, системы пространственных мест, внутренних психических органов – манасов [МАНАС]и атманов. Создав условия для того, чтобы индивидуальные души испытывали удовольствие или страдание в соответствии с плодами своих действий (карма), Ишвара вайшешики больше не вмешивается в ход событий. Он лишь надзирает за соблюдением религиозно-морального порядка – дхармы [ДХАРМА]и в конце космического цикла своею волей разрушает мир, чтобы души могли отдохнуть от бесконечных перерождений.
Синкретическая ньяя-вайшешика, превращая Ишвару-демиурга в личного Бога теистов, должна была вписать его как элемент базовой системы субстанций. Ишвара занял свое место в классе атманов, однако получил там исключительно привилегированное положение высшего Атмана, обладающего только положительными качествами и, по некоторым версиям, не подверженного кармической детерминации. Последующие авторы ньяи и вайшешики попытались вывести Ишвару из сферы каких бы то ни было моральных оценок, утверждая, что он вне дхармы. А коль скоро Ишвара не считается воплощением добра, то теологи ньяи избегают тем самым проблемы объяснения зла (теодицея). В теистических школах веданты Ишвара рассматривается как средоточие всех совершенств и достоинств, в двайте – как обладатель нематериального тела, состоящего из сат-чит-ананды (бытия, сознания и блаженства). В вишишта-адвайте и кашмирском шиваизме Ишвара является не только инструментальной причиной, но и материальной основой мира (мир и души считаются «телом» бога), в двайта-веданте и шайва-сиддханте, напротив, подчеркивается его трансцендентность по отношению к миру и индивидуальным душам. Однако в отличие от вайшешики, двайта настаивает на постоянном вмешательстве Ишвары в развитие мира и его способности изменять внутреннюю природу вещей.
Из религиозно-философских школ к Ишваре обращается и йога Патанджали, однако в ней он играет не столько теоретическую, сколько практическую роль (идеальный йог, образец для подражания). См. также ст. Ишвара-вада [ИШВАРА-ВАДА], Ниришвара-вада [НИРИШВАРА-ВАДА], Пралая [ПРАЛАЯ], Сарга.
В.Г.Лысенко
Источник: Новая философская энциклопедия на Gufo.me
Значения в других словарях
- ИШВАРА — ИШВАРА (санскр. «владыка») — в индуистской мифологии одно из имен Шивы. Большой энциклопедический словарь
- ИШВАРА — Имя или термин, обозначающий в индуизме личного бога, создателя вселенной (переводится как «Господь» или «Владыка»); концепция И. и есть то, что позволяет говорить о монотеистич. тенденции или монотеистич. уровне в индуизме. Словарь по индуизму, джайнизму и сикхизму
- ИШВАРА — (др.-инд. Îçvara, «господин») в индуистской мифологии одно из имен Шивы. В ряде индуистских сект все боги и в т. ч. их верховная триада: Брахма, Вишну я Шива — рассматриваются лишь как ипостаси И. В философии ведантизма И. выступает как активная манифестация пассивного абсолюта — брахмана. п. г. Мифологическая энциклопедия
- Ишвара — (îçvara = могучий, владыка): 1) один из эпитетов индусского бога Шивы; 2) верховное божество вообще. Брахма (средн. рода) есть отвлеченный высший дух или принцип святости… Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
- ишвара — (Санскр.) «Владыка» или личный бог — божественный Дух в человеке. Букв., суверенное (независимое) существование. Титул Шивы и других богов в Индии. Шиву называют также Ишварадэва, или верховный дэва. Теософский словарь
- Блог
- Ежи Лец
- Контакты
- Пользовательское соглашение
© 2005—2020 Gufo.me
Основные принципы ишвара-йоги
- Особенности работы с телом. Десять универсальных принципов объясняют, почему не получается асана, как исправить дефекты, сделать тело единым целым, достигнуть плавной и согласованной работы мышц:
- восприятие тела как единого целого, а не отдельно взятых частей;
- правильная работа с весом тела, формирование ощущения центра тела;
- работа с позвоночником;
- контроль с помощью бандхи;
- восстановление функциональности суставов;
- изучение техники выполнения асан;
- равномерная работа всех мышц в асанах;
- расслабление спазмированных мышц и придание тонуса слабым мышцам;
- связь с точкой опоры;
- равновесие, баланс, симметрия.
- Методология. Обучение строится по принципу «от простого к сложному». Движение от легких элементов к замысловатым происходит по мере гармоничного развития тела с учетом возможностей организма.
Правильность выполнения асан оценивается по двум критериям: внешнему и внутреннему. То есть человек не только должен правильно выполнять асану, но и хорошо себя в ней чувствовать – получать удовольствие.
Цели
Основной миссией Ишвара-йоги является достижение гармонии и внутреннего единства. Каждый человек должен научиться правильно управлять своим телом при помощи нервной системы. Чтобы научиться чувствовать себя и свое тело как одно целое, нужно выбрать индивидуальный подход выполнения асан, который не будет причинять дискомфорта и болевых ощущений.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Как начать заниматься ишвара-йогой?
Новички редко признают, что в начале занятий йогой далеки от идеала, поэтому предъявляют завышенные требования к своему телу. Результат – разочарование и травмы. Двигаться из начальной точки можно только спокойно принимая свое неумение владеть телом. И только тогда постепенно, терпеливо и с уважением к самому себе стоит начинать выполнять асаны.
Но цель стиля – не работа с телом. Практика меняет сознание, помогает обрести состояние внутренней гармонии и целостности. Человек должен быть морально готов к таким переменам!
Подходит ишвара-йога всем, независимо от возраста и способностей. Практику начинают с изменения своего отношения к телу. Мешает в начале разобщенность частей организма: когда тело воспринимается человеком как комплект отдельно взятых частей, то во время асан тело боится, что его сломают. В ответ включается защитный механизм – напряженность. За это тело «наказывают» – растягивают. Но кто бы ни стремился выиграть, победителя в этой битве не будет.
Осваивать асаны начинают в положении стоя, так как у новичков без физической подготовки закрепощен поясничный отдел позвоночника. Программа меняется в зависимости от состояния ученика и его потребностей. Первые простые позы расслабляют корпус, возвращают естественную подвижность позвоночнику. Шаг за шагом происходит подъем на новый спортивный и энергетический уровень.
Адепты данной методики отмечают, что во время занятий формируется состояние осознанности, сохраняемое в повседневной жизни: повышается внимательность, улучшаются отношения с окружающими, восстанавливается связь с миром. Положительно ишвара-йога сказывается и на здоровье: улучшает настроение и сон, приносит уверенность и спокойствие. Практикующий постепенно учится координировать тело, управлять чувствами и эмоциями. Так обретается внутренняя гармония и происходит единение со своим духовным началом.
Что значит Ишвара Пранидхана
Слово Ишвара было определено Патанджали в сутре 1.24 как «не подверженный страданиям, действиям, плодам действий или каким-либо внутренним настроениям от желаний».
Ишвара — это понятие высшей силы, но оно имеет разные значения в зависимости различных школ индуизма. Ишвара является синонимом Брахмана (или Абсолютной Реальности), но может также относиться к Высшему Сознанию или личному богу.
Термин «Ишвара Пранидхана» состоит из двух слов:
- Ишвара переводится как «Высшее Существо», «Бог», «Брахман», «Абсолютная Реальность» или «Истинное Я»,
- Пранидхана означает «закрепление», «установка».
Ишвара Пранидхана означает предать себя Всевышнему или Высшему Я, что, по сути, означает культивирование глубоких и доверительных отношений с вселенной и посвящать каждое свое действие чему-то большему, чем мы сами.
Существует много людей, которые считают даже обсуждение концепции бога неудобным. Философия йоги никоим образом не навязывает кому-либо идею Бога или религии, но, тем не менее, есть основополагающая идея, что существует нечто большее, более глубокое и чистое помимо нас самих.
Комплекс упражнений по Ишваре йоге
Кто-то называет это кризисом среднего возраста, а кто-то подростковым взрывом, но в жизни каждого человека наступает момент, когда это вдруг происходит. Индивидуум престаёт понимать себя и свои стремления. Внутренне это проявляется в сомнениях, метаниях и поисках самого себя. Неважно сколько вам лет. Это обязательно произойдёт с каждым. Все мы ищем свободу, не понимая, что это и как с ней поступать, когда найдём. На все эти вопросы даст ответы Ишвара йога.
Новое направление
Ишвара – дух, учитель, живущий внутри каждого из нас. Никто не знает о человеке столько, сколько он. Это и есть олицетворение свободы. Божество, которое всё время находится там, где мы его не ищем – в нашей душе. Тот, кто сумеет его раскрыть, будет счастлив, успешен, найдёт единство гармонии со всем, что его окружает. В этом заключается основная направленность этого молодого вида йоги.
Человек, который создал и развивает это новое направление, является одним из самых признанных и востребованных гуру йоги в Украине и России. Как и во многих других видах, познание своего духа, происходит через познание тела. Цель занятий Ишвара йогой – объединить эти две субстанции в единое целое пространство. По мнению автора, основным проявлением достижения цели, является умение чувствовать себя комфортно в любых асанах. Болевые ощущения должны остаться далеко от вас.
Направление включает в себя:
- выполнение поз, развивающих суставы, мышцы, отделы позвоночника;
- техники дыхания;
- процедуры очищения.
При выполнении асан, работа строится от пальцев стопы до макушки и наоборот. Очень важно научиться избавляться от напряжения. Полная расслабленность в асане – визитка этого метода. Много внимания уделяется:
- работе с осанкой;
- равновесием;
- централизацией веса тела.
В практике широко используются:
- связывания (бандхи);
- работа над построением симметрии тела;
- воспитание спокойной устойчивости.
Основная суть и ход занятий
Асаны этого вида йоги направлены на развитие подвижности позвоночника и распределении основной несущей функции на ноги. Цель – освободить спину, особенно поясничный и крестцовый отдел, от напряжения и нагрузки, которой можно избежать. Поэтому начинают овладение этим методом с асан, выполняемых стоя.
В центре всего действия – ученик, который познаёт своё тело. Именно под его индивидуальные особенности будет выстраиваться последовательность поз, принципы построения занятия. Но, главные принципы – последовательность и постепенность, остаются неизменными.
На что нацелен человек, постигающий такой вид как Ишвара йога? Этих факторов несколько:
- умение слышать свои ощущения и малейшие их изменения;
- приведение в порядок и связывание в единое целое всех звеньев тела;
- умение гармонично ощущать себя и внешний мир;
- овладение полным устойчивым состоянием покоя и мира в душе.
В процессе работы практикующий совершенствует межмышечную координацию, передавая импульсы движения из одной части тела в другую. Те несовершенные места нашего тела, которые не поддаются этому импульсу, в условиях целостности себя как структуры, подтянутся к общему высокому уровню. Нет строгой последовательности комплекса асан. Важно, каждую позу выполнять правильно, распределяя вес тела, и не забывая о сглаживании лордозов позвоночника.
Занятия для начинающих
Приступая к занятиям по системе Ишвара йога, постарайтесь оставить все заботы и проблемы за дверями помещения. Сосредоточьтесь на себе и своих ощущениях.
1. Тадасана. Принимая асану, сконцентрируйтесь на равномерном распределении веса тела на плоскость стопы. У вас должно быть ощущение, что бёдра подтягиваются вверх. Подайте таз вперёд так, чтобы поясничный лордоз не был ярко выражен. Потянитесь макушкой вверх и растяните мышцы шеи. Вся передняя поверхность тела должна «раскрыться». Не заваливайтесь на пятки.
2. Врикшасана это продолжение Тадасаны. Переходите из позы в позу неторопливо. Сфокусируйте взгляд на одной точке, и не забывайте контролировать свои ощущения. Пальцы стопы «распластайте» по полу и не заваливайтесь на пятку. Постояв несколько минут, вернитесь в Тадасану.
3. Натараджасана не только научит удерживать баланс, но и откроет переднюю поверхность туловища, нормализует баланс гормонов. Особенность выполнения в комплексе Ишвара йога этой позы, заключается в ежесекундной концентрации на всех звеньях тела и динамике плавного движения. Необходимо хорошо удлинить нижнюю часть спины, копчик при этом направлен вниз. Хорошо вытяните и откройте грудную клетку, при этом плавно вытягивая ногу назад, следите за сохранением баланса. Углубитесь в себя, расслабьтесь. Не позволяйте телу сопротивляться растяжению. Вернитесь в Тадасану.
4. Ардха Уттанасана выполняется в медленном темпе, как и все асаны в направлении Ишвар. Наклоняясь, выдохните, следите, чтобы туловище не заваливалось назад или вперёд. Коснувшись пальцами пола, постепенно удаляйте корпус от ног, перемещая его вперёд. Не прогибайте поясницу. И снова, проконтролируйте себя. Мышцы не должны быть зажаты. Всё время идёт тенденция к удлинению и расслаблению. Удержав асану полминуты, переходим в следующую позу.
5. Адхо Мукха Шванасана. После предыдущей асаны, спокойно переместите руки вперёд, поясницу и ягодицы вытолкните вверх. Движение должно быть связанным, плавным и без излишнего напряжения. Ноги выпрямите в коленях и удлиняйте позвоночник. Постарайтесь визуализировать себя, ощущая всю целостность одного движения.
6. Так же, не прерывая плавности, на вдохе, перейдите в позу Пхалакасана. Следите, чтобы руки были приближены к корпусу, указательные пальцы прижаты к полу. Не зажимайте всю заднюю поверхность. Вытягивайте ноги, направляя их пятками назад. Это стремление к растяжению будет отличительной особенностью планки в Ишвара йоге. Переднюю часть туловища подберите, но без зажима. Смотрите в пол и удерживайтесь в асане до минуты.
7. Урдхва Мукха Шванасана – асана, которая выполняется после планки. Последовательно отдел за отделом, прогните позвоночник, вытягивая макушку вверх. Запрокидывать голову не следует. Голова продолжает позвоночник. Опустите выпрямленные ноги к полу, прижимая к коврику подъёмы стоп, голени и бёдра. Не подтягивайте плечи к ушам. Максимально вытянитесь и расслабьтесь. Снова концентрируемся на своём теле. Анализируем и визуализируем все его части по отдельности, а затем собирая в единую картинку. Старайтесь толкать руками пол. Выдержав асану около минуты, перейдите в следующую позу.
8. Макрасана позволит вам отдохнуть. В этой позе можно провести медитации, направленные на окончательное расслабление и удовольствие.
Подведение итогов
Все асаны, которые вы выполняли, не должны приносить чувство дискомфорта. Включаясь в движение, старайтесь отсканировать себя от кончиков волос до пальцев ног. Затем так же в обратном направлении. После этого сконцентрируйтесь на области пупка и мысленно растягивайте себя вверх и вниз. Ишвара йога – надёжный путь к познанию своей внутренней свободы. Пройдите этот путь, познавая радость движения без боли и дискомфорта.