Анатолий Зенченко. О методике Ишвара Йоги

≡ 25 января 2020 · Рубрика: Mind & Body

Ишвара йога

Как появилась и что это такое?

Анатолий Зенченко

Основатель свежего веяния Анатолий Зенченко также является одним из самых выдающихся инструкторов и официальным представителем Международной федерации йоги. Увлекаться йогой мастер начал в молодости, когда восточные практики находились под строжайшим запретом. Анатолий по крупицам собирал знания, и только после распада Советского Союза начал передавать накопленный опыт.

Принципы авторской техники Анатолия Зенченко

Автор не имел наставников, он все постигал самостоятельно. Его учитель – зов сердца. Однако у многих брал пример. Придерживаясь разработанных положений, можно развиться как в йоге, так и в других сферах деятельности. Невероятные результаты достижимы.

  1. Нахождение единства и достижение целостности.
  2. Определение внутренней периферии, установление взаимодействия. Получение навыка работы с центром и из него.
  3. Правильные упражнения с позвоночником, являющимся основой единства. При непонимании профессионального взаимодействия с ним, возрастает вероятность повреждения во время практики. Ишвара йога учит, как им управлять, делать здоровым, задействует большинство мышц без лишнего напряжения. Ноги помогают обрести легкость и держать баланс, являясь фундаментом. Взаимодействие дополняется через тазобедренные суставы.
  4. Поддержка позвоночника бандхами. Они замки для закрытия энергии внутри себя. Эти ключи к здоровью требуют правильного выполнения.
  5. Эффективное расположение суставов во время упражнений. Умение группироваться, притягивать, когда необходимо.
  6. Постановка асан от точки опоры, расположение тела относительно плоскости переносом веса в нужном направлении. Состояние расслабленности – основной критерий правильности.
  7. Избавление от лишнего напряжения за счет расслабления скованных мышц и тонуса слабых. Они должны быть сбалансированы.
  8. Выполнение асан с задействованием всего тела равномерной работой мышц. Акцент делается на упор стоя для появления ощущения сильных ног и расслабленного корпуса.
  9. Принцип числа 8. Происходит контакт с найденной точкой опоры. Тело – механизм, напоминающий пружину. Одна половина дает толчок, другая – противодействие. Характерно для каждой асаны, где происходит активное движение, позволяющее собрать мышцы в сгруппированное положение.
  10. Принцип симметрии на смещении акцента в часть тела, которой тяжелее.

Преимущества и польза ишвара-йоги

Ишвара йога

В отличие от прочих стилей, здесь нет строго заданного порядка выполнения асан. Программа составляется индивидуально с учетом всех особенностей (заболеваний, травм) человека. Автор методики отмечает, что полезные для одного человека асны могут не нести пользы другому и навредить третьему.

Первостепенные элементы занятия:

  • активация чакр стоп;
  • работа над равновесием и симметрией;
  • использование энергетических замков (бандх);
  • развитие глубинного стабильного спокойствия.

Асаны постепенно усложняются в процессе обучения. Много внимания уделяется поддержанию расслабленного состояния в любых позах.

ИШВАРА

ИШВАРА (санскр. ĩsvara – властитель, господин) – в индийской религиозно-философской мысли личный Бог (ведантисты называют его Сагуна Брахманом – Брахманом с качествами). В отличие от трансцендентного бескачественного Абсолюта [АБСОЛЮТ],Ниргуна (бескачественного) Брахмана Ишвара наделяется атрибутами божественного величия.

Найяик Ватсьяяна понимает Ишвару как особого рода Amман,располагающий, в отличие от обычной души, исключительно благоприятной кармой [КАРМА]и способностью непогрешимого познания (но не всеведения). Обладая йогическими силами, Ишвара тем не менее не является «освобожденным» Атманом, поскольку испытывает желания (исключительно благие). Ссылка на Ишвару появляется в вайшешике в связи с космогонической доктриной Прашастапады [ПРАШАСТАПАДА](в «Вайшешика-сутрах» она отсутствует), в которой ему отводится роль демиурга, конструирующего мир из вечных атомов, акаши (пространство, эфир), времени, системы пространственных мест, внутренних психических органов – манасов [МАНАС]и атманов. Создав условия для того, чтобы индивидуальные души испытывали удовольствие или страдание в соответствии с плодами своих действий (карма), Ишвара вайшешики больше не вмешивается в ход событий. Он лишь надзирает за соблюдением религиозно-морального порядка – дхармы [ДХАРМА]и в конце космического цикла своею волей разрушает мир, чтобы души могли отдохнуть от бесконечных перерождений.

Синкретическая ньяя-вайшешика, превращая Ишвару-демиурга в личного Бога теистов, должна была вписать его как элемент базовой системы субстанций. Ишвара занял свое место в классе атманов, однако получил там исключительно привилегированное положение высшего Атмана, обладающего только положительными качествами и, по некоторым версиям, не подверженного кармической детерминации. Последующие авторы ньяи и вайшешики попытались вывести Ишвару из сферы каких бы то ни было моральных оценок, утверждая, что он вне дхармы. А коль скоро Ишвара не считается воплощением добра, то теологи ньяи избегают тем самым проблемы объяснения зла (теодицея). В теистических школах веданты Ишвара рассматривается как средоточие всех совершенств и достоинств, в двайте – как обладатель нематериального тела, состоящего из сат-чит-ананды (бытия, сознания и блаженства). В вишишта-адвайте и кашмирском шиваизме Ишвара является не только инструментальной причиной, но и материальной основой мира (мир и души считаются «телом» бога), в двайта-веданте и шайва-сиддханте, напротив, подчеркивается его трансцендентность по отношению к миру и индивидуальным душам. Однако в отличие от вайшешики, двайта настаивает на постоянном вмешательстве Ишвары в развитие мира и его способности изменять внутреннюю природу вещей.

Из религиозно-философских школ к Ишваре обращается и йога Патанджали, однако в ней он играет не столько теоретическую, сколько практическую роль (идеальный йог, образец для подражания). См. также ст. Ишвара-вада [ИШВАРА-ВАДА], Ниришвара-вада [НИРИШВАРА-ВАДА], Пралая [ПРАЛАЯ], Сарга.

В.Г.Лысенко

Источник: Новая философская энциклопедия на Gufo.me

Значения в других словарях

  1. ИШВАРА — ИШВАРА (санскр. «владыка») — в индуистской мифологии одно из имен Шивы. Большой энциклопедический словарь
  2. ИШВАРА — Имя или термин, обозначающий в индуизме личного бога, создателя вселенной (переводится как «Господь» или «Владыка»); концепция И. и есть то, что позволяет говорить о монотеистич. тенденции или монотеистич. уровне в индуизме. Словарь по индуизму, джайнизму и сикхизму
  3. ИШВАРА — (др.-инд. Îçvara, «господин») в индуистской мифологии одно из имен Шивы. В ряде индуистских сект все боги и в т. ч. их верховная триада: Брахма, Вишну я Шива — рассматриваются лишь как ипостаси И. В философии ведантизма И. выступает как активная манифестация пассивного абсолюта — брахмана. п. г. Мифологическая энциклопедия
  4. Ишвара — (îçvara = могучий, владыка): 1) один из эпитетов индусского бога Шивы; 2) верховное божество вообще. Брахма (средн. рода) есть отвлеченный высший дух или принцип святости… Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  5. ишвара — (Санскр.) «Владыка» или личный бог — божественный Дух в человеке. Букв., суверенное (независимое) существование. Титул Шивы и других богов в Индии. Шиву называют также Ишварадэва, или верховный дэва. Теософский словарь
  • Блог
  • Ежи Лец
  • Контакты
  • Пользовательское соглашение

© 2005—2020 Gufo.me

Основные принципы ишвара-йоги

  1. Особенности работы с телом. Десять универсальных принципов объясняют, почему не получается асана, как исправить дефекты, сделать тело единым целым, достигнуть плавной и согласованной работы мышц:
      восприятие тела как единого целого, а не отдельно взятых частей;
  2. правильная работа с весом тела, формирование ощущения центра тела;
  3. работа с позвоночником;
  4. контроль с помощью бандхи;
  5. восстановление функциональности суставов;
  6. изучение техники выполнения асан;
  7. равномерная работа всех мышц в асанах;
  8. расслабление спазмированных мышц и придание тонуса слабым мышцам;
  9. связь с точкой опоры;
  10. равновесие, баланс, симметрия.
  11. Методология. Обучение строится по принципу «от простого к сложному». Движение от легких элементов к замысловатым происходит по мере гармоничного развития тела с учетом возможностей организма.

Правильность выполнения асан оценивается по двум критериям: внешнему и внутреннему. То есть человек не только должен правильно выполнять асану, но и хорошо себя в ней чувствовать – получать удовольствие.

Цели

Фото 3

Как начать заниматься ишвара-йогой?

Занятия в зале

Но цель стиля – не работа с телом. Практика меняет сознание, помогает обрести состояние внутренней гармонии и целостности. Человек должен быть морально готов к таким переменам!

Подходит ишвара-йога всем, независимо от возраста и способностей. Практику начинают с изменения своего отношения к телу. Мешает в начале разобщенность частей организма: когда тело воспринимается человеком как комплект отдельно взятых частей, то во время асан тело боится, что его сломают. В ответ включается защитный механизм – напряженность. За это тело «наказывают» – растягивают. Но кто бы ни стремился выиграть, победителя в этой битве не будет.

Осваивать асаны начинают в положении стоя, так как у новичков без физической подготовки закрепощен поясничный отдел позвоночника. Программа меняется в зависимости от состояния ученика и его потребностей. Первые простые позы расслабляют корпус, возвращают естественную подвижность позвоночнику. Шаг за шагом происходит подъем на новый спортивный и энергетический уровень.

Адепты данной методики отмечают, что во время занятий формируется состояние осознанности, сохраняемое в повседневной жизни: повышается внимательность, улучшаются отношения с окружающими, восстанавливается связь с миром. Положительно ишвара-йога сказывается и на здоровье: улучшает настроение и сон, приносит уверенность и спокойствие. Практикующий постепенно учится координировать тело, управлять чувствами и эмоциями. Так обретается внутренняя гармония и происходит единение со своим духовным началом.

Что значит Ишвара Пранидхана

Слово Ишвара было определено Патанджали в сутре 1.24 как «не подверженный страданиям, действиям, плодам действий или каким-либо внутренним настроениям от желаний».
Ишвара — это понятие высшей силы, но оно имеет разные значения в зависимости различных школ индуизма. Ишвара является синонимом Брахмана (или Абсолютной Реальности), но может также относиться к Высшему Сознанию или личному богу.

Термин «Ишвара Пранидхана» состоит из двух слов:

  • Ишвара переводится как «Высшее Существо», «Бог», «Брахман», «Абсолютная Реальность» или «Истинное Я»,
  • Пранидхана означает «закрепление», «установка».

Ишвара Пранидхана означает предать себя Всевышнему или Высшему Я, что, по сути, означает культивирование глубоких и доверительных отношений с вселенной и посвящать каждое свое действие чему-то большему, чем мы сами.

Существует много людей, которые считают даже обсуждение концепции бога неудобным. Философия йоги никоим образом не навязывает кому-либо идею Бога или религии, но, тем не менее, есть основополагающая идея, что существует нечто большее, более глубокое и чистое помимо нас самих.

Комплекс упражнений по Ишваре йоге

Кто-то называет это кризисом среднего возраста, а кто-то подростковым взрывом, но в жизни каждого человека наступает момент, когда это вдруг происходит. Индивидуум престаёт понимать себя и свои стремления. Внутренне это проявляется в сомнениях, метаниях и поисках самого себя. Неважно сколько вам лет. Это обязательно произойдёт с каждым. Все мы ищем свободу, не понимая, что это и как с ней поступать, когда найдём. На все эти вопросы даст ответы Ишвара йога.

йога перед сном

Новое направление

Ишвара – дух, учитель, живущий внутри каждого из нас. Никто не знает о человеке столько, сколько он. Это и есть олицетворение свободы. Божество, которое всё время находится там, где мы его не ищем – в нашей душе. Тот, кто сумеет его раскрыть, будет счастлив, успешен, найдёт единство гармонии со всем, что его окружает. В этом заключается основная направленность этого молодого вида йоги.

Человек, который создал и развивает это новое направление, является одним из самых признанных и востребованных гуру йоги в Украине и России. Как и во многих других видах, познание своего духа, происходит через познание тела. Цель занятий Ишвара йогой – объединить эти две субстанции в единое целое пространство. По мнению автора, основным проявлением достижения цели, является умение чувствовать себя комфортно в любых асанах. Болевые ощущения должны остаться далеко от вас.

Направление включает в себя:

  • выполнение поз, развивающих суставы, мышцы, отделы позвоночника;
  • техники дыхания;
  • процедуры очищения.

При выполнении асан, работа строится от пальцев стопы до макушки и наоборот. Очень важно научиться избавляться от напряжения. Полная расслабленность в асане – визитка этого метода. Много внимания уделяется:

  • работе с осанкой;
  • равновесием;
  • централизацией веса тела.

В практике широко используются:

  • связывания (бандхи);
  • работа над построением симметрии тела;
  • воспитание спокойной устойчивости.

Основная суть и ход занятий

Асаны этого вида йоги направлены на развитие подвижности позвоночника и распределении основной несущей функции на ноги. Цель – освободить спину, особенно поясничный и крестцовый отдел, от напряжения и нагрузки, которой можно избежать. Поэтому начинают овладение этим методом с асан, выполняемых стоя.

В центре всего действия – ученик, который познаёт своё тело. Именно под его индивидуальные особенности будет выстраиваться последовательность поз, принципы построения занятия. Но, главные принципы – последовательность и постепенность, остаются неизменными.

На что нацелен человек, постигающий такой вид как Ишвара йога? Этих факторов несколько:

  • умение слышать свои ощущения и малейшие их изменения;
  • приведение в порядок и связывание в единое целое всех звеньев тела;
  • умение гармонично ощущать себя и внешний мир;
  • овладение полным устойчивым состоянием покоя и мира в душе.

В процессе работы практикующий совершенствует межмышечную координацию, передавая импульсы движения из одной части тела в другую. Те несовершенные места нашего тела, которые не поддаются этому импульсу, в условиях целостности себя как структуры, подтянутся к общему высокому уровню. Нет строгой последовательности комплекса асан. Важно, каждую позу выполнять правильно, распределяя вес тела, и не забывая о сглаживании лордозов позвоночника.

Занятия для начинающих

Приступая к занятиям по системе Ишвара йога, постарайтесь оставить все заботы и проблемы за дверями помещения. Сосредоточьтесь на себе и своих ощущениях.

1. Тадасана. Принимая асану, сконцентрируйтесь на равномерном распределении веса тела на плоскость стопы. У вас должно быть ощущение, что бёдра подтягиваются вверх. Подайте таз вперёд так, чтобы поясничный лордоз не был ярко выражен. Потянитесь макушкой вверх и растяните мышцы шеи. Вся передняя поверхность тела должна «раскрыться». Не заваливайтесь на пятки.

2. Врикшасана это продолжение Тадасаны. Переходите из позы в позу неторопливо. Сфокусируйте взгляд на одной точке, и не забывайте контролировать свои ощущения. Пальцы стопы «распластайте» по полу и не заваливайтесь на пятку. Постояв несколько минут, вернитесь в Тадасану.

3. Натараджасана не только научит удерживать баланс, но и откроет переднюю поверхность туловища, нормализует баланс гормонов. Особенность выполнения в комплексе Ишвара йога этой позы, заключается в ежесекундной концентрации на всех звеньях тела и динамике плавного движения. Необходимо хорошо удлинить нижнюю часть спины, копчик при этом направлен вниз. Хорошо вытяните и откройте грудную клетку, при этом плавно вытягивая ногу назад, следите за сохранением баланса. Углубитесь в себя, расслабьтесь. Не позволяйте телу сопротивляться растяжению. Вернитесь в Тадасану.

4. Ардха Уттанасана выполняется в медленном темпе, как и все асаны в направлении Ишвар. Наклоняясь, выдохните, следите, чтобы туловище не заваливалось назад или вперёд. Коснувшись пальцами пола, постепенно удаляйте корпус от ног, перемещая его вперёд. Не прогибайте поясницу. И снова, проконтролируйте себя. Мышцы не должны быть зажаты. Всё время идёт тенденция к удлинению и расслаблению. Удержав асану полминуты, переходим в следующую позу.

5. Адхо Мукха Шванасана. После предыдущей асаны, спокойно переместите руки вперёд, поясницу и ягодицы вытолкните вверх. Движение должно быть связанным, плавным и без излишнего напряжения. Ноги выпрямите в коленях и удлиняйте позвоночник. Постарайтесь визуализировать себя, ощущая всю целостность одного движения.

Адхо Мукха Шванасана

6. Так же, не прерывая плавности, на вдохе, перейдите в позу Пхалакасана. Следите, чтобы руки были приближены к корпусу, указательные пальцы прижаты к полу. Не зажимайте всю заднюю поверхность. Вытягивайте ноги, направляя их пятками назад. Это стремление к растяжению будет отличительной особенностью планки в Ишвара йоге. Переднюю часть туловища подберите, но без зажима. Смотрите в пол и удерживайтесь в асане до минуты.

7. Урдхва Мукха Шванасана – асана, которая выполняется после планки. Последовательно отдел за отделом, прогните позвоночник, вытягивая макушку вверх. Запрокидывать голову не следует. Голова продолжает позвоночник. Опустите выпрямленные ноги к полу, прижимая к коврику подъёмы стоп, голени и бёдра. Не подтягивайте плечи к ушам. Максимально вытянитесь и расслабьтесь. Снова концентрируемся на своём теле. Анализируем и визуализируем все его части по отдельности, а затем собирая в единую картинку. Старайтесь толкать руками пол. Выдержав асану около минуты, перейдите в следующую позу.

Бхуджангасана поза кобры

8. Макрасана позволит вам отдохнуть. В этой позе можно провести медитации, направленные на окончательное расслабление и удовольствие.

макрасана поза крокодила

Подведение итогов

Все асаны, которые вы выполняли, не должны приносить чувство дискомфорта. Включаясь в движение, старайтесь отсканировать себя от кончиков волос до пальцев ног. Затем так же в обратном направлении. После этого сконцентрируйтесь на области пупка и мысленно растягивайте себя вверх и вниз. Ишвара йога – надёжный путь к познанию своей внутренней свободы. Пройдите этот путь, познавая радость движения без боли и дискомфорта.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: