Осваиваем полное йоговское дыхание


Йога, как целостная духовная система.

Практика йоги — одна из древнейших духовных техник в мире, по некоторым оценкам этой системе 5000 лет и даже больше.

И если говорить о задачах, которые стоят в основе этой системы упражнений, то оздоровление организма (тела) лишь один из аспектов и этапов на пути главной цели, которую можно приблизительно охарактеризовать, как достижение внутренней и внешней гармонии нашего разума с миром.

По причине того, что цель йоги довольно сложна и в некотором смысле амбициозна (хотя вряд ли было бы уместно говорить об амбициях в контексте духовного просветления), то прежде чем начинать разговор о дыхании, необходимо уделить некоторое внимание тем обязательным этапам, которые лежат в основе пути йоги.

Традиционно говорят о восьми этапах пути йоги, или иначе, о восьми ступенях. Сразу нужно уточнить, что, говоря о йоге, как о системе, состоящей из ступеней или этапов, есть некоторая опасность непонимания, которая заключается вот в чем.

Дело в том, что изначально йога является совершенной и целостной системой методов, и если говорить о йоге, как о системе духовного воспитания, то все эти методы совершенно обязательны к исполнению. Второй момент заключается в том, что, говоря о ступенях, мы часто подразумеваем некоторую последовательность их выполнения, но в случае йоги это не совсем так.

Конечно, некоторая последовательность должна соблюдаться, так, если вы пришли на занятие по йоге первый раз, то вряд ли уместно будет ожидать от вас выполнения всех ее этапов одновременно. Но, если человек уже вошел в систему йоги и находится в ней некоторое время, например несколько лет, и при этом он действительно хочет практиковать йогу, а не ограничиваться лишь выполнением асан, например с целью оздоровить свое тело, то он с необходимостью, и по мере своих возможностей, должен уделить внимание всем этапам йоги. Как мы уже упомянули, таковых восемь.

Восемь ступеней пути йоги.

1. Яма.

В этот этап входит выполнение системы этических и моральных ценностей и одна из основных в ней, это ахимса

(принцип не насилия) или непричинение вреда любым живым существам.

И здесь имеются ввиду все живые существа, а не только люди, именно поэтому, вегетарианство является неотъемлемой частью йоги.

Обратите внимание, что первичная цель вегетарианства здесь ахимса, а вовсе не поддержание здоровья тела.

Сатья.

Вторая часть практики
яма, это правда. Часто думают, что это означает этические ценности — отказ от лжи в отношении других людей, однако это ограниченное понимание. На самом деле, в первую очередь имеется ввиду отказ от самообмана, ведь именно он является одним из основных препятствий на духовном пути, ведь это ни что иное, как неведение.
Астея.

Вы не должны стремиться к обладанию тем, что вам не принадлежит. И это касается как материальных вещей, так и личных достижений, так например, не следует выдавать себе за того, кем не являешься на самом деле (занимать чужое положение).

Апариграха —

дальнейшее развитие принципа
астея
, здесь говорится о том, что следует руководствоваться принципом разумной достаточности, то есть отказаться от стремления к обладанию положением в обществе или вещами, которые не являются совершенно необходимыми.

Брахмачарья.

Это общий принцип воздержания от физических и эгоистических устремлений, как правило, под ним понимают выполнение аскетических действий — эмоциональное воздержание, половое и интеллектуальное.

Любой из аспектов Яма

может выполняться по мере ваших возможностей, здесь важно ваше намерение, а не результат любой ценой. То же касается и других ступеней йоги.

2. Нияма.

Если предыдущий этап касался в основном принципов деятельности ума, то нияму можно назвать последовательным воплощением этих принципов в действие. И это ни что иное, как поведение человека, идущего по пути йоги.

Итак, нияма, это выполнение принципов йоги на уровне личного поведения или сознательных действий. Основные принципы ниямы следующие.

Шауча.

Это поддержание в чистоте тела и кишечника.

Митахара.

Этот принцип касается употребления правильной пищи, в текстах существуют четкие указания, как следует питаться человеку, практикующему йоговские принципы.

Сантоша.

Принцип в котором говориться о необходимости поддержания позитивного эмоционального фона, это касается определенного контроля за эмоциями. Этот принцип нельзя понимать чересчур буквально и стремится исполнять его во что бы то ни стало, поскольку такой подход может легко привести к самообману или попытке сделать вид, что вы являетесь вовсе не тем, что есть на деле. Как и во всем другом, здесь важно ваше намерение делать это, а не достижение результата во что бы то ни стало.

Свадхиана.

Это предписание к размышлениям о смысле бытия, о вашем месте в нем, кроме того свадхиана содержит недвусмысленные рекомендации к духовному самообразованию — чтению священных и философских текстов, общению с учителями, знающими людьми.

Тапас.

В общем и целом это принцип говорит о приложении ваших усилия для осуществления духовного пути или всех тех действий, в результате которых вы выполняете остальные принципы.
Тапас тесно связан с воспитанием нашего намерения, под ним подразумевается практика преодоления внутренних препятствий в йоге.
Ишвара пранидхана.

Это пятый принцип
ниямы, который можно понимать, как служение, или посвящение всех своих действий и заслуг Всевышнему. Важной частью этого принципа является воспитание в себе тонкого ощущения (состояния) присутствия абсолютно во всем высших сил, высшего смысла и высшей мудрости.
3 Асана.

Это ни что иное как система тех самых физических упражнений, под которыми на западе обычно и представляют йогу. Каждая асана представляет из себя определенное положение тела в пространстве (можно назвать это гимнастическим упражнением), которое при правильном выполнении, что включает в себя не только правильное положение тела, но и правильное дыхание, приводит к особому состоянию сознания, приносящему значительный вклад в продвижении адепта по пути йоги. Побочным результатом использования практики асан является оздоровление тела, что зачастую, считается основной целью йоги на западе.

4. Пранаяма.

Это четвертая часть восьмиступенчатого пути йоги — особая система упражнений с использованием различных дыхательных техник. Сам термин в переводе с санскрита означает работу с праной, под которой понимается жизненная энергия, распространяющаяся на все тело, но тесно связанная с дыханием. Согласно древнему учению, прана это энергия, которая пронизывает все и считается первичной энергией Вселенной. По нашем телу прана распространяется по определенной системе энергетических каналов, важной частью которой являются чакры. Исходя из этих представлений нетрудно понять, насколько большое значение в йоге придается работе с дыханием.

5. Пратьяхара.

Это пребывание нашего ума в состоянии не подвластном чувствам, которые более не преобразуются в желания и не требуют от адепта их постоянного удовлетворения. По сути, все предыдущие этапы восьмиступенчатого пути являются подготовкой, обеспечивающей это состояние сознания с которого и начинается то, что можно назвать настоящей духовной практикой. Пратьяхара освобождает наше существо, устраняя постоянную необходимость следовать за желаниями и необходимостью их исполнения.

6. Дхарана.

Сосредоточение внимания или концентрация. Путем концентрации на чем то одном, мы достигаем полного контроля над умом, цель которого — его успокоение. Когда ум прекращает ментальную активность (волнения), то становится возможным слияние субъекта и объекта в одно, через что мы достигаем состояния медитации или дхьяны.

7. Дхьяна.

Это состояние медитации или чистого созерцания. Отныне нет более разделения на внешнее и внутреннее, на я и не я. Все становится единым целым, ощущение я исчезает. Можно сказать, что все предыдущие этапы являлись средством для достижения состояния медитации. Которое в свою очередь получает свое развитие в виде следующего этапа.

8. Самадхи.

В результате длительного пребывания в медитации может возникнуть особое состояние ума, которое называется самадхи и которое можно условно назвать сверхсознанием. Иногда это называют также «состоянием «великой смерти» при жизни. Однако, многие учителя воздерживаются от описания этого состояния, поскольку считается, что рассказать о нем невозможно. Состояние самадхи и последующая духовная смерть считается полным освобождением от оков сансары, кармической причинности и знаменует собой высшую цель пути йоги.

Практика дыхания в йоге.

Мы изложили восемь ступеней йогической практики и описали их смысл, а теперь вернемся к четвертой ступени, которая называется пранаяма или работа с дыханием. Вообще, техник работы с дыханием в пранаяме несколько, и при видимой простоте рекомендаций по их применению, именно они вызывают значительные сложности в понимании со стороны начинающих.

Причина этих проблем заключается в нескольких вещах:

Первая — начинающему довольно сложно понять смысл этих практик. Можно сколько угодно описывать их, как гармонизацию энергетических потоков праны внутри тела, как практику успокоения ума и т.д., но понять истинный смысл можно лишь на практике, испытав это состояние самостоятельно.

Вторая — зачастую очень трудно объяснить технику выполнения дыхания, поскольку изначально она связана с выходом за пределы привычных стереотипов дыхания к которым мы привыкали всю свою жизнь.

Третья причина — даже поняв как надо делать ту или иную технику, в реальности выполнить это не так то просто, ведь эти действия, при внешней простоте, имеют множество нюансов — которые касаются довольно тонких моментов, например таких, как глубина дыхания, уровень напряжения в теле, наблюдение и контроль за участками подлежащими расслаблению или наоборот напряжению, различные степени наблюдения и контроля за самим дыханием во время выполнения техник, а также, что делать в том случае, если наш ум постоянно отвлекается на сторонние моменты, не связанные с практикой.

Часто начинает казаться, что в описанной ситуации получается некий замкнутый круг — с одной стороны, чтобы полноценно сделать практику надо правильно дышать, а с другой, правильное дыхание может развиться лишь в результате хорошо выполненной практики.

Конечно, никакого замкнутого круга на самом деле нет и все упирается в настойчивость вас и вашего преподавателя, а также в то время, которое вы в итоге потратите, чтобы добиться результатов. То есть в практику терпения и преодоления — а это как раз та часть йоги, которая относится к тапасу.

Тем не менее, от лишнего разъяснения ситуации может быть польза, и мы попытаемся это сделать, начав с теоретического аспекта описания практики дыхания и закончив практиками дыхания, которые помогут подготовится к выполнению упражнений пранаямы.

Техника выполнения

Предварительно нужно занять удобное положение. Затем расслабиться, начиная от пальцев ног и заканчивая головой, мышцами лица.

Начать с дыхания животом. Нужно медленно, глубоко вдохнуть воздух, надувая при этом живот. Желательно вдыхать настолько медленно, чтобы не слышать возникающего в процессе звука. Затем расширять грудную клетку, пока не будет достигнут предел. После вдохнуть еще немного, приподняв ребра: воздух при этом проникнет в верхние отделы легких. На данном этапе мускулатура шеи может немного напрягаться. Важно, чтобы вдох был медленным и плавным, происходил в качестве единого действия. Между этапами прерываться не нужно.

Затем нужно выдохнуть. Выдох должен тоже быть медленным. Последовательность обратная: сначала следует расслабить шею и верхнюю часть легких, затем выпустить воздух из груди и лишь в самом конце – из живота. Следует максимально выдохнуть, не допуская при этом излишнего напряжения. Выдох также должен быть единым, плавным и медленным.

Закончив выдыхать, задержать на пару секунд воздух. Затем начать новый цикл.

Три типа дыхания в йоге.

Первое что стоит здесь сказать, под дыханием в йоге подразумевается дыхание носом, но никак не ртом. Это то, что нужно запомнить сразу и навсегда.

В йоге принципиально различают три типа дыхания — верхнее, среднее и нижнее.

Верхний тип, это дыхание, которое называют еще ключичным, когда человек дышит таким способом, он задействует лишь малую часть легких, это очень поверхностный (неглубокий) тип дыхания. Ключичным это дыхание называется потому, что при нем двигаются ключицы, ребра и плечи.

Средний тип дыхания, это межреберное дыхание, характерной особенностью которого является движение в основном ребер. Большинство людей, те кто не занимается йогой, боевыми искусствами, медитациями дышат именно таким способом.

И, наконец, нижний тип дыхания, при котором задействованы диафрагменные мышцы. Именно этот тип дыхания постепенно появляется у людей, которые занимаются спортом, йогой и медитациями.

Естественно, каждый из типов дыхания появляется не просто так, а потому, что является оптимальным, исходя из целей дыхания — насыщение организма кислородом при минимуме затраченных усилий.

По этой причине каждый из описанных типов дыхания развивается, как ответ на определенные внешние условия. Так, у человека ведущего пассивный, сидячий тип жизни нижний тип дыхания не развивается потому, что в этом просто нет насущной необходимости. И это, несмотря на то, что именно этот тип дыхания является оптимальным для нашей жизнедеятельности во всех сферах жизни.

Нижний тип дыхания в йоге. Его преимущества.

Именно этому типу дыхания обучают человека при занятиях медитациями и йогой и есть несколько важных правил выполнения такого дыхания.

Важное условие, это плавность дыхания — дышать нужно равномерно и без рывков.

Тренировать плавность дыхания лучше всего в позе лежа, или шавасана, поскольку это единственная поза, которая совершенно не сковывает движения. При тренировке дыхания в шавасана мы видим, что во время вдоха мышцы живота расслабляются, а сам живот надувается, как шарик. Во время выдоха мы задействуем мышцы диафрагмы, которые активно выталкивают воздух из легких. Использование этих мышц приводит к тому, что воздух удаляется из легких полностью, чего не может происходить при верхнем и среднем типах дыхания. Так, мы достигаем максимального коэффициента полезного действия при наполнении тела кислородом.

Среди прочих плюсов нижнего типа дыхания можно отметить улучшение кровообращения, благотворное воздействие на нервную систему, укрепление тонуса организма и улучшение концентрации внимания, также считается, что при активном и постоянном использовании этого типа дыхания укрепляется общее здоровье организма и его сопротивляемость внешней среде.

Техника полного йоговского дыхания

Приведем в качестве примера наиболее простую технику полного йоговского дыхания, которую описывает В. Бойко. Он рекомендует начинающим и тем, кто использует пранаяму в лечебных целях, выполнять полное дыхание в шавасане. Дело в том, что мало людей, способных без подготовки 10-15-30 минут свободно находиться в падмасане. Остальные позы для дыхания и медитации проще, но это лишь с виду. Шавасана — самая выгодная поза для начинающих, т.к. в ней легко сохранять расслабление. Без релаксации тела и сознания пранаяма не может быть правильно освоена. Поэтому, если вы практикуете пранаяму не с утра, всегда лучше начинать с шавасаны.

Итак, перейдем к технике полного дыхания. Начинается этот процесс с полного выдоха. Затем, лежа в шавасане, мы начинаем вдох. Он производится животом. С учетом того, что мы лежим, брюшная стенка выпячивается вверх. Это «брюшное дыхание». Второй этап вдоха — живот завершает движение, и расширяется область солнечного сплетения, слегка расходятся края ребер. При этом воздухом наполняются средние доли легких. Это будет «среднее дыхание». И наконец, расширяется вся грудная клетка, причем это расширение должно происходить вверх, а не в стороны. В завершение слегка приподнимаются ключицы — это «верхнее дыхание». Эти фазы, конечно же, условны и введены, с тем чтобы можно было описать процесс детально. На самом деле он слитный, единый и неделимый — одна плавная волна, с перетеканием из одного выраженного этапа в другой, без каких-либо толчков и задержек.

Следует помнить, что вдох никогда не следует доводить до предела. Это очень важная деталь техники полного дыхания. С одной стороны, легкие должны заполняться воздухом на 80-85 %, с другой стороны, должно быть чувство полного дыхательного удовлетворения. Вы четко ощущаете, что могли бы вдохнуть еще, но вдыхать до упора вам не хочется.

Выдох тоже начинается с живота. Но прежде может случиться естественная короткая задержка дыхания на высоте вдоха, перед переходом к выдоху. На этой задержке внимание акцентировать не следует, она естественна и минимальна. Если же вдруг ее время начнет расти, следует перестроить пропорцию или величину вдоха и выдоха, чтобы «выбрать слабину».

Выдох начинается следующим образом. Удерживая грудную клетку неподвижно, сохраняя ее форму, которую она получила после завершения вдоха, мы «отпускаем» живот, и брюшная стенка начинает «проваливаться» вниз. Когда это естественное движение завершилось, начинает двигаться грудная клетка, она как бы «опадает» — это вторая фаза выдоха. И третья — когда движение грудной клетки завершено, легким толчком брюшной стенки вытесняется «остаточный» воздух. Так называемый, толчок мышцами брюшной стенки должен быть не силовой, а «виртуальный», он скорее обозначен, нежели совершен. Интенсивность этого движения должна быть такой, чтобы не нарушалось состояние сознания и релаксация. Естественная пауза после выдоха перед вдохом должна соответствовать характеру паузы перед выдохом, описанной выше.

Дыхательные техники йоги для начинающих.

Ну а теперь перейдем непосредственно к йоговской практике дыхания.

Первым делом мы должны осознать, что обучение правильному дыханию является важнейшей частью йоги и, если вы подходите к своей практике серьезно, то освоение пранаямы является совершенно необходимой ее частью.

Подготовительные упражнения.

Это довольно простые упражнения, которые не требуют особой подготовки, но помогут вам понять, как делать нижнее дыхание.

Первое упражнение.

Встаньте прямо, ноги прижмите друг к другу. Ладони сложите в позе намасте, при этом руки образовывают линию параллельную полу. Плавно вдохните через нос и резко выдохните через рот, не надувая щеки.

Теперь немного усложняем предыдущее упражнение и дышим с задержкой. Мы делаем точно такой же спокойный вдох, затем задерживаем дыхание на несколько секунд и резко выдыхаем через рот.

То же самое, но задержка дыхания максимальная — не менее чем на полминуты.

Второе упражнение. Прочищаем легкие.

Для этого нужно сесть скрестив ноги (поза лотоса не обязательна), можно сесть не на пол, а на йоговский деревянный кирпич или на подушку для медитаций. Желательно, чтобы при этом колени касались пола. Полностью выпрямив тело (мы должны ощущать себя подвешенными за голову и плечи, как кукла), мы помещаем большой палец правой руки по центру лба, а средним пальцем зажимаем левую ноздрю. Делаем быстрый вдох, а затем еще один, но более плавный и глубокий. После чего плавно и медленно выдыхаем, задействуя мышцы диафрагмы — чувствуя их работу. Далее меняем руки и проводим ту же операцию.

Третье упражнение. Ощущаем свое дыхание.

Принимаем ту же самую позицию, что и в предыдущем упражнении, только в этот раз руки кладем на скрещенные ноги, можно просто положить руки, можно соединить их друг с другом. Тело максимально расслаблено, но при этом полностью выпрямлено — позвоночник и шея прямые. По сути здесь мы чередуем расслабление и напряжение. Далее мы делаем медленный вдох отсчитывая его время 1-2-3…, отсчитав шесть раз (примерно 6 секунд), мы задерживаем дыхание на три счета, затем плавно выдыхаем в течении 6 секунд. Все дыхание идет через нос. Во время дыхания мы стараемся следить за тем, как мы дышим, то есть это упражнение еще и на концентрацию.

Четвертое упражнение. Дыхание животом.

И опять мы садимся в ту же позицию. Для выполнения упражнения потребуется йоговский ремень. Затяните ремень вокруг талии, двумя руками так, чтобы он плотно охватывал собой живот во время и вдоха и выдоха, то есть создавал на живот постоянное давление Затем, надуйте живот так, чтобы ремень раздвинулся, а потом на выдохе сделайте так, чтобы живот сдулся. При этом мы все время стягиваем ремень так, чтобы он сдавливал живот во время цикла вдоха — выдоха. Во время выполнения упражнения грудная клетка не двигается, то есть наполнение и опустошение легких мы выполняем только за счет диафрагмы.

Пятое упражнение. Японская техника дыхания Сусокан.

Для тренировки дыхания и повышения осознанности во время вдоха и выдоха вы можете попробовать технику сусокан, которая используется в японской Дзен практике. Для тренировки не обязательно принимать позу лотоса, просто сядьте также, как и в предыдущих упражнениях. Главное на что нужно обратить внимание, это прямая спина и шея, а также, на то, чтобы ваши колени касались пола. В этом случае ваше тело образует устойчивый треугольник, а поза становится стабильной. Руки можно положить на колени, параллельно или вложит одну ладонь в другую, так, чтобы руки свободно опускались на перекрещенные ноги.

Как и в упражнении «дыхание животом», мы делаем медленный плавный вдох, надувая живот при помощи диафрагмы. По достижении полного наполнения мы начинаем выдох, очень плавный, долгий и расслабленный. Мы концентрируемся на самом выдохе и представляем себе, как весь воздух плавно и медленно покидает наше тело через отверстие, которое находится примерно на 2 сантиметра ниже пупка.

При выдохе мы мягко контролируем поток воздуха, выходящий из легких, делая его совершенно равномерным посредством контроля за напряжением диафрагмы. Все дыхание мы выполняем используя только мышцы диафрагмы, контролируя их напряжение, одновременно с концентрацией на процессе выдоха.

Мы стараемся выдохнуть весь воздух полностью, используя диафрагму. Выдох намного более продолжителен, чем вдох. Мы просто вдыхаем естественным образом и выдыхаем так долго, как только возможно (10 — 30 секунд).

Перечисленные выше упражнения нужно делать каждый день, хорошо, если вы потратите на них 15-20 минут, этого будет вполне достаточно, чтобы через пару месяцев уже почувствовать первый результат.

Как нужно дышать во время выполнения Асан.

Во время выполнения асан мы дышим таким образом, чтобы и вдох и выдох помогал нам делать позу правильно. Для этого мы синхронизируем циклы вдохов и выдохов с растяжением и сжатием во время выполнения асаны. Вдох мысленно направляется в область тела, которая растягивается, а выдох в область, которая напротив сжимается.

Так например, при прогибе назад вдох направляется в грудину, а выдох в область спины. Подобное дыхание способствует концентрации во время асаны, то есть осознанному выполнению позы.

Начало практики пранаяма.

Через 2-3 года после начала занятий практикой асан в йоге, вы можете подумать о выполнении еще одной ступени пути йоги — практике пранаямы. Эта практика является важным подготовительным звеном на пути к упражнениям концентрации ума, а в какой то степени и сама пранаяма и содержит элементы этой концентрации.

Если вы серьезно походите к йоге, то практики пранаямы вам не избежать.

Мы не будем давать описание упражнений пранаямы во рамках этой статьи, более того, настоятельно не рекомендуем изучать пранаяму самостоятельно, например по интернет публикациям или даже видео пособиям. Это серьезная практика и начинать ее нужно под руководством опытного Мастера.

Постарайтесь найти для этого не инструктора, а именно учителя, со стажем преподавания не менее 10 лет.

Чтобы подготовиться к пранаяме, вы вполне можете использовать тот комплекс предварительных дыхательных упражнений, которые приведены в этой статье.

В статье использованы рекомендации Андрея Максименко — одного из опытнейших преподавателей йоги.

Пранаяма в йоге

В нашей голове формируется образ печального йога, который втягивает живот при задержке дыхания. Да, это так и есть. В йоге асаны используют непрерывное дыхание животом, а при выполнении пранаямы на высоком уровне — задержку воздуха.

Дыхательная практика влияет на внеклеточный уровень, тем самым защищая нас от гипокапнии (отсутствие углекислого газа в легких), которая приводит к гипертонии гипокапнии — высокому кровяному давлению. В начале цикла следует принимать во внимание отсутствие физической активности – гиподинамия первый враг современного человека.

Техника дыхания – еще один аспект, который предусматривает йога для начинающих и который недооценивают.

Правильное йоговское дыхание и его технику часто труднее освоить, чем асаны.

Выдающийся мистик из Индии Хазрат Инайят Хан в своем труде написал: «Мой учитель однажды сказал мне: «Люди говорят, что есть много различных грехов и добродетелей, но я думаю, что есть только один грех». На вопрос, что представляет собой этот грех, он ответил: «Разрешить хоть один вдох без сознания».

Мастер Инайят Хан Шейх аль Мастейк Абу Хашим Мадани использует термин «дыхание» не в разговорном смысле, а в смысле мистическом, где оно рассматривается как носитель мысли, отношений, понимания, энергии.

Неосознанное дыхание – это отсутствие контроля над сознанием, энергией, которая переносится.

Осознанное означает полный контроль над функционированием организма, обеспечивает энергию для клеток, ускоряя все процессы и является фантастическим источником жизненной силы. Сознательное формирование правильных привычек дыхания оказывает существенное влияние на состояние ума и психики. Появляется чувство внутреннего мира, гармонии, свободы и легкости. Классический цикл пранаямы состоит из четырех элементов, выполненных в различных пропорциях: вдох, задержка, выдох, задержка.

Эта способность приходит медленно, в результате длительной практики с помощью и под руководством опытного преподавателя йоги.

Самостоятельно очистительное дыхание можно делать лежа или сидя. Следует прилагать усилия к расширению и углублению дыхательных циклов процесса и наблюдать за реакцией организма.

Патанджали, автор Йогасутры, делает упор на удлиненное дыхание (анантасамапатти), одном из четырех важных факторов составляющих асан (позы йоги). Практика пранаям четко указывает на взаимосвязь между дыханием и концентрацией ума.

В сутре II.49 Патанджали практика пранаямы определяется как «Нахождение в совершенной (стабильной и удобной) позиции, остановка неподконтрольного движения ума во время вдоха и выдоха и есть пранаяма».

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: