Йога-сутра Патанджали. Комментарии, стр. 1

Патанджали “Йога-сутры” — первый известный человечеству текст, посвященный йоге. Со временем трактат «оброс» пояснениями «гуру», различными интерпретациями, низкокачественными переводами. Однако стоит докопаться до сути и найти вариант наиболее близкий к первоисточнику тем, кто решил связать жизнь с йогой.

Помните анекдот о Карузо?

Не понимаю, почему все так восхищаются пением Карузо? В ноты не попадает, голос — отвратительный, еще и картавит. — Вы были на концерте Карузо? — Нет, мне Вася напел.

Мы привыкаем доверять различным «васям», их мнению: блогерам, инструкторам, телевизору. Не имея представления о теме, ее деталях и нюансах люди формируют мнение. А ведь каждый человек, описывает фильм, книгу, событие относительно своего жизненного опыта, окрашивая в свои цвета.

Чтобы избежать поверхностных или искаженных суждений, я рекомендую читать текст, в “чистом виде” без “пояснений” учителей. Существуют признанные авторитеты Шри Кришнамачирья или Свами Сатьянанда Сарасвати. Их объяснения тоже несут персональный оттенок.

Что такое «Йога-сутры»?

Книга написана, около II века до н. э. Состоит из 4 частей, заключающих в себе 196 сутр. Сутра — в переводе с санскрита означает слово “нить” — короткий тезис, выраженный одним предложением или абзацем.

Формат сутр выбран не случайно. Короткие фразы, без лишней «воды», дополнительных пространных объяснений, не сложно выучить наизусть. Когда единицы умели читать, краткость изложения была преимуществом.

В формате А4 весь текст занимает 13 страниц.

Данный текст — описание пути йогина

Это ни наставления, ни поучения, ни инструкция. Все пункты придется пережить, самостоятельно осмыслить. Со временем, они раскроются в виде знания. Стоит регулярно возвращаться к книге и перечитывать ее. Внутреннее преображение не происходит в один момент, понимание будет приходить как озарение в нужные моменты. Данный текст послужит импульсом к трансформации. В тексте заложен внутренний заряд, который можно использовать как постоянный источник вдохновения и побуждения к действию.

Патанджали

Являются ли две работы, Йога-сутры и Махабханья одним и тем же автором, предметом серьёзных дискуссий. Авторство этих двух имен впервые приписывается одному и тому же человеку в «Раджамартанде» Бходжадевы, относительно позднем (10-м веке) комментарии к Йога-сутрам[35], а также в нескольких последующих текстах. Что касается самих текстов, то в «Йога-сутре» iii.44 цитируется сутра, подобная той, которая написана Патанджали по имени, но сама эта строка не из Махабханьи. Эта легенда 10-го века об одном авторстве сомнительна. Литературные стили и содержание Йогасутр и Махабханйи совершенно разные, и единственная работа по медицине, приписываемая Патанджали, потеряна. Источники сомнений включают в себя отсутствие перекрестных ссылок между текстами и отсутствие взаимного понимания друг друга, в отличие от других случаев многочисленных работ (позже) авторов санскрита. Кроме того, некоторые элементы в Йога-сутрах могут датироваться уже в 4-м веке нашей эры[9], но такие изменения могут быть связаны с расходящимся авторством или с более поздними дополнениями, которые не являются нетипичными в устной традиции. Большинство ученых называют обе работы «Патанджали», не имея в виду, что они принадлежат одному и тому же автору.

В дополнение к Махабханье и Йога-сутрам, комментарий XI века о Чараке бенгальского ученого Чакрапанидатты и текст XVI века Патанджаликарита приписывает Патанджали медицинский текст под названием «Каракапратисṃскṛтаḥ» (ныне утраченный), который, по-видимому, является пересмотром (пересказ) из медицинского трактата по Карака. Хотя в медицинском труде под названием «Каракашитхита» («Карака») есть короткий трактат о йоге, ближе к концу главы под названием «Шарирастхана» он примечателен тем, что не имеет большого сходства с Йога-сутрами и фактически представляет форму восьмикратного йога, которая полностью отличается от той, что изложена Патанджали в «Йога-сутрах» и комментарии «Йогасутрабханья».

Проповедовал необходимость благочестивых упражнений (асаны, крийи и пранаямы) для осуществления контроля над деятельностью ума и достижения единения живого духа с Богом, обретения состояния просветления или махасамадхи, нирваны. Считается автором (составителем) знаменитой «Йога-сутры», но роль его в этом отношении сводилась к собранию существовавших задолго до него философских учений известного типа, их изложению и философскому обоснованию. Патанджали представил свою работу в стиле Сутры. Некоторые исследователи отождествлют его с другим Патанджали, лингвистом, автором обширного комментария к знаменитой индийской грамматике Панини, озаглавленного «Махабхашья». Полагают, что Патанджали жил во II в. до н. э. и был современником Катьяяны. В индийских памятниках встречаются легендарные подробности его биографии: так, рассказывается, что Патанджали упал с неба в виде змейки в ладонь Панини, что, очевидно, основано на народной этимологии имени Патанджали (pat = падать, añjali = ладонь).

В чьем переводе читать Патанджали «Йога-сутры»?

Так как книга не простая, важно правильно выбрать перевод. В адаптации любой текст теряет приблизительно 20 % смысла. Русскоговорящим читателям часто предлагается перевод с английского. То есть 20 % теряется при первом переводе, еще столько же — при втором.

Самое плохое, что переводчики далеки от темы йоги. В книге раскрываются мировоззренческие идеи, поэтому обнаруживаются искаженные смыслы “под соусом” другой религии, взглядов. Это не происходит преднамеренно. Просто концепции подгоняются переводчиком понятные ему, лично, формы. Персональное видение подталкивает к выбору не совсем уместных слов, из-за чего пропадает заложенный автором смысл.

Перевод Дешикачара

По моему мнению, перевод Дешикачара — самый “йоговский” (ознакомиться с текстом можно по ссылке).

Дешикачар вырос в подходящей среде, его отец — один из наиболее известных учителей йоги 20-го века — Шри Кришнамачарьи. Санскриту и древним текстам (”Упанишады”, “Йога Сутры”) Дешикачара обучали с самого раннего детства. Потому его работа заслуживает доверия. Однако некоторые считают перевод слишком “поэтичным”.

Сутры я впервые прочитала лет 15 назад, как только пришла в йогу. Хотя чтение — одно из любимых занятий, восприняла я книгу как «какую-то древнюю муть». Стиль текста был приблизительно такой:

“Йога — это подавление Вритти (состояний, видоизменений) в Читте (сознании).

Не удивительно, что плохо связанные между собой смыслом слова, заставляют читателя играться в интерпретации, «додумывать». А вариантов — миллионы. У меня лично, возникли вопросы такого характера. Кто, что и зачем подавил? Почему сознание агрессивное, и должно подавлять? Каким образом можно давить состояние? Просматривается видение человека, склонного к насилию, а не к философии.

Для сравнения тот же перевод, уже в интерпретации Дешикачара:

“Йога — это способность направлять внимание исключительно на объект и удерживать его, не отвлекаясь.

Другими словами, йога — лишь способность концентрироваться и удерживать ум на конкретной точке. Эта идея выражена предельно ясно. Сложно в приведенной выше формулировке придумать дополнительные или скрытые смыслы. С первой фразы хочется продолжать чтение.

У меня собралась коллекция переводов (10 версий) «Йога-сутр» Патанджали. Но только один мне помог разобраться в значениях.

История Патанджали

Йога-сутры были написаны человеком по имени Патанджали. Однако о нем мало что известно, за исключением того, что он был, по-видимому, индийцем и жил где-то между вторым и четвертым веками до нашей эры. Патанджали также приписывают написание Махабхасьи, трактата грамматики санскрита и комментария к Чарака Самхите, основному тексту Аюрведы.

Мифологически Вишну, хранитель Вселенной, спит между созданиями, опираясь на великого многоголового змея Ананта, плавающего в Океане Сознания. Когда Шива Натарадж разбудил Вишну своим танцем творения, Ананта попросил родиться великим учителем. Шива исполнил желание, и он родился как Патанджали на ладони великой Йогини, Гоники.

В те времена большая часть учения проводилась в устной форме, а ученики обучались посредством сутр. Слово сутра означает соединять или удерживать вместе. Когда учитель излагает свои знания, студенту дается короткая фраза, которая позже будет напоминать ему / ей о большем объеме материала.

Сложность задачи сейчас состоит в том, что, даже зная сутры, вы никогда не сможете быть уверенными в том, что имеет большее значение. Еще одна история гласит, что сам Патанджали записал сутры на пальмовых листьях, но козел съел половину из них, прежде чем он взял остальные в Гималаи. Возможно, это происхождение современной «козьей йоги».

Санкхья — одна из древнеиндийских систем философии. Это теоретическое понимание того, что знание — это путь к просветлению. Великий дар Патанджали миру заключался в том, что он принял эту глубокую — и все же чисто интеллектуальную — философию и представил ее в форме, которой мог следовать и использовать средний духовный искатель. Дорожная карта для вашего пути к просветлению.

Мы не можем быть уверены, что именно Патанджали хотел сказать нам. Его Йога Сутры были переведены и прокомментированы многими людьми за эти годы. Три версии, которые мне нравятся и которые я использую для справки:

  • Йога Сутры Патанджали (Алистер Ширер)
  • Как познать Бога (Свами Прабхавананда и Кристофер Ишервуд)
  • Йога-сутры Патанджали (Шри Свами Сатчитананды)

Основная идея «Йога-сутр»

Теперь самое важное. Что описывают Сутры? Книга последовательно раскрывает шаги, которые придется сделать любому, кто решился встать на путь йоги. Если заглянуть в конец, то там найдется цель:

Когда достигнута высшая цель жизни, три основных качества не возбуждают отклика в разуме. Это свобода. Другими словами, Воспринимающий больше не окрашивается разумом.

По-сути, описывается свобода от интерпретаций ума. Картина выглядит так: в голове постоянно происходит оценка настоящего момента: он сравнивается с предыдущим опытом. Затем мозг выносит суждение — хорошо сейчас или плохо.

Точка отсчета в данном процессе — Эго. Я, мне (я страдаю, хочу бездельничать, мне больно, приятно, жарко, мало, слишком, хочется вкусно поесть).

Оценочные суждения — вот основная деятельность, происходящая в уме. Сам процесс делает человека несчастным. Мир имеет свойство изменяться, а критериев оценок — тысячи, потому всегда можно придумать, относительно чего у нас в жизни все плохо. Хорошие же вещи Эго умудряется игнорировать или воспринимать как норму. Возможно, механизм заложен природой, чтобы индивид избегал опасных ситуаций, заботился о своем хрупком теле. Но эта часть разума полностью захватила власть.

Йога Сутры

Йога-сутры содержат 196 сутр, разделенных на четыре главы, в которых обсуждаются цели и практика йоги, развитие йогических сил и, наконец, освобождение. Как нежная направляющая рука, Йога-сутры предупреждают вас о подводных камнях в вашем духовном путешествии и предлагают средства для их преодоления. Хотя в каждой сутре есть учение, мы рассмотрим здесь несколько и оставим остаток для дальнейшего изучения.

В ведических текстах обычно инкапсулируют все учение в начале беседы. Патанджали делает просто в первых нескольких сутрах, излагая суть духовных практик:

«Йога — это постепенное погружение ума в тишину.

Когда ум успокоился, мы утвердились в своем собственном существенном состоянии, которое является неограниченным сознанием.

Наша сущность обычно омрачена деятельностью ума ».

Ваши духовные практики должны смотреть в себя. Ваше истинное «Я» скрыто в тишине между вашими мыслями, вне всяких ограничений. Однако сомнения, хаос и путаница ваших мыслей заставляют вас забыть о том, кто вы есть на самом деле.

Препятствием на пути духовного прогресса является стресс, который вызывает усталость, приводит к сомнениям и вызывает лень, что приводит к чувственным привязанностям, проявляющимся как заблуждения, которыe заставляют вас забыть, кто вы есть. Будучи приверженным своей практике, вы можете преодолеть все это.

Чтобы иметь спокойный ум, вы должны развивать дружеские отношения без ревности к тем, кто радостен; иметь сострадание к тем, кто несчастлив и менее удачлив; наслаждаться и поддерживать действия добродетельных; быть беспристрастным и избегать потакания своим страстям.

Плод неправильных действий — это печаль, плод правильных действий — это радость. Вы должны нести ответственность за свои мысли, слова и действия, живя сознательно. Йога-сутры — это путь очищения, совершенствования и отречения.

Причины вашего страдания следующие:

  • Вы забыли, кем являетесь на самом деле
  • Вы живете от эго
  • Цепляетесь за удовольствие и боль
  • Боитесь смерти

Все это разрешается с помощью медитации, когда вы вспоминаете свою основную природу неограниченного сознания.

Немного о самадхи

Практика йоги направлена на ослабление такого доминирования. Затем нужно полностью от него избавиться. Благодаря йоге человек прекращает зацикливаться на ощущениях, обретает возможность к познанию окружающего мира (говоря простыми словами, к научной деятельности и творчеству), приобретает ясность мышления. Он просто начинает полноценно жить, воспринимать красоту и радость настоящего момента.

Уверена, вы можете вспомнить подобное состояние. К примеру, закат на море, или в горах, когда просто спокойно и уютно, все хорошо. Возникает желание продлить текущий момент навсегда, даже не двигаться, чтобы не нарушить состояние. Поздравляю, вы вспомнили Самадхи. Разница лишь в длительности пребывания в состоянии. При помощи йоги оно продлевается на неограниченный срок.

Мифы о самадхи

Существуют люди, сознательно мистифицирующие состояние самадхи. Они преподносят его как недостижимое и непонятное нормальному человеку состояние. При этом практик обязан превратиться в пень с глазами, не двигается годами, летать на досуге, путешествовать где-то в астрале или в каких-то параллельных мирах. Подобные бредни сочиняют люди по двум причинам.

Первый — так называемые «гуру «хотят продавать услуги под брендом йоги. Чем непонятнее цель — тем проще удерживать людей на крючке. Невозможно достичь «то, не знаю что» — нечто неописуемое, доступное пониманию лишь самого гуру.

Второй — искренние практики. Они верят, что мистические недостижимые состояния и есть цель. Такие люди начинают практиковать, ожидая результатов в виде сверхспособностей (сиддх).

Не получая результатов упорных тренировок, йогины начинают затягивать гайки, еще больше издеваться над телом шаткармами (чистками) и упражнениями. На этой стадии данные персонажи становятся агрессивными. Они прикладывают огромные усилия и думают, что конечная цель не может быть простой. Некоторые из них не могут справиться с агрессивностью (но даже им понятно, что так не должно быть), поэтому вступают в агрессивную полемику с окружением, навязывая свои взгляды.

Особо харизматичные фанатики создают секты, если находят последователей. В обратном случае — иногда даже сходят с ума или совершают суицид.

Хочу то — не знаю что

Те, кто выбирают такой путь, вероятно, изначально склонны к психическим отклонениям. Ни один вменяемый человек не может хотеть неопределяемых вещей. Какой должен быть критерий достижения цели? Ведь тогда человек стремится к достижению образа, который он себе представил, к несуществующим понятиям, а не к самадхи. А Патанджали “Йога-сутры” и не обещают осуществления фантазий, а лишь указывают на те шаги, которые придется осуществить.

Когда цель понятна — то и двигаться к ней просто потому, что понятны приоритеты. Если Ваш путь сопровождается улучшением настроения, длительностью пребывания в состоянии внутреннего покоя, доброжелательностью, уменьшением агрессивных реакций — вы на правильном пути.

Если вы замечаете:

  • Окружают вас лишь люди, желающие сбить с правильного пути, пытающиеся подорвать веру в правильность идеи
  • Пребываете в состоянии обороны и постоянного стресса

Эти критерии показатель неверно выбранного направления. Нужно его тщательно переосмыслить.

Больше о том, как сохранять спокойствие в любой ситуации читайте здесь

Общие положения йоги Патанджали

Это течение йоги полностью основывается на учение Патанджали, беря за основу сутры, которые в нем изложены. Принципиальное отличие этого направления состоит в том, что оно не содержит конкретных указаний и руководств к активным действиям для практикующих.

На основании йоги Патанджали были созданы большинство учений и течений в йоге, афоризмы, которые упомянуты в книге, приравниваются к законам мироздания. Патанджали обучает правильному и осознанному выполнению мудр и асан, концентрации во время медитации. Сутры, путем определения ступеней развития, помогают практикующим понять свою суть, основные принципы процессов, которые протекают в мире. Также на основании йога сутр Патанджали и Аюрведы разработаны рекомендации по питанию йогов, методы исцеления от недугов.

Основное отличие йоги Патанджали от других течений состоит в том, что она до сих пор существует в классическом варианте. Учения не допускает поверхностного и быстрого обучения, не стремится экстерном передать знания практику. В отличие от многих течений сутры не приравниваются к занятиям спортом, только для развития физической оболочки человека.

Йога Патанджали требует от практикующего осознания своих действий, их внутренней оценки. Каждая асана выполняется только тогда, когда ее выполнение необходимо. Это значит, что не допускается только выполнение упражнений, но обязательна духовная практика. Каждый последующий урок дается только после надлежащего изучения предыдущего. Новые знания ученик получает только когда, по мнению учителя, он готов к ним.

Патанджали требует от учеников полной отдачи и не может использоваться как развлечение или отдых от тяжелого рабочего дня. Это скорее стиль жизни и полная готовность отрешения от мирских благ. Перед началом обучения, ученик проходит посвящение, после которого обязан выполнять все требования своего наставника.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: