Йога-путь самопознания. По следам тайны


Мой путь к йоге

Не считаю себя гуру и чем больше узнаю, тем больше понимаю, что ничего не знаю.
Но все же за плечами 8 лет регулярной практики, несколько десятков семинаров и курсов, около 20 ретритов, 6 лет опыта преподавательской деятельности, 3 года проведения авторских обучающих семинаров… Самое мое любимое занятие — это делиться знаниями и опытом? находясь в этой точке на пути познания и исцеления.

Мой путь к Йоге начался почти 10 лет назад. Так уж вышло, что мне досталось проблемное тело (по карме, видимо). И к 20 годам имела хронические заболевания желудочно-кишечного тракта, мочеполовой системы и лишний вес. Также у меня всегда были проблемы с позвоночником.

Апогей случился в тот момент, когда я постоянно падала в обморок, и меня мучали жуткие мигрени. Даже после обследования врачи не смогли объяснить, что с моим телом. Тогда я осознала, что мое здоровье — только в моих руках…

Исцеляющая йога

…Когда медицина оказалась бессильной, и я осознала, что здоровье в моих руках, — в мою жизнь вошла Йога. И хотя тогда была далека от эзотерики и действовала в основном «из ума», все же смогла уловить и прочувствовать сильную связь с этим учением.

Уже на первом занятии немного расслабилась и отпустила ум, преподаватель произносила название асан на санскрите — и мое тело каким-то образом понимало, что нужно делать. Существенно позже вспомню то, что изучала Йогу в прошлых жизнях настолько ярко, что в этом нет ни каких сомнений.

В течении первых лет пробовала все виды йоги — Аштанга, Айенгара, Виньяса, йога23, Кундалини, Тантра, Янтра… Где только не видела слово “йога” — сразу шла на занятия!

Но странное дело: на занятиях мне становилось лучше, но только прекращала заниматься — спина болела жутко.

Продолжала исследовать и искать. Мои усилия увенчались успехом и попадаю на инструкторский курс «Хатха-Йога. Корректный подход к позвоночнику». Йог с медицинским образованием вел курс. Та информация, помню, просто шокировала, но она позволила мне встать на пусть исцеления. И в конце концов спустя 7 лет синтезировала все знания, весь опыт и создала практику, а точнее сказать обратилась к истокам Йоги, которая помогает исцелить тело и душу…

Йога. Путь йоги

Слово «йога

» сформировалось на основе санскрита. Его дословный перевод с этого древнего языка – «узда», «упряжка». Есть также целый ряд других (скорее всего, более поздних) значений: связь, союз, усилие, сосредоточение. Существует также огромное количество интерпретаций, связанных со словом йога, но именно определений, которые однозначно приняты всеми школами и направлениями в качестве фундамента известно всего два.
Источник — Эзотерика. Живое Знание
Первое определение слову «йога» можно найти в «Катха-Упанишаде»:

«Твердое владение чувствами — это называют йогой. …Таково знание, поведанное Смертью».

Стоит обратить внимание, что это текст, в котором очень чётко дано определение термину «йога», говорит о том, что родоначальником данного искусства является совсем не Кришна или Шива, которые по очереди принимали на себя роль «отца йоги» в более позднее время, скорее всего, не без влияния «руководителей развития социума». А авторство принадлежит Яме – лицу, ответственному за смерть.

Второе определение йоги, данное Патанджали в работе, ориентировочно датируемой 2-м столетием до Р. Х., известной как «Йога Сутры» или «Йога Даршана», звучит следующим образом:

Yogah chitta vritti nirodhah

Блокирование типовых проявлений сознания есть йога. Трактовка Свами Сатьянанда Сарасвати.

Йога — это прекращение движения сознания. Трактовка Б. К. С. Айенгара.

Поведение ума сдерживаемое уздой. Трактовка А. Сидерского.

Таким образом, Патанджали пытался донести, что под контролем он подразумевал только лишь «управление деятельностью ума».

То есть йога – это «контроль» или «узда», или «управление» – определенное состояние сознания в процессе восприятия и переработки информации.

Каким же образом обычному человеку можно прийти к состоянию йоги?

Достижение данного состояние сознания реализуется путем регулярного и настойчивого использования различных технических инструментов – разнообразных практик, начиная с ямы и ниямы (нравственно-этических принципов), через асану (различные положение тела), пранаяму (искусство управления дыханием), пратьяхару (разворачиванию органов чувств от внешних объектов вовнутрь) к дхаране (концентрации), дхьяне (еще более глубокой концентрации на грани слияния с объектом восприятия) и самадхи (расширение границ своего сознания на всё бытиё).

Если человек не обладает самоконтролем (йогой), он попросту не способен адекватно воспринимать ни себя, ни окружающий мир. В сферу его восприятия попадает только лишь его собственная суета ума, базирующаяся на инстинктах и желаниях. Он созерцает лишь свои ассоциативные ряды, образы, мысли, эмоциональные реакции, шаблоны реагирования и т.д. И именно эту суету ума человек и принимает за самого себя. А в это время наше истинное «Я» находится качественно спрятанным за густым лесом всего этого хлама.

Йога позволяет произвести данное разотождествление, отведя уму почетное, но далеко не первое место как инструменту по принятию, обработке и выводу информации. Тогда наше истинное «Я» может выглянуть из-за частокола ума и наблюдать Реальность во всем её естестве.

Путь йоги не легок, он подразумевает ежесекундную работу над собой: над своими недостатками, слабостями, негативными чертами характера, привычными шаблонами реагирования на одни и те же ситуации, однако он наполнен до краев возможностью осознанного проживания собственной жизни, и наделяет практикующего человека приятными «побочными эффектами» в виде отменного здоровья, отличного самочувствия и настроения, ясности мышления и крепкой памяти, способности творчески мыслить и действовать, свободы от страхов, сомнений и заблуждений…

Рейтинг: 2.2

(Проcмотров: 4101)

Читайте раздел Йога на портале эзотерики naturalworld.guru.

Практика, нацеленная на оздоровление позвоночника

Для лучшего понимания, как исцеляют упражнения, мы вспомним анатомию.

Мозг — это своеобразный биокомпьютер, который управляет всем организмом через нервные волокна, по которым к каждой клеточке текут импульсы, подобно току в проводах. Для примера: если провод в наушниках заламывается, мы перестаем слышать звук.

Примерно то же самое происходит в нашем организме, если нервная плеть заламывается или рвется. В черепе мозг надёжно защищён, потому что кость черепа — самая твердая кость в теле. Но из спинного мозга, хоть он и спрятан внутрь позвоночника, выходят двигательные и чувствительные нервы и расходятся плетями по всему организму. И когда смещаются позвонки, эти нервы-провода зажимаются.

Соответственно главный компьютер (головной мозг) перестает получать от определенного органа, куда ведут эти нервные окончания, достаточно информации.

Когда у нас здоровый позвоночник (нет никаких смещений и зажимов нервов) происходит здоровая полная иннервация организма. Природой ведь заложена такая функция, как гомеостаз — самовосстановление, исцеление всех систем физического тела. Сейчас доказано, что даже клетка нервной системы восстанавливается, хоть и медленно!

Поэтому исцеляющая практика направлена на исцеление позвоночника — а следовательно и всего организма

Cидячий образ жизни: проблемы с позвоночником

Когда вы сидите за компьютером, чаще всего “страдает” шея и поясница. Но для исцеления спины не стоит заниматься отдельными зонами позвоночника. Вы же понимаете, что наш организм — это целостная система.

В практику нужно вводить упражнения на вытяжение, укрепление и расслабление спины.

Рассказать, какие асаны лучше всего для этого подходят?

Для современного человека, живущего офисной жизнью, расслабление наверное даже стоит поставить на первое место. Потому что очень много спазмированных мышц в том числе и из-за психоэмоционального напряжения.

Но есть и другая сторона, излишняя некорректная работа с телом. В этом случае человек даже больше способен себе навредить, чем если бы он ничем не занимался.

И даже если вы все правильно делаете в зале или на коврике, не зная бытовых вопросов как поднимать тяжести, как носить сумку или как правильно и на чем спать, тоже можете подорвать здоровье своей спины, а значит и всего организма.

Групповые или индивидуальные занятия йогой — что лучше выбрать

Один из самых часто задаваемых вопросов — как лучше заниматься йогой: индивидуально или в группе?

Считаю, что йога — это глубоко индивидуальная практика. Зачастую в фитнес-клубах даже не дают медитативных упражнений, хотя основное упражнение в йоге — это медитация.

Тем, кто хочет заняться йогой, в первую очередь нужно найти своего мастера. Его стоит выбирать не по тому, насколько красиво он изъясняется, сидя на коврике, а отталкиваться от того, как он ведет себя в жизни. Я считаю, что человек на своем пути, когда у него во всех сферах есть гармония — в отношениях, самореализации, здоровье.

Затем нужно изучить и понять философию йоги — классической, той, что осталась в древних источниках. Если эта система прошла более 3000 лет, сквозь века, значит она работает, правда? После стоит подобрать для себя упражнения — медитативные и физические.

Групповые занятия полезны для ознакомления и мотивации. Общая энергетика всегда помогает. Но если человек встает на путь йоги, то это не полтора часа на коврике три раза в неделю. Это образ жизни!

Сейчас ухожу от групповых занятий. Преподаю с 2011 года, и сначала это были регулярные групповые занятия иногда до 4-х занятий в день. Сейчас же пришла к тому, что это неэффективно, потому в основном веду либо индивидуальные уроки, либо семинары, например наш авторский LeMar Seminar, где в течение 10 дней даю информацию постепенно шаг за шагом. Чтобы человек понимал, что он делает и зачем. И главное — что подходит/не подходит именно ему, ведь мы все индивидуальны, особенны. То, что подходит одному, совсем не подходит другому, а то и навредить может. Поэтому нужно найти ключик к каждому.

В итоге качественных занятий человек учится практиковать самостоятельно, чтобы не быть привязанным ни к преподавателю, ни к студии, ни к чему. Есть только его индивидуальный жизненный поток и практика подбираете под актуальные потребности.

А теперь… обучение йоге или как начать духовный путь

Сейчас первые недели нового года. Много новых лиц на занятиях в йога-студии. Поэтому хотел поделиться именно этим.

Знаете, как звучит самый первый стих (сутра) Йога-сутр Патанджали, одного из авторитетнейших первоисточников йоги? Так же, как и название этой статьи:

«1.1 А ТЕПЕРЬ… обучение йоге».

Вроде бы все просто. Как если бы в учебнике истории 9 класса в самом начале было написано «Это учебник истории России для 9 класса».

На самом деле, не так. Все намного глубже. Эта сутра о нашем пути к йоге, о том, как мы к ней приходим, и в какой момент йога раскрывается для каждого из нас.

Хорошо помню свое первое занятие йогой, а также первый раз, когда Йога-сутры попали мне в руки. Не помню точно год, но ощущения от первого занятия запомнил очень хорошо.

2006 или 2007 год. Хорошая знакомая предложила сходить с ней на занятие йогой. Даже не помню, было ли тогда слово «йога» в моем словарном запасе. Просторный зал, преподаватель, большое количество очень гибких девушек и я.

Сказать, что было тяжело, было бы неправдой … Было очень тяжело. К тому времени за годы учебы и работы уже начал набирать вес, и полуторачасовое занятие виньясой далось с большим трудом. Помню полное разочарование после занятия. Ограниченность ума и решительное «йога — это не для парней. Кто вообще придумал этот вид спорта?»

Во время того первого знакомства с йогой части «а теперь» не случилось. То же самое произошло и при первом знакомстве с одним из первоисточников йоги.

Первый раз Йога-сутры попали мне в руки в 2011 году. С родным братом и близкими друзьями мы ходили в поход по Крыму. Брат всю дорогу просидел в стороне от всех, читая «Сердце йоги» Т. К. В. Дешикачара (перевод Йога-сутр там даётся в конце). Он был так поглощён книгой, что я попросил дать ее мне полистать. Помню, как я смотрел на фотографии Кришнамачарьи и его наставников, и мне все это казалось далеким и не имеющим никакого отношения ко мне миром. Книгу так и отложил, а части «а теперь» не случилось и тогда.

В Индии есть такое выражение: «Когда ученик готов, учитель приходит». Сейчас, спустя годы для меня это выражение значит, что человек прошёл достаточный жизненный путь для того, чтобы священные писания йоги (как и любые другие учения) для него могли начать раскрываться, а его ум уже готов для их принятия.

Если вы пришли на свое первое занятие йогой, не значит, что вы к ней готовы. Важно то, что случится после занятия.

Интересно, что Шри Паттабхи Джойс, один из учителей, подаривших нам современную аштанга-йогу, говорил, что йога приходит к человеку, только если он практиковал ее в своей прошлой жизни. Тогда человек притягивается к ней словно магнитом. Джойс мог посмотреть на ученика и сказать: «Ты. Йога. Уже много-много жизней».

Для меня магнит не сработал ни на самом первом занятии в йога-студии, ни в 2011 году, когда я первый раз в жизни держал Йога-сутры в своих руках. Ум был не готов. Тело еще не дало сигнал, что в жизни надо что-то кардинально менять. Он все ещё был полностью сконцентрирован на карьере, костюмах, ресторанах, ночной жизни Москвы и поездках на выходные в Европу.

Прошло несколько лет. Уже год или два я периодически занимался хатха-йогой, но большого интереса к первоисточникам йоги не проявлял. Помню, что в 2014 году по какой-то причине взял именно «Сердце йоги» на уединенный ретрит с шаманами в Священной долине в Перу. Одной из практик была практика молчания на протяжении всего ретрита (в йоге она называется «мауной»), и нам разрешалось читать какую-то одну книгу по саморазвитию. Поэтому на протяжении ретрита прочитал «Сердце йоги» и Йога-сутры от начало до конца несколько раз.

Признаюсь, какого-то относительно глубокого понимания Йога-сутр даже после многократного их прочтения не возникло. Но йога стала затягивать все больше и больше. По приезде начал внимательно слушать учителей, которые посвятили йоге десятилетия жизни, погружаться в комментарии. На полке стали выстраиваться книги по философии йоги. Не одна, не две, а десятки.

И в один из дней меня сильно зацепил совет, который я услышал от Стефани Снайдер, преподавателя йоги из Сан-Франциско. Она рассказывала, что каждое утро открывает Йога-сутры Патанджали, Бхагавадгиту или Упанишады, выбирает какую-то одну сутру или стих и старается их понять и прожить в течение всего дня. После этого начал делать также, но одного дня не хватало. Одну сутру мог обдумывать и проживать в течение целой недели.

С регулярными занятиями, с более интенсивным погружением в первоисточники начало приходить понимание, что буду именно служить йоге как чему-то свящённому и людям через йогу.

И именно в этот момент Йога-сутры и Бхагавадгита начали раскрываться через голос внутри, а мысли потоком выливаться на бумагу. Занятия йогой стали более осознанными, и большую часть времени начала занимать самостоятельная практика. Настоящее «А теперь, обучение йоге» начало потихоньку приходить в мою жизнь.

Поэтому всем, кто столкнулся с йогой на своем пути, в новом году я хотел бы искренне пожелать реализации именно этой сутры Йога-сутр Патанджали:

«1.1 А ТЕПЕРЬ… обучение йоге».

И надо быть готовым к тому, что это займет время. И скорее всего, большое количество времени.

Лев Соловьев, преподаватель хатха-йоги и медитации, автор приложения для занятий йогой «7 Минут Йоги». https://www.instagram.com/yogashkola

Фото: oneandonlypalmilla/instagram.com

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: