Харе Кришна →  Жёны Арджуны, брата Пандавов.


Кришна женится на Митравинде похищая её

00:00:13 И сегодня речь пойдет о том, как Кришна женился. После того случая вскоре Кришна женился ещё на нескольких царевнах. Первая это была Митравинда принцесса царства Аванти. Её братья Винда и Анувинда были одноклассниками Кришны и учились с ним в ашраме их гуру Сандипани. Но вскоре они попали под влияние Джарасандхи врага Кришны и заставляли свою сестру выйти замуж за его внука. Но она умоляла Кришну, что бы он спас её и опять прилюдно, при всех остальных царях, Кришна похитил её так же как он сделал когда то это с Рукмини.

История происхождения

Древнеиндийские тексты Пураны, в которых описывается история сотворения вселенной, описывают Радху как возлюбленную и жену Кришны, появившуюся на Земле одновременно с ним. В многочисленных направлениях индуизма Радху порой считают воплощением богини изобилия и богатства Лакшми. А порой, напротив, считают, что Радха — источник богини изобилия и других женских проявлений божества.

Лакшми

Образ Радхи встречается в произведениях искусства, среди иконографических символов и индуистских статуй, изображающих богов. Во всех этих случаях Радху изображают главным образом в паре с Кришной.

В индуистских текстах дается подробное описание того, как Радха проводила время в детстве в компании Кришны. Оба божества росли в деревне Вриндавана в окружении девочек-пастушек, одной из которых была и сама Радха. В священных текстах и поэмах, написанных на санскрите, также дается детальное описание любовных игр Кришны и Радхи.

Радха

Местом рождения Радхи называют маленькую деревеньку Варшана, расположенную в 8 километрах от деревни Вриндавана. Отцом Радхи называют некоего царя-пастуха. Оба населенных пункта, связанных с именем Радхи, существуют в Индии взаправду. Вриндавана сегодня — город, который считается священным среди последователей вайшнавизма и является местом паломничества.

Считается, что в древности на этом месте находился лес, и в этом лесу устраивал божественные игры Кришна. Во время этих игр юный бог вместе с мальчишками-пастухами проказничал, воровал масло и убивал демонов. В тех же краях обитала Радха, которая была предводительницей девочек-пастушек. Она часто встречалась с Кришной. Радха и Кришна отдыхали и танцевали там. В современной Вриндаване, по слухам, пять тысяч храмов, посвященных Кришне и Радхе.

Кришна

Современная Варшана — город, место паломничества поклонников Кришны. В священных текстах индуизма утверждается, что в деревне Варшана стоял дворец отца Радхи, царя Вришабхану. Часть биографии героини, захватывающая детство и юность, связана с этими краями. Здесь Радха росла, проводя время в играх с подругами и Кришной. В Варшане есть храм, посвященный Кришне и Радхе.

Среди индуистских праздников есть день явления Радхи, или Радхаштами. В этот день последователи разных течений вайшнавизма устраивают пышный праздник. Радха получила любовь Кришны, потому что была преданна богу больше прочих. В день Радхи люди, желающие обрести любовь Кришны, обращаются к богине, чтобы та даровала им способность быть преданными Кришне. Считается, что если человеку удастся снискать расположение богини, то и Кришна будет благосклонен к нему.

Храм Радхи-Партхасаратхи

Во время праздника божествам преподносят сотни всевозможных блюд, которые готовят поклоняющиеся. Храм Радхи украшают цветами и гирляндами, а самой богине предлагают новое платье. В этот день читают лекции о Радхе, рассказывают о деяниях богини и прославляют ее качества. Звучат религиозные песнопения и мантры, статуи Радхи и Кришны омывают и умащивают.

У Радхи множество имен, которые одновременно являются эпитетами богини и носят различные значения, описывающие качества Радхи. К примеру, «Радха-царица», «Видящая Кришну» и т.д.

Актриса Радха Митчелл

В честь богини Радхи названа актриса Радха Митчелл, известная по фильмам ужасов серии «Сайлент Хилл» и фантастическому триллеру «Черная дыра». Митчелл — австралийка, но воспитана в семье приверженцев индуистской религии и культуры. Актриса занимается йогой и придерживается вегетарианской диеты.

Кришна женится на Бхадре и Сатье

00:01:22 Вторая царевна на которой он женился это была Бхадра и это пожалуй была единственная, единственный брак который был без всяких приключений. Просто её братья сами предложили её в жены. Следующая принцесса её свали Сатья она была дочкой очень могущественного царя Нагнаджита царя Кошалы и он сказал что только тот кто сможет победить сем ужасно свирепых быков, имеет право (неразборчиво) дочери. Услышав о том, как любит его эта девушка Сатья Кришна, конечно же, поспешил в столицу Кошалы что бы попытать счастья. И поскольку Нагнаджит был очень благочестивый человек и конечно же он чувствовал большую честь быть его тестем он готов был конечно же отдать просто так руку своей дочери. Но поскольку он уже дал обещание что отдаст только тому кто победит быков, он не мог взять своё слово назад и Кришна это прекрасно понимал поэтому он подпоясавшись вышел на арену для тог что бы сразится с этими быками. И он себя размножил на семь форм и конечно же победил этих быков с необыкновенной легкостью.

Кришна женится на Лакшмане

00:03:05 И тогда царь с огромным удовольствием отдал свою дочку ему в жены и они отпраздновали пышную свадьбу. Конечно же многие цари хотели заполучить её в жены и поскольку у них не получилось они атаковали свадебный коттедж который шел по дороге в Двараку. Но Арджуна который всегда был рядом с Кришной он с легкостью отразил эти атаки. Следующая на ком женился Кришна это была Лакшмана это была очень красивая дочка царя царства Мадрас и она проводила сваямвару, турнир который был на сваямваре у Драупади то есть нужно было попасть было в рыбу, в изображение рыбы которое неустойчиво качалось. И Кришна опять же сопровождаемый Арджуной поспешил туда, поскольку Лакшмана умоляла её спасти. Он выстрелил в изображение рыбы и с легкостью попал туда куда надо на глазах у всех своих соперников.

00:04:48 И в это же время жил (неразборчиво) или Наракасура он просто терроризировал все близ лежащие окрестности, он похитил дочерей 16 тысяч королей и все они были замужнего возраста и он их поместил в тюрьму и как он сказал, что он их хочет спасти от таких похитителей как Кришна. Единственное что он не понял, что эти все красотки, мечтали быть похищены и послали Кришне жалобную просьбу о помощи. В это же самое время Индра царь небес пожаловал к Кришне просить его помощи, что бы убить Наракасуру. Дело в том что Наракасура не только был обвинен в похищении этих всех красавиц, Наракасура так же побывал не небесах и похитил сережки у матери Индры Адити, которые обладали такими магическими силами.

История «черного юноши»

Жизненный цикл юноши-Бога на земле полнее всего представлен в «Махабхарате» — уникальная летопись, повествующая о всех этапах его земного пути.

Воплощение

Рождению Кришны предшествовали наставления Великого Брахмы, в которых звучал призыв ко всем полубогам. В нем говорилось о необходимости воплотиться на земле в живых людей и оставаться там до тех пор, пока сам Господь будет присутствовать на ней, облегчая её страдания.

Кришна

Рождение

Датой появления на свет божественного сына считается 19 июля 3228 г. до н. э. В самой истории рождения скрыт глубокий смысл, в ней много сакрального. Кришна воплотился в земной образ, как сын Васудевы и его второй жены Деваки. После их бракосочетания высший голос с небес изрек грозное предсказание, которое гласило, что восьмой отпрыск этой четы принесет смерть действующему правителю Матхуры — Камсе.

Узнайте бошльше о супруге и сыне бога Шивы.

Это так испугало демонического царя, что он заточил праведных родителей в тюрьму. Но это не спасло от неизбежности. В момент зарождения Шри Кришны во чреве Деваки, Яшода — ее подруга, забеременела посланцем Вишну. В положенный срок жена Васудевы родила сына, который предстал перед ними в своей божественной ипостаси — у него было четыре руки, держащие диск, жезл, раковина и цветок лотоса. Он озвучил им план своего спасения, а именно идею подменить его на дочь их друзей.

Затем Кришма превратился в ребенка, а отец стал реализовывать его наставления. Это было не сложно, так как все живые существа попали под влияние мальчика, двери тюрьмы открылись сами и Васудевы смог беспрепятственно выйти из заточения и обменять ребенка. По возвращению его в тюрьму, все вернулось на свои места. Увидев, что у супружеской четы родилась девочка, Камса потерял бдительность и освободил их, умоляя простить его за убийство предыдущих детей.

Кришна

Юность

Взросление Кришны происходило среди лугов и пастбищ. Его друзьями были пастухи и пастушки, которые слушали его очаровательные мелодии. В пятнадцатилетнем возрасте юноша потерял свою приёмную мать. Он долго и безрезультатно искал её. И в одном из странствий встретил старца, который надоумил его бороться против Змей, защищать добрых и одолевать злых. Вместе со своими товарищами Кришна победил огромное количество диких зверей, объявлял войну царям и освобождал страждущих. Он становился воином. Но сколько бы он не путешествовал, нигде не встречался ему царь змей.

Набравшись опыта, он нашел этого демона, исполненного могущества и отрубил ему голову. И тогда из уст умирающего «царя» он услышал наставления, в котором говорилось, что «нельзя узнать истину убивая живых, её осознание придет лишь в собственной предсмертной агонии». Эти слова запали в душу юноши, и он решил вернуться в родную долину. Там он снова начал проводить время в молитве, играть на флейте прекрасным Гопи. Еще одним захватывающим событием этого периода является поднятие холма Говардхана.

Знаете ли вы? Ученики Кришны говорят, что холм Говардхана наделён особым свойством. Все люди, приходящие к нему, испытывают духовное величие и блаженство.

Кришна

Зрелый возраст

Этот промежуток времени характеризуется политической деятельностью героя. Он свергает с трона действующего правителя Камсу и помогает занять трон представителю династии Ядавов — Уграсену. Сам при этом становится принцем и заводит дружбу с наследниками рода Пандавами. Вскоре за этими событиями следует бракосочетание Кришны и наследницы царя Бхишмаки — Рукмини.

Важно! У Кришны насчитывалось 16108 жен. Восемь из них были обраны им, а остальные 16100 — бывшие заложницы побежденного царя Наракасуры.

Самым важным моментом этого периода жизни является сражение на Курукшетре. В ней принимают участие два конфликтующих клана — Пандавы и Карны. Перед расстановкой сил в сражения Кришна выдвинул интересное условие, чтобы одна из сторон забрала себе всю его армию, а второй достанется он, причем безоружный. Кауравы взяли себе армию, а Кришна пошел к Пандавам, которыми руководил благородный Арджуа.
Сражение длилось 18 дней, во время которых произошло много коварных событий:

  • Бог Индра, желая Пандавам одержать победу, хитростью забирает у Карны дар неуязвимости;
  • Арджуна, прислушиваясь к советам Кришны, обманным путем убивает своего деда Бхишму и старшего брата Карну;
  • сам Кришна не придержуется данного обета и участвует в сражении.

Битва

Перед смертью

Завершив военные действия на Курукшетре, Перевоплотившийся Бог вместе с братом поселился в новой столице Ядавов — городе Двараке. Здесь Кришна прожил еще 36 лет и умер как обычный смертный, медитируя под тенью дерева. В его пятку попал проходящий мимо охотник, принявший его за животное. Согласно данным из «Махабхарата», Кришна погиб в результате проклятия матери двоих кровных сыновей. Она обвинила его в том, что он не помог предотвратить братоубийство.

Знаете ли вы? Двараке — город, созданный за один день по распоряжению Кришны. Его поглотил океан на седьмой день гибели его создателя.

Умер Кришма в 125 лет — 18 февраля 3102 году до нашей эры.

Цветок с дерева Париджата

00:06:15 Кроме этого поступила жалоба от Веруны Бога воды, Бога океаны он так же добавил в список преступлений Наракасуры похищение его зонтика который так же был важной собственностью. И он так же занял место Индры на вершине горы Меру это Наракасура. Короче говоря эти жалобы продолжали возрастать пока Кришна действительно не решил предпринять решительные действия. В это самое время Нарада, это божественный мудрец, он принес цветок с божественного дерева париджата и это из сада Индры. И это был необыкновенный цветок, этот цветок был необыкновенный, волшебный аромат его сам он был необычайной красоты и он принес его для Рукмини. И вскоре после того как этот цветок оказался у Рукмини, Сатьябхама это жена Кришны если вы помните она достаточно фривольная была и с таким характером она захотела ни больше ни меньше она захотела целое дерево для своего сада.

00:07:51 И она пошла к своему господину Кришне и нашла его за беседой с Индрой, и она решила что это очень хороший знак и она прошептала на ушко своему мужу о том что она мечтает иметь это божественное дерево. Кришна согласился и спросил у Индры если он не простив и Индра конечно же ничего не имел против. Он сердечно пригласил их на райские планеты и после того как Кришна победит Наракасуру и вернет его матери сережки, ну такой у них был деловой договор и на том и порешили. После этого Кришна направился в Прагджьотишу, это столица Наракасуры царства и он оседлал свой самолет, который был не кто иным как Гаруда орел божественная птица и в сопровождении своей жены Сатьябхамы они двинулись в этом направлении.

Различные формы одного Абсолюта

Основа индуизма — Тримурти. Это учение о том, что три божества составляют вместе единое целое. Оно играет роль так называемого Абсолюта, то есть Брахмана. По философии этого народа такая система отвечает за сочетание трех основных принципов мира: его создания (Брахма), развития (Вишну) и разрушения (Шива). По этой теории живут миллионы людей. Тут стоит отметить, что часто роли этих кумиров меняются или соприкасаются. Четких границ того, кто и что должен делать, нет.

Первым в триаде выступает Брахма, который отвечает за сотворение земли. По легенде, этот персонаж не был рожден и не имел матери, а вышел из цветка лотоса, что вырос на пупке Вишну. По другой теории, этот бог появился из воды. Цвет его кожи и одежды — красный, тогда как цвет бога Кришны — синий или черный. Это своего рода аллегория. Брахма представляет красную или коричневую землю, а Вишну – небо и космос.

У первого из триады четыре головы и руки. Конечности стали символом света. Культ этого героя не является популярным. В Индии насчитывается всего десяток храмов этого кумира, в то время как его «братьям» люди построили тысячи святилищ.

Еще один стержень триады — Шива. Его часто ассоциируют с разрухой, хотя такое восприятие неправильное. Он — знак не столько смерти, сколько перерождения и создания нового.

Бог Кришна. Какого цвета принято изображать Бога Кришну?

Кришна и Сатьябхама верхом на Гаруде сражается с войнами Наракасуры

00:09:11 Город был укреплен очень сильно и состоял из эти рвы были состояли из гор воды огня и ветра и так же были окружены электрическими проводами которые невозможно было никак порвать. Но Кришна конечно же победил все эти укрепления при помощи своего оружия, при помощи воды и огня от своего диска и стрел и он победил всех воинов Наракасуры только при помощи звука своей раковины. Тогда генерал которого звали [Мураясура]он поспешил к Кришне но Кришна проткнул его своим трезубцем и затем он поспешил на место назначения по дороге он снес голову демону этому своей сударшана чакрой это диск его. И Наракасура увидев, что все его баррикады поломаны он приказал оседлать слонов и слоны должны были пойти сражаться, но ужасная битва, которая произошла она закончилась тем что Наракасуре опять же волшебным диском сударшаной отрубили голову.

Кришна освобождает 16 тысяч принцесс

00:11:14 И его мать богиня Земли она отдала Кришне сережки, зонтик и другие драгоценные объекты которые брал её сын. Она знала, что Кришна очень великий, и она поклонилась перед ним и умоляла защитить её внука Бхагадатта и Кришна пообещал выполнить её просьбу. Триумфально прошел по городу и освободил 16 тысяч молодых девушек, которых Наракасура захватил силой. Вскоре после того как они увидели его они загорелись желанием выйти за него замуж и Кришна принял их всех и послал их в Двараку ожидать своего приезда. Затем они последовали к Индре на райские планеты и отдали Адити сережки и Варуне отдали зонтик.

Сатьябхама просит Кришну добыть дерево Париджата

00:12:28 И вскоре после этого Сатьябхама увидела это божественное дерево париджата с золотой корой и необыкновенно благоухающим ароматом и она вцепилась в Кришну за его руку и начала умолять его что бы он только не забыл своё обещание для нее заполучит это дерево. Господь посмотрел на неё с жалостью как будто бы хотел сказать о Сатьябхама какая же глупая ты, ты получила меня — суть вообще всей сладости которая только есть и ты жаждешь это жалкое дерево которое может тебе даровать только мирские удовольствия. Но она была достаточно упряма и он уступил её просьбе. Поэтому когда мы просим Господа наши какие то детские желания которые приятны нашим чувствам но которые не имеют долгого длительного блага, Господь может уступить нам поскольку сила нашей молитвы может быть большой. И каждый человек имеет свободу сам лепить своё будущее, в конце концов, мы найдем, что этот подарок, который мы просили он бесполезный и приносит нам только одни страдания.

00:14:06 Но в любом случае каждый из нас имеет голос Бога внутри наших сердец и если мы не слушаем его он может показаться что он уступает, но не потому что он слаб что бы остановить нас а потому что он просто дает нам свободу выбирать в соответствии с нашим выбором мы должны будем потом иметь последствия, принять так же и последствия наших поступков. Таким образом Кришна напомнил Индре о его обещании но беспечный монарх забыл о своем обещании и как и большинство из нас когда мы обещаем что — то но получив положенное мы забываем о том что мы обещали и послал свои силы для того что бы бороться с Кришной. И Господь победил его и вернулся в Двараку с Сатьябхамой которая была вне себя от радости и несла свой трофей.

Этимология и имена

Многие люди знают, что Кришна – это удивительное божество. Слово «кришна» в переводе с санскрита означает «тёмно-синий», «чёрный» или «тёмный». В соответствии с устаревшей гипотезой, темнокожесть Кришны свидетельствует о неарийском, автохтонном происхождении образа божества.

бог кришна

Этот Бог в мурти чаще всего запечатлён чёрным (редко — синим или белым). В живописи в основном изображается с кожей тёмно-синего или голубого цвета. Его цвет кожи в «Брахма-самхите» растолковывается как «тот, кто имеет оттенок лазурных облаков». Отождествление облака и божества по цветовому показателю является общепринятым для поэзии Индии.

Этот Бог в индуизме занимает первое место. Он также известен под другими титулами и именами, которые обнаруживают его разнообразные атрибуты и качества. Гопала и Говинда являются одними из самых известных имён, определяющих образ Кришны как коровьего пастуха. Отдельные имена этого божества имеют особое значение в определённых областях Индии. Так, имя Джаганнатха особенно популярно в Ориссе.

Сатьябхама сажает дерево в своем саду так, чтобы это видела Рукмини

00:15:48 Вскоре после того как Сатьябхама прибыла домой она решила посадить своё драгоценное растение, место которое она выбрала было прямо напротив резиденции Рукмини. И ей хотелось посадить это растение именно так чтобы той, Рукмини было явно очевидно каво предпочитает её господин. И после того как Нарада прибыл в Двараку он предложил ей помочь в посадке и культивировании этого растения поскольку он был известным знатоком в таких тонких вопросах как посадка и уход за райскими растениями. И конечно же ничего не подозревающая Сатьябхама она согласилась.

00:16:51 И Нарада поскольку он все таки имел, он был больше на стороне скромной и ничего не требующей Рукмини то исход его помощи был следующим. Агрокультурной помощи был таким – дерево выросло и начало цвести, но к ужасу Сутьябхамы она обнаружила, что все ветки вместе с цветами они наклонялись в сад к Рукмини. И благоухание от этих чудесных цветов заполняло всю атмосферу. И если Сатьябхама хотела хотя бы один цветочек, она должна была идти к Рукмини и умолять её каждый раз, что ей нужен цветочек. Но тем не менее она должна была выполнять всю тяжелую работу: поливать, удобрять, подрезать. А Рукмини себе спокойно сидела и наслаждалась прекрасным запахом этих цветов, которые буквально падали к ней на колени.

00:18:12 И таким образом Рукмини которая считала, что нету запаха прекраснее или даже сравнимого с лотосными стопами её супруга, её господина была одарена райским благоуханием которого Сатьябхама была лишена.

Нарада поражен тем, что Кришна умеет быть одновременно в нескольких местах

00:19:44 Вооружившись своей виной, это музыкальный инструмент, он отправился посетить сначала свою любимицу Рукмини. Он нашел значит Кришну здесь сидит, вернее Кришна лежит расслабившись в гамаке с Рукмини которая обмахивает его веером. И Кришна спрыгнул, когда он увидел мудреца, пригласил его, настаивал, что бы он угостился фруктами и орешками. Нарада посидел какое то время затем он ушел, потому что он ещё хотел посмотреть что же делается ещё в 16 тысяч 107 других домах. Он зашел в дом Сатьябхамы и опять здесь же он увидел Кришну, который играл в кости с ней, Кришна выглядел полностью увлеченным своей игрой и когда он увидел мудреца, он спрыгнул и пригласил его с распростертыми объятьями. О Нарада, как давно с тобой мы не виделись! Как ты? И откуда ты идешь? У Нарады буквально отвисла челюсть, потому что разве они не встречались только момент назад?

00:21:15 И он поспешил выбраться из объятий Кришны и поспешил в резиденцию Джамбавати, но здесь он вообще нашел даже что время года поменялось. В то время как там была весна, в двух первых дворцах, здесь было лето и оба супруга плескались в озере, наслаждались прохладной водичкой, баловались, играли. И опять же Кришна сделал вид что он очень удивился, увидев его. И Нарада уже начал немножко нервничать, бедный Нарада, он понял, что задача почти невыполнима. Он ещё попробовал, но везде он встречал счастливого, улыбающегося Кришну, с довольной женой, наслаждающейся друг другом компанией. И хотя каждая из жен имела сотни служанок, каждая из них хотела лично служить Кришне, выполняя все его малейшие желания.

00:22:42 И как только он приходил им нравилось бежать его встречать, предлагать ему листья, цветы, трава и сандаловая паста, воду что бы обмыть его стопы, массировать ему ноги, обмахивать его опахалом и мазать его сандаловой пастой и т.д. Украшать его гирляндами цветочными, которые они делали своими собственными руками, расчесывать его и кормить его. И все из них, что им даже больше нравится, они считают себя даже больше его слугами чем его женами. Они наслаждаясь делали это, самую даже черную работу для него.

00:23:42 В конце дня Нарада уже потерял счет всем дворцам которые он посетил и утомленный он решил бросить это бесполезное занятие и в таком настроении он лег под деревом и вдруг как неожиданно почувствовал что какой то мужчина наклонился над ним. О мудрец, сказал мужчина, ты что так легко сдался, почему ты не выполнил свою задачу до конца? Тебе ещё осталось ровно четыреста шестьдесят пять домов посетить и сказав так мужчина исчез. И Нарада почувствовал, что это был очень знакомый голос и он встал, сложил обе руки и мысленно поклонился 16 тысяч 108 раз своему господину и извинился что он усомнился в нем и осмелился его тестировать. Прости меня, он прошептал, ты являешься причиной всего, все существует в тебе, как же это тяжело должно быть, быть в одном месте и одновременно.

00:25:13 Но то что тяжело для человеческого существа – делать столько многих женщин счастливыми, но для Бога нет ничего невозможного. И потому что он был мудрецом и реализованной душой Нарада видел что его жены могут быть счастливы потому что они служили ему своими телами, умами и душами.

Поздний отрезок бытия

Вы когда-нибудь изучали Вишну-пурану? Этот религиозный индуистский текст весьма интересен. Но продолжаем далее. После сражения на Курукшетре Кришна в Двараке жил в течение 36 лет. Затем на одном празднестве между Ядами завязался смертный бой, в котором они убили друг друга. Немного погодя старший брат Кришны, Баларама, своё тело покинул в йогическом беспамятстве. Кришна отправился в лес, уселся под ветвистым деревом на землю и стал медитировать.

Мимо него проходил охотник с провещающим именем Джара (дряхлость). Он увидел часть ноги Кришны сквозь листву, предположил, что за деревом находится олень, и выстрелил в него из лука. Кришна был смертельно ранен.

кришна это вишну

В соответствии с «Махабхаратой», Кришна скончался из-за осуждения матери Кауравов Гандхарати. Она после гибели своих сыновей на поле брани Куркуштера рассердилась и прокляла Кришну за то, что тот не стремился остановить войну. Он лишь усмехнулся и принял проклятие, сказав, что его обязанностью было биться на благочестивой стороне, а не предупреждать битву.

В соответствии с описаниями «Бхагавадгиты» и «Бхагавата-пураны» и базирующимися на них астрологическими вычислениями, датой гибели Кришны в индуизме расценивают 18 февраля 3102 года до н. э. Эта дата базируется на «Махабхарате». В её текстах указано, что Кришна царствовал в Двараке в продолжение 36 лет после сражения на Курукшетре. В «Матсья-пуране» также указано, что на момент боя на Курукшетре Кришне исполнилось 89 лет, после чего Пандавы властвовали 36 лет.

Рукмини – идеальная жена Кришны

00:26:00 Из всех жен самая сладкая, и самая смеренная была Рукмини. Не было никого, кто бы сравнялся с ней по её кротости, уступчивости, и благочестию. Она была воплощением богини Лакшми, супруги Господа Вишну и она была идеальной арийской женой, которая никогда ничего не просила для себя, никогда ничего не требовала. И считала что самое большое счастье, которое только может быть это служить её мужу, который был и её господином и Богом.

00:26:41 В то же самое время она никогда не высказывала каких то своих мнений которые были бы против или желаний которые шли в разрез с желаниями своего и мужа. Как это было с своевольной Сатьябхамой, которая всегда хотела добиться то чего она хотела. Однажды Кришна решил проветрить насколько озеро, которое кажется такое спокойное, озеро её ума спокойное на поверхности насколько оно внизу, в глубине такое же спокойное как оно на поверхности. И однажды в послеполуденный час он отдыхал на своем гамаке и Рукмини мягко обвеивала его опахалом и она получала несказанное удовольствие от этого маленького служения.

“…Вьясадева сказал: «Расскажи, о Санджая, Дхритараштре, который спрашивает тебя, всё, о чём он хочет узнать. Изложи всю правду о Васудеве и Арджуне!»

Санджая начал свой рассказ: «Превосходнейшие лучники Арджуна и Васудева, имеющие сходную божественную природу, приняли рождение на Земле по собственному желанию. О царь, диск, который могущественный Васудева пускает во врага, принимает такие размеры, какие необходимы для Его обладателя; и применение его сопровождается божественной иллюзией. Сияющий, словно солнце, этот диск незрим для Куру и всегда защищает Пандавов, зная их силу и слабость. В действительности, тот потомок Мадху, Кришна, неукротимый в Своей мощи, с лёгкостью одолел демонов Нараку, Шамбару, Камсу и Шишупалу. Исполненный трансцендентной силы, Он, высочайший из всех, может одним лишь желанием подчинить всю Землю и небо Своей власти. […] Если, с одной стороны, взять весь проявленный мир с его бесчисленными планетами, а с другой – Джанардану, то Джанардана по Своей мощи превзойдёт всё творение! Джанардана, одним лишь взглядом, может испепелить всю эту Вселенную, но никто не сможет обратить Его в пепел! Там, где правда и справедливость, праведность, скромность и прямодушие, – там всегда Говинда; а где бы ни был Кришна, там восторжествует победа! Самый выдающийся среди живых существ, Душа всех душ – Джанардана приводит в движение, словно играя, всю Землю, воздушное пространство и небеса! Избрав Пандавов видимым средством и вводя в заблуждение весь мир, относительно Своей подлинной сути, Джанардана намерен уничтожить твоих злобных сыновей, снедаемых завистью. Отмеченный божественными знаками, Кешава, силой Своей энергии, непрестанно вращает колесо Времени, колесо Вселенной и колесо различных эпох. Я скажу тебе правду, что это Высшее Существо – Господь, властвующий над временем, смертью и всем миром движущихся и неподвижных существ! И хотя этот великий подвижник Хари – Господь всей Вселенной, Он действует, как обычный смертный. Силой Своей божественной иллюзии, Кешава вводит в заблуждение всех в этом мире. Но те, кто принимает прибежище у Него, не сбиты с толку этой иллюзией».

Дхритараштра спросил: «Как ты, о Санджая, узнал, что Мадхава – это Верховный Господь всего мира? И почему не знаю об этом я?»

Санджая ответил: «У тебя нет подлинного знания, о царь, у меня же есть такое знание, которое никогда не убывает. Не имеющий истинного знания и окутанный тьмой неведения не может познать Кешаву. Благодаря этому знанию, о господин, сокрушитель Мадху известен мне как Причина всех причин, как Творец всего сущего, но который Сам не сотворён; Он – Божественное Начало, из которого исходят все живые существа и в которое они вечно возвращаются».

Дхритараштра спросил: «О сын Гавальганы, какова суть той преданности, которая всегда есть у тебя к Джанардане и, благодаря которой, ты знаешь сокрушителя Мадху как Верховного Господа, Причину всех причин?»

Санджая ответил: «Я не гонюсь за иллюзией мирских обладаний и не пытаюсь найти ложные добродетели. Обретя духовную чистоту своей преданностью, я познаю Джанардану через священные писания».” (М-б., 5.33). 203/4*331-333.

“Дхритараштра, вдохновленный Вьясадевой, сказал: «Так назови же мне, о Санджая, тот безопасный путь, благодаря которому, познав Хришикешу, я бы достиг высшей цели (освобождения)».

Санджая отвечал: «Джанардану не может познать тот, кто не обуздал свой ум. Жертвоприношение невозможно довести до конца, не усмирив свои чувства. Отстранить возбуждённые чувства от их объектов возможно духовным просветлением. А духовное просветление и не причинение вреда другим, несомненно, имеют своим источником истинное знание. Поэтому, о царь, постарайся с большим старанием подчинить себе чувства. И пусть ум твой не отклоняется от истинного знания. Огради его от всевозможных соблазнов. Такое обуздание чувств учёные брахманы называют истинной мудростью. А эта мудрость есть путь, по которому знающие следуют к своей цели. Кешава, о владыка, не может быть постигнут людьми необузданных чувств. Смиривший чувства, желая духовного просветления, пробуждается через изучение священных писаний и медитацию».

Дхритараштра сказал: «Расскажи мне, о Санджая, о лотосооком Кришне; зная смысл Его имени, я смогу, о сын мой, постичь того высочайшего из всех живых существ».

Санджая ответил: «Я расскажу тебе, о царь, о тех благоприятных именах Кришны, которые мне довелось слышать прежде. Кешава воистину неизмерим, чтобы описать Его словами. Оттого что Он покрывает всех живых существ иллюзией, или из-за Своего всеобъемлющего великолепия и оттого, что Он является пристанищем всех полубогов, – Он известен как Васудева. Его называют Вишну из-за Его всепроникающей природы. О Бхарата, Его зовут Мадхавой, потому что Он исполнен мудрости, размышляет об истине и погружается в глубокое сосредоточение. Он известен как Мадхусудана, так как является средоточием всех объектов познания и оттого, что убил демона Мадху. Поскольку Кришна объединяет в Себе то, что охватывается двумя словами: «криш», выражающее «всё, что существует», и «на», обозначающее «вечный покой», Он именуется Кришной. Имя Пундарикакша дано Ему от слова «пундарика», обозначающего Его высшую вечную обитель, и слова «акшара», означающее «непогрешимый». А Джанарданой Его зовут оттого, что Он нагоняет страх на всех нечестивцев и злодеев. Оттого, что саттва-гуна никогда не отделяется от Него, Его называют Саттватой. А имя Вришабхакшана дано Ему, от слова «вришабха», означающего «Веды» и слова «акша», означающего «глаз»; Веды являются Его глазами, и через Веды Он может обозревать. Поскольку тот губитель врагов не рождается от какой-либо матери естественным образом, Его зовут Аджой, Нерожденным. Он известен как Дамодара, потому что в отличие от полубогов, Его сияние вечно и оттого, что Он владеет Собой. Имя Хришикеша дано Ему от слова «хришика», означающего «вечное счастье», и «иша», – «шесть божественных атрибутов». Его зовут Махабаху, Могучерукий, оттого, что Он собственноручно поддерживает небо и землю. Имя Адхокшаджа дано Ему потому, что Он не постижим для чувств и не уязвим для оружия. Нараяной Его называют потому, что Он служит прибежищем для всех живых существ. Имя Пурушоттама дано Ему оттого, что Он «пуруша уттама» – Высшая Личность, которая творит, поддерживает и разрушает всё в этом мире. Он знает всё сущее и потому его называют Сарва. Шри Кришна – сама Истина, и истина всегда пребывает в Нём. Он есть вечная, нетленная Истина, поэтому Его называют Сатья. Имя Вишну дано Ему из-за Его доблести, а имя Джишну – из-за Его неизменных побед. Оттого, что Он вечен, Его зовут Анантой, Предвечным, а Говиндой – что Он знает любую речь. Он делает нереальное реальным и этим вводит в заблуждение всех существ. Обладающий всеми этими достоинствами, неизменно защищающий праведных, этот Бог богов, могучерукий губитель Мадху, явится сюда, чтобы предотвратить гибель Куру».

Дхритараштра сказал: «О Санджая […]

Я принимая прибежище у того Высшего Существа, высочайшего мудреца, искушённого в самопознании, которого легко достигают аскеты! Я принимаю прибежище у того океана красноречия, которого носит прекрасно-крылый Гаруда, у того владыки всех существ, творца Вселенных, тысячеглавого Верховного Господа, наидревнейшего, не имеющего начала, середины и конца, чья слава беспредельна! У Причины всех причин, Владыки всего сущего, высочайшего из высочайших и наиглавнейшего среди всех мудрецов и правителей мира, у того младшего брата Индры, я принимаю прибежище!»” (М-б., 5.33). 203/4*334-336.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: