История создания персонажа
Имя Брахма произошло от слова «бхриг», переводимого как «разрастание, увеличение». Буддизм повествует, что бог имел несколько имен. Он был Золотым яйцом — шаром из огня, давшим начало мирозданию, и Праджапати — властителем потомков и владыкой мира. Другие имена возвышали его как патриарха и творца, создателя мира и высочайшего из божеств.
По сюжету произведений «Ману-смитри» и «Махабхарата» бог произошел из яйца, которое плавало в первобытных водах. Прожив в яйце год, он мысленно разделил его на две сущности. Одна стала землей, а другая — небом. Люфт между ними заполнило воздушное пространство.
View this post on Instagram
A post shared by Ilya Smirnoff (@smirnoffbox) on Nov 23, 2020 at 6:05pm PST
Статуя Брахмы
Легенда гласит, что далее последовало появление огня и воды, земли, воздуха и эфира. Боги появились в финале. За ними следовали ландшафты и водоемы, звезды, веды и люди. Брахма разделился на два воплощения: мужское и женское. Затем в мире появились звери, птицы и другие представители живого мира.
Бог контролировал Вселенную и время, был источником всего произошедшего на свет и являл собой бесконечность, из которой вытекают время и формы.
Вишну
В индуизме среди бесчисленного количества богов принято выделять трех – самых главных и могущественных, это Шива, Брахма и Вишну. Эти божества символизируют три силы, которые являются основополагающими во Вселенной: силу разрушение, силу созидания и силу сохранения. Вишну — бог сохранения Вселенной, но существует культ, в котором его почитают главным и единственным божеством. Поклонение этому богу происходит или непосредственно, или через его аватары-воплощения: Раму и Кришну.
Как написано в древних текстах Пурунах, Вишну имеет 10 аватаров или воплощений. Из них 9 уже существовали на земле, а последнее воплощение придет на землю перед полным разрушением мира.
В другом древнем писании «Пхагават-гите» утверждается, что цель прибытия Кришны в этот мир — поддерживать нравственные устои (дхарму), побеждать зло и проводить божественные ритуалы для спасения душ людей.
Вайшванская традиция индуизма – это направление в индийской религии, которое почитает Вишну верховным богом. В своем учении эта религия опирается и на ряд древних текстов. К этим текстам относятся такие, как Тайттирия-самхита Яджур-веды и Вишну-сахасранама. В этих древнейших писаниях бога Вишну называют «Сверх Душа», а также Верховный бог, который знает прошлое и будущее. Вишну также называют создателем Вселенной, который правит ею и поддерживает в ней жизнь.
Изображение и атрибуты Вишну
В индуизме принято изображать бога Вишну четырехруким существом с темно-голубой кожей, этот оттенок цвету небосклона. Каждая рука бога Вишну сжимает предмет, имеющий определенное символическое значение. В первой руке Вишну сжимает цветок лотоса, который в индуизме символизирует красоту. Вторая рука божества держит булаву, которая является оружием против демонов-асуров. В третьей руке находится священная раковина шанкха – символ славы, долголетия и процветания. В древности такие раковины использовали для того, чтобы трубить в них на ритуальных церемониях, или во время боя для созыва войск. В четвертой руке заключен огненный диск (сударшана-чакра), который также является оружием для обезглавливания демонов.
Вишну еще известен под другими именами, такими как Пуруша, Парахатма, Махапуруша, Бхагаван (тот, кто обладает всеми достоинствами). В индуизме принято считать, что Вишну имеет все положительные качества, которые только возможны. Основные из них: знание и мужество, могущество и сила, красота и сострадание, богатство и щедрость.
Образ и судьба Брахмы
Исследования философии и биографии религиозного персонажа на основе литературных источников показывают, что доведический период индуизма славился культом этого божества. Затем его сменили учения Вишну и Шивы.
Длительное время бог оставался центральной фигурой в индуизме. Традиционно его изображали с четырьмя лицами и четырьмя руками. Бороду рисовали заостренной, а волосы — лохматыми. На плечах героя красовалась накидка из шкуры антилопы, а тело покрывали белоснежные одежды.
Индуизм гласит, что его образ меняет состояния. Йогический настрой подчеркивает величие и спокойствие духа, удовлетворенность собой. Состояние бхога предполагает светский настрой.
View this post on Instagram
A post shared by Беренёв Дмитрий (@dimaberenev) on Oct 8, 2019 at 12:44am PDT
Брахма, Вишну и Шива
Обычно в этом облике бога сопровождает супруга. Вира — состояние, в котором Брахма становится символом доблести. Четвертое состояние — образ неприступного и сурового бога. Его предпочитают при желании избавиться от противников.
Изображения описывали его располагающимся на лотосе или правящим колесницей, запряженной лебедями. Бог имел золотистый оттенок кожи. Находясь в медитации, он оставался с полузакрытыми глазами. Некоторые картины изображали его с нимбом над головой. Острые быстрые стрелы — брахмастра — были в его руках.
Также божество имеет традиционные атрибуты. Четыре лика соответствуют четырем сторонам света. Четыре руки тоже характеризуют эти направления. Одна ладонь держит чашу с водой, напоминая, что вода — это знак и исток всего живого. Вторая рука держит четки, символизируя время, которое не бесконечно. Лебеди, тянущие колесницу бога, — это миры.
Разделение людей на касты — тоже заслуга этого божества. Каждому сословию Брахма определил карму, или судьбу. Например, из уст появились мудрецы, которые должны нести знания остальным. Из рук — воины и правители (кшатрии). Из бедра — землевладельцы и ремесленники. А из ступней — те, кто должны были обслуживать все вышеперечисленные сословия.
Жен у него было две. Первую знали под именем Сарасвати. Брахма привлекал ее к совершению обрядов. Однажды ее не оказалось на месте. На призыв гонца женщина ответила, что занята нарядом, и вопрос супруга может подождать.
View this post on Instagram
A post shared by Мифореальность (@miforealnost) on Feb 3, 2020 at 10:34pm PST
Брахма и Шива
В гневе он пригрозил Сарасвати, что найдет себе новую жену. Ею стала Гаятри, дочь мудреца. Сарасвати узнала об этом событии с запозданием. Был скандал, который уняла молодая жена. Девушка приняла вторую роль и уговорила Сарасвати быть снисходительной.
Легенда о появлении смерти связана с именем Брахмы. Бессмертные люди переполнили планету, и она оказалась перенаселенной. Земля попросила о помощи, на что Брахма разгневался, и его тело загорелось, создавая пожары.
Шива предложил решить проблему. Пришлось придумать смерть, чтобы люди рождались и умирали. В образе женщины она появилась из тела божества. Ее слезы стали болезнями, приносившими гибель. Беспристрастность смерти подкрепилась тем, что она стала госпожой справедливости.
Внешность Брахмы
Несмотря на то, что Брахма может быть всюду, а значит, обладает невидимостью, у него есть вполне конкретный облик. На изображениях он часто облачён в алый наряд, имеет четыре головы, обрамлённые бородами. Все стороны света находятся под внимательным взглядом бога. В Индии рассказывают, что каждая из голов Брахмы читает свой раздел из Вед.
Индуистские божества часто изображаются со своими атрибутами, а у Брахмы они особенно интересны. В отличие от многих богов и даже богинь, в его руках нельзя увидеть оружие.
Напротив, Брахма отдаёт предпочтение мирным символам. Например, в одной из рук он сжимает черпак. С помощью этого предмета во время поднесения даров богам служители проводят ритуал пролитие гхи на пламя. Брахма – покровитель почитания божеств.
В другой руке Брахмы можно заметить кувшин. Эта священная ёмкость наполнена водой, что является первоисточником жизни. Также в одной из рук Брахмы можно есть чётки, что необходимы богу для расчета лет Вселенной.
Брахма в культуре
Удивительно, но сегодня культ Брахмы в Индии не так развит. С этим связаны легенды. Одна гласит, что бога проклял мудрец Бхригу за то, что творец не откликнулся на приглашение к жертвоприношению. Согласно второй, негодование на творца обрушила его собственная жена — Сарасвати. Причиной проклятия стал второй брак с Гаятри.
Однако исследователи индуизма высказывают практичные предположения. Культ творца живого не так популяризирован, поскольку смысла поклоняться создателю уже нет. Он выполнил миссию, и куда рациональнее молиться богам Шиве и Вишну, которые влияют на жизнь и ее окончание.
View this post on Instagram
A post shared by Белые Облака (@belye_oblaka) on Oct 4, 2020 at 7:57am PDT
Сарасвати, первая жена Брахмы
В Индии не так много храмов, где поклоняются этому богу, а самый главный расположен в Пушкаре. Один раз в год, в период с октября по ноябрь, сюда съезжаются паломники. Верующие совершают омовение в священном озере и проводят крупный фестиваль в честь творца.
Собираясь в них для молитвы, они читают мантры и поют самхиту, в которой вместо слова «аминь» используют слово «ом». Протяжное произношение этого слова помогает легко входить в медитативное состояние и настраиваться на гармонию с самим собой. Индусы верят в полезное влияние мухорты. Это временной отрезок для пробуждения длиной в 48 минут.
Поклонники учения с интересом пересматривают документальные фильмы о своем кумире. В 1994 году в индийском кинематографе появился художественный фильм «Брахма», в котором раскрывается история и особенности культа.
View this post on Instagram
A post shared by … (@silent_prowler) on Sep 6, 2020 at 5:12am PDT
Также мало статуй этого божества. Чаще он изображается стоя. Реже — сидя на лотосе или лебеде. Любопытно, что используется 4 образа, в которых он предстает. Например, миряне предпочитают изображения Брахмы вместе с женами. А вот устрашающему, грозному виду статуи поклоняются те, кто желает истребить неприятелей.
Большее распространение культ получил в Таиланде. Там считается, что творец приносит процветание и благополучие. В столице расположено святилище Эраван, самое известное в стране. Интересно, что в Китай традиция поклонения проникла из Таиланда, поэтому там храмы построены по тайским канонам.
Брахма и сотворение Вселенной
Брахма — творец Вселенной со всеми её многочисленными созданиями, при этом он сам является первым рождённым созданием во Вселенной. Мир был проявлен им из первопричины в изначальной пустоте — вселенского яйца Махадивьи. В нём Брахма сидит на лотосе, произрастающем из пупа Вишну, который есть первооснова всего сущего, и создаёт материальный мир. Изначальная пустота — это абсолютное всё, то есть Брахма, будучи содержащим в себе всю Вселенную, проявляет её в видимой форме. Корень самого слова «Брахма» означает ‘расширение’, ‘увеличение’; изначальная форма бытия была сокрыта в нём, и он эманировал из себя всю природу — проявил её из абстрактной, непроявленной вечности в конкретную, зримую субстанцию. Лотос олицетворяет собой абстрактную и конкретную Вселенную, потому и является священным цветком, символизирующем чистоту, совершенство и духовное пробуждение. Его семена содержат миниатюрный прообраз будущего цветка, так и Брахма проявляет этот мир по своему прообразу. Вселенское яйцо является символом Вселенной, проявленной из центра — зародыша. Аллегория яйца, из которого была проявлена Вселенная, символизирует «сгусток» энергий всех будущих живых существ.
Тотчас же введя меня в иллюзорное состояние силой Своей Майи, Шива в ходе Своей Лилы, поместил меня в Лотос, растущий из пупа Вишну. Вот почему я стал известен как «Рождённый в лотосе» и как «Золотой зародыш»
«Шива-Махапурана». Глава 7
Все мы пребываем в иллюзии существования, находимся под покровом майи (санскр. माया — ‘иллюзия’, ‘видимость’). Вселенная возникла из мирового яйца, в котором спит Брахма. Так что наш реальный проявленный мир — это лишь сон Брахмы, создателя этого мира.
Наша Вселенная постоянно расширяется, что научно доказано современными учёными-астрофизиками, и это лишь подтверждает сведения, содержащиеся в древнейших текстах Пуран, согласно которым, изначально в диаметре Вселенная составляла 500 миллионов йоджан (8 млрд км), однако к концу времён она вырастет до 9,5 млрд км. Таким образом, древнейшие источники священных знаний хранят точные данные о масштабах проявленной Вселенной.
Сам Брахма и есть Вселенная, а каждая частица её — его проявление.
Брахма — лишь причина сотворяемого при совершении творения, и от него исходят энергии-шакти сотворённого, становясь причиной возникновения предматерии, за исключением этой единственной причины, нет иной, которой бы мир был обязан своим существованием
«Вишну-пурана», книга 1, глава IV, 51-52
Космические циклы мироздания. День и ночь Брахмы
Образ Брахмы, погружающегося в сон и бодрствующего, формирует представления о времени, представляющем собой систему космических циклов. Когда Брахма бодрствует, на протяжении «дня Брахмы», он создаёт Вселенную, но засыпая, вновь растворяет её.
Жизнь Брахмы длится сто лет. Таким образом, наша Вселенная существует в течение 311 040 000 000 000 земных лет (далее по тексту — з.л.), соответствующим ста божественным годам Брахмы (Маха-кальпа). «Кальпа» на санскрите कल्प — ‘порядок’, ‘период’, ‘эпоха’, а «маха» (महा) означает ‘большой, великий’, соответственно «Маха-кальпа» означает ‘великий век’. Этому периоду проявления космической божественной энергии, противопоставляется период, когда по истечении жизни Брахмы, Вселенная прекращает своё существование, начинается Маха-пралайя («пралайя» на санскрите प्रलय — ‘разрушение, растворение’, «маха-пралайя» — ‘великое разрушение’) — период непроявленной Вселенной, продолжающийся тоже сто лет (311,04 трлн. з.л.), по завершении его приходит время рождения для нового Брахмы, и теперь он начинает новый цикл создания и уничтожения Вселенной. Согласно тексту «Бхагавата-пураны» («Шримад-Бхагаватам»), Вселенная входит в тело Вишну и пребывает там до начала возрождения и наступления следующего цикла кальп.
Один год Брахмы длится 3 110 400 000 000 з.л., а месяц (всего их двенадцать) равен тридцати дням Брахмы, соответствующим 259 200 000 000 з.л. Божественные сутки составляют 8 640 000 000 з.л. Таким образом, день Брахмы равен по продолжительности его ночи и составляет 4 320 000 000 з.л.
День Брахмы, или Кальпа, представляет собой период активности Вселенной. За день Брахмы протекают четырнадцать Манвантар, проходит 1 000 Маха-юг (Дивья-юг или Чатур-юг). Одна Манвантара («манвантрары», на санскрите मन्वन्तर, — время, когда правят прародители человечества Ману) составляет приблизительно 71 Дивья-югу, так, в течение дня Брахмы царствуют четырнадцать Ману, один Ману правит в период, соответствующий 306 720 000 з.л., включая временные интервалы меж ними (точное значение — 308 571 429). Одна Маха-юга насчитывает 4 320 000 з.л., и она подразделяется на 4 юги, следующие одна за другой, среди которых: Сатья-юга, или Крита-юга, (1 728 000 з.л.), Трета-юга (1 296 000 з.л.), Двапара-юга (864 000 з.л.) и Кали-юга (432 000 з.л.). Каждую новую югу предваряет время сумерек, или «сандхья», и последующий период — «сандхьянса», которые длятся 1/10 времени соответствующей юги.
Ночь Брахмы, или Пралайя, — время отсутствия активности, период покоя, в промежутках между днями Брахмы, уничтожается всё, что было проявлено в материальной форме, однако, субстанции остаются в ожидании начала нового дня, происходит частичное разрушение, природа «отдыхает», в отличие от более длительного периода, Маха-пралайи, по истечении жизни Брахмы, когда всё существующее растворяется в первичную субстанцию, из которой новый Брахма создаст вновь Вселенную в новом цикле творения. Необходимо иметь в виду, что «рождение» и «смерть» Брахмы — это метафоры, описывающие процессы, подобно тому, как Солнце «рождается» на заре и «умирает» с последними лучами на закате.
Согласно Ведам, на данном этапе мы находимся в Швета-Вараха-Кальпе (кальпа воплощения «Вепря»), с начала жизни Брахмы прошёл 51 божественный год, и это первый день (Кальпа) второй парардхи — второй половины жизни Бога-творца.
Когда мир был единым океаном, Владыка познал, что в водах находится Земля. Поразмыслив, Праджапати захотел её поднять и принял иное тело; — подобное тому, как и прежде в начале кальп он перевоплощался в рыбу, черепаху и прочих, так и теперь он предстал в обличье вепря — Варахи
«Вишну-пурана», книга 1, глава IV, 7-8
Идёт седьмая манвантара Шраддхадевы (Вайвасваты) Ману, 28-ая Дивья-юга, четвёртая эпоха которой — Кали-юга — берёт своё начало в 3102 г. до н. э., получается, что в нынешнюю Кали-югу мы прожили порядка 5 120 лет, и до окончания этого периода осталось около 426 880 лет.
Изображение бога Брахмы
Брахма изображается в виде четырёхликого бога (четыре лика представляют 4 Веды (Ригведа, Яджурведа, Самаведа и Атхараведа), либо 4 Юги, либо 4 стороны света, которые он обозревает, дабы всё подмечать в сотворённом мире). В руках у Брахмы можно увидеть следующие атрибуты: скипетр, иногда ковш или ложку, символично отражающие Брахму как повелителя яджн; камандалу (сосуд), наполненную водой священной реки Ганги, символизирующей изначальную субстанцию, из которой возникла Вселенная; акшамала (чётки, которые нужны для отсчитывания вселенского времени), а также Веды, как символ знания, или цветок лотоса, как символ проявленного космоса. Вахана (ездовое животное) Брахмы — лебедь, олицетворяющий божественную мудрость.
Брахма восседает на лотосе, что олицетворяет его вечную божественную суть, либо в колеснице, запряжённой семью лебедями, представляющими семь миров (локи).
Жена Брахмы
Согласно текстам Пуран, жена Брахмы — богиня знания и мудрости Сарасвати (санскр. सरस्वती — ‘полноводная’ — являющаяся олицетворением священной реки), порождённая им путём произнесения священного слога; по одной из легенд, она настолько очаровывает его своей божественной красотой, и он создаёт себе четыре лика, чтобы безотрывно лицезреть её.
Жена бога символизирует женское проявление божественной творческой энергии, изначальную природу (Пракрити), материальную первопричину Вселенной, её женское основополагающее начало. А Бог Брахма, отделившись от первопричины бытия, оживляет изначальную природу своим выдохом.
Богиня Сарасвати покровительствует искусствам, наукам, ремёслам, мастерству, почитается также как создательница языка санскрита и алфавита деванагари (санскр. देवनागरी — ‘божественное письмо’). У супруги Брахмы множество разных имён, одно из них — Савитри, что означает ‘солнечная’.
Изображают её, как правило, в образе красивой женщины в белом, что олицетворяет чистоту и свет её сути, сидящей на лотосе, в её четырёх руках представлены следующие атрибуты: акшамала, книга, вина (музыкальный инструмент — как символ искусства; высочайшего звука небесных сфер, где двойственность бытия растворяется в сознании, и оно очищается от влияния гун материальной природы; также может являться символом разностороннего развития и гармонии). Ваханой её так же, как и у Брахмы, является лебедь, который обладает способностью отличать правду от лжи, что символически означает необходимость умения различать истину от ложного знания, которые сводят с истинного Пути искателя. Зачастую рядом с богиней присутствует павлин — это птица Солнца, символ мудрости, красоты и бессмертия.
Сарасвати олицетворяет истинное знание. Она выступает помощницей всем тем, кто стремится познать суть бытия и выйти за рамки привычных представлений о жизни, познать истину. Она сопровождает человека на его духовном Пути, позволяет постичь священные писания, преодолев омрачения и другие препятствия.