Сарасвати
Сарасвати есть творческая энергия Брахмы, Бога-творца вселенной. Она олицетворяет божественное первичное слово, как манифестацию Абсолюта. Сарасвати именуют богиней речи – ВАК-ДЭВИ и матерью священных Вед.
Сарасвати – богиня учения и культуры. Другие её имена – Вак, Вагдеви, Вагишвари, Бхарати, Вани.
Являясь аспектом Тары – Великой Матери всех богинь, Богиня Сарасвати считается богиней речи, изучения, знания и мудрости.
В Ригведе ей как «царице богов», «свету для святых» посвящен гимн – «Дэви-шукта».
Главными чертами Сарасвати являются чистота и благородство, в текстах говорится, что она «чиста как снег».
Она всегда спокойна и доброжелательна, носит белые одежды, и украшена белыми цветами, т.к. белый цвет считается цветом знания и чистоты.
Ее голову украшает месяц, в четырех руках она держит вину (индийская лютня), четки и книгу Знаний.
Книга символизирует ее покровительство науке и учености, вина – искусству, особенно музыкальному, а лотос и четки указывают на ее связь с духовными знаниями и ритуальными практиками.
Сарасвати чаще всего изображается сидящей на лотосе или белом лебеде-символе духовной чистоты и совершенства, она питает умы своих почитателей чистотой и благородством.
Мир Сарасвати – это мир красоты и совершенства, мир, созданный вдохновением художников, музыкантов, прозрением философов и ученых.
108 имен богини Сарасвати представлены в тексте «Шри Сарасвати Аштоттара- шатанамавали», который рекомендовано читать по средам.
Сарасвати-дэви управляет образованием, разумом, речью.
Тот кто ее призывает, сможет достичь больших успехов в обучении, и никогда не будет забывать прочитанное.
Мантра Сарасвати, которая после 500 000 повторений дарует прояснение разума, – АУМ САРСВАТЬЯЙ НАМАХ, биджа-мантра Сарасвати – «аим».
Сарасвати была популярна среди Индуистов, Буддистов и Джайнов. В буддизме она является супругой Манджушри, Бодхисаттвы Мудрости. В Индуистской мифологии Сарасвати иногда была связана с Брахмой, иногда с Вишну или Ганешей. Обычно представлялась сидящей на лотосовом пьедестале (одна нога свешена), играющей на струнном музыкальном инструменте (вина), напоминающем лютню.
Ригведическая Сарасвати – воплощение реки Сарасвати. Позже она стала идентифицироваться с Ведической богиней Вак (Речь). Когда она становится самостоятельной богиней, то является супругой Брахмы. Матсья-Пурана рассказывает, что Сарасвати была создана Брахмой. Брахма был очарован собственной дочерью. В то время, как она начала кружиться вокруг него в молитве, у Брахмы возникло страстное желание постоянно видеть её, и потому его лицо возникало во всех напрвлениях – он постоянно видел дочь. Так Брахма приобрёл пять ликов. Миф об инцесте Брахмы со своей дочерью обязан своим происхождением Риг-Веде, где ведический Праджапати соединился со своей дочерью Ушас.
Позже Сарасвати ассоциировалась с Вишну в образе Кришны, или Ганешей.
Иногда она предстает одна. Когда Сарасвати сопровождает одного из богов, она стоит слева от спутника и держит музыкальный инструмент (вина). В одиночестве она обычно изображается сидящей. В настоящее время ей поклоняются как богине речи и учения.
С тех пор, как Сарасвати преимущественно ассоциируется с Брахмой, её ваханой является лебедь (хамса). В настоящее время её символом часто может быть павлин, хотя в священных текстах павлин не связывается с Сарасвати.
Если она четырёхрукая, то держит:
~ книгу (пуштака), чётки (акшамала), струнный музыкальный инструмент (вина) и лотос (падма);
~ книгу (пуштака), акшасутра, чётки (рудракша мала), лотос (падма), одна рука в позиции учения (вьякхайя мудра);
~ книгу (пуштака), чётки (рудракша мала), струнный музыкальный инструмент (вина) и сосуд (камандалу);
~ священный посох (суданда), чётки (рудракша мала), книгу (пуштака), одна рука в катака-мудре (пальцы в форме кольца);
~ одна рука в благодающей позиции (варада-мудра), в других — чётки (рудракша мала), лотос (падма) и книга (пуштака);
~ чётки (рудракша мала), петлю (паса), стрекало (анкуса) и одна рука в позиции защиты (абхайя-мудра).
Если она восьмирукая, то несёт лук (дханус), жезл (гада), петлю (паса), струнный музыкальный инструмент (вина), колесо (чакра), раковину (санкха), деревянный пестик (мушала) и стрекало (анкуса).
Если она имеет десять рук, то держит колесо (чакра), раковину (санкха), чашу-череп (капала), петлю (паса), боевой топор (парашу), сосуд с амброзией (камандалу), Веды, чётки (рудракша мала), Видья (символ знания) и лотос (падма).
САРАСВАТИ в ТРАДИЦИИ УЧЕНИЯ ЛАЙЯ-ЙОГИ
В традиции Учения Лайя-йоги считается, что богиня Сарасвати связана с нами в непрерывной линии учителей через род богов Сарасвати.
Существует тонкий энергетический канал Сарсавати, который простирается от Аджня-чакры к кончику языка и связывает ум с речью, пробуждая вдохновение у поэтов, провидцев и многих других.
«О темноликая Мать Сарасвати, Ты осыпаешь всеми благами того, кто предается Тебе, вытянув левую ногу вперед,
Ты сердце Шивы с лотосной улыбкой на устах, и у Тебя трое очей, которые напоминают широко распустившиеся лепестки прекрасного лотоса,
О Богиня, о Мать миров, несущая в своих руках отсеченную голову, разящий меч и цветок лотоса, позволь мне найти прибежище у Твоих Божественных стоп».
Тараштакам
«О Богиня Божественного красноречия, знатоки Вед величают тебя Супругой Творца Вселенной, безупречным Идеалом Вседержителя, Спутницей Разрушителя и Дочерью гор. Трудно приблизиться к Высшей магической Мудрости Богини, которая заставляет так непринужденно вращаться Вселенную с помощью своей незримой энергии».
Шри Ади Шанкарачарья
Сарасвати является проявлением Великой Богини Матери Тары, в аспекте Угра Тара Нила Сарасвати.
Эта форма напоминает грозовую тучу, и потому ее называют также Нила (темно-синяя) Сарасвати (Богиня речи). Данная форма Тары означает, что Богиня речи Сарасвати может проявлять как защитную, так и разрушительную силу речи. Угра Сарасвати может подарить нам победу во всех дебатах и турнирах познания, но для этого мы должны быть преданы Истине в аспекте Тары.
Тара в аспекте Сарасвати – это обитель звука и языка. На санскрите «язык» воспринимается как женский термин. На мистическом уровне языки – это языки огня (Агни) или силы Космической речи, исходящей из Пуруши. Однако Тара-Сарасвати – это не только сила речи, но и способность различать вкус и аромат вещей, олицетворение эстетического разума. Именно Тара в аспекте Сарасвати позволяет нам прочувствовать одну и ту же сущность во всех вещах и вкусить небесный нектар блаженства. Тара-Сарасвати наделяет даром поэтического красноречия своих приверженцев, которые стремятся овладеть этими способностями и сознательно почитают свою Богиню. Считается, что поклонники Тары в аспекте богини речи непобедимы в диспутах.
Богиня Сарасвати считается покровительницей знаний. Наши отношения с ней напрямую зависят от того, каким знанием мы «питаемся», для чего его используем и развиваем ли мы свой интеллект.
Именно богиня Сарасвати наделяет человека великолепием. По ее милости он заслуживает расположение других людей, удостаивается почёта и уважения, пользуется особой благосклонностью у влиятельных мира сего за вклад в ту или иную область науки, искусства и литературы, приносящие истинную гармонию и благо всей планете, а иногда и вселенной. Великолепие также приходит к человеку и за его упорное духовное подвижничество, позволившего достигнуть самых высоких ступеней эволюции человеческого сознания. Богиня Сарасвати наделяет этих людей особым сиянием (аурой) и необыкновенным обаянием.
Сарасвати является воплощением всех знаний, наук и искусств. Поэтому она выглядит необыкновенно красивой и изящной. Одетая в белоснежные одежды, восседающая на лотосе, она в своих четырех руках держит вину, символизирующую трансформацию энергии шакти в различные формы искусства, джапамалу (чётки), символизирующие трансцендентные вибрации (мантры), которые программируют пространство и время, а также создают гармонию вселенной и пустаку (свернутый в свиток лист), символизирующий знание. На ее бровях виден серп луны, связанный с основой жизни – водой. Древние арии поклонялись ей еще и как покровительнице всех рек. Рядом с ней часто изображают павлина или лебедя. Павлин с его прекрасным оперением символизирует вселенную во всей ее красоте. Лебедь, который способен отделять молоко от воды, означает вивеку (способность различать истинное знание от ложного). В тоже время павлин в основном олицетворяет мирские знания и искусства, лебедь – духовные. Хотя известно, что только, паравидья (духовное просветление) могут дать нам мокшу: (освобождение), не следует пренебрегать и знанием мирских наук и искусств. Как говорится в «Ишавасья-упанишад»: «Мы преодолеваем голод и жажду посредством мирских наук и только после этого мы можем достичь бессмертия через науки духовные». Именно для того, «чтобы научить нас этой истине, богиня Сарасвати избрала в качестве своих вахан (спутников) лебедя и павлина.
Поскольку Сарасвати является супругой творца вселенной Брахмы, она представляет могущество и интеллект, без которых невозможно упорядоченное творение. Для того чтобы показать, что эта разумная сила является огромной, и абсолютно чистой, она изображается ослепительно белой. Обычно четыре её руки символизируют всепроникающую силу, распространяющуюся беспрепятственно по всем направлениям.
Сарасвати также называют Вач («богиней речи»). Умение красиво и изящно выражать свои мысли, говорить поэтическим языком – несомненный дар супруги Брахмы. В Пуранах говорится, что на высших материальных планетах (Сварга) благодаря сильному влиянию энергии Сарасвати все дэвы (полубоги), киннары (кентавры), апсары (небесные танцовщицы и певицы), гандхарвы (небесные музыканты), муни (мудрецы) и другие живые существа говорят только поэтическим языком.
Она покровительствует ваасту (науке о гармонии внешнего пространства), более известной в наши дни, как фен-шуй. За Сарасвати всегда следуют тысячи киннаров (кентавров), основной обязанностью которых является гармонизация тех мест, куда они приходят. К несчастью, на Земле в настоящее время скопилось огромное количество негативной энергии и информации, которые экранируют биосферу. Постоянная вражда, зависть, лицемерие, обман и предательство охватило всю цивилизацию. Поэтому Сарасвати отвернулась от человечества, и киннары больше не приходят на нашу планету. Хотя еще 3-5 тысяч лет назад они жили на Земле (вспомните греческие мифы). Не удивительно, что ни в природе, ни в социуме, ни в личной жизни людей нет гармонии и мира.
Если Сарасвати кому-то оказывает свою милость или становится его ангелом-хранителем, то этот человек приобретает необыкновенное обаяние, великолепие, чувство вкуса во всем (например, в одежде), спокойствие, прекрасную память, развитый интеллект и красивую речь.
Сарасвати не переносит беспорядка и грязи, обмана, лицемерия и двойственности, предательства, супружеской неверности, лжи и бранной речи, склонности к болтовне, информационной всеядности, плагиата, любых искажений знания, особенно духовного, грубости и агрессии в поведении, отсутствия культуры, склонности к суете и поспешности в принятии решений. Она лишает жизненной силы и покоя тех, кто создает музыку, пишет картины, создает архитектурные проекты, пишет книги и стихи, разрушающие сознание других людей и дисгармонизирующие окружающее пространство.
Богиня Сарасвати проявляет свою энергию через все цветы, имеющие очень сильный и приятный аромат. Например, цветы сирени, жасмина, черемухи, магнолии, яблони.
Какую пользу приносит мантра Сарасвати
Рекомендовано применять данную волшебную песню во время сессии, в период повышенных умственных нагрузок, когда вы вынуждены учить новый материал, а потом демонстрировать свои знания окружающим.
Человек, который регулярно практикует мантру Сарасвати, не только с легкостью добивается успеха в жизни, но и наполняется положительной энергией умиротворения, благоразумия, становится более обаятельным для других.
Ему в полной мере открывается литературное искусство, он с легкостью излагает свои мысли, а также улучшается чувство его вкуса. Относится это и к выбору главного в своей жизни – жизненных приоритетов, так и к более «приземленным» материям. К примеру, сюда можно отнести искусство красиво одеваться.
Поэтому при регулярных практиках данной божественной песни люди достигают гармонии, как внешней, так и внутренней. Сарасвати была горячо почитаема еще древними ариями в качестве владычицы водной стихии. Она позволяла добиться внутреннего просветления, освободиться от лишних мыслеобразов негативного значения.
Также еще один положительный момент – регулярно читая любые мантры, вы улучшаете состояние своей энергетической оболочки. С их помощью вы сможете избавиться от негативных энергий и излечиться от различных патологий. Такое очистительное действие обусловлено сильным влиянием положительной энергии на человеческую жизнь, которая сметает все на своем пути.
Из лекции Свами Вишнудевананда Гири 21 января 2010 года
Махасарасвати – это материнская сила совершения работы, а также ее дух совершенства и порядка. Самая молодая, она наиболее искусна в способности к выполнению чего-либо, и наиболее близка физической природе. Махешвари задает основные направления мировым процессам. Махакали привносит в них энергию и импульс. Махалакшми обнаруживает их ритм и меру. Но именно Махасарасвати управляет их детальной организацией и исполнением, соотношением между частями, эффективной комбинацией сил, и безошибочностью, точностью результатов и свершений.
Когда вы пишите доклады, сдаете экзамены – все это работа Махасарасвати. Есть кто успешен в этой энергии, а есть кто не очень успешен. Это связано с кармической связью. Насколько он способен быть проводником Махасарасвати и взаимодействовать с этой энергией. Кто хорошо владеет языком, склонен к музыкальным искусствам, у кого чистая изящная речь, ясное логическое мышление, кто обязателен в работе, кто хорошо может систематизировать, имеет аналитический философский ум, склонен к утонченности. Все это работа Махасарасвати. Технический прогресс, сложные технические устройства, это тоже работа Махасарасвати. Мир идет к процветанию на пути Лакшми благодаря вдохновляющему даршану Махасарасвати. Ученые, которые изобретают мобильные телефоны, компьютеры, получают вдохновение от Махасарасвати, структурируют реальность, увеличивают самоорганизацию общества, самоорганизация общества накапливает определенный потенциал как диссипативная структура и переходит на новый качественный уровень, и тогда возникает процветание, расцвет.
Наука, мастерство, техника – это епархия Махасарасвати. Она всегда несется в самой своей природе и может одарить тех, кого изберет, глубоким и точным знанием, утонченностью и терпением.
Иконография, живопись, ясное понимание методов и приверженность к их исполнению, визуализация, начитывание мантр, знание техник медитаций и различных нюансов учения – все это функции Махасарасвати, проявляющейся через дхарму. А также знание философии, различающая мудрость, указывающая как правильно созерцать, применять методы учения.
Точностью интуитивного ума, сознательно приложенной рукой и способным к различению глазом совершенного работника. Эта сила – могучий, не ведающий усталости, внимательный эффективный строитель, организатор, администратор, техник, мастеровой и классификатор миров. Когда она предпринимает трансформацию и обновления природы, ее действия трудоемки, миниатюрны, и для нашей нетерпеливости кажутся медленными и бесконечными. Но они настойчивы, целостны и безупречны. Ибо в ее трудах проявляется тщательная, не дремлющая, неутомимая воля. Склоняясь над нашим плечом, она отмечает и затрагивает каждую малейшую деталь. Обнаруживает всякий мельчайший дефект, пробел, сдвиг или незаконченность. Оценивает и взвешивает с точностью все, что было сделано, и все, что еще предстоит сделать в последствии. Для ее внимания ничто не бывает слишком малым или очевидно тривиальным, равным образом, ничто сколь угодно не ощутимое, сокрытое или латентное, может избежать ее внимания. Формуя и переформовывая, она оттачивает каждую часть до тех пор, пока та не примет свою истинную форму, не будет помещена точно на свое место, в составе целого. И не достигнет своего точного предназначения. В своей постоянной и прилежной работе по организации и реорганизации вещей, ее глаза одновременно видят все, что нужно сделать и способ, каким это сделать. А ее интуиция знает точно, что следует выбрать, а что отвергнуть, и успешно определяет правильный инструмент, правильное время, правильные условия и правильный порядок действий. Ей отвратительны неосторожность, небрежность и лень. Всякая халтурная, поспешно сделанная и беспорядочная работа, всякая неловкость и запорченность, всякое неправильное и неверное использование инструментов и способностей, а также оставление вещей не сделанными или сделанными наполовину, оскорбительны и чужды ее натуре. Когда ее работа закончена, ничего не бывает забыто, ни одна часть не окажется пропущенной, находящейся не на месте, или оставленной в неправильном положении. Все очень прочно, точно, завершено, и заслуживает восхищения. Ничто менее, чем совершенное совершенство, не удовлетворит ее. И она всегда готова взяться за целую вечность тяжелой работы. Если это потребуется для полноты ее творения. Таким образом, из всех сил Матери, она наиболее долго претерпевающая человека и все тысячи его несовершенств, добрая, улыбчивая, доступная и отзывчивая, ее нелегко отвратить и обескуражить.
Если Кали что-то не понравится, она будет действовать очень решительно, напором и натиском, если надо отсечь эго, она будет его отсекать сразу же и на месте. Если Лакшми что-то не понравится, она тихо скромно отвернется и просто уйдет, ничего не говоря. Если Сарасвати что-то не понравится, она будет терпеливо вас обучать, рассказывать какие-то принципы, правила, как ребенка, вы ее не скоро выведете из себя. Она просто понимает, вас надо учить, от вас не надо отворачиваться, вас не надо наказывать, просто надо учить и учить. В этом проявляется ее материнский аспект, как мать она просто учит ребенка. Она его никогда не бросает, она его никогда не бьет. Она просто знает, это ребенок, его надо учить, потому что он не доучен. Монастырь является воплощением такой матери Сарасвати. Он просто учит, учит вас, пока вы не научитесь.
Она продолжает настаивать, даже после повторных неудач, ее руки поддерживают нас на каждом шагу, при условии, что наша воля однонаправлена, а мы сами целеустремленны и искренни. Но двуличия она не переносит. Ее ирония, обнажающая суть дел, безжалостна по отношению к драмам и спектаклям самообмана и ложной претенциозности.
Мать по отношению к нашим желаниям, друг в наших трудностях, постоянный спокойный советчик и наставник, разгоняющий своей лучащейся улыбкой тучи мрачности, раздражительности и депрессии, постоянно напоминающая о вечно присутствующей помощи, указующая на вечный восход солнца – она тверда и спокойна – и, преодолевая все, давая глубокое непрерывное побуждение, влечет нас к обретению целостности высшей природы. Вся работа других сил опирается на то, что она завершает. Ибо она обеспечивает материальное основание, разрабатывает детали, выправляет и скрепляет структурный каркас.
Эзотерическая информация
Я вознесу хвалу святой богине, чьё лицо прекрасно, совершенно, — женщине святой, богине высшей в мирах богов, гандхарв, владык асур. Той, чьё имя Сарасвати. Священная сутра золотистого цвета
Сарасвати (санскр. सरस्वती — ‘полноводная’ или ‘богатая водами’) является богиней речи, мудрости и знания в ведическом пантеоне богов. Она покровительствует искусствам, творчеству, наукам и различным ремёслам, также считается создательницей священного алфавита деванагари и божественного языка санскрита. Сарасвати имеет много имён: Савитри, Вак, Сатрупа, Сати и другие.
Брахма и Сарасвати
Сарасвати — супруга бога Брахмы, выступает как персонификация женской ипостаси его творческой энергии.
Богиня Сарасвати является также и дочерью творца Вселенной — он породил её из половины своего тела, разделив его на две части, для того, чтобы с её помощью творить Вселенную.
Брахма во время Великого акта созидания Мира, своим выдохом оживляет изначальную природу (Пракрити), которую олицетворяет Сарасвати.
Сарасвати деви, или Махадэви Сарасвати
Богиня Сарасвати является деви (санскр. देवी, devī — ‘божество в женском проявлении’), или дэви, то есть представляет собой женское начало божественной природы, которая обычно обозначается как богиня-мать. Согласно «Дэвибхагавата-пуране», Сарасвати поклоняются как Махадэви, или Великой божественной матери.
Она, проявляя свою божественную природу в различных аспектах жизни, выступает в лице всех богинь, которые по своей сути являются её проявлениями, но также Сарасвати являет собой верховную богиню, которая даёт начало всем остальным божествам, не только в женском, но и в мужском проявлении.
Наряду с богиней процветания Лакшми (женой Вишну) и богиней плодородия и изобилия Парвати, или Дургой (супругой Шивы), она представляет собой силу проявленной Вселенной (шакти), несущую потоки женской (творческой) созидательной энергии в проявленный Мир.
Согласно «Шива-Самхите», боги Шива, Брахма и Вишну всегда присутствуют в Великом Духе, однако любые объекты материального мира — это различные проявления Авидьи.
Если Авидья преисполнена Тамасом, то она проявлена как Дурга, через неё управляет разум Шива, когда в Авидья преисполнена Саттвой, то она являет себя как Лакшми, и управляющий разум — Вишну, если же Авидья наполнена Раджасом, то она проявлена как Сарасвати, и управляющий разум — это Брахма.
Изображение богини Сарасвати
Изображается богиня Сарасвати как прекрасная женщина в белоснежном одеянии, олицетворяющем чистоту и сияние её божественной сути. Как правило, она предстаёт взору сидящей на лотосе, символизирующем вечную божественную природу, духовное пробуждение, а также весь проявленный космос.
У богини Сарасвати четыре руки, в которых она держит различные атрибуты-аллегории: музыкальный инструмент «вина» — олицетворение искусства и гармонии; акшамала — жемчужные чётки — символ духовности; чаша со священной водой как метафора исцеляющей силы; Веды — символ мудрости и священных знаний.
Иногда она изображается без «вины», и тогда рука её сложена в защитной абхая-мудре или в благословляющей варада-мудре.
Вахана (ездовое животное богини) — лебедь, символизирующий светлую истину, творческое начало Вселенной, отражающий представление об изначальной водной стихии. Также рядом с богиней можно увидеть птицу Солнца — павлина, как символ красоты и безсмертия.
Река Сарасвати
Изначально Сарасвати почитали как богиню реки. В Ведах упоминается о могущественной реке Сарасвати, которая течёт меж рек Ганги и Ямуны. Место слияния этих рек, именуемое «Праяг», считается самым благоприятным.
Река Сарасвати, согласно древневедическим текстам, является единственной крупной рекой, текущей на север от Ямуны и на юг от Ганги, и впадает в Ямуну у её устья.
Согласно «Шива-Самхите» («Тайное Тривени: Прайаг»), Сарасвати ассоциируется с центральным и наиважнейшим каналом нади (санскр. नाडी — ‘канал’, ‘вена’, ‘нерв’) — Сушумной, Ганга — это лунный канал, расположенный слева, — Ида, а солнечный правый канал — Пингала, ассоциируется с рекой Ямуной.
Эти три канала являются основными среди всех 72 тысяч нади (согласно «Шива-Самхите» — 350 тысяч). Месту слияния трёх «рек» (прайаг) как каналов нади символически соответствует Аджна-чакра.
«Между Гангой и Ямуной течёт Сарасвати. Омовением (в месте слияния трёх рек) счастливый получает спасение. Ганга — Ида, дочь Солнца, Ямуна — Пингала, а в середине — Сарасвати (Сушумна). То место, где три реки соединяются — наиболее неприступное». — «Шива-Самхита», Тайное Тривени: Прайаг 5.132–5.133
Река Сарасвати описывается в «Ригведе» и во многих других ведических текстах. В десятой мандале «Ригведы», в гимне о прославлении рек «Надистути-сукта» упомянуто, что река Сарасвати расположена меж Ямуной на востоке и Шутудри на западе.
Позже в «Махабхарате» повествуется о том, что течение Сарасвати идёт на север от Ямуны и на юг от Ганги, а также о том, что впоследствии эта река высохла в пустыне.
И если предположить, что река Сарасвати протекала на севере древней Индии, то теперь она течёт по подземному каналу в пустыне Тар на северо-западе Индии, в Раджастхане, который некогда был зелёной и плодородной землёй с приятным прохладным климатом, но впоследствии превратился в засушливую пустыню по причинам, связанным со смещением тектонических плит; соединяются три реки в месте, где находится священный город Аллахабад (до XVII века именуемый «Праяга»).
Однако, вполне вероятно, что место расположения великой божественной реки Сарасвати в далёкие ведические времена, описываемые как в «Ригведе», «Махабхарате», так и в других ведических текстах, находится не в Индии, а на территории России.
В частности, согласно исследованиям выдающегося русского этнографа и искусствоведа Светланы Васильевны Жарниковой, земли Индии несут память о своей ведической прародине, то есть названия рек и городов были перенесены на впоследствии заселённую территорию Индостана. Ведической Ганге соответствует река Волга, а Ямуне — Ока.
Меж рек Ганги (Волги) и Ямуны (Оки) пролегают земли, которые именуются «Курукшетра», а единственная крупная река к северу от Ямуны (Оки) и к югу от Ганги (Волги) — это река Сарасвати — Клязьма, именно она впадает в Оку недалеко от её устья. Получается, что ведическую реку Сарасвати мы можем найти на карте современной России.
Жарникова развивает «теорию полярной прародины индоевропейцев», продолжив исследования, начатые в начале XX века: Б. Г. Тилаком — индийским учёным, автором «Полярной гипотезы» и книги «Арктическая родина в Ведах» (1903 г.), согласно исследованиям которого, вплоть до четвёртого тысячелетия до нашей эры предки некоторых народов Азии и Европы жили в Восточной Европе, в частности, иранцы и индийцы жили в приполярье и заполярье;
а также русским учёным Е. Елачичем — автором книги-исследования «Крайний Север как родина человечества» (1910 г.), где он высказывает своё предположение, что изначальная родина индоевропейцев лежала на далёком севере, в местах, где некогда была благоприятная среда обитания, а ныне суровый морозный климат, и подтверждает это множеством соображений.
Тексты индийской «Ригведы» содержат практически прямое указание на северную прародину народов, переселившихся позднее на территории Индостана, к чему их вынудила длительная засуха, случившаяся в конце третьего — начале второго тысячелетия до нашей эры, и унесших с собой все обычаи и обряды северной прародины.
Например, полярная звезда («неколебимая»), упоминаемая в Ведах, видна лишь в северных широтах, а полярное сияние, сопровождаемое пронзительным звуком, наблюдается только на брегах Баренцева и Белого морей; об этих и других обстоятельствах пишет С. В. Жарникова в своей книге «След Ведической Руси».
Стоит также указать на важный момент, что слова «речь» и «река» тождественны по сути, так как река является древнейшим архетипическим образом речи.
Стоит обратить внимание на такие фразы, как «речь льётся», «река течёт», «поток речи», а также фразеологизмы, как например «переливать из пустого в порожнее», — в сознании два этих образа перекликаются — речь льётся словно воды поток, и вполне возможно, что эти слова ранее имели один корень.
Такое отождествление существовало и в давние времена в далёком прошлом человеческого сознания. Поэтому немудрено, что богиня реки является также и богиней речи (Вак).
Сарасвати — богиня мудрости и красноречия
Сарасвати несёт истинное знание, помогая каждому стремящемуся познать суть бытия и достичь истины. Она сопровождает человека на Пути духовного совершенствования, приводит к пониманию священных писаний.
«Тот, кто пьёт воздух своим ртом две сандхьи и последние два часа ночи, — в том через три месяца воцаряется благостная Сарасвати (богиня речи), присутствуя в его вак (речи)». — «Шандилья-Упанишада»
Богиня Сарасвати является создательницей древнего божественного языка санскрита (санскр. संस्कृता वाच् — ‘совершенный’), который дал начало всем современным языкам индоевропейской языковой семьи. В Пуранах упоминается о том, что под воздействием энергии Сарасвати на высших материальных планетах все живые существа говорят только возвышенным поэтическим языком.
Сарасвати отождествляют с богиней речи Вак (или Вач). Вак является мистическим олицетворением речи. Она едина с воплощением творческих сил космоса Вирадж (санскр. Virāj — ‘сияющая’, ‘лучезарная’ — женское творческое начало, сотворённое в женской половине тела Брахмы).
Согласно «Ригведе», Вак происходит от Пуруши — прообраза всех мужских форм проявления, которая, в свою очередь, порождена Вирадж, являющейся прообразом всех женских форм. Вак выступает как символ той речи, благодаря которой люди смогли получить духовное знание.
Также она олицетворяет священную возвышенную речь, которая снизошла на первых мудрецов — Риши. Она по сути своей — та сила, которая, эманируя из Творца Вселенной, принесла в материальный мир речь, являющуюся проявленной формой мыслеобраза.
Сарасвати — богиня красноречия, помогающая облачать мысли в слова, выражая их посредством речи. Мысль, перед тем как предстать в форме слова, проходит несколько этапов транформации: сначала звук проходит три стадии на тонком плане, чтобы впоследствии превратиться в материальном мире в проявленную форму слова.
Существует четыре разновидности Вак, или четыре формы звука: пара, пашьянти, мадхьяма и вайкхари.
Высшая трансцендентная форма звука — это пара-вак; когда у звука возможно различить форму и цвет — это пашьянти-вак; мадхьяма-вак — тот уровень, на котором «звучат» наши мысли; а низшей формой звука является вайкхари-вак (земная речь, её материальный аспект, грубая форма проявления изначального звука Вселенной, посредством которой мы общаемся с другими людьми, и действует она через Вишудха-чакру).
Обычно человек слышит только на уровне вайкхари-вак, однако восприимчивость к остальным трём высшим стадиям звучания зависит от уровня его духовного развития, а также от того, в какой степени чисто его сознание.
«Давая побег в паре, вак (речь) выбрасывает листья в пашъянти, даёт бутон в мадхьяме и расцветает в вайкхари. Вак достигает стадии поглощения звука в обратном порядке, то есть, начиная с вайкхари. Пара, пашъянти, мадхьяма и вайкхари — вот четыре вида вак. Пара — самый высокий звук. Вайкхари — самый низкий звук.
В эволюции вак начинается с самого высокого звука и заканчивается самым низким. В инволюции вак принимает обратное направление, растворяясь в паре, самом высшем тонком звуке. Кто считает, что великий Владыка речи (вак), Недифференцированный, Просветляющий, и есть «Я», — кто так мыслит, того никогда не затронут слова, высокие или низкие, хорошие или плохие».
— «Йога-кундалини-упанишада»
Янтра Сарасвати
Янтра (санскр. यन्त्र् — ‘поддержка’, ‘опора’, ‘инструмент’) — это некая геометрическая конструкция, которая действует на сознание созерцающего её как инструмент медитации и концентрации, и оказывающая неоценимую поддержку на духовном Пути.
Когда человек концентрируется на янтре, прекращается шум от разнородных мыслей, хаотично вращающихся в его уме, и разум его беЗпрепятственно входит в резонанс с энергией, генерируемой геометрической формой янтры. Каждая янтра излучает энергии определённой частоты и позволяет их воспринять.
Традиционные янтры пришли через откровение, посредством ясновидения, что позволило принести их из мира тонких энергий и проявить в наш мир ту форму, которая отражает суть определённого божества на материальном плане, энергия которого представлена в физической материальной плоскости янтры.
Когда вы произносите мантру Сарасвати, желательно, чтобы янтра находилась пред вашим взором. Созерцание этой янтры благотворно влияет на человека, в его сознании формируются только благостные позитивные мысли. А творческим людям она принесёт вдохновение. Считается, что эта янтра стимулирует работу правого полушария мозга, а также помогает контролировать чувства.
Янтра привлекает силу прекраснейшей мудрой богини. Поскольку Сарасвати — повелительница образования, культуры, искусства, творчества, знаний, визуализация или созерцание янтры Сарасвати помогает постичь многие духовные истины, ценить прекрасное в искусстве, развивает в человеке понимание различных видов творчества, изобразительного искусства, музыки, дарит чистоту мыслей, ясность сознания, ораторские способности, возможность творческой самореализации.
Ом.
Перейти на главную страницу.
Источник
Делитесь с друзьями, им тоже будет интересно:
САРАСВАТИ-СТОТРА
Та, что белоснежна, подобно жасмину или луне, Та, что облачена в белые одежды, Та, что держит в своих руках вину и посох, Та, что восседает в белом лотосе. Всегда почитаемая Брахмой, Ачьютой, Шанкарой и другими, Та Богиня Сарасвати, Удаляющая всякую косность, да защитит меня. Да обитает на моем языке Она, Благая, Держащая вину и книгу, — Та белая Богиня Сарасвати, возлюбленная врага Муры! Сарасвати, Великоблагая, Знание, Лотосоокая! Образ Вселенной, Обладающая всепроникающим взором, даруй знание! Поклонение тебе!
Советы астролога
- В эти дни 24−26 марта стоит посвятить свои молитвы:
- Уже скоро, у наших детей, начнутся экзамены. Поэтому эти дни прекрасно подходят для того чтобы помолиться об успехе ребенка. В эти дни для студента или школьника можно сделать маленький амулет, который в будущем, поможет хорошо сдать экзамены.
- Просьбе о наставнике или учителе — если вы в этом нуждаетесь.
- Просьбе об обретении новых знаний.
- В эти дни так же благоприятно молиться о повышении квалификации и расширении возможностей для карьерного роста.
- Благоприятно покупать канцтовары и книги.
- В эти дни можно начинать новый цикл обучения.
- Покупать новые книги, т.к. они действительно могут содержать ответы на важные для вас вопросы, даже если книга куплена случайно.
- Если вы музыкант, то инструмент или аксессуары для него купленные в эти дни, обязательно принесут вам удачу. В эти дни благоприятно покупать различные аксессуары для творческих занятий.
- Так же в эти дни благоприятно начинать изучение языков, энергия этих дней поможет вам не оставлять своих начинаний.
МАНТРЫ САРАСВАТИ
АИМ – биджа-мантра Сарасвати
ОМ ШРИ САРАСВАТЙАИ НАМАХА
«Ом почтение великой Сарасвати».
ОМ ВАГДЭВЬЯЙ НАМАХА
«Ом! Мое поклонение Вак-Дэви!»
Молитва Сарасвати
ДЖАЯ ДЖАЯ ДЭВИ ЧАРАЧАРА САРЕ КУЧАЮГА ЩОБХИТА МУКТАХАРЕ ВИНАПУСТАКА РАДЖИТАХАСТЕ БХАГАВАТИ БХАРАТИ ДЭВИ НАМАСТЭ
«Слава тебе, Дэви, средоточие Вселенной, Тебе, чья грудь увенчана гирляндой жемчугов, Тебе, чьи руки ласкают вину, тебе, держащей книгу, о Бхагавати, о Бхарати Дэви!»
Я КУНДЕНДУ ТУШАРАХАРА ДХАВАЛА Я ЩУБХРА ВАСТРАВРИТА Я ВИНА ВАРАДАНДА МАНДИТАКАРА Я ЩВЕТА ПАДМАСАНА Я БРАХМАЧЬЮТА ЩАНКАРА ПРАБХРИТИБХИР ДЭВАЙХ САДА ПАТУ САРАСВАТИ БХАГАВАТИ НИХЩЕША ДЖАДЬЯПАХА
«Та, кто белоснежного цвета жасмина, цвета луны и жемчуга, одетая в белые одежды, та, кто двумя руками играет на Вине, а две другие руки которой изображают жесты дарование благ и заслуженного наказания, сидящая на белом лотосе и почетаемая всеми богами, включая Брахму, Вишну и Махешвари, да устранит Она все препятствия и да защитит меня она, Богиня Сарасвати».
Сарасвати-Гаятри
ОМ ВАГДЕВЙАИ ЧА ВИДМАХЕ КАМАРАДЖАЙА ДХИМАХИ ТАННО ДЕВИ ПРАЧОДАЙАТ
Альтернативный взгляд
Мантра Сарасвати – молитва Богине мудрости, искусства, музыки и творчества, которую считают супругой Брахмы и называют матерью Вед. Данная мантра очень многогранна, как и Божество, которое она олицетворяет, с ее помощью вы можете получить множество духовных и материальных благ.
—
БОГИНЯ САРАСВАТИ
В Ригведе изначально именем Сарасвати называли реку, а также Богиню, которая является персонификацией данной реки. В пост-ведический период Сарасвати теряет свой статус Богини воды и рек, и появляются ассоциации данного имени с музыкой, литературой и всеми другими видами искусства. Богине поклоняются не только для получения стандартных знаний и мудрости, но и для осознания знаний божественных, недоступных простому человеку.
Сарасвати часто изображают, как красивую, светлокожую женщину, одетую в белые одежды, которая сидит на белоснежном лотосе. На некоторых полотнах Богиню изображают верхом на белом лебеде, который и является ее истинной ваханой, олицетворяющей Абсолютную Истину.
В целом можно сказать о том, что Сарасвати связана с белым цветом, символизирующим истинные знания и чистоту. Она почти не украшена драгоценными камнями и золотом, что также символизирует предпочтение знаниям, талантам и мудрости, а не мирскому богатству и денежному благополучию.
На большинстве изображений, данную Богиню изображают с четырьмя руками, которые символизируют четыре аспекта личности человека, важные в процессе обучения – это интеллект, ум, эго и активность. Кроме того, руки представляют собой и отдельные веды – священные книги в индуизме. Очень важно помнить также и о том, что каждая книга обозначает определенную форму искусства:
— Ригведа – поэзия;
Рекламное видео:
— Яджурведа – проза;
— Самаведа – музыка.
МАНТРА БОГИНЕ САРАСВАТИ
Богине Сарасвати посвящено множество молитв, каждая из которых имеет определенную направленность и действует на определенную сферу жизни человека.
Биджа-мантра – Ом Шрим Хрим Сарасвати Намаха.
Как уже говорилось, Сарасвати – это Богиня красоты, творчества, искусств, это совершенная Богиня, способная вдохновлять творческих людей: от художников и музыкантов, до ученых и философов. Сарасвати имеет 108 имен, которые перечислены в древнем тексте «Шри Сарасвати Аштоттара Шатамавали». Считается, что при правильном чтении мантры Богине, человек может достичь больших успехов в учебе и работе, он даже может получить идеальную память, благодаря которой, никогда не будет забывать то, что было им прочитано однажды.
В учении Лайя-йоги говорится о том, что данное Божество связано с миром людей и самими людьми через непрерывные линии учителей, предки которых уходят корнями к роду богов Сарасвати. Ее недаром называют матерью Вед и матерью всех Богов.
СИМВОЛИЗМ ОБРАЗА БОГИНИ
Многие практики используют в своих методиках изображения Божеств, к которым они обращаются с молитвой. Если вы решите воспользоваться полотном, на котором изображена Сарасвати, вам нужно очень тщательно выбирать изображение, так как из-за различий может разниться и получаемый от мантр эффект.
Если Богиню изображают с четырьмя руками, то она держит книгу, четки, струнный музыкальный инструмент и лотом, то есть, данное изображение подойдет для достижения успехов в учении, для духовного развития, для успеха в музыке и в духовном очищении.
Богиня с восемью руками держит обычно жезл, лук, петлю, струнный музыкальный инструмент, колесо, раковину, стрекало и деревянный пестик. Это более серьезное, более воинственное изображение, которое подойдет вам, если вы преследуете более мирские, материальные цели, если желаете добиться успехов в карьере, хотите расположить к себе удачу или набраться сил для противостояния врагам и недругам.
Богиня с десятью руками держит колесо, раковину, чашу-череп, боевой топор, петлю, Веды, Видья, лотос, амброзию и четки. Это самое грозное воплощение Богини, которое показывает, что Сарасвати может не только даровать, но и карать. Оно менее всего подходит для использования в практиках и медитациях, и рекомендуется опытным мастерам, хорошо знающим, что и зачем они делают.
Помимо количества рук, в образах Богини могут быть и другие различия, к примеру, на некоторых изображениях ее показывают пятиликой, трехглазой или с синей шеей. Все эти особенности обязательно нужно учитывать, если вы хотите обратиться с молитвой к ней.
СУЩНОСТЬ БОГИНИ
Сарасвати символизирует не только искусства и знания, но и силу, ведь только благодаря великой силе можно упорядоченно творить и создавать окружающий мир. Ослепительно белый цвет, преобладающий на картинах с Богиней, говорит не только о чистоте, но еще и о громадной, не имеющей начала и конца силе, которой обладает Сарасвати. Ее сила настолько велика, что не знает преград, она всепоглощающая и всепроникающая.
Но сила не является главным символом Богини, но и не отходит на второй план, по сравнению с другими элементами ее образа. Сарасвати часто изображают с павлином, который является олицетворением мира и умиротворения, однако, мира в отрицательном смысле. Индуисты считают, что излишняя тяга к миру может увести с истинного пути, который стремится к Богу, потому не стоит этим злоупотреблять.
Ишавасья-упанишада говорил: «Мы можем преодолеть и жажду и голод благодаря мирских наук, только так мы сможем достичь бессмертия, через науки духовные. Мать Сарасвати помогает людям именно для того, чтобы научить нас этой простой истине».