Свами Сарасвати — Хатха-йога Прадипика
САРАСВАТИ Свами Сатьянанда, САРАСВАТИ Свами Муктибодхананда
«ХАТАХА-ЙОГА ПРАДИПИКА»
Об авторах
Свами Сатьянанда Сарасвати
Свами Сатьянанда Сарасвати родился в 1923 году в маленьком городке около Алморы, штат Уттар Прадеш, у подножия Гималаев. В детстве он проявлял неординарные способности и имел свое первое духовное переживание в возрасте шести лет. Он был благословлен многими мудрецами и садху, проходившими мимо его дома на своем пути к более возвышенным областям Гималаев. Они зародили в нем интенсивное желание достичь тех же духовных высот и вызвали в нем сильное ощущение вайрагьи (отсутствия мирских желаний и привязанностей), что было замечательно для столь молодого человека.
В девятнадцать лет он оставил семью и дом и отправился на поиски своего гуру. Спустя некоторое время, в 1943 году, он прибыл в Ришикеш, где встретил своего духовного учителя Свами Шивананду. В течение двенадцати лет, проведенных со своим гуру, Свами Сатьянанда в такой степени погрузился в карма-йогу, что Свами Шивананда сказал, что он выполняет работу четырех человек. Как идеальный ученик, Свами Сатьянанда работал от восхода солнца до позднего вечера, беря на себя любую работу — от уборки до организации ашрама. Служение своему гуру было его страстью и его радостью.
Хотя у Свами Сатьянанды был весьма развитый интеллект и его гуру считал его многосторонне одаренным человеком, его учение шло в основном не от инструкций учителя или обучения в ашраме. Его вера была направлена на выполнение лишь одного указания гуру: «Работай тяжело, и ты очистишься. Ты не должен привносить свет; свет раскроется внутри тебя». И это действительно случилось. Он обрел просветленное понимание секретов духовной жизни и с тех пор стал великим авторитетом по хатха-йоге, тантре и кундалини.
Проведя двенадцать лет со своим гуру, Свами Сатьянанда стал вести жизнь паривраджаки (скитающегося по религиозным убеждениям человека), и в течение восьми лет интенсивно странствовал, путешествуя по Индии, Афганистану, Бирме, Непалу и Цейлону. За это время он встретил многих великих святых и йогов, а также проводил много времени в уединении, формулируя и совершенствуя йогические техники, которые могли бы облегчить страдания человечества.
В 1963 его призвание стало очевидным для него, и он основал Международное движение йоги, а поскольку его миссия стала понятной ему, когда он пребывал в Мунгере, он остался здесь, около Ганги, и основал Бихарскую школу йоги, чтобы помочь большему числу людей на их духовном пути. Вскоре к нему стали прибывать ученики со всей Индии и из-за границы, и учение Свами Сатьянанды быстро распространялось по миру.
В 1968 году он предпринял поездку по всему миру с целью популяризации древних йогических практик среди людей всех каст, вероучений, религий и национальностей. С тех пор Свами Сатьянанда стал широко известным на всех континентах и стал ведущим разъяснителем йоги и тантры, ведя за собой миллионы духовно ищущих и вдохновляя работу многих ашрамов и центров по всему миру. В течение последних семнадцати лет он делил свое время между поездками по миру, поездками по Индии и пребыванием в Мунгере.
В 1984 году Свами Сатьянанда основал две независимые организации: «Шивананда Матх» и «Фонд исследований йоги», функционирующие в тесном сотрудничестве с Бихарской школой йоги.
Фонд «Шивананда Матх», основанный в память о его гуру, Свами Шивананде, представляет собой общественную и благотворительную организацию, предоставляющую стипендии для получения высшего образования представителям непривилегированных слоев населения. Другие проекты фонда включают в себя бесплатную медицинскую помощь, операционную медицинскую помощь и создание банка крови, а также бурение артезианских скважин в сельских местностях.
«Фонд исследований йоги» был организован с целью проведения исследований древних йогических и тантрических практик с позиций современной науки. Фонд содержит обширную научную библиотеку и проводит исследования по различным аспектам йоги с помощью квалифицированных ученых со всего мира.
Свами Сатьянанда Сарасвати является автором более восьмидесяти прекрасно принимаемых книг по йоге.
Свами Муктибодхананда Сарасвати
Свами Муктибодхананда Сарасвати родилась в 1959 году в Мельбурне, Австралия. С самого детства ее приучали к йогической садхане и ашрамной жизни. В семнадцать лет она приехала в Индию, чтобы жить рядом со Свами Сатьянандой Сарасвати — ее гуру. Ее послушание гуру, преданность садхане и твердость в ней были непоколебимы.
Она выполнила исследования двух древних йогических текстов — «Свара-йога — тантрическая наука о ри — и приняла участие в написании данного комментария. Она является весьма сведущей как в научных, так и в традиционных аспектах йоги. Данная работа является результатом передачи безграничной мудрости её гуру относительно интерпретации и прояснения древнего йогического текста для современного человека.
Бихарская школа йоги
Бихарская школа йоги является основным местопребыванием Свами Сатьянанды Сарасвати и официальным центральным органом Международного движения йоги. Она была основана в 1964 году с целью предоставления возможностей овладения йогой для семейных людей, а также для санньясинов. Это уникальное учреждение стало впоследствии центром массового возврата к древним предписаниям йогической науки. В 1968 году был организован первый тренировочный курс учителей йоги для учащихся из Европы. С тех пор школа выросла в известный международный учебный центр с большим числом последователей и бесчисленными отделениями и вспомогательными центрами по всей Индии и за границей.
Сегодня Бихарская школа йоги состоит из «Ашрама Шивананды», первоначального , нового ашрамного комплекса, построенного на высоком холме, смотрящем на Гангу. Здесь, в атмосфере естественной природной красоты, среди прекрасных садов, зеленых рисовых полей и величественной панорамы Ганги появляется новое видение йогической жизни.
Техники интегральной йоги, которым здесь обучают, являются синтезом всех известных подходов к развитию человека. Опытные санньясины проводят курсы садханы и йогического лечения для групп и отдельных учащихся, как прибывших на короткое время, так и постоянно проживающих здесь. Проводятся также курсы крийя-йоги.
Важной составной частью учебного процесса являются курсы для учителей йоги. Часто проводятся месячные курсы для семейных людей, дающие им право преподавать более простые практики асаны и пранаямы членам семьи и знакомым. Существуют также и более продолжительные и более продвинутые курсы.
Бихарская школа йоги всегда была известна своей отличной подготовкой санньясинов и была одной из первых организаций, в широких масштабах предоставляющей возможность учиться иностранным санньясинам и женщинам. Специальные курсы предназначены для мальчиков и девочек в возрасте от восьми до восемнадцати лет.
В школе имеется Центр координации исследований с квалифицированным персоналом и обширной коллекцией книг и данных, в которой собрано большинство публикаций по йога-терапии и соответствующим исследованиям. Имеются собственное издательство и типография, выпускающие в свет все публикации школы. В них имеется все необходимое оборудование и работают санньясины и обитатели ашрама, выполняющие все работы — от верстки до рассылки готовой продукции.
Конференции, семинары и лекционные туры помогают распространять йогу от дома к дому, от страны к стране. Каждый год Бихарская школа йоги организовывает широкомасштабные национальные и международные конференции, проводимые Свами Сатьянандой. Кроме того, в ней имеются высококвалифицированные санньясины, которые проводят конференции, семинары и лекционные туры во всех уголках Индии и мира. Это хорошая альтернатива для людей с йогическим направлением ума, которые не в состоянии предпринять поездку в Мунгер или в какой-либо из местных ашрамов.
Основные идеи и методы хатха-йоги
В литературе по йоге имеется несколько заслуживающих доверия текстов по хатха-йоге. Среди них одним из наиболее известных является «Хатха-йога Прадипика». Другой текст, написанный йогом Горакхнатхом, известен как «Горакша Самхита». Еще один текст, «Гхеранд Самхита», написан великим мудрецом Гхерандом. Кроме вышеупомянутых имеется и четвертый основной текст, известный под названием «Хатхаратнавали», который был написан много позже Шринивасабхаттой Махайогиндрой. Считается, что все эти тексты были написаны между шестым и пятнадцатым веками нашей эры.
Хатха Йога Прадипика, Свами С.С., Свами М.С., 2007
Хатха Йога Прадипика, Свами С.С., Свами М.С., 2007. Это уникальное издание содержит перевод классического йоговского трактата, включающего руководство по асанам, шаткарме, пранаяме, мудрам, бандхам и самадхи, шлоки которого подробно и исчерпывающе прокомментированы ведущими наставниками Бихарской школы йоги с практической точки зрения. По объему содержащейся информации и глубине изложения является одним из лучших практических пособий по йоге на русском языке на сегодняшний день. Свами Сатьянанда Сарасвати родился в 1923 году в маленьком городке около Алморы, штат Уттар Прадеш, у подножия Гималаев. В детстве он проявлял неординарные способности и имел свое первое духовное переживание в возрасте шести лет. Он был благословлен многими мудрецами и садху, проходившими мимо его дома на своем пути к более возвышенным областям Гималаев. Они зародили в нем интенсивное желание достичь тех же духовных высот и вызвали в нем сильное ощущение вайрагьи (отсутствия мирских желаний и привязанностей), что было замечательно для столь молодого человека. В девятнадцать лет он оставил семью и дом и отправился на поиски своего гуру. Спустя некоторое время, в 1943 году, он прибыл в Ришикеш, где встретил своего духовного учителя Свами Шивананду. В течение двенадцати лет, проведенных со своим гуру, Свами Сатьянанда в такой степени погрузился в карма-йогу, что Свами Шивананда сказал, что он выполняет работу четырех человек. Как идеальный ученик, Свами Сатьянанда работал от восхода солнца до позднего вечера, беря на себя любую работу — от уборки до организации ашрама. Служение своему гуру было его страстью и его радостью. Хотя у Свами Сатьянанды был весьма развитый интеллект и его гуру считал его многосторонне одаренным человеком, его учение шло в основном не от инструкций учителя или обучения в ашраме. Его вера была направлена на выполнение лишь одного указания гуру: «Работай тяжело, и ты очистишься. Ты не должен привносить свет; свет раскроется внутри тебя». И это действительно случилось. Он обрел просветленное понимание секретов духовной жизни и с тех пор стал великим авторитетом по хатха-йоге, тантре и кундалини. С О Д Е Р Ж Л Н И Е ОБ АВТОРАХ 3 Свами Сатьянанда Сарасвати 3 Свами Муктибодхананда Сарасвати 3 Бихарская школа йоги 4 Основные идеи и методы хатха-йоги 4 Собирание хатха-йоги 5 Наука очищения 6 Упор на шаткарму 6 Цель хатха-йоги 7 Игра внутренней энергии 7 Гармония между положительными и отрицательными силами 7 Трансценденция посредством тренинга 8 Концентрация зависит от очищения 8 Метаморфоза от грубого к тонкому 9 Единение ума и тела есть йога 9 Пробуждение потенциальной энергии 10 Управление умом посредством управления праной 10 Измерения праны 11 Практический аспект 11 Терапевтический аспект 11 Истинная цель хатха-йоги 12 Глава первая 14 АСАНА 14 Шлока 1. Приветствие Шиве 15 Шлока 2. Цель хатха-йоги 17 Шлока 3. Концепции препятствуют реализации раджа-йоги 18 Шлока 4. Первые хатха йоги: Матсиендранатх и Горакхнатх 19 Шлоки 5-9. Родословная махасиддхов 20 Шлока 10. Три типа боли, или тап 21 Шлока 11. Чтобы быть успешной, садхана должна держаться в секрете 23 Шлока 12. Место для практики 25 Шлока 13. Место для практики 27 Шлока 14. В практике садханы следует избавиться от излишнего умствования и выполнять указания гуру 29 Шлока 15. Факторы, препятствующие йоге 31 Шлока 16 (а). Факторы, способствующие йоге 33 Шлока 16 (б, в). Яма и нияма 34 Шлока 17. Асана как первая стадия хатха-йоги 39 Шлока 18. Асана в описаниях Васиштхи и Матсиендранатха 40 Шлока 19. Свастикасана — благоприятная поза 41 Шлока 20. Гомукхасана — поза коровьей морды 42 Шлока 21. Вирасана — поза героя 44 Шлока 22. Курмасана — поза черепахи 46 Шлока 23. Куккутасана — поза петуха 48 Шлока 24. Уттанкурмасана — растягивающая поза черепахи 49 Шлока 25. Дханурасана — поза лука 50 Шлока 26. Матсиендрасана — поза скручивания спины 52 Шлока 27. Польза матсиендрасаны 54 Шлока 28. Пасчимоттанасана — поза растяжения спины 55 Шлока 29. Польза пасчимоттанасаны 57 Шлока 30. Маюрасана — поза павлина 58 Шлока 31. Целебные воздействия маюрасаны 59 Шлока 32. Шавасана — поза трупа и ее польза 60 Шлока 33. Четыре основных асаны из восьмидесяти четырех, данных Шивой, и превосходство сиддхасаны 61 Шлока 34. Четыре основных асаны из восьмидесяти четырех, данных Шивой, и превосходство сиддхасаны 62 Шлока 35. Сиддхасана — поза совершенства 63 Шлока 36. Вариант сиддхасаны 66 Шлока 37. Различия между сиддхасаной, ваджрасаной, муктасаной и гуптасаной 67 Шлока 38. Сиддхасана — самая важная асана 69 Шлока 39. Сиддхасана очищает нади 70 Шлока 40. Достижение совершенства требует двенадцати лет садханы 71 Шлока 41. Совершенства можно достичь, практикуя одну лишь сиддхасану 72 Шлока 42. Через сиддхасану три бандхи случаются самопроизвольно 73 Шлока 43. Никакая асана не может соперничать с сиддхасаной 74 Шлока 44-47. Падмасана — поза лотоса 75 Шлока 48. Метод пробуждения шакти в падмасане 78 Шлока 49. Метод освобождения через падмасану; объяснение маруты 79 Шлоки 50-52. Симхасана — поза льва 80 Шлоки 53, 54. Бхадрасана — поза милосердия 82 Шлоки 55, 56. Последовательность практик хатха-йоги 84 Шлока 57. Совершенство после года практики 85 Шлока 58. Митахара — умеренная диета 86 Шлоки 59. Пища, которая запрещена для практикующих хатха-йогу 87 Шлоки 60. Пища, которая запрещена для практикующих хатха-йогу 88 Шлока 61. Действия, которые следует избегать йогу 89 Шлока 62. Пища, которая благоприятствует садхане хатха-йоги 90 Шлока 63. Пища, которая благоприятствует садхане хатха-йоги 91 Шлока 64. О тех, кто может практиковать хатха-йогу 92 Шлока 65. Совершенство достигается только практикой 92 Шлока 66. Ни ношение особой одежды, ни одни только разговоры не дают сиддхи — только практика 92 Шлока 67. Асана, пранаяма и т.д. должны практиковаться до тех пор, пока не будет достигнуто совершенство 93
Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать: — fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.Купить эту книгу
Как открыть файл
Правообладателям
— Яндекс Народ Диск. — depositfiles.
Дата публикации: 11.03.2012 09:44 UTC
учебник по нетрадиционной медицине :: биоэнергетика :: йога :: Свами :: йога
Смотрите также учебники, книги и учебные материалы:
- Полная иллюстрированная книга йоги, Вишну-девананда Свами, 1990
- Офисная йога, Снятие усталости на рабочем месте, Фридебергер Д., 2003
- Йога пранаяма, Дыхательная система йогов, Афанасьев А.А., 1990
- Лечебная йога, 50 лучших дыхательных упражнений и асан, Игнатьева Т., 2008
Следующие учебники и книги:
- 100 способов энергетической защиты, Коваль И., 2006
- Некоторые сведения об использовании лекарственных растений в народной медицине, Николаев А.
- Йога растений, Руководство Аюрведы по траволечению, Фроли Д., Лэд В.
- Элегантное обретение силы, Эволюция сознания, Даброу П.Ф., Лапьер Д.П., 2007
Предыдущие статьи:
- Развитие совершенных способностей, Практический курс, Терешкин С.Н., 2008
- Йога 99 классических асан, дарующих оздоровление, Иванов Ю.М., 2008
- Йога начинаем с нуля, И-Шен, 2007
- Йога, искусство не стареть, Игнатьева Т., 2009
<< Предыдущая статьяСледующая статья >>