История создания
Это направление йоги разработано Свами Шиванандой, учеником Свами Шри Вишвананда Сарасвати.
Свами Шивананда (1887-1963), получивший от родителей имя Куппусвами, занимался духовной практикой с самого детства. Получив медицинское образование, он стал блестящим хирургом, известным не только своими профессиональными качествами, но и добротой и состраданием.
В 1913 году он отправляется в Малайзию, где до 1922 года ведет врачебную практику. Там он, со свойственной ему широтой души, бесплатно лечил бездомных и нищих, покупал им еду и лекарства. Однажды он помог бродячему монаху, который в благодарность стал учить его йоге и веданте.
Став все чаще задаваться вопросами духовности, Куппусвами оставил все свое имущество и стал отшельником, отправившись в путешествие по Индии. В Ришикеше он встречает Свами Шри Вишвананда Сарасвати, который становится его гуру и дает ему новое имя – Шивананда («блаженство Всевышнего»).
В 1932 году Свами Шивананда открывает свой ашрам в Ришикеше, который и по сей день притягивает к себе духовных искателей. В 1936 году он основывает «Общество Божественной Жизни», а в 1945 году – «Аюрведическую фармацию Шивананды», где производились медикаменты из гималайских трав. В 1948 году Шиванада создает в Ришикеше «Лесную академию йоги и Веданты», которая стала прообразом первого западного курса обучения учителей.
В 1957 году он отправляет на Запад своего ученика — Свами Вишнудевананду, чтобы тот распространял его учение простым людям.
В 1969 году в Канаде Свами Вишнудевананду основал первый TTC – Курс обучения учителей йоги.
Свами Шивананда
В тихой деревушке Паттамадай осенним днем появился на свет малыш, которому было начертано стать великим мудрецом и Учителем йоги. Так 8 сентября 1887 года в индийской семье появился третий ребенок, которому дали имя Куппусвами. Как и любой мальчишка Куппусвами был озорным проказником, однако уже тогда он отличался мудростью и любовью ко всему, что его окружает. Малыш раздавал еду всем нуждающимся, причем не только людям, но и животным.
Обучение в средней школе не вызывало у мальчишки никаких трудностей, а даже наоборот. Куппусвами отличался превосходной успеваемостью. У мальчика был неповторимый приятный голос и отличная память.
Через некоторое время Куппусвами решил поступить в медицинскую школу, расположенную в городе Панджоре. Здесь он тоже был самым успешным учеником. Позже по знаниям он стал превосходить даже некоторых почетных профессоров. Куппусвами никогда не покидал больницу на выходные, предпочитая отдыху уход за больными.
После блестящего окончания обучения, Куппусвами переехал в Малайзию, где он будет трудиться на должности врача. Молодой врач обладал уникальным даром исцеления как физических, так и душевных травм. Он мог просиживать целые ночи у коек тяжелобольных пациентов, проявляя огромную сострадательность и великодушие. Во время частного приема Куппусвами не только лечил пациентов совершенно бесплатно, но и обеспечивал их самым необходимым для скорейшего выздоровления. Он также нередко оплачивал лечение больных в поликлинике.
В Индию Куппусвами вернулся в1922 году. Он горячо поприветствовал своих родных, а затем исчез. Только спустя 25 лет он придет в родную обитель, но пробудет там всего полтора дня. С этого момента одаренный врач и великодушный человек Куппусвами отправился искать ответы на вопросы о Божественном начале. Путь будущего Учителя начался в Варанаси, где он посещал святые места и храмы, а также даршан Господа Вишванатхи. Далее его путь шел через Ришикеш. Почти одновременно с ним в этот город прибыл Свами Шри Вишвананда Сарасвати, который навсегда покорил сердце Куппусвами и стал его Гуру. Именно в Ришикеше, Куппусвами будет посвящен в санньясу (отказ от материальной жизни), и получит новое имя — Шивананда, что дословно переводится как «блаженство Всевышнего». Тихий город на берегу Ганга станет его домом до конца жизни.
Во время терзаний вопросами о смысле страдания и смерти будущий Учитель переходит к жизни отшельника. Последующие 10 лет он будет жить в практически разваленных хижинах или пещерах. Все это время Шивананда постится и хранил обет молчания. Благодаря этим практикам и занятиям йогой он полностью осознает свою цель, которая заключается в аскетизме, самоотречении и служении людям. Ежедневно он посвящал медитации не менее 12 часов.
Но аскетической жизни стало недостаточно и Шивананда выступает в роли опекуна для садху (люди болеющие лихорадкой, холерой, дизентерией, оспой или которые плохо питаются). В 1927 году Шиванандана собственные сбережения открывает аптеку. Там он раздает препараты санньяси, странниками окрестному населению. Его помощь садху поистине великодушна: подношение лекарств, прошение милостыни, кормление из рук, уборка в жилищах – все это Шивананда делает самостоятельно. Он посвящает свою жизнь служению пилигримам, в которых видит Нарайяну (божество, которое является покровителем йоги и аскетов)
Шивананда заполняет свой дневник, сделанный из обрывков листочков и писем, невероятно трогательными и мудрыми наставлениями и высказываниями: «Служи бродягам, служи нижестоящим, убирай их испражнения, чисти одежды садху, носи воду — и наслаждайся», «Не мсти, не сопротивляйся злу, воздавай за зло добром, терпи оскорбления и обиды», «Любую обиду, нанесенную тебе, кем бы то ни было, забывай немедленно, как ребенок. Никогда не храни ее в сердце, чтобы не разжигать ненависть». В то же время у Шивананды начинают возникать последователи. В 1932 году на Ганге происходит прекрасное событие — возводится обитель мудрецов и отшельников — ашрам.
Путешествие Учителя в Южную часть Индии наполнено духовными практиками и посещениями святых мест.
Далее путь Великого Мастера йоги лежал в снежные Гималаи.
После возвращения в родные края в 1936 году Шивананда организовывает «Общество Божественной Жизни». А через два года выходит первый выпуск газеты «Божественная Жизнь», которая впоследствии будет издаваться ежемесячно.
Для поддержания духа людей во время Второй мировой войны Шивананда исполняет 24-х часовое пение мантр. Тогда же Учитель открывает двери Храма Господа Вишванатхи.
Шивананда считал, что служение людям не менее важным, чем занятие йогой. Известно, что для исцеления больных Мастер использовал древнее учение и уникальные гималайские растения. Он решил не скрывать рецепты своих лекарств и основал Аюрведическую Фармацию Шивананды. Спустя некоторое время Шивананда открывает Лесную академию йоги и веданты. Это заведение функционирует до сих пор, имея несколько отделений в Индии и за границей.
Всего за несколько лет Ришикеш превращается в духовный и просветительский город, где массово открываются такие организации как: «Всемирная Федерация религий», «Всемирная федерация садху» и прочие. А в 1950 году здесь впервые проходит «Всемирный парламент религий», который организовал сам Шивананда.
Благодаря Свами Шивананде произошла целая революция в жизненных устоях. Только он созывал в гости неприкасаемых, разрешал женщинам заниматься йогой, обучал по переписке и презирал стереотипы. Учитель Шивананда считал, что все религии едины.
Шивананда осмелился раскрыть в своих рукописях вещи, доступные только для ученых брахманов. Он стремился к тому, чтобы древнее учение йоги стало доступно и понятно всем.
В период 20-ти летнего юбилея Общества Божественной Жизни Учитель осознал, что его предназначение исполнено.
14 июля 1963 года Великий Учитель покинул этот мир через Махасамадхи (намеренная смерть во время практики). После себя он оставил огромное количество трактатов на различные темы и бесчисленных последователей различного вероисповедания. На сегодняшний день его Ашрамом управляют Савами Чидананда и Свами Дживанмуктананда.
Благодаря последователям учение Свами Шивананды распространилось в Европе и Америке. Во многих странах открываются центры по изучению йоги, такие как «Общество Интегральной Йоги», «Шивананда Йога Веданта» и другие. Впервые западный человек принял санньясу и обет отречения. Им стала немка, которая сейчас носит имя Свами Шивананда Радха.
На сегодняшний день у Общества более 200 отделений по всему миру, а количество его членов достигает 10 000. Ашрам Шивананда превратился в школу для большого количества йогинов, но он также доступен и для посещения простыми гостями.
Отличительные особенности направления
Шивананда йога – это соблюдение 5 принципов.
- Правильные упражнения. Во время тренировки выполняются 12 основных асан, расположенные специальным образом.
- Правильное дыхание. Во время практики используются специальные дыхательные техники – пранаямы.
- Правильное расслабление. В этой традиции говорится о необходимости выполнения асан в расслабленном состоянии, чтобы они приносили максимальную пользу. Поэтому занятие по Шивананда йоге обязательно начинается и заканчивается шавасаной.
- Правильное питание. Практикующим рекомендуется соблюдать вегетарианскую диету.
- Правильное мышление. За счет медитаций и изучения Веданты, практики учатся котролировать свой ум и мыслить позитивно.
Книги по Шивананда йоге
Свами Шивананда написал около 300 книг, в которых щедро делился своими знаниями и взглядами на жизнь. Мы рекомендуем к чтению:
- «Золотая книга йоги» Свами Шивананда.
- «Сила мысли» Свами Шивананда.
- «Йога и сила мысли» Свами Шивананда.
- «Йога-терапия. Новый взгляд на традиционную Йога-терапию» Свами Шивананда.
- «Йога и здоровье» Свами Шивананда.
- «Практика карма-йоги» Свами Шивананда.
- «Джапа-йога. Медитация на Ом» Свами Шивананда.
- «Концентрация и медитация» Свами Шивананда.
- «Практика брахмачарьи» Свами Шивананда.
Онлайн уроки по Шивананда йоге – это находка для тех, кто ищет спокойствие и гармонию в жизненной суете. Акцент на расслаблении, простые и эффективные упражнения, обучение дыханию – это то, что принесёт пользу не только телу, но и внутреннему состоянию.
Свами Шивананда — Йога-терапия. Новый взгляд на традиционную йога-терапию
Свами Шивананда. Йога-терапия
Авторизованный перевод, примечания и дополнения
Андрея Сидерского
Неизменно разрушается потоком времени тело человека, подобно тому, как распадается необожженный кувшин в потоке воды. Йога — вот огонь, которым тело закаляется, делаясь неподвластным времени. Обожги же тело свое в этом огне, так свершив его очищение.
«Гхеранда- Самхита»
Тот же, кто власть обрел над потоком Изначальной Силы и подчинил его движение воле своей, с легкостью побеждает в битве 6о смертью.
Ибо истинно сказано, что совершенства достигает каждый, кто неустанно практикует Йогу, будь он болен, либо слаб, молод, стар, или даже дряхл.
«Хатха-Йога-Прадипика»
Внимание!
Не следует относиться к описанной в данной работе системе лечения как к панацее, ибо таковой она становится лишь в результате некоторой практики. Поэтому начиная ее осваивать, вряд ли целесообразно сразу же полностью и наотрез отказываться от помощи обычной медицины, по крайней мере на начальном этапе, даже если результаты применения Йога-терапии превзойдут все самые смелые ожидания, что случается нередко. Впрочем, в самом выгодном положении оказываются те, кто обладает непоколебимой верой в себя, а также те, кому нечего больше терять. Они могут позволить себе такую роскошь, как риск, который во многих случаях оказывается более чем оправданным.
Кроме того, необходимо учитывать, что Шри Свами Шивананда писал свою книгу в Индии, рассчитывая на интеллектуальный тип и образ жизни индийского читателя, индийский климат и традиционный для Индии набор продуктов питания. Поэтому, несмотря на точность и ясность изложения, простоту, доступность и эффективность предложенных практик и их всесторонний характер, настоятельно рекомендуется подходить к применению предлагаемых методов разумно, по возможности консультируясь со специалистами в области практической Йоги и Йога-терапии, имеющими опыт работы в наших условиях, а также с профессиональными медиками, хорошо знакомыми с практикой Йоги.
От издателя
Йога — самый древний и наиболее основательно разработанный в философско-космогоническом и практическом отношениях метод осознанного гармоничного самосовершенствования человека. Она начинает с того, что возвращает нам полноту самоконтроля — столь редкую в наше время способность сознательно управлять своей собственной волей и личной силой. Тем самым восстанавливается естественное состояние внутреннего равновесия и покоя, не зависящее от внешних обстоятельств.
Йога-терапия — еще не Йога, но ее преддверие —надежная проверенная практикой нескольких тысячелетий система лечения, основанная на методах осознанного пробуждения сил самого организма. С помощью Йога-терапии исцеляются практически любые функциональные расстройства и многие органические нарушения: заболевания органов дыхания и кровообращения, системы пищеварения, крови, эндокринной системы и опорно-двигательного аппарата, нервно-психические расстройства, болезни мочеполовой сферы, хронические воспалительные процессы, последствия травм, операций, отравлений, радиоактивного облучения, инфекционные заболевания, нарушения иммунной системы, аллергические реакции, ослабление адаптивных способностей организма и др.
Йога-терапия — это также естественные, гармоничные и надежные способы реабилитации, восстановления сил и здоровья, утраченных вследствие пребывания организма под давлением жестких психологических, экологических и прочих стрессовых ситуаций.
Медикаментозные методы и способы лечения с применением внешнего влияния (экстрасенсорное воздействие, мануальная терапия и проч.), не подкрепленные усилиями самого пациента, направленными на победу над причинами недугов, делают человека рабом, ибо не исцеляют его, а лишь устраняют некоторые последствия нарушений, коренящихся глубоко в самой личности человека, в его сознании.
При таком лечении причины болезней не искореняются и через некоторое время дают ростки тех же, а иногда и еще более замысловатые патологий. И снова требуется внешняя сила. Так страдалец попадает в прочную зависимость от некоего внешнего благодетеля — врача или целителя.
Йога-терапия предлагает человеку средства, с помощью которых он может устранить не только симптоматические проявления, но также личностные и кармические корни болезней — осознанно, творчески изменить свою личность, задействовать резервы собственного организма и его взаимодействия с миром, своими силами, своей волей добиться полного исцеления, не попадая ни в какие зависимости.
Книги Шри Свами Шивананды на протяжении нескольких десятилетий остаются классикой как по уровню философского осмысления и исчерпывающего изложения самых разнообразных аспектов искусства практической Йоги, так и по немыслимой концентрации в них глубинной мощи осознания великого Мастера, неукротимой творческой силы его свободного Духа.
Все творения Мастера — неоценимый дар любви человечеству, ведущему трудную битву за новое качества осознания.
«Йога-терапия» Шри Свами Шивананды — одна из наиболее интересных работ по методике лечебного применения практической Йоги.
От переводчика
Поистине огромная радость — иметь возможность представить вниманию широкой публики «Йога-терапию» Шри Свами Шивананды — замечательную практическую работу известнейшего мастера Йоги, до настоящего времени имевшуюся на русском языке только в весьма несовершенном «самиздатовском» переводе и без единой иллюстрации.
Следует, однако, учитывать, что книга эта была написана полвека назад — во времена, когда значительная часть внутренних аспектов практики Йоги разглашению на Западе не подлежала и могла быть передана только учителем ученику из уст в уста.
С тех пор ситуация несколько изменилась. Наиболее разительные перемены произошли в течение последних двенадцати лет. В течение же трех-четырех лет, непосредственно предшествовавших году нынешнему, в свет вышел целый ряд книг, посвященных собственно психоэнергетической практике в различных направлениях Йоги.
Среди них — такие работы, как второе издание «искусства Пранаямы» Б. К. С. Айенгара, «Мула-бандха — ключ к мастерству» Буддхананды — одного из нынешних представителей линии Шри Свами Шивананды Сарасвати, замечательная серия книг по даосской Йоге китайского Мастера Мантэка Чиа, «Йога-Сутра» Патанджали в переводе и редакции г-на Десикачара — сына и одного из ближайших учеников Шри Кришнамачарьи (,Шри Кришнамачарья — учитель таких всемирно признанных мастеров, как Б. К. С. Айенгар и Поттабхи Джойс), а также многие другие книги.
Из не изданных пока еще, но ставших достаточно известными благодаря учителям, использующим изложенную в них информацию в своей практике, весьма интересными являются два манускрипта, обнаруженные совсем недавно. Один был найден около двадцати лет назад в книгохранилище одного из индийских раджей Шри Кришнамачарьей и Поттабхи Джойсом.
Имя автора манускрипта неизвестно, поскольку в рукописи отсутствовал титульный лист и страница с посвящением, однако текст в основном сохранился. Судя по языку рукописи, точности проработки и изощренности техники, а также философско-теоретическим трактовкам, отчасти характерным для шиваистской Йоги, отчасти — совершенно оригинальным, возраст манускрипта вряд ли превышает полторы тысячи лет. Работал с манускриптом в основном Поттабхи Джонс.
Восстановив порядок страниц и переведя текста классический санскрит, он обнаружил, что манускрипт является подробнейшим руководством по практике несколько необычной, но тем не менее исключительно эффективной динамической тренировочной системы — Аштанга-виньяса-йоги. Шри Кришнамачарья и Поттабхи Джойс дали рукописи название «Йога-Корунта» — «Самообучение Йоге».
Описанный в «Йога-Корунте» совмещенный с дыхательной практикой мощный динамический метод выполнения йогических упражнений (асан) и циклическая практика собственно дыхательных упражнений (пранаям), будучи классической, тем не менее в значительной мере изменила еще не так давно общепринятое на Западе отношение к йогической практике как к методике в основном статической.
Второй манускрипт был найден совсем недавно в небольшом монастыре на границе юго-западной части Тибетского нагорья и Гималаев. Он относится ко времени несколько более позднему — возраст его, вероятнее всего, составляет около тысячи лет. Как и в «Йога-Корунте», в рукописи отсутствуют несколько первых и последних страниц, поэтому ни имя автора, ни точная дата написания, ни место, где манускрипт был составлен, не известны.