Муктибодхананда Свами Сарасвати — Хатха-йога Прадипика


Свами Сарасвати — Хатха-йога Прадипика

САРАСВАТИ Свами Сатьянанда, САРАСВАТИ Свами Муктибодхананда

«ХАТАХА-ЙОГА ПРАДИПИКА»

Об авторах

Свами Сатьянанда Сарасвати

Свами Сатьянанда Сарасвати родился в 1923 году в маленьком городке около Алморы, штат Уттар Прадеш, у подножия Гималаев. В детстве он проявлял неординарные способности и имел свое первое духовное переживание в возрасте шести лет. Он был благословлен многими мудрецами и садху, проходившими мимо его дома на своем пути к более возвышенным областям Гималаев. Они зародили в нем интенсивное желание достичь тех же духовных высот и вызвали в нем сильное ощущение вайрагьи (отсутствия мирских желаний и привязанностей), что было замечательно для столь молодого человека.

В девятнадцать лет он оставил семью и дом и отправился на поиски своего гуру. Спустя некоторое время, в 1943 году, он прибыл в Ришикеш, где встретил своего духовного учителя Свами Шивананду. В течение двенадцати лет, проведенных со своим гуру, Свами Сатьянанда в такой степени погрузился в карма-йогу, что Свами Шивананда сказал, что он выполняет работу четырех человек. Как идеальный ученик, Свами Сатьянанда работал от восхода солнца до позднего вечера, беря на себя любую работу — от уборки до организации ашрама. Служение своему гуру было его страстью и его радостью.

Хотя у Свами Сатьянанды был весьма развитый интеллект и его гуру считал его многосторонне одаренным человеком, его учение шло в основном не от инструкций учителя или обучения в ашраме. Его вера была направлена на выполнение лишь одного указания гуру: «Работай тяжело, и ты очистишься. Ты не должен привносить свет; свет раскроется внутри тебя». И это действительно случилось. Он обрел просветленное понимание секретов духовной жизни и с тех пор стал великим авторитетом по хатха-йоге, тантре и кундалини.

Проведя двенадцать лет со своим гуру, Свами Сатьянанда стал вести жизнь паривраджаки (скитающегося по религиозным убеждениям человека), и в течение восьми лет интенсивно странствовал, путешествуя по Индии, Афганистану, Бирме, Непалу и Цейлону. За это время он встретил многих великих святых и йогов, а также проводил много времени в уединении, формулируя и совершенствуя йогические техники, которые могли бы облегчить страдания человечества.

В 1963 его призвание стало очевидным для него, и он основал Международное движение йоги, а поскольку его миссия стала понятной ему, когда он пребывал в Мунгере, он остался здесь, около Ганги, и основал Бихарскую школу йоги, чтобы помочь большему числу людей на их духовном пути. Вскоре к нему стали прибывать ученики со всей Индии и из-за границы, и учение Свами Сатьянанды быстро распространялось по миру.

В 1968 году он предпринял поездку по всему миру с целью популяризации древних йогических практик среди людей всех каст, вероучений, религий и национальностей. С тех пор Свами Сатьянанда стал широко известным на всех континентах и стал ведущим разъяснителем йоги и тантры, ведя за собой миллионы духовно ищущих и вдохновляя работу многих ашрамов и центров по всему миру. В течение последних семнадцати лет он делил свое время между поездками по миру, поездками по Индии и пребыванием в Мунгере.

В 1984 году Свами Сатьянанда основал две независимые организации: «Шивананда Матх» и «Фонд исследований йоги», функционирующие в тесном сотрудничестве с Бихарской школой йоги.

Фонд «Шивананда Матх», основанный в память о его гуру, Свами Шивананде, представляет собой общественную и благотворительную организацию, предоставляющую стипендии для получения высшего образования представителям непривилегированных слоев населения. Другие проекты фонда включают в себя бесплатную медицинскую помощь, операционную медицинскую помощь и создание банка крови, а также бурение артезианских скважин в сельских местностях.

«Фонд исследований йоги» был организован с целью проведения исследований древних йогических и тантрических практик с позиций современной науки. Фонд содержит обширную научную библиотеку и проводит исследования по различным аспектам йоги с помощью квалифицированных ученых со всего мира.

Свами Сатьянанда Сарасвати является автором более восьмидесяти прекрасно принимаемых книг по йоге.

Свами Муктибодхананда Сарасвати

Свами Муктибодхананда Сарасвати родилась в 1959 году в Мельбурне, Австралия. С самого детства ее приучали к йогической садхане и ашрамной жизни. В семнадцать лет она приехала в Индию, чтобы жить рядом со Свами Сатьянандой Сарасвати — ее гуру. Ее послушание гуру, преданность садхане и твердость в ней были непоколебимы.

Она выполнила исследования двух древних йогических текстов — «Свара-йога — тантрическая наука о ри — и приняла участие в написании данного комментария. Она является весьма сведущей как в научных, так и в традиционных аспектах йоги. Данная работа является результатом передачи безграничной мудрости её гуру относительно интерпретации и прояснения древнего йогического текста для современного человека.

Бихарская школа йоги

Бихарская школа йоги является основным местопребыванием Свами Сатьянанды Сарасвати и официальным центральным органом Международного движения йоги. Она была основана в 1964 году с целью предоставления возможностей овладения йогой для семейных людей, а также для санньясинов. Это уникальное учреждение стало впоследствии центром массового возврата к древним предписаниям йогической науки. В 1968 году был организован первый тренировочный курс учителей йоги для учащихся из Европы. С тех пор школа выросла в известный международный учебный центр с большим числом последователей и бесчисленными отделениями и вспомогательными центрами по всей Индии и за границей.

Сегодня Бихарская школа йоги состоит из «Ашрама Шивананды», первоначального , нового ашрамного комплекса, построенного на высоком холме, смотрящем на Гангу. Здесь, в атмосфере естественной природной красоты, среди прекрасных садов, зеленых рисовых полей и величественной панорамы Ганги появляется новое видение йогической жизни.

Техники интегральной йоги, которым здесь обучают, являются синтезом всех известных подходов к развитию человека. Опытные санньясины проводят курсы садханы и йогического лечения для групп и отдельных учащихся, как прибывших на короткое время, так и постоянно проживающих здесь. Проводятся также курсы крийя-йоги.

Важной составной частью учебного процесса являются курсы для учителей йоги. Часто проводятся месячные курсы для семейных людей, дающие им право преподавать более простые практики асаны и пранаямы членам семьи и знакомым. Существуют также и более продолжительные и более продвинутые курсы.

Бихарская школа йоги всегда была известна своей отличной подготовкой санньясинов и была одной из первых организаций, в широких масштабах предоставляющей возможность учиться иностранным санньясинам и женщинам. Специальные курсы предназначены для мальчиков и девочек в возрасте от восьми до восемнадцати лет.

В школе имеется Центр координации исследований с квалифицированным персоналом и обширной коллекцией книг и данных, в которой собрано большинство публикаций по йога-терапии и соответствующим исследованиям. Имеются собственное издательство и типография, выпускающие в свет все публикации школы. В них имеется все необходимое оборудование и работают санньясины и обитатели ашрама, выполняющие все работы — от верстки до рассылки готовой продукции.

Конференции, семинары и лекционные туры помогают распространять йогу от дома к дому, от страны к стране. Каждый год Бихарская школа йоги организовывает широкомасштабные национальные и международные конференции, проводимые Свами Сатьянандой. Кроме того, в ней имеются высококвалифицированные санньясины, которые проводят конференции, семинары и лекционные туры во всех уголках Индии и мира. Это хорошая альтернатива для людей с йогическим направлением ума, которые не в состоянии предпринять поездку в Мунгер или в какой-либо из местных ашрамов.

Основные идеи и методы хатха-йоги

В литературе по йоге имеется несколько заслуживающих доверия текстов по хатха-йоге. Среди них одним из наиболее известных является «Хатха-йога Прадипика». Другой текст, написанный йогом Горакхнатхом, известен как «Горакша Самхита». Еще один текст, «Гхеранд Самхита», написан великим мудрецом Гхерандом. Кроме вышеупомянутых имеется и четвертый основной текст, известный под названием «Хатхаратнавали», который был написан много позже Шринивасабхаттой Махайогиндрой. Считается, что все эти тексты были написаны между шестым и пятнадцатым веками нашей эры.

«Прояснение Йоги» или «Йога дипика», Б. К. С. Айенгар

«Прояснение йоги» — наиболее полная, иллюстрированная энциклопедия, дающая возможность заниматься самостоятельно. В тексте — более 600 фотографий, а также уникальные описания 200 поз йоги, 14 дыхательных техник, бандх и крий. Специальные разделы посвящены нади, чакрам, кундалини, учению основателяйоги Патанджали. В приложениях публикуются 300-недельный курс занятий, программы упражнений для лечения различных заболеваний, глоссарий санскритских терминов.

Купить в магазине Ozon

Махайог Пайлот Бабаджи: «Самадхи – это океан, куда стекаются все реки»

Самадхи? Вот вы уйдете в самадхи и что о вас скажут люди? О, эта девочка была в самадхи! И что дальше? Если вы не будете делать что-либо для людей, вы не реализуетесь. Безусловно, вы можете каждый день уходить в самадхи на 10-15-60 минут. Но, когда вы там, вы не можете помогать людям здесь. Самадхи – это эгоистично.

Во время самадхи лишь один человек счастлив. Самадхи – это наркотик: укололся и тебе хорошо. Но я здесь, с вами, и готов вам помогать, утешать, успокаивать, исцелять. У всех есть проблемы, и люди приходят ко мне с ними и хотят, чтобы я им помог. Но, если я буду в это время в самадхи, к кому они придут?

Поэтому гораздо лучше, если вы осознанно будете жить в миру с открытым сердцем и дарить любовь другим. Ведь жить для людей вы можете лишь в реальном мире. Чакры, кундалини, самадхи – все это ум! Не стоит концентрироваться на этом! Верьте в Бога и делайте добро людям. Отпустите все свои привязанности и станьте свободными! Если вы здесь, ваша Атма (Душа) ждет встречи с вами!

Самадхи совершенствует нашу карму. Раньше риши и йоги приходили в деревни, где были какие-то проблемы: чума, отсутствовал долгое время дождь и т.д., – и садились там в самадхи. Таким образом они собирали хорошую карму для всех жителей этой местности и негативная ситуация разрешалась. Но сегодня самадхи научились использовать даже для зарабатывания денег, устраивая прилюдное погружение во имя собственной рекламной кампании.

Не важно – мантру Бхайраве, Гаятри, мантру, которую передал вам Пайлот Баба или какой-то итальянский гуру, – просто начните ее повторять, не давая уму вовлекаться в различные истории, и самадхи рано или поздно случится!

Байк баба, нага йогин

Самадхи совершенствует нашу карму. Раньше риши и йоги приходили в деревни, где были какие-то проблемы: чума, отсутствовал долгое время дождь и т.д., – и садились там в самадхи. Таким образом они собирали хорошую карму для всех жителей этой местности и негативная ситуация разрешалась. Но сегодня самадхи научились использовать даже для зарабатывания денег, устраивая прилюдное погружение во имя собственной рекламной кампании. Это плохая карма для того, кто так поступает. Никакой показухи и громких разговоров об этом не должно быть.

Закройтесь в комнате в каком-нибудь тихом месте и начните читать любую мантру. Не важно — мантру Бхайраве, Гаятри, мантру, которую передал вам Пайлот Баба или какой-то итальянский гуру, – просто начните ее повторять, не давая уму вовлекаться в различные истории, и самадхи рано или поздно случится!

Читайте продолжение в шестом номере журнала Будь СветОМ

Нирвикальпа Самадхи

Нирвикальпа Самадхи – это состояние, в котором нет ни понятий, ни планов, ни мыслей, ни идей. Человек, находящийся в Нирвикальпа Самадхи, может показаться неадекватным или безумным. Здесь нет ума, есть только осознание бесконечного блаженства и покоя, а постигающий и постигаемое, наслаждаясь всепоглощающей эзотерической эмоцией, сливаются в одно целое.

Самадхи устами тех, кто достиг…

Люди, сумевшие выйти из этого состояния, рассказывают, что ощущали себя одним бескрайним сердцем. Таким огромным, что и мир людей, и целая Вселенная казались еле различимой точкой внутри этого сердца, размеры которого – огромны.

Блаженство – это то состояние, постигнуть и осознать которое дано далеко не каждому человеку. В Нирвикальпа Самадхи, утверждают эзотерики, медитирующий не только ощущает блаженство, но и сам становится блаженством.

Что ещё чувствует оказавшийся в Нирвикальпа Самадхи? Огромную и ни с чем не сравнимую силу, мизерную часть которой можно забрать с собой, в земную жизнь.

Нирвикальпа Самадхи – это наивысшая форма Самадхи и доступна только самым сильным Пребывание в Нирвикальпа Самадхи может продолжаться несколько дней, а может – несколько часов, после чего человеку надлежит вернуться в свой мир.

Многие из тех, кто мало времени посвящал подобным практикам, но кому удалось вернуться из Нирвикальпа Самадхи, поначалу не могли ни говорить, ни думать, забывали своё имя и возраст. Способность возвращаться из Нирвикальпа Самадхи – результат продолжительной практической деятельности. Практически каждый, оказавшийся в Нирвикальпа Самадхи ловил себя на мысли, что он не хочет возвращаться назад – в несовершенный физический мир.

Очень важно, – предупреждают просвещённые учителя, – успеть вернуться, так как душа, оставшаяся в Нирвикальпа Самадхи более чем на восемнадцать суток, никогда больше не сможет соединиться с физическим телом. Правда, известны случаи, когда высокоразвитые духовные Учителя, достигшие нирвакальпа Самадхи, не возвращались из этого состояния, потому что, достигнув наивысшего состояния Самадхи, считали неприемлемым для себя возвращаться к мирским делам

Человек, чей дух просветлён, не может взаимодействовать с обитателями этого мира, однако ему не дано решать, где ему должно находиться и если Всевышний сочтёт необходимым вернуть его обратно, его душа опустится на земной уровень.

Полезные рекомендации для проведения медитации

  1. Многие ошибочно думают, что активация сердечного центра помогает достичь ступени нирвикальпа. Дело в том, что это разные практики. Погружение в глубины сердца позволяет добиться чувства единения с Внутренним Я, тогда как нирвикальпа самадхи требует выхода за пределы ума, чтобы было достигнуто слияние с Богом.
  2. Перед достижением истинной самадхи (в любой степени) нужно будет преодолеть множество внутренних духовных опытов. Если человек постоянно находиться в поиске, рано или поздно он будет готов к савикальпа самадхи. И, возможно, этой стадии хватит ему на несколько лет, а то и на всю жизнь. Нирвикальпа же достигается при высшей ступени устремления.
  3. Стадия савикальпа самадхи способна удерживаться человеком несколько часов подряд после регулярной практики. Больше 1-2 суток в этом состоянии не пребывают. Зато нирвикальпа самадхи способна длиться 7-10 дней. По велению божественной милости освобождённая душа может также оставаться на этой стадии до 3 недель или вовсе оставить земное тело навсегда.
  4. Погружение в самадхи есть разделение человека с телом. У субъекта пропадают чувства и ум, он ничего не ощущает, он просто есть. Самадхи — это состояние полного одиночества индивида, когда всё вокруг исчезает.
  5. Если вы находитесь в состоянии самадхи, другие люди вокруг вас не будут представать обычными физическими сущностями. Вы сможете увидеть их поток сознания, большой или маленький, в зависимости от близости человека к самадхи.
  6. Погружение в самадхи позволяет человеку познать большую любовь и сострадание. В этом состоянии индивид выступает центром и источником единого бытия, поэтому он способен творить, совершать научные изыскания, самоисцеляться и предсказывать грядущее. Самадхи позволяет превратить человека в настоящего гения.
  7. Существует ступень, которая гораздо выше и глубже все стадий самадхи. Это уже процесс абсолютного божественного преобразования. Когда человеку удаётся преобразовать сознание во внутреннем и внешнем аспектах, ему уже не приходится возвращаться в реальный мир обычным индивидом и страдать от невежества окружающих.

Самадхи напрямую подводит человека к долгожданной нирване. Благодаря некоторым усилиям и соблюдению всех необходимых условий каждый из нас способен достигнуть спокойствия и прояснения сознания, слиться с космическим абсолютом и уничтожить противоречия внешнего и внутреннего миров.

Махайог Пайлот Бабаджи: «Самадхи – это океан, куда стекаются все реки»

Самадхи – это выход из всего. Вы – сами в себе, но вы космос и вы ничто. В самадхи растворяются границы между личностью и оболочкой, стираются грани между вами и временем. Расстояния исчезают. Все время становится настоящим – нет прошлого, нет будущего, вы просто есть. Это и есть самадхи.Самадхи – это океан, куда стекаются все реки.

У каждой реки свое путешествие. Все они стараются стать больше, несмотря на то, что сталкиваются со многими препятствиями и проблемами по дороге. Вы можете себе представить, насколько трудным может быть путешествие реки, однако все реки смиряются перед другой, чтобы добраться до океана. И начинают они свое путешествие с соединения капель воды.

Самадхи устами тех, кто достиг…

Представьте, как все капли цветов и деревьев становятся ручьями, все ручьи становятся одной рекой. Вы можете наблюдать за рекой, за ее течением. Все это есть союз. Этот союз и есть йога. Йога – это наука естественного соединения, которое создало Вселенную. Так оно существует. Все, что проявилось, известно как Бытие.

Это Бытие есть Небытие. Небытие есть cамадхи, которое есть Начало и Конец всего.Самадхи – это наука о внутреннем мире. И тот, кто ведет свой поиск там, может стать большим ученым, ведь его ум работает так же, как у обычного ученого. Немногие люди знают, что идти по пути самадхи – значит быть ученым. В достижении самадхи тоже есть научность, так как самадхи – это наука о внутреннем мире.

Махайог Пайлот Бабаджи, мастер самадхи

Самадхи – это выход из всего. Вы – сами в себе, но вы космос и вы ничто. В самадхи растворяются границы между личностью и оболочкой, стираются грани между вами и временем. Расстояния исчезают. Все время становится настоящим – нет прошлого, нет будущего, вы просто есть. Это и есть самадхи.

Самадхи – это океан, куда стекаются все реки. У каждой реки свое путешествие. Все они стараются стать больше, несмотря на то, что сталкиваются со многими препятствиями и проблемами по дороге. Вы можете себе представить, насколько трудным может быть путешествие реки, однако все реки смиряются перед другой, чтобы добраться до океана.

И начинают они свое путешествие с соединения капель воды. Представьте, как все капли цветов и деревьев становятся ручьями, все ручьи становятся одной рекой. Вы можете наблюдать за рекой, за ее течением. Все это есть союз. Этот союз и есть йога. Йога – это наука естественного соединения, которое создало Вселенную. Так оно существует. Все, что проявилось, известно как Бытие. Это Бытие есть Небытие. Небытие есть cамадхи, которое есть Начало и Конец всего.

Самадхи устами тех, кто достиг…

Самадхи – это наука о внутреннем мире. И тот, кто ведет свой поиск там, может стать большим ученым, ведь его ум работает так же, как у обычного ученого. Немногие люди знают, что идти по пути самадхи – значит быть ученым. В достижении самадхи тоже есть научность, так как самадхи – это наука о внутреннем мире.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: