Йога обретения духовного знания или Джняна-йога и ее подробное описание

Путь познания – так трактуют практику Джняна-йоги (Гьяна, Джнана, Дхьяна), потому что Джняна переводится с санскрита как «знание». Но в этом случае подразумевается не знание, полученное на основе логического либо интеллектуального мышления, а знание, основанное на интуиции и достигаемое в момент озарения.

Джняна йога — это путь достижения гармонии сквозь интуитивное просветление. Через прозрение постигается истина, а истина дает обретение Джняны.

Еще её определяют как длительное исследование, цель которого через более глубокое самопознание постичь интуитивное знание.

Что это? Особенности

Фото 1

Учение гласит, что, истины, полученные в результате логического заключения через наблюдение трехмерной реальности, не являются подлинными истинами с точки зрения Высшего Сознания.

Оно учит не доверять себе, своим эмоциям, образам, идеям, смыслам, размышлениям и словам, особенно выделяя в этом списке слова. Все нужно проверять, осторожно шагать к цели, опираясь на жизненный опыт, а также фундаментальные принципы.

Практика настаивает на отвержении «психологического» взгляда вглубь себя, который определяет человека как разнообразие двойственных «я». Ученику необходимо найти внутри себя то самое единственное Я, которое наблюдает, воспринимает и объединяет весь жизненный опыт. Учение фокусируется на одном-единственном Центре нашего Я и уходит от всего многообразия внешнего и внутреннего мира, при этом обнажая все, что вовне: Я – не это, не это, не это. Neti, neti, neti…

Цели

Основная цель джнана-йоги — озарение и растворение в божественном начале, слияние с истиной. Однако, прежде чем достигнуть конечной цели, человеку придётся решить некоторые другие задачи:

  • полностью посвятить себя практике, раствориться в стремлении к совершенству;
  • отречься от своего эго и перестать мыслить логично;
  • осознать, что нет отдельного «познания» и «познающего», ведь всё вместе — это и есть единство во множестве (Брахман).

    Практика Джняна-йоги

Для получения желаемого результата мало уделять практике по нескольку часов в день, джнана-йогой нужно жить.

Польза

Фото 2

Хат-ха-йога

Изначально Хатха- йога (которая изначально так не называлась) была нацелена на достижение высших состояний сознания через проработку тела путём выполнения асан и пранаям. Она была подготовкой к медитациям Раджа-йоги.

Через время Хатха йога слилась с Тантризмом и появилось тантрические направление Хатха — йоги, сформированное в X—XI веке Матсьендранатхом и, в большей степени, его учеником Горакшанатхом.

Горакшанатх систематизировал существующие в его время практики работы с телом и сознанием, а также дополнил их тантрическими элементами. Он считается автором многих текстов по хатха-йоге (Горакша-паддхати, Горакша-штака, Джняна-амрита, Аманская йога, Йога-мартанда, Сиддха-сиддханта паддхати и др.

Классическим текстом, в котором систематизированы многие практики хатха-йоги, стал труд Свами Сва (XIV—XV в. ).

Также очень важными трудами, описывающими хатха-йогу являются «Гхеранда-самхита» (XVII—XVIII в) и «Шива-самхита»( XVIII в) — текст, в котором наряду с практиками излагается философия хатха-йоги (те. принципы яма и нияма)

Методы

Есть вариации медитативной практики. Все они направлены на прерывание отождествления практикующего со своим разумом и телом.

Фото 3

Вторым способом является отстраненное наблюдение. Во время практики Джняна-йоги, человек равнодушно вглядывается внутрь себя. При таком способе нужно обладать хорошей концентрацией внимания и уметь глубоко погружаться внутрь себя.

Джняна-йога — это сложный путь, который требует от человека силу духа, а также развитое и выносливое тело. Постигнуть ее сможет тот, кто уже достиг высокого уровня в йогической практике и готов к отречению от внешнего мира ради постижения высшего смысла.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Практика для начинающих

Для тех, кто никогда не имел дело с йогическими практиками, джнана-йога должна начинаться с самых простых техник, предусматривающих полное расслабление и «взгляд на себя изнутри».

Сукхасана (удобная поза)

Это самая удобная поза для медитации, поэтому идеально подойдёт для начинающих практиков. Её реализация предусматривает следующие действия:

  1. Организуйте из одеял подставку, высотой 15 см.
  2. Сядьте на край и выпрямите ноги как в позе Пасоха.
  3. Согните ноги в коленях и подогните левую под правую, но так, чтобы стопа правой ноги оказалась под коленом левой, а вторая наоборот: заняла положение под правым коленом.
  4. Подтяните стопы к тазу и расслабьтесь, чтобы они мягко лежали на поверхности одеяла и одновременно упирались в лодыжку, каждая с противоположной стороны. Правильное положение ног несложно определить: должен получится треугольник из бёдер и переплетённых голеней, но с сохранением небольшого пространства между стопами и тазом (это основное отличие Сукхасаны от классической Асаны).
  5. Поддерживайте таз в сравнительно нейтральном положении, прижав руки к полу (по обеим сторонам от него) и немного оторвавшись от опоры. В таком состоянии должно пройти несколько дыхательных циклов, с одновременным «утяжелением» бедренных костей.
  6. Плавно опуститесь на сложенное одеяло и постарайтесь разместиться так, чтобы лобок и копчик находились на одинаковом удалении от пола.
  7. Поставьте руки на бёдра, перевернув ладонями вверх или вниз.
  8. Втяните лопатки, не прогибая поясницу и не выталкивая нижние рёбра вперёд (должно создаться впечатление направления копчика к полу).
  9. В такой позе можно сидеть достаточно долго, разве что периодически меняя положения ног.

Видео: Сукхасана

Ваджрасана (алмазная поза)

Это положение тела полезно не только для качественной медитации, но и для молитвы или даже устранения проблем с пищеварением. Поза «алмазной твёрдости» улучшает состояние органов малого таза и способствует профилактике проблем с суставами, что делает её ещё более важной в йогических практиках. Техника выполнения ваджрасаны основывается на следующих последовательных этапах:

  1. Встаньте на колени и положите стопы на пол (подошвой вверх).
  2. Скрестите большие пальцы на ногах.
  3. Мягко опустите таз на пятки.
  4. Разместите ладони на коленях.
  5. Постарайтесь не напрягать спину и всё время ровно держать её.
  6. Поддерживайте позу со спокойным дыханием в течение 1–5 минут.

Видео: Ваджрасана Достичь правильного положения тела в этой позе можно лишь при равномерном распределении его веса между стопами и коленями, а чтобы достигнуть максимального спокойствия важно сосредоточиться на своём ровном дыхании.

Важно! Если у вас не получилось ровно держать спину, и вес тела переместился на копчик, необходимо как можно быстрее исправить ситуацию, что исключит чрезмерную нагрузку на сердце.

Для новичков в практиках йоги можно использовать облегчённый вариант ваджрасаны, подложив под ягодицы сложенное в несколько раз одеяло. В случае наличия проблем с суставами голеностопов необходимо подложить такую подставку ещё и под голени и колени, так, чтобы ступни немного выходили за его пределы.

Ваджрасана

Важно! При любых травмах суставов ног, выполнять ваджрасану необходимо крайне осторожно, чтобы не усугубить ситуацию ненужным растяжением.

Тантризм

Тантру можно назвать непрерывно обновляющейся системой. Поэтому, возникновение Тантры не связывают с именем одного человека, её формировали многие мастера. Тантру можно назвать экспериментальной системой. Многие ее методы и способы утратили первоначальный смысл и порой несут в себе неблагоприятные последствия для эксперементирующего. И именно Тантра перекроила систему йоги Патанджали наиболее радикально.

По наиболее распространенной версии, Тантра возникла на полуострове Индостан (современная Индия) у коренного населения во времена матриархата. По времени её возникновения нет однозначных фактов. Считается, что Тантра существует не менее трех тысяч лет. При этом наиболее древние, сохранившиеся до наших дней письменные источники Тантры, датируются серединой первого тысячелетия до н. э.

Тантра считает, что совершенство может быть достигнуто только в «теле божественном», и поэтому нужно как можно дольше сохранять первозданное здоровье, которое обеспечит индивиду долгожительство. Так с этой целью были взяты две ступени или две техники из Раджа йоги (Патанджали): асана и пранаяма. Со временем этим обьединенным двум техникам дали название Хатха-йога. После Хатха-йога наполнилась дополнительными техниками, добытыми Тантрой и это также все вместе стали именовать Хатха-йогой.

Популярность Тантры (как и сейчас) заключалась в том, что средневековые тантрические тексты по Хатха-йоге написаны простым языком, понятным народу — вот почему она начала стремительно распространяться.

Мало того в этих трактатах Тантра сулит легкое и быстрое овладение различными чудесными способностями, и на удочку этих обещаний во все времена попадаются люди простодушные, недалекие и стремящиеся к необычному, чтоб компенсировать свое чувство неполноценности.

Итак, Тантра расширила ранее существующие практики йоги, добавив сотни новых техник:

  • более сложные пранаямы, п
  • одробные практики визуализации и
  • ауку мантры, а также
  • множество телесных практик, главным образом позы йоги (асаны),
  • ритуальное расположение кистей рук (мудры),
  • активацию энергетических центров (чакр) в теле.

Помимо йоги, в тантризме практикуются различные шаманские ритуалы, высвобождающие сексуальную энергию человека. Вследствие интереса к телу, как к сосуду вечного, последователи тантризма увлекаются алхимией и различными способами продления жизни. Большую роль в тантризме играет мистическая физиология чакр.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: