Знания обывателя о занятиях йогой зачастую ограничиваются тем, что йоги лежат на гвоздях или медитируют в позе «лотоса».
Однако это вовсе не так: практика бывает и подвижной — силовой и боевой. Именно о последней, боевой практике, которая называется Дхарма Марга, расскажет представленный ниже обзор.
- История создания
- Чем полезна
История создания
Различные асаны, использующиеся тысячелетиями, входили в начальную программу подготовки древних ариев, которые жили около 6000 лет назад на территории, приблизительно ограниченной Чёрным, Средиземным и Каспийским морями. Археологи определили, что тогдашняя цивилизация ариев была достаточно развита для разработки системы подготовки воинов.
Знаете ли вы? Адепты данной теории считают, что все боевые искусства произошли от воинских умений древних ариев, а современные виды спорта являются производными от них.
Несмотря на то что сохранились лишь скудные сведения о культуре ариев, доказан факт, что военные действия проводились не только кулаками, но и при помощи оружия. Сейчас это оружие применяется в упражнениях и действиях боевой йоги.
Комплект современного практика состоит из четырёх предметов:
- щита;
- копья;
- меча;
- палицы.
Видео: что такое боевая йога Первые шаги в обучении будущий воин производил без оружия, развивая только своё тело. Наука заключалась в ударах из любых положений, под разными углами с необходимой концентрацией усилий.
Изучение базовых положений тела включало в себя висячие асаны. Освоение такой методики выражалось в умении перемещаться по разным поверхностям при любом положении — вверх ногами, по вертикальным подъёмам и переходам между различными предметами: веревочными лестницами, канатами, перекладинами.
Боевая йога в древние времена применялась для подготовки мощных бойцов, которые овладевали наукой о стихиях. Этот вид мастерства развивался издревле, а готовые мастера показывали свою сноровку в боях.
Узнайте какие бывают направления в йоге и в чем их основные отличия.
Йога Айенгара считается одной из самых мягких статичных методик. Основное внимание она уделяет детальной отстройке правильного положения тела в асанах при помощи массы дополнительных приспособлений – валиков, одеял, кирпичей, которые подкладываются под бедра, спину, голову, ноги для обеспечения комфорта и безопасности в практике.
Неуклонный рост интереса к духовным практикам, который вот уже несколько десятилетий наблюдается по всему миру, во многом связан с именем Б.К.С. Айенгара. Его школа произвела настоящую революцию в понимании и практике хатха-йоги, которая в интерпретации Гуруджи обрела доступность даже для новичков и людей, имеющих проблемы со здоровьем.
Данный метод обучения универсален, он предполагает концентрацию на деталях и индивидуальный подход к каждому ученику. В этом заключается секрет популярности йоги Айенгара, которая является одним из самых распространенных стилей в мире.
Основателем и идейным вдохновителем этой школы является один из самых выдающихся современных гуру Беллур Кришнамачар Сундараджа Айенгар, который с 16 лет обучался у знаменитого наставника Шри Т. Кришнамачара в созданной при содействии Махараджи Майсора Школе Йоги.
Этот статический стиль уделяет особое внимание отстройке асан – тонкой и скрупулезной работе в позе, поскольку длительное нахождение в статичном положении усиливает его терапевтическое воздействие не только на мышцы, связки и суставы, оно массирует внутренние органы и гармонизирует работу всех систем организма. Осмысленная практика асан, даже при очень медленном выполнении, оказывает также благотворное влияние на ум человека и его психо-эмоциональное состояние. При отстройке асан используется множество вспомогательных материалов для максимального комфорта практикующего: валики, одеяла, ремни, подушки и т.д. При помощи этих приспособлений в асанах прорабатываются даже самые болезненные участки тела, в которых хранится память о травмах, напряжение и стресс. Йога Айенгара «раскрывает» такие места и излечивает их, наделяя здоровьем духа через здоровье тела.
Практика Йоги Айенгара предполагает использование различных пропсов Особое внимание уделяется равномерному вытяжению тела, благодаря чему оно становится не только более сильным и здоровым, но и симметричным. Выравнивание в асане является важнейшим условием эффективной практики, поскольку позволяет сохранять клетки организма здоровыми. В интервью журналу «Yogasara» Гуруджи объяснил, что самочувствие человека зависит от состояния клеточной системы, состоящей из миллиардов клеток. Статичная практика йоги позволяет этим необходимым элементам тела жить и порождать жизнь.
Выравнивание тела выполняет еще одну очень важную функцию – оно способствует постепенной корректировке энергетических центров и каналов. Последние оказывают колоссальное влияние на тонкое тело, успокаивают ум и очищают сознание. Иными словами, положительные изменения происходят на более глубоких уровнях – в психической и эмоциональной сферах.
Эти закономерности являются фундаментом и логическим обоснованием метода Айенгара.
Чем полезна
Польза от Дхарма Марга для духа и тела человека очевидна, но познать её дано не каждому, так как йог должен быть физически готовым для выполнения достаточно сложных упражнений. Польза от боевой йоги очевидна.
Сюда относятся:
- развитие и закрепление физической силы организма;
- увеличение выносливости;
- повышение глубины самопознания через выполнение сложных упражнений;
- приобретение навыков обращения с древним оружием;
- возможность защитить себя при физической опасности;
- совмещение контроля за дыханием с двигательной активностью.
Важно! Достичь мастерства в этом учении достаточно сложно, так как упражнения энергоёмкие, и не все могут выполнить предлагаемые комплексы в этой практике.
Содержание
- 1 Употребление слова
- 2 Дхарма в индуизме 2.1 Историческое развитие концепции дхармы в индуизме
- 2.2 Дхарма как одна из пурушартх
- 2.3 Бог дхармы
- 2.4 В специальной литературе
- 3.1 Дхарма — категория абхидхармы 3.1.1 Омрачённые
Литература
на русском языке
- Вигасин А. А., Парибок А. В.
Дхарма // Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь / Под общ. ред. М. Ф. Альбедиль и А. М. Дубянского. — М.: Республика, 1996. — 576 с. — ISBN 5-250-02557-9. - Дюранов А. А.
Философско-этический анализ проблемы человека в буддизме: диссертация … кандидата философских наук : 09.00.05. — Л., 1989. — 163 с. - Дюранов А. А.
Дхарма как основное понятие буддийской концепции существования // Философия, религия и культура стран Востока: Четвёртые Торчиновские чтения / Сост. и отв. ред. С. В. Пахомов. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2007. — С. 350—356. — 817 с. — ISBN 978-5-288-04523-3. - Кутасова И. М.
Дхарма // Философская энциклопедия: в 5 т. / глав. ред. Ф. В. Константинов. — М.: Советская энциклопедия, 1962. — Т. 2 : Дизъюкция — комическое. — 575 с. — 69 500 экз. - Лучина В. П.
Дхарма // Философский энциклопедический словарь / Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. — М.: Советская энциклопедия, 1983. — С. 180. — 840 с. — 150 000 экз. - Лысенко В. Г.
Дхармы // Новая философская энциклопедия / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин, заместители предс.: А. А. Гусейнов, Г. Ю. Семигин, уч. секр. А. П. Огурцов. — 2-е изд., испр. и допол. — М.: Мысль, 2010. — ISBN 978-5-244-01115-9. - Нестеркин С. П.
Учение чань-буддизма об отсутствии самостности // Вестник Бурятского государственного университета. — Улан-Удэ: БГУ, 2011. — № 8. — С. 13—18. — ISSN 1994-0866. - Рыскельдиева Л. Т.
Понятие «дхарма» в буддизме Махаяны: диссертация на соискание учёной степени кандидата философских наук: 09.00.03. — М., 1982. — 158 с. - Торчинов Е. А.
Введение в буддологию. Курс лекций. — СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000. — 304 с. — ISBN 5-93597-019-8. - Шохин В. К.
Дхарма // Новая философская энциклопедия / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин, заместители предс.: А. А. Гусейнов, Г. Ю. Семигин, уч. секр. А. П. Огурцов. — 2-е изд., испр. и допол. — М.: Мысль, 2010. — ISBN 978-5-244-01115-9. - Шохин В. К.
Дхарма // Философия буддизма: энциклопедия / отв. ред. М. Т. Степанянц;. — М.: Восточная литература, ИФ РАН, 2011. — С. 308—309. — 1045 с. — ISBN 978-5-02-036492-9.
на других языках
- Lingat R. (англ.)русск..
The Classical Law of India. — University of California Press (англ.)русск., 1973. — 305 p. — ISBN 0520018982. - Rosen S.
Essential Hinduism. — Greenwood Publishing Group, 2006. — 266 p. — ISBN 0275990060.
Отражение рассматриваемого понятия в зарубежной художественной литературе ХХ века
Данное буддистское учение вошло в основу сюжетной линии нашумевшего романа Джека Керуака «Бродяги Дхармы». На сегодняшний день он является одним из шедевров мировой литературы. В нем содержатся автографические детали, а повествование осуществляется от первого лица. Главный герой является «битником», что уже объясняет то, какой образ жизни он ведет: путешествует на попутках по Америке, ночует где попало и выживает за счет случайных заработков. Именно так он довольствуется тем, что дарит ему судьба, точнее Закон Дхармы.
Как и многие другие «битники», главный герой чрезвычайно интересуется философско-религиозными учениями древнего Китая и Индии. В данном случае он — последователь Будды. Его жизнь сопряжена с таким понятием, как Недеяние, то есть духовное просветление, способное привести к нирване.
Дхарма мужчины и женщины: в чем отличие?
У женщин и мужчин изначально совершенно разные задачи. Безусловно, мужчина может заниматься воспитанием детей, а женщина – руководить крупным коллективом и оба они будут счастливы, во всяком случае, на первый взгляд. Мы живем в Кали-югу, время, когда многое происходит не совсем так, как было задумано. Предлагаем вам ознакомиться с ведическим взглядом на дхарму женщины и мужчины и оценить, насколько вам близка эта концепция.
Женская дхарма – служение и забота
Согласно священным писаниям, в компетенции женщины находился дом и уход за ним, поддержание чистоты и создание уюта – стирка, приготовление пищи, мытье посуды. Дхарма женщины – быть красивой и ухоженной, чтобы радовать своим внешним видом любимого мужчину и вдохновлять его.
Еще одна важная обязанность женщины – это воспитание детей. Мама должна привить детям доброту, милосердие, уважение к старшим.
На плечи женщины возложена дхарма врачевания членов семьи. Кроме того, она должна давать моральную поддержку супругу, разделять его жизненные ценности.
И последнее – на женщине лежит важная роль хранительницы домашнего очага. Она несет ответственность за то, чтобы построить теплые эмоциональные отношения с родственниками и друзьям семьи, а также хранить верность мужу.
Употребление слова
В священном тексте индуизма — «Ригведе» — слово употребляется в варианте дхарман
dhárman- IAST
и имеет ряд значений, включая
«что-то установившееся или утвердившееся»
, или в значении
«сторонник»
,
«приверженец»
,
«поклонник»
(Бога), а также в абстрактном значении, имеющем семантическое сходство с греческим
ethos
,
«установленный статус или закон»
.
В «Атхарваведе» и классическом санскрите — dhárma IAST
(деванагари: धर्म), а на пали слово принимает форму
дхамма
. В современных индийских языках и диалектах слово часто употребляется как
дхарам
. Оно используется во всех дхармических религиях, к которым относятся индуизм, буддизм, джайнизм и сикхизм. Трудно дать одно точное определения термина «дхарма»: у него существует долгая и разнообразная история и оно имеет ряд сложных значений и толкований.
В контексте большинства современных индийских языков, таких как хинди или бенгали, «дхарма» просто означает «религия». Индуизм, буддизм, джайнизм и сикхизм соответственно называют «санатана-дхарма», «будда-дхарма», «джайн-дхарма» и «сикх-дхарма».
Примечания
- RV 10.133.6
- «Брихадараньяка-упанишада» 1.4.14
- «Dhaaranaad dharma ity aahur dharmena vidhrtaah prajaah, Yat syaad dhaarana sanyuktam sa dharma iti nishchayah» «Махабхарата» 12.110.11
- «s:sa:भगवद्गीता/कर्मयोगः» 3.35
- Чхандогья-упанишада 3.17.4, Шандилья-упанишада 1.1-2, Прашна-упанишада 1.10; Бхагавад-гита 10.5, 13.7, 16.1-3, 17.14, Махабхарата 5.39.57, 5.42.15, 5.44.12, 12.176.16-19, 12.197.5, 12.220.9-11, 12.260.15, 12.260.21-22, 12.273.20, 12.277.10, 12.296.25, 12.320.103, 13.7-11, 13.114.8, 14.18.15-18; Ману-смрити 4.138, 6.92, 12.83
- The Mahābhārata: Book 11: The Book of the Venus Book 12: The Book of Peace, Part 1 By Johannes Adrianus Bernardus Buitenen, James L. Fitzgerald pg.124
- The Mahābhārata: Book 11: The Book of the Women Book 12: The Book of Peace, Part 1 By Johannes Adrianus Bernardus Buitenen, James L. Fitzgerald pg.124
- Щербатской Ф. И.
Центральная концепция буддизма и значение термина дхарма // Щербатской Ф. И. Избранные труды по буддизму. — М.: Наука, 1988. С. 169—170. - Дюранов, 2007, с. 351.
- ↑ 12
Шохин, 2011, с. 309. - Торчинов, 2000, с. 58—59.
- Пять совокупностей — Тхеравада.ру
- Перевод О. О. Розенберга.
- ↑ 12
Нестеркин, 2011, с. 14.