Почему православным нельзя заниматься. Йога и православие — совместимы ли они


«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.
Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях… Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

В последние годы все больше людей начинают вести правильный и здоровый образ жизни, который заключается в правильном питании, занятии восточных практик или каким-либо видом спорта. Особенно популярен здоровый образ жизни среди населения больших стран. В связи с этим обрела популярность такая практика как йога. Она относится к восточным практикам, которые вышли из религиозной традиции. Нужно также отметить, что йога очень твердо осела на Западе.

В связи с такой большой популярностью многие люди начинают выполнять различные упражнения йоги и изучать ее теорию даже не задумываясь о том можно ли православным заниматься йогой. Ведь если задуматься, то она относится совершенно к другой религии.

Цель йоги в духовной сфере

Йога предполагает осуществление духовных усилий человека с целью достижения единства с Высшим Существом.

Физические и дыхательные упражнения (хатха) помогают медитирующему обрести покой, освободиться от посторонних мыслей, не реагировать на внешние раздражители. Человек очищает свое тело от негатива, энергетических засоров. Выполненные приемы предположительно увеличивают энергетику тела, укрепляют нервную систему.

Следующая стадия — кундалини — направлена на подъем жизненной силы от позвоночника к голове.

Тот, кто прошел физический этап, начинает осознавать, что он уже не материальное тело. С таким религиозным багажом человек ощущает себя душой в материи и неотъемлемой частицей Верховной души, Бога (стадия гьяна).

Наивысшим достижением практикующего йогу является совершенство, т.е. единение с Богом (бхакти).

Такое состояние предполагает безвозмездное служение Богу из любви и преданности, обретение в этом счастья, что и является истинной целью учения.

Отличие Православия и Восточных религий

Для того, чтобы разобраться почему Православная Церковь не всегда приемлет йогу, нужно понять различия между Церковью и Восточными религиями.

Православие основывается по таким принципам:

  • Основа Церкви – это духовное возвышение через плотское усмирение.
  • Православный христианин убежден, что тело тленно, а душа – вечная.
  • Человеческие болезни православный человек воспринимает как возможность общения с Богом, помогая задуматься о неправильном образе жизни. Но не связывают болезнь с укреплением тела.

Православный взгляд на йогу

По традициям Востока, главным подтверждением религии является не только в каком состоянии находится душа, но и тело. Хорошая физическая форма – есть основное доказательство тому, что человек верен религии. Здесь учение о поддержании здоровья организма и совершенствовании тела не являются пустым звуком.

Поэтому, в Восточных религиях очень тесно связанны между собой физические упражнения, питание и дыхание.

Йогическое учение позволяет достичь совершенства своего тела, а также находиться в гармонии с окружающим миром, что дает возможность прочувствовать прекрасное ощущение единения с Богом. Это огромнейшая работа над собой.

Отношение православия к задаче индийского учения

Православие относится к йоге негативно. Христианство прокладывает путь к Богу через тяжелое преодоление страстей. Индуизм же предполагает, что в человеке уже заложено божественное совершенство, которое раскрывается в результате занятия йогой. Нужно только развить это качество.

Практикующий находится в эйфории, осознавая себя самодостаточным. Христианская аскетика считает такое состояние самообольщением. Человек думает, что он божественен. С этой мыслью он остается без Бога, поскольку его «божественное совершенство» имитируют темные силы.

Отношение православия к задаче индийского учения

Повторение древнего соблазна стать похожим на богов и есть ответ на вопрос, почему православным нельзя заниматься йогой.

Можно ли православным практиковать йогу

В наши дни соблюдение здорового образа жизни превращается в настоящий культ. Йога распространяется повсеместно, приходя в первую очередь в крупные города. Но, становясь ее адептом, православные должны помнить о том, что это не вид спорта, а ответвление от религиозной традиции Востока.

Цель этой практики ― научить людей управлять не только телом, но и психикой. Делается это для достижения высшего состояния души и тела. Невозможно заниматься йогой только для развития тела. Посещая тренировки, каждый человек должен отдавать себе отчет в том, что он принимает духовные цели йоги и всю систему буддистского духовного воззрения. По этому поводу есть мудрое высказывание иеромонаха Серафима, даже занимаясь йогой исключительно для поддержания здоровья тела, человек неосознанно готовит себя к перемене духовных ориентиров и новым духовным переживаниям.

Церковь не рекомендует православным людям прибегать к этой практике. Она поясняет: йога считает положительным всякий духовный опыт, в том числе случающийся во время медитативных занятий. Православные же люди должны учиться различать духов, а также понимать, что прилив энергии и тепло во время молитвы в любых частях тела, располагающихся под уровнем сердца, опасны и должны отвергаться. А занятия йогой предполагают, что прорабатываются различные чакры и центры в теле человека, наполняются теплом и энергетическими потоками.

фото 230

Йога и православие ― понятия несовместимые, особенно для тех, кто не приемлет поверхностности и стремится погрузиться в то, чем занимается и во что верит. Поэтому каждый человек должен самостоятельно сделать свой выбор духовных ориентиров.

Основные причины неприятия церковью

С точки зрения православной церкви, спортивные занятия направлены на улучшение физического состояния человека и не должны затрагивать душу. В то время как упражнения йоги завлекают тело, чтобы разрушить существующий духовный мир, заменить его другим состоянием. Если молящийся обращается к Богу, то медитирующий — к самому себе, что по смыслу является самогипнозом.

Выделяют ряд причин, по которым православие и йога несовместимы:

  • практика самопознания расходится с основами христианства в познании Бога;
  • учение не предусматривает раскаяния в поступках и покаяния;
  • всепрощение подменяется равнодушием ко всему происходящему и становится привычкой;
  • в ходе достижения наивысшего состояния медитации у человека постепенно останавливаются психические процессы;
  • происходит исчезновение личности, способностей переживать;
  • достижение душевного комфорта позволяет забыть о грехе.

Как православному относиться к йоге

Йога ― это техника, направленная на исцеление телесной оболочки человека и питание духа. Йогины, практикующие ее десятилетиями, уверены, что благодаря ей можно предотвратить развитие заболеваний и избавиться от уже имеющихся.
Людей, в том числе православных и воцерквленных, чаще привлекает внешняя сторона йоги. Им нравится выполнять асаны, расслабляться, практиковать прием холодных ванн, процедуры для очищения, учиться правильно дышать. В результате внутренние системы работают слаженно, улучшается пищеварение, потенция, память, настроение. Многие считают, что достаточно вооружиться практическими упражнениями, а мировоззрение, на котором йога зиждется, игнорируют.

Но индусская гимнастика ― не просто комплекс упражнений. Она содержит элементы направлений, связанных с так называемыми трансцендентальными медитациями и мистическим даосизмом. Часть из них имеет точки соприкосновения с буддизмом Тибета и его идеологией.

С точки зрения православия, йога ― это набор приемов, с помощью которых каждый человек сможет управлять происходящими в нем физиологическими и психологическими процессами. В нее входят и методы, которые помогают достичь определенного состояния духа. Любые физические тренировки становятся в первую очередь обрядами, а также оккультными медитациями, позволяющими проникнуться восточной философией. А асаны, которым человек учится в процессе занятий, отождествляют его с животными, а иногда даже с предметами. Принимая некоторые позы, человек влияет на сексуальные центры в теле, пробуждая энергию секса.

Православие придерживается мнения, что невозможно отделить веру, нравственность и исполнение внешних обрядов от физических упражнений. В йоге даже самые простые движения вбирают в себя знаковую систему, через которую телу и душе передается определенная информация. С помощью таких психотехнических приемов люди добиваются расширения сознания и раскрытия в них самих божественности. Это противоречит христианской вере, поэтому духовные наставники склонны запрещать своим ученикам йогу.

Многие думают, что ценности в буддизме и христианстве – одинаковые: преодоление мирских страстей, избегание грехов, любовь к живому и жертвенность. Но человек, проповедующий буддизм, должен отречься от привязанностей и желаний, что подразумевает и отказ от Христа. Разница заключается в том, что буддисты стремятся достичь того состояния, когда они ни к чему не привязаны, а душа чиста и не наполнена. Христианство же воспринимает жертвы, помощь и радость только сквозь призму живущей в душе любви. Отношение православной церкви к йоге неоднозначное, но чаще ― негативное.

Возможно ли обойти запрет

Существует такое учение, как христианская йога, последователи которого утверждают, что оно состоит в полном безмолвии, уходе от мыслей и иллюзий для понимания одной истины — человек божественен. А целью приемов учения является раскрепощение и удовлетворение человека. Эйфория позволяет ему совершать хорошие поступки на человеческом уровне, а затем — на духовном, христианском.

Сами последователи йоги ссылаются на заповедь Христа: «Возлюби Верховного Господа всем сердцем, разумом, всем своим существом и выполняй Его волю».

Патриарх Московский Кирилл, отзываясь о йоге, отметил, что православным нужно воздержаться от подобных занятий. Для укрепления здоровья существуют другие виды спорта без психологического подтекста. Он уточнил, что эта практика относится к языческим.

Почему православным нельзя заниматься йогой

Подведя итог из вышесказанного нужно отметить что православным верующим нельзя заниматься йогой:

  • Эта практика является традицией другой веры. Она значительно отличается от традиций православных христиан.
  • В этой практике нет покаяния, которое присутствует в христианской вере. Как известно источником всех болезней является грех, а искупление даже 10 смертных грехов в православии человека происходит исключительно через покаяние.

Лучшая статья для Вас, переходите: Венчание в православной церкви правила таинства обряда

Именно поэтому практикой не рекомендуется заниматься православным христианам.

Господь всегда с Вами!

Противоречия

Православие не приемлет трансформации сексуальной энергии в другие виды энергии. Религия рекомендует отвергать все ощущения ниже пояса, которые возникают во время практике Кундалини-йоги.

Активное воображение способствует формированию четких зрительных образов, что также противоречит православному аскетизму. Мир воображения располагается близко к миру страстей, что не принимает христианство.

Основное противоречие заключается все же в медитации, когда человек направляет сознание в себя, в данном случае допускается существование высшего разума, но не Бога. Такой подход не предполагает поклонения Всевышнему, что считается смыслом жизнью настоящего христианина.
При использовании материалов thebestvideo.ru необходима ссылка на источник.

Почему медитация — это негативное явление

В центре медитации лежит самопознание, она отвлекает человека от суеты и суматохи, уводит в мир образов и красок. В процессе медитации приходит ощущение мира, но в то же время йоги предполагают концентрацию на познание собственного я.

Это не молитва, в которой человек разговаривает лицом к лицу с Господом. Это просто поиск себя и стремление разжечь в себе что-то, чего ранее не было. Люди гонятся за покоем, который предполагает медитация и забывают, что в этой погоне можно забыть, что человек — всего лишь Божий раб.

Важно! Йога обезличивает человека и стирает из его сознания Бога. Уже одно это, может дать православному четкий ответ, что этой практики лучше воздерживаться.

Человек перестает молиться, он начинает искать того покоя, который ему рисует сознание. Более того, медитация заставляет человека принять и понять, что он — бог, а это противоречит Заповеди Божьи, которые говорят, что один есть Господь.

Человек, постоянно занимающийся такой практикой, рано или поздно повторить грех Адама — решит, что он ничем не хуже Господа Бога и будет низвергнут.

«Спасение совершается не „в себе и через себя“, но в Боге» говорит богослов Иерофей (Влахос). А вот мастер дзен-йоги Борис Орион утверждает, что дзен или всеобщий мир — это свобода от религий, где нет Бога, а главное — это обращение к самому себе. Разве не то говорил первым людям змей в Эдеме?

Итак, йога предполагает:

  • важность опыта, независимо от того, положительный он или отрицательный;
  • отсутствие различий между добром и злом;
  • концентрация на человеческом «Я»;
  • отсутствие Бога;
  • достижение лже-покоя;
  • отрицание Господа.

Важно! Все то, что пропагандирует эта практика — покой, мир, спокойствие можно найти в Господе, в полном смирении и покорности. Православному христианину не следует искать это в йоге.

Все слоганы звучат очень заманчиво, но в итоге они приводят человека к разрушению самого себя, отрицанию Господа и полному духовному крушению. Человек может достигнуть покоя и совершенства только придя к Господу и покорившись Ему.

Глава 6: Это группа для начинающих?

Обычно на вопрос, как человек начал заниматься йогой, я слышу в ответ слово “случайно
“. Ну там, подруга позвала сходить, или школа открылась рядом с домом, или еще что-то в этом духе – обычная история.

Я сам попал в йогу «случайно» – пришел с девушкой из любопытства – за компанию. С тех пор прошло уже больше 10 лет и конечно, сейчас я уже вижу, что встреча с йогой не была случайностью в моей жизни.

Примечательно, что согласно писаниям человек не может просто так “случайно” увлечься йогой. Это исключено. Право узнать о йоге и возможность практиковать надо заслужить своей кармой.

В Бхагавад-Гите – важнейшем писании о йоге – мы находим подтверждение этих слов, которое весьма вдохновляет практикующих.

Арджуна спрашивает у Кришны: “что будет, если в этой жизни я не достигну совершенства в йоге (=читай «не достигну цели жизни»)? Означает ли это, что все усилия были тщетны?”

(Тут надо пояснить, что Кришна – это один из Аватаров Бога, наравне с Иисусом Христом, Буддой, пророком Мухаммедом и другими Аватарами, которые время от времени воплощаются на Земле для поддержания порядка.)

На что Кришна его успокаивает, отвечая, что если в этой жизни человек сделает хоть один шаг в йоге, его жизнь уже не прожита напрасно. В следующей жизни такой человек получит благоприятное рождение, которое позволит ему вновь продолжить путь самосовершенствования – он сможет получить доступ к знаниям, встретит учителя и т.д.

Так что многие из нас уже давно (много жизней) идут по пути йоги, даже если они только на днях записались в группу для начинающих.

Любопытен вопрос, как же тогда происходит самое первое знакомство человека с йогой, раз в этой жизни мы можем лишь продолжить начатый ранее путь?

Конечно, я не могу знать точного ответа, но смею предположить, что первое знакомство с йогой происходит при накоплении человеком критической массы хорошей кармы – как результат благочестивых поступков, пожертвований, бескорыстного служения либо по милости Бога.

Самскары

Как вообще работает этот механизм? Что приводит нас к возобновлению практики в этой жизни?

Продолжать путь йоги нас заставляют самскары.

Самскары – это глубокие отпечатки в нашей судьбе. Борозды, образуемые переплетениями разнообразной кармы. Именно эти борозды определяют направление, в котором развивается жизнь человека.

И кстати говоря, натальная карта в астрологии – это и есть слепок кармы на момент очередного воплощения души в человеческом теле. Астрологи видят эти кармические «борозды» по расположению планет в момент рождения человека и это дает им возможность увидеть вектор и траекторию жизни человека, намеченные пунктирной линией. Почему пунктиром? Потому что в нашей власти изменить свою судьбу. Подробнее об этом я писал здесь.

Но мы отвлеклись, вернемся к самскарам.

Самскары могут быть самые разные. Например, у алкоголиков и наркоманов сильны деструктивные самскары, которые толкают их на деградацию и саморазрушение. Не то чтобы толкают, просто у них есть кармическая склонность к такому поведению.

У йогов же сильны йогические самскары, которые призваны вернуть человека на путь йоги. Конечно, сам человек при этом не подозревает, что записаться на йогу его побудили его йогические самскары, ему кажется, что это произошло случайно.

Когда такие йогические самскары особенно сильны, человек рождается в семье йогов и уже с ранних лет продолжает путь.

Однако, как правило, у человека карма смешанная, поэтому по жизни нас часто “болтает” туда-сюда – из одной крайности в другую: то мы начинаем усердно практиковать, то стрелка маятника качается в другую сторону и мы временно уходим с пути – с головой погружаемся в зарабатывание денег, предаемся соблазнам и порокам. Спустя какое-то время мы можем вновь почувствовать внутренний зов и с удвоенным энтузиазмом возвращаемся к практике.

Кармический менеджмент

Здесь кратко затрону интересную тему – как мы можем сознательно управлять своей судьбой?

По сути, самскары – это кармические семена, которые всходят по мере того, как появляются подходящие условия, чтобы они проросли, пустили корни и окрепли.

Однако нам не обязательно ждать, пока все семена в нашем кармическом мешке прорастут – своим внутренним огнем, разжигаемым регулярной практикой, мы можем “прокаливать” семена до хрустящей корочки, тем самым контролируя и регулируя процесс манифестации кармы.

Но об этом подробнее поговорим в одном из следующих выпусков.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: