Царица среди всех йог Раджа-йога: самое совершенное направление для духовного развития

Один из основных видов йоги, который рекомендуют осваивать тем, кто стремится достичь мастерства — раджа йога. Этот вид практики считается лучшим способом развития контроля над своим разумом. Овладеть упрощенной версией раджа-йоги можно за 10 месяцев — этого времени достаточно, чтобы научиться управлять своим телом. Но для полного освоения и управления своим психоэмоциональным состоянием может потребоваться несколько лет. Только мастера йоги способны дойти до последней ступени и полностью подчинить себе свою сущность.

Что такое Раджа йога

Раджа-йога, иногда именуемая «Королевской йогой», является совокупностью всех стили йоги. На сегодняшний день суть раджа йоги выходит за рамки многих направлений йоги.
Раджа Йога выделяет важность медитации для самореализации и целенаправленного прогресса сознания человека. Это направление делает упор на осознании своего состояния ума, поэтому раджа йогу еще называют «Психическая Йога» или «Йога Разума».

Практикуя состояние концентрации ума, человек учится успокаивать свой разум и фокусироваться в одной точке. В момент глубокой концентрации мы обращаемся внутрь себя, открывая истинную природу божественного начала.

Вы можете достичь этого, следуя восьмилетнему пути раджа-йоги, который включает в себя наблюдение за следующим:

  • Яма (воздержания): Ахимса (без ранения), Сатья (истина), Асета (без воровства), Брахмачарья (целомудрия), Апраграха (не жадность);
  • Нияма (Моральные наблюдения): Суша (чистота) Сантоша (удовлетворение), Тапас (строгость), Свадхая (изучение Священных Писаний), Ишвара Пранидхана (сдача Богу);
  • Асана: устойчивая поза, неподвижная поза;
  • Пранаяма: контроль жизненной энергии через дыхание и дыхательные практики;
  • Пратьяхара: снятие, отвлечение чувств;
  • Дхарана: концентрация ума;
  • Дхьяна: медитация;
  • Самадхи: полная реализация, просветление, объединение с божественным.

Данные 8 ступеней йоги помогут человеку постичь основы йоги, достичь гармонии и ясно видеть картину внутреннего мира, реализовать себя. Любой духовный путь йога начинается с первых двух ступеней — Ямы-Ниямы.

Доход

В среднем в московских клубах платят от 150 до 300 рублей за каждого ученика, который приходит на занятие. В клубах подороже может быть система оклада и доплаты за ученика. Например, оклад может быть 500–1 000 рублей за урок, а доплата за ученика еще 150–200 рублей. В камерных клубах бывает фиксированная оплата за занятие, обычно она в районе 2 тысяч рублей. Ну и совсем редко инструктор и студия работают 50 на 50.

В Москве есть инструкторы, которые зарабатывают в месяц больше 70 тысяч, но они в меньшинстве. Как правило, это профессионалы, которые занимаются этим достаточно давно и хорошо работают с соцсетями. Или есть еще серые кардиналы, которые, наоборот, не ведут соцсети, но много практикуют и очень идейные, потому к ним ходят клиенты. Известные и популярные тичеры иногда сами назначают цену за свои занятия. Это может быть и 5 тысяч за один урок.

Цены на индивидуальные занятия в Москве начинаются от 3 тысяч рублей, это самый минимум. Опять же существуют звезды йоги, которые берут 10–15 тысяч рублей за урок, но средняя цена по Москве — это 5 тысяч за полтора часа. Инструктор может приезжать к клиенту домой или принимать у себя, также иногда для индивидуальных уроков снимают студию, тогда к оплате услуг преподавателя добавляется еще цена за аренду зала. Есть еще дополнительные способы заработка, помимо уроков. Например, можно также делать какой-то онлайн-продукт: консультации или занятия по скайпу, проводить выездные туры.

За индивидуальное занятие я беру 3 500 рублей, а на групповых получаю 300 рублей за каждого ученика. Всего у меня выходит от 50 до 70 тысяч рублей в месяц. Но даже для того, чтобы заработать эти деньги, нужно найти людей, которые к тебе придут, и провести немало занятий.

Яма — Самоконтроль

Яма означает самоконтроль и воздержание. Первая ступень, которая проповедует принципы и негативные качества, от которых необходимо избавится. Состоит из 5 принципов:

Ахимса — принцип ненасилия

Ахимса означает, что любое живое существо имеет право на жизнь и не в наших полномочиях вершить судьбу этих живых существ. Простыми словами — не причинять боль, страдания, не убивать на уровне мысли, слова или действия.

Сюда относят потребление мяса животного, поскольку поедание требует убийства. По принципу ахимсы йоги становятся вегетарианцами. Это происходит естественно, во время практики, очищения сознания тебе хорошо и ты хочешь, чтобы это состояние ощутил каждый, даже животное, которое росло, чтобы стать едой.

Животные наделены сильным инстинктом, рефлексом, процесс которого запускается в момент осознания приближающейся смерти. Каким-то образом они ощущают, что скоро грядет их смерть и начинается ощущение дикого страха. В этот момент происходит высвобождение гормонов страха и смерти по всему телу животного, которые остаются в мясе после убийства.

Потребляя мясо, люди и не подозревают почему они внезапно могут ощутить неконтролируемый страх, вспышки тревоги, неврозы.

Сатья — Истина

Всегда говорить правду хорошо и правильно, но более важно то, как мы передаем правду. У нас есть способность “бросать” правду в кого-то, как нож, но мы также способны одевать эту же истину в любящие слова.

Важна истина и правда, важно не только доносить правду, но и передавать истину своими поступками. Иногда правда может ранить как нож, поэтому необходимо стараться доносить ее деликатно, тактично и через свой пример.Учения гласят не нарушать принцип ненасилия всеми доступными способами.

Прислушайтесь к совету об истине:

«Каждое из ваших слов должно падать, как цветы из ваших уст».

Махапрабхуджи

Правдивость означает открытость чувств, свобода от уклончивость, изворотливости и оправданий. Каждый человек должен внутри себя знать своею правду и истинное лицо. Конечно, на какое-то время можно скрыть то, кем мы являемся от других, но перед собой мы чисты. Мы являемся свидетелями истинной личности.

Астея — не кража

Астея гласит о запрете воровства. Вы не вправе отбирать то, что вам не принадлежит, будь то материальные ценности или интеллектуальная собственность. Астея также касается человеческих чувств — нельзя отбирать у человека радость, счастье или какую либо возможность. К этой сфере также относится неуважительное отношение к природе, разрушение окружающей среды вокруг себя.

Брахмачарья — чистый образ жизни

Брахмачарья — одна из ступеней духовного развития, которая означает сексуальное воздержание или целибат. Но это скорее не самоцель. а следствие практики йоги в жизни. Все наши мысли должны быть направлены в сторону духовного развития, в сторону божественного начала. При этом важно соблюдать гармонию в реальности, исполнять обязанности осознанно. Соблюдая брахмачарью, человек также приобретает вирья (энергию и геройство).

Апариграха — неприсоединение владений

Накопительство, покупка и хранение ненужных вещей, избыточное потребление — все это не про апариграха. Практика апариграхи заключается в непринятие даров, отсутствии накопительства. Принцип апариграхи означает, что у вас не должно возникать чувства стремления к сиюминутному удовлетворению, даже самым простым желаниям. Человек должен быть удовлетворен ровно тем, что у него есть в данным момент жизни. Чем больше имущества, тем больше забот. Меньше имущества — больше свободы.

Комплекс для начинающих

Регулярное выполнение комплекса простых асан дисциплинирует разум и тело. Начинать занятие нужно с предварительной разминки, чтобы разогреть мышцы и связки. Для этого, лучше всего, подходят наклоны, махи и круговые движения, подготавливающие суставы к нагрузке.

Комплекс асан для новичков:

  1. Тадасана. Нужно встать прямо, опустить руки, сжать ноги вместе. Голову выпрямить, взгляд опустить. На вдохе напрячь все мышцы и постараться замереть неподвижно. На выдохе расслабиться и несколько секунд отдохнуть. Повторить 5–6 раз.
  2. Дандасана. Сесть на пол, ноги вытянуть вперед, выпрямить колени. Руки отвести назад и упереться ладонями в пол. Выпрямить спину. Пальцы ног направить вверх, мышцы должны быть максимально расслаблены. Оставаться в асане нужно 2–3 минуты.
  3. Врикшасана. Встать прямо, выровнять спину и раскрыть плечи, слегка развернув их назад. Поднять правую ногу и поставить пятку на бедро левой ноги чуть выше колена. Главное — сохранять равновесие и не искривлять спину. Постояв в асане несколько секунд, поменять ногу. Если вначале сложно подтягивать пятку вверх, можно помогать себе руками
  4. Гарудасана. Встать прямо, руки опустить по швам. Слегка присесть и завести ногу за ногу. Нужно прочно стоять на обоих ступнях, не отрывая их от пола. Руки поднять вверх на уровне груди. Зафиксировать позу на 1 минуту. Сменить положение ног повторить асану.
  5. Гомукхасана. Сесть, согнуть ноги. Опустить правое колено на пол, на него сверху положить левое колено. Левую руку перекинуть через плечо назад. Правую завести за спину и согнуть в локте. Пальцы переплести между собой. Зафиксировать позу на 15 секунд. Спина должна быть прямой, плечи — отведенными назад. Медленно сменить позу, поменяв положение рук и ног. Повторить 6–8 раз.

фото 117

Выполняя упражнения, нужно дышать медленно и глубоко. Нельзя делать резких движений и игнорировать боль. Если асану не получается выполнить сразу, нужно отложить ее до того момента, когда мышцы станут более эластичными и сосредоточиться на простых асанах.

Нияма — Дисциплина

Нияма — это вторая ступень философии йоги, которая проповедует качества, которые нужно включить в свою жизнь.Также состоит из пяти принципов:

Шаука — Чистота

Шаука означает чистоту во всех сферах нашей жизни: чистота внешняя и внутренняя, чистота речи и помыслов, чистота в отношениях с людьми, которых мы выбираем. Важно иметь хорошее окружение, которое вас вдохновляет, мотивирует на правильные вещи. Близкие люди могут поделиться своей мудростью, полезными советами, положительно влиять на вашу жизнь.

Сантош — Удовлетворение

Сантош похожа по смыслу с апариграхой и означает удивление тем, что мы имеем. Придерживая принципа удовлетворения, человек скромен, доволен сложившимися обстоятельствами и считает то, что у него есть — величайшим богатством в его жизни. Внутреннее ощущение довольства дарит счастье намного больше, чем материальное имущество. В наше время материализма и консьюмеризма необходимо стремится к равновесию.

Тапа — Самоконтроль, Самодисциплина

На наш взгляд, самое сложное правило, поскольку требует большой силы воли и дисциплины. Тапа означает соблюдение направления пути вашего развития сквозь невзгоды и препятствия. Вы должны практиковать с терпением, усердно и настойчиво. Придерживаться избранного пути независимо от обстоятельств — путь к успеху.

Свадхая — Изучение Священного Писания

Свадхая означает обучение, духовное просвещение традиционных писаний философии йоги: «Бхагавад-гита», Упанишады, йога-сутры Патанджали и пр. Эти писания передают ценные знания и оказывают неоценимую помощь на пути к йоге. Ишвара Пранидхана — Преданность Богу

Передавайте все, что вы делаете с Божественным Я с чистой преданностью. Бог защищает всех, кто предаст с доверием и верой.

Методы

Путь Раджа-йоги базируется на работе со своим внутренним «Я». Практикуя её, человек начинает осознавать то, что для него казалось невозможным осознать и понять. Она не отрицает каких-либо фактов лишь на том основании, что они сложны в объяснении. Она показывает, что присутствие “некой сущности над облаками”, не может быть объяснением силы и веры в чудеса.

Фото 3

Раджа-йога даёт человеку соответствующие практики, в зависимости от его уровня развития. Для утвержденных практикующих – это медитация на своё Высшее Я. Для утверждающихся – разные способы усмирения эго (крийя, аскеза, священные писания и предание себя Богу). Для только начинающих предусмотрена восьмиступенчатая садхана.

Асана — устойчивая поза, неподвижная поза

Асана традиционно определяется как «место». Чаще всего это сидячая поза, используемая для медитации. Обычно в йоге этот термин используется для обозначения любой физической позы хатха-йоги. Это третья конечность восьмеричного пути Патанджали аштанге, следующего за Яма и Нияма .

Практика асан считается важной для йогов, потому что она помогает поддерживать физическое тело здоровым, сильным и выносливым. Учитывая, что тело является проводником для духа, забота о физическом теле важна для духовного развития. Практика асан может также принести ряд эмоциональных и энергетических преимуществ, повысить дисциплину и концентрацию и подготовить ум к медитации.

Царь царей

Если переводить слово «раджадхираджа» с санскрита, то оно будет обозначать «царь царей». Поэтому выходит, что Раджа йога выступает практикой, которая даёт возможность йогину перестать чувствовать себя исключительно как физическое тело и ощущать себя больше как душа – часть всемирного разума.

Тогда если считать, что разум – это царь человеческого тела, то душа превращается в царя царей – руководителя разума. Именно про это и говорит название данной системы.

Раджа йога обладает глубокими корнями и очень древней традицией. Она по факту исходит из самых лучших проявлений тантры, а в прошлом столетии её упражнения восстановили, расширили и развили, плюс адаптировали к потребностям современного населения.

Предлагающаяся на сегодня Раджа йога основана на деликатно выполняемых асанах, призванных гармонизировать телесное и духовное. Учитель индивидуально подбирает подходящие асаны для каждого конкретного человека, также как и мантры, которые в мыслях повторяются совместно с выполняемыми упражнениями.

Благодаря такому сбалансированному комплексу становится возможным гармонизировать гормональный фон, за счёт чего происходит улучшение общего состояния организма и обеспечивается дальнейший процесс очищения ума.

Пратьяхара — снятие чувств

Пратьяхара являет собой умение абстрагироваться, контролировать свои чувства и сознание путем практики йоги. Учения гласят о том, что постоянная жажда к удовлетворению сиюминутных желаний отвлекает нас от истинных целей. Это мешает нам быть счастливыми и свободными.

В условиях постоянного поглощения ненужной информации, ум человека обрабатывает ее и становится неспокойным. Весь этот шум заполняет сознание и мешает замечать реальность происходящего вокруг нас.

Пратьяхара учит нас контролировать состояние ума и чувства, регулировать поступление любой информации.

Цель

Нужно понять, что цель Раджа-йоги не в контроле своих мыслей, это лишь важный дополнительный инструмент для самореализации. Главная цель – в освобождении от иллюзий, разрушении ограничений внутри ума и слияние с бесконечностью.

Путь Раджа-йоги – интровертный, т. е. перенаправление своего внимания снаружи внутрь в себя для познания своей настоящей природы. Опытные учителя и наставники рассказывают и доказывают о существовании Высшего Сознания (Бога), рассказывают о просветленных людях, которые смогли достичь освобождения и стали бесконечными.

Фото 5

Основным вызовом для человека, начавшего практиковать Раджа-йогу – это приобретение навыка «ни о чем не думать» и преодоление своего негативного мышления, все это стадия борьбы. Только после овладения этим умением, в абсолютном штиле внутри разума, практикующий может осознать свою истинную природу, которая, на самом деле, является любовью.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Дхарана — Концентрация

Дхарана помогает сосредоточить свои мысли и чувства на одном объекте. Обычно нам удается это на короткое время, тогда другие мысли приходят и отвлекают нас. Мы узнаем о нашей нехватке концентрации всего через несколько минут. Пока мы не способны сосредоточиться на мысли или объекте в течение любого отрезка времени, в любой ситуации, мы все еще не овладели Дхараной.

Медитация со свечами (Тратака), особые Асаны и Пранаямы, а также повторение Мантры, очень помогают в улучшении способности концентрироваться.

Мантра для развития ума Рамачарака

Чтобы ускорить развитие ума, Рамачарак предлагает использовать во время медитации специальную мантру. Нужно сосредоточиться на своем внутреннем состоянии и подождать, пока потоки энергии достигнут покоя, замедлятся и станут почти неподвижны. Осознать себя, как маленькую песчинку в огромной пустыне, как одну из множества звезд в космическом пространстве.

Чувство единения с миром должно стать устойчивым. Ничто не должно отвлекать разум от внутреннего проживания момента единения. Мысленно следует произносить слова мантры: «Я есть, я имею волю, я решаю, я утверждаю, я чувствую силу, я требую, я — центр».

Дхьяна — медитация

Дхьяна постигается путем подготовки через различные техники медитации. С помощью концентрации, медитации и озарения в такой последовательности мы обретаем духовное совершенство и чистое сознание.

Что дает нам практика медитации:

  • душевный покой и смиренность;
  • спокойный ум и сосредоточенность;
  • познание себя, своего внутреннего мира;
  • обретение чистого сознания.

Подробнее о медитации мы писали ранее.

Большего эффекта человек достигает в медитации, когда спокоен его ум. Йог испытывает чистое бытие, границы грубого и тонкого стираются, остается чистый свет, что сияет в сердце. Это единство способно давать ответы на многие фундаментальные экзистенциальные вопросы.

Духовный Университет Брахма Кумарис

Особую технику йоги раджи предлагают освоить во Всемирном Духовном Университете. Брахма Кумарис рассматривает йогу с позиции современных учений, значительно упрощая древнюю вариацию. В Духовном Университете основной практикой для достижения просветления считают медитацию. Чтобы достичь духовной чистоты и блаженства, участники сообщества должны соблюдать его главные принципы:

  • отказаться от продуктов животного происхождения;
  • исключить вредные привычки;
  • не вступать в физический сексуальный контакт;
  • служить высшему благу;
  • изучать слова Господа;
  • развивать скромность и смиренность.

Ученики Брахма Кумарис проходят совместные и индивидуальные курсы обучения. Занятия в Университете бесплатные, но добровольные пожертвования приветствуются — все учебные материалы и здания выкупаются учениками самостоятельно. Те, кто не может вносить денежные пожертвования, прислуживают в самом Университете и занимаются просветительской деятельностью.

Самадхи — полная реализация

Конечная точка, остановка пути развития и полное единение внутреннего и внешнего мира. Это место, где человек соединяется с Божественным началом, Высшим сознанием. Самадхи дает йогу тишину, спокойствие и вечное блаженство.

В этом состоянии вся двойственность растворяется. Нет ни дня, ни ночи, ни тьмы, ни света, ни качеств, ни цвета. Все едино в Высшем Я. Этот союз индивидуальной души с Космической душой является целью йоги.

Придерживаясь всех законов йоги, человек понимает свой путь предназначения в этом мире. И самое интересное в этом то, что мир будет всячески противостоять йогу на пути к обретению себя — болезни, противостояние толпы, депрессии, стрессы, сомнения. Поэтому важно принимать себя и понимать для чего все это делается.

Раджа йога
5 из 5 / 4 оценок

Патанджали без тайн

В некоторых направлениях индийской философии Патанджали стал основной фигурой. Тем не менее его жизнь до сих пор окутана тайной. О рождении и детских годах этого человека доподлинно не известно ничего. Но до сих пор великий йог вызывает споры и догадки вокруг своей персоны.

Точная дата рождения не определена окончательно, но ученые предполагают, что Патанджали появился на свет в период между 200 г. и 150г. до нашей эры. Есть теория, что его отцом является Атрии, а матерью Анусуйя. В книге XVII века Патаньджаличаритам, написанной йогом Рамабхадрен Диксхитара описана одна из версий жизни Патанджали. Она не находится в свободном доступе.

Принцип Санкрии

Те самые необычные свойства йогов проявляются во время практики Танматр или тонкого измерения материальных элементов. Это происходит, когда подключается космос Аханкарам или космический разум Махат.

Рост Раджа-йога продолжается до достижении им единства Пуруша и Пракрити — сознательного и бессознательного.

В учениях древнего Китая аналогом является единство бессознательного Инь и воплощения осведомленности Янь. Единение достигается как результат медитации, ее вершина.

С точки зрения Патанджали

В своем учении йоги Патанджали говорит о существовании двух основах, которые противоречат друг другу — Пуруша (дух) и Пракрити(природа). Пуруша создает все живое. Каждый из людей обладает собственным Пуруша, но он пассивен. А Пракрити имеет активную роль и значим, пока определяет направление духа. При их сочетании появляется Анахкара личности, что означает индивидуальность.

Человек находится в состоянии Пуруши, но лишь под влиянием Пракрити его самосознание просыпается и наступает просветление. Цель занятий йогой — достичь этого состояния вечного мира. Для его достижения человек должен полностью изучить свое тело и изменить сознание.

Йога Патанджали предполагает восемь степеней, поэтому ее второе название — аштанга («ашт» значит восемь, «анга» значит конец). Практика предписывает поочередно постигать все степени.

Анатолий Николаевич Зубков (1924 — 1997)

В середине шестидесятых отношения Советского Союза с дружественной Индией продолжали неуклонно набирать обороты, и на работу по строительству промышленных предприятий, а также в рамках культурного обмена в республику выезжали тысячи советских специалистов. Сроки командировок бывали разными, иногда — достаточно длительными, и тогда инженеры и рабочие брали с собой семьи, включая детей. Детям надо было учиться, поэтому вместе с инженерами и рабочими выезжали и учителя. В самой Индии интерес к русской культуре также был немалым, и наши приглашенные преподаватели учили индийских студентов русскому языку прямо на их родине.

Среди них оказался и филолог Анатолий Зубков. Он обладал слабым здоровьем и ему посоветовали там заняться йогой. Чем он и занялся, находясь в Индии. Здоровье его действительно улучшилось и вернувшись на родину с дипломом об окончании курсов йоги, которые давали любому европейцу, Зубков стал активно распространять и пропагандировать эту практику. Он был уверен на своем примере, что йога является адаптивной системой. Начал читать лекции о терапевтическом эффекте в вузах, а затем и занялся преподавательской деятельностью.

В те времена А. Н. Зубкову удалось уговорить свою редакцию напечатать цикл статей о йоге. Из намеченных 6 статей на закате хрущёвской оттепели успели обнародовать только 4, но и это было событием в советское время. (В советские времена такая тематика была под запретом, любая печатная продукция проходила цензуру)

Алексей Юрьевич Катков (1949-1987)

Бесспорной вехой в истории изучения и развития йоги в нашей стране является жизнь и деятельность А. Ю. Каткова, сегодня, к сожалению, незаслуженно забытого. Судьба отмерила несправедливо короткую жизнь, а сослуживцы и друзья успели позабыть о нем в том вихре перемен, которые захлестнули наше общество за годы перестройки.

Алексей Юрьевич Катков родился 14 апреля 1949 года, в семье военного. Жизненный путь его был прям и прост: окончание десятилетки с серебряной медалью и, после воздействия, оказанного на него романом Ефремова «Лезвие бритвы» заронила в него интерес к йоге.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: