Занятия йогой как метод духовного и физического саморазвития

В данной статье мы коснёмся одного из важнейших принципов йоги — Сатьи, входящей в обязательные Яму и Нияму. Сатья является широко трактуемым понятием, олицетворяющим добродетель. Самое раннее упоминание Сатьи встречается в Ригведе во 2-м тысячелетии до н.э. Дословно Сатья — это истина, которая должна проявляться в честности помыслов, слов и действий. В традиции йоги Сатья — одна из пяти «Я», которая подразумевает под собой условие, позволяющее избежать искажения реальности. В Ведах и более поздних сутрах Сатья обретает также этический оттенок, олицетворяющий истину и призывающий к полному совпадению мыслей, слов и действий. Многие родственные понятия так же имеют корень «сат», что значит ‘истинная сущность’, ‘духовная сущность’, ‘истинная природа себя’. Сатья проходит красной нитью через все ведические тексты, в которых подчёркивается, что без Сатьи, как без обязательного составляющего, невозможно поддержание и правильное функционирование Вселенной.

В Ригведе Сатья рассматривается как форма почитания божественного, а ложь — как форма греха. В Упанишадах Сатью называют средством для Брахмана и самим Брахманом одновременно.

В Шанти-Парве «Махабхараты» говорится, что «Истина —это суть Вед

». Утверждается, что даже если люди со скверными намерениями договариваются между собой, то не должно быть обмана между ними, и если он будет, то оба подлежат уничтожению. В «Йога-сутрах» Патанджали сказано: «
Когда один прочно утвердился, говоря в правде, плоды действия стали подчиняться ему
». То есть говорящий правду подчиняет себе реальность.

Новая стадия эволюции человеческого сознания

Многие общественные деятели сегодня отмечают, что мир переживает фундаментальный кризис, но едва ли кто-то смог объяснить, в чём кроется его причина и как его преодолеть. Те же, кто обладает глубоким духовным пониманием, полностью осознают, что происходит. В своей книге The Holy Science Шри Юктешвар, гуру-наставник Парамахансы Йогананды, объясняет, что человеческая цивилизация проходит через восходящие и нисходящие циклы эволюции и инволюции, через четыре юги, эпохи. Писания Индии называют эти эпохи Кали-юга (длится 1200 лет), Двапара-юга (2400 лет), Трета-юга (3600 лет) и Сатья-юга (4800 лет). Множество примеров из истории наглядно демонстрируют, как проявляются эти восходящие и нисходящие циклы, 12000 лет из которых приходятся на эволюцию цивилизации и ещё столько же — на инволюцию.1В восходящем цикле способность человека разуметь истинную суть мироздания и себя самого повышается, в нисходящем, соответственно, понижается. Во времена Кали-юги, когда большая часть человечества ослеплена иллюзией, люди не способны воспринимать то, что скрывается за физическими атрибутами окружающего мира: твёрдыми веществами, газами и жидкостями. В течение этой эпохи человек всецело поглощён материальными заботами: поиском еды, жилища, источника тепла и других базовых потребностей существования. По мере того, как цикл восходит к Двапара-юге, сознание человека совершенствуется, и он становится способным воспринимать не только грубые внешние формы, но и тонкие силы — атомную и электромагнитную структуру мироздания. Беря эти энергии под контроль, он истребляет иллюзию пространства, преодолевая второй покров иллюзии. В Трета-юге он продолжает прогрессировать и обретает знания и власть над атрибутами универсального магнетизма, лежащего в основе всех электрических сил. Он достигает успеха в преодолении третьего покрова иллюзии — времени. Наконец, во времена Сатья-юги его сознание сонастроено с высшим аспектом мироздания — слогом Аум, созидательной силой, исходящей от самого Бога, силой, которая питает Вселенную посредством колебаний. В нисходящем цикле происходит обратный процесс.

Анализируя астрологические данные древних индуистских текстов, Шри Юктешварджи вычислил, что текущий цикл протяжённостью в 24000 лет берёт своё начало приблизительно в 500 году нашей эры. Именно на то время приходится начало восходящей дуги цикла, ведущего человечество через 1200 лет Кали-юги к Двапара-юге, которая «зародилась» примерно в 1700 году нашей эры.

Личная жизнь

Около 15 лет известный лектор и придерживается вегетарианского питания. Сын Иван и жена также являются вегетарианцами.

С женой он познакомился еще в студенческий период, когда они проходили обучение в одной группе. Их брак существует уже более 20 лет.

Но это сейчас у гуру психологии все хорошо в отношениях. А когда-то давно, всего после нескольких лет брака, его семья распалась. Тогда и начали происходить все психологические трансформации Сатьи. Причем происходило это на протяжении достаточно долгого периода, около года. Только после этого, он понял и переосознал, каким должен быть мужчина, у которого есть семья. После чего семья сейчас известнейшего гуру была воссоединена.

Энергия: центральный фактор развития человеческой цивилизации сегодня

На заре Двапара-юги человек начал понимать, что материальный мир, который нашим предкам из Кали-юги казался таким цельным и реальным, является лишь проявлением энергии, электрических «узоров», крохотных искрящихся световых точек, танцующих внутри и вовне материального проявления на обширной «сцене» квантового поля. Зарождающееся понимание того, что такое энергия и как её применять, является центральным фактором развития человеческой цивилизации в наши дни.

Как и предсказывал Свами Шри Юктешвар, овладение электричеством и силой атома даёт нам всё больше возможностей для преодоления границ пространства. Какие-то результаты этого мы наблюдаем уже сегодня: Землю, которая казалась нашим предкам исполинской, можно облететь на космическом корабле менее чем за час, а послать сообщение в любую точку земного шара можно всего за долю секунды. Огромные расстояния фактически исчезли. В 1903 году, на заре новой эры, братья Райт совершили первый полёт на самолёте — летательном аппарате, который был тяжелее воздуха (в противовес дирижаблям, которые были легче воздуха), а всего несколько десятилетий спустя люди высадились на Луну. Компьютеры, телекоммуникации, продвинутые технологии в медицине — всё это результат взрывного роста возможностей, которые появились относительно недавно и полностью изменили нашу жизнь.

Что так гнетёт людей?

Однако некоторые из этих «благ» всё чаще кажутся сомнительными… Почему большая часть людей вечно куда-то спешит, лишая себя возможности немного расслабиться и наладить отношения с супругом/супругой и детьми, не говоря уже о Боге? Экономическая ситуация и безнадёжная запутанность современной жизни в определённой степени объясняют, почему люди так исступлены, однако есть причина и посерьёзнее: дело в том, что их образ жизни не удовлетворяет их базовые потребности. Забивая своё расписание дополнительной работой, всё новыми развлечениями и многообразными поверхностными делами, люди отчаянно пытаются заполнить пустоту, которую чувствуют внутри. Направляя всё свое внимание и энергию вовне, люди не осознают свою изумительную душу; как же они могут чувствовать себя хорошо, не воспринимая и не выражая духовную сторону своей сущности? За последние несколько десятилетий технологический прорыв принёс нам тысячи новых возможностей убить время и получить внешние наслаждения. При этом мы как никогда часто слышим об эпидемическом характере пониженной самооценки в нашем обществе. И это вовсе не случайное совпадение.

Чем больше наши жизни зависят от внешнего стремления к счастью, тем меньше счастья у нас будет. Удовлетворённость угасает очень быстро, ибо всегда находится что-то «новое» и «улучшенное», и это лишь усиливает чувство того, что нам чего-то не хватает. Это порочный круг: чем глубже наше чувство неудовлетворённости, тем активнее мы гонимся за новой собственностью, материальными достижениями или переживаниями, надеясь, что они заполнят нашу внутреннюю пустоту. Сегодня подобный образ жизни оказывает невероятное давление на миллионы людей. Однако вовсе необязательно жить такой жизнью. Стоит привести один пример: Раджарси Джанакананда рано добился успеха и мог позволить себе всё, о чём только мечтают люди, но при этом он жил в состоянии стресса и нервозности. Его здоровье пошатнулось, и он стал абсолютно несчастлив. А потом он встретил Парамахансаджи и начал практиковать крийя-йогу. Благодаря крийе и благословениям Гуру, Раджарси познал Бога и стал святым.

Биография

О точной дате рождения Сатьи в открытом доступе информации нет. Известно, что он родился в 1975 году. Его настоящее имя – Яковлев Сергей. Но сам гуру психологии признается, что фактически не использует его. А напоминанием о его имени является общение с мамой и официальными государственными лицами.

Почему именно Сатья Дас? Это имя психологу дал его духовный учитель. Если перевести его с индийского языка, оно обозначает — «слуга абсолютной истины».

Сергей родился в самой обычной семье, которая проживала в Днепропетровске. Его детство и юношество прошло на Украине. Рассказывая о своих воспоминаниях, о том времени, Сергей говорит о том, что его родители постоянно работали, из-за чего ему приходилось помогать им в воспитании 2 братьев. Кроме этого, он помогал обрабатывать большой садовый участок.

Крийя-йога: духовное применение энергии

Следует отметить, что сами по себе технологии не являются причиной наших проблем, причина кроется в несбалансированной жизни. У научного понимания энергии, появившегося в нашу пробуждающуюся эпоху, есть одна очень позитивная сторона: это знание обеспечило новое пришествие науке крийя-йоги, которая была забыта на многие столетия и возрождена на заре атомной эпохи, Двапара-юги. Наша цивилизация вступила в современную фазу развития тогда, когда человек начал изучать энергию мироздания, и крийя-йога веками была недоступна людям по той причине, что в былые времена они бы попросту не смогли постичь тонкие силы, стоящие за практикой крийи.

Пока человек не начнёт задействовать духовную технику, по силе своей не уступающую занятиям, на которые он направляет свою энергию во внешнем мире, он будет становиться всё более несбалансированным и подвергаться новым угрозам страданий и глобальных потрясений. Крийя-йога указывает на «недостающее звено» в современном понимании энергии и преподносит методы уравновешивания материального прогресса и духовного развития. В противовес внешним технологиям, которые позволяют нам обуздать энергию материального мира, крийя-йогу можно назвать «внутренней технологией» — наукой контроля энергии жизни и сознания. В своей книге «Религия как наука» Парамахансаджи объясняет, как именно крийя работает с энергией:

«Энергия жизни обычно направлена вовне, из-за чего тело и ум постоянно находятся в движении, досаждая духовному „Я“ телесными ощущениями и мимолётными мыслями. В связи с тем, что жизненная энергия движется вовне, ощущения и мысли искажают безмятежный образ высшего „Я“, то есть Души… Крийя-йога показывает, как притянуть жизненные токи, распределённые по органам и другим частям тела, к нашему „центру“ — позвоночнику и мозгу. Практика крийя-йоги „намагничивает“ мозг и позвоночный столб, где располагаются семь основных центров энергии, из которых жизненная сила распространяется по телу; в результате этого рассеянные электрические токи возвращаются в центры своей изначальной дислокации и могут быть восприняты в виде световых образов. В таком состоянии духовное „Я“ способно сознательно отстраниться от телесных и умственных отвлечений… Превосходство этого метода над другими заключается в том, что он воздействует непосредственно на энергию жизни — ту самую силу, что приковывает нас к нашей ограниченной личности… Этот метод учит нас направлять жизненную энергию внутрь. Он прямолинеен, в нём нет промежуточных стадий. Он приводит нас к осознанию высшего „Я“ — Блаженного Господа. Утрата человеком памяти о своих божественных богатствах — главная причина всех форм страданий».

Парамаханса Йогананда говорил, что когда к Лахири Махасайе обращались с какой-либо проблемой, тот непременно советовал крийя-йогу как средство её решения. Почему? Потому что крийя берёт под контроль неуправляемый поток энергии и сознания, который обычно направлен вовне, не давая нам воспринять свою божественность.

Методика и практика йоги

В данный момент, йога как искусство и как путь духовного развития активно развивается как самостоятельно, так и в тесной связке с философией буддизма, иудаизма. Насчитывают сотни различных видов практик йоги, которые направленны на разные цели. Это связанно с тем, что не существует универсального подхода к духовному и физическому развитию с помощью практик йоги. Каждый человек индивидуален, и понятие совершенства для всех тоже разное. Философия йоги понимает и принимает такую позицию, а значит, старается предоставить возможности для саморазвития любому, кто обратился к этому древнему искусству.

Даже человек, который был далек от методик и практик йоги, пробуя впервые техники медитаций, сталкивается с пониманием того, что путь духовного развития йоги очень близок с общими представлениями о духовном благополучии.

Йога – это древнее искусство, основанное на чрезвычайно тонкой науке о теле, уме и душе. Со временем ее продолжительная практика приводит к чувству умиротворения и ощущению своего единства со всем, что его окружает. Главная цель йоги – вернуть ум к простоте и покою и избавить его от суетливости и беспокойства. Покой же дается практикой асан и пранаямы.

В отличие от других систем физической тренировки, напрягающих мышцы и кости, йога омолаживает тело, делая это постепенно и мягко. Восстанавливая тело, йога освобождает ум от негативных чувств, рождаемых быстрым темпом современной жизни, с избытком дарит вам надежду и оптимизм и помогает в преодолении препятствий на пути к совершенному здоровью и духовному удовлетворению. Она полностью перерождает вас. © Высказывание о йоге Б.К.С. Айенгара

Практика йоги предполагает обязательное осознание нескольких основных ступеней для достижения духовного совершенства:

Яма — Комплекс моральных и этических догм, призванных выстроить ваши отношения с окружающим миром.

Яма — это первая часть аштанга-йоги, и содержит пять основополагающих постулатов поведения.

  1. Ненасилие (ахимса). Йога проповедует универсальный пацифизм ко всему живому. Поедания мяса будет также считаться нарушением этой догмы, так как насилие совершенное над животными для йогов – кощунство.
  2. Правдивость (сатья). Человеку, который стремится к духовному развитию с помощью йоги, незачем лукавить. Он должен быть чист душой и мыслями.
  3. Отсутствие меркантильности (апариграха). Считается, что стремление накопления материальных богатств портит человека, занимает его ум, ограничивает мышление.
  4. Уважение чужой собственности (астея). Каждый имеет право на результаты своего труда.
  5. Целомудрие (брахмачарья). Сдерживание желания своей плоти. Человек — это не животное, и способен обуздать свои примитивные инстинкты. Также целомудрие подразумевает внутреннюю сосредоточенность, концентрированность, без которой невозможно медитировать и научиться управлять своим сознанием.

    йога

Нияма — разумный образ жизни.

То, за что сейчас современные диетологи и тренера берут сумасшедшие деньги, несколько тысяч лет назад было описано в неоценимых памятках индийской культуры. Методика йоги подразумевает, что для духовного развития необходимо вести правильный образ жизни.

Пранаяма — специальный комплекс особых дыхательных упражнений, которые призваны сконцентрироваться на себе, и контролировать потоки энергии внутри и вокруг себя.

В данный момент, многие из современных видов спорта заимствуют практики пранаямы. Считается, что умение правильно выполнять дыхательные упражнения положительно сказывается на психическом здоровье, и на общем физическом тонусе организма.

Асана — набор всевозможных поз, постигнуть которые сразу мало кому удается.

Это требует не малой физическую подготовку, выносливость, и высочайшее умение сконцентрироваться на процессе. Существуют позы высшего уровня сложности, которые подвластны лишь единицам людей с десятками лет практики йоги для духовного развития за плечами.

Дхарана — концентрация на каком-то объекте.

Требует высокого уровня подготовки, и хоть кажется задачей пустяковой, справляются сразу с ней лишь немногие. Техника выполнения Дхарана состоит из концентрации и отвлеченности вашего сознания таким образом, чтобы все ваши мысли были сконцентрированы на одном объекте.

Пратьяхара- очищение мыслей и эмоций.

Способствует улучшению общего эмоционального состояния. Широко используется современными психологами по всему миру и считается одной из самых действенных систем для достижения эмоционального спокойствия.

Дхиана — медитирование и концентрация внимания на своем внутреннем мире.

Йога для духовного развития предлагает метод медитации, который состоит из определенной физической позы, особой техники дыхания и концентрации своего сознания на внутреннем “Я”.

Самадхи — последняя ступень благородного пути.

Характеризуется слиянием воспринимающего и воспринимаемого. Последняя ступень, предполагает слияние внутреннего и внешнего мира, потеря смысла себя как идентичной личности, слияние и ощущения себя частью целого мира. Эта ступень вплотную подводит йога к нирване. Для достижения данной ступени могут потребоваться годы, или даже десятилетия медитаций. Лишь немногие достигают столь высокого уровня.

Крийя-йога помогает нам изменить себя и мир в целом

Накануне отъезда Парамахансаджи в Америку в 1920 году Махаватар Бабаджи сказал ему: «Крийя-йога, научная техника богопознания, со временем распространится по всем землям, способствуя установлению гармонии между нациями посредством прямого, трансцендентного восприятия Бесконечного Отца». В каждом из нас крийя способна пробудить Божественную любовь, которая столь прекрасна, что её хочется проявлять во всех своих контактах с миром. Нам нужны сотни тысяч крийя-йогов, глубоко погружённых в Божью любовь, дабы эта любовь проявлялась в их мыслях и поступках. Внутреннее духовное преображение людей — единственный способ изменить этот мир. Мирными договорами этого не достичь: законы не способны изменить людей. Например, несмотря на действовавший в Геттисберге запрет на использование огнестрельного оружия, там произошла самая кровавая битва Гражданской войны в США. Истинные перемены наступят лишь благодаря нравственным и духовным усилиям индивидуумов. Как сказал шотландский философ Карлейль: «Измени себя, и ты поймёшь, что в мире стало как минимум на одного негодника меньше!» Благодаря крийя-йоге, дарованной нам Богом и Гуру, мы можем преобразить себя. Об этом достаточно красноречиво высказался Ананда Мохан Лахири, внук Лахири Махасайи, которого Парамахансаджи цитирует в своей «Автобиографии йога»:

«Мы знаем, что человек чаще всего беспомощен перед низшими страстями. Но когда крийя-йога озаряет сознание человека устойчивым возвышенным блаженством, он уже не испытывает побуждения потакать этим страстям».

Необходимо прилагать усилия

Как и любая другая фундаментальная проблема нашей эпохи, нравственный кризис по сути представляет собой кризис энергетический. Пока вся наша энергия жизни растрачивается в чувственном мире, наш разум не ведает о кладези мудрости, блаженства и божественной любви, что скрывается в самом центре нашего существа. Однако благодаря продолжительной практике крийи жизненные приоритеты человека в корне меняются. Добросовестно практикуя эти учения, мы обнаружим, что и в самом деле меняемся к лучшему — постепенно, день за днём. Нам известны чудесные примеры того, как эффективна эта священная наука. Речь не только о нашем Гуру, но и о его великих учениках, в их числе — Раджарси Джанакананда и Шри Дайя Мата. Во всех уголках планеты живут души, которые колоссальным образом продвинулись благодаря практике крийи. Кого-то из них замечают, кого-то нет. Порой изменения приходят быстро, а иной раз замечаешь их не сразу. Но это не так уж и важно. Главное здесь то, что каждый крийя-йог должен продолжать прилагать усилия, дабы узреть, на что способна крийя. Она всецело преображает сознание. И это то, в чём наша планета наиболее сильно нуждается.

Используйте позы из йоги для большего эффекта

Чтобы крепче соединиться с энергией огня, можно выполнять данную практику в следующих йогических позициях:

  • Приветствие солнца (Сурья Намаскар). Это даже не одна, а последовательность из 12 позиций, которые плавно перетекают одна в другую.
  • Поза планки (Фалакасана). С этой позы хорошо начинать. Она поможет вам впоследствии перейти к другим, более сложным.
  • Поза тигра (Вьяграсана). Иногда ее еще называют позой «колено к носу». Она укрепляет весь корпус и создает жар изнутри.
  • Поза выпада с поворотом (Париврта Анджанеясана). Добавление к традиционному выпаду поворота помогает направить энергию в живот и улучшить пищеварение.
  • Поза стула (Уткатасана). Помогает не только проработать руки и ноги, но и стимулирует мышцы пресса. Тепло внутри начинает ощущаться уже после нескольких вдохов-выдохов.
  • Поза лодки (Навасана). Очень хорошо подходит, чтобы нагреть весь корпус, а заодно укрепить мышцы пресса и сгибатели бедра.
  • Поза полувластелина рыб (Ардха Мацуендрасана). Повороты и закручивания всегда хорошо сочетаются с классическими последовательностями огненной йоги, т.к. они мягко массажируют органы в полости вашего тела и улучшают пищеварение.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: