Спящие на гвоздях. Почему индийские йоги до сих пор шокируют учёных?


Продолжаем публикацию репортажей из Индии. Начало в №№ 40-45 «АиФ» за 2020 г.

В 2010 г. американские и британские доктора тщательно изучали йога из Гуджарата Прахлада Джани, утверждающего, что благодаря особой системе медитации он не пьёт и не ест аж… с 1940 г. Джани поместили в опечатанную комнату без туалета под круглосуточное наблюдение видеокамер: две недели подряд брали анализы, делали рентгеновские снимки. В итоге врачи беспомощно развели руками: подтвердилось, что йог не только не принимает пищу и воду, но и… не отправляет естественных надобностей. Ассоциация диетологов США заявила о несогласии с подобными выводами: мол, без еды человек способен прожить месяц, однако 14 дней без воды физически невозможны, начнут отмирать почки. Сейчас Прахлада Джани собираются подвергнуть новому исследованию.

Происхождение йоги

Происхождение йоги скрыто во мгле веков. Истоки йоги не прослеживаются однозначно, ее медленно развивали и разрабатывали древние мудрецы не только Индии, но и других частей мира. Йога изменялась и приспосабливалась к местным обычаям и особенностям, местным идеям.

Современное научное сообщество считает, что йога возникла из первобытной магии. Магия была разных видов: земледельческая, военная, бытовая. В ней использовались различные заклинания, воздействия определенных ритуалов на некие объекты. Со временем человек, наверное, заметил, что при одном и том же воздействии на самого себя, происходят изменения. Возможно, что отсюда и возникла йога. Т.е человек что-то делает, к примеру, подражает тигру, надеясь приобрести силу, и у него меняется как-то состояние. Многие, кто отваживался экспериментировать на себе, приходили к психотехникам, изменяющим состояние.

*Это не является доказанным фактом, но считается общепринятой гипотезой.

В некоторых традициях верят, что йога была даром богов, данным в откровении древним мудрецам, чтобы человечество могло осознать свою божественную природу. Техники йоги передавались в устной форме от учителя к ученикам.

Первое материальное свидетельство о происхождении йоги произошло в конце 19 века, при археологических раскопках памятников протоиндийской городской цивилизации Махенджо-даро и Хараппы (возраст которых аналогичен древности первых династий Древнего Египта) Это были артефакты: статуэтки изображавших людей, которые занимаются йогой. Например, они изображали Господа Шиву (мифологического основоположника йоги) и его жену Парвати, сидящих в разных асанах и практикующих медитацию. Развалины, где проводились эти раскопки, когда‑то были местом поселения людей, живших в так называемую доведическую эпоху. Эти находки позволяют с определённостью утверждать, что практика йоги существовала в Индии ещё до того, как на полуостров Индостан вторглись арийские племена, которые впоследствии его и заселили

Наверх

Ведийский период

Ведийский период (с XV век до н.э. по VI век до н.э.) охватывает эпоху расселения арийцев и постепенного распространения их культуры и цивилизации по всему Индийскому полуострову

Первыми книгами, упоминавшими о йоге, были древние Веды. Слово «йога» встречается в Ведах в разных местах, особенно в Ригведе (там упоминается прообраз йогина — святого мудреца отшельника Муни). Разумеется, это символические описания, и из чтения Вед можно мало что узнать о йоге, как её понимают в наши дни. Но все-таки там упоминаются многие аспекты йоги, например, дхарана (сосредоточение), дхьяна (медитация) и так далее, хотя и без особых подробностей.

Человеческое Я или сознание в полной мере понималось, как нечто, находящееся за пределами тела и ума, но, в то же время, подлежащее реализации внутри. И это не удивительно, учитывая тот факт, что составление Вед вдохновлялось высоко развитыми йогами. Это высшее знание превосходит все национальные и языковые барьеры. Оно постигалось отдельными людьми во всех частях света и во все периоды истории.

В более поздней Веде-Атхарваведе (первый индийский текст, связанный с медициной) обнаруживаются описания необычных способностей некоторых мистических персонажей и отдельных фаз пранаямы, а также понятие «тапаса» и мистического жара. Можно сказать, что учение йоги в той или иной форме была известна в ведические времена, как и за много тысяч лет до этого. Это не удивительно, поскольку всегда были люди, которые стремились и пытались настроиться на более высокое сознание и выйти за пределы своей ограниченной индивидуальности. Однако, система йоги, по всей вероятности, ещё не была по‑настоящему сформулирована в до‑ведический и ведический периоды. Опыт йоги был известен, но науку йоги ещё только предстояло систематизировать.

Далее по датировкам, появляются комментарии к Ведам — это Брахманы и Упанишады, где о йоге можно узнать уже намного больше.

Брахманы — это тексты, касающиеся, в основном, жертвоприношений и ритуалов, хотя на их страницах можно найти чрезвычайно много знаний и исторических сведений. В качестве двух важных аспектов йоги в них упоминаются «джапа» (медитатативные техники, связанные с повторением мантр) и «мауна» (ещё один метод, способствующий медитации, который можно перевести как «внутреннее безмолвие»).

Именно в этих текстах впервые письменно упоминается универсальная мантра АУМ, и объясняется её значение. Уже в этих текстах Йога начинает причудливо трансформироваться, возникают ее не классические формы.

Появляться основы науки «свара йоги» (изучения дыхании, течения психических потоков, и их взаимосвязи с жизнью), которые позднее получили дальнейшее развитие в классическом тексте «Шива Свародайя». В Брахманах также говорилось и об использовании йоги для развития психических способностей, например, умения читать мысли других людей.

Упанишады дают уже более конкретные формулировки относительно йоги и ее техниках. Слово «Упанишада» составлено из санскритских слов /шад —/ «сидеть», /упа/ — «рядом» и /ни/ — «учиться». В целом это слово можно перевести как «сидеть рядом и учиться у гуру». Кроме того, слово «упанишада» можно истолковать как тайное учение. Принято думать, что существует около двухсот Упанишад, самые древние из которых были написаны около шестисотого года до нашей эры, а самые новые — в пятнадцатом веке нашей эры. По традиции, подлинными считаются сто восемь из этих текстов, и лишь двенадцать или тринадцать из них признаны заслуживающими доверия. Наиболее важны Иша, Кена, Катха, Прашна, Мундака, Мандукья, Тайтирийя, Айтарейя, Чхандогья, Светасватара и Брихадараньяка. Упанишады также называют Ведантой — кульминацией Вед — поскольку утверждается, что в них выражена сущность Вед.

Центральной темой Упанишад является познание человеком самого себя и окружающего мира. Путь йоги, который изображают Упанишады, далеко не усыпан розами — он требует больших усилий для реализации. Как говорится в Катха Упанишаде, этот путь узок, как лезвие бритвы.

Там же дается первое точное определение йоги: йога это контроль чувств. Там проводится чудесная аналогия с колесницей, запряжённой конями.

«Знай, что тело — колесница, а Атман— хозяин колесницы. Знай, что разум — возничий, а ум — вожжи. Кони, запряжённые в эту колесницу — наши чувства, а путь, по которому они бегут — объекты чувств. Когда Атман в гармонии с телом, чувствами и умом, мудрые люди называют Его «Наслаждающимся».»

Идеей йоги в этих трудах — обращение своего внимания внутрь, познание внутреннего Я. Человек, в совершенстве владеющий самим собой, сравнивается с искусным колесницей, способным обуздать своих коней — чувства, именно такой человек достигает освобождения.

Что касается упоминания самой практики йоги, то о ней отчетливо говориться уже в ранних Чхандогья-Упанишады (начало I тыс. до н.э.)

«Сосредотачивает все чувства в Атмане», что позволяет нам заключить об описании практики Пратьяхары (йогическая техника отвлечения чувств от объектов, на которые они обычно направлены) Во многих Упанишадах авторы пытаются описывать высший духовный опыт и понимание или знание, которое они получали. Для этой цели они используют притчи, поэзию. Другие Упанишады описывают психологические установки, которые необходимо вырабатывать и принимать, чтобы встать на путь йоги и успешно продвигаться по нему. Третьи содержат краткие высказывания о методах, которые можно использовать для достижения медитации.

В более поздних Упанишадах, таких как «Прашна» и «Катха», эта тема получила дальнейшее развитие. В них описаны различные формы праны (прана составляет основу всех форм жизни) в теле классифицируются в соответствии с их местоположением и функциями, и утверждается, что в теле человека существует семьдесят две тысячи нади, или пранических каналов. Кроме того, в них говорится о «кундалини» (психической и духовной силе), существующей в теле в форме змеи. А также в них содержится чрезвычайно подробные обсуждения мантры АУМ.

Наверх

Современный этап

Примерно в XIX веке практика приходит в Европу, США и Россию. В процессе адаптации практики под новые культурные традиции и временные тенденции из классического учения рождается такое направление, как Агни Йога, чье развитие связано с именами Елены Рерих и Махатмы Мории. Несмотря на то, что Агни Йога имеет серьезные философские корни, большую популярность она обрела в качестве системы упражнений, направленных на укрепление здоровья и тела, а не духовного течения.

В наши дни в западной культуре йога выполняет функции практического учения, позволяющего вести здоровый образ жизни в постоянно изменяющихся условиях окружающего мира. Однако, несмотря на это, она продолжает развиваться и как направление духовно-философской мысли.

Возникновение индуизма

«Индуизм — это монотеистическая религия, последователи которой верят в то, что бог проявляет себя в различных формах. Человек может поклоняться той из форм бога, которая наиболее близка ему, при этом относясь уважительно к другим формам поклонения»

В течении всей истории развития йоги (как на протяжения ведического периода индийской истории так и после него) терминология йоги и ее мировозренческая направленность произвольно видоизменялась как известными философскими школами, так и бесчисленными аскетами, магами и йогинами-одиночками в силу личного разумения. Причём всё это были сугубо арийские интерпретации.

По мере того как с течением времени местные аборигенные культы стали смешиваться с представлениями Вед и набирать силу, как бы переваривая религиозные представления пришельцев, возник собственно индуизм. Типичными для индуизма можно признать такие религиозные положения, как «дхарма», «карма», «сансара», «майя». Два крупных эпических текста — Махабхарата и Рамаяна — были написаны около трёх с половиной тысячелетий назад, незадолго до рождения Будды.

Слово «Махабхарата» можно примерно перевести как «Великая книга индийской культуры», а «Рамаяна» — как «Путь Рамы».

Махабхарата содержит свыше ста тысяч стихов, а Рамаяна, хотя она и меньше по размеру, всё‑таки достаточно велика, чтобы считаться скорее энциклопедией, чем книгой. Даже в сегодняшней Индии Рамаяна, пожалуй, остаётся самым популярным из традиционных писаний. В этой книге жизнь Рамы описывается прекрасными стихами, которые часто поют под музыку. Хотя она не содержит, или почти не содержит никаких конкретных указаний по йоге, она в символической форме описывает суть жизни йога и путь, который нужно пройти для обретения самореализации. Внешне, она касается жизни Рамы, его жены Ситы и других людей, а также невзгод, с которыми они сталкиваются в жизни. Но, в действительности, под этой тонкой маскировкой скрывается описание проблем и испытаний — как внешних, так и внутренних — с которыми приходится сталкиваться йогам на пути к трансцендентному осознанию.

Также более отчетливо о йоге упоминается в Бхагават гите (часто называют «Гита-упанишада» или «Йога-упанишада») — шестой из частей Махабхараты Основной упор в Гите делается на достижения уравновешенности в повседневных действиях, а не на аскетической традиции йоги — уходе из социума. Йогин не должен покидать мир. Напротив — он должен жить в самой гуще социума, не уклоняясь ни от чего. Причём единственное условие спасения заключается в систематической практике йоги и непривязанности к плодам своих действий.

В Махабхарате основной текст, повествующий о военных сражениях в определённый период истории Индии, чередуется со многими отрывками, относящимися к йоге и ее практике. Однако, суть её учения содержится во всемирно известной части, именуемой «Бхагавад‑Гита». Это поэма из семисот стихов, в которой воплощение Бога — Кришна, играющий роль возницы во время главной битвы эпоса, обучает великого воина Арджуну практике йоги.

И определения йоги звучат уже так:

«Уравновешенность йогой зовется» «Йога — это мудрость, благодаря которой избежишь порабощения кармой» (то что предопределено тебе судьбой) « Йога — это искусность в действиях, тотальность в действиях.

Также в Бхагават гите есть упоминание о самадхи, одном из йоговский понятий. «Когда твой противопоставленный писаниям разум, утвердиться в непоколебимом самадхи, тогда достигнешь йоги»

Бхагавад Гита — это текст-путеводитель по йоге, применимый ко всем людям на свете, независимо от возраста, занятий и общественного положения. Именно Бхагавад Гита призывает всех начинать заниматься йогой здесь и сейчас, не думая, что её можно практиковать лишь аскетам. Практика йоги должна уже сейчас быть неотъемлемой частью жизни человека. Ещё одна важная особенность Бхагавад Гиты состоит в том, что она соединяет все разнообразные аспекты йоги в одно всеобъемлющее целое. В практике йоги не следует ограничиваться одним путём. В действительности, это просто невозможно: необходимо объединение всех различных путей. Хотя человек может придерживаться одного конкретного пути, ему, по возможности, следует практиковать и другие пути. В Гите об этом говорится совершенно ясно.

Наверх

Старик и сотовый

С этим стоит согласиться. Например, один из старейших людей в мире, житель Калькутты Свами Шивананда, недавно отметил 120-летие, что подтверждено документами. Йог ест только варёную пищу («никакой соли и специй») и является девственником — он даже не целовался с женщиной. Шивананда называет молоко и фрукты вредной едой, советует засыпать на голодный желудок (Свами дремлет на полу на циновке), не пользуется электричеством и мобильным и начинает утро с двухчасового занятия хатха-йогой.

Но главная вещь, фигурирующая в рассказах про индий­ских йогов, — это лагхима (способность передвигаться в воздухе). Сиддха в Ришикеше периодически демонстрируют свои умения: они сидят, скрестив ноги, после чего резко поднимаются вверх (оставаясь в позе лотоса) примерно сантиметров на 10. Предположительно настоящим искусством левитации йог овладевает после 20 лет тренировок, и для перелёта на расстояние в несколько метров ему требуется пятичасовая подготовка.

— Специалист по левитации йог Суббайях Пуллавар 6 июня 1936 г. смог подняться в воздух на 4 минуты при 150 свидетелях, — объясняет гуру йоги Ачарья Винай. — Старец находился в трансе, отключив сознание. После завершения экс­перимента врачи измерили температуру тела Пуллавара: она упала до 25 градусов, мускулы стали твёрдыми, как железо. Трое известных в Индии сиддха умеют становиться невидимыми. Они концент­рируются на форме тела: излучение, идущее из него, перестаёт контактировать со зрительными органами окружающих людей, и те больше не видят йога. На юге живут старики, которые могут голыми руками поднять автомобиль или выдерживают на груди слона, не говоря уже о сиддха, способных бежать без остановки несколько часов. Соблазн овладеть таким искусством велик. Но надо знать — ты достигнешь высшей степени совершенства, занимаясь хатха-­йогой по 16 часов в день три десятка лет подряд. А жить всё время на что?

Статья по теме

В офис на слоне. Почему Индия и в XXI веке остаётся «другой планетой»?

Большинст­во йогов Ришикеша живут в пещерах — по их мнению, цивилизация только отвлекает: единение с природой помогает управлять энергией человеческого тела. И в Европе, и в России сиддха всегда воспринимались скептически. Тем не менее уже официально подтверждено: йоги из Индии действительно в состоянии контролировать своё тело, у­правлять дыханием, сердце­биением и нервной системой. Любое тщательное исследование самых серьёзных учёных всегда заканчивается определением: «Такое физически невозможно, и мы не знаем, как именно они это делают». Конечно, в циничном XXI в. многие считают индийских сиддха шарлатанами и мистификаторами, но доказать этот факт опять-таки не могут.

«Один человек принял позу лотоса, а потом его три массажиста разгибали». Советы от ведущих гуру Ришикеша, как правильно практиковать настоящую индийскую хатха-йогу с целью поправки здоровья и долголетия, читайте в следующем номере «АиФ».

На стыке эпох. Эпоха новых учений

На рубеже «старой» и «новой» эры рождаются такие реформаторы, как

  • Будда Гаутама (около 563 до н. э. или 623 до н. э. — духовный учитель, легендарный основатель буддизма.
  • Махавира (599 до н. э.) — основатель джайнизма и джайнской философии, проповедник. Современник Будды Гаутамы.
  • Конфуций (Китай) (около 551 года до н. э.) — древний мыслитель и философ Китая.
  • Сократ (Греция) (около 469 г. до н. э. — древнегреческий философ.

Начинает происходить качественное изменение всех традиций, устоев, мыслей.

Особенности и задачи йоги шивананда

Шивананда йога основана Свами Шиванандой (1887-1963), индуистским духовным учителем. Данное направление отличается комплексностью подхода, так как в нем присутствуют упражнения для достижения расслабления, обучение внутренней концентрации, дыхательные упражнения.

Основатель Йога шивананда - Свами Шивананда

Йога шивананда основывается на пяти важнейших принципах:

  1. Расслабление. Чтобы достичь максимального духовного, физического и ментального расслабления, необходимо регулярно выполнять Шавасаны (упражнение, выполняемое в определенной позе трупа).
  2. Медитация и Веданта помогают достичь позитивного мышления, что способствует благополучию духовного, ментального, физического. Рекомендуем статью про практику випассана.
  3. Регулярность и правильность выполнения асан способствуют укреплению тела, омоложению и восстановлению организма.
  4. Дыхательные техники помогают взять контроль над собственным сознанием.
  5. Путем практики вегетарианства и умеренных ограничений в пище организм человека получает полезные вещества, при этом нет негативного влияния на окружающую среду.

Каждое занятие начинается и оканчивается мантрами, позволяющими с помощью звуковых вибраций положительно повлиять на тело, дух, эмоциональное состояние.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: