3 вида тантрической йоги. Суть и польза Тантра-йоги

Мы живем в напряженном ритме, наш мир постоянно меняется. Эти изменения не могут не захватывать каждого, они задействуют нашу энергию. В таких условиях особенно важно найти время для того, чтобы сохранить свой внутренний энергетический баланс. Древнеиндийские практики самосовершенствования способны помочь в этом. Одна из таких практик — тантра йога. На Востоке считается, что испокон веков путями йоги шли великие мудрецы и праведники. И с течением времени йога разделилась на множество ветвей.

Парная тантра йога

Тантрическое учение нашло отражение в различных индуистских культах: оказало влияние на традиции шиваизма и шактизма, широко использовалось в Тибете. Главная идея этой религиозно-мистической школы — дуальность и единство мужского и женского начал, бога–Шивы и богини–Шакти. Эта идея на западе часто подается в упрощенной форме, что приводит к тому, чтобы считать тантру исключительно сексуальной ритуальной практикой, однако ее религиозно–философская концепция гораздо глубже подобных проявлений.

Что такое тантра

Тантра — единение энергий бога Шивы и богини Шакти

Тантра на санскрите обозначает «ткань», «полотно». Свое название эта практика получила от одноименных священных текстов в индуистской религиозной традиции. Тексты эти писались в форме диалога, который ведет верховное божество Шива со своей супругой и возлюбленной Шакти. В философском смысле шакти — это чистая энергия, жизненная сила, основа всего мироздания. К ней данная ветвь йоги и обращается.

Исторически появилась эта практика в Индии, Тибете и ряде соседних с ними стран, уже позднее получила распространение, а со временем и известность в Европе. Основная идея тантры — единение с некоей «основой», общемировым началом, которое проживается путем обобщения всех чувственных переживаний.

Эзотерическая традиция во многих случаях соотносит тантру и секс, поэтому некоторые сегодня воспринимают эти понятия как синонимичные, что не совсем верно. Тантрическая йога включает в себя виды практик, не получившие распространения в других ветвях данного понятия. Большая часть из них не соотносится с сексом, который для этой разновидности йоги является не самоцелью, но одним из методов достижения искомого состояния гармонии и покоя.

Отрешаясь от сиюминутного в тантрической практике, человек постепенно отождествляет себя с сознанием божества. Таким образом, его собственное сознание очищается и совершенствуется.

Поза лотоса и тантра

Особо почитаемым символом этого учения является лотос. Данный цветок в индуистской мифологии — олицетворение мужского и женского начал. В нем заключены нежность, хрупкость и красота. Также мужское начало в тантре олицетворяет молния. Таким — ослепительным и внезапным — способно стать озарение в момент истины. Тантристы верят, что взаимное чувство двух любящих людей приобретает божественную природу, становясь бессмертным.

В чем заключается суть Тантра-йоги?

Тантра-йога более понятна представителям восточных стран, ведь она объединяет в себе множество догм, по которым эти страны жили две тысячи лет назад и продолжают жить сейчас. Поэтому нет ничего удивительного в том, что одним из ключевых принципов тантрического секса является развитие личностной духовной сферы и расширение собственного сознания. Половой акт – не конечная цель, а один из способов, который практикуется в виде ритуала и дарит возможность, испытывая чувственное наслаждение и используя сексуальную энергию, очистить от энергетического мусора и расширить сознание, подняться на более высокий уровень развития, настроить свой ум на получение совершенно новых знаний.

Согласно учению йоги любви физические ощущения являются всего лишь одним из путей воссоединения с Высшим Разумом. Благодаря Тантре человек может достичь просветления и возвыситься над повседневной суетой.

Индусы воспринимают Тантра-йогу как подготовку к переходу в иной мир. Эта древняя йогическая практика помогает человеку накапливать энергию и самосовершенствоваться, в результате чего он познает истину, его душа обретает способность выйти из Сансары и освободиться от земного бремени.

Традиционный половой акт, проблемы с эрекцией у мужчин и месячные у женщин способствуют потере сексуальной энергии, которая является нашей силой. Йога любви же способствует накапливанию и трансформации этой энергии, благодаря чему её можно использовать для достижения самых разных целей.

Тантра: йога любви

Отличие от других методов

В отличие от других видов йоги, где негативные энергии подавляются за счет полного контроля над телом и эмоциями, тантра не подавляет — она преобразует душевные вибрации. Благодаря ее практикам психические и духовные энергии трансформируются и приходят к гармонии с душевным и физическим состояниям. Йогу, практикующему тантру, не нужно отказываться от части себя, требуется просто научиться использовать ее во благо.

Это учение рассказывает, как физическая часть нашей природы становится отражением природы божественной. В супруге или возлюбленной она помогает увидеть изначальный замысел, божественную природу, учит искренней непритворной близости с партнером и собой.

Тантра йога — комплекс парных или групповых асан, направленных на единение энергии и раскрытие ее источника

Тантрой можно заниматься как в одиночестве, так и с любимым человеком. Ее философская концепция предполагает, что через совместное выполнение асан божественные составляющие двух людей могут контактировать и даже сливаться воедино, даря участникам радость общения их душ.

По этой причине сегодняшние мистические школы используют данную ветвь йоги как способ духовного роста. Но необязательно с головой погружаться в изучение эзотерических дисциплин, чтобы практиковать тантру. Это занятие может нести практическую цель — снять постоянный стресс, расслабиться, привести себя в форму. Тантра предлагает не тяжелые, но эффективные физические нагрузки, способные поддержать тонус и сделать тело более подвижным, подтянутым и гибким.

Чем она полезна для человека

Йога любви положительно влияет на эмоциональную, физическую и психическую стороны нашей личности. Она учит нас любить себя, своего партнера, близких и родных, окружающий мир и окружающих нас людей, понимать Вселенную. Благодаря этой йогической практике можно освободиться от всех тех ограничений и барьеров, которые мы сами себе придумали или взяли из внешнего мира.

Тантрический секс улучшает наше здоровье. Она положительно влияет на работу практически всех систем и органов, помогает снять нервное напряжение и стресс. Люди, практикующие Тантру, со временем начинают жить в более медитативном и релаксующем ритме, перестают переживать по пустякам.

Благодаря древнейшему учению женщины могут стать более раскрепощенными и уверенными в себе, наладить работу репродуктивной системы, сделать беременность и роды более легкими и необременительными, а мужчины – избавиться от проблем с потенцией, стать более внимательными, чувственными, научиться заботиться о партнерше. Тантра не только помогает наладить интимную жизнь, но и является эффективной естественной контрацепцией.

Йога любви способствует развитию и раскрытию творческого потенциала, усиливает способность исцеления и ясновиденья, успокаивает ум, активирует внутреннюю энергию, помогает обрести жизненную цель, делает человека более радостным, привлекательным, счастливым, самодостаточным и открытым для богатства, карьеры и т.д.

Особенно полезна Тантра-йога для влюбленных пар. Партнерам очень важно почувствовать и прочувствовать эмоции друг друга, научиться по-настоящему любить и принимать и свое физическое тело, и физическое тело любимого человека. Йога любви отлично борется с однообразной рутиной в спальне, повышает интерес партнеров к сексуальной сфере их жизни, учит доверять любимому человеку, сближаться с ним не только телесно, но и духовно, способствует более тонкому пониманию и сути самого секса, и интимных отношений в целом.

Люди, не имеющие проблем в интимной сфере, живут намного дольше, наслаждаются внутренней гармонией и не понаслышке знают, что такое счастье, радость и жизненный успех.

Польза тантрической практики

Любое живое существо в дикой природе способно расслабиться. Даже на примере домашних животных мы можем ежедневно наблюдать это. А современный человек оторван от естественных механизмов, предохраняющих наше тело от перегрузки. Постоянно втянутые в круговорот тревожных мыслей, мы ни на секунду не оставляем их.

Занятия йогой этой ветви учат расслаблению и внутренней концентрации, направлять свою духовную и физическую энергию таким образом, чтобы она не растрачивалась бесцельно, но, обновленная, возвращалась к нам же, наполняя новыми силами. Тантра учит не отрешаться от эмоций, а использовать их как “энергетическую батарейку”, управлять ими так, чтобы они несли в себе радость и бодрость духа.

Тантра напрямую связана с тем пластом энергии, который мы задействуем для продолжения рода. Во все времена и во всех культурах сексу отводилось особенное место, и в разных традициях отношение к этому вопросу может кардинально отличаться.

Древнегреческие культы плодородия возводят ритуальное соитие в ранг мистерии. Христианская культура, напротив, жестко табуирует тему секса и все, что с ней связано. Но, в отличие от других учений, требующих подавить этот инстинкт либо полностью поддаться его влиянию, тантра не отказывается от данной энергии, от потребности человека в том, чтобы эротическое начало присутствовало в его жизни.

Данная философская концепция освобождает подавленные желания, учит грамотно обращаться с собственной сексуальной энергией, использовать ее так, чтобы она не разрушала и не угнетала, а напротив, способствовала развитию. Тантра учит пониманию себя и своих потребностей, а важность такого знания с готовностью подтверждают и ведущие западные психотерапевты современности.

Возможные противопоказания

Тантра помогает раскрепоститься и научиться воспринимать свое тело без стеснения. Она способствует преодолению комплексов, избавлению от стереотипов и развивает умение прислушиваться к своим желаниям. Тантра не ориентируется на мораль в ее обычном смысле, и учит игнорировать запреты, которые заставляют подавлять себя.

Чтобы понять, приносит ли тантрическая йога пользу, нужно посетить занятия под руководством опытного инструктора. Невозможно наверняка угадать, какой вид Тантры подойдет конкретному человеку и, как отреагирует тело и сознание на непривычную для него практику.

По мнению учителей йоги Востока, жители европейских стран не могут полноценно воспринять тантрическую йогу из-за своего отношения к телесности, сформированной христианством. Поэтому религиозным людям может быть сложно расслабиться на групповых занятиях. Если человек испытывает стыд, страх и любые другие негативные эмоции, ему лучше отказаться от Тантры. Для занятий тантрической йогой ученик должен достичь совершеннолетия и не иметь психических заболеваний.

Кому подойдет и не подойдет

Девушкам эта практика поможет раскрыть свой внутренний потенциал, ощутить и применить в действии женские чары. Индуисты верили, что в мире господствует женское начало — великая Мать, неиссякаемая жизненная сила, Шакти — то, благодаря чему зерно оживает в земле и распускается в прекрасный цветок, безграничная энергия космоса. И божественное начало ее от природы вложено в каждую женщину уже потому, что она есть отражение великой матери, сама — супруга и мать, и только она способна подарить жизнь.

Тантра поможет расслабиться и уйти от состояния стресса

Но современный мир с его стрессами, ограничениями вынуждает женщину неравно и несознательно направлять свою энергию, отчего та чувствует себя несчастной. Тантра позволяет раскрыть внутренний потенциал и направить его не во внешний мир, поглощающий и ничего взамен не дающий, а на себя, своего возлюбленного, детей, близких — всех тех, кто нуждается в нем.

Для мужчин тантра станет способом повысить качество своей личной жизни, укрепить мужскую силу. Многие в бешеном ритме жизни теряют свои способности намного раньше, чем им хотелось бы. Тантрические практики позволяют избежать этого как на физиологическом, так и на психологическом уровне, познать партнершу, научиться понимать женскую энергетику, психологию и физиологию, что намного улучшит качество личной жизни.

Образом мужского начала служит Шива. Это божество мановением руки разрушает и создает миры, образ Шивы — образ чистого разума, созидательного начала, преобразующего космическую энергию — Шакти — в энергию творящую. Его отражение и видит в возлюбленном супруге его любимая девушка. Акт любви перестает быть поспешным, надрывным. Это больше не борьба противоречий — это единство двух божественных начал. Такое положение вещей исключает фактор стресса — главную причину болезненно переживаемых обеими сторонами мужских фиаско.

Тантра также увеличивает период сексуального долголетия и срок жизни в целом

Эмоциональным, впечатлительным людям занятия тантрой дадут возможность контроля над своими переживаниями. Снять внутренние противоречия, состояние напряженности, вызванное этими эмоциями, — такие задачи данная ветвь йоги с легкостью способна решить.

Человеческая натура двойственна, в ней изначально заложено противоречие. Иногда для того, чтобы совладать с собственной природой, понять себя и свои желания и состояться как личность, уходят годы. Состояться как личность не означает непременного приобретения социально высокого статуса — скорее имеется в виду то ощущение счастья, которое человек испытывает от осознания собственного бытия.

Найти в себе силы ответить на вызов жизни, научиться быть счастливыми — основная цель данной доктрины, одинаково важная людям вне зависимости от их пола и социального положения.

Йога Бхагавана Натха

Бхагаван Шанмукха Анантха Натха один из немногих ныне живущих мастеров традиционной классической Тантры, который исследует и практикует эти знания на протяжении более 40 лет. Бхагаван Шанмукха основатель Шри Кали Ашрама в Индии и автор книги, представляющих собой новаторскую интерпретацию древних трактатов. Он расшифровывает глубоко закодированные в метафорическом языке, полном символов, сообщения и переводит на современный язык.

Бхагават Натха говорил о йоге, что это не традиционная наука, это не спорт и не развлечение. Йога по своей природе не учит соперничеству. Соперничать, означает, что кто-то по сравнению с другими, согласно шкале оценки (хуже-лучше).

Йога поддерживает интеграцию в самом себе, строит и поддерживает внутренний потенциал и силу.

Наряду с этими внутренними ценностями совершенствуют свою природу и жизнь. Улучшение жизни с помощью йоги дает исполнение желаний и освобождает от необходимости конкурировать с другими.

Практика, которую преподает Бхагаван Шанмукха, отличается от других современных индийских и международных школ йоги. Основное отличие заключается в том, что она не основана на материальности тела. Человек, который практикует ее, не воспринимается как набор мышц и костей, сгибающихся и растягивающихся в роботоподобных позициях.

Его йога — традиционная тантрическая базируется на тонкой энергетической системе человека — Пране, в китайской культуре, известной как «ци». Последовательность асан разработана в сочетании с глубокой релаксацией и гармоничной системой балансировки праны, которая обеспечивает равновесие и целостное здоровье всей нашей сущности.

Тантрическая йога работает «изнутри» — оздоравливая систему Праны, которая через эндокринную систему влияет на наше тело и психику.

Асаны в тантрической практике Бхагавана Шанмукха есть то же самое, что иглы в акупунктуре. Если вам нужна глубокая релаксация, расслабление и способность справляться со стрессом — традиционные тантрические упражнения будут идеальным средством.

Четвертое и высшее разделение тантрической практики, называют Маха аннутара йога-тантра. Оно состоит из этапов регенерации и завершения. Благодаря этой практике можно достичь полного просветления в течение одной жизни.

Что дает занятие тантра йогой

Нужно знать, как это работает в физическом плане. Индийские йоги полагали (как подтверждает современная медицина, небезосновательно), что основные каналы кровообращения в человеческом теле идентичны его энергетическим каналам. Таким образом, асаны йоги, во время выполнения которых тело пребывает в статичных положениях, улучшают кровообращение отдельных зон. Кровь, насыщенная кислородом, повышает тонус мышц и нормализует работу всего организма, от чего человека чувствует себя более бодрым и энергичным.

  1. Люди, регулярно практикующие йогу, приходят в лучшую физическую форму.
  2. Исчезает стресс.
  3. стабилизируются психические реакции.
  4. Гармония с собой достигается и на физическом, и на эмоциональном уровне.

А гармоничная личность, находящаяся в равновесии со своими желаниями и чувствами, легче достигает успеха в отношениях, карьере, бизнесе. Спокойный, самодостаточный человек привлекателен для других в первую очередь потому, что уверен в себе. Эту уверенность и внутреннее равновесие и способна дать вам данная йога.

Отдельно отмечают, что парные практики укрепляют отношения — совместно выполняя асаны, вы учитесь чувствовать тело партнера, испытываете связь на эмоциональном уровне, вас объединяют общие задачи, когда йога становится семейным увлечением. Многие пары признают, что после тантрических практик их связь укрепилась, а близость стала более глубокой и чувственной.

Почему нет?

И мужчины, и женщины после эякуляции теряют большое количество энергии. Мужчины устают сильнее и это оправдывает их сильное желание поспать после секса. При этом энергия уходит через низ, что прямо противоречит теории Тантры, которая описывает результат успешной практики как выход сгустка энергии через верхнюю чакру.

Помните буддийских монахов, у которых после ряда ритуальных действ на макушке головы появляется самообразовавшееся отверстие, куда они вставляют соломинку? Этим они доказывают своему гуру, что достигли такого уровня мастерства, что стали способны управлять своей энергий и направлять ею снизу-вверх.

И тут я обращаю ваше внимание, что такие монахи строго соблюдают целибат, и именно благодаря ему такой результат становится возможным. С помощью различных техник они устанавливают контроль над примитивными желаниями тела, накапливают огромное количество потенциальной энергии, начинают ощущать эту энергию и обретают умение перемещать ее вверх по каналам нади.

Не нужно быть гением, чтобы это понять, достаточно уяснить, что йога Тантры не отрицает существование сексуальной энергии, но она учит, как трансформировать и перенаправлять эту энергию в русло духовного прогресса.

Типы тантрических практик

У этого учения есть несколько практических разновидностей. Доктрина видоизменялась в зависимости от территории ее использования, и с течением времени в ней отражались различные учения и философские позиции. Высказывание одного из гуру гласит, что как нет двух одинаковых учеников, так нет и двух одинаковых тантр для каждого. Любой человек находит в этом учении что-то свое.

Оттенки тантры

Все разновидности тантризма связывает то, что они ведут человека к просветлению. Не призывая отказаться от тела, они способствуют отказу от отождествления с ним, к осознанному принятию своих желаний, потребностей и страхов. Достигнув этого, человек становится полноправным хозяином своих чувств. Его перестают беспокоить внутренние противоречия, он пребывает в гармонии с собой.

Однако наиболее широко получило распространение разделение на три ветви. Основное различие между ними — те типы энергии, на которые данные практики направлены. Рассмотрим наиболее распространенные.

Красная тантра йога

Красная тантра в наибольшей мере соотносится со знакомым для многих устоявшимся словосочетанием «тантрический секс». Эта практика взаимодействует преимущественно с сексуальной энергией.

Красная тантра йога — тантрическое соитие

Практикуется чаще всего парой, при этом удовольствие, получаемое от физического контакта, в десятки раз усиливается духовной близостью между партнерами. Совместно практикуя красную тантру, тела участников сливаются не только на физическом, но и на астральном уровне. Происходит энергообмен, в результате которого вы как бы растворяетесь в другом человеке, становитесь его частью, а он также погружается в вас.

Сексологи часто рекомендуют парам тантру как вид терапии, где йога выступает в качестве средства раскрепощения.

Красная тантра способствует раскрытию собственной сексуальности, изучению тела партнера с новых, непривычных позиций. Но не стоит при этом воспринимать данную практику только как способ разнообразить интимную жизнь. В ее упражнениях, кроме сексуального подтекста, заложен еще и глубокий философский смысл.В мире, утратившем культуру взаимной привязанности. заботы и незыблемых обязательств, это смысл особенно важен.

Индивидуальное чувство любви становится частью той любви, которую Вселенная испытывает к человеку и которую люди когда-либо испытывали друг к другу. Ваше сознание, расширяясь, способно вместить тот опыт нежности и страсти, который в течение тысячелетий переживали по отношению к своим возлюбленным миллионы людей, — и все эти чувства сконцентрировать на единении с вашим партнером.

Вся нежность, накопленная веками человеческих отношений, становится доступна для двоих любящих сердец в неделимом отрезке времени. Близость в этом случае является не порождением рационального ума, а круговоротом чистой энергии.

Белая тантра йога

Белая тантра выглядит наиболее ортодоксальной из всех. Она рассчитана на групповое или индивидуальное применение энергии. Методы используются преимущественно традиционные — созерцание мандал, асаны — специальные позы, пение мантр, возможно групповое — хором. Эта ветвь йоги позволяет группе практиков синхронизировать свои эмоциональные вибрации, обмениваться энергией, которая призвана очистить мысли и ментальные каналы участников.

Медитация учитывает в этом случае даже такие детали, как специальное положение рук. Эти позы называются мудрами и повторяют положения рук божественных существ в традиционных изображениях, т. е. каждая мудра несет в себе глубокий сакральный смысл.

Преображаясь физически, мы изменяемся и духовно, и даже положение тела способно «сдвинуть» с жестко зафиксированной точки наше сознание. Мы часто несем в себе груз неосознанных обид и разочарований – родители, дети, наши близкие и друзья, сами часто того не желая, могут стать для нас источником внутренних разрушений и дурных мыслей.

Работа в группе позволит физически ощутить любовь других людей, близость к ним, вашу связь как мыслящих существ во вселенной, и перенести это ощущение на ваших близких, отпустить старые обиды, которые связывают вас.

Черная тантра

Наиболее сложная разновидность доктрины. Особенностью черной тантры является ее устремленность в сферу ментальную. Концентрируя мыслительную энергию, вы, при должном постоянстве выполнения, сможете отточить свое мастерство до такого уровня, который позволит влиять на мысли и чувства других людей. Ваша ментальная энергия воспринимается окружающими как влиятельность и дар убеждения, она окажется настолько сильна, что с ее помощью можно будет направлять и мысли тех, кто вас окружает.

Истоки этого направления уходят корнями в шиваизм. Если Шакти — вечная энергия, то Шива — Логос, разум. направляющий ее. Осознанная, направленная энергия делает ментальные возможности йога в несколько раз превышающими возможности человека. В отдельных случаях черная тантра способна пробудить дар предвидения, практически всегда обостряет интуицию практикующего.

Тантра. Семь ступеней Пути

Тантра. Ступени Пути

В текстах Тантр отражены этапы, которые практически в любой традиции проходит адепт, поэтому они могут быть некой основой, ориентируясь на которую можно найти на этой «карте» своё текущее положение и определить направление дальнейшего движения.
Тантра в этом смысле представляет не некую религиозную систему, отнюдь. Она описывает, скорее, основные принципы, выражаемые посредством разных религий и школ, имеющих отношение к духовному развитию.

Эта основа предполагает «диагностику» состоянии вступившего в садхану субъекта; результат, который предполагается достичь в ходе практик; ну и подборку самих практик с учётом индивидуальных особенностей адепта.

В этом смысле различные религиозные школы и конфессии вполне могут быть «наложены» на эту ступенчатую схему, как занимающие её одну или более ступеней, и тогда становится очевидным, куда двигаться дальше.

Это, как мне кажется, важно потому, что претендуя на конечный результат в виде рая или ада, нирваны, растворения себя в боге, место на небесах — религии мира, называемые духовными традициями, часто призывают к «соединению» проснувшейся индивидуальности человека с «духовной» сферой за счёт ущерба материального, грубого, физического. Иногда — более или менее жёсткими ограничениями в них, а иногда — за счёт прямого изнурения тела длительными голодовками, верегами или влясяницей и т.д.

Поскольку принцип Тантры можно обозначить, как соединение мужского и женского, то есть — духовного и материального, то к ней подходит, скорее, термин — не духовный путь (который, как кажется, предполагает соединение индивидуального сознания с космическим — Духом, и часто — путём упомянутого выше отказа от плотского), а путь к целостности. То есть тому состоянию, в котором устранены кажущиеся противоречия духовного и мирского и путь становится единым.

В нём нет необходимости избегать плотских удовольствий. Но, однако нужно понимать, что это утверждение — отнюдь не оправдание своей похоти или склонности к чревоугодию. Когда сознание становится достаточно ярким и сильным, практика по его дальнейшему развитию может проходить где угодно…

Но для того, чтобы это стало возможным, и предполагается это «ступенчатое» следование из «класса в класс», которое происходит, естественно, не по «школьному» годовалому циклу, а по мере, достаточной для этого зрелости сознания, которая может наступить и через год, и через два, и через тридцать, и более лет…

Критерием же перехода — «зачётом» пройденного и полноценно усвоенного материала, становится наработанный стабильный и управляемый внутренний навык — то есть движение энергии Воли.

Итак, мы исходим из предположения, что движение с чего-то начинается и до него (до этого первого шага) движения не было…

  1. Состояние «сна». Нулевая точка. Традиционно описывается состоянием человека-животного (пашу), который ничего не ищет, не верит в Бога, Дух, миссию. Интересы и действия которого полностью обусловлены реакциями на окружающий мир, т.е. непроизвольными, невыбираемыми и неуправляемыми им поэтому. Внутренний мир здесь не имеет никакого значения для человека потому, что его сознание полностью поймано, «привязано» — к плотной, грубой физической реальности, и поэтому само такое же — грубое и слабо-чувствительное.

Состояние О — естественное состояние человека, который попал в новую для себя среду, которая абсолютна незнакома и требует всего его внимания. Поэтому вся его энергия — в реакциях на эту среду, которым человек поначалу и учится. Можно сравнить его с состоянием ребёнка, который делает свои первые шаги. И первое, что нужно ему освоить — это правильно переставлять ноги и держать равновесие.

Когда ребёнок освоился хотя бы чуть-чуть в управлении своим телом — он всё внимание отдаёт тем игрушкам, которыми его развлекают. И чем они ярче и интереснее — тем больше поглощают его внимание собой.

Современный мир предлагает для живущих в нём людям бесчисленное количество самых разнообразных игрушек и игр — в войну и врачей, святых и алкоголиков, директоров и путешественников, лётчиков и семью.

Единственное, чему не учат в школах подрастающее поколение — это слушать мир сердцем и управлять своей волей.

Поэтому, вырастая, «взрослые» дети ищут всё новые и новые «игрушки», которые вызовут рефлекс интереса к себе и развлекут ум, вытащив его из состояния дрёмы. Но, конечно, ненадолго. Воля к этому времени остаётся той же, что была у 3-х летнего человека, увлечённого игрой в разноцветные шарики. Теперь он, правда, перебирает кнопки пульта управления ядерной ракетой (к примеру), потому что это возбуждает ум больше, чем детские разноцветные шарики, но ситуация с волей — то есть с произвольным управлением фокусом своего интереса (решил, что направлю интерес на мытьё посуды (к примеру) — и направил, и делаю это с той же степенью заинтересованности, что предыдущее нажатие на кнопки пульта) — абсолютно не меняется.

Поэтому «спящими» людей этого разряда называют по этой причине.

И ещё — привязанными — как верёвкой — своими неуправляемыми реакциями — к раздражителям внешнего мира.

Именно поэтому же картина мира человека (фильтр восприятия) достаточно ограничена материальными возбуждающими (и именно поэтому — полезными) вещами, а представления о «тонких» планах бытия в этой картине нет. Поэтому человек с большим недоверием относится к предложениям «расширить» кругозор в отношении этих планов, а уж о контакте с Духом здесь нет и речи.

Связь с Духом перекрыта жёстким ментальным фильтром, в котором представление о нём (Духе) не существует, и место, где ему положено быть в мире для человека, — «слепое пятно».

Однако дети растут, и их сознание набирает силу. Так и в один из этапов своей жизни человеку предлагается (внутренними переживаниями несоответствия старого мировоззрения новым открытым своим опытом фактам, к примеру) — это мировоззрение расширить и на пустующее слепое пятно посадить-таки фигуру Бога.

Но здесь важно понимать, по-видимому, что созревание сознания для его пробуждения — процесс естественный, и чрезмерными внешними усилиями его не создашь — как не заставишь розу расцвести на месяц раньше положенного срока.

Поэтому тем, кто уже «пробудился» и из самых лучших побуждений старается «пробудить» дорогого близкого, который всеми руками и ногами против — рекомендуется набраться достаточно терпения и ждать того момента, когда «бутон» созреет и обратит своё внимание на предлагаемое изменение.

  1. Ведачара. Что и делает обычно человек. Говоря о фигуре Бога, я не определяю её, как нечто однозначное… Назвать это можно любыми другими словами, которые выражают впечатление человека от встречи с Духом, игнорировать которую по каким-то причинам не удалось.

И человек открывает принципиально новую для себя область. Обычно на данном этапе — в Тантрах этот этап обозначен путём Вед — человек интересуется и думает о Боге, Духе, Пути, о потустороннем Мире, интересуется древними традициями, получая информацию для этого от других людей, которых иногда считает своими учителями, или из текстов (Вед, Агам, Пуран, Тантр, Библии, Корана, Голубинной книги и проч.).

Просматривает выступления духовных лидеров, иногда примыкает к какой-либо религиозной группировке.

Заучивает тексты религиозных писаний.

Ходит на обучающие семинары и психологические тренинги.

Иногда пытается применить правила, подчерпнутые оттуда, в своей жизни.

Иногда начинает сам «распространять» «духовные» знания среди других, продавая религиозные книги или призывая «к спасению»…

Однако сами по себе заученные тексты и их точное воспроизведение, начитанность и «образованность» — мало что дают, ведь научить этому, как говорил Господь Шива Своей Возлюбленной Парвати, можно и попугая. Который от этого, кстати, не становится йогином.

Однако же на этом этапе есть несомненно ценный переход от «материалистического» мировоззрения к «духовному» или «магическому».

Поэтому первое, что меняется у человека — его ментальная картина мира. Она становится шире, в ней появляется представление о возможности проявлениях Духа, Бога, контакта с которым ещё нет, учение в основном имеет вид прочтения и запоминания текстов, прослушивания лекций, просмотра видеофильмов, которые воспринимаются фактически, т.е. поверхностно.

Поверхностно оно ещё и потому, что «духовная» практика или бог здесь как бы дополняют «главную» мировоззренческую основу. На первом месте стоит то, что и было раньше (деньги, семья и работа в их поверхностном — то есть небожественном восприятии), и основные усилия направляют энергию туда. Медитации, тренинги и духовные лекции — то, что приятно дополняют жизнь, дают радость без похмелья (как ранее алкоголь), приятно занимают время.

Поэтому характерные выражения для отказа от практики здесь свидетельствуют о тех самых привязанностях, которые ещё весьма крепки — «если работа позволит…», «работа не отпускает…» и т.д. Поэтому и сами практики результат дают чаще временный, будучи интересным дополнением к «нормальной» жизни, но не как не её основной задачей.

От человека-животного (пашу) здесь отличия незначительные, потому что обусловленность реакций внешними стимулами и проявления личного эгоизма почти не меняются.

И хотя человек, помимо книг, может принимать участие в различного рода ритуалах группы и иногда сам проводить ритуалы (повторять молитву или мантру, делать ассаны йоги и т.д), ритуалы обычно формальны и не дают сущностных глубинных переживаний.

Бог, Дух, Абсолют — ментальный символ и не более того. Запоминание и заучивание же текстов Вед, Тантр, Агам, Пуран, Библии, Корана и др. отнюдь не равнозначно проживанию личного опыта, а без него сущностного развития не происходит.

Но сам по себе шаг — проявление живого интереса к тому, что ранее было абсолютно бессмысленным — свидетельствует о том, что глубокий сон стал гораздо более поверхностным, и, возможно, скоро наступит пробуждение.

Дело, однако, это не такое простое, как кажется. Потому что попытку воли проснуться и обрести силу обычно легко пресекают те самые «духовные» лидеры и «учителя», которые авторитетно внушают человеку — «…мы знаем, что тебе нужно…».

И вместо того, чтобы обрести свободу воли и управления своим интересом — человек удовлетворённо «засыпает» дальше — сон, правда, стал другим, «духовным» — в нём появились монахи или тренинги, проводимые докторами наук, к которым человек привыкает и привязывается, убедившись, что они «духовны» или «умны» и рассказывают о интересных и полезных вещах, поэтому «есть что посмотреть и послушать».

Слушать и смотреть же, пассивно воспринимая информацию или следуя указаниям учителя необходимо до поры, до времени, после которой своим восприятием необходимо учиться управлять самостоятельно, а не по указке.

«Мускул» воли, как мы знаем, начинает «накачиваться» тогда, когда человек сознательно им (мускулом воли), поддерживает высокую степень интенсивности своего интереса в событиях и к вещам абсолютно бесполезным, прежде не интересным и бессмысленным.

То есть «включение» внимания, интереса, возбуждения — происходит не снаружи — умной речью, политической сенсацией или длинноногой блондинкой у роскошного автомобиля, «духовной» лекцией известного лидера, а изнутри, и поэтому может быть воспроизведённым в любой, самой скучной ситуации, в состоянии крайней усталости или даже во сне.

  1. Вайшнавачара. Путь вайшнавов — бхактов. Преданное служение. Очень важный этап, который в нашем мире показывает течение кришнаитов.
    Его характерной особенностью является достаточно глубокое переключение внимания от объектов внешнего мира к внутреннему смыслу деяний и создание устойчивого (независимого от внешнего) внутреннего состояния радости, питающего сердце. Как известно, высшие способности (и связь с Духом) открываются тогда, когда преодолены эгоистические состояния жадности, жалости, гнева, раздражения и страха, транслируемые нижними чакрами и отнимающие этим всю энергию человека, необходимую для развития и роста воли. И через сердце, через Любовь обретается возможность открытия вышерасположенных центров энергии и состояний.

Однако состояние необусловленной радости и незаинтересованности во внешних результатах деяний само по себе ещё не является достаточным (будучи необходимым) условием Единства с Духом. Оно вполне может свидетельствовать о том, что воля адепта пробуждена и окрепла достаточно для того, чтобы устойчиво сохранять самостоятельно выбранное состояние внутреннего мира вне зависимости от внешнего, однако силы её может быть недостаточно для того, чтобы произошла духовная инициация.

Внешнее выражение же радости «на показ» далеко не всегда адекватно внутреннему. Так, одна женщина, милая и улыбчивая, в ответ на вопрос — как у вас дела — всегда радостно отвечала: «Всё хорошо! Хорошие отношения с мужем, чудесные дети и лучшая, интересная работа», — но буквально через минуту она почему-то произнесла — «Слава Богу, что жить осталось недолго!».

Ещё одна существенная особенность этого этапа — достаточная привязанность к внешним ритуалам (чёткам, предметам, именам, действиям, одежде), беседам, лекциям, книгам и к конкретному лику «своего» Бога. Т.е. святая молитва — в церкви, кроме Аллаха (Кришны, Иисуса, Будды…) — никого нет; отрицание других способов духовной работы как ложных, а также — и неприятие разрушительных (гневных) аспектов выражения Духа.

Я знаком с некоторыми из «продвинутых» кришнаитов, которые высокомерно хвастались своим положением рядом с признанным духовным учителем, находя положение других (у кого такого положения не было) заблуждающимися. Однако, на мой взгляд, не положение рядом с мастером определяет духовный статус ученика, ибо и рядом с великими людьми порой вырастают просто глупцы, слепо копирующие своего учителя в ущерб развитию своей собственной Индивидуальности.

Вероятно, в силу изложенных выше причин — достаточно узкого диапазона восприятия мира, как божественного (магического), воля практика и не набирает здесь ещё достаточно силы, чтобы намерение единства с Духом стало поистине несгибаемым.

Поддерживается же узость диапазона выборочностью из окружающего мира ситуаций и событий, поступков и слов, которые причисляются к «священным» или «духовным», а всё остальное многообразие мира таковым не считается.

Не только кришнаиты демонстрируют данную ступень. Взяв в пример любую секту, мы обнаружим те же самые характерные черты — отделённость от мира, сужение поля внимания.

Иногда к сектантству пытаются причислить современные тренинги интегративных психотехнологий, по отношению к которым у участников может появиться специфическая психологическая зависимость. На тренингах формируется особое пространство, отношения, которые радостны и приятны, в то время, как мир социальных контактов жесток и неприятен.

Поэтому, учитывая несомненную полезность тренинговой работы по раскрытию потенциальных человеческих способностей и стимуляции развития сознания, стоит отметить, что их задача, в отличии от сект — не в сужении поля сознания человека и формированию «привязки» к себе участников, а наоборот — в развитии и расширении человеческих «духовных» интересов с распространением последних на всё, в том числе и социальные аспекты жизни.

Необходимость же формирования специального пространства для раскрытия новых качеств и временное отграничение от «обычного» мира вполне оправданы необходимостью набрать силу пробуждённому ростку воли и окрепнуть настолько, чтобы можно было безопасно перейти к следующему этапу.

Напомним ещё раз, что результат, который должен здесь быть наработан — избавление от неконтролируемого проявления гордыни во всех формах и умение в условиях от «тепличных» (ограниченных общиной, пространством группы) до средних (обычная социальная деятельность) поддерживать волей состояния внутреннего комфорта (радости).

  1. Шайвачара. Следующий этап — путь шайвов — шиваизм.

Главные здесь — твёрдое устремление к Духу, соединение с Ним, проживание Его своей Сутью. Твёрдое — то есть целостное.

Его ещё называют путём йогинов, мужским. Мужским — по характеру наработок, а не по половой принадлежности, разумеется.

Однако нужно отметить, что под йогинами здесь подразумеваются отнюдь не индивиды, способные закручивать в верёвку своё тело. А те, кто соответствует сути йоги, то есть — целостности. Когда разум, тело, воля — становятся единым сплавом, и не остаётся ни малейшего следа от внутренней раздробленности, с которой человек вступил на эту ступень, — деля мир на божественный и небожественный (социальный), путь — на духовный и мирской и т.д. Когда каждая минута жизни становится шагом к Богу (Абсолюту, закону, Шиве). И, что бы ни делал человек — он весь в этом процессе, поскольку каждое его действие — целостное.

В нагуализме это описано, как формирование несгибаемого намерения и соединение его с намерением Вселенной. Характерные черты — абсолютная (обратите внимание на слово) внутренняя автономность.

То есть полная независимость внутреннего состояния от внешних факторов, для более глубокой наработки которой иногда применяются в т.ч. практики аскезы.

В христианстве — ношение верег, власяницы, в др. — самопожертвование, голодовка, болезнь тела. Это путь воинов, йогинов, поэтому мужской — в плане наработки состояния «всегда в Духе», или, словами Иисуса Христа — «Я и Отец мой — одно» (аскеза у него, кстати, была, как описано в Библии, весьма и весьма серьёзная).

Буддизм, как стремление к Абсолюту (т.е. тоже мужскому выражению реальности), условно тоже можно было бы отнести к этому этапу, однако современные буддисты, беря за цель конечное состояние Будды, редко используют в полной мере предыдущие шаги (которые, кстати, сам Будда — по описанию — прошёл в полной мере, будучи до просветления аскетом). Конечно, удобная традиционная дорога к просветлению (ведь, как принято считать, Будда заявил — что аскетизм не нужен (по всей видимости, подразумевая, что больше не нужен ему), практическому большинству гораздо более приемлема, чем суровые испытания для тела, однако мне кажется, мало кто из людей, считающих себя буддистом, может сказать то же, что и Иисус, работая только со своим умом, ибо его очистка — это одно, а проживание энергии Духа — совсем другое.

Психотерапевтический результат медитаций — некая отрешённость от мирского, пауза в реагировании, душевное равновесие — состояние само по себе хорошее, но ведь не оно является целью данного этапа Пути? Цель — проживание единства с Абсолютом, Шивой, в котором индивидуальное я выражает Творца, Создателя, Дух, и просто перестановкой некоторых приоритетов в своём ментале без преобразования глубинных инстинктов Самости этого вряд ли достигнешь.

Мужской аспект Силы в миру выражается качеством «пацан сказал — пацан сделал», что подчёркивает способность непримиримо следовать сделанному выбору, не взирая ни на что. Однако обычно подразумевается внешняя ориентированность (в мир), и тогда это качество, проявленное снаружи, зачастую ведёт к выраженной «внутренней» слабости, т.е. неумению «держать состояние», что приводит как к компенсации, к алкоголизму (например).

Поэтому и здесь внешняя жёсткость (и жестокость, порой) — не являются свидетельством глубокой внутренней отрешённости от происходящего.

И второе, отрешённость здесь не равнозначна безразличию и чёрствости. Напротив, для наработки стойко следовать выбранной дисциплине (подразумевается устойчивое удержание состояния автономности) — требуется погружение в самую насыщенную атмосферу современного мира. Не уход от реальности в горы, в пустыню, в скит — а наоборот — погружение в самую кипучую деятельность с сохранением состояния полнейшей непривязанности.

Агхорические практики известные своей неординарностью (медитации на кладбище, возле могил, на разрушительные аспекты бога, на гниение, на трупы, болезнь, уродства и т.д), причисляемые некоторыми практиками к самому быстрому методу в Тантре, уместны лишь на этом этапе, — когда пройдены все предыдущие.

Когда адепт обрёл способность достаточно определённо поддерживать своё состояние сбалансированным, контролировать проявления эго в «средних ситуациях», тогда возможно перейти к практике в крайних, пограничных областях, чтобы закалить Дух ещё больше.

В нагуализме — медитация на свою смерть — одно из сильнейших средств, способных увидеть хрупкость бытия в истинном свете.

Однако, если пропустить предыдущие этапы и ринуться в агхору, желая «ускорить» процесс, — критические состояния способны ввергнуть незакалённую психику адепта, как минимум, — в депрессию, или создать психическое расстройство, вместо того, чтобы закалить Дух.

Примеры этих нарушений — бывшие новобранцы, попавшие в боевые действия и реально столкнувшиеся со смертью.

Для практика же этого этапа, напомним, подобного рода встречи — тест на внутреннюю зрелость. В которой даже реальная угроза смерти не способна сломить его Дух.

Потому что в какой-то мере для окружающего его мира он сам становится мёртвым. То есть «нереагирующим».

Одним из сопровождающих наработанное состояние этого этапа эффектов становится незаинтересованное действие (в нагуализме), т.е. когда в мире не остаётся деления дел на важные и неважные, полезные и бесполезные, интересные и неинтересные.

Состояние же необусловленной радости же здесь, наработанное ранее, даёт этому действию истинную красоту и силу, когда оно совершается без цели и суеты, и поэтому само становится совершенным.

Результат этого пути — способность хорошо себя чувствовать в любых ситуациях и состояниях тела.

На психологическом уровне обретаемое равновесие является результатом исчезновения неконтролируемого проявления таких состояний, как жалость, гордыня и страх смерти.

И исчезновением сфер внешнего мира, способных «заинтересовать» или «возбудить». Как впрочем, и разозлить или вызвать отвращение или страх.

И ещё, что должно появиться на этом этапе — это поистине бесконечное терпение. Дело в том, что избавление от перечисленных энерго-истощающих состояний и внутренний баланс в любых обстоятельствах являются необходимыми условиями для роста индивидуальной воли, но не достаточными для соединения её с волей Духа. Для того, чтобы произошла эта инициация, воля должна достаточно «созреть» (а сколько времени потребуется на это — не известно никому), и второе — Дух сам выбирает момент, когда это может произойти. Или не выбирает, если этого произойти не должно (в этой жизни). Поэтому — что остаётся йогину, сделавшему всё возможное и невозможное, — терпеливо и поистине бесконечно ждать воли божьей (Космической, пространства, Духа…), даже порой без надежды на то, что она когда-нибудь случится…

Некоторые традиции ставят точку на этом этапе, считая его завершением пути. Ну что же, сила воина — йогина здесь несомненна, воля вырастает настолько и становится такой чувствительной, что движения мирового Духа достигают её всё отчётливее, и единство с Богом-Отцом (Я и Отец мой-одно) — просветление, нисхождение Святого Духа, растворение себя в Абсолюте — вполне может статься…

Однако и христианство, и буддизм, и, тем более, ислам — упоминая о рае, нирване, блаженстве — как-то стыдливо замалчивают тот факт, что нирвана женского рода. А райские кущи вряд ли будут так блаженны без запаха цветов, пения брачующихся птиц и вкуса участия женщины.

Поэтому в тантризме с этого этапа только начинается настоящая практика по приручению Силы, которая дарует и отнимает Жизнь, и делается это на следующей ступени.

  1. Дакшиначара. Следующий этап — шактизм, тантра правой руки, дакшиначара. Он описан, как поклонение, почитание Женского аспекта Вселенной — Шакти. В Христианстве (и исламе, и в буддизме, ведь Абсолют — мужской аспект) — этого нет — женские роли чаще достаточно скромны, и за ними не признаётся Сила. В лучшем случае там женщина ценится за то, что она может дать мужчине.

Но ведь логично было бы заметить, что если Дух — это выражение мужского = правило = Закон, то для его выполнения нужен тот (или Та), которая ему будет следовать. Однако следование закону в нашем понимании может носить оттенок некоторого принуждения и насилия (чем и грешат некоторые «духовные» учения, отрицающие Женское), Поэтому стОит уточнить, что эти отношения — иные. Закон (Шива) необходим для создания условий (направлений, поддержки) Танца своей возлюбленной Шакти, и поэтому их отношения — служение, признания и поклонение перед величием Вселенской Матери, дарующей Жизнь и отнимающей её, и пропитаны прежде всего Любовью. Только тогда Сила Шакти Танцует.

В текстах тантр Шива не раз упоминает, беседуя со своей возлюбленной — «… благодаря тебе (Парвати), твоей Йони-я — Шива.»

«…Самый великий грешник — тот, кто не почитает, не целует йони…»

Почитание здесь прежде всего свидетельствует о признании равностности женского мужскому.

Ведь если мужское — закон, то есть форма, то женское — тонкий субстрат жизни, делающий форму одушевлённой. Без него форма мертва.

«Учись доверять своему телу, чтобы твоё тело доверяло тебе…» — сказал один герой известного фильма.

«Поклоняйся и служи женщине и её йони, чтобы она служила тебе…» — так можно было бы обобщить многочисленные цитаты из Тантр в отношении женщины.

Служение здесь не предполагает падения Силы Духа, это не состояние «подкаблучника» (т.е. это не… «нас на бабу променял», и поэтому сам стал бабой) — отнюдь. Почитание и служение здесь — лишь способ выразить свою любовь и полное признание равнозначности Женского, Шакти.

И служение здесь не предполагает работу с эгоистическими комплексами, которая должна быть проведена задолго до этого, чтобы на этом этапе чувство важности(гордыня) и жалости (от отсутствия реализации собственных амбиций) не забирали силу.

Ведь поклоняется и служит здесь не личность, а то бОльшее, чем стал мужчина в результате прохождения предыдущих инициаций.

И служит он не личности, не её капризам, а той частичке божественных сил, которые проявляют себя через конкретную женщину, и внешний вид которой неважен настолько же, как и выражение (или отсутствие) благодарности женщины в ответ на служение.

Служить и поклоняться женщине, как Богине, может только тот, кто сам стал Богом или близок к этому.

Во всех остальных случаях — это либо прислуживание, либо бегство…

На Руси витязи так почитали Матушку Землю, служа ей и умирая за неё с благодарностью за предоставленную возможность служить и быть принятым Чёрной Матерью обратно в Её чрево. Ведь это она вдохнула частицу себя в созданное тело, и самое малое, что можно преподнести ей в знак своей благодарности — это служение…

И, когда служение — само становится молитвой благодарности, посланной Женщине, то она может откликнуться и позвать… одарить… направить…

Но её доверие не приходит сразу. Как любая женщина не сразу может открыться мужчине. И не один год, а то и всю жизнь приходится доказывать её свою преданность и стойкость духа, верность решению — быть с ней во что бы то ни стало… И когда она поверит в это — тогда и расцветёт — раскроется вся красота её женской Души, делающей живым и растущим то, что предложит ей её мужчина, её Бог.

И тогда понятным становится утверждение из трактатов по йоге — «когда двое — в любви и согласии горе — «подвинься!» — скажут, она обязательно подвинется…». Но для этого и нужны Любовь и согласие. Без них попытки приручить Силу или захватить её обманом — насилием — мало пользы дают, а свободы всегда лишают. Так как, привязав к себе силу — заманив её в амулет, в заклинание — и сам привязанным к ней становишься. И кто кого поймал тогда — это ещё вопрос…

Поэтому ещё и ещё раз — почитание и поклонение — Силе самой жизни. И самой смерти.

В нагуализме это могло бы быть, возможно, выражено словами — Дона Хуана: «…меня ведёт Сила,.. я отдан Силе»…

Характерная особенность этого этапа — отделённость от Силы Шакти. т.е. единства, целостности с Ней здесь ещё нет. Но оно близко, оно рядом, и эта близость и восторг от самой возможности служить Ей порождает состояние блаженства (поэтому другое название этого этапа — «Долина, Тропа Блаженства»), и для полного достижения его существует следующий шаг-

  1. Вамачара — путь левой руки.

Только здесь практикуется майтхуна. Вернее, на 4-ми этапе она тоже есть, но в полную силу её потенциал реализуется только здесь. Майтхуна-сексуальное соитие, медитация в сексуальном акте, которой предшествует немалая подготовка — выбор времени и места, подготовка тела и ума постом и индивидуальными медитациями, формирование пространства ритуала, соединение с природными элементами…

И только потом — соитие. Оно может проходить и в варианте пары, но, однако все его возможности приходят в чакре — в группе практикующих. Стоит ещё раз отметить разницу между социализированными групповыми отношениями свингеров, например, — для внесения возбуждающего разнообразия в обыденность, и — групповой медитативно-силовой практикой, где каждое движение сексуальной страсти контролируется и непрерывно соединяется с интенсивным проживанием Любви к партнёрам группы и всему миру.

Поэтому в соитие здесь вступают не люди в обычном понимании этих слов, а Боги, Силы Мужского и Женского, Шива и Шакти, целиком заполняющие тела практиков, как некие внешние оболочки, своим божественным содержанием. Не на уровне ментальной игры, конечно, а на уровне глубинного полноценного проживания, и в случае объединения этих двух полярностей рождается Целостное Существо…

Именно из-за этого ритуала Тантру стали считать сексуальным культом. Но между оргией и майтхуной отличие существенное. Первая проводится для услады личности, вторая же — при полной сдаче всех себя Божественным силам Отца и Матери.

Один известный эзотерик написал, что прежде, чем человеку стать собой — ему нужно выдержать жёсткую конкуренцию с теми, кто тоже собирается им стать.

Здесь же внутреннее пространство практикующих настолько освобождено и контролируемо ими, что оно становится достаточным для приглашения в него тех Колоссов, чьи имена Шива и Шакти, Космос и Мироздание.

Поэтому личности в нём тихо свидетельствуют космическую игру божественных родителей, происходящую на поле тел, соединённых в ритуале. В которой рождается Мир. Или умирает…

При длительном союзе в паре мужчина-женщина в миру возникает много общего — взглядов, переживаний, мыслей и чувств. У обычных людей они всегда связаны с их личными заботами.

При духовной практике это интенсивное объединение Силовых полей выводит восприятие практикующих за пределы дуального мира. И тогда, когда это становится достаточно стабильным состоянием, адепт вступает на путь-

  1. Сидхачара. Путь сидхов. Т.е. существ, которые лишь по внешнему виду имеют человеческую половую идентификацию и похожи на всех остальных лишь тогда, когда этого хотят сами. Сидхи — сверх = человеческие способности, чудеса — достаточно описаны в литературе, иногда их демонстрируют духовные учителя, однако стоит отметить, что вряд ли достигшему этого уровня существу есть необходимость выставлять их на всеобщее обозрение (для убеждения своих учеников или клиентов с кошельками). Ведь тот, у кого способности выходят за рамки обычного человеческого мира, чаще всего проживает их тогда, когда и интересы, и цели, и смыслы его становятся такими же — сверх-человеческими. Поэтому нам и известно о таких совсем немного.

Однако, предполагаю, что именно объединение мужского божественного закона и силы природы в многомерности сидха ставит его на несколько уровней выше обычных человеческих игр — в богатство, в авторитет, в спасение мира и, тем более, в развлечение от скуки…

Поэтому, обретя свои сверх-человеческие способности, он вряд ли использует их для несения Добра в мир, ибо этот уровень предполагает позицию выше и этих величин, и тогда в битве Света и Тьмы это существо тоже не участвует.

По всей видимости, и сама категория времени на этом уровне становится необязательным условием, поскольку адепт познаёт его другие измерения, как и другие измерения пространства, отличные от наших.

Наверное именно здесь ответ на вопрос — «кто ты?» — подразумевает то самое — «никто», несущее в себе ту Пустоту, в которой есть Всё.

И Сила, и Знание. И Вечность, и многое другое. Когда оставленный мир человеческих ценностей и игр воспринимается так же, как человеком с возраста 50 лет воспринимаются дети в ясельной группе, увлечённо лепящие свои «куличики» в песочнице двора детского сада…

7. Каулачара.

Что касается последнего этапа пути, который описан в Тантрах — путь Каулы, то о нём известно ещё меньше, хотя в миру и в литературе известны тантрические семьи, практикующие медитации и ритуалы группового секса. Однако семья каул, по-видимому, больше похожа на магический отряд, описанный в книгах К. Кастаньеды, в которой находятся те, кто прошёл предыдущие 6 и поэтому готов к групповой работе с Силой.

Возможности и силу тантрической группы, семьи трудно представить обычному человеку, т.к. объединение энергетических полей там, по-видимому, идёт не по законам простого сложения, и задачи, которые стоят перед практиками, тоже вряд ли поддаются описанию обычным языком.

Поэтому, говоря о Кауле, Шива называет его лучшим и высшим. «… А выше Каулы пути нет…»

Нет, по-видимому, для нашего человеческого описания. Поскольку даже до 3-го этапа дойти человеку — стать йогином — не просто научиться завязывать в узлы своё тело, а воплотить в нём все принципы йоги и указанную выше автономность, проживая в миру все события в состоянии глубинного внутреннего покоя и высокой чувствительности ко всем проявлениям внешнего и внутреннего мира — редко кому удаётся. Быть предельно гибким(телесно) — это одно, а проживать единство с Богом, Абсолютом, Шивой — всё же другое.

А уже о следующих ступенях — настоящем поклонении Женщине и соединении с Силой — можно только говорить, как о сказках. По крайней мере, пока…

Что касается так называемого «тантрического» секса, известного в наше время среди обывателей и интересующихся людей, то стоит отметить, что он уместен не ранее шага под номером 4. Пока практик не дошёл до него, сексуальный акт вряд ли полноценно откроет двери осознания. Для того, чтобы освободить их от замков и засовов, нужно пройти три предыдущие. Не иначе.

Упражнения

Современный подход к тантре — это синтез индуистских учений и достижений современной западной психотерапии, в комплексе позволяющий человеку раскрыть свой внутренний потенциал. Европейская психология подчеркивает, что наши нереализованные желания становятся внутренним тормозом на пути развития личности. Упражнения для йоги – это звенья цепи событий, ведущих к освобождению от двойственности человеческой природы.

Даже при выполнении базовых упражнений ваша одежда должна быть удобной, не сковывающей движения. Если вам будет комфортнее, избавьтесь от нее совсем. Температура в помещении не должна быть слишком низкой. Постарайтесь создать атмосферу, которая поможет вам полностью расслабиться, отрешиться от внешних раздражителей. Хороший тонизирующий эффект окажут благовония или негромкая приятная музыка.

Простые упражнения для начинающих, которые можно выполнить дома:

  1. Техника дыхания. Примите удобную позу, расслабьтесь. В течение минуты попробуйте совершать глубокие, размеренные вдохи и выдохи, задействуя диафрагму. Такое дыхание усиливает медитацию, а движение диафрагмы производит естественный массаж внутренних органов, что благотворно влияет на весь организм.
  2. Мантры. Если вы не владеете санскритом, это не критично. Повторение мантры само по себе служит освобождению разума от тревожных мыслей и снимает стресс. Выберите любое слово или слог, которые покажутся вам наиболее привлекательными, пропевайте их вслух, меняя интонации и тембр, пока не найдете оптимальный для себя вариант. Ваш голос должен звучать из глубины души.
  3. Единение с партнером. Это парное упражнение, выполнять его следует обнаженными. Лягте вместе с партнером на пол, повернувшись на бок, лицом в одну сторону. Постарайтесь максимально повторить форму тела партнера, дышите медленно и размеренно, почувствуйте единение с ним. Тантра проповедует космическую любовь – сконцентрируйтесь, подумайте о том, что вы и ваш партнер являетесь частью вселенной, двумя кометами, встретившими друг друга на небосклоне, и этот стремительный полет направляется силой вашей любви.

Вышеперечисленные упражнения просты и не требуют специальной подготовки. Они направлены на то, чтобы почувствовать тела свое и партнера, начать воспринимать их как нечто цельное, ощутить их энергетический баланс.

Тантра — одна из тех психофизиологических технологий, которые достаточно быстро дают результат, ощутимый на физическом уровне. На опыте тысячелетий ритуальных практик эта доктрина посвящает современного человека в то, что значит любить и быть любимым.

Упражнение 1. Укрепление мышц анального сфинктера

Основное и очень простое даосское упражнение. В традиции даосской измеряется жизнеспособность и фактический биологический возраст эластичности анального сфинктера. Олень, который часто высекает огонь, стал символом долговечности, благодаря очень большой силе мышц ануса.

Упражнение состоит из поочередного сжатия и ослабления мышц анального сфинктера. Сделать это надо, несколько десятков раз.

Существует также расширенная версия упражнения, которая сосредоточена на отдельных частях анального сфинктера: сжать и ослабить переднюю часть сфинктера, затем тыльную, потом правую, затем левую, потом, в середине. Порядок может быть произвольный, но каждый тип зажима в прямой кишке производит различную реакцию напряжений на внутренние органы.

Эти упражнения:

  • снижают вероятность геморроя;
  • мобилизуют жизненные силы организма;
  • улучшают сексуальную функцию;
  • помогают прямой сексуальной энергии подняться вверх.

Связь этого вида йоги и секса

Для большинства непосвящённых людей тантра йога ассоциируется с особым видом секса. Это очень упрощённое, даже примитивное понимание практики этого направления. В сексуальном контакте здесь практически нет ничего плотского. Для тантристов половой контакт является высшим проявлением божественного начала, когда в момент оргазма рождается то, что верующие европейцы назвали бы «искрой Божьей». В эти секунды партнёры не только сливаются воедино, но и ощущают себя частью общей системы мироздания, то есть входят в прямой контакт со вселенским Разумом.

Тантрическая йога, при всей неоднозначности для нас проводимых ею ритуалов, не имеет ничего общего с приписываемыми ей разнузданными сексуальными оргиями. Нужно помнить, что это течение ориентировано на достижение высшего просветления, а не на удовлетворение низменных потребностей.

Понимание тантризма в современном западном обществе

В связи со своими особенностями тантра йога всегда привлекала людей, которые, как говорится, были «не в теме». Опираясь на знания о средневековых религиозных культах, практиковавших секс среди членов общины как один из видов религиозных обрядов, они подходили к этому виду йоги как к набору поз и своеобразных упражнений для продления секса и получения максимального удовольствия. Несмотря на то, что тантрическая йога не отвергает удовольствия от половой связи, она всё-таки ориентирована больше на духовный оргазм, чем на телесный. В некоторых современных школах йоги тантризм преподаётся слишком упрощенно, опираясь лишь на телесную, физическую сторону процесса.

Многих людей это направление привлекает своей загадочностью и таинственностью. Так как это религиозно-мистическое учение всегда было уделом замкнутых групп, проникнуть в них посторонним было крайне сложно, практически невозможно. Современное учение в западных странах более открыто и принимает всех желающих. Если отвлечься от совсем уж примитивного толкования этого вида йоги, то и на Западе можно найти школы, где её преподают пусть и в упрощённом и старательно адаптированном для европейской традиции приемлемом виде, но всё-таки без искажения её основного смысла и практик, ритуалов.

К таким школам можно отнести и открытые британским певцом Стингом и его женой Труди Стайлер заведения. Эта семейная пара сама может служить иллюстрацией о пользе тантризма. Прекрасный внешний вид для их возраста, интенсивная личная жизнь, психологическое равновесие, здоровое красивое тело, четверо детей и активная жизненная позиция – вот наглядный пример, что может дать современному западному жителю древняя и загадочная практика при разумном к ней подходе и правильной трактовке старинных обрядов и мистических ритуалов.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: