Шакти-богиня
Шакти-богиня представлена в шиваизме — религии, распространённой в Индии, — как вторая половина или ипостась Шивы. Для человека, воспитанного в западной традиции, возможно, будет нелегко представить, что Шакти может быть и самостоятельной богиней, проявляясь в таких образах ведической традиции, как Кали, Дурга, Парвати, Лакшми, Сарасвати и другие, а также в роли внутренней составляющей Шивы.
Изначально Шива как главный бог в пантеоне из более чем 3000 божеств уже наделён силой Шакти, и при этом, совершая свой танец, он соединяется со своей супругой Шакти и заново творит мир. Этот мифологический образ должен рассматриваться прежде всего с философской точки зрения, где под Шивой мы понимаем сознание, а под Шакти — энергию, влияющую на сознание и дающую ему силу творить. В йогической традиции аналогами Шивы и Шакти могут выступать энергетические каналы ида и пингала, где ида олицетворяет женское начало, а пингала — мужское.
Возвращаясь к истокам, нужно сказать, что в переводе самое слово «шакти» означает ‘мощь’, ‘сила’, и эта мощная и сильная сторона есть у любого божества, будь то Вишну, Брахма или Шива. Сам Брахман, из которого всё произошло и который и есть всё, также имеет свою Шакти, т. е. Силу.
Таким образом, мы приходим к выводу, что представлять Шакти-богиню как обособленную сущность довольно сложно и практически невозможно, т. к. это шакти-сила, энергия, которая изначально присуща Шиве — сознанию, стабильному началу, вечному и неизменному. В противоположность этим характеристикам Шивы, Шакти — это, в первую очередь, трансформация, время, изменчивость. Благодаря Шакти, сознание Шивы может проявиться в реальности, обрести форму.
Шива находится за пределами всех характеристик, он стоит над ними, он сверхсознание, которое имеет внутреннюю, ему присущую Шакти, иначе называемую Ниджа-Шакти. Ниджа-Шакти всегда находится с Шивой, это энергия, которая всегда связана с Шивой. Но, как вы уже поняли, существует множество Шакти, в том числе внешняя, слияние с которой происходит во время священного танца Тандавы, когда Шива творит мир. В этот момент происходит эскалация энергий, что ведёт к появлению новых видов сознания и их форм.
Шакти-йога
Что же такое Шакти-йога? Это просто! Шакти-йога — это йога, которая пробуждает вашу силу, и напрасно её причисляют к сугубо женским видам йоги. Вообще, что такое женская или мужская йога? Йога — она для всех! Смысл состоит в том, что раз шакти ассоциируется с женской ипостасью Шивы, то логично было бы предположить, что Шакти-йога приготовила нечто новое именно для женщин. Однако, как мы уже знаем, шакти-йога — это йога энергии, пробуждения энергии, которая в переводе на язык йогической традиции есть не что иное как кундалини-йога, пробуждение скрытых сил, непроявленной энергии, которая присутствует во всём, что нас окружает, включая нас самих.
Разобравшись, мы приходим к выводу, что Шакти-йога — это и есть соединение со своей внутренней силой — антар-шакти, — или, по-другому, пробуждение этой энергии, присущей всему живому, пране, а если говорить конкретно о человеке, то его энергии кундалини. Кундалини — это психофизическая энергия, которая находится в нераскрытом, неактивированном состоянии в человеческом организме у основания позвоночника.
Если вы решите заниматься шакти-йогой, то это одновременно будет означать, что вы встали на путь кундалини-йоги. Однако для того чтобы заниматься ей, нужно быть психологически подготовленным человеком. Пробуждение дремлющей в организме энергии обязательно приводит к закономерным последствиям. Многие люди, которые начинают практиковать кундалини- или шакти-йогу, преследуют одну цель — овладеть сверхъестественными способностями. Это возможно, т. к. энергия Шакти открывает ещё неизвестные человеку возможности, но также есть и риск оказаться во власти этой энергии.
Пробуждение энергии Шакти
При пробуждении кундалини, или Шакти, энергия снимает многочисленные блоки, и часто это выражается в том, что человек перестаёт себя контролировать, ему сложно отвечать за свои эмоциональные реакции, или, вернее, эмоции бьют ключом, причём не только положительные, но и отрицательные, такие как вспыльчивость и гнев. И ничего удивительного: ведь шлюзы открыты, но люди не готовы к таким проявлениям Шакти, поэтому часто неокрепшая психика человека не может выдерживать эмоционального накала, и это разрушает человека изнутри как морально, так и физически.
Но есть и такие способы пробуждения энергии шакти, которые можно назвать безопасными, и ими издавна пользуются йогины, — это практика пранаямы и медитации. С помощью направленного дыхания и сосредоточения внимания, практики осознавания происходящего внутри и извне человек мягко и плавно включает в работу энергию шакти.
Есть случаи спонтанной активизации шакти, но они немногочисленны и чаще всего связаны с неординарным событием, произошедшим в жизни человека. Итак, если вы серьёзно настроились на то, чтобы развивать внутреннюю антар-Шакти, то, наряду с практикой хатха-йоги или других видов йоги, связанных с развитием физического и эмоционального тела, вы будете также практиковать различные виды пранаям и медитаций, что с практической стороны позволит вам стать более осознанным человеком, легче справляться со стрессовыми ситуациями в жизни и в целом стабилизировать эмоциональное состояние.
Как уже было сказано выше, Шакти-йога и активизация энергии Шакти — это не только женская вотчина занятий йогой. Мужчины также могут заниматься Шакти-йогой, ведь в каждом из людей, также как в боге Шиве и Брахмане, сосуществуют оба начала — мужское и женское. Важно понимать, что мы обсуждаем психологическую и духовную стороны вопроса, а не физиологическую.
В любом человеке есть сила и сам Брахман. Так почему же отказывать в практике Шакти-йоги мужской половине человечества. Было бы довольно недальновидно полагать, что если энергия Шакти связана с Дэви, богиней Шакти, женским аспектом Шивы, то её следует практиковать преимущественно женщинам. Как раз наоборот: для того чтобы мужчины почувствовали полноту своей натуры, нужно принять и почувствовать в себе присутствие энергии Шакти, ведь она и есть источник всякого изменения, претворения мыслей, идей в форму, материю. Она — двигатель жизни.
Практики
Все в Хатха-йоге существует для Раджа-йоги . [25] |
Практически во всех эзотерических учениях существовали специальные системы, направленные на работу с физическим телом, что является их дополнительным отличием от религий[26].
Хатха-йога
— это учение о психофизической гармонии, достигаемой с помощью физических средств воздействия на организм (диета, дыхание, шаткармы, асаны, бандхи, мудры), и психических средств (медитация и концентрация внимания во время выполнения асан, пранаямы).
Цели, которых можно достичь, практикуя хатха-йогу, весьма разнообразны. Это может быть как хорошее здоровье и долголетие[7], так и пробуждение кундалини[27][28], осознание тождества атмана с Абсолютом[10], и даже просветление и освобождение (самадхи)[9][10].
Движение тела и течение мысли неразрывно связаны с дыханием. Поэтому особо пристальное внимание уделяется обучению практике правильного дыхания, как во время занятий, так и в жизни.
Хатха-йога учит сознательно и внимательно относиться к своему здоровью, учит практикам внешнего и внутреннего очищения тела и ума, способам поведения в мире и системе правильного питания.
Яма и Нияма
Основная статья: Яма
Основная статья: Нияма
Этические принципы хатха-йоги — яма и нияма. Они описываются в первых двух ступенях восьмиступенчатой аштанга-йоги, изложенной в Йога-сутрах Патанджали[29]. Ахимса — это главный этический принцип, лежащий в основе хатха-йоги.
В некоторых других источниках (Майтрайяния Упанишады (глава 6, строфа 18), Вишну Самхита[30], а также в текстах написанных Горашанатхом, таких как Вивека-Мартанда[31]) говорится о шестиступенчатой йоге, подразумевая, что ямы и ниямы уже освоены учеником до того, как он приступает к изучению хатха-йоги.
Шаткармы
Основная статья: Шаткармы
Шаткарма (санскр. षटकर्मन : шат — шесть, карма — действие) — общее название очистительных практик для тела, применяемых в хатха-йоге. Эти практики классифицированы и описаны в древних йогических текстах «Хатха-йога-прадипика» и «Гхеранда-самхита»:
- Дхоути — набор техник очищения пищеварительного тракта;
- Басти — метод промывания и тонизирования толстой кишки;
- Нети — набор методов промывания и очищения носовых проходов;
- Наули (Лаулики) — способ укрепления органов брюшной полости путём массирования их особым образом;
- Капалабхати — методика очищения передней доли головного мозга, состоящая из трёх простых техник;
- Тратака — практика пристального созерцания объекта, развивающая силу сосредоточения, укрепляющая глаза и оптические нервы.
Асана
Основная статья: Асана
Йоги, выполняющие Врикшасану (поза дерева)
Асана — устойчивое положение тела, специальная поза, принимаемая для выполнения какого-либо упражнения, либо сама им являющаяся.[32] Классические тексты по йоге говорят о том, что асана должна быть «стхирам» — устойчивой, «сукха» — легкой.[33] Горакшанатх определяет асану как пребывание в своей истинной форме.[34]
Изначально, в традиционных текстах описывается небольшое количество асан. В «Хатха Йога Прадипика» их 16, в «Гхеранда-самхита» — 32.[1]. Самой важной из асан Свами Сватмарама называет Сиддхасану[35].
Выполнение асан способствует улучшению подвижности и гибкости, повышению выносливости, благотворно влияет на сердечно-сосудистую, дыхательную, эндокринную и пищеварительную системы, снижает тревожность, улучшает внимание и память.[36] В хатха-йоге асаны используются в качестве инструмента интенсификации потоков праны в теле[37], поддержания здоровья и продления жизни.[1]
На более глубоком уровне в асанах происходит работа с вниманием. Принимая асану и оставаясь в ней, практикующий воспринимает ощущения на разных уровнях своего существа: на уровне тела, эмоций, ума. Асана создает определённое внутреннее энергетическое состояние, в котором и тело и сознание становятся едины и воспринимаются таковыми в каждый данный момент.[38]
Несмотря на то, что Хатха-йога многими воспринимается как разминка для тела — в ней существует и глубокий скрытый смысл. Так, каждая асана дает невидимый обычным взором мистический эффект, которые действует за пределами обыденного человеческого восприятия.[39]
Пранаяма
Основная статья: Пранаяма
Праная́ма (санскр. प्राणायाम , Prāṇāyāma IAST
, букв.: «контроль или остановка дыхания») — управление праной (жизненной энергией) с помощью дыхательных упражнений. Основной целью пранаямы является установление контроля над потоками сознания, которые тесно связаны с дыханием.[40] Упражнения пранаямы применяются для очистки так называемого «тонкого тела» и нади от загрязнений[41], а также для накопления и преобразования жизненной энергии.
Упражнения состоят из продолжительного вдоха (пурака), выдоха (речака) и задержки между ними (кумбхака).[37]
Осознанное дыхание помогает сознанию сконцентрироваться, а также позволяет практикующему достичь крепкого здоровья и долголетия.[37]
Мудры и бандхи
Основная статья: Мудры
Мудра переводится как «печать», «оттиск». Другое значение этого слова — «дарующая радость». Бандха переводится как «замок». Свами Сватмарама описывает цель практики мудр и бандх, как пробуждение и поднятие энергии кундалини[42]. По его мнению самой важной мудрой является кхечари-мудра[35].
Шива и Шакти. Энергия Шакти
Энергия Шакти — это то, что движет миром. Эта энергия повсюду, она есть прана. Если мы говорим, что Шива есть сверхум, сверхсознание, то Шакти — это прана, энергия. Не зря из мифов мы помним, что бог Шива, великий йогин, махайог, который победил смерть, передал знание о йоге людям, а также обучал свою жену Парвати, опять же аспект Шакти, йогическим знаниям и пранаяме, а уже она, в свою очередь, ниспослала знание о контроле и управлении дыханием людям.
Из энергии Шакти состоит наша материальная действительность, ведь то, что мы видим, есть не что иное как уплотнённые вибрации, которые при их взаимодействии образуют материю. Выходит, что энергия Шакти — это и есть своеобразный строительный материал, из которого построен наш мир и вселенная, но также и великая иллюзия, названная майей, в которой мы живём. С помощью энергии создаётся форма, а что такое форма, если не иллюзорная субстанция.
Конечно, нам решать, каким образом воспринимать те формы, в окружении которых мы живём, но часто случается, что именно этот внешний аспект является для нас ведущим, в то время как субстанциональная часть оказывается скрыта за ним. В этом случае мы понимаем, что энергия Шакти, являющаяся майей, разъединяет нас с сущностью, с пониманием истины. Одновременно с этим есть и другая функция Шакти — это динамическое очищающее начало, присущее постоянно движущейся энергии, и её с помощью мы можем убрать блоки, не только энергетические, но и психологические, т. е. эта энергия очищает и просветляет.
Вот почему энергия Шакти имманентна Шиве. Шива и созидательный, и разрушающий, всепрощающий и жестокий. Дуальность, присущая Шиве как божеству, также проявляется и в Шакти, потому что Шакти и есть Шива. Её бы не могло быть, если бы не было Шивы, потому что Шива есть всё. Лишь для удобства восприятия человеческим сознанием мы разделяем и изучаем определённые аспекты Шивы, при этом они не перестают быть внутренне и изначально присущими богу Шиве — творцу мироздания, который продолжает танцевать Тандаву, заставляя мир и дальше развиваться до тех пор, пока однажды он не остановится, что положит конец этому миру, для того чтобы дать начало новому.
Примечания
- ↑ 123
Фойерштейн. Глубинное измерение йоги, 2006, с. 246. - Борислав (Борис Мартынов).
Йога. Источники и течения. Хрестоматия.. — М.: Йогин, 2009. — С. 69. — 440 с. - Hatha Yoga (англ.). Encyclopædia Britannica.
- Ферштайн. Энциклопедия йоги., 2002, с. 637.
- Банерджи Акшая Кумар.
Философия Горакхнатха / пер. с англ. Гуру Йоги Матсьендранатха Махараджа, В.Л. Зернова, В.В. Кириллиной. — М.: Международный натха-йога центр, 2020. — С. 413. — ISBN 978-5-905006-03-6. - Вуд Эрнест.
Словарь йоги / перевод К.Семенова. — К.: София, 1996. — 224 с. - ↑ 12Свами Вивекананда.
Четыре йоги. — М.: Прогресс-академия, 1993. — С. 127. - Хатха Йога Прадипика с комментариями, 2007, с. 7.
- ↑ 12
Фойерштейн. Глубинное измерение йоги, 2006, с. 52. - ↑ 123
Ферштайн. Энциклопедия йоги, 2002, с. 659. - Гхеранда.
Гхеранда-самхита. - Sanskrit Dictionary for Spoken Sanskrit.
- Sanskrit Dictionary for Spoken Sanskrit.
- Фойерштейн. Глубинное измерение йоги, 2006, с. 45, 50.
- Ферштайн. Энциклопедия йоги, 2002, с. 695.
- Хатха Йога Прадипика с комментариями, 2007, с. 32, 75, 282.
- Андрей Сидерский.
Йога Восьми Кругов. Книга 2. — 2008. — С. 25. — 576 с. - Ферштайн. Энциклопедия йоги, 2002, с. 639.
- Свами Сватмарама.
Хатха Йога Прадипика. — шлока 1.1. - Ферштайн. Энциклопедия йоги, 2002, с. 661—662.
- ↑ 12
Ферштайн. Энциклопедия йоги, 2002, с. 690. - Ферштайн. Энциклопедия йоги, 2002, с. 692—694.
- Ферштайн. Энциклопедия йоги, 2002, с. 692.
- А.Г. Сафронов
. Хатха йога и Патанджали,
Йога сутра: комментарий современного практика. योगसूत्रचूर्णि:
(27.01.2018). - «[[1]» Хатха йога прадипика
- А.Г. Сафронов.
Йога: физиология, психосоматика, биоэнергетика / Хатха-йога в системе йоги. — 3. — Харьков: Ритм Плюс, 2020. — С. 8—9. — ISBN ISBN 978-966-2079-46-3. - Т. К. В. Дешикачар.
Сердце йоги. — К.: София, 2003. — С. 171—173. - Артур Авалон.
Глава 7. Теоретические основания этой йоги // Кундалини-йога. Змеиная сила. — Центрполиграф, 2012. — ISBN 978-5-227-03740-4, ISBN 978-0-486-23058-0. - B. K. S. Iyengar.
Light on the Yoga Sutras of Patanjali.. — ISBN 978-0-00-714516-4. - M.M.T. Ganap Sastri.
Vishnu Samhita. — ISBN 978-8170302230. - Шри Йоги Матсьендранатх Махарадж.
Сиддха-сиддханта паддхати и другие тексты натха-йогинов. — ISBN 978-5-91680-005-30. - Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь, 1996, с. 63.
- Патанджалир.
Садхана пада // Йога сутры. — сутра 46. - Сиддха-сиддханта паддхати и другие тексты натха-йогинов, 2009, с. 173.
- ↑ 12Свами Сватмарама.
Хатха Йога Прадипика. — шлока 1.45. - Фойерштейн. Глубинное измерение йоги, 2006, с. 247.
- ↑ 123
Айенгар. Пояснение пранаямы, 2008, с. 39. - Фойерштейн. Глубинное измерение йоги, 2006, с. 248.
- Виталий Оснач.
Йога. Путь к свету. — Новосибирск: «ИД Манускрипт», 2010. — С. 11, 16, 37, 46, 61, 76, 94, 113, 128. — 268 с. - Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь, 1996, с. 336.
- Айенгар. Пояснение пранаямы, 2008, с. 40.
- Свами Сватмарама.
Хатха Йога Прадипика. — шлока 3.5.
Польза и вред методики
Как и другие разновидности йоги, практика Шакти имеет целый ряд положительных последствий правильного выполнения асан. Для женщин это:
- укрепление спинных мышц и повышение упругости позвоночника;
- нормализация менструального цикла;
- укрепление мышц в тазовой области и благоприятное воздействие на расположенные там органы;
- создание благоприятных условий для выполнения репродуктивной функции;
- нормализация психологического и эмоционального состояния, снижение нервозности и повышение стрессоустойчивости;
- повышение концентрации женской энергии;
- положительное влияние на фигуру, снижение веса.
Знаете ли вы? При регулярных занятиях йогой уже через два месяца можно снизить массу тела на 20%.
Что касается отрицательных моментов подобной практики, то к выполнению асан стоит относиться с осторожностью тем, кто страдает от заболеваний органов малого таза и нижних отделов позвоночника.
Шакти как милостивый аспект Бога
Ребенок девять месяцев зреет в материнской утробе, затем родившись, он питается материнским молоком, и первое, что он произносит, — это слово «мама». Земная мать — воплощение Матери Божественной…
Шива безразличен к происходящему в мире, он полностью непривязан, поэтому часто его изображают сидящим с закрытыми глазами, погруженным в самадхи, он не отвлекается на внешние события. Шакти внимательна к происходящему в мире, заботится о каждом живом существе. Однако именно Шива изначальный Вдохновитель Лилы — игры мироздания, которую творит Шакти.