«Танец Шивы» динамическая практика йоги (Шива Ната) 1-ый уровень

История возникновения танца насчитывает более семи тысяч лет. В те времена мастеру Тантры Садашиве пришла в голову мысль о том, что танцы людей довольно бессмысленны. Они делают хаотичные движения, но в этом нет никакой системы. Тогда Шива с женой Парвати придумали свой танец, в котором основополагающим является ритм и применение мудр (складывание пальцев в определенные позы). В индийской системе танца (тале) есть схожие черты с новшеством Шивы. Есть еще один танец, изобретенный ими, под названием «Лалита Мармика». Он исполняется с акцентом на мудры. А в Тандаве первостепенное значение имеет выполнение прыжков в особом ритме. Объединение элементов из этих двух танцев стало основой индийского танца во всех его вариациях.

Символизм

В магазинах йогической направленности можно часто встретить фигурку Шивы в позе Натараджа Мудры. В ней запечатлено исполнение танца Тандавы. Левая рука танцора сжимает символ смерти (змею, череп, барабан), а в другой руке находится острое лезвие ножа — символ остроумия, силы воли и концентрации. Руки статуэтки разведены в разные стороны и выпрямлены. Такая поза олицетворяет борьбу со статичностью, показывает, что человек живой и борется с ленью и невежеством при помощи обостренного чувства силы воли.

«Танец Шивы» динамическая практика йоги (Шива Ната) 1-ый уровень

«Танец Шивы» – это динамическая практика Йоги. Выполнение объемных спиральных движений, бесконечных восьмерок, руками и ногами в горизонтальных и вертикальных плоскостях приносят гармонию и покой в сознание. Для выполнения движений Шива Наты задействованы все группы мышц рук и ног плечевого и бедренного пояса в результате чего оказывается мощное тренирующие и всесторонне укрепляющее воздействие.

Первое, что нужно понимать — это не танец. Название связано с тем, что по старой индийской легенде, когда-то господь Шива открыл людям во вселенском танце 8 миллионов 400 тысяч асан, продемонстрировав им свое совершенство. Вселенский танец – это не тот танец, который на дискотеке. Когда называется Танец Шивы, это просто дань традиции и не более того.

Танец Шивы – это йогическая система освобождения и контроля сознания. Освобождения от любых привычек, автоматизмов, паттернов, все, что у вас есть, как ограничение в вашем сознании – это основная цель Танца Шивы.

В основе Танца Шивы лежит знание о том, что наше внутреннее пространство сознания и внешние действия, они связаны между собой, как один цельный процесс. Мы не можем ничего выполнить внешне, если не представили это внутри. Всегда изначально идет идея, а потом действие. Внешне это выглядит, как выполнение какие-то физические формы, а на самом деле вы непрерывно контролируете процессы в сознании.

Данная техника является великолепным средством развития:

  • функциональных возможностей тела, подвижность суставов, силу и выносливости мышц рук и ног;
  • синхронизации полушарий головного мозга;
  • повышения потенциала организма и, как следствие, укрепление здоровья;
  • образного и многовекторного мышления, в результате чего появляется способность следить расслабленным вниманием за несколькими процессами;
  • сосредоточенности внимания и сознательного контроля

Подобные спиральные техники широко используются в Цигун, Ушу, ТайЦзи и многих других восточных традиционных практиках. Практика Шива Наты уменьшает внутренний диалог.

Подробнее о практике.

Преподаватель: Птичкина Анна.

Технику движений Шива Наты изучала под руководством Лаппы Андрея Витальевича. Является сертифицированным преподавателем Универсальной йоги Международного стандарта 300 часов Йога Альянса США. Обучалась в Киевской школе Йоги Корректного подхода к позвоночнику, а так же на инструкторских курсах в .

Даты: 7, 14, 28 февраля

Продолжительность занятия: 2 часа.

Курс состоит из 3 занятий (7 и 14 февраля по 2 часа, 28 февраля 1 час).

Стоимость курса: 5 000 рублей.

На курсе мы разберем теоретические основы и освоим первый уровень сложности Танца Шивы – движения рук и ног в горизонтальной и вертикальной плоскостях. Так же разберем примеры использование движений Танца Шивы в практике асан.

Оплатить курс онлайн:

Польза

В плане физического тела при исполнении Тандавы происходит увеличение количества тестостерона в организме, поэтому женщинам заниматься таким танцем не рекомендуется (повысится рост волос на теле).

Мужчинам данная система упражнений помогает стать более мужественными, решительными, бесстрашными. Частое выполнение танца повышает внутреннее ощущение любви. Прыжки и состояние невесомости во время полета приводит к активации желез и выделению гормонов. Мозг, сердце, сосуды начинают работать интенсивнее. Улучшается концентрация ума, он становится ясным. Можно сказать, что это одно из немногих упражнений, которое оказывает такой мощный эффект на мозговую деятельность.

Мужчинам после 40 лет рекомендуется выполнять данный танец как можно чаще, по причине снижения выделения железами тестостерона в этом возрасте. Вполне достаточно будет уделять занятию пять минут в течение дня.

Йога-автотур «Теранам»

«Теранам», что значит «во Имя».

Иногда в череде похожих друг на друга дней, после долгого и утомительного путешествия, мы встречаем что-то особое и сакральное. На этот раз сакральное само приедет к вам!

Уникальное Событие Кундалини Йоги лета 2020 в Доме йоги «Мудра» 26 июля!

Все грани Кундалини Йоги за один вечер в исполнении опытных учителей, преданных своему делу. Уровень вашей подготовки для участия в классе неважен. Инициируйте себя, прикоснитесь к сути!

Мы приготовили для вас 4-х часовое мощное мероприятие, которое состоит из трёх частей:

  1. класс Кундалини Йоги с Меркуловым Алексеем (Москва, тренер телеканала «Живи!»),
  2. купание в звуках гонга с Викторией Яровой (Москва),
  3. концерт-медитации с Гурунам Сингх (США).

Интенсивный класс Кундалини Йоги — «Танец Шивы». Учитель: Меркулов Алексей (телеканал «Живи») Мехер Сингх.

Продолжительность: 2 часа.

Вся жизнь — это танец, мы танцуем ежедневно, каждое мгновенье, хотим мы этого или нет. Ужас, боль, страдание — тоже прекрасный танец. Его нельзя объяснить словами, это состояние, выраженное через движение, которое никогда не повторяется. Йога — это танец танцев, абсолютное выражение энергии, рождающее высшее состояние сознания. Пройти через этот опыт однажды, значит, инициировать себя навечно на путь движения к Истине. Это сложный путь, но единственный, который может называться настоящей Жизнью.

Концерт-медитация. Исполнители: Гурунам Сингх (США).

Продолжительность: 1 час.

Мы живём в удивительное время. Наследие древности стало доступно для нас с вами, а если оно оказывается в руках у талантливых и сильных духом людей, то получается что-то незабываемое. Гурунам Сингх поёт прямо из сердца. Свои песни-мантры он исполняет на древнем индийском языке из штата Панджаб, на котором говорили Гуру. Это не просто концерт, это сакральный звук, который меняет и трансформирует.

Купание в гонгах «Вибрация Вселенной». Исполнитель: Виктория Яровая (Москва).

Продолжительность: 45 минут.

Гонг — удивительный инструмент, сила звучания которого сравнима лишь с Большим взрывом. Медитация с гонгами доступна каждому человеку — вам надо только лечь и позволить себе без оценки принять настоящий опыт. Это путешествие в бесконечность вселенной, во время которого все становится возможным, а пространство и время теряют свою плотность.

Начало мероприятия 17:00 26 июля.

Стоимость участия в мероприятии составляет 3000 руб. Запись по тел. в Кемерово 76-40-80 или у администратора «Мудры».

Тур пройдет по 20 городам центральной части России, Урала и Сибири.

Самая сакральная точка путешествия – это гора Белуха в Горном Алтае. Для этого мы специально сделаем продолжительную остановку, чтобы оказаться на сакральных высотах. И там тоже, конечно, не обойдется без практики Кундалини Йоги и пения мантр.

Стоимость 2-х дневной интенсивной практики Кундалини Йоги «Сакральный ритм» в поселке Тюнгур, у подножия горы Белуха в Горном Алтае составляет 7500 руб. 2-х дневный семинар, питание и занятия включены в стоимость, проживание оплачивается отдельно.

Пеший поход к горе Белуха – это путешествие в одно из самых красивых мест Горного Алтая.

С Белухой связано огромное количество легенд, люди ищут здесь связь горы с космосом и Шамбалу, а находят, как правило, душевный покой и гармонию.

Поход будет длиться 7 дней (с 16 по 22 июля). Количество участников ограничено!

Стоимость Восхождения на Белуху составляет 19000 руб. В стоимость включены: гид, питание, остановки на базах, баня, переезды, практика и медитации, трансфер до поселка Тюнгюр оплачивается отдельно.

Если вы готовы, пожалуй, к одному из самых увлекательных Путешествий этого лета, тогда смело заполняйте форму регистрации на сайте или по телефону: +7 Рам Раттан (Татьяна).

Добро пожаловать прикоснуться к мощному опыту в Кемерово, принять участие в семинаре у подножия Белухи или стать участником путешествия в горах. Давайте наполняться незабываемыми впечатлениями вместе!

Техника

Сначала танцор встает с вытянутыми вдоль руками, левая рука с открытой ладонью, а правая — со сжатым кулаком. Танцор представляет в левой руке человеческий череп, либо змею как символы смерти, а в правой — кинжал как символ жизненной силы и стойкости. Выполняя тандаву танцор удерживает идеацию в разуме, что при помощи своей жизненной силы он преодолеет страх смерти.

Танец начинается с энергичного прыжка вверх с ударом пятками о ягодицы и приземления в положение на корточки на носочки пальцев. Затем следует второй прыжок, во время которого колени касаются груди, после чего танцор начинает подпрыгивать то на одной ноге, то на другой, одновременно подтягивая вторую ногу к области живота, груди, шеи или Агья-чакры. Танец заканчивается финальным прыжком аналогичным первому.

Йога в танце

Эта методика представляет собой особый стиль, в котором медитация предстает перед практикующим в динамической форме, что вместе с особой техникой дыхания, позволяет добиться глубокой релаксации. Йога в танце — это сочетание классической хореографии и Хатха йоги. Данная практика высвобождает большое количество энергии, а также дарит чувство гармонии с окружающим миром и самим собой.

Цель такой достаточно необычной практики заключается в обретении спокойного, чистого разума вкупе со здоровым и сильным телом. Предполагается, что это становится возможным благодаря внутренней энергии, которая высвобождается во время спонтанных движений.

Все движения построены в соответствии с сакральной геометрией, но в то же время они являются интуитивно понятными для всех людей, в каком времени они бы не жили и к какой бы культуре не относились. Достаточно интересным является еще и тот факт, что согласно данному принципу сформированы и все йогические асаны.

Вышеупомянутая энергия, которая называется Кундалини, находится в основании позвоночника. Настоящий йога танец выполняется почти полностью на интуитивном уровне, считается, что человека в этот момент ведет упомянутая выше сила. Благодаря такому подходу данная методика является уникальной и не похожа ни на одну другую.

Особенности направления

Самая главная отличительная особенность этого стиля заключается в том, что данная практика не предполагает чрезмерных нагрузок, а также не требует от человека аскетизма. Если вы захотите освоить йогу в танце, то нет необходимости становиться вегетарианцем, выполнять сложные асаны, петь мантры, а также глубоко погружаться в религию и философию. Данная методика всецело сфокусирована на тренировке физического тела. В связи с этим достаточно много людей считает ее некой разновидностью фитнеса. Однако, данное утверждение не совсем верно.

Так, йога в танце преследует цель не только развить физическую оболочку, но и в некоторой степени изменить ум. Посредствам выполнения несложных упражнений человек начинает чувствовать умиротворение в своей душе, гармонию со вселенной, а также расширяет возможности своего сознания.

Ключевая особенность стиля состоит в динамичности упражнений. В данной практике большее значение предается не выполнению самих асан, а переходам между ними, которые, собственно, и делает данный стиль боле плавным и красивым.

За исключением всего прочего йога в танце также предполагает использование мудр, хаст (жесты рук), специфических движений головы, шеи и глаз. Каждое из этих действий имеет свое значение. В танцевальной йоге они применяются с целью перераспределить энергетические потоки должным образом.

«Танцевать» можно как в одиночку, так и в паре с партнером. Во втором случае дыхательный ритм и сами движения у обоих практикующих должны быть синхронизированы для того, чтобы более тесно почувствовать связь друг с другом.

Некоторые методики Йоги в танце полностью исключают возможность проведения индивидуальных занятий. Считается, что когда человек занимается в группе, он обменивается энергией с другими практикующими, благодаря чему занятие становится наиболее эффективным. Йога в танце предполагает использование практически всех дыхательных техник, присутствующих в классической йоге. Так, здесь есть: «внутреннее дыхание», брюшное дыхание, среднее, а также поверхностное дыхание.

Как проводятся занятия?

В качестве фундамента в данной практике используются асаны заимствованные в Хатха йоге. В связи с этим, ученику, ранее никогда не занимавшемуся йогой, придется потратить некоторое время на освоение этих поз. На следующем этапе уже проводится обучение хастам, мудрам, правильному дыханию, и самое главное — переходам между асанами. Когда человек усвоит основы данной практики, то теоретические знания о заученных упражнениях будут не так важны. Это происходит по той причине, что ученик, понявший структурные особенности танца сможет выполнять все необходимое посто машинально. Когда удается достичь данного уровня, то контроль опытного мастера становится абсолютно ненужным.

Для кого подойдет Йога в танце?

Йога в танце станет отличным решением для большинства современных людей, которые страдают от различных хронических заболеваний, бессонницы и регулярно подвергаются стрессам. Довольно примечательным является тот факт, что эта практика прекрасно подойдет не только для новичков в йоге, но еще для детей и пожилых людей. Кроме того, данная методика, благодаря своей динамичности и интенсивности, не даст никому заскучать.

Особо рекомендуется данная практика всем тем, кто хочет испытать что-то новое, не прилагая больших усилий.

Однако противопоказания для занятий танцевальной йогой все-таки имеются. Так, в том случае, если у вас имеются проблемы с позвоночником или какие-либо заболевания ног, то перед тем, как начать заниматься, нужно проконсультироваться на этот счет со своим лечащим врачом.

Какой эффект?

Человек, практикующий танцевальную йогу, становится жизнерадостным, ощущает гармонию с самим собой и окружающим миром, чувствует прилив энергии и жизненных сил. Также Йога в танце позволяет избавиться от стрессов, нервозности и депрессивного состояния.

Если заниматься данной практикой достаточно длительное время, то это поможет преодолеть «скованность» тела, а также позволит держать мышцы в тонусе. С опытом все движения станут получаться все лучше и лучше, благодаря чему танец будет более пластичным легким и красивым.

За исключением всего прочего, упражнения оказывают положительное действие на репродуктивную систему, укрепляют иммунитет, способствуют развитию интеллекта, а также ускоряют процессы восстановления тканей организма.

Когда танец становится йогой, а йога — танцем

Что есть йога? Танец.

Неожиданно? Удивились? Какое отношение имеет такое легкое развлечение (на первый взгляд) как танец к такому серьезному направлению как йога? Знаете, для меня — самое непосредственное.

Танцы – моя страсть, и более давняя, чем йога. Все началось в самом раннем детстве: начиная с трех лет, я уже, как говорится, «не слезала» со сцены: танцевала в детском саду, на праздниках в школе, на районных конкурсах и даже в Концертном зале им. Чайковского. А сейчас уже несколько лет танцую парную социальную латину.

Все это действительно можно назвать увлечением и развлечением. Но танцы бывают разные. Серьезный танец – это проживание кусочка жизни, со всеми ее взлетами, падениями и возрождением. Это рассказ, сюжет, наполненный мыслью, содержанием, чувствами и вдохновением, восторгом и переживаниями, радостью и печалью – как задумано автором. И именно такой подход к танцу стал частью моей нынешней профессии как преподавателя Хатха-йоги.

Для меня примером гармоничного встраивания плавности танца в практики йоги служит направление Jivamukti, основателями которого являются Шэрон Гэннон (танцовщица, хореограф, художник, музыкант) и Дэвид Лайф (музыкант, исполнитель, художник, поэт), в прошлом люди искусства. Практикуя это направление, я приняла его для себя как родное, на которое мое существо сразу отозвалось полным резонансом и благодарностью. Подобные практики – это невероятная текучесть, сильный и в тоже время ровный и непрерывный поток, без неоправданных остановок, тормозящих порогов и опасных водоворотов. И в тоже время утонченность, изысканность и элегантность.

Элегантность. Я люблю ее во всем – в одежде, в образе, в манерах, в выражении мыслей, в юморе, в возрасте. И кто сказал, что йоге это понятие чуждо? Один из важных критериев йогической последовательности – именно ее элегантность, грациозность (в противовес угловатости и неуклюжести). В такой практике каждое дыхание, каждое движение, каждая асана оправданы, на своем месте и в свое время, выстроены в едином потоке, с осознанностью, с внутренним удовлетворением и намерением, а плавные переходы естественно и надежно связывают прошлое и будущее через настоящее. Конечно, такой подход требует большого объема умственного труда при подготовке и определенных умений при проведении, но какое удовольствие и ощущение целостности он приносит всем участникам действа! Я стремлюсь именно к такому уровню.

Вдохновение, плавность, единый непрерывный поток дыхания и движения в сочетании с логичностью, отточенностью и правильной техникой – вот что означает йога-танец. Асаны как будто нанизываются на прозрачную нить дыхания, как бусины, в определенном продуманном порядке, в полной гармонии формы, цвета и текстуры, плетется настоящее кружево! И в результате получается целостное произведение (по принципу Виньяса-крама).

Даже так любимые мной силовые практики можно сделать элегантными! Силовая грация и грациозная сила – это ли не йога? А Виньяса Флоу? А Сурья Намаскар как классический пример динамической виньясы, с ее медитацией в движении – чем не танец?

Плавная динамика занимает важное место в моих практиках. Моя динамика – это не фитнес и не спортзал, а синхронизация дыхания с движением в правильно выбранном ритме с определенной целью. Движение в асану и обратно в ритме дыхания позволяет телу открываться постепенно, приобретать легкость и устойчивость, подготавливает к безопасной и углубленной статике. Кроме того, динамика повышает уровень общей выносливости. Именно благодаря динамике в йоге я давно забыла, что такое усталость и утомляемость, в прекрасной физической форме с утра и до вечера и каждый день.

Танец предполагает музыкальное сопровождение, поэтому еще один важный элемент в моих практиках, помогающий поддерживать непрерывный поток, – музыка. Не все преподаватели используют музыку на своих практиках, и это необязательно и очень индивидуально. Но если используем, то ее качество становится важным инструментом воздействия на эффективность практики наших учеников.

В личной практике мы свободны в своем выборе: кто-то практикует под звуки природы, а кто-то под тяжелый рок и металл – выбираем то, что помогает именно нам. Практика в классе требует обдумывания и корректировки своих личных предпочтений в сторону музыки, приемлемой для восприятия большинства. Я уделяю много времени и внимания подбору музыкальных йога-сетов, распределяя треки по ходу практики.

У меня среднее музыкальное образование (по классу фортепьяно), всегда были «десятки» по сольфеджио, прекрасный музыкальный слух, и я сама очень хорошо слышу музыку: главную тему, тональность, ритм, размер, нюансы аранжировки, особенности вокала.

Когда я была обычной практикующей, я понимала, что ту или иную музыкальную подборку уже слышала недавно, а она повторяется снова и снова… И это обстоятельство лично на мою практику влияло отрицательно, повторы мешали углубиться и полностью проникнуться практикой. Возможно, это издержки музыкального образования и мешает только мне, многие и внимания не обратят, а кому-то, наоборот, такое постоянство нравится. И все же я учитываю такую вероятность. Конечно, количество плей-листов у меня ограничено, но их достаточно много для того, чтобы они повторялись лишь через несколько месяцев, а потому музыка воспринимается каждый раз новой.

Да, в моих практиках есть плавность и ритмика танца, но я знаю меру: все инструменты, которые я использую, служат достижению конкретной цели конкретной практики, не отвлекая и не превалируя над ней. Ты можешь танцевать технически правильно, четко отмеряя шаги, соблюдая ритм, но если нет вдохновения, полета, танец останется просто техникой. Ты можешь практиковать йогу по всем техническим канонам, соблюдая отстройку и травмобезопасность, но если нет погружения, логики, непрерывной и последовательной очередности элементов, единения дыхания с движением, практика останется просто набором асан.

Следуй за дыханием, нанизывай на него движения, слушай свою внутреннюю музыку, рисуй свою картину – и это будет твой Йога-танец! «Не удары молота, а танец воды доводит гальку до совершенства» (Рабиндранат Тагор)

«Сознание должно танцевать вместе с телом. Вся Вселенная является сценой, на которой вы танцуете, и ваша душа хореограф этого танца. Попробуйте почувствовать, что любое действие, которое вы совершаете — самое прекрасное действие, самый красивый танец, потому что вы танцуете со всей Вселенной. Ни о чем не сожалейте. Прощайте все. Выражайте вашу сущность. Позвольте вашему сердцу вести вас, безо всяких ограничений, правил и страха».

(Йоги Бхаджан)

Когда идешь – будь движением. Когда дышишь – будь дыханием. Когда практикуешь – растворись в асане, стань асаной, дыши ею, живи в ней. Когда танцуешь – будь танцем. Не отстраняйся – будь вовлечен.

  • Плавность, но не вялость
  • Динамика, но не фитнес
  • Кружево, но не паутина
  • Поток, но не водоворот
  • Это мой Танец.

Марина Орлова, сертифицированный преподаватель Хатха-йоги. Преподаватель направления «Педагогика», Сертификационный курс обучения инструкторов Хатха-йоги ( YTTC500), Федерация йоги России, Master of Hatha Yoga, Yoga Alliance International (India)
Фото: bananablondie108/instagram.com unsplash.com

Эффект

Йога в танце как форма динамической медитации и релаксации, как искусство управления телом и дыханием, помогает избавиться от хронической усталости, агрессии, раздражительности и стресса (то, от чего люди привыкли избавляться при помощи медикаментов или алкоголя). Практикующий уравновешивает течение внутренних энергий и тем самым избавляется от недугов, рожденных эмоциональными и ментальными перегрузками. Регулярная практика укрепляет иммунитет, репродуктивные функции, развивает память и интуицию, наполняет энергией, восстанавливает полноту ощущений и приводит человека к блаженному ощущению единства со всей Вселенной. Постепенно практикующий учится превращать в танец каждое свое движение, и тогда каждый момент его жизни становится произведением искусства.

На определенной ступени освоения йоги в танце достигается состояние, когда движения основываются уже не на теоретическом знании и повторении, но на тонком чувствовании структуры танца. Тогда ученик сам становится учителем.

Что имеем на выходе

  • Раскачиваем застоявшуюся энергию, постоянно наполняемся порциями новой.
  • Прочищаем каналы Нади, помогаем энергии легко циркулировать по ним.
  • Для зажатых и закомплексованных людей это отличный способ постепенно избавиться как от психологических блоков, так и от мышечных зажимов.
  • Раскрываем свой танцевальный потенциал, который заложен в нас Природой, но зачастую запрятан под большим слоем обусловленностей и социальных масок.
  • Поддерживаем в хорошей форме тело и внутренние органы, замедляем процессы старения.
  • Приобретаем легкую грациозную походку, не ходим, а практически плывем по ветру.
  • Учимся импровизировать, действовать интуитивно и нешаблонно.
  • Развиваем творческую жилу и креативность.
  • Избавляемся от пессимистичного настроя на жизнь, радуемся простым вещам, иногда впадаем в детство.
  • Становимся уравновешенными, спокойными людьми, ровно реагирующими на нестандартные и непредвиденные ситуации.

И, наконец, находим такую гармонию со Вселенной, что вся жизнь становится танцем. Танцем жизни и созидания. Ну, что – понравилось? Мне – очень. Что называется, совместить приятное с полезным!

Я желаю вам найти тот баланс, который сделает ваше существование гармоничным. И, конечно, будет здорово, если вы расскажете о танцевальной йоге своим друзьям через соц.сети. А если подпишитесь на блог, то подобные статьи будут приходить с регулярной частотой. Приходите!

Особенности метода

Традиционная статичная хатха-йога требует от практикующего значительной выдержки. Будучи неспособными задержать внимание на одном предмете даже на несколько секунд, многие люди испытывают психоз от маломальского статичного напряжения. Для таких людей йога в танце — просто спасение.

Смена движений занимает внимание, координация движения и дыхания упорядочивает работу мозга, успокаивает течение мыслей, приводя практикующего к гармонии. Достигая внутреннего баланса, люди удивляются тому, как просто как просто им становится жить!

Большую важность в танцевальной йоге имеют мудры и хасты — символические жесты, направляющие течение энергии.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: