Текст книги «Путь йога. 365 советов по развитию осознанности и сострадания в повседневной жизни»


Мой путь к йоге

Не считаю себя гуру и чем больше узнаю, тем больше понимаю, что ничего не знаю.
Но все же за плечами 8 лет регулярной практики, несколько десятков семинаров и курсов, около 20 ретритов, 6 лет опыта преподавательской деятельности, 3 года проведения авторских обучающих семинаров… Самое мое любимое занятие — это делиться знаниями и опытом? находясь в этой точке на пути познания и исцеления.

Мой путь к Йоге начался почти 10 лет назад. Так уж вышло, что мне досталось проблемное тело (по карме, видимо). И к 20 годам имела хронические заболевания желудочно-кишечного тракта, мочеполовой системы и лишний вес. Также у меня всегда были проблемы с позвоночником.

Апогей случился в тот момент, когда я постоянно падала в обморок, и меня мучали жуткие мигрени. Даже после обследования врачи не смогли объяснить, что с моим телом. Тогда я осознала, что мое здоровье — только в моих руках…

Йога: краткая историческая справка

В некоторых источниках встречаются определённые даты появления этой системы саморазвития. Но в целом история возникновения йоги покрыта тайной давности лет, и невозможно узнать её точный возраст. Отдельные научные исследования говорят о существовании йоги ещё более пяти тысяч лет назад. Об этом свидетельствуют находки при раскопках на территории Пакистана, Индии и других мест. Были найдены статуэтки, изображающие людей в различных позах йоги. Археологи находили статуи божеств, часто упоминаемых в йоге. Например, статуи Шивы.

Согласно отдельным – не всегда признаваемым официальной наукой – исследованиям, йога возникла ещё раньше. Она тщательно разрабатывалась долгие годы, не только в Индии, но и в других регионах. Считается, что источники йоги – это откровения древних Ришей, которые в состоянии медитации обретали это знание. Затем они передавали это знание другим людям с целью помочь им обрести гармонию и смысл жизни. В те времена знания передавались устно, от учителя к ученику. Существовала определённая традиция. На бумагу ничего не записывалось.

Позднее, для более широкого распространения йоги, знания стали записывать на бумагу. Тогда возникли Веды, древние индийские писания, содержащие знания обо всех сферах человеческой жизни того далёкого времени. В них содержалась мудрость жизни и смысла бытия. Они включали в себя описание устройства всей вселенной. Давали понимание цели и смысла человеческой жизни.

Позже из вед были выделены определённые разделы. Они изучались и осваивались на практике. Таким образом, постепенно знания Вед были систематизированы в лаконичном виде и адаптированы под определённое место и время. Так возникла система самосовершенствования, отвечающая физическим и духовным запросам людей того времени.

Поэтому, возможно, йога существовала ещё и до ведической культуры, но знания о ней не записывалась и не систематизировалась, поэтому не осталось никаких свидетельств.

Наиболее ранние источники йоги – это Веды, Брахманы, Упанишады. Существуют также более поздние авторитетные источники: Шива Самхита, Бхагават Гита, Геранда Самхита, Хатха Йога Прадипика, Сутры Патанджали. Сутры Патанджали датируют вторым веком до нашей эры. На сегодняшний день Сутры Патанджали – это один из самых часто упоминаемых текстов, который лежит в основе классической йоги.

Исцеляющая йога

…Когда медицина оказалась бессильной, и я осознала, что здоровье в моих руках, — в мою жизнь вошла Йога. И хотя тогда была далека от эзотерики и действовала в основном «из ума», все же смогла уловить и прочувствовать сильную связь с этим учением.

Уже на первом занятии немного расслабилась и отпустила ум, преподаватель произносила название асан на санскрите — и мое тело каким-то образом понимало, что нужно делать. Существенно позже вспомню то, что изучала Йогу в прошлых жизнях настолько ярко, что в этом нет ни каких сомнений.

В течении первых лет пробовала все виды йоги — Аштанга, Айенгара, Виньяса, йога23, Кундалини, Тантра, Янтра… Где только не видела слово “йога” — сразу шла на занятия!

Но странное дело: на занятиях мне становилось лучше, но только прекращала заниматься — спина болела жутко.

Продолжала исследовать и искать. Мои усилия увенчались успехом и попадаю на инструкторский курс «Хатха-Йога. Корректный подход к позвоночнику». Йог с медицинским образованием вел курс. Та информация, помню, просто шокировала, но она позволила мне встать на пусть исцеления. И в конце концов спустя 7 лет синтезировала все знания, весь опыт и создала практику, а точнее сказать обратилась к истокам Йоги, которая помогает исцелить тело и душу…

Советы для того начинающих

Начать изучение йоги Бхакти можно, в качестве кого самостоятельно в домашних условиях, так и в храмах Кришны, идеже преподают духовные учителя. Кроме того, существуют частные центры благочестиво-философских учений, где собираются единомышленники для проведения медитаций. Они делятся опытом и помогают новичкам стоить на путь просветления.

Начинать практику Бхакти нужно с прочтения и прослушивания священописаний. Впоследствии времени следует найти способы применения полученных знаний в реальной жизни, и попробовать их реализовать. Тот, кто желает постигнуть высшую умысел йоги, должен полностью следовать его законам, и попадать так, как того желает Всевышний. Доказав свою повиновение и бескорыстность, во время медитаций ученик сможет заклинать совета у божества, и будет получать ответы на интересующие его вопросы.

Воеже войти в медитативное состояние йоги читают мантры и слушают любовь-музыку. Во время медитаций используют специальные бусы, состоящие из 109 бусин – они помогают никак не сбиться во время повторения мантры. Текст повторяют 108 единовременно, перебирая по одной бусине, при этом 109-ю пропускают.

Имеет большое значение помнить, что медитацию нельзя проводить в плохом самочувствии, злости, раздражённости или — или усталости. В окружающей обстановке ничего не должно направлять вас от концентрации на собственных мыслях и перебивать проглядывание или прослушивание мантр. Для лучшего расслабления имеется возможность зажечь ароматические свечи или благовония. После медитации рекомендуется почить от дел, а не приступать к выполнению каких-либо дел.

Практика, нацеленная на оздоровление позвоночника

Для лучшего понимания, как исцеляют упражнения, мы вспомним анатомию.

Мозг — это своеобразный биокомпьютер, который управляет всем организмом через нервные волокна, по которым к каждой клеточке текут импульсы, подобно току в проводах. Для примера: если провод в наушниках заламывается, мы перестаем слышать звук.

Примерно то же самое происходит в нашем организме, если нервная плеть заламывается или рвется. В черепе мозг надёжно защищён, потому что кость черепа — самая твердая кость в теле. Но из спинного мозга, хоть он и спрятан внутрь позвоночника, выходят двигательные и чувствительные нервы и расходятся плетями по всему организму. И когда смещаются позвонки, эти нервы-провода зажимаются.

Соответственно главный компьютер (головной мозг) перестает получать от определенного органа, куда ведут эти нервные окончания, достаточно информации.

Когда у нас здоровый позвоночник (нет никаких смещений и зажимов нервов) происходит здоровая полная иннервация организма. Природой ведь заложена такая функция, как гомеостаз — самовосстановление, исцеление всех систем физического тела. Сейчас доказано, что даже клетка нервной системы восстанавливается, хоть и медленно!

Поэтому исцеляющая практика направлена на исцеление позвоночника — а следовательно и всего организма

Cидячий образ жизни: проблемы с позвоночником

Когда вы сидите за компьютером, чаще всего “страдает” шея и поясница. Но для исцеления спины не стоит заниматься отдельными зонами позвоночника. Вы же понимаете, что наш организм — это целостная система.

В практику нужно вводить упражнения на вытяжение, укрепление и расслабление спины.

Рассказать, какие асаны лучше всего для этого подходят?

Для современного человека, живущего офисной жизнью, расслабление наверное даже стоит поставить на первое место. Потому что очень много спазмированных мышц в том числе и из-за психоэмоционального напряжения.

Но есть и другая сторона, излишняя некорректная работа с телом. В этом случае человек даже больше способен себе навредить, чем если бы он ничем не занимался.

И даже если вы все правильно делаете в зале или на коврике, не зная бытовых вопросов как поднимать тяжести, как носить сумку или как правильно и на чем спать, тоже можете подорвать здоровье своей спины, а значит и всего организма.

Основные понятия и разновидности практики

Поклонение считается наивысшей ступенью в йогической практике, постигнуть которую по-под силу далеко не каждому человеку. Придётся выполнить долгий и непростой путь для того, чтобы раскопать в себе высший дух, и объединить его со своим веточка и разумом. Для этого необходимо овладеть другими формами йоги в следующей последовательности:

  • Князь;
  • Джнана;
  • Карма.

В кришнаизме Бхакти является наивысшим выражением любви к верховному божеству. Таким образом, из (людей показывает ей свою признательность за подаренную существование (бренное), признаётся её в зависимости и полном подчинении. Приверженцы данного вида практик утверждают, чисто через безграничную любовь к божеству можно познать истину бытия и уйти от всего, что мешает обрести счастье и гармонию, точь в точь с собственным «Я», так и с окружающим миром.

Во период зарождения Бхакти, древнегреческие мудрецы пришли к следующему заключению: тезис «любовь» далеко не однозначно, а всеобъемлющее и широкое. В результате, сие «высокое» чувство разделили на 5 видов, каждый с которых направлен на определённый объект. Им присвоили следующие названия:

  1. Шанта – лояльность.
  2. Сакхья – дружеская привязанность.
  3. Дасья – прислуживание или безотказность.
  4. Ватсалья – чувства к родителям.
  5. Мадхурья – влюблённость или сексуальная тяга.

Бхакти йога — путь к самопознанию и просветлению - все тайны неизведанного мира магии и эзотерики на ZdavNews

Каждый ученик, желающий познать Любовь, в праве самостоятельно выбирать один из видов любви, какой-либо бы полностью соответствовал его душевному состоянию и мировоззрению. Действующих лиц должен признать абсолютное величие объекта поклонения, а да полюбить его, как свою «вторую половинку», предназначенную судьбой, с которой дьявол ощущает себя единым целым. Для подтверждения своей преданности, нужно проделать следующие 9 шагов:

  1. Шраванам – познание божества посредством прослушивания священных писаний, около этом следует постоянно произносить его имя.
  2. Киртанам – возвеличивание имени объекта поклонения и воспевание его деяний.
  3. Смаранам – ввод в медитативное состояние и концентрация на определённом образе божества, а и его лучших качествах и поступках, которые вызывают удовлетворение, и желание подражать.
  4. Пада-севанам – глубокое, персональное платонизм, посредством паломничества святыми местами, медитация на лотосных стопах высшего существа и омовения агнец божий водой.
  5. Арчанам – поклонение мурти под руководством наставника.
  6. Ванданам – хвала молитв с поклонами.
  7. Дасьям – прислуживание божеству и стремление подстелиться любые его потребности.
  8. Сакхьям – обретение дружеских чувств и равных взаимоотношений.
  9. Атма-ниведанам – абсолютная самоотвержение и подчинение объекту поклонения.

Преодолев все шаги, массы достигнет просветления и сольётся с божеством. Он ощутит неразрывность своей личности, и обретёт абсолютное счастье.

Бхакти йога — путь к самопознанию и просветлению - все тайны неизведанного мира магии и эзотерики на ZdavNews

Групповые или индивидуальные занятия йогой — что лучше выбрать

Один из самых часто задаваемых вопросов — как лучше заниматься йогой: индивидуально или в группе?

Считаю, что йога — это глубоко индивидуальная практика. Зачастую в фитнес-клубах даже не дают медитативных упражнений, хотя основное упражнение в йоге — это медитация.

Тем, кто хочет заняться йогой, в первую очередь нужно найти своего мастера. Его стоит выбирать не по тому, насколько красиво он изъясняется, сидя на коврике, а отталкиваться от того, как он ведет себя в жизни. Я считаю, что человек на своем пути, когда у него во всех сферах есть гармония — в отношениях, самореализации, здоровье.

Затем нужно изучить и понять философию йоги — классической, той, что осталась в древних источниках. Если эта система прошла более 3000 лет, сквозь века, значит она работает, правда? После стоит подобрать для себя упражнения — медитативные и физические.

Групповые занятия полезны для ознакомления и мотивации. Общая энергетика всегда помогает. Но если человек встает на путь йоги, то это не полтора часа на коврике три раза в неделю. Это образ жизни!

Сейчас ухожу от групповых занятий. Преподаю с 2011 года, и сначала это были регулярные групповые занятия иногда до 4-х занятий в день. Сейчас же пришла к тому, что это неэффективно, потому в основном веду либо индивидуальные уроки, либо семинары, например наш авторский LeMar Seminar, где в течение 10 дней даю информацию постепенно шаг за шагом. Чтобы человек понимал, что он делает и зачем. И главное — что подходит/не подходит именно ему, ведь мы все индивидуальны, особенны. То, что подходит одному, совсем не подходит другому, а то и навредить может. Поэтому нужно найти ключик к каждому.

В итоге качественных занятий человек учится практиковать самостоятельно, чтобы не быть привязанным ни к преподавателю, ни к студии, ни к чему. Есть только его индивидуальный жизненный поток и практика подбираете под актуальные потребности.

Главные цели и особенности практики

Поклонение йога является рациональным и гуманным учением, которое направлено бери духовное развитие и открытие в себе связи с высшим божеством. Оно невыгодный требует выполнения экстремальных действий, таких как голодание, освобождение от физического тела или самобичевания. Практикующие аппарат способны испытывать более глубокие чувства, они куда как ярче и возвышенней, чем те, которые принято мыслить «любовными».

В основе Бхакти лежит глубокая медитация, по причине которой ученик имеет возможность соприкоснуться душой с высшим божеством, и заладить с ним тесный и постоянный контакт. В результате йог осознает главную истину, которая заключается в томище, что он является нечто большим, чем просто-напросто материальным, смертным телом, ведь его душа вечна, а внутренние резервы безграничны.

Потребность в любви заложена в людях на духовном уровне, а её за глаза приводит к внутреннему разрушению. Находясь в одиночестве человек (час «теряет» себя, что негативно отражается на его жизни в целом. С целью улучшить своё состояние, кто-то заводит домашних питомцев, и максимально их балуют, а кто-то полностью посвящает себя обездоленным и больным людям. Такие способы, помогают покрыть потребность в любви лишь частично, ведь связь с духовным «Я» по части-прежнему остаётся утерянной, а отыскать её можно не более чем с помощью таких практик, как йога Бхакти.

Бхакти йога — путь к самопознанию и просветлению - все тайны неизведанного мира магии и эзотерики на ZdavNews

Текст книги «Путь йога. 365 советов по развитию осознанности и сострадания в повседневной жизни»

Рольф Гейтс Путь йога. 365 советов по развитию осознанности и сострадания в повседневной жизни

Посвящаю Жасмин и Дилану

Живите вопросами, и, может случиться, неожиданно наступит день, когда вы получите ответ.
Р. М. Рильке

Rolf Gates

MEDITATIONS ON INTENTION AND BEING: DAILY REFLECTIONS ON THE PATH OF YOGA, MINDFULNESS, AND COMPASSION

Text copyright © Rolf Gates 2015

© Матвеев С. А., перевод на русский язык, 2018

© ООО «Издательство «Эксмо», 2018

Отзывы о книге

Рольф обладает обширными познаниями в йоге и богатым жизненным опытом. И рассказывает он об этом так, что хочется начать действовать. Сложные техники буддизма он иллюстрирует конкретными примерами, наполненными глубоким смыслом, и все становится намного понятнее. Он не только рассказчик, но и путник.
Кэтрин Будиг, учитель йоги и автор книги «Верная цель»

Вдохновляюще и доступно. Рольф очень доверительно рассказывает читателю о своем путешествии по жизни, показывая, как применять ключевые техники йоги и осознанности в современной жизни.
Филипп Моффитт, автор книг «Танец с жизнью» и «От эмоционального хаоса к ясности»

Гейтс размышляет о том, что жизнь болезненна и несовершенна, но боль идет рука об руку с состраданием. Его книга – одна из самых красноречивых в современной литературе о йоге.
Роб Швар, исполнительный директор фонда «Возвращение йоги», президент совета «Служение йоги»

Это выдающееся произведение искусства. После чтения этой необыкновенной книги мое сердце стало более открытым, ум – более спокойным, а цель – ясной как никогда.
Сара Гарднер, основатель движения «Доступная йога»

Эта книга – замечательный гид в страну мудрости и понимания. Когда Рольф рассказывает, как он усвоил некоторые жизненные уроки, мы видим, что это обычные, повседневные вещи. Он подчеркивает, что мы должны принять эти знания и воплотить их в жизнь. Поэтому неважно, что происходит, неважно, в чем мы найдем себя, – просто продолжайте работать веслами.

Джерри Лопес, легендарный серфингист, актер, автор книги «Прибой там, где вы его видите»

Практика намерения

1. Записывайте свои сердечные желания и часто размышляйте о них.

2. Ничто, происходящее с вами, не должно уменьшать силу этих желаний.

3. Вера и поток должны быть превыше страха и контроля.

Практика сердца

1. Сострадание – искреннее желание, чтобы все живое освободилось от страдания.

2. Спокойствие – чувство уверенности и душевного равновесия, на которое не влияют жизненные взлеты и падения.

3. Радость – удовольствие оттого, что окружающие счастливы и успешны.

Практика бытия

1. Легкость: быть здесь и сейчас.

2. Яма: этические ограничения йоги (правдивость, умеренность, отказ от насилия, воровства и накопительства).

3. Нияма: дисциплины йоги, делающие вас свободными и поддерживающие вас в этом (чистота, удовлетворенность, усердие или аскетизм, наблюдение за собой и преданность высшей силе).

4. Осознанность: искусство быть внимательным и жить с открытым сердцем и умом, стремление к истине.

Восьмиступенчатый путь йоги

Благодарности

Прежде всего я признателен своей жене Мариам за то, что она неустанно поддерживает меня в течение последних двадцати лет, а особенно – в прошедшем году. Без нее эта книга никогда не появилась бы на свет. Затем я хотел бы поблагодарить своего агента Кэрол Мэнн и коллектив издательства «Энкор Букс», в особенности Лу-Энн Уолтер, при содействии которой я смог написать еще одну книгу, а также Тома Полда, редактировавшего ее в течение полугода. Вы очень много сделали для меня. Большое спасибо еще многим хорошим людям, и первые среди них – мои родители, наполнявшие каждый день моей жизни своей любовью и терпением. Я люблю вас. Я хочу поблагодарить Билла У. и его друзей за незабываемое время, которое мы провели вместе, а общество «Спирит Рок» – за ни с чем не сравнимую практику. Также я благодарен американской армии в целом и инструкторам школы рейнджеров в частности: они стали моими наставниками на пути достоинства, чести и служения и из зеленого юнца превратили в настоящего мужчину. Я никогда не забуду того, что получил от вас. Кроме того, еще многие и многие друзья делились со мной мудростью и смеялись вместе со мной на протяжении последних десяти лет. Итак, мои друзья по йоге: Ники Майерс, Джонни Гиллеспи, Кара Брэдли, Джон и Крис Якс, Джеки Бонуэлл, Дэвид Вендетти, Тодд Нориан, Патти Айви, Тони Гилрой, Эмбер Фаварег, Эйприл Умек, Дэвид Симс, Грэйс и Милинда Моралес, Барт Дэниэл, Миа Орамус, Тэмми Сервантес, Гэйнелл Колье-Магар, Хейди Сормас, Тавлор и Филипп Уэллс, Эмбер Хайес,

Трэйси Трю, Шин Гинан и Эмми Сейдеуонд, Тереза Мерфи, Кира Страсберг, Томми Розен, Мэтью Сэнфорд, Дэвид и Августа Кантра, Шэннон и Фрэнк Болл. Спасибо вам, братья Санта-Круз: Кевин Ди-Ното, Гириш, Чад Малдер и Хью Бернхэм. Особая благодарность моему тренеру по здоровому образу жизни Грегу Амундсону и фотографу Арике Графтон. Наконец, мои дети, Жасмин и Дилан. Вы – мои самые замечательные товарищи и неисчерпаемый источник вдохновения, поэтому быть вашим папой – лучшее, что есть на свете. И конечно же, Богу моего здравого смысла – за каждый вздох в этой жизни. Намонама

– склоняюсь, склоняюсь.

Введение

Почему эта книга появилась именно сейчас

Не имеет значения, были ли вы хоть раз на занятии йогой, медитируете ли вы, являетесь ли приверженцем какой-либо религии, – в любом случае эта книга может изменить вашу жизнь к лучшему.

Для меня эта книга очень личная, потому что в ней – пережитый мной опыт занятий йогой. Мне кажется, я просто обязан им поделиться, чтобы вы поняли, какой была моя жизнь и как я достиг мира и счастья с помощью йоги.

Итак, моя история

Я не берусь ответить на вопрос, почему страдают дети. Знаю только, что я долго бродил во тьме, но однажды нашел свет. В моей жизни много важных вещей: любовь к семье, врожденные способности, люди, которые прилагают множество усилий к тому, чтобы сделать наш мир лучше и чище. Но свой рассказ я начну с того, что нам дают взлеты и падения. Потому что моя жизнь, мне кажется, является ярким примером того, как можно стать сильным, несмотря на невзгоды, и окольными тропинками все-таки выйти на верный путь. Это история о милости, невидимой глазу, но тем не менее поддерживающей все живое.

Научиться учиться

Первые два года моей жизни я провел в приюте, опекаемый монахинями. Несмотря на то что моя семья жила в том же городе, причем неподалеку, родственники ко мне не приходили – они считали меня слишком темнокожим. Люди не любили и не хотели видеть что-либо, связанное со мной, и меня это очень расстраивало. В возрасте двух лет я попал в общество «белых» и рос с ощущением, что я – зебра в табуне лошадей. Похожими на меня были только спортсмены, которых показывали по телевизору, и я решил, что непременно стану одним из них.

Я перепробовал все виды спорта, но ни в каком из них не задерживался надолго. Так продолжалось до того дня, когда меня отказались взять в баскетбольную команду. Меня это очень задело, и, когда один из моих друзей в качестве утешения предложил заняться единоборствами, я согласился. Так я встретился с жизнью лицом к лицу на борцовском коврике – ничего храбрее я еще не совершал. Борьба делала меня более дисциплинированным, активным и добродетельным. Впоследствии я понял, что армия может дать мне то, что так нравилось мне в борьбе, поэтому сразу после окончания школы я решил сделать карьеру военного.

Армия научила меня учиться. До этого всякий раз, когда меня пытались чему-то научить, я впадал в спячку, но необычная обстановка, в которую я попал, почти сразу превратила меня в прилежного ученика. Так что мои советы смотреть шире и учиться на своих ошибках – это указания моих армейских наставников, которые помогали мне, несмотря на все мое сумасбродство и неумение сосредотачиваться. Даже малой части навыков, полученных мной в юности, было вполне достаточно, чтобы все неприятности обратились мне во благо и стали проводниками в мир йоги, сделавшей мою жизнь такой замечательной.

Падения

В четырнадцать лет я познакомился с алкоголем и наркотиками. Это была любовь с первого взгляда. Напрасно родители и учителя пытались что-то предпринять – мое отчуждение все возрастало. Удовольствие от нескольких банок пива стало для меня важнее любых неприятностей, которые неизбежно возникали из-за моих вредных привычек, и следующие двенадцать лет прошли в погоне за этим удовольствием – в ущерб отношениям, талантам, возможностям и здоровью, как физическому, так и умственному. Тяжелее всего было по утрам, когда я сполна пожинал плоды своих удовольствий. Я все еще был ребенком, хотя выглядел как взрослый.

Однажды меня заставили посетить встречу по программе двенадцати шагов, и около часа я слушал истории разных людей, а затем помолился. Так началась моя трезвая жизнь. Следующие несколько лет я не употреблял алкоголь, много молился и слушал. Конечно, я ходил на работу, платил за жилье и делал многие другие обычные вещи, но в основном я слушал, молился и пытался осознать то, что произошло со мной. Я бросил то, что заставляло меня страдать, и в свободное время, когда я не был на встрече или на работе, я ощущал себя человеком с разбитым сердцем. Эта боль научила меня одной важной вещи: надо уметь ценить простые радости.

Подъемы

На тех встречах, о которых я уже говорил, много внимания уделялось смирению, умениям и благодарности, а также тому месту, которое они должны занимать в нашей жизни. Новая жизнь должна была вывести нас на путь служения, и, чтобы удерживать ее в этом русле, необходимо было делиться с окружающими той любовью и красотой, которую давала нам трезвость. Это был крайне полезный и мотивирующий опыт. Какое-то время я поработал техником скорой помощи, а позже стал консультантом по зависимостям. Моя жизнь налаживалась, и мне хотелось быть в центре событий. Еще через пять лет я исполнил свою мечту – стал сотрудником организации по уходу за трудными подростками. Работа была не из легких, но благодаря ей в моей жизни появилось равновесие между заботой о себе и заботой об окружающих. Встречи по программе двенадцати шагов показали мне важную вещь: помогая в исцелении другим, я исцеляюсь сам. Это подтвердилось и в работе с подростками – я не смогу никому помочь, пока не исправлюсь сам. Парадоксальность жизни, которую я выбрал для себя, – жизни, посвященной служению, – подтолкнула меня к йоге.

Намерение и бытие

Встречи по программе двенадцати шагов учили меня жить осознанно, быть целостной личностью и интересоваться истинной природой вещей. Забота об окружающих стала образом жизни, а страху противопоставлялась вера. Лучшего образования и другой цели мне и не нужно было. А благодаря тем, кто преподавал мне йогу, я научился воплощать в жизнь благодарность, переполнявшую мое сердце. Они умели правильно использовать воздух, проходящий по их телам, и ощущать почву под ногами. Вместе с физической силой и ритмичным дыханием я обрел настоящую свободу – от времени, себя самого и своих мыслей. Я учился с любовью познавать каждую деталь окружающего мира: прикосновение листа, солнечный луч на коже. Каждый день был полон открытий, и день ото дня их становилось все больше. Работа с подростками требовала максимальной отдачи, и йога давала мне все, что нужно было для этого.

От тьмы к свету

Моя жизнь была похожа на сон. Я учился создавать исцеляющие пространства для детей, которые страдали от боли; моя наркомания осталась в прошлом, и я встретил женщину, на которой впоследствии женился. Калейдоскоп событий вращался с огромной скоростью, но у этого сна была и обратная сторона. Среди детей, с которыми я работал, многие страдали посттравматическим стрессовым расстройством. Их боль заставила меня задуматься о собственных психологических проблемах и о том, что с ними надо что-то делать, иначе они испортят мне жизнь. Поэтому я занялся йогой. Коврик и подушка стали моими лучшими друзьями в борьбе с хаосом, ежедневно вторгавшимся в мою жизнь.

Неблагополучное детство лишило меня чувства безопасности и комфорта. Йога вернула мне их с лихвой – я научился испытывать их вне зависимости от обстоятельств. К сожалению, детские травмы затормаживают умственное развитие, а зависимость только усугубляет ситуацию. Благодаря йоге я заметил, что мой мозг не лучшим образом реагирует на реальность, и она же помогла мне справиться с этой проблемой, повысив мою мозговую активность. Занятия йогой сделали меня сообразительнее и мудрее, они стали безопасной бухтой в бурном житейском море. Медленно, но уверенно я перестал быть человеком, который мне так не нравился, и жизнь пошла в гору – всего за несколько лет я стал консультантом по зависимостям, женился и начал учиться на социального работника. Все пошло по плану.

Социальная работа

Я отчаянно хотел быть полезным и стать частью сообщества целителей, и это привело меня в социальную работу. То, чем я занимался в Новой Англии в девяностых, требовало строгости к себе, сострадания и смирения. Если у этого и была обратная сторона, то это высокие стандарты, установленные моими коллегами. За символическую плату они являли чудеса исцеления, доброты, великодушия, общения, понимания и лидерства. Эта работа бесконечно вдохновляла меня, она дала мне понять, что я могу быть полезен – могу поддерживать людей, делать их смелее, помогать им духовно развиваться, и я окунулся в нее с головой. Я нашел дом, а с помощью йоги я старался держаться на уровне общества, стремившегося к максимальному самовыражению.

Решив получить образование социального работника, в 1994 году я подал заявление в школу колледжа Смита, но мне ответили, что у меня недостаточно опыта, и отказали. Я продолжал работать и в 1997-м снова подал заявление – на этот раз успешно. Следующие несколько лет я, используя навыки, полученные в программе двенадцати шагов, прилежно получал знания, к которым так стремился.

Колледж Смита оказался точно таким, каким я его себе представлял. У меня были замечательные преподаватели и забавные однокурсники. Единственной проблемой были деньги – в течение трех лет учебы мне негде было их заработать. Мне повезло: друг моей семьи открыл центр здоровья и предложил мне место преподавателя йоги. Я решил, что это отличная возможность подрабатывать после занятий, и согласился. По окончании первого семестра я получил свой первый чек от центра здоровья и гордо продемонстрировал его своей жене. Так мне удалось улучшить свое финансовое положение, страдавшее из-за того, что в свои тридцать лет я все еще сидел за партой.

Когда учитель готов

Я очень волновался, готовясь провести свой первый урок. Но на следующее утро я воодушевился, более того, я прямо-таки парил над землей. Я должен был преподавать пять дней в неделю, так что этот опыт мог продемонстрировать мне все плюсы и минусы учительства. Где я только не проводил свои занятия: в зале заседаний, студии каратэ, центре здоровья и даже чьей-то гостиной. Днем я был неприметным студентом социальной работы в простых летних брюках, но вечером я становился учителем йоги, обтянутым трико, несущим исцеление всем нуждающимся. Со временем я понял, что преподавание йоги тоже своего рода социальная работа. Особенно мне нравилось то, что в йоге соединялось духовное и физическое, – многие люди часто теряли связь и с тем, и с другим.

Было время, когда я словно раздвоился. С одной стороны, мне нравилось преподавать йогу, но с другой – меня привлекали и бесприбыльные виды деятельности, прежде всего в моральном и философском плане. Другими словами, мое сердце было отдано социальной работе, но я был способным преподавателем йоги и не хотел лишиться этих способностей. В конце концов я нашел компромисс: в преподавании йоги я задействовал свои знания социальной сферы. Даже коммерческая студия йоги могла стать местом, где люди могут собираться и вместе улучшать свою жизнь. Со смешанным чувством радости и горечи я оставил школу и посвятил следующие десять лет созданию такого места.

Счастливое предназначение

Трудно сказать, чем было для меня преподавание йоги. В юности я упустил много возможностей, идя на поводу у своей зависимости, и теперь я посвятил всего себя этому делу. Прошло много лет, а я все еще вспоминаю одно воскресное утро. Больше ста человек упорно трудятся в зале, стремясь достичь того уровня блаженства, когда ты начинаешь буквально светиться изнутри. Кто-то смеется, и я тоже улыбаюсь, потому что я – часть того будущего, которое мы вместе творим здесь. Такое ощущение, что это будет длиться вечно.

Новое знание

Одним весенним вечером у нас родилась дочь, которую мы назвали Жасмин, а другим весенним утром мы принесли домой сына, Дилана. Мы с женой перекрасили стены, купили детские бутылочки и чашки, пополнили ряды молодых родителей на детских площадках. Нам пришлось узнать, как бесконечно долго тянутся два часа между шестью и восемью утра и как быстро пролетают часы сна, если они вообще есть. Мы работали усерднее, чем могли себе представить, но это оказалось вполне реальным. С нами случилось чудо: создав семью, мы стали теми, кем должны были стать. Сейчас, когда я пишу эти слова, Жасмин сидит возле меня и делает домашнее задание по математике, а Дилан только что вернулся с тренировки по борьбе и занимается своим научным проектом. Для меня нет ничего более прекрасного и радостного, чем наблюдать за ними.

Сидеть неподвижно

С рождением детей я понял, что теперь живу в новом мире, который требует других навыков. Быть членом семьи – значит осознавать, что твое поведение влияет на окружающих. Когда я в последний раз ссорился с Жасмин, я видел, что она едва сдерживается, чтобы не сказать мне что-то, чего она не должна говорить. Чтобы причинить боль родному человеку, не обязательно к нему прикасаться. Мне пришлось столкнуться с тем, чему меня не могли научить родители. Например, благодаря им я знаю, как построить дом, в котором можно счастливо жить с женой и детьми, но они не могли рассказать мне, как заставить себя сначала думать, а потом реагировать; как увидеть разницу между человеком и его поведением; как прощать и как радоваться простым вещам. Наконец, они не могли научить меня осознанности и состраданию, которые рождаются, когда ты сидишь неподвижно. Для этого нужна была практика – такая же, как когда-то для поддержания трезвости. Это было нелегко, но все же я сделал это.

Передача эстафеты

Через год после рождения Дилана вместо преподавания в студии я начал готовить тренеров по йоге. Любовь к семье и ответственность за нее многому научили меня, и это оказало влияние на то, что я преподавал своим ученикам. Красной нитью сквозь мою жизнь проходила медитация. То, что я осознал с ее помощью, помогало мне совмещать потребности моей новой семьи и работы. Лучший вид деятельности и бытия – ничего не делать и ничем не быть. Я написал эту книгу в знак благодарности своим учителям и ученикам, с ее помощью мне хотелось бы передать дальше то, чему я от них научился.

Содержание книги

Эта книга состоит из семи глав. Я старался вместить в них все самое практичное и современное, что есть в учениях Будды и Патанджали, чтобы не превращать книгу в академический труд.

Сначала я рассказываю о непринужденности, созвучной с буддистскими практиками и положениями йоги, а также с моим личным опытом. Эту главу я написал для того, чтобы читатели не превращали медитацию в соревнование, а использовали ее для саморазвития.

Далее идет обсуждение отказа от насилия и необходимости практики. В этих главах соединяется то, что предписывает буддизм, и моральные ограничения йоги. Кроме того, в них описано понятие ниямы

– нравственные предписания йоги. В этих практиках значительную роль играют этика и отношения, которые делают вас свободными и целеустремленными.

Следующая глава посвящена воспитанию осознанности – одному из ключевых моментов медитации. Патанджали и Будда учат, что человек не может быть свободен, пока не получит способность наблюдать за собой и своей жизнью отчужденно. Это видение и есть осознанность, практическое применение которой я описываю здесь.

Дальнейшие главы позволяют читателю немного расслабиться. В них я предлагаю упражнения, которые учат видеть вещи такими, какими они есть. Кроме того, они учат сострадать, разделять радость, любить и сохранять невозмутимость. Эти качества в буддизме называются неизмеримыми, или брахмавихарами.

Также они присутствуют в Йога-сутрах Патанджали. Но после того как человек получает способность видеть природу вещей, он начинает задаваться вопросом: как правильно реагировать на несовершенство и болезненность жизни? В этих главах объясняется, что
брахмавихары
– это путь к правильному видению мира, в котором мы живем.

В заключительной главе я описал собственный жизненный опыт. Последнее время я осознаю, что разные аспекты моей практики, такие как деятельность и неподвижность, становятся единым целым на уровне намерения и бытия. Намерение ориентирует человека положительно смотреть на себя и мир, создавать что-то новое, чтобы таким образом высказать то, что лежит на сердце. А категория бытия связана со способностью человека наслаждаться своей жизнью. Эта глава подает йогу как практику воплощения намерений в жизнь.

Каждая глава описывает определенный образ жизни и мысли, который помогает тем, кто намерен жить в любви и счастье. Поэтому эту книгу можно читать подряд, если вы любите порядок и последовательность, или открывать в любом месте, чтобы узнать, что принесет вам этот день. В любом случае вы получите поддержку в выражении ваших сердечных желаний.

Примечание к ежедневным размышлениям: в целом это эссе о методах йоги, осознанности и сострадания. Каждое из них нацелено на то, чтобы читатель внимательно рассмотрел эти практики. Кроме того, они предлагают выработать собственное мнение о вопросах, которые в них рассмотрены. Так что конечная цель ежедневных размышлений – не навязать вам мое мнение, но заинтересовать вас поиском собственной истины.

Намасте, Рольф

21.01.2015

Санта-Круз, Калифорния

Йога как система саморазвития: послесловие

Из всего вышесказанного следует сделать следующие выводы.

Йога – это очень эффективная система духовного самосовершенствования. Но кроме продвижения по духовному пути, она позволяет менять к лучшему повседневную жизнь. Благодаря ей человек становится более здоровым и осознанным, более энергичным. Как следствие он становится более эффективным в делах, в помощи себе и окружающим. По мере практики уходят страдания и проявляется внутренняя удовлетворённость. Человек гармонично развивается, продвигаясь к духовным вершинам и раскрывая внутренний источник счастья, независящий от внешнего мира.

*** Изображение в начале статьи: кадр youtube, канал Ty Landrum (Into the Sun | Ashtanga Yoga Demo).

Пранаяма и медитация

Пранаяма – это дыхательное упражнение, посредством которого обретается контроль над праной – жизненной энергией. Прана очень тесно связанна с разумом. Когда достигается контроль над праной, достигается контроль над разумом. Манипуляции с воздухом, с процессом дыхания, создают ассоциацию с праной. Пранаяма позволяет накапливать прану. Эта энергия необходима как для повседневной жизни, так и для достижения духовных высот. Чем больше у человека праны, тем более он осознан и более эффективен в обычной жизни.

Медитация – это состояние сосредоточения на чём-то одном или отсутствие мыслей, но при этом всё внимание собрано в единый поток. Разум находится в состоянии ясности.

Это естественное состояние, в котором нет напряжения, но сохраняется бодрость и осознанность. Обычно под медитацией понимают такое состояние, когда человек очень глубоко чем-то увлечён, и всё остальное на это время перестаёт восприниматься его сознанием. В состоянии высшей медитации практикующий собирает всё своё внимание в единый поток и вытаскивает его из восприятия внешнего материального мира и внутреннего собственного психического мира. Затем внимание направляется на самосознание, на самого себя, отличного от тела и разума.

Цели выполнения йогических упражнений – асан

Асаны имеют несколько значений в йоге:

  • Перестройка физических процессов, улучшение здоровья. Асаны помогают устранить физические несовершенства. Помогают улучшить здоровье, укрепить организм для дальнейшей практики медитации.
  • Удобная поза для медитации. При неподвижном состоянии тела ум тоже становится неподвижным.
  • Воздействие на состояние разума посредством манипуляций с телом.

Тело связанно с разумом в единое целое. Для достижения цели йоги нужно научиться управлять разумом. Он должен быть поставлен под контроль. Но сделать это напрямую не так просто, особенно для неискушенных медитацией людей. Разум – это не физическая оболочка, но на него влияет то, что происходит с физическим телом, так как существует взаимная обратная связь. Мозг – это проекция разума на физический уровень. Когда мыслительная деятельность затухает, разум тоже успокаивается.

Физическое тело служит эффективным инструментом для работы с разумом. Асаны особым образом воздействую на процессы, протекающие в мозге. Когда выполняются асаны, от мышц поступают определённые сигналы, в результате их вытяжения или силовой нагрузки. Эти сигналы влияют на процессы в мозге. Он их распознаёт как критическую нагрузку и начинает отключать все паразитические или менее важные процессы. Это нужно для сохранения энергии, необходимой для жизнедеятельности системы. Асаны таким хитрым образом создают в мозге программу на сохранение энергии, имитируя опасную ситуацию. На самом деле организм не испытывает критическую нагрузку, но сигналы от мышц, при вытяжении, похожи на сигналы, генерирующиеся при больших физических нагрузках.

Поэтому мозг отключает все посторонние мыслительные процессы, организм переходит в режим экономии сил. Человек успокаивается и энергия сохраняется в системе. А затем энергия используется на полезную работу. Так как разум связан с мозгом, он тоже приходит в состояние спокойствия и им становится легче управлять. В таком состоянии легче достичь медитации.

Философия йоги: карма и реинкарнация

Согласно йоге все живые существа проживают не одну жизнь. После смерти сознание живых существ вновь воплощается в новом теле. Смерть – это только переход от одного состояния к другому. Так сознание может переходить из жизни в жизнь, рождаясь и умирая миллионы раз. Это продолжается до тех пор, пока существо не достигнет самоосознания. Тогда оно освободится от тюрьмы материального мира. С незапамятных времён, в процессе существования множества вселенных, существа проходят эволюцию в разных телах.

Сущности получают тела мельчайших частиц материи, затем тела одноклеточных, далее тела растений, потом тела животных. После долгой эволюции сознания, оно обретает возможность родиться в теле человека. Эти циклы рождения и смертей называют колесом сансары. Чем лучше карма существа, тем более совершенное тело оно обретает. Считается, что очень тяжело получить тело человека, это редкая возможность достичь освобождения из круговорота сансары.

Карма – это закон причины и следствия. Почти каждое живое существо имеет свою карму, обусловленную предыдущими действиями в этой или прошлой жизни. Лишь немногие святые и просветлённые могут воплощаться здесь, не имея карму. Цель йоги – это выход из плоскости кармы, освобождение как от плохой, так и от хорошей кармы. Карма хранится в самом человеке и в составляющих внешнего материального мира. Она существует в человеке как отпечатки в глубоких структурах разума. Пока человек отождествляется с этими структурами, он из жизни в жизнь носит с собой свою карму, так как после смерти эти составляющие не распадаются, и в следующем воплощении они формируют новое тело.

Эта память как программа определяет рождение существа и его будущую жизнь. Например, сознанию, привыкшему к телу растения, сложно родиться в теле человека, оно не сможет управлять им. Максимум оно может перейти в тело животного.

Но по сути, человек – это свободное сознание, отождествляющееся со своей кармой, разумом и телом. Преодолев это отождествление, преодолевается карма. По мере практики медитаций человек осознаёт свою независимость от кармы и обретает способность изменять её в той или иной степени.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: