Рождение Ханумана
Многие и различные истории о рождении Ханумана приводятся в Пуранической литературе и кратко перечислены ниже.
Семя извергнутое Шивой, чьи эротические чувства возбудились при виде Вишну, переодетого как красавица Мохини, было получено Саптарши и направлено в утробу Анджаны, и Хануман родился из него. (Шива Пурана, Сатарудра самхита).
Дашаратха разделил между своими женами божественный пудинг, полученный при проведении путракамешти яджны, который был приготовлен так, что мог дать благословение детьми. Так или иначе, змей схватил кусок пудинга и улетел с ним. На своем пути пудинг упал из пасти змея в руки Анджаны, которая делала тапас в лесу. Она съела пудинг и родился Хануман, сын Анджаны, так как пудинг обладал чрезвычайными свойствами. (Ананда Рамаяна).
Шива, однажды в своей свирепой и лучезарной форме вошел в Кесари, мужа Анджаны и совершил половой акт с ней. После этого Ваю (бога ветра) также имели половой акт с ней. Таким образом, в результате полового акта с обеими богами, Анджана забеременела. Позже, Анджана собиралась бросить в горной долине своего новорожденного ребенка, это было ужасным, но Ваю (бога ветра) вмешался и спас ребенка. Хануман, таким образом, был ребенком, родившимся от Шивы и Ваю. (Бхавишйа Пурана, Притисарга Парва).
Фактическим отцом Ханумана был Шива. Ганапати родился у Шивы и Парвати, когда они играли в лесу под видом слонов. После этого Шива и Парвати играла в лесу под видом обезьян, в результате чего Парвати забеременела. Парвати не нравилась идея быть матерью обезьяны и Шива, с помощью своей йогической силы вверил ребенка (в состоянии эмбриона), который был в утробе Парвати богу ветра Ваю, который носил его с собой повсюду, пока тот не стал созревшим, тогда он был отдан для рождения Анджане, самке обезьяны. Обезьяну, которую звали Кесари, была ее мужем. Таким образом Хануман родился как сын Анджаны.
Анджана также имеет свою собственную историю. Когда-то она была у Брихаспати служанкой по имени Пунджикастхала. Однажды она пошла собирать цветы, когда физическая близость других молодых женщин пленила ее так сильно, что ее эротические чувства пробудились очень сильно, не собрав цветов она вернулась домой и покрыла Брихаспати с поцелуями. Брихаспати был чрезвычайно рассержен недостойным поведением его служанки и проклял ее, превратив в самку обезьяны. Ей было сказано, что она проживет какое-то время с мужем обезьяной, а затем получит ребенка через энергию Шивы, после чего она вернется к Брихаспати как служанка. И, в соответствии с этим, Пунджикастхала стала самкой обезьяны по имени Анджана и жила в лесу со своим мужем — красивой обезьяной, которую звали Кесари.
Это было во время когда Анджана делала тапас, чтобы она могла забеременеть от Шивы, когда Шива и Парвати играли в лесу под видом обезьян, и Парвати задумала ребенка в конечном счете сделать сыном Анджаны.
Даже когда Анджана была беременна ребенком в своей утробе, она много страдала от рук Бали. Услышав от Нарады, что сын Шивы родится из утробы Анджаны, Бали опасался, что рождение такого сына поставит под угрозу его власть над обезьянами. Чтобы защититься от чрезвычайной угрозы, Бали, как советовал Нарада, выпустил пять металлов (золото, медь, железо, олово и цинк) в жидкой форме в желудок Анджаны. (Это средство вызывает аборт). Но, эта попытка потерпела неудачу. Вместо убийства ребенка пятью металлами в утробе Анджаны, они стали ушными украшениями, и Хануман, таким образом, родился с украшениями в ушах. (Камба Рамаяна Пурваканда).
Кто это
Сейчас (особенно в далекой от специфики Востока Европе) Хануман известен как индийский бог обезьян. Это довольно поверхностная характеристика, его история гораздо интереснее. Хануман — вождь армии обезьян, божество, часто считающееся одним из воплощений высшего бога Шивы. Сын полубогини Аджаны, супруги Кешани, и Ваю, бога ветра, влюбившегося в ее красоту. Также Ханумана иногда называют Аджанея (по имени матери) или Марути, что значит «сын ветра». Имя же Хануман дословно означает «тот, у кого сломана челюсть».
Действительно, по морде этот наглец получил в свое время от Индры (бога неба, грома и войны) за кощунственную попытку съесть солнце. Хотя, удачливый Хануман даже из такой позорной ситуации извлек выгоду, ведь исцеливший его позднее Брахма добавил ему в качестве утешения неуязвимость ко всем видам оружия. Хануман — это верный друг и соратник легендарного воителя Рамы (главного героя эпоса «Рамаяна»), тот, кто всегда был рядом и помогал Раме достигать его целей — победы над Раваной, возвращения верной Ситы и по праву принадлежащего ему трона.
Знаете ли вы? Легендарный царь обезьян Сунь Укун — популярный персонаж китайской мифологии, герой «Великого путешествия на Запад» во многом списан именно с индийского Ханумана.
Получение имени и благословения
Как только Хануман родился, Анджана была освобождена от проклятия, и она захотела вернуться на небеса. Дитя обезьяны спросило свою мать, каково его будущее и какую он должен принести пользу в жизни. Она заверила его, что он никогда не будет уничтожен, и что фрукты, спелые, как восходящее солнце (она указала ему на солнце) будут составлять его еду. И Анджана вернулась на небеса.
Думая, что светящееся и сверкающее Солнце была пищей для него и должно быть съеденным, ребенок обезьяны сделал один прыжок к нему и близко приблизился к Солнцу. Но, видя Раху, больше чем Солнце, он прыгнул на него и попытался его съесть. Видя эти попытки ребенка обезьяны, Индра использовал свое оружие ваджраюдха (удар молнии) против него. Оружие достигло его подбородка и ранило, в тяжелом положении он упал на землю. Ваю (бог ветра), который увидел своего падающего ребенка раненым, унес его в Паталу. Тогда Вайю (воздух) покинул по этой причине землю, всё остановилось и стало безжизненным. Всё живое было на грани смерти от удушья. Тогда Брахма и другие пошли в Паталу, успокоили Ваю и радовались ребенку обезьяны. Ваджра Индры сделала шрам на его Хану (челюсти или подбородке) обезьяны ребенка и он был назван богами Ханумана, получив следующее благословления:
- Брахма: Желаю тебе жить так долго, сколько существует Брахма.
- Махавишну: Ты можешь жить всю жизнь как величайший преданный Богу.
- Индра: никакое оружие любого рода не сможет ранить или поразить твое тело.
- Агни: Огонь никогда не причинит тебе вреда.
- Кала: Даже смерть не будет судьей тебе.
- Все Дэвы: Не будет никого равного тебе по силе и скорости.
- Брахма благословил Ханумана снова дав ему больше физической силы, чем Гаруде.
- Вайю благословил его, чтобы он имел более высокую скорость, чем та которой обладает он сам.
(Вальмики Рамаяна, Балаканда, Песнь 15; Уттарарамаяна; Камбарарамаяна, Пурваканда; Адбхутарамаяна).
Значение аватаров бога Шивы (Вишну) в индуизме
Кроме множества богов и богинь, индуисты верят в десять воплощений (аватаров) бога Вишну. Одним его воплощений является Рама, созданный, чтобы уничтожить Равану, злого правителя Ланки. С целью помочь Раме, бог Брахма приказывает некоторым богам и богиням принять облик «варана», или обезьян. Индра – бог войны и погоды, возродился как Бали; солнечный бог Сурья как Сугрива; Брихаспати, наставник богов Павана и Тара, бог ветра, воплотился как Хануман, самый быстрый, мудрый и сильный из всех обезьян.
Образование
Родившись от Шивы и за счет энергии Шивы в нем, Хануман достиг отрочества немедленно. Для изучения четырех Вед и шести шастр он мысленно выбрал Сурью, как своего наставника, и подошел к нему с просьбой изучить Веды и другие тексты. Surya согласился взять Ханумана в ученики при условии, что последнему не будет разрешено сидеть с Балакхильей в колеснице Сурьи и учиться. С открытой книгой в руках и сосредоточив свое внимание на лице Сурьи, Хануман пересек небо и в течение короткого периода в шестьдесят часов, он освоил все Веды и шастры основательно хорошо. Хотя Сурья сказал, что он будет обдумывать с большим интересом, какую с Ханумана взять дакшину (плата за обучение) Ханумана хотел, чтобы Сурья принять нечто большее, чем дакшина, и Сурья сказал следующее: «Если ты предлагаешь мне что-то большее, чем дакшина, я скажу тебе. Мой сын Сугрива живет на земле с Бали, и он не такой сильный и мощный, как Бали. Окажи помощь Сугриве, как его министр и будь его постоянным спутником». Счастливый от слов Сурьи, Хануман вернулся в лес и жил как министр Сугривы.
О суперспособностях
Хануман обладал такой физической мощью, что мало кто даже из сильнейших демонов мог с ним соперничать. Также он мог летать (что неудивительно, учитывая его происхождение) и перемещаться в пространстве с огромной скоростью. Кроме того, этот удивительный бог разгонял облака, левитировал предметы, принимал форму животных и других объектов, понимал язык птиц, мог значительно увеличиваться и уменьшаться в размерах. Все эти способности не раз выручали его и его друзей.
Что примечательно, за свои проказы Хануман был проклят индийскими мудрецами. Рассерженные тем, что Аджанея крадет их вещи, отшельники наложили ограничения на его силы: Хануман мог пользоваться ими только для помощи попавшим в беду, в другое время не осознавая своих возможностей. В дальнейшем Хануман совершал великие и удивительные деяния ради других, чем заслужил славу благородного героя. Именно благодаря его свершениям в Индии он почитается как бог, хотя, судя по проделкам юности, был он той еще обезьяной.
Узнайте, кто такой Кришна и Кали-разрушительница.
Прыжок через океан
Когда Рама со своей армией подошел к побережью, путь им преградили казавшиеся бескрайними воды. Чтобы вернуть Ситу, океан следовало пересечь, но воины боялись сделать это. Тогда Хануман решил проделать путь в одиночку. Он значительно увеличился в размерах, с силой оттолкнулся от земли, которая просела под его весом, и отправился в полет. По пути он отказался от отдыха и помощи, одолел в бою чудовищного змея и злобную великаншу, и попал в Ланку.
Важно! Во многом благодаря Хануману обезьяна в Индии считается священным животным. Так что охотиться на них и причинять им вред нельзя. Это затрудняет самооборону в случае их нападения, поэтому, пребывая в Индии, при контакте с приматами следует соблюдать крайнюю осторожность.
О подвигах в городе
В городе Хануман не терял времени даром. Он сразил грозную демоницу, стража врат, нашел место, где томилась в заключении Сита, и уже собрался возвращаться, как его пленили слуги Раваны. Они подожгли его хвост, но бог с головой обезьяны был далеко не глуп. Используя свою способность менять размер, он разросся почти до неба и, мечась по городу, учинил страшные пожары, погубив множество врагов и пощадив тех немногих, что помогали ему в поисках Ситы.
О лечебном холме
История о лечебном холме показывает, как сила и желание способны двигать горы. Для тяжело раненого Лакшмана (брата Рамы) необходимо было как можно скорее достать целебные травы, что произрастали только на холме Сандживи. Хануман немедленно отправился на его поиски, попутно победив коварного ракшаса и избавив от проклятья плененные им души. Времени на поиск трав оставалось так мало, что Хануман принес к Лакшману целый холм.
Любителям индийской философии будет интересно почитать «Бхагавад-гиту».
О задувании свечей в подземном мире
Еще раз спастись Раме и Лакшману Хануман помог в подземном мире. Чтобы освободить друзей, ему следовало убить сына Раваны Махиравану, но сделать это можно было, лишь одновременно задув пять свечей, что поддерживали своим пламенем его жизнь. И тут Хануману пригодились его умения — он обратился в пятиликое существо и с легкостью задул свечи.
Взятие в плен Кушей и Лавой
Яджнашва (жертвенный конь) от Ашвамедха Яджна Шри Рамы, шел с контингентом армии Рамы и отдыхал в палатке, поставленной рядом с жилищем Гаутамы. Куша и Лава вместе захватили лошадь. Хануман, который бросился к тому месту узнав об этом, был связан по рукам и ногам лианами Кушей и Лавой и отнесен в жилище отшельника. Сита, тогда находилась в этом жилище размышляя о прошлом и повторяла слово «Рама». Униженный Ханумана пробудил её от мечтаний. Она была ошеломлена, увидев Ханумана в этом положении и освободила его из плена своих сыновей. (Камба Рамана, Уттараканда).