Предисловие[править | править код]
Мне доставляет особое удовольствие писать предисловие к этому дополненному, переработанному и актуализированному изданию «Анатомии йоги», являющемуся еще одним плодом сотрудничества с моим другом Эйми Мэтьюз. Когда мы работаем вместе с ней, создается такое впечатление, будто наши индивидуальные знания и опыт — это два полушария мозга, которые, дополняя друг друга, в совокупности создают супермозг. Очень приятно, общаясь с человеком, чувствовать себя намного умнее, чем в одиночку. А если добавить талант нашего замечательного иллюстратора Шэрон Эллис и творческую помощь команды «Breathing Project», получается чрезвычайно мощное сочетание.
Успех первого издания нашей книги, вышедшей летом 2007 года, удивил, пожалуй, всех. Она переведена на 19 языков. К настоящему моменту продано 300 тысяч экземпляров, и в США она остается самой популярной среди всех книг, посвященных йоге. Мы получили массу восторженных откликов читателей, многие из которых преподают йогу. Они включили эту книгу в перечень обязательной литературы на своих занятиях. Кроме того, ее используют в своей деятельности ортопеды, хиропрактики, физиотерапевты, тренеры по фитнесу и пилатесу.
Особенно положительно были восприняты читателями две первые главы, в которых говорится о дыхании и позвоночнике. Как бы я хотел, чтобы содержащаяся в них информация была доступна мне 25 лет назад, когда я только пытался подвести анатомическую основу под обучение правильному дыханию при выполнении асан! Я очень рад, что эта часть книги оценена положительно, и поэтому новое издание содержит больше иллюстраций на данную тему. В нем более подробно обсуждается проблема внутреннего равновесия, разъясняется, что такое бандхи, дается краткая история эволюции позвоночника — всё, что было опущено в первом издании из-за нехватки места.
По некоторым вопросам мы с Эйми получили критические замечания от читателей, коллег и уважаемых профессионалов во многих областях деятельности. Мы учли их, внеся многочисленные изменения в текст. К числу самых важных относятся две новые главы о скелетной и мышечной системах, принадлежащие перу Эйми. Для них характерно поразительное сочетание сложности темы и простоты изложения. Благодаря этим главам становятся доступными некоторые специфические анатомические аспекты, встречающиеся в описаниях асан и касающиеся главным образом действий суставов и мышц.
Мы заново написали вместе главу 5, где излагаются принципы анализа асан. Ее следует прочитать прежде, чем переходить к конкретным асанам, потому что она объясняет наш нетрадиционный подход к их классификации, технике дыхания, работе суставов и мышц.
Эйми полностью переработала раздел, посвященный асанам. Она убрала оттуда спорную классификацию, некоторые термины, концепции и добавила информацию, поясняющую действия суставов и мышц. Лидия Мэнн помогла нам изложить переработанные сведения в виде таблиц, улучшающих восприятие. Дополнительно включены некоторые варианты асан и изменены подписи к отдельным иллюстрациям.
Мы с Эйми уверены, что новое издание «Анатомии йоги» по-прежнему будет оставаться ценным источником информации для всех, кто занимается йогой и преподает ее. Надеемся, что чтение книги доставит вам такое же удовольствие, как нам — работа над ней. Ждем ваших отзывов!
Лесли Каминофф, Нью-Йорк, сентябрь 2011 года
Физиология йоги
Физиология йоги изучает влияние техник хатха-йоги на физиологические составляющие человека.
С каждым днем в мире все больше увеличивается интерес к изучению хатха-йоги. В основе системы хатха-йога лежат разнообразные техники работы с телом – асана (положение тела, форма, позиция) и пранаяма (дыхательные практики и задержки дыхания), основной целью которых является специфическое воздействие на организм человека. Одна из целей системы хатха-йога – совершенное здоровье и увеличение продолжительности жизни человека, посредством комплексного воздействия на органы и системы организма.
Физиология йоги исследовать вопросы подобного типа:
- Влияние техник йоги на ВНС
- Влияние техник йоги на ССС
- Физиология медитационных практик
- Традиционные методы психофизического самосовершенствования и другие
Более подробную информацию и некоторые исследования по физиологии йоги вы можете увидеть в соответствующем разделе нашего сайта.
Наиболее корректно рассматривать влияние методов хатха-йоги на 3-х планах. Как пример говорил один из величайших учителей современности Свами Сатьянда Сарасвати: “Йога-асана дейсвует на 3 плана человека: физический, психологический и духовный”
Влияние на физиологию:
Мышцы и суставы, нервная и эндокринная, дыхательная и выделительная системы, а также система кровообращения скоординированы таким образом, чтобы поддерживать и облегчать функционирование друг друга. Асаны увеличивают адаптивные функции организма, делают тело сильным и гибким. Поддерживают тело в оптимальном состоянии, способствуют выздоровлению больных органов и омоложению организма в целом.
На психику:
Асаны делают разум сильным, способным преодолевать боль и несчастья. Они развивают решительность, сосредоточенность и уверенность. В ходе регулярной практики асан уравновешенность становится нормальным состоянием разума. Все проблемы мира, все тревоги и печали вы сможете встретить с абсолютным спокойствием. Ум успокаивается, краски жизни становятся более светлыми, а трудности превращаются в средство достижения совершенного психического здоровья. Практика асан пробуждает спящие энергии, которые вызывают у окружающих чувство доверия и стремления к человеку, излучающего их. Происходит расширение сознания, человек способен увидеть себя и окружающий мир.
Йога – асана и духовность:
Асаны являются третьей ступенью восьмиступенного пути Раджа-йоги, и в данном аспекте, асаны подготавливают тело и ум к более высоким практикам йоги, а именно: к пратьяхаре — отвлечению органов чувств от объектов, дхаране — сосредоточению, дхьяне — медитации и самадхи — достижению космического сознания. Классические тексты по хатха-йоге:«Хатха-Йога Прадипика» и «Гхеранда-Самхита». И хотя асаны сами по себе не могут дать духовного просветления, они, тем не менее, являются важной частью духовного пути. Некоторые люди полагают, что асаны — это всего лишь физические упражнения, не имеющие никакой связи с духовным развитием. Это совершенно неверная точка зрения. Для тех, кто стремится пробудить и развить свои психические способности, асаны являются почти неизбежной необходимостью!
Т.е в физиологическом аспекте речь идет о рассмотрении методов йоги на организм человека и развитии сознательного управления и регуляции моторной, сенсорной, вегетативной и другой физиологической деятельности, т. е. сознательное воздействие на соматические и психические функции.
Тело человека насчитывает около 200 сегментов поперечно-полосатой мускулатуры, каждый из которых окружен фасцией, переходящей в сухожилие и прикрепляющееся к кости. Кроме того, в местах сочленения костей – суставах, находятся связки, образующие суставные сумки.
Каждый такой сегмент имеет рецепторы, через которые ЦНС получает соответствующую информацию о силе и характере раздражения (возбуждения). Непосредственная локализация этого раздражения – кора головного мозга.
Таким образом, стимулируя определенные группы мышц, используя статический и динамический режим работы, а также растягивание и расслабление мышц, при помощи двигательных действий и поз, возможным становится опосредованное воздействие на ЦНС.
Стимуляция определенных зон коры головного мозга (кортико-висцеральное взаимодействие), оказывает воздействие на мыслительный процесс и связанные с ним чувства и эмоции. Психическая деятельность, в свою очередь, воздействует как на скелетную так и на гладко-мышечную мускулатуру внутренних органов.
Кроме того, определенные положения тела воздействуют на эндокринную систему, что так же проявляется в соответствующих реакциях организма. Использование различных средств и методов работы с опорно-двигательным аппаратом, позволяет достигать необходимых функциональных реакций и состояний организма человека, для выполнения или решения им соответствующих задач.
Говоря языком физиологии, происходит воздействие на функциональное состояние ЦНС, то есть на психические и физиологические функции организма. Используя эти знания и возможности, человек может корректировать различные дисфункции своего организма.
Такой процесс самопознания позволяет вывести человеческое существо на новую ступень эволюционно значимых изменений и, как следствие, более высокий уровень реализации личности. Однако практическое достижение этих изменений, как например коррекция позвоночника или избавление от хронического стресса, требует специальных знаний и должно реализовываться постепенно. Первое время необходимо практиковать под наблюдением квалифицированного специалиста, который сможет отслеживать правильность выполнения и адаптировать комплексы персональной практики под изменение состояния организма.
Традиционно считается, что асаны хатха-йоги могут практиковаться в любом возрасте, вплоть до глубокой старости. Последователи системы сумели чисто эмпирически, путем обобщения векового опыта, открыть основную общебиологическую закономерность: правильно подобранная и дозированная функциональная нагрузка, при регулярном систематическом повторении в виде упражнений, формирует и совершенствует организм, его ткани, органы и системы.
Занятия хатха-йогой способствуют приобретению навыка глубокого расслабления, что так же благотворно влияет на эмоциональную сферу, со временем формируя стрессоустойчивость. Тренировка психоэмоциональной устойчивости дает человеку возможность даже сознательно снижать болевой синдром.
Более подробно о физиологии йоги можно узнать на курсах углубленного изучения йоги.
Выражение благодарности[править | править код]
Прежде всего мне хотелось бы выразить благодарность своей семье жене Уме и сыновьям Саше, Джею и Шону. Их терпение, понимание любовь помогали мне на протяжении долгих лет, пока я обдумывал, писал и редактировал эту книгу. Хотелось бы также поблагодарить моих родителей за то, что они поддерживали столь необычный интерес сына на протяжении пяти десятков лет. Пожалуй, самый большой подарок, который родители могут сделать ребенку, — дать ему возможность самостоятельно выбирать свой путь в жизни.
Это был поистине коллективный проект, и он никогда не воплотился бы в жизнь без постоянной и очень ценной помощи многих талантливых- и целеустремленных людей. Лидия Мэнн, которую можно было бы назвать главным двигателем проекта, — талантливый дизайнер, художник и отличный друг. Она была рядом со мной на каждом этапе работы — организовывала,, выясняла, уточняла структуру книги, делала основную массу снимков (включая фото автора) и разработала макет обложки. Без помощи Лидии книга все еще находилась бы где-то между моей головой и жестким диском компьютера.
Шэрон Эллис зарекомендовала себя как умелый, вдумчивый и гибкий иллюстратор медицинских текстов. Когда я впервые познакомился образцами ее творчества в интернете и привлек ее к работе над проектом, она совершенно не разбиралась в йоге, но уже вскоре оперировала терминами на санскрите и названиями поз с такой легкостью, словно была опытным специалистом в этой области.
Этот проект никогда не состоялся бы, если бы сотрудниками издательства «Human Kinetics» не была разработана его главная идея, в основу которой положены в первую очередь исследования Мартина Барнарда. В реализации проекта большую роль сыграла поддержка издательства в лице Лея Килокка, Лоры Подески и Джейсона Мьюзиника. Мне трудно найти слова благодарности за их помощь и терпение, главным образом за терпение.
Особо хочется поблагодарить моего литературного агента и хорошего друга Боба Табиана, который обладает большой мудростью и опытом. Он был первым человеком, который разглядел во мне будущего автора и никогда не терял веры в то, что я действительно смогу им стать.
Моими учителями и вдохновителями на всем этом пути были Свами Вишну Девананда, Линда Хьюи, Лерой Перри-младш, Джек Скотт, Ларри Пейн, Крейг Нельсон, Гарри Крафтсоу, Йен Диански, Стиви Шрам, Уильям Лесассье, Дэвид Горман, Бонни Бейнбридж Коэн, Лен Истер, Джил Хедли и Том Майерс. Я также благодарен всем моим бывшим и нынешним ученикам и клиентам, которые стали моими постоянными и требовательными учителями.
Огромную признательность хотелось бы выразить всем моделям, которые позировали для иллюстраций. Это Эйми Мэтьюз, Алана Корнфелд, Джанет Ашкенази, Марико Хиракава (вы можете увидеть ее на обложке), Стив Руни (который также предоставил для фотосъемок свою студию в Международном центре фотографии), Иден Келлнер, Элизабет Лаккет, Дерек Ньюман, Карл Хоровитц, Дж. Браун, Джиоти Ларсон, Надя Ноттингем, Ричард Фримен, Арджуна (Рональд Стайнер), Эдди Стерн, Шон Каминофф и Ума Макнил. Большое спасибо также обществу «Krishnamacharya Yoga Mandiram» за разрешение использовать их фотографии для иллюстраций поз махамудра и мулабандхасана.
Неоценимую помощь в создании книги оказали также Джен Харрис, Эдиа Кал ев, Леандро Вилларо, Руди Бах, Дженна О’Брайен, Сара Барнаби, а также все преподаватели, сотрудники, студенты и помощники курсов дыхательной гимнастики «Breathing Project».
Лесли Каминофф
Прежде всего я хотела бы поблагодарить Лесли за щедрость духа. С того момента, как в 2003 году я впервые попала по его приглашению в «Breathing Project», он неустанно поддерживал меня в преподавательской деятельности, рекомендовал мои уроки и семинары ученикам, а затем предложил поучаствовать в работе над этой книгой.
Я и представить себе не могла, что в конечном итоге получится из этой «неплохой идеи»! В процессе написания и первого, и второго издания мы много беседовали друг с другом, сопоставляя и оттачивая свои мысли.
За то, что я стала преподавателем, хочу поблагодарить в первую очередь свою семью. Родители постоянно поощряли мое стремление понять себя. Отец всегда был готов ответить мне на любой вопрос, а мать стимулировала желание самостоятельно постигать истину. Они внушили мне, что я способна к исследовательской работе и что у меня могут быть собственные мысли. В том, чем я занималась, для них не было мелочей.
Большое спасибо всем учителям, которые развивали мою любознательность и стимулировали тягу к знаниям, особенно Элисон Уэст — за привитие исследовательского духа на занятиях йогой, Марку Уитвеллу — за постоянное напоминание о качествах, необходимых преподавателю йоги, Айрин Дауд — за энтузиазм и стремление к совершенству, Джилу Хедли— за то, что он воспитал во мне желание браться за незнакомые дела, и Бонни Бейнбридж Коэн, которая демонстрирует пример страстной увлеченности работой, что делает ее непревзойденным учителем.
В подготовке материалов для второго издания участвовали многие люди. Я чрезвычайно благодарна Хлое Чанг Миснер за редактирование черновиков новых глав и Мишель Гей за то, что она задавала мне в ходе работы массу полезных вопросов. Большое спасибо персоналу «Breathing Project», особенно Алане, Эде, Элисон и Алисии за то, что подменяли меня, давая возможность работать вместе с Лесли над книгой.
Я очень благодарна всем, кто поддерживал меня в процессе написания книги: моим дорогим подругам Мишель и Эйнсли, участницам наших кухонных посиделок Уэнди, Элизабет и Тарине, а также Кидни и всем остальным, кто изводил меня вопросами о том, как продвигается работа. Я выражаю искреннюю признательность своим ученикам Муншедоу, Рейвен-Лайт, Майклу, Розмари и Джесс за поддержку. Огромное спасибо Саре, которая вдохновляет меня на творчество и продолжение преподавательской работы.
Эйми Мэтьюз
Асаны: основные рекомендации
Прежде чем приступить к практике асан, следует рассмотреть различные рекомендации для повышения эффективности вашей практики. В первую очередь, следует понимать, что наше физическое тело — это одна из наших оболочек, и она самая грубая. У нас есть также энергетическое тело, на которое и будет производиться основное воздействие. Практика асан приводит к повышению уровня энергетики, которое в свою очередь может привести к непредсказуемым результатам. К примеру, если есть какая-либо зависимость, то эта зависимость может усилиться вплоть до полной невозможности её контролировать. С другой стороны, с помощью асан можно также от этой зависимости и избавиться. Поэтому в данном случае всё индивидуально, и следует проявлять здравомыслие и вести наблюдение за своим состоянием, чтобы асаны не принесли больше вреда, нежели пользы. Чтобы повысить эффективность и не причинить себе вред практикой асан, следует выполнять следующие рекомендации:
1. Лучшее время для выполнения асан — ранее утро. Энергия вокруг в это время более благостна. Идеальный вариант для практики — до восхода солнца. Эффективность выполнения в это время повышается в разы. Но привязываться ко времени дня не стоит.
2. При регулярной практике асан рекомендуется придерживаться определённой диеты. В первую очередь, следует исключить мясные продукты, так как они причиняют серьёзный вред на уровне физического тела, энергетического тела и даже на уровне сознания. Также рекомендуется воздерживаться от продуктов, которые сильно закрепощают тело и очень замедляют продвижение в практике.
Это соль, сахар, мучное, жирное, жареное. Рекомендуется исключить слизеобразующие продукты — картофель, молочные продукты, хлебобулочные изделия. Рекомендуется увеличить количество сырой растительной пищи в рационе до 70 %, это позволит содержать тело в чистоте и обеспечит энергией. При таком рационе гибкость и растяжка будут улучшаться намного быстрее по мере продвижения в практике асан.
3. Постарайтесь отслеживать, куда вы тратите свою энергию. Порой можно заметить, что после практики асан ваши вредные привычки начинают ещё больше завладевать вами, и, если раньше вы съедали одно пирожное, то теперь стали съедать четыре, раньше смотрели одну серию любимого сериала перед сном, а теперь смотрите две. Это происходит как раз по причине увеличения уровня энергии, и эта энергия сливается ещё больше на привычные зависимости. В таком случае следует либо сократить практику, либо учиться перенаправлять энергию на нечто более позитивное. Постарайтесь заранее, до практики, запланировать, чем вы займётесь после практики асан. Желательно, чтобы это было какое-то объективно полезное дело. Ещё лучше, если оно будет полезно не только вам, но и окружающим. Если же после практики асан вы предаётесь праздному времяпровождению и развлечениям в ещё большем объёме, чем до того, как стали практиковать йогу, то смысла в такой практике не больше, чем пытаться нести воду в решете. Уровень энергии будет повышаться, а зависимости только усиливаться.
4. Постарайтесь создать должную мотивацию. Если ваша мотивация будет недостаточно сильной, практика йоги закончится после первых же трудностей или наступления периода застоя в ней, который случается довольно часто. Если вы стали заниматься йогой для улучшения здоровья и решения каких-то проблем с ним, то задумайтесь, как можно будет использовать такой эффективный инструмент, как йога, когда ваше заболевание уйдёт, а здоровье наладится. На самом деле, здоровье — это самое меньшее, чего можно достичь в йоге. Возможности перед усердным практиком открываются просто заоблачные и, если у вас будет достойная мотивация, то достичь можно гораздо большего, чем просто абсолютного здоровья.
5. Желательно не принимать душ в течение 1–2 часов после практики. Практика асан позволила накопить вам энергию, а вода всю эту энергию заберёт себе. Поэтому, если есть такая возможность, то душ лучше принять через пару часов после практики, а первое время после неё лучше максимально эффективно использовать для каких-нибудь полезных дел, чтобы эффективно вложить накопленную энергию.
6. Старайтесь не останавливаться на каком-то одном комплексе асан — всё время что-нибудь новое привносите в свою практику. Если выполнять одни и те же асаны на протяжении долгого времени, то, скорее всего, будет застой в вашей развитии, так как вы будете прорабатывать одни и те же энергетические каналы и работать с одними и теми же качествами своей личности. Это приведёт к тому, что какие-то качества будут гипертрофированы, а какие-то — вовсе не развиты. Также рекомендуется сосредоточить своё внимание на выполнении тех асан, которые даются тяжелее всего. Это значит, что именно в определённых энергетических каналах есть какие-то проблемы и их нужно прорабатывать в первую очередь.
7. Следует отметить, что практика асан должна содержать в себе элемент аскезы. Если во время нахождения в асане вы чувствуете приятное расслабленное состояние, то эффекта от такой практики немного. Важно понимать, речь идёт не о том, чтобы постоянно закручивать себя в узел и терпеть адскую боль, это также является крайностью. Но лёгкий дискомфорт (а возможно, иногда можно позволить не такой уж и лёгкий) должен быть. Потому что именно дискомфорт позволяет проработать какие-то внутренние проблемы, путём воздействия на физическое тело и прочистить энергетические каналы. На самом деле, любая проблема в нашем теле и сознании — это засорение того или иного энергетического канала. И чтобы его очистить и пустить по нему энергию, следует приложить определённые усилия, которые всегда происходят посредством определённого чувства дискомфорта.
8. Чтобы практика асан не происходила по принципу «шаг вперед и два назад», рекомендуется ограничить негативное информационное и энергетическое воздействие на ваше сознание по мере возможности. Речь не идёт, разумеется, о том, чтобы уйти в лес и стать отшельником, — такая практика йоги тоже не будет иметь смысла. Но вот перестать смотреть телевизор, слушать деструктивную музыку (а такой сейчас подавляющее большинство), ограничить общение с теми людьми, которые по вашим субъективным наблюдениям негативно на вас влияют. Речь не идёт о том, чтобы прекратить общение со всеми друзьями и знакомыми, но если вы видите, что после общения с тем или иным человеком вы чувствуете себя подавленным или обессиленным, то, скорее всего, вы просто «кормите» его той энергией, которую накопили во время практик. Насколько это разумно и полезно для вас обоих — решать вам.
Это основные рекомендации, соблюдение которых позволит вам повысить эффективность своей практики и не сойти с пути, когда проявятся какие-то трудности, а они проявятся обязательно. Потому что развитие — это всегда преодоление себя. Лёгкой и приятной может быть только деградация. И каждый делает свой выбор, куда ему двигаться. Но опыт показывает, что всё «лёгкое и приятное» в конечном итоге ни к чему хорошему не приводит. А тот, кто прикладывает усилия к своему развитию, начинает жить более эффективно как для себя, так и для окружающих. Какие же перспективы открывает перед нами практика асан?
Введение[править | править код]
Данная книга ни в коем случае не может служить всеобъемлющим пособием по анатомии человека, равно как и в полной мере отражать все неисчерпаемое учение йоги. Обе эти области содержат бесконечное множество крупных и мелких деталей, каждая из которых интересна и важна в соответствующем контексте. Наша же задача заключается в том, чтобы продемонстрировать самые важные аспекты анатомии, которые могут оказаться полезными всем, кто занимается йогой, — как ученикам, так и учителям.
Истинное «я» обитает в физическом теле[править | править код]
Цель йоги состоит в познании своего истинного «я», которое обитает глубоко внутри нас. Зачастую этот процесс окутывается мистикой и исходит из предположения, что истинное «я» существует в неких нематериальных измерениях. Мы же в своей книге придерживаемся противоположного мнения и считаем, что эти поиски следует вести, путешествуя по своему физическому телу. Это поможет нам не только разобраться в анатомии, но и обнаружить реальные явления, лежащие в основе самой концепции йоги — материального тела как вместилища духа. Мы проводим четкое разграничение между мистикой (восприятием сверхъестественной реальности с помощью неких экстрасенсорных средств) и духовным началом.
Взаимосвязь йоги и анатомии объясняется просто: главные принципы йоги основаны на глубоком понимании устройства человеческого тела. Основная цель тех, кто изучает йогу, — познание своего «я», а это «я» обитает в физическом теле.
Практика, познание и смирение[править | править код]
Унаследованные нами древние учения формировались в процессе наблюдения за жизнью во всех ее формах и проявлениях. Пристальное наблюдение положило начало практической йоге (крия-йога), которую в классическом виде сформулировал Патанджали и закрепил в своей известной молитве Райнхольд Нибур(американский протестантский теолог: «Боже, дай мне мужества изменить то, что я могу и должен изменить, смирения, чтобы принять то, чего изменить нельзя, и мудрости, чтобы отличить одно от другого».). В рамках этой практики мы учимся пониманию (свад-хьяя) того, что бывают вещи, которые мы способны изменить (тапах), и те, которых мы изменить не можем (ишвара пранидхана).
Разве этого недостаточно для того, чтобы изучать анатомию в контексте йоги? Мы хотим знать, что находится у нас внутри, чтобы понимать, почему одни вещи меняются относительно легко, а другие — с большим трудом. Сколько сил надо приложить, чтобы преодолеть собственное сопротивление? В каких случаях необходимо признать, что дальнейшие изменения невозможны? И для изменений, и для признания их невозможности нужны определенные усилия. Смирение — это тоже акт воли. Существуют вечные вопросы, ответы на которые меняются каждый день. Именно поэтому мы должны неустанно их задавать.
В этом нам помогут некоторые познания в анатомии, особенно если включить в круг нашего рассмотрения вопросы дыхания. Почему дыхание имеет такое значение в йоге? Оно имеет двойственную природу, поскольку может совершаться как сознательно, так и неосознанно. Это одна из иллюстраций вечного вопроса о том, что мы можем, а чего не можем изменить.
Добро пожаловать в мою лабораторию[править | править код]
Возможности, которые йога предоставляет для изучения анатомии, основываются на том, что жизненная сила проявляет себя посредством движений тела, дыхания и разума. Источником древней и очень метафоричной терминологии йоги являются реальные анатомические наблюдения миллионов последователей данного учения, проводившиеся на протяжении нескольких тысяч лет. Все они имели общую лабораторию — человеческое тело. В своей книге мы ставили перед собой цель провести экскурсию по этой «лаборатории», объяснить, как работает ее «оборудование» и какую пользу из него можно извлечь. Мы не стремились дать вам инструкции по выполнению упражнений какого-то одного из направлений йоги. Наша задача — продемонстрировать вам физические принципы, которым подчиняются все разновидности данной практики.
Поскольку в йоге подчеркивается взаимосвязь дыхания и движений позвоночника, мы обратим особое внимание на эти две системы. Рассматривая все остальные структуры тела в свете этой взаимосвязи, йога является неким объединяющим принципом при изучении анатомии. Поэтому мы отдаем должное принятой в йоге концепции динамической взаимосвязи всех систем организма, а не ограничиваемся только анализом поз и перечислением их полезных свойств.
У нас есть все, что требуется[править | править код]
Древние йоги придерживались мнения, что в действительности у нас три тела — физическое, астральное и каузальное. С этой точки зрения анатомия йоги представляет собой изучение слабых потоков энергии, проходящих между слоями этих тел. Мы не ставили перед собой цель подтвердить или опровергнуть подобное мнение. Мы хотим лишь представить вам свой взгляд на вещи, который заключается в том, что если вы читаете эту книгу, то, следовательно, обладаете разумом и телом, которое живет и дышит в гравитационном поле. Поэтому упражнения, позволяющие ясно мыслить, легко дышать и эффективно двигаться, принесут вам огромную пользу.
В этом и состоит основное предназначение йоги — достичь единства разума, дыхания и тела.
Другой древний принцип гласит, что главная задача йоги заключается в устранении препятствий, затрудняющих нормальное функционирование систем организма. Звучит достаточно банально, тем не менее данное утверждение противоречит широко распространенному мнению, что все наши проблемы связаны с нехваткой или отсутствием чего-то. Йога учит, что все, что нам необходимо для здоровья и счастья, уже имеется внутри нас. Надо только выявить и устранить препятствия, мешающие действию естественных сил, «подобно тому как крестьянин разрушает плотину, чтобы направить воду на поля»(Патанджали. «Йога-сутры», гл. 4, сутра 3. Цитируется по Т. К. V. Desicachar, «The Heart of Yoga: Developing Personal Practice» (Inner Traditions International, 1995).. Это отличная новость для всех людей независимо от возраста, состояния здоровья и степени подвижности: если вы дышите и обладаете разумом, вам можно заниматься йогой.
Из колыбели — к преодолению силы тяжести[править | править код]
Вместо того чтобы представлять себе мышцы как средство приведения в движение системы рычагов и их сочленений с целью противодействия силе тяжести, давайте взглянем на организм как на динамическое сочетание сосудов, каналов и полостей, самостоятельно поддерживающих свою форму.
Сохранение формы во многом происходит без участия мышц, нуждающихся в обмене веществ для выполнения своих функций. Мы называем это явление принципом внутреннего равновесия. Наиболее наглядно он проявляется в совместной работе позвоночника, грудной клетки и таза в условиях механического воздействия извне. Полости тела, поддерживаемые этими структурами, испытывают на себе разность давлений, поэтому находящиеся в них органы вопреки силе тяжести стремятся двигаться вверх, в направлении зоны пониженного давления в грудной клетке.
Почему для того, чтобы овладеть глубинными источниками внутренней поддержки, нам требуется практика? В течение всей жизни мы используем усилия мышц для противодействия силе тяжести, а сложившиеся за долгие годы модели дыхания служат средством регуляции внутреннего эмоционального фона. И поддержание осанки, и дыхание в большинстве случаев носят непроизвольный характер — до тех пор, пока мы сознательно не вносим в них какие-то изменения (тапах), например в ходе занятий йогой. Именно поэтому йогу можно считать средством управления стрессом.
В данном контексте систематическое выполнение приведенных в книге асан устраняет барьеры с пути глубинных сил саморегуляции. В каждом случае мы даем указания, касающиеся правильного положения тела и техники дыхания.
Но не следует рассматривать асаны как способ внесения порядка в системы организма. Скорее, в данном случае речь идет об отыскании внутреннего порядка, заложенного от природы. Конечно, мы обращаем внимание на правильный вход в асану и последовательность движений, но мы не живем, чтобы заниматься йогой. Наоборот, мы занимаемся йогой, чтобы жить с чувством легкости, радости и благодарности.
Текст книги «Анатомия хатха-йоги»
Дэвид Коултер Анатомия хатха-йоги
H. DAVID COULTER
ANATOMY OF HATHA YOGA:
A MANUAL FOR STUDENTS, TEACHERS, AND PRACTITIONERS
First published by Body & Breath, Inc.
Печатается с разрешения издательства Body & Breath, Inc. и литературных агентств Sylvia Hayse Literary Agency LLC, www.sylviahayseliterary.com и Nova Littera SIA.
Все права защищены. Ни одна часть данного издания не может быть воспроизведена или использована в какой-либо форме, включая электронную, фотокопирование, магнитную запись или иные способы хранения и воспроизведения информации, без предварительного письменного разрешения правообладателя.
© 2001 by H. David Coulter
© 2001 by Timothy McCall
© ООО «Издательство АСТ», 2020
* * *
Предисловие
Приверженцы хатха-йоги убеждены в ее целительных возможностях, в ее эффективности при множестве заболеваний – от боли в позвоночнике и туннельного синдрома до рассеянного склероза и синдрома приобретенного иммунодефицита.
Несмотря на всплеск популярности йоги, ученые и врачи не спешат раскрыть ей свои объятия. Для научного и медицинского сообщества йога остается мистическим и почти религиозным учением, не имеющим никакой естественно-научной опоры.
Однако по мере того, как Запад все больше поворачивается лицом к Востоку, усиливается и интерес к эмпирическим методам традиционной восточной медицины. Но западная медицина неумолимо требует объективных доказательств и описания механизмов действия.
Прорыв начался в девяностых годах, когда кардиолог Дин Орниш показал, что занятия йогой и соблюдение определенной диеты способствует устранению блокады коронарных артерий (что прежде считалось невозможным), а Мариан Гарфинкель и его коллеги доказали эффективность хатха-йоги в лечении синдрома карпального канала, этого бича компьютерной эры.
Проведению масштабных рандомизированных и контролируемых исследований мешают несколько обстоятельств: недостаток финансирования, ибо в отличие от фармацевтической отрасли йога финансово не поддерживается мощными транснациональными корпорациями. Ждать таких исследований в ближайшие годы не приходится.
Однако неужели не стоит опробовать метод, который не причиняет вреда здоровью и – что феноменально – производит положительный побочный эффект?
Удивляет и еще одно обстоятельство: даже среди других методов альтернативной медицины йога занимает место нелюбимой падчерицы. Ее считают всего лишь «средством, снимающим стресс».
В этом контексте я, как йог и врач (имевший хорошую подготовку по анатомии, но почти все забывший, в чем сознаюсь очень неохотно даже самому себе), получу огромную пользу от книги Дэвида Коултера, которую вы сейчас держите в руках. В ней автор, преданный приверженец йоги и профессор анатомии, преподававший ее в двух именитых университетах, перекидывает мост от эмпирической йоги к современной биологической науке, находя естественно-научные объяснения целительной эффективности древней йоги. Неподготовленному читателю я советую не отчаиваться и не спешить, и тогда – как и в йоге – его усилия будут вознаграждены.
Тимоти МакКолл,
Бостон, Массачусетс, январь 2001 года.
Эта книга была задумана двадцать пять лет назад, когда я преподавал нейробиологию, гистологию и нормальную анатомию на кафедре клеточной биологии и нейроанатомии Миннесотского университета. В это же время я познакомился с йогой. Тогда в Миннесоте часто читал лекции Свами Рама, основатель Гималайского института. Именно он утверждал, что йога – это не физические упражнения и не религия, но настоящая наука, и он хотел, чтобы этот факт был подтвержден биомедицинскими научными исследованиями. Именно это было целью его частых визитов на Запад, и эта цель была отражена в названии основанного им учебного заведения – Гималайского международного института научной и философской йоги. Идея соединения йоги с современной наукой нашла в моей душе живейший отклик. Вскоре после того, как я сообщил о своем интересе Свамиджи, он перезвонил мне, пригласил к себе с предложением поговорить о написании книги о связи анатомии и хатха-йоги. Так было положено – в 1976 году – начало этого проекта.
Попытки начать писать книгу я предпринимал неоднократно, но без особого успеха. Так оно и шло, ни шатко, ни валко, с лета 1976 по 1995 год, когда после многих мягких (и не очень мягких) увещеваний Свамиджи поставил вопрос ребром: я должен, не уклоняясь от своего долга, закончить книгу. Если я попытаюсь бежать, предостерег меня учитель, то он найдет меня и на краю Земли, и страшно представить, что он тогда со мной сделает. По счастью, он успел увидеть сырую, но законченную книгу за год до своей кончины в ноябре 1996 года.
Введение
Всеобъемлющее руководство по анатомии хатха-йоги следовало написать давно, но этого не случилось, и моя книга – попытка восполнить этот пробел. После размышлений, продолжавшихся двадцать пять лет, мне стало ясно, что такая работа должна связать воедино две темы: во-первых, описание поз хатха-йоги (асан) с помощью анатомической терминологии и, во-вторых, согласование с данными медицинской науки результатов воздействия асан на работу организма. В этом отношении основное внимание в книге уделено скелетно-мышечной, нервной, дыхательной и сердечно-сосудистой системам: скелетно-мышечной, потому что ее посредством выполняются упражнения, нервной, потому что именно она управляет всеми нашими произвольными мышечными движениями, дыхательной системе, потому что в йоге именно дыханию придается особое значение, сердечно-сосудистой системе, потому что неестественные позы невозможно оценить, не понимая динамику кровообращения. Большинство утверждений основано на практике – на экспериментах, наблюдениях за работой собственного тела и анализе этих ощущений и наблюдений.
Книга предназначена для преподавателей йоги, медицинских специалистов и всех, кто интересуется структурными и функциональными аспектами хатха-йоги. Эта книга будет также полезна сторонникам альтернативной медицины, так как научит их полноценно общаться с поборниками строго научной современной медицины. Для того чтобы эффективно помочь всем этим людям, я включил в книгу только тот материал, который признан в современной биомедицинской науке, избегая упоминания таких, не относящихся к научной физике понятий, как прана, надис и чакры, подтвердить наличие которых в настоящее время невозможно научными методами, поскольку у этих понятий нет очевидных параллелей в биологической науке рубежа третьего тысячелетия.
Книга начинается с обсуждения некоторых основных предпосылок, задающих работе философскую тональность и предполагающих вдумчивый и физически обоснованный подход к позам. После вступления следуют десять глав, три из которых составляют необходимый фундамент для понимания остальных семи. В первой главе изложены основные принципы анатомии и физиологии хатха-йоги. Вторая глава посвящена дыханию, так как способ его очень важен для правильного выполнения движений и поз. За описанием дыхания, в третьей главе, обсуждаются упражнения для тазовой области и живота, и этому есть три причины: во многих из этих упражнений используются специализированные способы дыхания, эти упражнения разогревают мышцы и готовят организм к выполнению поз, а кроме того, надо помнить, что таз и живот – это основа и фундамент человеческого тела. В четвертой главе рассматриваются стоячие позы, так как именно они очень важны для начинающих учеников и служат подготовительным этапом для овладения разгибательными, наклонными и вращательными позами, которые детально рассмотрены в главах 5, 6 и 7. Положение головы и плеч, включая сведения по работе сердечно-сосудистой системы, обсуждается в главах 9 и 10. Позы для релаксации и медитации рассматриваются последними, в главе 10.
Будет полезно поэкспериментировать с каждой позой, предпочтительно в том порядке, в каком они приведены в книге. Такой подход поможет лучше усвоить анатомию костно-мышечной системы во всем ее богатстве, привнесет вкус науки в вашу жизнь, а также позволит понять строение тела и научиться безопасно им пользоваться. Если некоторые разделы покажутся вам неподъемными, то вы всегда сможете легко выйти из положения – просто переверните страницу или несколько страниц. Переходите непосредственно к описаниям поз, и тогда большую часть обсуждения вы поймете из контекста. Однако все время помните, что знание – это сила, и для того, чтобы с пользой общаться с любителями, у которых возникают чисто технические вопросы, или с медиками, у которых вы, возможно, захотите спросить совета, вам все же придется освоить наиболее трудные разделы этой книги – этого потребует сама жизнь. Тем же, для кого чтение этих разделов не представит особого труда, я рекомендую заглянуть в книгу Альтера «Наука гибкости», а также и в другие источники, приведенные в конце книги.
Обоснование
Во второй половине двадцатого века школы хатха-йоги пустили корни на Западе. Некоторые из этих школ основывались на аутентичной устной традиции йоги. Некоторые были модифицированы, так как их руководители стремились идти навстречу современным требованиям, но их учителя не порывали при этом с древним искусством, наукой и философией йоги. Были, правда, и такие учителя, которые разработали современные модификации хатха-йоги, на которые традиционалисты смотрели не без некоторого подозрения. Представьте себе, например, такую рекламу в книжном магазине: «Станьте богатыми, молодыми и красивыми с помощью хатха-йоги!» Я бы, пожалуй, купил книгу…
Многие школы хатха-йоги по-разному подходят к умению учеников выполнять позы и упражнения (это умение зависит от тренированности, возраста и состояния здоровья). Собственно говоря, эта разница не столь уж важна, потому что главное в хатха-йоге – это не овладение сложными позами и не достижение сказочной гибкости, а осознание: осознание собственного тела, осознание дыхания, а для тех, кто читает эту книгу, – осознание анатомических принципов, лежащих в основе каждой позы. Из осознания вытекает умение владеть собственным телом, а уже из него возникают грация и красота. Даже неумелое выполнение поз начинающими учениками несет в себе зародыш равновесия и элегантности.
Как достичь такого совершенства – это уже другой вопрос, и поэтому приведенные ниже указания не следует воспринимать как заповеди, высеченные в камне; их цель – создание системы отсчета, опираясь на которую можно обсуждать анатомию хатха-йоги.
Сосредоточение внимания
Сосредоточьте внимание на собственном теле. Можно сосредоточиться на дыхании, тканях, которые в данный момент подвергаются растяжению, на суставах, скорости движений или взаимоотношении дыхания и растяжения. Можно сконцентрироваться также на принятии позы и выходе из нее. Полная сосредоточенность на всем происходящем в организме доступна лишь опытным практикам; рассеянное внимание характерно для начинающих и не зависит от трудности позы. Хатха-йога тренирует не только тело, но и сознание, разум, поэтому все время, делая упражнения, максимально фокусируйте внимание.
Осознание дыхания
В главах 2–7 мы увидим, что вдох помогает овладеть многими позами, придавая устойчивость грудной клетке и туловищу. Например, если вы ляжете ничком на пол и попытаетесь выполнить позу кобры (см. рис. 2.10), то заметите, что это легче сделать на вдохе. С другой стороны, есть позы, которые легче принимать на выдохе. Если вы попробуете сесть и наклониться вперед, то увидите, что на выдохе легче приблизить грудную клетку к бедрам (см. рис. 6.13). В любом случае вы получите двойное преимущество: брюшное дыхание (с участием диафрагмы) способствует растяжению тканей, а осознание этих эффектов помогает доводить позу до совершенства, исправляя мелкие погрешности.
Принимая позы, следите за тем, чтобы дыхательные пути были открыты, дышите через нос, спокойно, ровно и плавно. Никогда не задерживайте дыхание и не сопровождайте дыхание звуками, если только этого не требуют правила выполнения некоторых практик.
Создание прочной основы
При выполнении каждой асаны проанализируйте ее архитектуру и выделите основные мышцы, которые ее поддерживают: при выполнении стоячих поз – это мышцы-разгибатели нижних конечностей; мышцы плечевого пояса, шеи и позвоночника, а также мышцы туловища в стойке на плечах; все мышцы тела при выполнении позы павлина. Обращайте внимание и на анатомию заинтересованной области тела – для того, чтобы избежать травм и лучше понять суть позы.
Есть и еще одна основа тела – соединительная ткань, пронизывающая все тело, в особенности та соединительная ткань, которая связывает в единое целое опорно-двигательную систему. Соединительная ткань напоминает арматуру, которая усиливает конструкции из бетона; она не видна, но соединяет части в единое целое и не дает им рассыпаться. Для того чтобы укрепить эту ткань, готовясь к выполнению самых трудных поз, сосредоточьтесь прежде всего на суставных капсулах, сухожилиях, связках и соединительнотканных футлярах, одевающих мышцы. Практический метод достижения этой цели заключается в тренировке силы мышц в последовательности изнутри наружу, начиная с центральных мышц туловища и заканчивая мышцами конечностей. Если вы начнете с мышц конечностей, то рискуете получить боль в суставах, так как они окажутся не подготовленными к нагрузке. Если вы не штангист, то растяжение и гибкость представляют для вас не самую главную проблему. Только по мере овладения мастерством можно обращать все большее внимание увеличению амплитуды движений в суставах.
Принятие позы и выход из нее
Приняв позу, вы на некоторое время застываете в состоянии покоя. Это успокаивающее ощущение, но наслаждаться этим состоянием можно только при условии, если вы полностью осознаете, как приняли позу и как будете из нее выходить. Если вы будете рывками переходить от одной позы к другой, то не сможете насладиться этим путешествием, а оно само не менее важно, чем его цель. Поэтому принимать позу и выходить из нее надо медленно и осознанно. Двигаясь, наблюдайте за своим телом: следите за кистями, запястьями, предплечьями, локтями, плечами и плечевым поясом; за стопами, голеностопными суставами, голенями, коленями, бедрами и тазобедренными суставами; за тазом, животом, грудной клеткой, шеей и головой. Очень скоро у вас появится осознание работы тела, вы почувствуете, что организм функционирует как единое целое, а это поможет вам выявить недостатки практики и устранить их. Когда вы научитесь двигаться более грациозно, вам станет легче выполнять позы.
Не игнорируйте боль
Прислушиваетесь ли вы к боли и ее сигналам? Если у вас болит спина, то меняете ли вы позу, чтобы уменьшить боль? Трепетно ли вы относитесь к своему телу, или вас так захватывают упражнения, что вы готовы забыть о боли? Если вы не прислушиваетесь к голосу тела, то вы – первый кандидат на растяжение мышц, тендинит, ущемления нервов и травмы межпозвоночных дисков. Для того чтобы избежать связанных с хатха-йогой травм, нужно уважительно относиться к собственному организму.
Занимаясь хатха-йогой, надо всеми силами избегать боли. Если у вас за плечами нет многолетних тренировок, то игнорирование боли не только приведет к травме, но породит страх; ваша нервная система сохранит это ощущение и каждый раз будет мешать повторить позу. Боль – это дар; она говорит нам, что в организме возникли какие-то неприятности. Проанализируйте их природу; не спешите, и, руководствуясь самоощущениями и наставлениями компетентного учителя, вы сможете сделать другое упражнение, которое позволит преодолеть трудность без ненужной боли.
Приучите себя к регулярности и осторожности
Старайтесь заниматься каждый день в одно и то же время. Такая привычка поможет легче анализировать прогресс. Самое лучшее время для занятий – это утренние часы – скованность во всем теле подсказывает, что в занятиях надо соблюдать меру и проявлять и осторожность. Позже, в течение дня, эта чувствительность утрачивается, и, соответственно, повышается риск травм. Воспитывайте в себе радостное отношение к занятиям, станьте энтузиастом, преодолейте утреннюю скованность, а по вечерам проявляйте осторожность, чтобы не причинить себе травму. В любой момент, когда вы вдруг почувствовали себя необычно сильным, гибким и живым, берегитесь. Именно в такие моменты вы рискуете зайти слишком далеко.
Берите на себя ответственность
Заниматься следует со знающим учителем, но в то же время необходимо уметь брать на себя ответственность за свои действия и решения. Инструктор может оказаться энергичным человеком и подгонять вас к спешке, но вы должны сами судить, на что способны в данный момент. Многие позы хатха-йоги далеки от естественных поз человеческого тела и высвечивают слабые места в теле, поэтому вам следует самим решать, как делать то или иное упражнение и стоит ли его вообще делать. Один из критериев правильной тактики – хорошее самочувствие не только в течение часа после занятия, но и в течение суток. К тому же учитывайте противопоказания к каждой позе и к каждой группе поз: если сомневаетесь, посоветуйтесь с врачом, знакомым с хатха-йогой.
Воспитывайте в себе терпение
Учитесь у черепахи. Воспитывайте в себе терпение; продвигайтесь вперед медленно, но неуклонно, пусть даже прогресс кажется вам недостаточно быстрым. Помните, что цель хатха-йоги – не только наращивание силы и гибкости; если вы преследуете только эти цели, то вас может постигнуть разочарование. Для того чтобы добиться хороших результатов, необходимо терпение и еще раз терпение. Самое опасное – это думать, будто можно достичь замечательных результатов, не прикладывая к этому никаких усилий. Такой подход чреват двумя неблагоприятными эффектами: во-первых, это отвлекает ваше внимание от предстоящей работы и внушает ложные представления о ней; а во-вторых, он делает невозможным усвоение того, что происходит в данную минуту. Поэтому вы должны преисполниться решимости практиковать йогу, ощущая свои действия каждой клеточкой тела, радуясь действию, независимо от результатов, и избавившись от пустых ожиданий.
Глава первая. Движение и поза
Главный организующий принцип, лежащий в основе движений и поз человека, – поле тяготения. Наглядный пример – невесомость в космическом корабле, где астронавты безвольно болтаются в пространстве кабины, если не пристегнуты к месту, а вне корабля могут перемещаться только с помощью ранцевых ракетных двигателей, переносящих их с одного рабочего места на другое. Для того чтобы выполнять упражнения, препятствующие вымыванию кальция из костей в условиях невесомости, им приходится работать на специальных тренажерах, накрепко привинченных к полу. Астронавты не могут делать трех самых обычных земных вещей: ходить, бегать и поднимать тяжести. Если бы они попытались заняться спаррингом, то просто нелепо отшвыривали бы друг друга в разные стороны.
Но вернемся на Землю и задумаемся над тем, как сила тяжести влияет на занятия хатха-йогой. Мы часто забываем, что сила тяжести буквально приковывает нас к земле. Когда мы входим в позу кобры, или саранчи, или в позу лука, мы приподнимаем над полом части тела, преодолевая силу тяжести. В стойке на плечах сила тяжести придавливает их к полу. В положении стоя мы бы упали, если бы не напрягали антигравитационные мышцы, поддерживающие суставы в разогнутом положении. Даже в положении лежа на спине, когда нет необходимости удерживать равновесие или активировать антигравитационные мышцы, мы все равно используем силу тяжести, когда, захватывая колени, приближаем их к груди или перемещаем из стороны в сторону, а вес тела при этом массирует мышцы спины, прижимая их к полу.
Помня, что гравитационное поле Земли влияет на каждое наше движение, мы в следующих частях этой главы обратим внимание на механизмы, которые делают возможными движение и выполнение поз. Сначала мы разберемся, как скелетные мышцы приводят тело в движение, далее обсудим вопрос, как нервная система управляет работой скелетных мышц, а потом посмотрим, как соединительная ткань ограничивает эти движения. Если мы поймем, как эти три элемента взаимодействуют между собой в поле тяжести, мы поймем и некоторые принципы хатха-йоги. Потом мы рассмотрим это взаимодействие на примере трех поз. Начнем с роли скелетных мышц.
Нервно-скелетно-мышечная система
Каждому подготовленному наблюдателю ясно, что скелетно-мышечная (она же опорно-двигательная) система выполняет все волевые акты, служит для выражения всех осознанных и бессознательных привычек, отвечает за вдохи, помогает осуществлять артикуляцию при произнесении слов, а также служит средством невербального общения. В практике хатха-йоги именно опорно-двигательная система позволяет добиться равновесия, сгибаться, наклоняться, становиться на голову, застывать на месте или двигаться и выполнять дыхательные упражнения. Тем не менее мы ошибемся, если решим, что это вся история. Видя танцующих и поющих человечков в «Волшебнике из страны Оз», мы не понимаем, что они не самостоятельны, до самого конца сказки. Так и здесь, надо понимать, что мышцы, как и человечки, не функционируют сами по себе. Как Дороти обнаружила, что волшебник накидывал аркан на каждого пришельца, так и мы увидим, что абсолютной властью над мышцами обладает нервная система.
Для того чтобы проиллюстрировать, как нервная система управляет позами, рассмотрим конкретный пример: скажем, вы стоите и решили сесть. Сначала нервная система отдает команду мышцам-сгибателям (мышцам, которые сгибают конечности и наклоняют вперед позвоночник) переместить верхнюю часть туловища вперед и начать сгибание в тазобедренных, коленных и голеностопных суставах. Спустя краткое мгновение после начала этого движения на первый план выходит действие силы тяжести, которая уже сама направляет тело в положение сидя. В это же самое время, сопровождая действие силы тяжести, нервная система отдает команду, активирующую мышцы-разгибатели (препятствующие сгибанию конечностей), чтобы вы не упали на стул, как мешок. Наконец, после того как мы надежно усядемся, нервная система отдает приказ мышцам-разгибателям и всему телу расслабиться.
Опорно-двигательная система не только осуществляет движения, она также служит подвижным вместилищем для внутренних органов. Как робот прикрывает и защищает свои рабочие элементы (батарею, интегральные схемы, программируемые компьютеры и источники энергии, позволяющие роботу функционировать в течение длительного времени), так и опорно-двигательная система прикрывает и защищает нежные и уязвимые внутренние органы. Позы хатха-йоги учат нас одновременно управлять мышцами, приводящими в движение конечности, и мышцами, образующими вместилище для внутренних органов.
Скелетная мышца
Говоря о скелетной «мышце», имеют в виду как ее главную, мясистую часть, брюшко
, так и ее сухожилия. Брюшко мышцы состоит из пучка индивидуальных
мышечных волокон
(мышечных клеток), которые окружены соединительнотканными волокнами, которые затем, сливаясь, образуют сухожилие.
Сухожилие
, в свою очередь, соединяет брюшко мышцы с костью.
В норме мышечные клетки сокращаются
, или укорачиваются, только после получения соответствующего
нервного импульса
, который вызывает сокращение мышцы. Если за одну секунду к мышечным клеткам поступает множество импульсов, то мышца сокращается и сильно натягивает сухожилие; если импульсов мало, то сокращаются лишь немногочисленные волокна и натяжение сухожилия существенно слабее; если же импульсы отсутствуют, то мышца находится в состоянии полного расслабления.
Мышца, как правило, воздействует на сустав
(шарнирный или шаровой), и когда мышца сокращается, напряжение воздействует на кости, расположенные по обе стороны от оси сустава. В случае шарнирного сустава, например локтевого, который может открываться на 180°, любая мышца, расположенная над лицевой поверхностью сустава, при сокращении вызовет уменьшение этого угла, а сокращение любой мышцы, расположенной позади сустава, раскроет его из положения полного или частичного сгибания. Например, двуглавая мышца плеча находится над передней поверхностью суставного шарнира, поэтому сокращение ее приводит к сгибанию предплечья (области верхней конечности, расположенной между запястьем и локтем), в ходе которого кисть подтягивается к плечу. Трехглавая мышца плеча находится кзади от суставного шарнира, на задней поверхности плеча (части верхней конечности между локтем и лопаткой), и, таким образом, сокращение этой мышцы приводит к разгибанию в локтевом суставе, то есть к раскрытию шарнира (рис. 1.1).
Рис. 1.1.
Правая лопатка, плечо и верхний отдел предплечья; вид сзади и сбоку (Sappey)
Начало и прикрепление
Мы используем слова «начало» и «прикрепление» для того, чтобы указать, к каким местам костей прикрепляется мышца, отвечающая за движение в данном суставе. Началом мышцы считают место ее соединения с относительно неподвижной костью, а прикреплением – место на кости, которая при сокращении смещается. Здесь хорошим примером снова будет сгибание в локтевом суставе. Так как в этой ситуации плечо относительно неподвижно, мы говорим, что двуглавая мышца плеча начинается на плече, а прикрепляется к предплечью (см. рис. 1.1).
Функционально начало и прикрепление мышцы могут меняться местами. Если широчайшая мышца спины (см. рис. 8.9–8.10) тянет руку вниз и назад во время гребка при плавании, то, согласно учебникам, местом ее прикрепления служит плечевая кость. Но если мы подтягиваемся на перекладине, то плечо относительно неподвижно, и местом прикрепления становится тазовая кость, а действие мышцы заключается в поднятии всего тела. В следующих главах мы увидим много примеров того, как меняются местами точки начала и прикрепления разных мышц.
Мышцы-агонисты и антагонисты
Мышцы, окружающие один сустав, взаимодействуют, но при этом одна из них, агонист
, служит первичным движителем, действию которого способствуют другие, вспомогательные мышцы, называемые
синергистами
. Агонисты и синергисты действуют по одну сторону от сустава, а мышцы, расположенные по другую сторону сустава, действуют как
антагонисты
. Как явствует из самого названия, антагонисты сглаживают, контролируют и даже тормозят главное движение. Например, при сокращении двуглавой мышцы плеча и плечевой мышцы (агониста и синергиста) происходит сгибание локтя, но трехглавая мышца плеча (расположенная по другую сторону сустава), действуя как антагонист, сопротивляется сгибанию, удерживая элементы сустава в правильном взаимном расположении (см. рис. 1.1).
Мышцы работают во взаимодействии с силой тяжести. В нижних конечностях мышцы-разгибатели являются антигравитационными мышцами, позволяющими удерживать тело в вертикальном положении. Примеры: четырехглавая мышца бедра (рис. 1.2, 3.9 и 8.11), расположенная на передней поверхности бедра (участок нижней конечности между тазобедренным суставом и коленным суставом), выпрямляет коленный сустав, когда вы встаете на возвышение, а икроножные мышцы разгибают голеностопный сустав, чтобы вы могли приподняться на цыпочках и дотянуться до высокой полки. Мышцы-сгибатели являются антагонистами мышц-разгибателей. Они могут действовать двумя способами. Иногда они помогают силе тяжести, например, если вы наклоняетесь вперед из положения стоя, а затем быстро приседаете, согнув ноги в тазобедренных суставах с помощью мышцы-сгибателя – подвздошно-поясничной мышцы (см. рис. 2.8, 3.7, 3.9 и 8.13). Но мышцы-сгибатели могут действовать и как антигравитационные мышцы: если вы захотите бежать на месте, то подвздошно-поясничные мышцы, сокращаясь, будут поднимать бедро, приближая колени к груди. Если же вы захотите пнуть себя по ягодице, то подколенные сухожилия сгибающей бедренной мышцы (см. рис. 3.8, 3.10, 8.10 и 8.12) при ее сокращении оторвут голень (часть нижней конечности между коленом и голеностопным суставом) от земли и притянут ее к бедру. Но даже с учетом этих моментов мышцы-сгибатели нижних конечностей не считаются антигравитационными мышцами, потому что в обычных условиях они представляют собой антагонисты мышц, поддерживающих тело в вертикальном положении.
В верхних конечностях ситуация иная, потому что если вы не делаете что-то необычное, например не идете на руках со слегка согнутыми локтями (что требует активного участия трехглавой мышцы плеча), то мышцы-разгибатели не поддерживают вес тела. В большинстве обыденных ситуаций в качестве антигравитационных мышц выступают как раз сгибатели, а не разгибатели, например, когда вы поднимаете груз или подтягиваетесь на перекладине.
Концентрическое сокращение и эксцентрическое удлинение
Для того чтобы понять, как работает скелетно-мышечная система в хатха-йоге, надо разобраться, какой вклад вносят мышцы в целостную работу организма. Самая простая ситуация – это концентрическое сокращение, или «концентрическое укорочение
», в ходе которого мышечные волокна подвергаются воздействию множества нервных импульсов, и мышца целиком отвечает сокращением, как, например, происходит с двуглавой мышцей плеча, когда сокращается при поднимании книги со стола.
Гораздо сложнее дело обстоит, когда мы кладем книгу на стол. Обычно мы не бросаем предмет, а аккуратно кладем его на место, разгибая руку в локтевом суставе, при этом мышца в целом становится длиннее, хотя некоторые ее волокна находятся в состоянии сокращения. В каждом случае, когда это происходит – когда мышца удлиняется, находясь в напряженном состоянии из-за сопротивления силе тяжести, – движение называют «эксцентрическим удлинением
».
Мы наблюдаем концентрическое сокращение и эксцентрическое удлинение в большинстве случаев нашей обыденной деятельности. Когда вы поднимаетесь вверх по лестнице, мышцы, поднимающие тело на очередную ступеньку, сокращаются концентрично; когда же вы спускаетесь по лестнице, те же мышцы эксцентрично удлиняются, чтобы сделать спуск более плавным. Если вы взбираетесь вверх по канату, поочередно захватывая его руками, то мышцы верхних конечностей сокращаются концентрично; если же вы спускаетесь по канату вниз, то те же мышцы эксцентрично удлиняются.
В хатха-йоге мы наблюдаем концентрическое сокращение и эксцентрическое удлинение в сотнях ситуаций. Простейшая из них: какая-то мышца или группа мышц сопротивляется силе тяжести, как, например, мышцы спины, которые концентрично сокращаются для того, чтобы поднять туловище из положения наклона в положение стоя. Когда же вы начинаете наклоняться, мышцы спины сопротивляются силе тяжести, которая тянет тело вниз, эксцентрично удлиняясь, чтобы сделать движение плавным.
Об авторе[править | править код]
Лесли Каминофф
Лесли Каминофф — известный специалист в области анатомии йоги. Его стаж работы в этой области насчитывает 32 года. Он является ведущим инструктором и одним из соучредителей школы «Breathing Project» в Нью-Йорке, которая делает основной акцент на дыхании как одном из терапевтических аспектов йоги.
В настоящее время Лесли занимается терапией с помощью йоги и преподает анатомию. Неоднократно проводил семинары в ведущих ассоциациях йоги, участвовал в организации международных конференций и симпозиумов.
Лесли является организатором получившего международное признание блога e-Sutra, сотрудничает с «Yoga Journal» и «New York Times», а также с рядом интернет-изданий.
Эйми Мэтьюз
Эйми Мэтьюз — аналитик в области анатомии, с 1994 года преподает кинетику человеческого тела в школе йоги «Embodied Asana» и Обществе инструкторов боевых искусств в Нью-Йорке.
Эйми имеет частную терапевтическую практику, ведет занятия в школах каратэ и йоги, а также организует семинары в США, Канаде, Израиле, Ирландии, Великобритании, Словакии, Швейцарии и Японии.
Об иллюстраторе[править | править код]
Шэрон Эллис
Шэрон Эллис — магистр искусств, обладатель гранта Нью-Йоркского фонда искусств, более 30 лет работает медицинским иллюстратором в Нью-Йорке. Ее иллюстрации неоднократно отмечались премиями и демонстрировались на выставках в Нью-Йоркской академии медицины, Обществе иллюстраторов, Ассоциации медицинских иллюстраторов и галерее Sping Street в Сохо. Шэрон является членом Ассоциации медицинских иллюстраторов, которая наградила ее призом «За лучшие иллюстра-ции к медицинской книге». Работы Шэрон Эллис публиковались во многих книгах и журналах.