Музыка от депрессии и стресса — может ли музыка успокоить

Для современного человека депрессия и стресс стали обычным явлением, с которыми приходится постоянно бороться. У каждого свои методы, однако современная психология постепенно приходит к мнению, что музыка от депрессии и стресса существует и вполне может помочь психике восстановиться после тяжелого дня. Музыка оказывает физическое влияние на организм, поэтому правильно подобранная композиция может сильно успокоить шалящие нервы и убрать накопленный за день стресс.

музыка от депрессии и стресса

Стоит учесть, что для снятия усталости, стресса и депрессии наука рекомендует разные композиции и даже жанры. Необходимо учитывать мелодичность трека, его громкость и ритм.

дальнейшем будут даны примерные рекомендации для отдельных случаев. Это позволит самостоятельно подобрать необходимую композицию.

Содержание:

  • 1 Как музыка помогает снять стресс
  • 2 Как воздействуют музыкальные инструменты на человека
  • 3 Какую музыку лучше использовать для снятия стресса
  • 4 В какой обстановке лучше всего применять музыкальную терапию
  • 5 Индивидуальные музыкальные предпочтения

Именно релаксация помогает восстановить жизненные силы, снять напряжение и усталость, которые накопились на протяжении рабочей недели. Музыка при этом позволит повысить эффект расслабляющего воздействия и сократит нужный промежуток времени всего до нескольких минут.

Многие отмечают, что ритмичность музыки и ее направление существенно влияют на настроение и состояние. Лирические композиции действуют успокаивающе, быстрые – поднимают настроение и наполняют эмоциями.

Музыка помогает снять стресс

Расслабляющие упражнения

Как наладить ночной сон? По мнению психологов, лучшее средство — это выполнение специальных упражнений на вытягивание. Главным условием является то, что все манипуляции должны приносить удовольствие.

Упражнения выполняются по 3-5 раз. Само лечение длится 1-2 недели.

Вытягивание стоп

Бессонница после стресса отступает на фоне выполнения этого упражнения:

  • лечь на пол лицом кверху;
  • верхние конечности вытянуть вдоль туловища;
  • пальцы и стопы потянуть к подбородку, не сгибая колен;
  • вытянуться в коленях.

Вытягивание рук

Упражнение выполняется так:

  • завести верхние конечности за голову, распрямить в локтях;
  • сгибая ступни, вытянуть нижние конечности;
  • потянуться всем корпусом, держа перед собой руки.

Скручивание туловища

Выполнять это упражнение нужно следующим образом:

  • согнуть нижние конечности так, чтобы стопы коснулись пола;
  • вытянуть верхние конечности в стороны;
  • соединить стопы и коленки обеих ног;
  • поместить ноги на пол левее тела;
  • повернуть голову вправо;
  • хорошо потянуться.

Затем позу нужно поменять.

↑ Как музыка помогает снять стресс

Лечебный эффект от музыки для снятия стресса усталости тяжело переоценить. Некоторые специалисты сравнивают его с воздействием сауны или массажа. Особенно классические произведения положительно влияют на работу сердечно-сосудистой системы, успокаивают нервы, улучшают психологическое состояние человека, помогает преодолеть стресс.

До сих пор не изучено, как именно помогает музыка от депрессии и стресса, ясно лишь одно: издаваемые колебания сочетаются с собственными колебаниями организма, при этом дополняя и изменяя их.

Приведем несколько интересных фактов:

  • Мелодия является отличным мотиватором для нормального восстановления организма после стресса. Известны случаи, когда с помощью одной только классической музыки человек избавлялся от хандры и депрессии.
  • Успокаивающая музыка от стресса может быть разной. К примеру, на одних положительно влияет оперное пение, а на других ритмичная поп музыка.
  • Депрессивные состояния могут привести к апатии, нарушению сна, или даже к постоянному агрессивному состоянию. В таком случае одной только музыкой обойтись будет сложно, но в комплексе с нужными медикаментами способ будет очень действенным.
  • При выборе композиции ориентируйтесь на собственные музыкальные предпочтения. Кого-торасслабит Бетховен, а кого-то – музыка для медитации.
  • Музыкальная терапия может сопровождаться танцами, что дает возможность дополнительно выплеснуть отрицательные эмоции.

Мелодия музыки влияет на стресс

Снятие эмоционального напряжения детей дошкольного возраста посредством музыки.

Снятие эмоционального напряжения детей дошкольного возраста посредством музыки.

Задачей гармоничного развития ребенка дошкольного возраста является не только достижение определенного уровня знаний и умений, но и высокий уровень развития его эмоциональной сферы. Эмоции – это основа благополучного состояния ребенка, его успешного общения и развития. Эмоции играют большую роль в формировании у дошкольника способов овладения какой-либо деятельностью, определяют эффективность обучения, а также принимают участие в становлении любой творческой деятельности. Дети дошкольного возраста часто оказываются в состоянии психоэмоционального напряжения. Они не умеют произвольно расслабляться, заранее предвидеть ситуацию и контролировать ее. Так дошкольники становятся зависимыми от окружающей их среды и взрослых. Взрослым необходимо быть внимательными по отношению к эмоциональному состоянию каждого ребенка, адекватно интерпретировать его поведение и выбирать наиболее эффективную форму взаимодействия. Причиной детского эмоционального напряжения может являться неготовность к предлагаемым учебным нагрузкам. Передается детям и состояние нервного напряжения родителей, которые вольно или невольно втягивают детей в круг семейных проблем. Нездоровое питание, погодные условия и детские страхи также могут служить причиной эмоционального напряжения. Одним из способов коррекции эмоционального состояния детей может выступать музыкотерапия. Гармонизирующее воздействие музыки просто необходимо использовать в работе с детьми. Музыкотерапия помогает наладить контакт между педагогом и ребенком, развивает чувство внутреннего контроля, открывает новые способности и повышает самооценку. По существу, каждый музыкальный руководитель в некоторой мере занимается музыкальной терапией, изменяя при помощи музыкального искусства настроение и мироощущение своих воспитанников. Важно, чтобы дети овладели определенными умениями и навыками в области музыки. Но самым ценным для педагога является не столько уровень эстетической подготовки, сколько характер эмоционального состояния ребенка. Главная задача состоит в том, чтобы научить ребенка «музыкальному» восприятию мира, показать, что его переживание, будь то радость или грусть, можно выражать в вокальных или танцевальных импровизациях, т. е. в творчестве. Одним из направлений музыкальной терапии является метод «освобождения творческих сил», благодаря которому ребенок творит в музыке, танцует, импровизирует мелодии голосом или на музыкальном инструменте. Можно использовать следующие творческие задания, побуждающие детей к вокальному самовыражению:

  • «Спой, как тебя зовут»,
  • «Спой любимой игрушке, как ты ее любишь» (или колыбельную),
  • «Спой, какое у тебя сейчас настроение»,
  • «Поздоровайся с песенкой».

Данные вокальные задания выполняются индивидуально. В результате выполнения упражнений снижается и устраняется эмоциональная скованность и напряжение. Выполнение танцевальных упражнений помогает детям быстро и легко устанавливать дружеские связи со сверстниками:

  • можно предложить детям отправиться в путешествие по сказочному лесу под музыку,
  • предложить помаршировать по площади праздничным маршем,
  • полюбоваться красивым цветком, деревом, бабочкой,
  • показать, как двигается кошка, мышка, бабочка, крокодил.

Терапия творческим самовыражением является одним из самых плодотворных приемов. Наблюдая друг за другом и за взрослыми в процессе творчества, дети приобретают новые движения, а значит и новую степень внутренней свободы. Работая с детьми над развитием музыкального ритма, педагог также способствует гармонизации духовной жизни ребенка. Еще К. Станиславский указывал на то, что каждое человеческое чувство имеет свой темп и ритм, и предлагал упражнения на воспроизведение ритма. Например:

  • «Ладушки». Эта популярная песенка-игра, хорошо развивающая не только чувство ритма, но и произвольное внимание, и координацию движений.
  • Ритмизация движений человека. Изображение спокойного шага, бега, имитация рубки дров, забивания гвоздя.
  • Ритмизация движений животных. Простукивание шага степенной лошади, бега проворного зайца, прыжков лягушки.

Все вышесказанное относится к активному варианту музыкотерапии, когда дети активно выражают себя в музыке. Музыка всегда поможет раскрыть неограниченные силы человека, надо лишь всегда и во всем слышать музыку. Пусть это будет живая музыка дождевых капель, торжественная песня океана, тихий шелест листвы или гул могучих сосен. Современные исследования в специальной психологии и педагогике объективно подтверждают положительное влияние музыки на психоэмоциональную сферу детей дошкольного возраста. Музыка нужна любому человеку, она развивает слух, голос, память, пластику движений, чувства. Притом, не только те чувства, которые вызваны конкретными образами, как при восприятии словесного или зрительного ряда. Музыка помогает воспринимать гармонию и дисгармонию мира через звучащий абстрактно-музыкальный образ. Именно поэтому она мощно развивает не только эмоциональную сферу, но и интеллект, что необходимо для гармоничного развития детей.

Снятию психоэмоционального напряжения способствуют такие виды деятельности:

1)Слушание музыки: При подборе произведения для слушания опираемся на то, чтобы музыка отвечала двум ведущим принципам – высокой художественности и доступности. Тогда музыка вызывает у детей интерес и положительные эмоции. В детском саду и дома музыка необходима детям в течение всего дня. Это не значит, что она должна звучать непрерывно и громко. Музыка должна прослушиваться детьми дозировано, в зависимости от времени суток, вида деятельности, даже настроения детей: утром рекомендуется включать солнечную мажорную классическую музыку, добрые песни с хорошим текстом; для расслабления, снятия эмоционального и физического напряжения, для приятного погружения в дневной сон необходимо воспользоваться благотворным влиянием мелодичной классической и современной релаксирующей музыки, наполненной звуками природы (шелест листьев, голоса птиц, стрекотание насекомых, шум морских волн и крик дельфинов, журчание ручейка). Дети на подсознательном уровне успокаиваются, расслабляются; пробуждению детей после дневного сна поможет : тихая, нежная, легкая, радостная музыка. Детям легче и спокойнее переходить из состояния полного покоя к активной деятельности. После многочисленных экспериментов ученые пришли к выводу, что при нервных расстройствах, повышенной возбудимости, склонности к истерикам и капризам наиболее благоприятное воздействие на ребенка оказывает музыка Моцарта. Если проводить сеансы музыкотерапии ежедневно по 20-30 минут, то уже через 7-10 дней малыш начнет вести себя более взвешенно и адекватно.

МУЗЫКАЛЬНАЯ АПТЕКА •

Для успокоения, снятия эмоционального напряжения. Расслабляющим действием обладают звуки флейты, игра на скрипке и фортепиано. Успокаивающий эффект носят звуки природы (шум моря, леса), вальсы (ритм три четверти). Классика: произведения Вивальди, Бетховен «Симфония 6» часть 2, Брамс «Колыбельная», Шуберт «Аве Мария», Шопен «Ноктюрн соль-минор», Дебюсси «Свет луны». Уменьшение чувства тревоги и неуверенности. Мажорные мелодии темпа ниже среднего. Народная и детская музыка помогает обрести временную безопасность. Хорошее воздействие могут оказать этнические композиции. Классика: Шопен «Мазурка» и «Прелюдии», Штраус «Вальсы», Рубинштейн «Мелодия». Уменьшение раздражительности, нервного возбуждения. Классика: Бах «Кантата 2» и «Итальянский концерт», Гайдн «Симфония», Бетховен «Лунная соната» и «Симфония ля-минор».

Для снятия депрессивных настроений, улучшения настроения. Скрипичная и церковная музыка. Классика: Произведения Моцарта, Гендель «Менуэт», Бизе «Кармэн» часть 3.

• Если плохое настроение ,то специалисты рекомендуют так называемые стимулирующие (тонизирующие) программы. Это произведения Баха, Моцарта, Шуберта, Чайковского и Вивальди, но в темпе аллегро или аллегро модерато.

Для поднятия общего жизненного тонуса, улучшение самочувствия, активности. Вялым детям нужна ритмичная, бодрящая музыка. Можно использовать различные марши: их прослушивание повышает нормальный ритм человеческого сердца в спокойном состоянии, что оказывает бодрящее, мобилизующее воздействие. Классика: Чайковский «Шестая симфония» часть 3, Бетховен «Увертюра Эгмонд», Шопен «Прелюдия 1, опус 28», Лист «Венгерская рапсодия 2». Для снятия мигрени, головной и другой боли. Религиозная музыка. Классика: Моцарт «Дон Жуан» и «Симфония № 40», Лист «Венгерская рапсодия 1», Хачатурян «Сюита Маскарад», Бетховен «Фиделио», Гершвин «Американец в Париже».

От бессонницы, для спокойного и крепкого сна. Сибелиус «Грустный вальс», Шуман «Грезы», Глюк «Мелодия», а также пьесы Чайковского. Малышу, который плохо спит, можно негромко проигрывать во время сна музыку с медленным темпом и четким ритмом. На каждый орган человека действует определенный музыкальный инструмент. 1. Виолончель оказывает благоприятное действие на почки. 2. Арфа гармонизирует работу сердца. 3. Ударные инструменты обладают особенными свойствами — игра на них способствует расслаблению мышц. 4. Струнные инструменты нормализуют дыхание и кровообращение. Таким образом, симфонический оркестр является «универсальным врачом».

2) ТАНЦЕТЕРАПИЯ Цель танцетерапии — посредством танцевальной импровизации выразить своё настроение, состояние. 1. Музыкально-ритмические упражнения выполняют релаксационную функцию, помогая добиться эмоциональной разрядки, снять умственную нагрузку и переутомление, формируют красивую осанку, укрепляют мускулатуру, развивают мелкую моторику, воспитывают выносливость. 2. Движения и танец, помимо того, что снимает нервно — психическое напряжение, помогают детям быстро устанавливать дружеские связи друг с другом. 3. Упражнения с пением детей учат выразительности, умению распределять дыхание и координировать его с речевой фразой, у них развивается ритмическое чувство и музыкальный слух. 4. Музыкальная ритмика является отличной профилактикой сколиоза, кефоза, косолапия, плоскостопия. 5. Многократное повторение ритмических движений развивает мышечную память. Можно с полной уверенностью утверждать, что танцетерапия является профилактикой детских комплексов и неврозов.

3) ВОКАЛОТЕРАПИЯ Голос — это своеобразный индикатор здоровья. Самое главное на занятиях — это бережное отношение к голосу ребёнка. Пение — идеальный способ лечения для детей с нарушениями речи, улучшает их артикуляцию и ритм. С помощью вокала можно воздействовать на внутренние органы — ведь во время пения у детей происходит мягкий массаж горла, в лёгких возникает вибрация, в свою очередь влияющие на кровообращение. Пение снимает стрессы и помогает детям избавиться от страхов. Учить детей петь свободно и легко, их голос развивается и укрепляется, особенно полезны для детей протяжные песни, которые развивают дыхание. Это очень полезно сказывается для детей с заболеваниями дыхательных путей.

4) Игра на детских музыкальных инструментах Для исполнения несложных пьес можно использовать даже такие простые инструменты, как барабан, треугольник, ксилофон. Занятия – ограничиваются поиском простейших мелодических, ритмических, гармонических форм и представляют собой импровизированную игру. Использование приема музицирования на детских шумовых и русских народных музыкальных инструментах учит детей не только озвучивать при помощи музыкальных инструментов стихотворения, не только аккомпанировать тем или иным музыкальным пьесам, но и импровизировать свои мини-пьесы, в которых они отображают свой внутренний мир, чувства и переживания, оживляют музыку своим исполнением. Уровень развития детей в дошкольных учреждениях будет выше, если традиционные формы, методы и средства обучения и воспитания будет сочетаться с музыкотерапией.

↑ Как воздействуют музыкальные инструменты на человека

Конечно, разные музыкальные инструменты по-разному воздействуют на человека. Разберем самые основные примеры:

  • Струнные инструменты. Доказано, что именно они оказывают положительное влияние на работу сердца и сосудов. Но, что касается эмоций, то такие звуки могут угнетать, заставлять сопереживать и чувствовать себя в чем-то виноватым. Для нормализации психологического состояния и выхода из депрессии такая мелодия не подойдет.
  • Духовые инструменты положительно влияют на легкие, бронхи и вообще всю дыхательную систему. Такие композиции действительно расслабляют, снимают нагрузку. Лучше для этой цели выбрать флейту или саксофон.
  • Ударные инструменты оказывают положительный эффект на работу сердца (особенно при нарушении его ритма), а также печень и кровеносную систему. Такая мелодия отлично подходит для наполнения энергией и жизненными силами.
  • Звуки фортепиано успокаивают нервную систему человека, дарят ему покой и гармонию. Именно фортепиано считается идеальным инструментом расслабляющей музыки для снятия стресса, его мелодия льется плавно, приводя в порядок мысли и эмоции, которые часто берут верх.

Разные инструменты по разному снимают стресс

↑ Какую музыку лучше использовать для снятия стресса

Влияние стресса на организм весьма пагубное, но разные стили музыки могут нивелировать его воздействие. Разберемся, какое направление слушать лучше:

  • Классическое направление, написанное в стиле барокко, к которой относятся Бах и Вивальди, просто идеально подходит для работы и активных действий. Оно дарит энергию, ощущение собранности и стабильности.
  • Стиль романтизма, яркими представителями которого считаются Чайковский и Шуберт, подойдет тем, кому не хватает романтических отношений в реальной жизни. Такая музыка дарит легкое игривое настроение.
  • Композиции, написанные импрессионистами – Дебюсси или Равелем, дают толчок для появления новых идей, планов на жизнь.
  • В особую категорию хочется выделить музыку таких известных людей, как Моцарт и Гайдн. Под нее отлично усваиваются новые знания, потому она подходит для студентов или учащихся.
  • Поп направление, как и африканские мотивы, дарят чувство уверенности в себе, ощущение полного благополучия.
  • А вот рок действует на людей разных темпераментов по-разному. Одних он наполняет энергией и желанием жить, других же, наоборот, угнетает.

Выбирая методы музыкальной терапии, основывайтесь не только на описанных качествах, но и на собственных ощущениях во время прослушивания той или иной композиции. Если классика совершенно не успокаивает вас, а наоборот, раздражает, то и положительного эффекта ждать не стоит.

Жанры музыки по разному снимают стресс

↑ В какой обстановке лучше всего применять музыкальную терапию

Не последним фактором, который следует учитывать, является и обстановка, в которой проходит музыкотерапия. Это должно быть безопасное место, в котором вы чувствуете себя максимально комфортно и защищенно. Релаксировать можно как дома на диване, так и на зеленой лужайке.

Важно максимально расслабиться и отключиться от внешнего мира. Если есть возможность, прилягте или просто удобно устройтесь. Лучше закрыть глаза, чтоб абстрагироваться от внешнего мира.

При прослушивании композиции нужно не просто отдыхать, а пропускать ее через себя, позволяя насыщать вас силой и энергией.

↑ Индивидуальные музыкальные предпочтения

Лечение музыкой от стресса сравнивается с гипнозом, ведь она проникает во внутренний мир любого человека, вне зависимости от возраста, пола или состояния здоровья. Многие люди очень восприимчивы именно к этой сфере чувств, так как определенные композиции несут нежные воспоминания, привязанные к времени или месту.

Лучше всего для расслабления подойдет такая музыка:

  • Звуки природы. Они привычны для нашего мозга, потому их можно использовать даже, как музыку для сна от стресса.
  • Спокойная музыка для релаксации подобрана таким образом, чтоб упокоить нервную систему, не напрягая ее новой информацией.
  • Динамичная музыка для релаксации призвана наполнить человека энергией и силами, которые понадобятся для достижения поставленных целей.
  • Классическая мелодия подойдет только тем, кому она нравится. Если такое направление вам не по вкусу, то и положительных изменений не произойдет.
  • Восточные мотивы занимают отдельное место. Они также очищают наше сознание, помогают мозгу переключиться на положительный лад. Некоторых они бодрят, других расслабляют.
  • Музыка известных исполнителей. Многим пациентам для того, чтобы полностью расслабиться, вовсе не нужна спокойная музыка. Им нужно лишь прослушать любимые композиции.

Прослушивание музыки можно сочетать с танцами, пешими прогулками, или, например, рисованием. Главное – чтобы вам было комфортно и спокойно. Буквально несколько подобных занятий, проведенных ежедневно, помогут вам восстановить собственные моральные и эмоциональные силы, стать спокойнее и уравновешеннее, почувствовать себя отдохнувшим и полным энергии.

Специфические признаки

Если человек перенапряжен, его головной мозг продолжает работать. Переключиться на отдых он не может. Человек начинает «крутить» в голове недавние события, пытаться анализировать их. Даже если он старается думать о чем-нибудь отвлеченном, сон не приходит.

Этому состоянию может сопутствовать тревожность. Если она усиливается, возникает чувство страха. Появляется замкнутый круг: депрессивное и субдепрессивное состояния провоцируют нарушение сна. Одновременно хроническая бессонница может вогнать человека в депрессию.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: