Хоть йога и пришла к нам из глубины веков, она не является застывшей статичной массой, не превратилась в абсолютную догму, как христианство и другие крупные религии. Она развивается и совершенствуется, в ней появляются новые течения и направления, отражающие влияние йоги на современную жизнь человечества. Одним из таких новых направлений стала интегральная йога, разработанная в начале прошлого века Шри Ауробиндо.
Философия интегральной йоги
Интегральная йога подразумевает не только выполнение специальных асан и упражнений для физического тела человека, она также представляет собой систему ценностей, верований и философских писаний и знаний.
Основной целью данного направления является приобщение человека к оздоровительным техникам, очищающим и улучшающим состояние души и тела. Философия йоги шаткарма заключается и в следующем:
- единение физического и духовного тела;
- освобождение от лишних тревог и нужд;
- избавление мыслей человека и очищение их с помощью отказа от материальной действительности;
- раскрытие собственного я;
- гармонизация себя;
- вера в успех каждого человека, его ценность как личности.
В данном направлении крайне важно осознавать, что материальный мир — ни что иное, как земные блага, которые не имеют для человека никакого значения. Все, что важное — это душа и разум. Физическое тело не нуждается во многом. Все, что мы можем получить и уже имеем — имеет ценность только здесь и сейчас. Для нашей души это не несет никакой пользы.
Оздоровление организма происходит только благодаря избавлению от мыслей о материальных благах, об удовлетворении своих низменных потребностей.
В основе философии интегрального направления лежит комплексный подход к воздействию на человека.
С помощью такого подхода возможно избавление от многих болезней, грязных помыслов, душевных скитаний, а также общее развитие человека как гармоничной единой личности.
Маха-бандха (или большой замок)
Маха бандха (или большой замок) представляет комплекс нескольких бандх: мула бандхи, джаландхара бандхи, уддияна бандхи и бахир кумбхаки (задержки дыхания после выдоха).
Маха бандха: техника выполнения
Сядьте в падмасану, сиддхасану или сиддха йони асану с руками на коленях. Сделайте медленный и полный выдох. Выполните джаландхара бандху. Выполните уддияна бандху. Выполните мула бандху. Сохраняйте эту позицию, пока вам приятно. Удерживая комплекс трёх бандх, можете попеременно перемещать свое внимание с одной бандхи на другую, концентрируясь на каждой. Освобождайтесь медленно от мула бандхи. Так же медленно — от уддияна бандхи. И наконец — от джаландхара бандхи. Подняв голову, попробуйте до вдоха ещё немного выдохнуть и затем вдохните. Восстановите дыхание и повторите комплекс.
Маха бандха: предостережение
Маха бандха — могучая и эффективная техника. Если вы еще не освоили три бандхи в отдельности, не следует приступать к комплексу всех трёх. Кроме того, необходимо знать и предварительные стадии нади шодхана пранаямы.
Маха бандха: польза
Польза маха бандхи в том, что эта техника стимулирует потоки психической и духовной энергий и преобразует экстравертный ум в интравертный, что приближает к медитации.
Садхана
Это понятие означает одну из техник, входящих в состав интегральной йоги. Садхана переводится как «духовное правило». Она является определенным алгоритмом действий, которых человек должен придерживаться во время практик и занятий йогой. Благодаря Садхана человек открывает для себя огромный мир божественного, Вселенную и Космическое начало.
Садхана несет в себе несколько компонентов:
- развитие и улучшение качеств своей души;
- возможность остановить круговорот циклов жизни или иначе сансары;
- установление взаимосвязи человека и Бога;
- произведение и обязательное осуществление специальных комплексов и традиций для почитания Всевышнего.
Во многом считается, что Садхана является в некотором роде независимой техникой. Для человека, который является сторонником интегральной йоги, обязательно ежедневно выполнять различные ритуалы, читать мантры, изучать специфические термины и писания, повторять ритуалы и даже совершать подношения Божественному.
В стране Шри Ауробиндо принято даже наносить себе ранения и увечия, чтобы получить более тесную связь человека и Бога. Это делается даже во время определенных праздников, негативных событий, например, похорон. Таким образом люди проявляют свои грехи, очищаются от них.
Шри Ауробиндо
Основатель этой структуры появился на свет в Калькутте 15 августа 1872 года. Получил образование в школе Святого Павла и Кингс-колледже при Кембриджском университете. В возрасте двадцати одного года в Бароде он стал личным помощником Махараджи, профессора местного колледжа. А также подрабатывал в различных правительственных департаментах. Здесь он обучился санскриту и написал большое количество стихотворений.
В 1905 году он оставил свою должность и вернулся на родину. Там он стал редактором газеты «Банте Матарам». Она значительно повлияла на подготовку к революции, в которой Ауробиндо занял лидерскую позицию. В этот самый период он увлекся занятиями йогой.
Через пять лет он перестал участвовать в революции и приехал в Пондичерри, чтобы посвятить себя медитациям и внутреннему совершенствованию. Здесь он составил свою авторскую систему духовного развития и назвал ее интегральной йогой.
В 1926 году Ауробиндо совместно с Миррой Альфассой учредили ашрам. За первый год его существования там прошли обучение порядка тридцати учеников. Главной целью жизни в ашраме является преобразование человеческого существа.
В декабре 1943 года начал работать Международный Центр Образования Шри Ауробиндо, который создавался на базе ашрама. Основной задачей центра является развитие совокупного обучения и формирование основных личностных аспектов в человеке:
- физического;
- витального;
- ментального;
- психического;
- духовного.
Каждый год порядка 400 учеников проходят обучение в центре.
Интегральная йога: нюансы, тонкости правила
Как и любой другой вид практики, интегральная йога имеет свои нюансы. Она воздействует на многие аспекты жизнедеятельности человека. Невозможно иметь влияние на разум, не имея влияния на физическое тело и наоборот. Йога влияет на каждый момент поведения в жизни человека.
Прогресс во время занятий таким видом йоги очень значителен для каждого ее приверженца. Некоторые люди считают, что возможности человеческого организма безграничны настолько, что он даже может овладеть той информацией, которая недоступна для других людей. Так, например, приверженцы интегральной йоги в некоторых случаях утверждают, что у них открывается дар ясновидения или иное проявление своих скрытых способностей.
Для того, чтобы практика несла только положительное воздействие на человека, необходимо знать все ее тонкости. Для того, кто пришел к практике интегральной йоги, становится понятным, что ему обязательно необходимо выполнять некоторые ежедневные обряды и комплексы упражнений, чтобы быть связанным с Вселенной.
При этом возможно, что во время практики у человека будут происходить некоторые трудности и откроются какие-то преграды. Те, кто не способен совладать с информацией в своем разуме, не должны заниматься подобными практиками, поскольку они направлены на глубокое копание в самом себе и могут нанести определенные проблемы человеку.
Однако, после того, как человек переоценит свое поведение и действия, его ждет глубокое очищение и полная гармония.
Потоки и йога Айенгара
Поток Виньяса — это термин, используемый в йоге для описания плавного текучего перехода из одной позы в другую в сочетании с вдохами и выдохами. В стиле йоги Айенгара потоки практикуются редко. Вместо этого позы удерживаются в течение более длительных периодов, для отстройки правильной формы. Поэтому йога Айенгара не так интенсивна тренирует сердечно-сосудистую систему, как более динамичные стили, такие как Аштанга йога. Удерживание поз, однако, требует больших усилий, повышает физическую силу и отлично подходит для развития гибкости. Отсутствие потоков виньясы — еще одна причина, по которой метод Айенгара делает йогу доступной для широкого круга людей. Это отличная практика для начинающих, которые физически не способны выполнять плавные динамичные последовательности. Эти преимущества делают метод Айенгара одним из самых популярных стилей йоги в мире.
Духовная практика или целая религия
Данное учение представляет собой не только философские термины и определенное мировоззрение, это целый комплексный подход к восприятию мира и понимание окружающей действительности. Можно сказать, что Ауробиндо сделал интегральную йогу единой для каждого человека, будь то европеец или индус. Абсолютно не важно при этом, кем является человек, кто он по своему социальному статусу.
Шри Ауробиндо сделал так, что его направление разрослось по всему миру и нашло множество приверженцев. Это произошло за чет того, что само учение является не только духовной практикой, оно является закономерностью событий и действий человека, которые выливаются в систему познания мира.
Что представляет собой учение?
Интегральная йога – это способ объединения в единое целое духовной сущности мира и человека без необходимости отказа от мирского и бренного. Духовным центром мира Шри Ауробиндо считает Брахмана, чья сущность представляет собой материю и дух, неразрывно соединенные вместе. Понятие Брахмана объединяет в себе Сат, Чит и Ананда – бытие, знание, блаженство.
На Шри Ауробиндо большое влияние оказали идеи Свами Вивекананды, но не принятые им как догма, а лишь как база для дальнейшего развития идеи. В частности, понимание Ауробиндо сути Брахмана противоположно мнению Вивекананды.
Создатель интегральной йоги считал, что в мире происходят два основных процесса: инволюция и эволюции. Если не учитывать эти противоположные процессы, то определение истинного места человека в мире станет невозможным.
Инволюция
Это философское понятие означает поэтапное движение от высших форм жизни и низшим. Таким образом, эволюционный процесс оказывается неразрывно связанным с инволюцией, представляя собой цикличное движение снизу вверх и сверху вниз. Без инволюции не может быть и эволюции, иначе все сущее было бы творением случайным или созданным при помощи силы, пришедшей извне.
Эволюция
Интегральная йога рассматривает этот процесс как поэтапное развитие духа, или сознания, а не с точки зрения материалистической эволюционной теории Дарвина.
Шри Ауробиндо свойственно стремление к целостному подходу к осмыслению мира и роли человека в нем. Он критически относился к материалистической и другим теориям сути человеческой природы. Высшей стадией развития человечества должно стать его преобразование при помощи интегральной йоги. Оно осуществляется поэтапно в соответствии с такой схемой:
- Отделение каждого элемента человеческой природы от деформирующего воздействия других частей.
- Объединение составляющих человека с мировыми.
- Проникновение сознания вглубь бессознательного.
- Развитие способностей, созвучных высшим уровням существования (суперразум, мега-сознание).
- Супраментальное, сверхъестественное преобразование банальной человеческой природы.
Цитируя создателя этого направления в йоге, можно больше понять и глубже разобраться в его эволюционной теории: «Супраментальное существо смотрит иначе, с иной точки, не сквозь дебри фактов и феноменов сиюминутного, но сверху, не извне и не по поверхности судя, но изнутри, из самой истины сердца всякой вещи».
Супраментальное существо мыслит сферически, не выделяя отдельные объекты, цели или желания, но объединяя их в единое целое. Все сущее предстает в его сознании цельным, видимым отовсюду – и изнутри, и извне. Такое восприятие мира и всех его составляющих максимально приближает его к высшей Божественной сущности, делая фактически равным ему. Супраментальные существа будут жить в супраментальном мире, лишенном уродства и боли, страданий и увядания. Сам учитель считал, что он вернется в этот мир первым человеком в супраментальном теле.
Понятие эволюции в интегральной йоге
Учение Шри Ауробиндо в теоретической части изложено в его книге «Жизнь Божественная», а его практическая часть в «Синтезе Йоги» и «Письмах о Йоге».
Интегральная йога оперирует тремя базовыми принципами эволюции: расширением, возвышением и интеграцией. Соединяясь воедино, они дают развитие по спирали, то есть каждый последующий виток эволюционного развития не только поднимается выше, но и становится шире. На высшие уровни развития поднимаются не отдельные индивидуумы, но все человечество в целом. При этом эволюционные изменения достигаются путем радикального изменения человеческой природы.
Шри Ауробиндо считал, что единственно правильным и возможным путем преобразования и совершенствования человека может быть только следование йогической практики. Он считал, что все есть йога. Весь путь человечества от зарождения до вершин можно считать путем самопознания от примитивного состояния к постижению божественной сущности. Для Шри Ауробиндо это возможно либо путем эволюционного развития, либо следованием его методу – революционному индивидуальному усилию (садхана). Он назвал свое учение интегральной, или полной йогой – Пурной.
Два метода познания в интегральной йоге
Согласно учению Шри Ауробиндо, существует два основных метода интегральной йоги. Один путь – внутренний, направленный извне внутрь, когда сознание погружается во внутреннюю реальность и раскрыть свои возможности путем сверхчувственного опыта, пройти через осознание этой силы и прийти к возможности использовать новые силы и знания.
Второй метод – внешний. По нему разум занимает позицию наблюдателя и раскрыть себя внешнему воздействию. Только тогда он сможет увидеть и осознать, как на его призыв откликаются и нисходят внешние силы, с каждым разом все сильнее и ярче проявляя свое присутствие и воздействие.
Оба метода могут оказаться действенными лишь в том случае, если человек перестанет существовать только во внешней реальности и воспринимать окружающее с позиции экстраверта. Сомнения разума, не желающего или неспособного полностью открыться, препятствуют развитию самосознания.
Шри Ауробиндо считал, что Земля и все человечество стоит на пороге больших перемен. Эти изменения он признавал не столько материальными, сколько духовными, ведущими к изменению самой человеческой природы, к ее преображению и преобразованию. По его мнению, в истории человечества уже неоднократно случались подобные просветления, которые помогали делать очередной шаг в витке эволюции, поднимаясь от низших форм к высшим. В настоящее же время человечество достигло такой стадии развития, что необходим качественный скачок для изменения самой сути человеческого существа. По Шри Ауробиндо, интегральная йога призвана стать инструментом, помогающим преображению.
Бог в человеке хочет воплотить себя на Земле в каждом отдельном индивидууме и в обществе в целом, считал учитель. Его цель – воплощение Бога в жизнь, когда каждый человек может стать Богочеловеком, а все человечество в целом – царством Божьим на Земле.
Как интегральная йога исцеляет душу
Данное направление основано не только на комплексе асан. Оно воздействует и на физическое тело, и на духовное. Многие ученые придерживаются версии о том, что человек способен самостоятельно наносить себе вред с помощью психосоматики. Есть версия о существовании психосоматических заболеваний, которые мы приобретаем с годами самостоятельно.
Занимаясь интегральной йогой, человек исцеляет свою душу и улучшает состояние своего физического тела. Важно помнить, что это направление создано для излечения и улучшение качества души человека, а физическое тело идет как приложение к ней.
Интегральная йога для души полезна следующим:
- улучшает эмоциональное состояние человека;
- приближает его к божественному началу;
- улучшает повседневную жизнь;
- увеличивает устойчивость нервной системы;
- учит человека радоваться простым вещам и не обращать внимания на мелкие неприятности;
- позволяет научиться разбираться в собственном я, обретая гармонию и баланс.
Таким образом, интегральная йога комплексно воздействует на человека, обогащая его внутренний мир и успокаивая разум.
Особенности
Этот стиль вбирает сущность и многие процессы традиционных направлений. Главной отличительной чертой интегральной йоги являются новые цели и способы. Согласно философии Ауробиндо, главный смысл жизни – обращение к божественному, его проявление и преобразование своего разума.
В интегральной йоге отсутствуют процессы очищения и открытия чакр. Нет и поднятия Кундалини путем фиксированного процесса. Здесь чакры раскрываются сами под воздействием нисходящей Силы.
Справка! Основное отличие интегральной йоги от других направлений – опора на религиозную составляющую. Выполнение многих упражнений подразумевает обращение к Всевышнему, и открытие своей души к высшему разуму.
Что делать если нельзя заниматься йогой
Люди, практикующие любой вид йоги, знают, что обязательно выполнение различных техник и асан, которые направлены на улучшение физического здоровья. Не все люди могут заниматься йогой, поскольку имеют в анамнезе какие-либо заболевания, не позволяющие выполнять упражнения в силу физических причин.
Важно начинать практику через некоторое время после еды. Желательно выждать хотя бы два часа. Лучшим временем для выполнения асан являются утренние часы, когда организм бодр и полон сил.
Если произошел сбой в физическом теле, наступило заболевание или обострилось уже имеющееся, следует выждать некоторое время, пока обострение не спадет. Нельзя практиковать и в период менструации женщинам, чтобы не навредить своему здоровью.
Лучше всего выбирать для асан те места, в которых ничто не будет отвлекать от занятий. Хорошим местом станет парк или лес, открытое пространство на свежем воздухе. Но можно проводить занятия и в домашних условиях, главное — настрой и желание.
Подходит ли вам йога Айенгара?
Йога Айенгара предназначена для всех, независимо от возраста, пола, здоровья, религии и жизненных обстоятельств.
Йога Айенгара подходит начинающим, потому что упражнения в этом стиле гибко адаптируются под любые возможности. Но не думайте, что уроки будут легкими.
Сертифицированные преподаватели йоги Айенгара знают, как обучать студентов любого возраста и любой физической подготовленности. Работа преподавателя – помочь вам начать практику с того уровня, где вы находитесь. Опытные учителя имеют хорошую подготовку и непосредственный личный опыт практики йоги. Поэтому рекомендуется начинать заниматься йогой в йога классах под присмотром инструктора.
С первого занятия йога Айенгара развивает силу, выносливость, координацию и гибкость. В этом направлении используется безопасное и систематическое физическое развитие. Практикующие постепенно переходят от самых простых поз до продвинутых асан в течение нескольких лет.
Метод Айенгара также очень привлекателен для более продвинутых йогов, которые очень дотошны, техничны, интересуются анатомией и ценят тонкие движения в теле. Даже если вы никогда не посетите урок по йоге Айенгара, влияние этого направления сегодня настолько широко распространилось, что вы наверняка столкнетесь с принципами Айенгара по использованию реквизита в любых других направлениях йоги.
Кому подойдет интегральная йога
Как и любой другой вид йоги, данная практика подойдет практически любому желающему. Однако, имеются и противопоказания.
Противопоказаниями к практике считаются:
- период беременности, особенно это касается второго и третьего триместров;
- период менструального кровотечения у женщины;
- серьезные нарушения в костной и хрящевой ткани, а также болезни опорно-двигательного аппарата;
- нарушения артериального давления;
- острая форма заболевания желудочно-кишечного тракта;
- вирусные и инфекционные болезни в период обострения;
- онкологические заболевания;
- нарушения нервной системы и психические отклонения.
Важно не заниматься на полный желудок. Но можно выпить стакан воды перед началом выполнения асан.
Удара-бандха. Брюшной замок наружу
Этот замок выполняется на задержке после вдоха. Вначале необходимо сделать мягкий и глубокий вдох через нос, далее во время задержки дыхания нужно надуть живот, выталкивая переднюю стенку живота вперёд и вниз. Задержка сохраняется доступное время, после чего происходит плавный полный выдох и выполняется уддияна-бандха.
Удара-бандха и выполненная следом уддияна-бандха — это пурна-уддияна, или полная уддияна, полный брюшной замок. Пурна-уддияну также называют аджагари.
Эффекты пурна-уддияны:
- воздействие на нервную систему, железы, сосуды в области живота и солнечного сплетения;
- активизация парасимпатической нервной системы за счёт воздействия на блуждающий нерв;
- оздоровление внутренних органов.
Уроки йоги: в чем опасность
Опасностью занятия данным направлением является то, что не все люди могут гарантировать себе устойчивость разума. Некоторые люди начинают думать, что они стали более умными или выносливыми благодаря способностям, раскрытым ими во время интегральной йоги. Таким образом, они как бы превозносят себя над другими, что крайне неверно и противоречит понятиям и правилам самого направления.
Польза практики для эмоционального здоровья
Возможности данной практики настолько велики, что позволяют человеку открыть себя самому заново, стать лучше и сильнее, чем были до этого. Кроме того, интегральная йога влияет и на внешность. Можно стать красивее, измениться в лучшую сторону.
Польза практики не только в изменении физического тела, но и духовного:
- человек становится более выносливым;
- улучшается настроение и самочувствие;
- меняется восприятие мира и самого себя;
- обретается гармония;
- человек осознает собственную ценность;
- учится ставить цели и достигать их;
- увеличивается сила воли и становится лучше характер;
- закаляется здоровье;
- учится молчать и иметь от этого пользу;
- получает непоколебимую веру в себя и Всевышнего;
- трансформирует природу самого себя;
- развивает в себе особенные способности и умения;
- может достичь нирваны;
- появляется возможность прервать жизненный круг сансары.
Считается, что те, кто является приверженцем йоги становится моложе своих лет внешне, но духовно становится более зрелым и цельным. Его личность развивается быстро, обогащая внутренний мир и улучшая восприятие его и самого себя.
Ха и Тха (прямые и обратные) варианты бандх
(Понятия Ха и Тха бандх используют такие авторы, как Рейнхард Гамментхалер и Саймон Борг-Оливер.)
Бандха (мышечный замок) – это активация (напряжение) мышц, она служит для обеспечения притока (тха-бандхи) или оттока (ха-бандхи) крови и других жидкостей организма, равно как и энергий в тонком теле. Бандхи вовлекают в работу всевозможные соединения мышц и сочленений, а также укрепляют и стабилизируют суставы. На тонком уровне бандхи помогают двигать прану (энергию), читту (сознание) через нади (каналы в тонком теле).
ХА-бандхи – сдавливающие, разогревают, увеличивают местное давление, толкают энергию и кровь наружу, ослабевая ток крови. ТХА-бандхи – расширяющие, охлаждают, уменьшают местное давление, тянут энергию и кровь внутрь, усиливая ток крови.
КУЛЬФА БАНДХА (лодыжечная)
Ха-кульфа-бандха толкает кровь от стоп и должна использоваться, когда стопа находится на полу. Согните пальцы ног так, будто пытаетесь собрать их в кулак. Тха-кульфа бандха. Потяните стопы и пальцы ног на себя.
Будьте осторожны в осваивании этих техник, отслеживайте свои ощущения. Проявляйте Здравомыслие, Живите по Совести и в Ладу с Природой!
ДЖАНУ БАНДХА (коленная)
Тха-джану-бандха увеличивает ток крови через колено, и ее следует выполнять при вытянутом колене, в позе, принимающей вес тела. Подтяните коленные чашечки (для того, чтобы активировать мышцы передней стороны бедер или разгибатели колена).
КАТИ БАНДХА (бедренная)
Ха-кати-бандха ограничивает ток крови через бедро, и ее следует выполнять с согнутым бедром, т.е. в позах, где бедро двигается в сторону передней стороны тела, в положении стоя, или в воздухе. Поверните правое бедро наружу, но при этом активируете отводящую и приводящую мышцы бедра, чтобы создать сдавливающую бандху бедра. Тха-кати-бандха увеличивает ток крови через бедро, и ее следует выполнять с выпрямленным бедром, т.е. в тех позах, где бедро движется в направлении задней стороны тела, в положении стоя или в воздухе. Создайте усилие на поворот бедра внутрь, словно вы стараетесь развернуть бедро, но фактически активируете приводящие и отводящие мышцы бедра для того, чтобы создать расширяющую бандху бедра.
МУЛА БАНДХА (нижний замок)
Тха-мула-бандха. Является задачей минимум. На первых этапах освоения йогических поз достаточно выполнять только ёё. Эта бандха увеличивает ток крови через нижнюю половину тела, одновременно стабилизируя и укрепляя ее. Лучше всего эта практика сочетается с естественным дыханием диафрагмы, где вы должны чувствовать, как мышцы живота расслаблены и вам комфортно в них дышать (используя диафрагму). Но если вы коснетесь мышц живота, вы почувствуете их твердыми – это следствие того, что поза выполняется за счет постуральных мышц. Удлините позвоночник (особенно толкая копчик и седалищные кости в противоположные стороны от первого грудного позвонка и ключицы). Сужайте и сжимайте талию (используйте постуральные мышцы живота, но не те, что задействованы при глубоком дыхании животом). Начните вдох, используя диафрагму (потяните диафрагму вниз), не позволяя мышцам живота выпячиваться, это увеличит внутрибрюшное давление и стабилизирует поясничный отдел спины. Ха-мула-бандха. Ограничивает ток крови через нижнюю половину тела и лучше всего выполняется вовремя усиленного выдоха животом. Большинство начинающих не готовы к этой ступени. Сужайте и сжимайте талию, особенно нижние мышцы живота (используя мышцы живота при выдохе). Большинство людей могут использовать комбинацию внутренних и наружных косых мышц живота для выполнения усиленного выдоха животом. Но это ограничивает способность позвоночника к вращению и ограничивает диафрагмальный вдох. Активируйте промежность (не анус), научившись, как втягивать нижние мышцы живота, не подключая верхние, используя волокна нижней части поперечной мышцы живота, а не наружные косые мышцы. Это одновременно активирует мышцу, выпрямляющую позвоночник, и промежность (но не анус) при сохранении диафрагмального дыхания.
УДДИЯНА БАНДХА (брюшной замок)
Ха-уддияна-бандха. Ограничивает ток крови через верхнюю часть тела, и ее хорошо выполнять, когда позвоночник сдавлен или находится под постоянной разрушительной нагрузкой, или когда нужно использовать силу для подъема в стойку на руках, Лоласане или в любом другом упражнении, укрепляющем руки. Втяните внутрь переднюю часть низа грудной клетки и заднюю половину грудной клетки (вокруг области почек) в направлении друг друга. Скруглите верхнюю часть спины, затем поднимите ключицы, так чтобы передняя и задняя части груди были одинаково растянуты.
Тха-уддияна-бандха (в некоторых традициях она называется Удара-бандха). Эта бандха увеличивает ток крови через верхнюю часть туловища, и безопаснее всего выполняется в тех позах, где позвоночник не сдавлен или не находится под тяжелым грузом. Расширьте нижнюю часть грудной клетки, вдохните в грудную клетку, поднимите ключицы так, чтобы передняя и задняя части груди одинаково расширялись.
Выполнение Ха-уддияны сразу вслед за Тха-уддияной (на одном цикле дыхания) в традиции кундалини-йоги Дхирендры Брахмачари называется Аджагари и является мистической техникой, способствующей пробуждению Кундалини.
ДЖАЛАНДХАРА БАНДХА (шейный замок)
Ха-джаландхара-бандха. Эта бандха ограничивает ток крови через шею. Опустите голову вниз и двигайте шею назад. При этом макушка тянется вверх, а подбородок вниз. Тха-джаландхара-бандха (в некоторых традициях – Сету-бандха). Запрокидывание головы назад. Обратите внимание, что вам нужно повернуть весь позвоночник от поясничного позвонка и развернуть плечи назад.
АМСА БАНДХА (плечевой замок)
Ха-амса-бандха ограничивает ток крови через плечо, и лучше всего выполняется, когда плечи выпрямлены или отведены наружу по сторонам тела. Толкайте плечи к бедрам, а локти – от бедер. Тха-амса-бандха увеличивает ток крови через плечо и лучше всего выполняется при согнутых плечах (т.е. руки подняты над головой). Толкайте плечи вперед по направлению к грудной клетке, а локти – назад от грудной клетки.
КУРПАРА БАНДХА (локтевой замок)
Тха-курпара-бандха увеличивает ток крови через локоть, и лучше всего выполняется при выпрямленном локте. Мягко и одновременно сожмите (выступы) бицепс и трицепс (двуглавую и трехглавую мышцы плеча) Здесь рука тянется наверх, в противоположную сторону от запястья, словно хочет взлететь в воздух Постарайтесь согнуть локоть, активируя сгибатели и вращатели локтя, (например, двуглавые мышцы плеча). Постарайтесь вращать предплечье внутрь, активируя внутренние вращатели локтя; это создаст одновременную активацию противоположных групп мышц вокруг локтя. Ха-курпара-бандха. Сжатие мышц-сгибателей локтя.
МАНИ БАНДХА (запястный замок)
Ха-мани-бандха отгоняет кровь от ладони и лучше всего выполняется, когда ладонь принимает вес или что-то хватает. Сожмите (согните) пальцы ладони, потяните тыльную сторону ладони к запястью (распрямите запястье), словно оно старается сформировать закрытый кулак. В случае, если ладонь на полу, постарайтесь «схватить пол» пальцами, или если ладонь находится около лодыжки, сделайте плотный закрытый кулак с помощью ладони. Тха-мани-бандха двигает кровь к ладоням, и лучше всего выполняется, когда рука находится в воздухе. Расправьте (выпрямите) пальцы, слегка оттяните (или согните) запястье.
По материалам wildyogi.info/book/export/html/1445 и antarika.ru/ha-i-tha-variantyi-bandh-pryamyie-i-obratnyie-myishechnyie-zamki/
Преимущества интегральной йоги
Основным плюсом данного направления является его влияние на внутренний мир человека, на его развитие и восприятие окружающей действительности. Человек обретает гармонию с самим собой и окружающим миром, становится цельной и уникальной личностью.
Польза самих занятий заключается в улучшении самочувствия, состояния здоровья, внешнего вида.
Учась улучшать состояние своего физического тела, обретается и гармоничное развитие души. При этом важно ежедневно практиковать направление, чтобы постоянно увеличивать свой потенциал.
Мысли и действия практикующего становятся глубокими и продуманными, они имеют значение для всего, чем мы занимаемся. Когда сознание и разум становятся чистыми, сама жизнь становится лучше и гармоничнее.
Приверженцы практики считают, что с помощью интегральной йоги можно достичь совершенства и добиться тесной связи с Божественным началом и Вселенной. Приняв себя и ежедневно улучшая качественные навыки самого себя, можно добиться многих результатов во всех отраслях своей жизни.
Джану-бандха. Коленный замок
Джану-бандха — коленный замок. Выполняется за счёт подтягивания коленных чашечек вверх. Это позволяет активизировать мышцы-разгибатели бедра, в основном четырёхглавую мышцу бедра. Такой замок применяется в асанах с прямыми ногами (прямой ногой), для того чтобы более органично распределить нагрузку, активнее включить ноги в работу, повысить устойчивость и снизить нагрузку с коленных суставов, что позволяет повысить уровень травмобезопасности.
Например, при выполнении Вирабхадрасаны I актуально применить джану-бандху к колену задней ноги, так как существует тенденция к его сгибанию. Другой вариант применения — во время выполнения гибкостных поз, например Пашчимоттанасаны. Активизируя мышцы вокруг колена, мы можем больше расслабить заднюю поверхность ног, задействуя связь антагонист–агонист.
Существуют также другие замки — плечевой, запястный, локтевой, которые включаются за счёт приведения в тонус мышц, окружающих сустав, и используются для того, чтобы распределить нагрузку в позе равномерно (особенно когда на него усиливается нагрузка) и не изнашивать, не травмировать сустав, что особенно актуально для людей с гипермобильными суставами.