Святослав Дубянский, Мастер Крия Йоги, Член двух творческих союзов — Союза Писателей России и Творческого Союза Художников России. Он многие годы жил в Индии, проходил обучение нескольким направлениям философии, а также техникам медитации в традиции Крия Йоги.
Святослав – эксперт Восточных и Западных эзотерических традиций, автор цикла книг посвященной Ведической философии, духовной самореализации, саморазвитию, йоги и медитации.
Проводит регулярные групповые семинары и индивидуальные занятия on-line по медитации в традиции Крия Йоги и Мантра Йоги, методам построения позитивного намерения и трансформации судьбы, очищению и раскрытию чакр, осознанию и воплощению своего предназначения, практикам укрепления и омоложения организма.
Джняна-йога
Джняна-йога — это йога знания. Джняна-йога ведёт человека к истине посредством изменения его знаний, относящихся к самому себе и окружающему миру. Это йога людей интеллектуального пути. Она освобождает человеческий ум от оков иллюзорной концепции мира, направляет его к истинному знанию, демонстрирует основные законы вселенной.
Джняна-йога использует те же методы, что и раджа-йога . Она начинается с утверждения, что слабый человеческий ум, занятый созерцанием иллюзий, никогда не разрешит загадки жизни, что такая задача требует лучшего орудия, специально приспособленного к её решению. Поэтому вместе с изучением принципов, лежащих в основе вещей, джняна-йога требует особой работы по воспитанию ума.
Сознание человека подготавливается к созерцанию и сосредоточению, к умению мыслить в новых категориях, в непривычном направлении и на новых планах, связанных не с внешними аспектами вещей, а с их фундаментальными принципами; прежде всего ум приучают думать быстро и точно, обращать внимание на существенное и не тратить время на внешние и маловажные детали.
Джняна-йога исходит из того, что главная причина человеческих бед и несчастий — незнание. Задача джняна-йоги состоит в том, чтобы победить авидью и приблизить человека к брахмавидьи, божественному знанию. С точки зрения джняна-йоги, человек должен прежде всего научиться правильно мыслить. Правильное мышление и расширение идей и понятий должно привести к расширению представлений, а расширение представлений, в конце концов, приведёт к изменению ощущений, т.е. к уничтожению ложных иллюзорных ощущений.
Индийские учителя (гуру — Гуру йога) ни в малейшей степени не стремятся к тому, чтобы их ученики накапливали как можно больше разнообразных знаний. Наоборот, они хотят, чтобы ученики видели во всех явлениях, какими бы малыми они ни были, принципы, которые составляют всеобщие основы бытия. Обыкновенно ученику дают для медитации какое-нибудь изречение из древних писаний или какой- нибудь символ, и он медитирует на нём целый год, два года, а то и десять лет, время от времени делясь с учителем результатами своих медитаций.
Это покажется необычным для западного ума, стремящегося всё вперёд; однако, возможно, именно здесь и находится правильный метод для проникновения в глубину идей вместо поверхностного скольжения и схватывания их внешней стороны посредством создания колоссальной коллекции из слов и фактов. Изучая джняна-йогу, человек ясно видит, что йога не может быть только методом. Правильный метод непременно приведёт к известным истинам и, излагая метод, невозможно не коснуться этих истин.
Пользуясь йогой как методом, человек сам должен найти, почувствовать, реализовать те истины, которые составляют содержание философии йоги. Истины, полученные в готовом виде от другого человека или из книг, не произведут такого же воздействия на ум или душу, как истины, найденные самим человеком, истины, которые он долго искал и с которыми долго боролся, прежде чем принял их.
Джняна-йога учит тому, что истиной для человека может быть только то, что он ощутил как истину. Кроме того, она учит человека, проверяя одну истину другой, медленно восходить к вершине знания, не теряя из виду точку отправления и то и дело возвращаясь к ней, чтобы обеспечить правильную ориентацию. Джняна-йога учит, что истины, которые выявлены логическим путём, воспитанным на наблюдениях этого трёхмерного мира, вовсе не являются истинами с точки зрения высшего сознания.
Джняна-йога учит человека не верить себе, не верить своим ощущениям, представлениям, понятиям, идеям, мыслям и словам; и более всего не верить словам, проверять всё и осматриваться на каждом шагу, сопоставляя с показаниями опыта и с фундаментальными принципами.
Джняна-йога или Веданта начинается сознательного принятия того факта, что всё происходящее с нами происходит не само по себе – случайно или волею каких-то неведомых нам сил. Всё, что случается с нами, делаем мы сами – каждым своим помыслом, словом и поступком, теми решениями или нежеланием принимать решения, которые исходят из того Центра, что находится где-то внутри нас. Путь начинается с того момента, когда человек не может больше оправдывать себя наличием любых внешних сил и обстоятельств, когда он начинает видеть себя одиноким, цельным, единым, ответственным за всё, произошедшее с ним в прошлом, и за всё то, что может произойти.
Практика джняна-йоги требует отвергнуть «психологический» взгляд на самого себя, который представляет человека совокупностью множества противоречивых «я». Ученик джняна-йоги должен опознать внутри то единое Я, где воспринимается, наблюдается и собирается воедино весь опыт бытия. Джняна-йога обращает или, точнее, возвращает внимание от разнообразия «внешнего и внутреннего мира» туда, в этот один-единственный Центр, последовательно разоблачая всё воспринимаемое вовне: Я – не это, не это, не это. Neti, neti, neti…
Ученик учится быть тут, в этом абсолютном Центре, как Я – сознавая себя в повседневности, принимая решения, медитативно созерцая поток мыслей и то неизменное, неподвижное, вездесущее, что сокрыто за ним. Все внешние и внутренние объекты, неживые сами по себе, в том числе тело, эмоции и чувства, мыслящий ум, аналитический разум – являются переменчивыми и «погодозависимыми», они рождаются, страдают и радуются, увядают, а затем мучительно уходят из жизни. Первостепенной задачей джняна-йоги является обнаружение внутри этих «сфер» личности той сокровенной сердцевины, ядра, средоточия, которая остаётся неизменной всегда, безначально и бесконечно, при любых обстоятельствах, чтобы, пребывая в этом Центре, взирать на всё бытие только оттуда.
Джняна-йог должен на собственном опыте убедиться в том, что, как утверждают его учитель и все учителя древности, оставившие нам веды, упанишады, сутры и позднейшие философские тексты, этот Центр существует, это реальность, это источник всё объясняющего знания, исходящего изнутри, и неиссякаемого блаженства. Для джняна-йоги, для Веданты – этот Центр вовсе не эго, взращиваемое, исцеляемое от пороков, совершенствующееся, не пустота или ничто, не душа, безвольно ожидающая спасения, не жалкий, несчастный грешник.
Центр, Я, Атман – это самобытие, один без иного, единственно существующий, совершенный, изначально свободный, всеведущий и блаженный Абсолют, один и тот же – всегда и повсюду, для каждого живого существа, для каждой страны, нации, планеты, вселенной. Джняна-йога (Веданта) заключается в сознательном восприятии этой реальности и в пребывании, в «стоянии» в этом. Пребывание где бы то ни было ещё, всякий иной тип самосознания или восприятия – полностью отвергается джняна-йогой как абсурдный, безумный, коренящийся в «неведении».
Джняна-йога (Веданта) – это путь знания окончательного, завершённого, навсегда достигшего своей цели, она имеет мало общего со спекулятивной философией – поиском или угадыванием Истины, – а также с любого рода самосовершенствованием. Но в своей практике она сливается с бхакти-йогой в конечной самоотдаче той Истине, которая и является единственным созерцаемым, созерцающим и путём созерцания. Видя во всём Одно, джняна-йог преисполнен не равнодушием, не скукой, но любовью и экстатической радостью единения.
Тематический материал на сайте:
Раздел Школы йоги
Видео:
Книги:
Рамачарака «Джняна йога»
Свами Вивекананда «Джняна йога»
Свами Шивананда «Кундалини йога»
Пять янтр Лайя-йоги
путь мудрости (Праджня-янтра) | путь энергии (Шакти-янтра) | путь иллюзорного тела (Нидра-янтра) | путь звука (Нада-янтра) | путь света (Джьоти-янтра) |
Путь мудрости (Праджня-янтра) предполагает овладение непрерывным созерцательным состоянием, погруженностью во всевышний Источник (сахаджа-стхити). Для этого йогин тренируется в медитации сидя и в движении.
Путь энергии (Шакти-янтра) включает практики работы с энергетическими каналами (нади), ветрами (праной) и центрами (чакрами) для пробуждения Кундалини, получения опыта нектара бессмертия, выходов тонкого тела, обретения непрерывного сознания в самадхи, раскрытия четырех блаженств и пяти пространств в теле.
Путь иллюзорного тела (Нидра-янтра) развивает осознанность в сновидениях и включает практики иллюзорного тела и чистой страны в контексте учения о пути тонкого тела, йоги иллюзорного тела, йоги чистых земель, йоги сновидений и йоги сна и Ясного Света.
Путь йоги звука (Нада-йога) включает десять стадий сосредоточения на внутренних звуках для достижения нирвикальпа-самадхи и практику, когда йогин работает с единством звука и пустотного осознавания.
Путь йоги света (Джьоти-йога) предполагает тайные методы созерцания света, которые за короткое время генерируют световые видения: божеств, мандалы, сферы света и др. Упражняясь в созерцании, йогин работает с видениями, последовательно проходя четыре стадии: «начала», «сосуда», «нарастания» и «исчерпания».
Политика конфиденциальности
«I Love Yoga» заботится о конфиденциальности информации и персональных данных, которые предоставляют пользователи сервиса, и обязуется прилагать все возможные усилия по их неразглашению, защите и безопасному хранению.
Персональные данные, полученные «I Love Yoga», используются для предоставления пользователям актуальной информации о деталях проведения совместной работы.
«I Love Yoga» придерживается принципов обеспечения конфиденциальности персональных данных в соответствии с требованиями законодательства РФ и общепринятыми этическими нормами.
Что есть основа Сахаджа-йоги?
Только пробудив Кундалини (Абсолютную энергию), человек может достичь своей цели. Чтобы овладеть этой практикой, не обязательно оставлять мирскую жизнь, удалятся от социума и постоянно быть погруженным в медитативное состояние.
Сахаджа-йогой можно заниматься, не покидая своего привычного окружения, однако, для достижения результатов необходимо регулярно уделять внимание медитациям. Также рекомендуем ознакомиться со статьей про випассану.
В чем же особенность данного направления йоги? Что нужно делать для того, чтобы пробудить Кундалини и достичь самореализации? Как проходят занятия и какую роль выполняет музыка в Сахаджа-йоге? Следующий материал поможет вам узнать ответы на эти вопросы.
Сахаджа-йога – пробуждение Кундалини, ведущее к самореализации
Те, кто практически ничего не знают о Сахаджа-йоге и скептически относятся к различным религиозным направлениям, могут задуматься: это секта или нет? Попробуем объективно разобраться.
Сахаджа-йога – это отдельное направление йоги, религиозное движение, которое сформировалось относительно недавно, но имеет очень древние индийские корни. Она утверждает, что с помощью медитативных техник можно достичь самореализации с помощью вхождения в бесмысленное состояние, которое называется нирвичара-самадхи («ментальная тишина»).
Основательницей этого движения стала Нирмала Шривастава, представившая свое учение в 1970 году. Известна она под именем Шри Матаджи Нирмала Деви. «Шри» – это обращение к великоуважаемой личности, которой и являлась Нирмала. «Матаджи» – матушка, «Нирмала Деви» – обозначение полного имени Нирмала.
Шри Матаджи Нирмала Деви
Термин «сахаджа-йога» стал известен благодаря Кабиру – индийскому поэту-мистику. С санскрита данное словосочетание означает «рожденный в союзе с всепроникающей энергией божественной любви».
Более подробно о различных школах и направлениях йоги вы можете узнать из раздела Йога на нашем сайте.
Шри Матаджи Нирмала Деви говорила, что смысл своей жизни невозможно познать до тех пор, пока человек не соединится с энергией, которая ее создала. Каждому нужно знать о своих корнях. Это позволит стать себе самому Духовным руководителем.
Действительно, в Сахаджа-йоге, самореализация – это первоочередное понятие. Эта самореализация представляет собой некую духовную трансформацию, происходящую с помощью пробуждения Кундалини, точнее, соединения с этой Абсолютной энергией.
Кундалини располагается в области «священной» кости (крестца). При пробуждении она начинает подниматься по позвоночнику, проходя по каждой из семи чакр, одновременно очищая и подпитывая их. Кундалини – мощнейшая энергия, просвещающая мозг и центральную нервную систему. Человек начинает понимать о том, что правильно, а что неправильно. Такое осознание помогает жить в гармонии не только с собой, но и окружающей действительностью, природой, людьми.
Четыре уровня Учения
В Учении существует четыре уровня:
- внешний,
- внутренний,
- тайный,
- трансцендентный.
Очень важно понимать эти четыре уровня Учения и не путать их.
К внешнему уровню относится универсальная Санатана Дхарма: принцип единства всех религий, идеи всеобщего Просветления и перехода к богочеловечеству, мифология и т. д.
К внутреннему уровню относится Адвайта-веданта, как философская система, на которой строится воззрение.
К тайному уровню относятся методы Лайя-йоги сиддхов: созерцание, Кундалини-йога, Нада-йога, Джьоти-йога, Йога сна и сновидений и т.д. Это методы прямого погружения в состояние недвойственности (Пратьякша-адвайта).
Трансцендентный уровень находится за пределами имени, формы, слов, методов – это пребывание в безопорном состоянии осознанности (нираламбха), в естественном изначальном состоянии природы Ума (Сахаджья) вне мыслей, оценок и концепций (аманаска).
Часто начинающие практики, не понимая глубины, широты и запредельности Учения, видят какой-то его маленький фрагмент и на основании этого фрагмента пытаются составить свое мнение, жестко фиксируя Учение, не учитывая, что оно имеет несколько уровней.
Первые два из них – это экзотерические уровни, они доступны пониманию обычных людей. Третий уровень доступен настоящим садху, тем, кто посвятил себя садхане и знает толк в ритритах.
Наконец, самая глубокая, необыкновенно тайная, запредельная сердечная сущность Учения заключена в трансцендентном уровне – это пребывание в естественном состоянии (Сахаджья).
Это состояние само по себе – Просветление, его невозможно достичь методами, ему невозможно научить, его невозможно описать философией, о нем невозможно говорить, не впадая в ошибки, но в нем возможно пребывать. Внешний, внутренний и тайный уровни нужны только для того, чтобы погрузиться в это состояние.
Учение Лайя-йоги подобно большому, красиво цветущему дереву, у которого есть и корни, и ствол, и ветви, и листья, и цветы, и плоды. Все методы Учения расположены на своем месте, они прекрасно сочетаются и гармонично сосуществуют в Древе Учения, не имея противоречий друг с другом. Все в нем имеет свою функцию, назначение и цель.
Для того чтобы понять Лайя-йогу, нужно изучить четыре уровня Учения, а также Древо Учения, и увидеть различие уровней и разницу между корнями, стволом, ветвями, цветами и листьями.
Матаджи Свами Парамешвариананда. Хозяйка этого места
Сейчас этим местом руководит монахиня по имени Свами Парамешвариананда. Она не только ведет административную работу, но и читает лекции по Веданте. Когда я жила в этом Кутире, на его территории ведись строительные работы. Матаджи была очень занята и на нашем курсе нас не обучала.
Наши преподаватели говорили, что ее лекции по Веданте замечательные. Ничего не могу сказать на эту тему. Личного общения у нас с ней было немного.
В конце курса всем желающим она давала Мантра Дикшу и духовные имена. Я вначале не хотела получать какое-либо посвящение.
Мне думалось, как я могу перенимать что-то у человека, которого я не знаю, который не знает меня. Я не доверяла Матаджи и отказалась принимать Дикшу.
Во время группового посвящения в мантру я была в своей комнате и готовилась к экзамену. И вдруг я поняла, что информация перестала восприниматься. Причем за день до этого мне казалось, что мой английский продвинулся так, что мне все равно на каком языке читать на русском или на английском. А теперь я смотрела в книгу, но слова в предложения не составлялись.
После посвящения все, кто его принял были довольные и глаза их светились. Я подумала, что зря я отказалась. Все-таки посвящение в традицию дает реальную силу. А я выбрала роль стороннего наблюдателя.
На следующее утро во время прогулки вдоль Ганги я почувствовала, что место меня выталкивает. Возникла мысль, что я больше сюда никогда не вернусь, хотя до этого я планировала еще раз приехать в Уттаркаши и узнать место получше. Было ощущение, что какая-то дверь захлопнулась.
Вечером была прекрасная пуджа посвященная Трипура Сундари, и поняла, что для того, чтобы создать такую благостную атмосферу, нужна большая сила. И обладательница этой силы именно наша Матаджи Свами Парамешвариананда. Одно только ее имя может сказать о многом:) Как я сразу на это внимание не обратила? Я решила исправить свои ошибку.
На следующее утро я попросилась на встречу с Матаджи, поговорила с ней, рассказала о всех прежних сомнениях, попросила прощение и обратилась с просьбой дать мне мантру в индивидуальном порядке, если это возможно. Матаджи немного подумала и сказала, что даст мне мантру после экзамена. После этого подготовка к экзамену пошла хорошо, и, как я написала выше, меня даже на устный экзамен не вызвали.
После экзамена я получила мантру и духовное имя. Хотя к духовным именам я отношусь несерьезно, поэтому оглашать его не буду. Как говорил наш учитель Веданты Свами Джанарданананда, Атман не имеет ни формы, ни имени. Поэтому, чтобы ощущать себя Атманом, новое имя, на мой взгляд, не нужно.
Лекции о направлениях Йоги
Свами Шивананда
Несколько лет назад я начала участвовать в курсах подготовки преподавателей йоги. На этих курсах я всегда читала лекции о разных направления йоги. О Шивананда Йоге я рассказывала с большим удовольствием и считала, что хорошо знаю её.
Однако в последнее время я стала слышать от учеников курса, что занимаясь по системе Шивананда йоги, они выполняли Полное Йоговское Дыхание не так, как мне объяснял мой первый учитель, что при выполнении базовых Пранаям не делали Бандхи. Были и другие мелкие разногласия.
Узнав всё это, я поняла, что плохо представляю себе, что такое Шивананда Йога, и мне необходимо прикоснуться к первоисточнику, чтобы не сеять искаженную информацию в умах студентов нашего курса.
Предварительная запись на занятия йогой в зале
На все занятия в зале обязательна предварительная запись минимум за 1,5 часа до занятия!
Записаться можно кликнув по соответствующему занятию в расписании.
Если при попытке записаться вы видите «Запись окончена» — это значит, что лимит записей на это занятие исчерпан. Можно попробовать чуть позже еще раз попытаться записаться, возможно, кто-то из ранее записавшихся отпишется и для вас освободится место.
Если вы записаны, но не можете прийти, вы должны отменить запись не позднее, чем за 1,5 часа до начала. В противном случае занятие будет списано с вашего абонемента.
Отменить запись можно кликнув на занятие в расписании.
Лимит учеников на одном занятии 20 человек. На йогу в гамаках лимит 11 человек.
Шивани. Обладательница волшебного голоса
Шивани учила нас петь Бхаджаны и Мантры, а так же объясняла нам «Бхагават Гиту». У нее красивый голос, и слова на санскрите из ее уст звучали божественно. Она подробно объясняла нам смысл всех Бхаджан и Мантр, которые мы пели.
Как я уже писала выше, мы не только пели хором. Каждый из нас должен был стать хотя бы один раз запевалой. То есть надо было выбрать какую-нибудь Бхаджану и спеть ее на сатсанге в качестве ведущего. Шивани помогала нам выбрать Бхаджану, учила правильной мелодии и вселяла уверенность в свои силы.
На классах по Бхагават Гите мы сначала читали текст на санскрите, потом Шивани нам его переводила и разбирала текст согласно комментариям Свами Шивананды.