Паттабхи Джойс: великий мистификатор или «Как создать с нуля успешный йога-бизнес?»


Аштанга-Виньяса-Йога – стильно, модно, молодёжно

Мадонна в Эка Пада Ширшасане Аштанга-Виньяса-Йога – без преувеличения, самое модное направление йоги на сегодняшний день. Ее практикуют Мадонна, Стинг, Том Круз, Гвинет Пэлтроу, Кристи Тарлингтон и другие известные певцы, актеры, модели и мировые звезды.
«Аштангисты», как гордо называют себя последователи этого стиля – это ярые проповедники практически ежедневного (кроме суббот, новолуний и полнолуний) выполнения асан, которые заключены в серии с жестким порядком выполнения. Показатель крутости аштангиста – это номер серии, которую он делает, частота его вылазок в Майсор и, конечно, истории о потерянных там литрах пота и первом самостоятельном выходе в мост стоя.

Аштанга-Виньяса – это практика не для слабаков. Ранние подъемы, специальное дыхание во время занятий, определенное количество дыхательных циклов для удержания асаны и другие многочисленные правила. Выполнять это завещано Традицией, которой аштангисты неукоснительно следуют, ведь верность ей отличает их от рядовых практиков йоги. Традицию Аштанга-Йоги заложил Паттабхи Джойс – ученик Кришнамачарьи, который один из первых включил физические упражнения в свою систему «йоги».

«Йога Курунта» — дар Богов или подлог?

Стинг в Падмасане
Согласно мифу, которым окутана Аштанга-Йога, данная традиция – это не авторская методика Джойса, а реально существующее древнее учение. Построено оно, якобы, на тексте Вамана Риши «Йога Курунта» (в другом переводе «Йога Карунта»). О том, как этот текст попал в руки Джойса, существует две версии, из которых верный последователь Аштанги может выбрать любую, наиболее близкую сердцу.

Официальная версия повествует о том, что данный текст был преподнесен Кришнамачарье его учителем – Рамамоханом Брахмачари. После чего Гуру передал эти знания своему ученику — Джойсу. Почему он удостоил этой чести именно Паттабхи (а не своего сына Десикачара или других учеников) доподлинно неизвестно.

Вторую версию выдвинул Стефан Ян Лапейрере. Якобы Джойс и Кришнамачарья нашли этот санскритский текст в архивах библиотеки Калькуттского университета. Кришнамачарья, в идеале владевший санскритом, смог перевести его и даже определил примерное время создания: 500-1500 г.н.э.. Этот текст представлял сутры, в которых были описаны асаны и принципы практики йоги, а также в нем содержались комментарии «Йога-сутр» Патанджали. На основе этих знаний Кришнамачарья с учеником восстановили 6 последовательностей асан, известные ныне как «серии Аштанга-Виньяса йоги». После чего Кришнамачарья завещал Джойсу нести это учение в массы, распространяя бесценные знания по всему миру.

Обе эти истории очень интересны и в какой-то мере даже правдоподобны, если бы не одно «но»: после Кришнамачарьи и Джойса нет ни одного человека, видевшего этот текст. Так как, по несчастливой случайности, оригинал «Йога Курунты» был уничтожен (съеден муравьями).

Духовные и священные писания Востока
Вы на странице: Главная ➤ Медитация ➤ О пределах хатха-йоги и Паттабхи Джойсе

Медитация и йога

О пределах хатха-йоги и Паттабхи Джойсе

Год назад была написана статья «Откуда есть пошла йога нынешняя, или краткая история хатха-йоги». В ней был сделан акцент на те исторические события, которые сформировали нынешнюю хатха-йогу, а также произвели подмену понятия «йога» за последние полвека, сместив представление о ней с медитации на физкультуру.

В данной статье будет предпринята попытка оценки пределов возможностей постуральной йоги с точки зрения достижения йогареализации. Если кратко, то хатха-йога в её разновидностях, включая популярную аштанга-виньяса-йогу Паттабхи Джойса, способствует долголетию и сохранению физической подвижности в пожилом возрасте (если только не испортить суставы в процессе занятий), но не способствует основной цели йоги – йогареализации. Более того, по факту хатха-йога не имеет никакого отношения к практике медитации, этого основного инструмента йогареализации.

Некоторые могут возразить, заявляя, что пребывание в позах хатха-йоги может развивать хотя бы концентрацию. Но концентрация – это не медитация, и для развития концентрации есть много других, более прямых методов, в том числе в рамках самой раджа-йоги. Некоторые могут также возразить, что при освоении сложных асан (вообще-то этимологически слово «асана» на санскрите означает «сидячая поза» в контексте медитации) человек якобы находится в «высокодуховном» или медитативном состоянии. Но, на самом деле, то, что люди испытывают при попытках выполнения сложных асан – это никакая не высокая духовность и медитация, а просто физическая боль. Многовариантная пронизывающая всё сознание боль, не имеющая ничего общего даже с базовыми требованиями для входа в состояние медитации. И даже когда вы достаточно вытянете связки и сухожилия для этих асан, полностью эта боль не уйдёт – она просто будет появляться в асанах не сразу. После чего в рамках хатха-йоги начнётся изучение ещё более сложных асан с той же самой сильной физической болью.

Кроме того, хатха-йога во всех её разновидностях, включая аштанга-виньясу, статистически довольно травмоопасна. Малограмотный йогатичер без медицинского образования, например, пришедший в хатха-йогу «на пенсию» из спортивной гимнастики, действуя в соответствии с эффектом Даннинга-Крюгера, будет стремиться порвать каждый сустав клиента, в отличие, например, от балета с его всего лишь поперечным и продольным шпагатами и наклонами.

Патанджали в Йога-сутрах написал:

sthira-sukham āsanam ॥46॥

46. Асана – это то, что обладает [свойствами] устойчивости и приятности.

Как мы видим, уже в самом этом определении отсутствуют моменты тренировочного подхода и нагрузок на тело. Вряд ли удастся улучшить мышечный тонус или растяжку, пребывая в удобном и приятном положении. Всё, чем может помочь физическое тело в медитации – это не мешать. Помочь лучше медитировать физическое тело не может.

Хатха-йога, как минимум в нынешнем её варианте, не развивает такие тонкие тела (упоминаемые, например, в Тайттирия-упанишаде), как маномайя-коша (ум), виджнянамайя-коша (разум, буддхи) и анандамайя-коша (оболочка блаженства и наивысшего сознания). Человек может практиковать хатха-йогу каждый день десятки лет и даже всю жизнь, но, как показывает практика, само по себе это не способно помочь развиваться духовно и расширять горизонты видения через достижение новых высот сознания благодаря выстраиванию виджнянамайя-коши и анандамайя-коши в длительных интенсивных медитациях во время кевала-кумбхаки.

Сознание первично. Физически все люди более-менее похожи, а значительно отличаются они именно своим сознанием, которое определяется степенью эволюционной выстроенности (в череде перевоплощений) тонких тел, упоминаемых в списке панча-коша (пяти оболочек).

Хатха-йога, как и любая физическая гимнастика, развивает только физическое тело, не делая человека более нравственным или духовным. В 1960-ые Б. К. С. Айенгар и Паттабхи Джойс разработали собственные методы тренировок хатха-йоги, основанные на выполнении асан, и после этого подобная йога стала очень популярной в США, формируя всю современную индустрию йогабиза. Может казаться, что нынешняя йога основана на древних мудростях, но на самом деле важно помнить, что это такой же бизнес, как и многие другие. А все обещания о духовном развитии – просто очередной способ преподнесения товара и развития индустрии йоги, которую даже обвиняют в использовании части культуры индуизма и отдалении от её религиозного значения.

Последние пару лет во всём мире продолжается скандал из-за фактов ненадлежащего (сексуального) поведения Паттабхи Джойса (1915-2009) на майсурских курсах по выдаче сертификатов преподавателей йоги. Такое поведение подтверждается большим количеством фотографий и видео, а также заявлениями участников курсов – как пострадавших, так и наблюдателей.

Некоторые утверждают, что основной целью заявлений о харассменте якобы является просто бизнес – разделение американского и индийского рынка «услуг» аштанга-виньяса-йоги. Авторизация для последующей подготовки преподавателей, а также более простая сертификация на месячных курсах самих преподавателей, уже освоивших ранее у себя на родине сами последовательности аштанга-виньяса-йоги, за ошибки при выполнении которых Паттабхи Джойс мог выгонять из класса до конца занятия, на текущий момент происходит в Индии. Это тысячи людей ежегодно и большие деньги – месячный курс в 2006 году стоил $500 без учёта проживания и сопутствующих расходов. Для получения же авторизации необходимо приезжать в Майсур далеко не один раз. Перенаправление финансового потока в случае устранения необходимости ездить в Индию за авторизацией преподавателей и сертификатами может позволить преподавателям на Западе зарабатывать значительно больше, при этом в большей степени контролируя саму систему. Кроме того, уже возникают идеи «заново изобрести аштанга-виньяса-йогу, но без Паттабхи Джойса», и даже создать некий «совет», который будет определять дальнейшее развитие методики.

Йога-шала Паттабхи Джойса в Майсуре

Но, во-первых, аштанга-виньяса-йога уже давно сама стала бизнесом для семьи Паттабхи Джойса. Как уже было написано выше, все обещания о духовном развитии – просто очередной способ преподнесения товара и развития индустрии йоги. За свою полувековую историю и миллионы занимающихся по всему миру аштанга-виньяса-йога не смогла «выдать на-гора» ни одного йогареализованного. Повторяю, ни одного. Более того, многие известные преподаватели аштанга-виньясы с опытом её практики по 20-25 лет, включая русскоговорящих, демонстрируют хамство, лживость и агрессивность, несовместимые с качествами ямы и ниямы, требуемыми от йогов по Патанджали. Кроме того, они ещё и не способны подтвердить научным способом (посредством нейрогарнитур) своё умение медитировать, лишний раз убеждая в том, что асаны не помогают медитации. Другими словами, они наглядно подтверждают, что их практика фактически не имеет отношения к духовности и духовному развитию. Причём складывается такое впечатление, что они даже не способны понимать это сами.

Во-вторых, обсуждающие эту тему упускают из виду важный момент, с которого всё началось – собственно домогательства Паттабхи Джойса. Да, они были на самом деле, как бы ни пытались защищать Паттабхи Джойса разные йогатичеры, особенно те, кто на его курсах не был. И домогательства действительно носили регулярный характер. Шаратх Джойс (при рождении – Шаратх Рангасвами, но впоследствии он изменил «Рангасвами» на раскрученную фамилию «Джойс»), внук Паттабхи Джойса и один из (наряду с сестрой Сарасвати) продолжателей линий аштанга-виньясы, после 2009 г. неоднократно публично осуждал харассмент со стороны своего деда.

Автор этой статьи ещё в 2006 г. общался в Майсуре с посетителями курсов аштанга-виньяса-йоги Паттабхи Джойса, а также и с самим Джойсом в кабинете его майсурского офиса, в основном в качестве переводчика. Судя по тогдашним рассказам посетителей курсов, этот ощущающий себя альфа-самцом заматеревший преподаватель регулярно возлагал свои длани на чресла молодых курсисток и даже курсистов, среди прочего проверяя своим пальцем качество их

Следует отметить, что далеко не всегда это вызывало у курсисток неприятие. Некоторые даже почему-то считали это своеобразным «шактипатом» (духовным посвящением) и специально надевали одни только тонкие короткие треники, чтобы максимально улучшить тактильные ощущения и «шактипат».

То, что некоторым посетителям курсов это не нравилось, но они терпели всё это изо дня в день на 30-дневных курсах в погоне за престижным йогабизным сертификатом, не делает им чести, а также вызывает различные аллюзии. Но в данной статье речь пойдёт не о моральных качествах посетителей курсов, а, что более важно, о таковых Паттабхи Джойса, легенды аштанга-виньяса-йоги в частности и нынешней йоги в целом.

Известно, что домогательства со стороны Джойса на классах йоги имели место как минимум с 1980-х годов, когда ещё была жива его жена, а сам он точно находился в здравом уме, так что это невозможно списывать на его «недостаточную удовлетворённость» (что само по себе звучит странно для того, кто позиционирует себя как йога) или старческое слабоумие.

Как утверждал уже в немолодом возрасте сам Паттабхи Джойс, он практиковал хатха-йогу Кришнамачарьи в течение пары лет, начиная с 1927 года, когда ему было 12 лет, но при этом никто из его родственников об этой его практике ничего не знал. В 1932 году в возрасте 17 лет его уже точно видели на классах хатха-йоги Кришнамачарьи в Майсуре, и с тех пор он практиковал постоянно. Даже если предположить, что Паттабхи Джойс приукрасил свою биографию, и начать отсчёт практики с 1932 года, то как минимум 74 года (до 2006 г.) практики хатха-йоги не помогли ему избавиться от вожделения. Если же приукрашивания не было, и, если верить заявлениям о том, что, несмотря на упрёки членов семьи, включая внука Шаратха, домогательства продолжали иметь место в большей или меньшей степени вплоть до его ухода в 2009 г., то даже долгие 82 года практики хатха-йоги, включая и разработанный им самим стиль под названием аштанга-виньяса-йога, оказались неэффективными даже для того, чтобы проработать хотя бы первую часть восьмичастной йоги Патанджали – яму, включающую в себя брахмачарью. Цитата из Йога-сутр Патанджали, 2.30:

ahiṁsā-satya-asteya brahmacarya-aparigrahāḥ yamāḥ ॥30॥

30. Сдержанность (яма) включает не-насилие, правдивость, не-присвоение чужого, безбрачие и не-принятие даров.

Проблема не в том, что за 82 года интенсивной практики хатха-йоги, которую преподносят как меняющую сознание духовную практику, у Паттабхи Джойса так и не открылось сверхсознание и не появились сиддхи. Проблема в том, что за все эти годы так и не произошло несравнимо менее затратной энергетически трансформации сознания хотя бы настолько, чтобы человек стал по-настоящему нравственным, а также осознающим последствия своих действий. Харассмент курсисток по факту оказался «интереснее» и важнее и собственной репутации, и репутации разработанного им самим направления аштанга-виньяса-йога. Паттабхи Джойс достиг мирской «самореализации», став успешным, богатым и популярным. Но для того, кто позиционирует себя как йога, это не достижение.

И это лучшая «реклама» возможностей хатха-йоги. Это один из уроков, который Паттабхи Джойс на самом деле преподал миру, пусть и не сознательно.

Многие йогатичеры по разным причинам сейчас защищают и оправдывают Паттабхи Джойса. Для кого-то аштанга-виньяса могла стать самым светлым моментом биографии, например, на фоне предшествующих химических и игровых зависимостей, и такие люди будут защищать имя Джойса до последнего, не внимая фактам. Для кого-то это просто бизнес, финансовое вложение (заплаченные за курсы $500, минимум столько же на авиабилеты в Индию и ещё столько же на накладные расходы, включая проживание) и затрата времени и сил на предварительную подготовку к курсам. Такие тоже будут прикрывать имя Джойса до последнего, пренебрегая фактами.

Следует отметить о ещё одном аспекте хатха-йоги, о котором упоминают специалисты – об адреналиновом эффекте. Как и при любых интенсивных занятиях спортом, например, беге на 10-15 км, при интенсивной практике хатха-йоги происходит сильный выброс адреналина. И бывает, что человек на него «подсаживается», как на наркотик. Конечно, это наркотик внутренний, а не какой-то химический суррогат, но привыкание к нему сильное. Может возникнуть и зависимость, от которой потом очень сложно избавиться.

В интернете можно найти самые разные голословные оправдания Паттабхи Джойса – от совсем примитивных маскулинных в комментариях тут: «Да это все пурга феминистическая, я занимался у Патабхи Джойса в Майсоре, да он учениц хлопал по за…ницам и делал это с удовольствием, но ни одна курочка тогда не взбрыкивала и не делала ему замечаний…» и до более грамотно и умно написанных в сослагательных наклонениях в духе «я не верю, что такое могло быть, и вообще всё наверное было не совсем так или совсем не так» вплоть до «Это, конечно, непроверяемые и голословные заявления» (про обвинения в харассменте).

Было бы интересно посмотреть, сколько защитников этого возомнившего себя альфа-самцом преподавателя продолжило бы его защищать и оправдывать, если бы они были уверены в том, что подобная защита кармически приведёт к такому же насилию в будущем (или в следующей жизни) над ними самими или их близкими. Или, в более простом и понятном варианте, сколько из них были бы готовы отправить своих жён или дочерей к такому персонажу на курсы.

Ниже перевод с английского двух характерных комментариев пользователя sorrentinacoffee к вышеприведённому видеоролику о непристойном поведении Паттабхи Джойса:

    Первый комментарий.

    «Я встретил этого человека (Паттабхи Джойса) в Майсуре – он остановил меня на улице и спросил, почему я не занимаюсь в его школе (шале) йоги. Я сказал ему, что проходил обучение у Б. Н. С. Айенгара (1927–; йога-шала в центре Майсура). Он тут же начал поносить Б. Н. С. Айенгара (ученика Кришнамачарьи и однофамильца намного более известного йогатичера Б. К. С. Айенгара, также Б. Н. С. Айенгар некоторое время учился у Паттабхи Джойса). Я сразу почувствовал неприязнь к нему и его взглядам. Джойс проводил свои занятия в Майсуре, обучая только иностранцев с Запада, да ещё и за огромные по индийским меркам деньги. Он также избегал уплаты всех налогов в Майсуре посредством коррупции и для этого утверждал, что его школа была «исследовательским институтом». В то время, в 1990-х годах, в Майсуре ходило много историй о его неподобающем поведении, его постоянном приставании к студенткам и т. д.

    Многие из его учениц категорически не принимали эти истории, заявляя, что он «раскрывал их», и что его ни в коем случае нельзя ни в чём упрекать. Я никогда не мог понять, как эти якобы просвещённые либеральные женщины из Калифорнии могли позволять этому мужчине так вести себя с ними, и настолько обманываться. Его ученики целовали ему ноги перед каждым занятием – буквально! Было совершенно ясно, что его действия были корыстными и нездоровыми (unsound). Удивительно, как люди могут быть обмануты лжепророками и, в конечном итоге, жить в культе, отрицающем реальность того, что происходит с ними или прямо перед ними. Любой, кто сомневался в том, что именно делал Паттабхи Джойс, подвергался остракизму со стороны его последователей. Студенты во время посиделок могли жаловаться на отчаянно бедного водителя рикши, который якобы обманул их на 10 рупий, но не моргнув глазом отдавали Джойсу 400 долларов в месяц за посещение его занятий. Я платил 100 рупий (примерно $3 в конце 90-х) в месяц, чтобы посещать занятия Б. Н. С. Айенгара.

    Не поймите меня неправильно – йога, которой учил Джойс, была и остаётся очень сильной, но она не совсем является тем, что о ней говорят. На самом деле это комбинация калистеники (системы тренировок с использованием веса собственного тела) и асан йоги, придуманная в XX веке. Это не древняя традиция, как утверждал Джойс. Его история обнаружения секретов аштанги в древнем манускрипте, который затем съели зелёноголовые муравьи (Rhytidoponera metallica), смехотворна и напоминает мне истории основания мормонизма».

    Второй комментарий.

    «Я жил с девушкой, которая училась у Джойса. Он причинил ей серьёзную травму колена в результате одной из его жестоких «правок» (brutal ‘adjustments’), а когда она не могла больше месяца заниматься, он потребовал, чтобы она продолжала платить ему, пока она не выздоровеет. Она покинула школу полностью разочарованной и избавившейся от иллюзий. Некоторые из его учениц сказали мне, что такие «раскрытия» (то есть домогательства) были преднамеренными и тщательно выполняемыми – я полагал, что они слегка сумасшедшие. Однажды один студент был вызван в офис Джойса, и тот сказал ему, что должна быть внесена оплата за обучение, хотя студент уже заплатил за этот месяц. Джойс просто отрицал факт оплаты и заставлял человека заплатить ещё раз, что тот и сделал, хоть он и был очень расстроен из-за этого. Всё же его преданность «гуруджи» была настолько сильна, что он воспринял это как своего рода духовный урок! ИДИОТ. Я также слышал, что Джойс располагал наиболее симпатичных девушек в первом ряду класса и часто полностью игнорировал студентов-мужчин, которые были новичками. Я удивлён, что истории о его неподобающем поведении начали обсуждаться только недавно, поскольку я точно знаю, что они были известны в Майсуре ещё более 20 лет назад».

Отмечу, что на улочках вокруг йогашалы Паттабхи Джойса можно было регулярно видеть его молодых хромающих студентов, иногда даже передвигающихся на костылях, которые месяцами лечили полученные на курсах травмы.

Многие йогатичеры голословно утверждают, что никакого харассмента якобы не было, причём многие из утверждающих никогда не встречались с Паттабхи Джойсом, в отличие от меня. Во-первых, я бы не публиковал того, в чём не был бы уверен на 100%. Во-вторых, вот признание Шаратха Джойса sharathjoisr, внука Паттабхи Джойса, 10.07.2019, отсюда https://www.instagram.com/p/BzuKYVRlUv9/:

    «Growing up I was very close to my grandparents. When I recall learning asana from my grandfather it brings me immense pain that I also witnessed him giving improper adjustments. I did not understand and felt helpless. I am sorry that it caused pain for any of his students. After all these years I still feel the pain from my grandfather’s actions.

    We must have zero tolerance towards abuse, mishandling, or touching students inappropriately. Teachers should respect students at all times.

    We all have a responsibility to govern the teachings and protect against wrongs. Many times I have wondered why the senior students (who were 15-20 years older then me) at the Lakshmipuram shala did not support the other students when they saw these things occur? They have moved on to become famous teachers worldwide. Why did they not act in support of their fellow students, peers, girlfriends, boyfriends, wives, husbands, friends and speak against this?

    My grandfather was my guru. He taught me everything I know about Asana, and I loved him, but I’m extremely sorry for those students who are going through this trauma. I understand your pain. It is my humble request to all those students harmed to forgive him for his actions. By acknowledging the past wrongs I hope you will be relieved from this terrible burden. It is my sincere hope that we can prevent abuse from ever happening again.

    Namaskara».

    «В детстве я был сильно привязан к бабке и деду. Когда я вспоминаю, как изучал асаны у моего деда, мне становится очень больно, что я также был свидетелем того, как он делал ненадлежащие правки. Я не понимал этого и чувствовал себя беспомощным. Я сожалею, что это причиняло боль кому-либо из его учеников. После всех этих лет я всё ещё чувствую боль из-за действий моего деда.

    Мы должны проявлять полную нетерпимость к жестокому обращению (абьюзам), неправильному поведению и ненадлежащим прикосновениям к студентам. Учителя всегда должны уважать учеников.

    Мы все несём ответственность за то, как подаются учения, и защищать их от ошибок. Много раз я удивлялся, почему более старшие ученики (которые были на 15-20 лет старше меня) в Лакшмипурам-шале (школе Паттабхи Джойса) не вступались за других учеников, когда они видели, как происходили подобные вещи? Они стали известными учителями во всём мире. Почему они не вступились за своих сокурсников, сверстников, подружек, парней, жён, мужей и друзей, и не высказались против этого?

    Мой дед был моим гуру. Он научил меня всему, что я знаю об асанах, и я любил его, но мне очень жаль тех студентов, которые переживают эту травму. Я понимаю вашу боль. Моя смиренная просьба ко всем тем студентам, которые пострадали, – простить его за его действия. Признавая прошлые ошибки, я надеюсь, что вы освободитесь от этого ужасного бремени. Я искренне надеюсь, что мы сможем предотвратить повторение злоупотреблений.

    Намаскара».

Паттабхи Джойс, проживший 93 года, всей своей жизнью показал потенциал хатха-йоги – долголетие и сохранение подвижности в пожилом возрасте, но при этом допустимость публичного игнорирования требований ямы (первой из частей аштанга-йоги) и отсутствие заметного духовного или хотя бы нравственного прогресса. Другие знаменитые основатели нынешней йоги, Кришнамачарья и Б. К. С. Айенгар, также прожили долго – почти 101 год и 95 лет соответственно, но не достигли хоть сколько-нибудь заметной йогареализации с точки зрения писаний йоги. В то же время достигший йогареализации в XIX веке (до появления и распространения нынешней хатха-йоги) святой Лахири Махасайя прожил 66 лет, а его также достигший йогареализации ученик святой Шри Юктешвар Гири – 80 лет. Они практиковали именно медитацию, а не гимнастику.

Таковы пределы и особенности хатха-йоги на практике.

Без научного объективного контроля состояния медитации можно годами верить в сказки про раскрытие чакр и перетекание энергии в асанах, а также в сказки про то, что асаны – это типа и есть древняя йога, и что практика асан – это якобы и есть практика йоги, и при этом так и не продвинуться в собственно йоге – йоге Патанджали – ни на шаг, как бы обидно для многих это ни звучало. Например, даже прожившему 93 года Паттабхи Джойсу его 82 года практики постуральной йоги не позволили проработать хотя бы первую часть восьмичастной йоги Патанджали – яму с её пятью составляющими: не-насилие (ахимса; см.

?t=147), правдивость (сатья; см. поношение Б. Н. С. Айенгара), не-присвоение чужого (астея; см. там же (сатья) историю про студента, которого Джойс обманом заставил заплатить второй раз $400 за месяц обучения хатха-йоге), безбрачие (брахмачарья; см. видеоролик про ахимсу с самого начала) и нестяжательство (ненакопительство, непривязанность; апариграха; Джойс создал и развивал до конца жизни собственный бизнес-проект по очень дорогому по индийским меркам, да и не только по индийским, обучению хатха-йоге под видом исследовательского института йоги). Нет нужды говорить, что и в высших трёх частях йоги Патанджали – дхаране, дхьяне и самадхи – Паттабхи Джойс не смог продемонстрировать ровным счётом ничего, не то что так и не достигнув йогареализации, но даже и не пытаясь к ней хотя бы начать приближаться. И даже на его курсах аштанга-виньясы медитация не преподавалась вообще никак (что не мешало ему называть свой фитнес аштанга-виньяса-йогой, что как бы подразумевает прохождение всех восьми – ашта-анга – частей йоги). Жизнь Паттабхи Джойса стала лучшим и самым наглядным примером бесполезности аштанга-виньясы и прочей постуральной йоги в контексте йогареализации по Патанджали, а также в контексте йоги в том её понимании, которое доминировало последние 5000 лет, не считая последние 50 лет йогабиза.

То, что проделали Кришнамачарья, Айенгар, Паттабхи Джойс и их ученики с йогой, можно называть разными словами. Можно называть это ребрендингом, рестайлингом или репозиционированием бренда йоги. Кто-то назовёт это рейдерским захватом бренда «йога» стремившимися к мирскому успеху (как показала вся история жизни каждого из них) тремя спортсменами без высшего образования, и даже без какого-либо профильного анатомического медицинского образования, и он тоже будет прав.

Точка зрения на то, что провернули с представлениями о йоге за последние 50 лет, особенно на Западе, будет зависеть от когнитивных способностей оценивающего, его знания истории йоги (и особенно хатха-йоги) и личных целей. У йогатичера-акробата с доставшимся ему за в общей сложности пару тысяч долларов «крутым» сертификатом йогашалы Джойса (или ещё более дорогим сертификатом школы йоги Айенгара) может быть одна точка зрения, а у практикующего читта-вритти-ниродху йогина – другая. К тому же уже выросло целое поколение, которое в основном другой йоги, помимо постуральной, уже и не видело, и многие его представители уже даже настаивают на «традиционном» восприятии йоги как постуральной практики, даже несмотря на полное отсутствие упоминания постуральных практик в «Йога-сутрах» Патанджали, которые им некогда читать.

P. S. Краткое описание самореализации

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: