Что такое медитация Випассана
Випассана — это способ самопреобразования посредством самонаблюдения. При помощи этого метода происходит фокусировка на глубокой взаимосвязи между телом и умом. В процессе нужно пристально наблюдать за своими физическими ощущениями и осознавать собственный ум и тело, благодаря чему разум обретет баланс, наполнится любовью и состраданием, а все психические нечистоты будут растворены.
Випассана – древняя буддистская практика медитации, которая описывается в Сатипаттхана сутте. Випассана — это постепенное совершенствование осознанности. Практикующий должен сконцентрироваться на определенных аспектах собственного существования.
Со времен Будды медитация Випассана передавалась учителями и сохранилась до сегодняшних дней. Современный учитель С.Н. Гоенка родился и вырос в Бирме (Мьянма), там он узнал про метод Випассана у своего наставника Саяджи У Ба Хин, который в то время был высокопоставленным правительственным чиновником. Обучение С.Н. Гоенка длилось 14 лет, после чего, с 1969 года он начал обучать технике Випассана в Индии. Огромное количество людей разных рас и религий, с Востока и Запада прошли у него обучение.
Что такое “випассана”?
Випассана — это техника медитации, суть которой в беспристрастном наблюдении за естественным дыханием и ощущениями в теле.
Другими словами, випассана учит “слышать” своё тело и при этом не поддаваться стихийным эмоциональным реакциям (например, желанию смахнуть муху, почесать нос или наорать на собеседника).
По легенде техника придумана самим Буддой, была широко распространена в древности, а потом постепенно забылась и лишь в Бирме тщательно передавалась монахами из поколение в поколение. В 70-80-х годах прошлого века технику популяризировал индус бирманского происхождения С.Н.Гоенка.
С.Н.Гоенка (1924–2013) страдал мигренями, от которых ему помогла излечиться постоянная практика медитации
Рекомендации для начинающих
Практика станет более эффективной, если следовать указанным ниже советам:
- заниматься Випассаной нужно не менее одного часа в сутки (без выходных), т. к. лишь ежедневные тренировки станут залогом быстрого достижения цели;
- место для медитации должно быть удобным и максимально комфортным;
- тело располагается в удобной позе с прямой спиной, ум сконцентрирован на медитации, глаза прикрыты;
- для удобства можно использовать специальную скамейку или подушку, чтобы телу было комфортно.
Не рекомендуется выполнять практики на полный желудок, а также незадолго до отхода ко сну.
Легендарный курс по медитации без оплаты Рекомендуем! Самый популярный курс по медитации для начинающих на русском языке. Более 100 тыс человек уже научились медитировать. Попробуйте сами. Подробнее.
Что имеется в виду, когда говорят “поехал на випассану”, “прошел випассану”?
Техника обучения на начальном уровне — это 10-дневный курс, во время которого студент хранит молчание (noble silence) и изолируется от внешнего мира (на входе сдаются все телефоны и гаджеты, а также блокноты, дневники, книги — нет возможности никак отвлечься от процесса обучения).
По всему миру существует множество центров (в том числе в России и Украине), где проходят курсы в течение всего года. На мой взгляд, интересно выбирать центр где-нибудь подальше и в незнакомой стране – после курса можно будет ещё недельку попутешествовать и заодно всё осмыслить.
Важно, что сам курс — бесплатный. Курсы финансируются за счёт пожертвований бывших учеников, а проводить их помогают волонтёры тоже из числа бывших учеников. Пожертвование можно оставить сразу после окончания курса, при этом размер пожертвования никак не регулируется — кто сколько может. Мне говорили, что средний “чек” около 200$, но, судя по наблюдениям, это сильно зависит от страны проведения.
Как попасть?
Новичкам не требуется опыта в медитативных практиках. Вполне достаточно обладать желанием и целеустремленностью. Курсы проходят согласно определенному расписанию, которое рекомендуется узнать заранее. Центр выбирается на свое усмотрение. Далеко ездить не нужно, можно получить первоначальные навыки в пределах своей страны. Подать заявление можно на сайте, заполнить анкету и прочитать Кодекс по этой дисциплине.
Курсы проходят с весны и до осени. Расписание доступно для рассмотрения с начала года. Регистрацию следует пройти за месяц до старта обучения. Никакой оплаты не требуется, разве только на добровольных началах. После того, как результат будет достигнут, практикующие могут поделиться полученными знаниями с другими желающими.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Какие у меня были ожидания и зачем я вообще туда поехал?
У меня часто возникает ощущение, что в суете дней я не успеваю думать о важных вещах.
Работа, встречи, разные проекты, дедлайны, это надо сделать, то успеть — постоянно чем-то занят, некогда остановиться и подумать. А когда ненадолго останавливаюсь, то возникает ощущение тревоги — ведь пока я думаю, остальные что-то делают и уходят вперед.
Поэтому, когда я впервые услышал про випассану, то сразу загорелся. Какая крутая штука, подумал я, 10 дней молчания и мыслей о «важном».
Изоляция от мира, никто не отвлекает, никуда не спешишь — достаточно времени для того, чтобы разобраться в себе, в своих мыслях, сомнениях.
Perfect match.
Итак, идея классная, но как выделить целых 10 дней, чтобы “помолчать”?
Чтобы собраться и наконец поехать, мне потребовалось более 1,5 лет, за которые я настолько надоел паре своих друзей, что на день рождения они зарегистрировали меня сами на один из летних курсов — в Канаду. Туда я так и не попал (не смог получить канадскую визу), поэтому, немного скорректировав планы, выбрал осенний курс на Шри-Ланке.
Реальность – 100 часов медитаций и практически полное отсутствие времени для размышлений
Про организационные особенности я расскажу чуть ниже, а сейчас про ощущения.
Сразу скажу, что это достаточно тяжело. Молчание — самая лёгкая часть процесса, потому что говорить не о чем и особо не хочется. В небольших перерывах между медитациями каждый пребывает в своих мыслях и пытается настроиться на очередную сессию.
Есть небольшой хак: можно разговаривать с учителем или волонтёрами. Но опять же рекомендуется общение сводить к минимуму и только в случае возникновения проблем или вопросов по технике. Иногда учитель “вызывает” к себе сам, чтобы повторить инструкции или просто поинтересоваться, как дела. В какой-то из таких разов он сказал, что я слишком много спорю и мне стоит пройти 2–3 курса випассаны, чтобы лучше усвоить правила медитирования.
Первые несколько дней мой распорядок дня можно было охарактеризовать как «Eat, sleep, meditate». Супер ранний подъём, длительные медитации, непривычный ещё пока режим – всё это вынуждало организм экономить силы. Поэтому я питался за двоих, а в отведённые для отдыха часы немедленно валился на кровать.
Смешной факт, что в каждом перерыве все ходят в туалет: частично из-за того, чтобы в середине медитации не оказаться в неприятной ситуации, а частично — просто чтобы как-то занять себя.
Вплоть до где-то 4-го дня у меня были смешанные ощущения: во-первых, в голове периодически возникали внутренние вопросы в духе “что происходит? зачем вообще я это делаю?”, а во-вторых, я не понимал практическую пользу упражнений для решения моих психологических проблем.
Вообще я ощущал себя эдаким Рэндлом Макмерфи из «Пролетая над кукушкиным гнездом», который попал в психбольницу и пытается сохранить любовь к жизни.
Вокруг действительно царила достаточно унылая атмосфера, в которой периодически хотелось либо громко рассмеяться, либо хотя бы просто кому-то подмигнуть и улыбнуться. Однако правила запрещают любой вид коммуникации между студентами, в том числе и зрительный контакт.
Кстати, ещё так вышло, что вместе с ценными вещами я сдал очки, а линзы надевать особо не было смысла (с открытыми глазами в течение дня проводишь в сумме часа 3), поэтому на время курса я ко всему прочему погрузился в близорукое «марево». Соответственно, я толком не видел эмоций других людей, и, возможно, они были не такими угрюмыми, как мне казалось. В этом были и свои плюсы, например, я также не видел всех жучков и паучков, которые встречались мне на пути и которых я моментально увидел на 10-ый день, когда-таки надел линзы.
Что касается моей основной цели — подумать “о важном” —то к ней долгое время не удавалось приступить. Во время медитации нужно концентрироваться на дыхании и ощущениях, соответственно, как только начинаешь “улетать” в свои мысли, нужно тут же себя ловить и возвращать обратно к телу или дыханию. Однако постепенно, вместе с освоением техники и привыканием к режиму, появляется способность мыслить как бы “на заднем фоне”. Это всё равно говорит о неполной концентрации, но так уж устроен мозг — ему кажется, что он уже всему научился и что теперь может делать два дела одновременно.
Самое тяжелое — это высидеть. Поначалу просто психологически — время тянется бесконечно долго, и совершенно непонятно, сколько вы уже сидите — полчаса? час? или всего лишь 15 минут? Со временем к этому привыкаешь и обучаешься определять время по внешним звукам или примерно оценивать длительность “внутренних действий” (например, “просканировать” тело с макушки до пальцев ног занимает 10–15 минут).
Но тут настигает второй момент — сидеть становится тяжело физически. Для меня это стало реальной неожиданностью, потому что первый день я “проскочил” без особых проблем, видимо, на энтузиазме и частично на свежести организма, а вот на второй день мне начали болеть колени и тазобедренные суставы. Особенно я стал переживать, когда в конце сессии, прежде чем встать, нужно было очень аккуратно разгибать и разминать ноги. Где-то в конце 3-го дня боль стала совсем нестерпимой, причём создавалось впечатление (конечно же, ложное), что такие проблемы только у меня, потому что остальные довольно бодро вставали и расходились после гонга.
В какой-то момент я даже подошел к учителю проконсультироваться, действительно ли стоит терпеть эту боль, потому что казалось, что она отвлекает от важных ощущений в других частях тела — невозможно концентрироваться, скажем, на слабом подрагивании правой щеки, когда левое колено буквально искрит. Ответ был уклончивый, но суть — что да, надо терпеть, именно через такие моменты развивается понимание конечности (временности) любых ощущений. И действительно, любая, даже самая сильная боль (или, например, зуд от пылинки) накатывает волнами — и если сфокусироваться на этой точке, со временем ощущение сходит на нет.
А ещё, начиная с 4-го дня, вводятся официальные “часы особого упорства” (hours of strong determination) — часовые сессии, на которых крайне желательно не двигаться. Для меня, в целом, с самого начала было делом принципа сидеть как можно дольше (повторюсь, особенно в первые дни випассана была больше испытанием силы воли, чем “копанием в себе”), но в эти часы я не позволял себе никаких поблажек —например, в один из дней на меня приземлились две мухи и “протанцевали” на различных частях тела добрых минут 20.
В чем суть техники
Вообще там есть большая предыстория про 3 «столпа», на которых базируется счастливая жизнь:
- Sila (moral conduct, мораль)
- Samadhi (concentration of mind, концентрация сознания)
- Panna (wisdom, чистота ума)
«Силу» мы прокачивали через соблюдение 5 правил (precepts) в течение всего курса — типичные «не убий, не укради, сексом не занимайся» (в конце поста ссылка на эти обеты).
Медитации работают на развитие концентрации и остроты сознания («самати»). При достаточно высоком уровне концентрации оказывается, что всё наше тело, каждая его клеточка в каждый момент пульсирует, дрожит, зудит и вообще всяческим образом живёт. При этом утверждается, что именно ощущения в теле являются первопричиной эмоций и мыслей, а не наоборот.
Здесь достаточно тонкий момент, потому что я не силён в научном обосновании работы мозга, сознания и прочих вещей. Могу только основываться на собственном опыте — действительно каждой эмоции сопутствует ощущение в теле, причём иногда оно явно ощущается (если эмоция сильная), а иногда улавливается только при медитации. Зато потом, единожды прочувствовав ощущение, становится легче “поймать” его в обычной жизни и связать с эмоцией.
Основная причина, почему люди не ощущают счастья, заключается в недостаточном уровне «паньи» — чистоты ума. Все несчастья (misery) человека в том, что он либо чего-то сильно хочет (и страдает без этого), либо чего-то сильно не хочет (и страдает от этого). Конкретное “что-то” — это на самом деле даже не сама вещь или событие, а сопутствующее ощущение (например, пристрастие к алкоголю — ощущение эйфории при опьянении, любовь к дорогим вещам — ощущения комфорта и социального уважения, болезнь/травма — ощущение боли и неполноценности).
Корневая идея всей теории — любое событие в природе конечно (impermanent). Отсюда и любое ощущение в теле — конечно.
Настоящая мудрость и чистота сознания достигается, когда ни на какое из ощущений не следует реакции. Потому что зачем реагировать на то, что рано или поздно пройдёт?
Таким образом, нужно просто наблюдать за ощущениями в теле, не пытаясь никак на них повлиять. Panna (и заодно сила воли) прокачивается как раз многочасовыми сессиями наблюдения за собой, когда ноги затекают, колени взрываются, суставы вопят о пощаде, а ты продолжаешь сидеть неподвижно аки статуя Будды и просто фиксировать ощущения в теле.
Если чуть отойти от древнебуддистских терминов, то в процессе медитации (и, по-хорошему, в обычной жизни) должны соблюдаться два основных принципа:
Awareness (осознанность) — необходимо иметь достаточный уровень концентрации, чтобы осознавать все происходящие в теле ощущения (sensations). Важно понимать, что в любой момент времени в любой точке тела есть ощущения, просто мы обычно их не «слышим».
Equanimity (невозмутимость) — сбалансированное состояние сознания, в котором оно не пытается избавиться от неприятных ощущений и продлить приятные ощущения, а просто наблюдает за теми и другими. Где начинается желание (craving) или отторжение (aversion), начинается несчастье (misery).
Спрашивается, как в таких условиях вообще ставить цели и хотеть чего-то хотеть? Не знаю, внятного ответа я так и не получил. Все объяснения сводятся к тому, что в состоянии внутренней гармонии автоматически возникает желание “нанести пользу” как можно большему числу людей. Соответственно, это желание будет драйвить и давать энергию к достижению самых амбициозных целей, просто направленных на общее благо, а не на бесконечное “затыкание дыр” собственного несчастья.
Учение Будды
Но примерно 2582 года назад появился человек, который сказал, что все люди на Земле только и делают, что страдают. Причинами всех страданий он обозначил ВЛЕЧЕНИЕ (испытывание радостных чувств, как основы своего существования) и ОТВРАЩЕНИЕ (негативная реакция человека на раздражитель: ментальный, или физический). Если человек испытывает радость влечения, то он запрограммирован на то, чтобы страдать, ибо другое важное открытие, которое он сделал гласило, что
В МИРЕ НЕТ НИЧЕГО ВЕЧНОГО
все на Земле постоянно и бесконечно меняет свою форму, положение, вид. А стало быть радость не может быть вечной и на смену ей приходит горечь разочарований, которая ввергает человека в уныние и страдания. И чем больше он испытывает влечение, тем больше повергает себя в бесконечную пучину боли.
Этого человека звали Сиддхартха Готама. В мире он известен под именем Будда. Чтобы выбраться из вечного страдания он предложил технику, позволяющую отключить ум, живущий прошлым и будущим, рассмотреть проблемы настоящего момента и перестать реагировать эмоционально на любые чувства, которые мы испытываем ежеминутно, ибо все временно, непостоянно и волноваться на этот счёт бессмысленно.
Он дал миру технику отключения ума при которой этот самый ум становится тонким, чувствительным и подконтрольным, позволяющим видеть мир таким, каков он есть на самом деле. Техника называется випассана. Она проста по своей сути, как слеза младенца. Тот, кто её освоил способен на многое, но главное — она позволяет избавиться от страданий, которые преследуют нас от рождения и до самой смерти.
Ок, и какой результат?
К сожалению, после 10-дневного курса не становишься супер просветлённым сверхчеловеком и даже тяжело ответить на прямой вопрос — “Что изменилось?”. Более того, первые несколько дней после курса возникает жёсткое ощущение “отката”: медитации идут с трудом, сосредоточиться очень тяжело, в голове шум, хаос и расстройство.
По истечении нескольких дней могу сказать, что глобальных изменений у меня не случилось (возможно, потому что я уже достаточно давно медитирую, пусть и не в таких объёмах), зато произошло несколько точечных откровений.
Во время курса (в основном, в минуты перед сном) я размышлял над разными вопросами, которые меня волнуют. Я анализировал свои жизненные ситуации — в отношениях с друзьями, семьёй, девушками, с мимолётными людьми — и находил внутри себя отголоски чувств (обид, горечи и других), многие из которых хранились где-то в моём сознании по 5, а иногда и по 7–10 лет. Периодически всплывали давно затерянные воспоминания, и в эти моменты тело зачастую буквально вспыхивало фейерверком разных ощущений.
Наверное, два ключевых принципа, которые стали очевидны для меня:
- Прямота и простота в коммуникации — реально, столько сил уходит на все эти “лавирования”, а внутри всё равно копится негатив (грусть, скука, усталость, иногда злость). Особенно смешно мне было вспоминать различные переписки с девушками — в которых иногда чувствуешь себя как уворачивающийся от пуль Нео в “Матрице”. При этом “прямота” не значит “резкость”, а в моем понимании, скорее, “искренность” — чем быстрее выскажешь свои настоящие мысли/ощущения, тем быстрее вы с человеком либо сблизитесь, либо разойдетесь, что в любом случае будет на пользу обоим.
- “Развязывать узлы” — очень часто мы заканчиваем отношения/общение, при этом оставляя вагон недомолвок. По разным причинам: поссорились-обиделись, “молча” ушли, не смогли сформулировать. Каждая такая ситуация сидит где-то глубоко внутри и либо просто периодически отравляет жизнь (в моменты случайного воспоминания), либо еще и влияет на последующие отношения — обычно неосознанно. Поэтому как только находится такой “узелок” — лучше набраться смелости и проговорить его с человеком, потому что иначе мозг построит тысячу сценариев, ни один из которых, вероятно, не будет иметь ничего общего с реальностью
Ещё из интересного — в начале у меня во время медитации прямо дёргалась верхняя губа в такой типичной эмоции «отвращения». Поначалу очень удивило само наличие такой эмоции у меня, но потом понял, что всё закономерно: первые дни я, привычный к комфорту, именно так неосознанно морщился/кривился почти по любому житейскому поводу — общий душ, несносные мелкие насекомые и т.д.
Стоит отметить, что 10-дневным курсом всё не заканчивается. Continuity is the key to success.
После курса рекомендуется медитировать по 2 часа в день — 1 час утром и 1 час вечером. Для тех, кто ужаснулся, как это возможно вписать в своё расписание, Гоенка обещает, что качественная и регулярная медитация сокращает время необходимого сна минимум на 1 час. Таким образом, останется вытащить из своего обычного дня всего час, что уже гораздо проще. Мне пока тяжело прокомментировать, работает ли история со сном, но именно эта мысль меня поддерживает — за исключением пары пропущенных вечеров, я пока выдерживаю новый режим.
Кроме того, рекомендуется проходить подобный 10-дневный курс минимум раз в год. В нашем потоке было достаточно много людей, кто проходил 2-ой и 3-ий разы, а одна девочка проходила 7-ой курс (из которых 3 — в этом году). К слову, это была самая счастливая девочка в потоке.
Для особо страждущих есть также 20-ти-, 30-ти- и даже 45-тидневные курсы, но, на мой взгляд, это уже прямой путь в монахи.
Расписание
Расписание едино все дни, кроме небольших изменений в 4-ом дне, когда даются инструкции по технике випассаны, и последнего дня, когда идёт какой-то хаотичный набор активностей и “адаптация к выходу в мир”.
Фотка из интернета, но расписание везде одно и то же.
Никто не объяснял разницу между “Group meditation” и “Meditation” (оказывается, во втором случае можно уходить медитировать к себе в комнату или вообще отдыхать), поэтому для меня день делился на “половинки”: утренняя сессия (3 часа с перерывом) и послеобеденная сессия (4 часа с перерывами).
Двухчасовая медитация перед завтраком была тоже достаточно тяжелой, но у себя в голове я рассматривал её как разминку — после ночного сна было достаточно сил высидеть и дотерпеть до завтрака.
В 5 часов вечера, после окончания послеобеденной сессии, для меня день заканчивался — впереди оставался 1 час групповой медитации, занятное видео и совсем лёгкий отрезок с получасовой медитацией. Поэтому, дожив до вечернего чая, точно доживешь до следующего утра.
О чем стоит знать заранее
Типичная комната студента — ничего лишнего, а впрочем, ничего больше и не надо
- Условия не спартанские, но действительно очень скромные — общий душ/туалет, в комнате кровать, вешалка, вентилятор и балдахин (это, вероятно, южная специфика)
- Посуда выдаётся на всё время “проживания” — каждый раз после еды нужно будет мыть кружки/тарелки и относить их обратно на свой стол
- Для медитаций в центре всё предусмотрено — у нас изначально у каждого был свой коврик и одна подушечка, дальше каждый мог брать по своему усмотрению всевозможные девайсы — вплоть до табуреточек и специальных приставных спинок. Впрочем, рекомендуется использовать минимальное количество всяких аксессуаров, потому что: Lesser the pain, lesser the benefits. Да и разница, на самом деле, небольшая: в минуты слабости я дважды пробовал медитировать, прислонившись к стеночке, — это оказалось так же сложно, просто затекают и болят немного другие мышцы.
Программа семинара
Правила участия в медитации випассана:
- практика молчания на випассане в течение 10 дней (возможно только написание записки ответственному за практику в крайнем случае или при возникновении сложностей)
- выполнение практик по общей программе ретрита випассана
Випассана расписание медитативного ретрита. Программа дня | |
05:00 — 05:30 | Подъём. Утренние процедуры |
05:30 — 07:30 | Медитация |
07:45 — 09:30 | Хатха-йога или пранаяма на природе |
10:00 — 11:00 | Завтрак |
11:00 — 12:00 | Прогулка после еды (если у вас нет карантина) |
12:00 — 14:00 | Медитация |
14:00 — 15:00 | Пранаяма |
15:00 — 16:00 | Медитация (развитие концентрации) |
16:00 — 17:00 | Чтение или свободное время |
17:00 — 18:00 | Ужин |
18:00 — 19:00 | Прогулка после еды (если у вас нет карантина) |
19:00 — 20:00 | Медитация в зале. Мантра ОМ. |
20:00 — 22:00 | Вечерние процедуры. Подготовка ко сну. |
22:00 — 05:00 | Шавасана (отдых) |
Возможно только полное участие в ретрите-медитации випассана (все 10 дней)
Практические советы
- Неразрешимых проблем нет. Перед курсом будет письмо с инструкциями — если их выполнить и всё с собой взять, то проблем не возникнет, если их не выполнить — то service staff на месте почти всегда сможет помочь;
- Берите побольше белья — стирать особо негде и не хочется, проще дождаться окончания курса и в следующем отеле заказать стирку;
- Лучше взять с собой все бытовые вещи (шампунь, мыло и т.д.) — в нашем центре не было, например, туалетной бумаги (возможно, специфика шри-ланкийской культуры). Однако с бытовыми мелочами легко поможет как раз service staff;
- Для медитации нужна суперудобная одежда — всем пофиг, как вы выглядите, а вам в ней сидеть по 10 часов в день;
- В конце каждого дня есть общий просмотр видео с “разбором полётов” —часовая лекция на тему техники и её смысла с ответами на основные вопросы, возникающие у студентов. В любом случае рекомендую смотреть в оригинале (на английском) — наверное, половина эффекта курса заложена в харизме Гоенки
- В вечернем видео первого дня Гоенка рассказал, что статистически самые тяжелые дни — это 2-ой и 6-ой. Для меня оказались 2-ой и 7-ой. Во 2-ой день становится тяжело и всё еще непонятна ценность процесса, а к 6–7-ому дню накапливается усталость, но до конца курса еще далеко.
- Хорошо иметь общее представление о курсе, но не стоит узнавать подробно каждую деталь. Например, каждый день добавляется новый элемент техники, и эта новизна помогает сохранить интерес — за день устаёшь тренировать одно и то же, но вечером всегда ждёт новое задание.
- В последний день можно будет разговаривать — используйте возможность по-максимуму, среди участников часто много путешественников, кто-то проходит не первый раз, кто-то может натолкнуть вас на интересные размышления — в общем, за последний день тоже рождается много инсайтов через обсуждение впечатлений.
Подготовка к випассане. Пошаговая инструкция
- За некоторое время до ретрита рекомендуем придерживаться умеренного рациона питания с исключением сахара, мяса, рыбы, яиц, алкоголя, кофе и чая.
- Регулярная практика физических упражнений. По возможности 2-3 раза в неделю. Хорошо, если это йога, но необязательно.
- Рекомендуем исключить просмотр телевизора, художественных фильмов и прослушивание музыки.
- Ознакомьтесь с жизнеописаниями йогов и йогинь, которые регулярно устраивали себе затворы и интенсивно практиковали медитации: Миларепа, Марпа, Еше Цогель, царь Гесар, Будда Шакьямуни, Падмасамбхава и другие. Кроме того, ознакомьтесь с информацией по апанасати-пранаяме.
- Для опытных практиков могут быть интересны дополнительные материалы: Лотосовая сутра, Вималакирти-Нирдеша сутра, Сутра Обетов Боддхисаттвы Кшитигарбхи, Джатаки.
- Посмотрите лекции преподавателей клуба OUM.RU на тему медитации для начинающих и ретритов на видеопортале клуба (Раздел — Йога для начинающих, Медитация).
Если идея саморазвития находит отклик в вашем внутреннем мире и вы чувствуете усталость от привычного быта, то допустите мысль, что эта усталость накапливалась многие жизни, чтобы созреть и сейчас вдохновить вас на поиски. Возможно, именно ретрит станет первым шагом или очередным вдохновением, чтобы вспомнить истину. Присоединяйтесь!
Пару слов напоследок
Классные штуки — это те, которыми хочется поделиться и к которым хочется приобщить друзей/знакомых/родных. В процессе курса у меня неоднократно возникали мысли о людях, кому был бы полезен курс и кого я хотел бы туда «затащить».
Но так не работает – человек должен сам прийти к пониманию, что ему это надо.
В частности, поэтому для меня было очень важно написать этот пост, хоть он и давался с трудом. Его основная задача – более-менее объективное изложение теории и фактов, а также субъективное описание своих ощущений в процессе.
Почему я рекомендую попробовать випассану?
Для тех, кто никогда не медитировал, — это точно будет «прекрасный новый мир» себя и своих ощущений. Столько внимания уделяется всему внешнему в мире, и обычно совсем мало — внутреннему. А это, как минимум, второй угол зрения на происходящие события — изнутри.
Для тех, кто медитировал от случая к случаю (например, через приложения типа Headspace, как я) – это будет структуризация и устаканивание обрывочных знаний в единую концепцию – что надо делать во время медитации, зачем и на что обращать внимание.
Для всех это также будет испытанием силы воли и наглядной демонстрацией пути от нулевой точки к цели через систематические маленькие шаги.
Be happy and may the dhamma be with you!