Классический индийский танец — искусство, которое покоряет навсегда. Создателем танца у индийцев считается бог Шива. Поэтому считалось, что постичь искусство индийского танца могут исключительно мужчины. Только они достаточно выразительны и выносливы чтобы танцевать танец-рассказ 5 и более минут. Исполнители танца жили при храмах и составляли одну из высших каст в Индии. До настоящего времени лучшими исполнителями индийских танцев и преподавателями считаются мужчины.
Почему в Индии все танцуют?
Вопрос «Почему в Индии все танцуют?» вызывает у самих индийцев неизменную улыбку и массу самых разных ответов. Самый распространенный — «Это такой язык общения». Действительно, тысячи жестов, каждый из которых что-то означает, способны передать мысли и чувства, рассказать историю. Это особенно ценно, учитывая, что языков и диалектов в Индии огромное множество, и люди из соседних регионов зачастую не понимают друг друга.
.
Индийские студентки. То ли уже сдали экзамен, то ли еще отвечают
Еще одна версия — кинематографическая. Многие любимые индийские фильмы анонсируются особым образом. На саундтрек снимают клип, который и становится трейлером фильма. И наконец, причина религиозная. Сколько веков совершение обрядов в индийских храмов сопровождается храмовыми танцами, подсчитать сложно. да что говорить, если у индийцев сам бог танцует!
Кастинг — роль только через танец
МОХИНИАТТАМ
Стиль танца Мохиниаттам зародился в Керале на Юго-Западе Индии. Название стиля означает «танец чаровницы», и он действительно очаровывает: белый с золотом костюм, прическа и грациозные движения в среднем темпе. Для Мохиниаттам характерны покачивания торса при положении ног, сходном с плие. В рисунке танца важную роль играют глаза. Изначально Мохиниаттам исполняли только женщины, но в наши дни есть немало танцоров-мужчин.
Первые упоминания о Мохиниаттам относятся к XVIII веку, но по-настоящему стиль был разработан в XIX веке при Махарадже Свати Тирунале, большом ценителе искусств. При нем Мохиниаттам был признан сольным танцем с собственным репертуаром. Помимо мифологии, этот стиль также черпает вдохновение в природе. За последние десятилетия репертуар Мохиниаттам значительно расширился благодаря многим исполнителям, чьими стараниями этот красивый танец сохранил свою уникальность среди других классических стилей Индии.
Разнообразие индийского танца
Видов танца в Индии за многовековую ее историю сложилось много. Попробуем выделить основные категории, в которых неподготовленному человеку будет проще ориентироваться.
Индийские танцы делятся на две большие группы: экахарья — когда танцор один, и анекахарья, исполняемый группой. Далее следует смысловое деление индийского танца:
- нритта
— обычный танец, дарящий эстетическое удовольствие ритмом и способностями танцора - нритья
— берет начало в религиозных обрядах Индии, его цель донести какую-либо идею - натья
— сложный многокомпонентный танец, рассказывающий историю посредством движения танцоров
Мохини Аттам
Буквально «танец чаровницы». Эта утонченно-лирическая форма индийского танца, представляемая только женщинами, берет истоки в штате Керала на юге Индии. Есть много историй о происхождении Мохини Аттам, одна из самых популярных — миф о пахтании океана. Однажды боги и демоны стали взбивать молочный океан, чтобы получить напиток бессмертия — амриту. Как только появилось божество, держащее сосуд с нектаром, демоны схватили его первыми, и среди богов воцарилась паника. Пришлось богу Вишну обратиться прекрасной волшебницей – Мохини — и пообещать демонам, что она разделит нектар поровну между демонами и богами. Танцуя среди богов и демонов, она хитро дала нектар бессмертия только богам, и тем сохранила мировой порядок. Мохини Аттам символизирует этот танец защиты и очарования.
Чаще всего это сольный танец, особо отмечаемый за грацию, текучесть, простую с виду работу ног, и повторяющиеся ритмические движения. Костюм — чаще всего белый или кремовый, с золотым бордюром. Украшения — ножные браслеты и жасминовые гирлянды на волосах, скрученных в пучок. Макияж реалистичен, в отличии от большинства стилей Кералы.
Большинство композиций этого стиля рассказывает об играх юного Кришны с пастушками. Тема этого танца — любовь и преданность Богу. Зрители могут ощущать его невидимое присутствие, когда героиня подробно передает свои мечты через округлые плавные движения, мягкие шаги и изысканные выражения эмоций. Танцуя в медленном и среднем темпе, исполнительница способна импровизировать и внушать зрителям бхавы, или эмоции.
Из чего слагается танец в Индии?
Танцы в Индии — дополнительный язык, слова и буквы которого произносятся телом танцора, и в этом языке мельчайшие детали обладают огромным значением. Само представление можно сравнить с возведением здания — сначала создается основание, которое постепенно обрастает окнами, лепниной и мелкими деталями декора.
Удивительная согласованность движений
Каркас сюжетного танца Индии называется ангахара, и она состоит из определенного набора каран. Каранами в Индии называют 108 поз Шивы. Такого количества достаточно для создания основы любой истории.
Тандава-нритья — священный для индуистов танец
Далее танцор раскрывает детали и расставляет акценты при помощи разнообразных жестов рук и пальцев — хаст и мудр, соответственно. Используя мудры, танцор может показывать предметы, действия, эмоции и даже абстрактные понятия. Словарь жестов настолько обширен, что насчитывает более 500 различных обозначений.
Танец — кратчайший путь к богу, если танцующий испытывает блаженство
Кроме хореографии в индийском танце большое значение имеет абхинайя — способность артиста отыгрывать эмоции и события лицом, головой и шеей. Существуют десятки выверенных временем движений и элементов мимики, которые выражают различные эмоции и состояния индийского танцора.
Традиционный для севера Индии Masala Bhangra вошел в ТОП-5 фитнес-программ США
Например, поднятые брови и движения глаз из стороны в сторону означают любовь. Этот жест вместе с движением шеей в стороны вы наверняка видели в индийских романтических фильмах в сцене, где демонстрируется танец во время ухаживания или знакомства влюбленных.
Контемпорари в Индии танцуют с местных колоритом
БХАРАТАНАТЬЯМ
Бхаратанатьям, названный в честь мудреца Бхараты, автора трактата «Натьяшастра», зародился в храмах Южной Индии. Этот стиль веками оттачивали поколения девадаси. Танцовщицы-девадаси, посвященные храму для служения Богу в качестве танцовщиц и музыкантш, проходили обучение у своих гуру-наттуванаров, а затем участвовали в сложных храмовых ритуалах.
Постепенно под влиянием перемен в обществе и смены правителей, покровительствовавших храмовым танцовщицам, институт девадаси пришел в упадок, а вместе с ним и традиции танца. Лишь несколько десятилетий назад стараниями Рукмини Дэви Арундэйл и на основе ряда санскритских текстов («Натьяшастра», «Абхинайя Дарпанам» и др.) Бхаратнатьям был возрожден и начал исполняться на сцене. Представления носили подчеркнуто религиозный характер и изображали героев эпосов и известные мифологические сюжеты.
Сегодня Бхаратнатьям – один из самых популярных танцевальных стилей, его изучают и исполняют танцоры по всей Индии и во многих других странах мира. Разнообразие движений, поз и ритмики стиля Бхаратнатьям нередко служат источником вдохновения для экспериментальной хореографии и стиля фьюжн.
Значения танцевальных па
Вот некоторые, часто используемые в индийском танце, движения:
- неподвижная голова означает холодность и надменность
- движение головой по кругу выражает душевные метания
- наклон головы в сторону говорит о влюбленности
- решительный взгляд перед собой характерен для героев
- нахмуренные брови, как не сложно догадаться, выражают гнев или недоверие
- приподнятые брови символизируют любопытство
- одна изогнутая бровь может означать как удовольствие и счастье, так и тоску в зависимости от других жестов танцора
- раскачивание шеей вперед и назад символизирует разговор между героями
Индийский танец — свобода тела, ума и души
И это только мизерная часть всех существующих компонентов индийского рассказа без слов. Жители Индии с раннего детства видят танцевальные представления, поэтому отлично понимают язык тела. А для зрителя за пределами Индии, слова танца дублируются словами, поэтому возник такой характерный признак индийского кино, как обязательные музыкальные вставки с песнями.
Даже Джон Траволта не смог удержаться
Одежда и украшения для танца тоже выбираются не случайно. Костюм танцора должен подчеркивать его движения, а не скрывать их, поэтому на сцену индийские актеры надевают браслеты, подвески и другие украшения. Цветовая гамма и фасон костюма обязательно должен соответствовать характеру и переживаниям героя. Согласитесь, будет странно видеть убитую горем вдову в праздничных одеждах или воина, идущего в бой в халате для отдыха.
Истоки арабских танцев — в Индии
Предпосылки возникновения этого искусства
Благодаря танцу, индийцы духовно совершенствуются, развивают эстетические чувства и ум. Кроме того, развивается еще и гибкость тела и артистизм.
По сложности все индуистские танцы сложнее, чем занятия хатха-йогой. Именно поэтому они оказывают благотворное воздействие на тело и весь организм человека. Сложные танцевальные комбинации, выполняющиеся быстро и с предельной концентрацией, укрепляют тело и положительно влияют на психику.
Самый главный элемент танца в Индии
Становится понятно: язык тела в Индии — сложная многокомпонентная формула, рассказывающая историю без единого слова. Малейшая ошибка или небрежность в движении кистью для индийского танцора недопустима — это может исказить повествование или даже полностью извратить смысл.
И современные индийские танцы повествуют о вечном
Но кроме технической части, которую с помощью упорных тренировок и тысячи повторений можно довести до совершенства, не менее важен талант танцора. Лучшие танцоры Индии, как и театральные актеры, вживаются в роль настолько глубоко, что зритель с головой погружается в историю и начинает по-настоящему сопереживать героям. Такое состояние сопричастности в индийском танце называется «раса». Танцоры, способные его воплотить, считаются достигшими вершины мастерства и любимы всеми жителями Индии.
В Индии танцуют все. Даже дети
Узнав сегодня о многогранности и глубине индийских танцев, попробуйте провести эксперимент. Включите танцевальную сцену из любого индийского фильма, убрав звук, и попробуйте из движений танцоров понять, о чем они рассказывают зрителю. Наверняка вы заметите множество новых деталей и важных подробностей, которые упускали раньше, и возможно даже увидите историю с новой стороны. Потому что в индийском танце порой один мимолетный взгляд способен рассказать больше, чем шесть сотен слов.
Шива
— индуистское абсолютное божество, выполняющее функции и созидания, и разрушения. Его танец «тандава» поддерживает космический ритм процесса творения.
Хасты
— в индийских танцах жесты рук, а также многочисленные канонические движения глаз, шеи, головы и других частей тела.
Манипури
классический танцевальный стиль Индии, пришедший из северо-восточного штата Манипур. Земли Манипура могут похвастаться танцевальными традициями, берущими начало еще в 154 г. н.э. Людей той страны звали Мейтей и они исполняли множество ритуальных танцев, которые основывались на местной религии. Исполняемые ими круговые танцы – предшественники сегодняшнего стиля Марипури. После вторжения британцев Манипури пережил плохие времена и практически везде исчез. После получения Индией независимости постепенно танец стал возрождаться и до сих пор остается в крови жителей Манипура. Представление в стиле Манипури — чаще всего Раса, танец Кришны и Радхи, кроме того есть представления Лайхараоба — в честь Тойби и ее возлюбленного Кхамбу, которые погибли при трагических обстоятельствах. Также составляющей стиля является танец Панг-чолам – танец с барабанами, который исполняют только мужчины и который отличается виртуозностью исполнения на барабане ритмов одновременно с отбиванием их ногами. Костюмы — у мужчин дхоти, у женщин — цилиндрические юбки с множеством золотых узоров. Для исполнителей «раса» характерны пышные накрахмаленные юбки цилиндрической формы, лица танцовщиц закрыты вуалями, а эмоции передаются посредством музыки и жестов рук.