Практика йоги дает возможность человеку в современных условиях жизни сохранять трезвость ума, не иметь проблем со здоровьем, а также достичь духовного просветления. Вся необходимая информация о философии и методах йоги изложена на страницах «Йога-сутры» Патанджали.
- «Йога-сутры»: что это
- Патанджали Основатель йоги
- Философия проповедника
- «Самадхи-пада»
Йога по методу Айенгара: реквизит и выравнивание
Йога Айенгара — это стиль хатха-йоги, основанный на физическом выравнивании тела в позах. Немалое внимание уделяется также успокоению ума и дыхания. Безупречному техничному выполнению асан придается первостепенное значение в методе Айенгара. В этом стиле учат, что существует правильный способ выполнения каждой позы и что каждый студент сможет однажды достичь идеальных поз посредством последовательной практики. Айенгар считал, что как только в теле учащегося будет достигнут баланс, он вскоре отразится и в уме. На самом деле после искусно выстроенного занятия чувствуется внутренняя гармония и тишина внутри.
Уровни сложности
В зависимости от того, насколько подготовлен человек физически и психологически, в айенгара-йоге используются разные программы с соответствующими уровнями сложности:
- Начальный уровень – занятия йогой для новичков. Происходит обучение релаксации, асанам в положении сидя и стоя. Выполняется подготовка к перевернутым позам для начинающих.
- Основной уровень. Включает более основательное изучение асан в положении сидя и стоя, выполнение перевернутых поз. Далее происходит переход к более сложным упражнениям – стойка на голове и на плечах. Йогин готовится к освоению пранаямы.
- Интенсивный уровень – выполняются самые сложные упражнения: стойки на предплечье и голове, глубокие прогибы, пранаяма.
Уникальная индийская практика айенгара-йога уже давно стала достоянием всего мира. Люди из разных стран успешно практикуют учение великого йогина Б. К. С. Айенгара, который посвятил йоге около 70 лет, сделав ее главным делом и творческим вдохновением всей его жизни.
Особенности йоги Айенгара
Обычно занятие начинается с короткой медитации. Медитативные практики дают время, чтобы настроиться, успокоить ума, выровнять дыхание и приготовиться к продуктивному занятию. Во время настройки, часто практикующие повторяют слова благодарности всем, кто принес эту практику. Затем идет комплекс физических асан, во время которых также уделяется внимание успокоению дыхания и ума. Основная работа в асане направлена на достижение идеальной позы тела. Заканчивается занятие йогой Айенгара обычно позой шавасана, в которой практикующие лежат на спине свободно раскинув руки и ноги и отдыхают, восстанавливая силы.
Девять ступеней
Обрести светлую и чистую любовь к Богу можно через девять ступеней познания Бхакти-йоги.
- Шравана – начальный этап, в который входит прослушивание священных текстов и искреннее восхваление Всевышнего.
- Киртана – следующий шаг, связанный с воспеванием Всевышнего и его основных благодеяний.
- Смарана – проведение систематических медитативных занятий с восхвалением Всевышнего и его благодеяний. Важно научиться правильной медитации, поэтому следует уделить этой ступени особое внимание.
- Пада-севана – обретение возможности служить Богу, после прохождения предыдущих трех этапов. Понимание истинной любви и верности.
- Арчана – ежедневное поклонение Всевышнему.
- Вандана – молитвы и поклонение Всевышнему через любовь и преданность.
- Дасья – поклонение и служение единому Богу, удовлетворение всех надобностей Всевышнего.
- Сакхья – открытие глубоких, искренних чувств к Богу, на основе дружественного отношения и перехода на более высокий духовный уровень.
- Атма-ниведана – полное подчинение Богу с помощью любви, готовность совершать пожертвования для Всевышнего.
Справка! Когда будут пройдены все девять этапов, человек почувствует глубокое чувство искренней любви и единения с Богом. Через полученный опыт приходит понимание и осознание самого себя. Человеку становятся доступными новые знания, и совершается переход на более высокий уровень духовного развития.
Как использовать реквизит в традиции Айенгара
В качестве примера давайте рассмотрим позу треугольника — триконасану. В идеальном исполнении этой позы ваша ладонь опирается на пол рядом со стопой передней ноги. Но что, если вам трудно или невозможно дотянуться рукой до пола, не теряя раскрытия грудной клетки и плечевого пояса, что является одной из основных целей позы треугольника? По мнению Айенгара, выравнивание плеч в одну прямую вертикальную линию должно облегчаться использованием блока для опоры руки, пока тело не станет достаточно гибким. Это один из способов, с помощью которых метод Айенгара делает йогу более доступной для широкого круга людей. Инвентарь используется для адаптации тела к правильному выравниванию, и может быть использован в соответствии с физическими возможностями обучающегося.
Экзамен
Экзамен был письменным. Длился 3,5 часов. Был на английском языке и включал больше 100 вопросов. Вопросы были по Веданте, по Бхагават Гите, по биографии Свами Шивананды и Свами Вишну Девананды, по Анатомии и Физиологии Йоги, по построению последовательностей асан и Пранаяме, по Мантрам, то есть сразу по всем предметам, которые мы проходили.
Мой английский был не самым лучшим. Я не все понимала на лекциях. У нас был толстый учебник сразу по всем предметам. После лекций я читала, что мы проходили. Это мне помогало в освоении материала. Многие темы были известны до курса. С их пониманием больших проблем не возникало.
Новая информация на английском не всегда была понятна. Сначала я думала, что сертификат мне не нужен и экзамен можно не писать. Но потом, все-таки решила попробовать свои силы в письменном английском. К тому же нам сказали, что если кто-то плохо напишет, то его вызовут на устный экзамен.
Несколько человек действительно вызвали на устный экзамен. Меня не позвали. То ли я хорошо всё написала, то ли на столько плохо, что решили, что и устно со мной общаться не стоит. В итоге сертификат выдали всем.
У меня создалось впечатление, что этот курс был создан для распространения йоги в ширину. То есть цели научить глубоко йоге не было. Надо было выпустить как можно больше адептов, чтобы они сеяли знание йоги по всему миру, как могут. Конечно, это только первая ступень. Есть еще продвинутый курс. Возможно, там более строго подходят к выдаче сертификатов.
Потоки и йога Айенгара
Поток Виньяса — это термин, используемый в йоге для описания плавного текучего перехода из одной позы в другую в сочетании с вдохами и выдохами. В стиле йоги Айенгара потоки практикуются редко. Вместо этого позы удерживаются в течение более длительных периодов, для отстройки правильной формы. Поэтому йога Айенгара не так интенсивна тренирует сердечно-сосудистую систему, как более динамичные стили, такие как Аштанга йога. Удерживание поз, однако, требует больших усилий, повышает физическую силу и отлично подходит для развития гибкости. Отсутствие потоков виньясы — еще одна причина, по которой метод Айенгара делает йогу доступной для широкого круга людей. Это отличная практика для начинающих, которые физически не способны выполнять плавные динамичные последовательности. Эти преимущества делают метод Айенгара одним из самых популярных стилей йоги в мире.
Шивани. Обладательница волшебного голоса
Шивани учила нас петь Бхаджаны и Мантры, а так же объясняла нам «Бхагават Гиту». У нее красивый голос, и слова на санскрите из ее уст звучали божественно. Она подробно объясняла нам смысл всех Бхаджан и Мантр, которые мы пели.
Как я уже писала выше, мы не только пели хором. Каждый из нас должен был стать хотя бы один раз запевалой. То есть надо было выбрать какую-нибудь Бхаджану и спеть ее на сатсанге в качестве ведущего. Шивани помогала нам выбрать Бхаджану, учила правильной мелодии и вселяла уверенность в свои силы.
На классах по Бхагават Гите мы сначала читали текст на санскрите, потом Шивани нам его переводила и разбирала текст согласно комментариям Свами Шивананды.
Подходит ли вам йога Айенгара?
Йога Айенгара предназначена для всех, независимо от возраста, пола, здоровья, религии и жизненных обстоятельств.
Йога Айенгара подходит начинающим, потому что упражнения в этом стиле гибко адаптируются под любые возможности. Но не думайте, что уроки будут легкими.
Сертифицированные преподаватели йоги Айенгара знают, как обучать студентов любого возраста и любой физической подготовленности. Работа преподавателя – помочь вам начать практику с того уровня, где вы находитесь. Опытные учителя имеют хорошую подготовку и непосредственный личный опыт практики йоги. Поэтому рекомендуется начинать заниматься йогой в йога классах под присмотром инструктора.
С первого занятия йога Айенгара развивает силу, выносливость, координацию и гибкость. В этом направлении используется безопасное и систематическое физическое развитие. Практикующие постепенно переходят от самых простых поз до продвинутых асан в течение нескольких лет.
Метод Айенгара также очень привлекателен для более продвинутых йогов, которые очень дотошны, техничны, интересуются анатомией и ценят тонкие движения в теле. Даже если вы никогда не посетите урок по йоге Айенгара, влияние этого направления сегодня настолько широко распространилось, что вы наверняка столкнетесь с принципами Айенгара по использованию реквизита в любых других направлениях йоги.
Свами Джанарданананда. Знаток Веданты и проводник в Высшие Миры
Моим любимым преподавателем на курсе был Свами Джанарданананда. По просьбе Матаджи он вместо нее читал лекции по Веданте. На своих классах он рассказывал нам о Веданте, об Ади Шанкарачарьи и озвучил ключевую фразу его учения на санскрите: ब्रह्म सत्यं जगन्मिथ्या जीवो ब्रह्मैव नापरः।.
На русский язык это можно перевести приблизительно так: «Брахман (Высшее Божество) — Истина, Мир — Митхья (это понятие отсутствует в европейских языках, и нам его смысл долго и упорно объясняли на лекциях), Брахман и Джива (Индивидуальная Душа) неразделимы».
Смысл в том, что мы уже и есть Брахман. Мир — совсем не то, чем кажется. Слово «митхья» означает субстанцию, из которой что-либо сделано. К примеру, митхья для горшка — это глина, для стола — дерево, для человека — 5 элементов физического тела. Таким образом, весь мир — это только субстанция, из которой делаются разные предметы. За всем этим стоит лишь Брахман и он реален. И нет никакой отдельной Души.
Разделённость иллюзорна. С точки зрения Веданты основная цель человека осознать, что он есть Атман или Брахман. Если мы это осознаем, то не будет никаких страданий, потому что и страдать будет некому. Основная причина страданий — предпочтения. Все эти наши «нравиться» и «не нравиться». Если воспринимать существование, как поток событий никак его не оценивая, то жизнь станет проще и спокойней. Жизнь — это просто путешествие «от нереальности к реальности, от тьмы к свету, от неведения к знанию».
Свами Джанарданананда рассказывал нам о разных ступенях познания реальности, и чувствовалось, что это часть его личного опыта. Его слова вызывали доверие. В них были и сила, и глубина. Одно только его присутствие успокаивало ум и настраивало сознание на восприятие сложных философских понятий.
Он был близким учеником Свами Вишнудеванады и много нам о нем рассказывал. В один жаркий день, когда безумно хотелось спать, чтобы нас взбодрить, он поведал историю о том, как Свами Вишнудеванада послал его на высокую гору в Ганготри установить «Нараяная Банк».
Нет, не думайте, что речь идет о деньгах. Слово «банк» в английском языке имеет значение «место хранения запасов». В данном случае это были листы бумаги с мантрой: ॐ नमो नारायणाया। «Ом Намо Нараяная». На протяжении года люди в разных странах делали ликха джапу, то есть писали эту мантру на бумаге помногу раз. О пользе такой джапы писал еще Свами Шивананда в своих книгах. В традиции этой линии ликха джапа — одна из ключевых практик.
«Ом Намо Нараяная» — это мантра Бога Вишну. Вишну отвечает за сохранение этого мира, поэтому его мантра обладает силой защиты от негатива и создает вокруг себя позитивную энергию. Написанные мантры, размещенные в высоком чистом месте, способны распространять позитивную энергию во всех направления на большие расстояния. Увеличение позитивной энергии было целью создания этого Хранилища.
Гора, которую выбрал Свами Вишнудевананда, находилась над его пещерой в Ганготри. Её называют Вишну Пик, возможно, по этой причине он выбрал именно эту гору для размещения хранилища мантры Вишну. Гора была довольно высокой. Как туда залезть, было не понятно. Местные шерпы отказывали молодому монаху в просьбе сопроводить его на гору. Они говорили, что идея безумна, и только сумасшедший может такое поручить сделать, и соответственно, тот, кто выполнять собирается, тоже такой же.
Но для нашего Свами это было прежде всего испытанием веры в своего Учителя. После долгих поисков он нашел человека, который согласился сопроводить его на гору. Путь был долгим. Они шли около 6 часов. В некоторых местах приходилось идти по снегу. Молодой Свами джи видел тогда снег в первый раз в своей жизни. Он совсем был к этому не готов и шел по снегу в обычных индийских тапках.
На горе было еще одно испытание. Шерпы решили развести костер, чтобы приготовить чай. Но подул сильный ветер, и загорелась сухая трава. Огонь начал распространяться повсеместно. Погасить его не было возможности.
Чтобы спастись Свами Джи забился в небольшую пещеру начал повторять мантру «Ом Намо Нараяная». Через какое-то время огонь затух. Можно считать, что Мантра сработала как защита, и стихия огня покорилась.
Наш Свами Джи разместил бумаги с мантрами в расщелине, установил флаг и пошёл вниз. Конечно, подобные истории занимали мало места в его лекциях. В основном речь шла о Веданте. Она была главным предметом нашего курса, поэтому именно Свамиджи вручал нам сертификаты об его успешном окончании.
Преимущества практики йоги Айенгара
Регулярная практика развивает физическое, умственное и духовное благополучие. Асаны чрезвычайно полезны для предотвращения травм, а также для улучшения здоровья.
Практика йоги поможет:
- Мобилизовать суставы и укрепить мышцы
- Улучшить координацию движений и баланс
- Увеличить гибкость и подвижность
- Улучшить осанку и исправить смещения
- Исправить нарушения кровообращения и гормональный дисбаланс
- Повысить спортивные результаты и улучшить время восстановления
Йога помогает решить проблемы психического здоровья, такие как стресс, депрессия и беспокойство, развивает самосознание и помогает в саморазвитии. В конечном счете, считается, что йога может помочь человеку достичь высшей духовной реализации.
Книги Айенгара
Развивая свой стиль йоги, Айенгар написал несколько серьезных книг, которые пользуются большим уважением и стали классическими текстами йоги. Главным произведением считается книга «Прояснение йоги», впервые опубликованная в 1966 году. В книге приводятся сотни поз йоги с описанием и иллюстрациями, а также много техник дыхания. Другие важные книги Айенгара это «Прояснение пранаямы» — труд, посвященный работе с дыханием, и «Йога-сутры Патанджали. Прояснение», интерпретированный перевод древних йога-сутр, из которых Айенгар извлек философскую основу для своего метода йоги. Его последняя книга «Свет жизни» посвящена ментальным и духовным аспектам йоги.
Путь возрождения любви
Следование принципам Бхакти-йоги дарует человеку истинное единение с Божественным началом через состояние любви и преданности. Данное направление признано мастерами Высшей йогой, т. к. другие виды подводят к пониманию Бхакти-йоги.
Это поклонение Всевышнему на основе любви и преданности, создание особых отношений между человеком и Божественным началом. Такое единение необходимо для познания Бога и внутреннего саморазвития.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.