Шлока 38. Гаджа карани — техника очищения желудка
ГАДЖА КАРАНИ
(очищение желудка слона)
Извержение содержимого желудка путем перемещения апаны в горло называется гаджа карани — так зовут это те, кто достиг знания в хатха-йоге. Таким образом, приучившись к этой технике, ты приобретаешь контроль над нади и чакрами.
Гаджа карани подобна вьягхра крийа, которая была описана в разделе по дхоути, но поскольку она не была включена в тот текст, можно предположить, что в действительности она не входит в практику дхоути. Различие между гаджа карани и вьягхра крийа заключается в том, что в гаджа карани вам не требуется пить воду, в то время как в вьягхра крийа — требуется. В книге «Хатхаратнавали» гаджа карани описана как одна из шаткарм.
Эта практика может выполняться тремя способами. Вы или пьете воду на полностью пустой желудок и извергаете ее (кунджал крийа), или пьете воду через три-четыре часа после еды и извергаете содержимое желудка (вьягхра крийа), или через три-четыре часа после еды вводите два пальца в горло и нежно щекочете горло, чтобы стимулировался рефлекс рвоты, а потом извергаете остатки пищи из желудка (гаджа карани).
Йог Сватмарама говорит о том, что нужно перемещать апану вверх к горлу, как бы для рвоты, но не раскрывает сам метод. Мы часто сталкиваемся с тем фактом, что в шастрах опускается какая-то жизненно важная информация. Такие умолчания предназначены для того, чтобы предотвратить возможность практики непосвященных людей. Однако самым легким способом переместить апану к горлу является щекотание задней части горла двумя пальцами. Когда вы прикасаетесь к чувствительным участкам горла, вы ощущаете позыв к рвоте. Во время рвоты апана вайю автоматически перемещается вверх. Можно заставить себя рвать и без введения пальцев в горло, но очень немногие люди могут делать это.
Другим важным сведением, которое часто опускается в текстах, является то, что спустя полчаса после рвоты вы должны съесть жидко приготовленный вареный рис с молоком и сахаром. Это что-то вроде лекарства, которое восстанавливает в желудке естественный баланс энзимов, поскольку в результате этой практики имеет место сильное воздействие на всю пищеварительную систему.
Гаджа карани укрепляет солнечное сплетение — нервный центр, который связан с манипура чакрой. Многие тексты утверждают, что все нади исходят из области пупка или из «пупочного колеса». Рефлекс извержения выталкивает прану из муладхара чакры к горлу и стимулирует вишуддхи чакру. Это движение вверх активизирует все чакры в области позвоночного столба и все соседние нади. Нервные импульсы поступают вверх из основания позвоночника к продолговатому мозгу и к аджна чакре.
Важно то, что гаджа карани выполняется через три-четыре часа после еды; имеет место усвоение пищи, а то, что трудно усваивается, удаляется еще до того, как на это будет израсходована энергия. Это уменьшает количество производимых экскрементов и уменьшает рабочую нагрузку на кишечник и органы выделения, предотвращая таким образом переполнение энергией нижних центров. Конечно же, эта практика не должна выполняться после каждого приема пищи, а лишь по указанию гуру — в противном случае она может ослабить систему пищеварения.
Гаджа-Кесари йога
Это важная Раджа (королевская) йога, которая попадает под категорию разнообразные йоги. Она обсуждается отдельно, чтобы подчеркнуть подход к анализу любой йоги в карте гороскопа. Термин «Гаджа-кесари» состоит из двух слов: «Гаджа», что означает слон, и «Кесарин», что означает лев. Эта йога предполагает наделить рожденного силой льва, но важностью слона. Это может также означать возможность ездить на льве и слоне, что свидетельствует о чрезмерной силе и высоком статусе.
Гаджа-Кесари йога образуется, когда Юпитер занимает дом кендры (то есть первый, четвертый, седьмой или десятый) относительно Луны. — В соответствии с Джатака Париджата, если Луна аспектирована благотворными планетами (Меркурий, Юпитер и Венера), и если эти участники йоги не находятся в дебилитации и не сожжены, получившаяся йога относится к Гаджа-Кесари. — Брихат Парашара Хора Шастра полагает, что эта йога формируется если Юпитер расположен в кендре от Луны или лагны. Дополнительное условие, что Юпитер должен быть аспектирован или соединен с благотворными планетами, и не должен быть сожжен, находиться в знаке своей дебилитации или в шестом доме. — Очевидно из вышеупомянутого, что наряду с тем, что Гаджа-Кесари йога формируется обоюдным расположением в домах кендры Луны и Юпитера, дополнительные благоприятные факторы влияют на результат йоги благосклонно. Эта йога часто присутствует в гороскопе и должна быть интерпретирована внимательно.
Рожденный с Гаджа-Кесари йогой будет прославленным, победителем, добродетельным, богатым, умным, ученым, обладает королевскими манерами и наслаждается постоянной известностью.
Гаджа-Кесари йога предполагает представить короля миру. Это йога, которая способствует дарованию постоянной известности и , поэтому, порождает человека, который творит историю. Если это будет буквальной правдой, мир будет скоплением королей. Как будет увидено на практике, эта йога присутствует в очень заурядных гороскопах людей, которые живут в неизвестности и бедности. Это предполагает, что результаты, предписываемые для этой йоги в классической литературе, должны применяться чрезвычайно осторожно.
Гаджа-Кесари йога формируется, когда Луна и Юпитер находятся во взаимных кендрах. При этом может возникать четыре типа йоги:
Соединение Луна-Юпитер. Луна и Юпитер находятся в соединении (Юпитер находится в первом доме от Луны), йога образуется в любых знаках и домах, занимаемых ими. Наличие этого соединения в различных домах производит различные результаты: — Первый дом. Хорошо выглядит, благословлен друзьями, женой и потомством. Когда благотворные планеты и сформированная ими могущественная йога находятся а лагне, рожденный будет здоровым, обладать чувством собственного достоинства и производить впечатление. Луна, планета красоты, и Юпитер, наилучшая благотворная планета, объединенные в лагне, могут привнести человеку избыток доброжелательности (щедрости). — Четвертый дом. Равный королю, министр, ученый. Много семейного комфорта обещается при соединении Луна-Юпитер в четвертом доме. Этот дом также указывает на парламент при современной демократии. — Седьмой дом. Ученый, умелый, торговец, богатый. Это соединение Луны и Юпитера в седьмом доме хорошо для супружеского счастья. Седьмой дом также связан с торговлей и партнерами, сформированная здесь Гаджа-Кесари йога обеспечивает богатство через партнеров. — Девятый дом. Прославленный, удачливый, богатый, удовлетворенный. Девятый дом имеет дело с добродетелью и религиозными занятиями, а также с фортуной человека. Это очень благоприятный дом, для нахождения в нем соединения Луна-Юпитер. — Десятый дом. Ученый, богатый, высокомерный, почтенный. Присутствие соединения Луна-Юпитер в этом доме очень благоприятно для перспектив в карьере, высокого общественного положения и финансового благополучия.
Юпитер в четвертом доме от Луны. Четвертый дом отражает вопросы, связанные с семейным комфортом и матерью. Семейный комфорт будет нормально благоприятным.
Согласно Манасагари, тем не менее, эта комбинация лишает домашнего комфорта, приводит к проблемам в уважении матери и возлагает необходимость работать на других.
Юпитер в седьмом доме от Луны. Эта комбинация дарует хорошее здоровье, длинную жизнь, уважение среди членов семьи, склонность к экономии. Манасагари добавляет, что человек становится важным и страдает от предвзятости. Строгий язык манускриптов нужно рассматривать более либерально. В целом, расположение Юпитера в седьмом доме (от лагны или от Луны) благосклонно к супружеской гармонии.
Юпитер в десятом доме от Луны. Это в целом благоприятная комбинация для карьеры. Согласно Манасагари, рожденный с этой комбинацией оставляет свою жену и детей, чтобы стать аскетом. Десятый дом (от лагны или от Луны) показывает карму или персональные функции. Присутствие Юпитера в этом доме вселяет достоинства и добродетель в дела индивидуума или карму. Если Юпитер очень сильный, усиливается безразличие к мирским вещам. Это очень хорошая комбинация для духовных занятий. В некоторых случаях, Юпитер в десятом доме обеспечивает прилив богатства, заработанного своими собственными усилиями, так как Юпитер является указателем денег.
Шлока 39. Даже Брахма и другие боги практикуют пранаяму
Даже Брахма и другие боги посвящают себя практике пранаямы, поскольку она устраняет страх смерти. Таким образом, она (пранаяма) должна практиковаться.
Для того, чтобы подчеркнуть важность и ценность пранаямы, Сватмарама говорит, что Брахма и другие боги практикуют ее. Брахма является одним из богов святой троицы, создателем. Брахма, Вишну и Махеш (или Шива), составляющие троицу, являются тремя аспектами макро- и микрокосмоса.
Сватмарама утверждает, что посредством практики пранаямы может быть преодолен страх смерти, а для духовно ищущего это является весьма важным достижением. Патанджали в книге «Йога-сутра» называет страх смерти, или абхинивешу,
одной из пяти основных причин боли. Он известен как
клеша,
а клеши должны быть растворены прежде, чем будет иметь место просветление. «Абхи-нивеша есть страсть к жизни, поддерживаемая своей собственной силой, владеющая даже теми, кто обладает знанием».
Согласно Патанджали «модификации клешей уменьшаемы посредством медитации». Сватмарама, однако, утверждает, что страх смерти может быть искоренен посредством пранаямы. Пранаяма оказывает определенное укрепляющее воздействие на центры мозга, ответственные за эмоции и страх.
Техника выполнения
- Лечь на коврик лицом вверх, ноги выпрямить, соединить вместе. Руки вытянуть вдоль тела ладонями вверх. Расслабиться.
- На глубоком вдохе поднять прямые ноги в верхнее положение, пока они не вытянутся под прямым углом к полу. Медленно опустить ноги за голову, приподнимая таз. Разрешается придерживать поясницу согнутыми руками, упираясь локтевыми суставами в пол.
- Сделать Набхи мудру (коснуться кончиком языка поверхности нёба рядом с зубами). Это необязательный шаг.
- Дыхание свободное, глубокое, без перенапряжения.
- Удерживать позу около 1-2 мин. Попрактиковавшись, длительность упражнения можно увеличить.
- Завершить позу нужно на выдохе: сначала прижать поясницу к полу, а после этого опустить ноги. Все делается плавно, без рывков. Ноги во время упражнения остаются прямыми.
Справка! Из Випарита Карани нужно обязательно перейти в Шавасану. Это правило важно соблюдать, даже если поза была неполной или упрощенной. Время пребывания в указанных позах должно быть примерно одинаковым.
В качестве подготовительного упражнения можно выполнить полумост или Сету Бандха Сарвангасану. Начинающим асану можно выполнять у стены с опорой на болстер в области поясницы, или подложив кирпич под крестец .
Противопоказания
Вариант выполнения с кирпичом
Перед освоением упражнения важно учесть некоторые противопоказания:
- гипертония (высокое давление);
- нарушение носового дыхания (заложенность, гайморит);
- воспаление глаз или ушей;
- менструация;
- заболевания головного мозга, сердца;
- повреждения позвоночника;
- нарушения работы щитовидки;
- прием сильнодействующих лекарственных средств;
- не допускаются вредные привычки (алкоголь, никотин), перед упражнением нельзя пить кофе.
Если у вас есть какие-либо из перечисленных заболеваний, обратитесь за консультацией к йога-инструктору перед включением асаны в практику.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Польза
Випарита Карани Мудра у стены с опорой на болстер
Упражнение оказывает благотворное действие на организм:
- помогает оттоку лимфы;
- устраняет накопившиеся токсины;
- омолаживает клетки и весь организм в целом, нормализует кровоток и работу сердечной мышцы;
- приносит оздоравливающий эффект всему телу и устраняет опущение женских половых органов;
- укрепляет мышцы рук и ног;
- повышает кровоснабжение мозга, улучшает память;
- благотворно влияет на состояние кожи и волос.
Поза особенно полезна людям, у которых наблюдаются длительные задержки стула, проблемы с желудком, варикозное расширение вен.
Помимо физического воздействия, упражнение запускает энергетические изменения в организме:
- ликвидирует энергетические блокировки;
- восстанавливает энергетические ]Муладхара[/anchor], Свадхистхана и Вишудха;
- восполняет энергетическую подпитку сердечного и горлового центра (Анахату, Вишудху).
Воздействие на эмоции:
- расслабление всего организма;
- снижение стресса и переживаний;
- приведение мыслей и нервной системы в состояние покоя.