Как войти в медитацию. Лурис о медитации. Место для проведения медитаций

Камни

Для вхождения в глубокую медитацию, прежде всего, нужно понять игры ума. Что бы ни исходило из ума — это никогда не сможет стать нашим проводником в медитацию. Ум никогда не сможет стать инструментом избежания ума. Но в то же время ум дает нам логичные обоснования, говоря о том, что вхождение в глубокую медитацию окажется полезным для нас всяческим образом. Например, Ум может взять на себя ответственность за прочтение этой статьи для того, чтобы вы имели возможность идти глубже в медитацию. Но в действительности это еще одна уловка ума.

Во-вторых, если мы посмотрим глубже, то вхождение в глубокую медитацию не является достижением. Медитация сама по себе представляет инструмент, который используется нами для поисков просветления или избавления от Ума. Но ум задает вопрос о «советах по вхождению в глубокую медитацию». Таким образом, Ум делает из медитации еще одну цель. Некоторые люди желают преуспеть в материальном мире и некоторые в духовном мире, но разница не такая значительная. В обеих сферах ум действует в своих интересах. Следовательно, для вхождения в глубокую медитацию следует осознавать игры ума.

Если человек понимает ум и то, как он обманывает нас, тогда путешествие становится намного легче. Я никогда не соперничал с умом, потому что в реальности не существует такой вещи, как ум, и если я начну с ним сражаться, тогда косвенным образом я буду придавать ему силу. Ум похож на мечту, которая не имеет существования, но до тех пор пока я придаю ей важность, у нее есть жизнь.

Медитация является средством, которое мы используем для удаления грязи или мусора из нашего сознания. Поэтому нашей основной целью является использование медитации для осознания своей истинной сущности, а не превращения в фанатика медитаций. Я не против медитаций. Я люблю медитировать. Я чувствую, что медитация должна сопровождать нас как тень по всей нашей жизни. Но у многих медитаторов дело заканчивается тем, что у них появляется огромное эго «Я великий медитатор», и это эго останавливает их движение глубже в медитацию. Нужно всегда помнить, что мы используем медитацию для поиска истины, и в конце мы должны будем отказаться от медитации также.

Лучше будет, если мы взглянем на процесс развития медитационных техник до настоящего времени. Как-то Ошо сказал, что он проверил все медитационные техники и был удивлен, когда обнаружил, что сутью всех медитаций является свидетельствование.

Во-вторых, Мудрецы говорят, что нашей истинной природой являются «Правда, Блаженство и Сознание. В этом состоянии время и пространство не существуют. Человек всегда счастлив, расслаблен и принимает решения каждый миг.» Поэтому любая вещь, которая приближает нас к этому состоянию Мудрецов, могла бы оказать нам помощь во вхождении в глубокую медитацию.

Чтобы пойти дальше, я хочу рассказать вам небольшую историю: Как-то пять слепых людей случайно натолкнулись на слона. Первый слепой дотронулся до хвоста слона, второй до его ног, третий ощупал хобот и так далее. Когда их попросили описать слона, каждый рассказывал о той части, которую ощупывал. Они не говорили ложь, однако это не было и полной правдой. Но если бы они ощупали другие части слона; после хобота, также ощупали хвост и затем ноги и т.д. Тогда определенно у них было бы более полное представление о форме слона.

Точно также, когда мы обговорим советы по вхождению в глубокую медитацию, их можно выполнять все вместе, чтобы сделать медитацию глубже, или можно начинать постепенно. Вначале можно освоиться с одним советом, затем добавить другой и затем еще один. Но в то же время осознавайте игры ума и эго. Эти советы оказывают помощь, но они НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНЫ для вхождения в глубокую медитацию. Всегда следует быть спонтанным и прислушиваться к внутреннему голосу или интуиции.

1. Подготовка тела:

В течение жизни Тело осуждают. Оно наполняется заболеваниями, гноем и т.п. И это совершенно правильно — когда-нибудь оно умрет. Но это тело является также храмом для души. В это самое тело однажды может войти божественное. Поэтому нам необходимо поклоняться телу так же, как мы поклоняемся божественному, и в то же самое время не иметь привязанности к телу.

a.

Тело имеет потребности, а ум имеет желания. Потребности тела заключаются в пище, сне, комфорте и т.п., потребности ума составляют желания славы, популярности, денег и т.п. Потребности тела можно выполнять и следует выполнять. Но потребности ума никогда не могут быть исполнены, и их никогда не следует пытаться выполнить.

b.

Человеческое тело, в основном, предназначено для потребления вегетарианской пищи. Мудрецы определи следующие три типа Гун (природы): Тамасик. Раджасик и Сатвик. Лучше всего для медитаций подходит тип Сатвик, и он развивается при употреблении вегетарианской пищи.

c.

Правильная пища является очень существенной, так как она питает наше тело. При вегетарианском питании, также следует употреблять правильную пищу, в которой нуждается тело и которая легко переваривается. Например, надлежащее пережевывание пищи — полезно. В случае, если мы съедаем слишком много пищи, мы можем уснуть или стать вялыми. Потому что, чтобы усвоить поглощенную нами пищу, тело направляет энергию в наш желудок, и чем больше пищи мы съедаем, тем больше энергии требуется желудку. Поэтому нас клонит в сон, тело временно прекращает другие функции для сбережения энергии.

d.

Пища содержит две грубые части и одну тонкую. Тонкую часть составляет энергия, находящаяся в пище. Предпочтительно следует самостоятельно заниматься приготовлением пищи. Потому, что тот, кто готовит пищу, также добавляет в нее свою энергию. Поэтому во время приготовления пищи, наше умонастроение должно быть хорошим. Доктора говорят, что во время беременности, если мать сердится, то ребенок также переживает злость матери. То же самое относится и к нашей пище.

e.

В сельской Индии следуют одной хорошей практике, там часто готовят пищу для своего избранного божества и затем принимают ее как религиозный обряд. Они верят, что такая пища была испробована Богом и теперь она стала Прасадом (угощением Бога поклоняющемуся).

Так что их прием пищи происходит очень медитативно и, во-вторых, приготовление пищи проводится также как религиозный обряд, потому что они собираются предложить пищу божеству — таким образом, приготовление пищи становится молитвой для них. Незначительная деятельность изменяет все их состояние. Медитация — это не то, чем мы занимаемся по 30 минут в день. Медитация означает осознанность, с которой мы делаем вещи.

Например, кто-то искренне от сердца готовит пищу для своего избранного божества и это простая деятельность является медитацией. Любая вещь, которая приближает нас к радостному и все же расслабленному состоянию, является медитацией.

Медитацией может быть что угодно

f.

Очень важно готовить пищу с хорошим намерением, но еще более важным является отношение, с которым мы принимаем пищу. Если у нас некачественная пища, но едим мы ее с хорошим отношением — это хорошо. Например, мы испытываем благодарность за пищу, и тогда наше намерение может изменить плохую пищу на хорошую. И обратное также является правдой. Употребление хорошей пищи с плохим отношением может испортить пищу. Это является одной из причин, по которой люди, практикующие чтение мантр, во время еды также продолжают вспоминать имя Бога. Во многих религиях есть благодарственная молитва богу за предоставление пищи, и если эта молитва исходит из сердца, если человек по-настоящему благодарен, тогда пища действует как катализатор в нашем росте.

g.

Не следует сразу после еды употреблять в пищу фрукты. Фрукты можно употреблять в пищу за 30 минут до еды, потому что они плохо влияют на переваривание пищи.

h.

Часто сразу после еды люди пьют воду. Это также является плохим примером. После еды для переваривания пищи выделяется некоторое количество кислоты, и когда мы пьем воду, эта кислота растворяется, что нарушает пищеварение. При идеальных условиях воду следует пить через 30 минут после еды или можно запивать пищу 1-2 глотками воды по мере необходимости во время еды.
i. Соответствующая физическая нагрузка:
мы либо не имеем никакой физической нагрузки, или делаем чрезмерно много упражнений. Упражнения делают нас активными и способствуют свободному течению Праны (жизненной энергии). Множество раз случае тся, что мы засыпаем в течение медитации. Очень полезна йога, она дает спокойствию уму и подвижность телу.

2. Подготовка Ума:

нам следует начинать медитацию в тот самый момент, когда такая мысль приходит в голову. Именно с этого момента мы должны начать наблюдать за умом. Какую уловку собирается выкинуть ум? Ум не любит медитировать, и если ум просит нас заняться медитацией, в этом должна быть какая-то уловка.

a.

Несколько лет назад после окончания работы я посещал медитационный центр для участия в медитациях и я бывало чувствовал себя очень взволнованным, добираясь туда. Обычно я очень быстро шел и несколько раз я бежал, чтобы быстрее добраться до центра. Постепенно я осознал, что ко времени прихода в медитационный центр я был очень взволнован и первые 10-15 минут медитации я наблюдал только свое волнение. Суть состоит в том, что с момента, когда нам приходит мысль о медитации, с этого момента следует начинать медитировать, и, во-вторых, нам всегда следует поддерживать спокойствие ума.

b.

Много раз в течение дня мы чувствует печаль, волнение или злость, и теряем нашу уравновешенность. Бывают случаи, когда нам следует пытаться наблюдать за этими эмоциями. Потому что, если мы соблюдаем спокойствие на протяжении всего дня, мы входим в медитацию.

Во-вторых, те моменты, когда мы чувствуем себя потревоженными, также являются ключом для игр нашего ума. Мы начинаем тревожиться, когда нам не нравятся некоторые вещи. Жизнь не течет в соответствии с ожиданиями ума. Необходимо больше осознавать такие моменты беспокойства и постепенно медитация может стать частью дневной активности. Медитация сама по себе не является деятельностью, но любое действие с осознанностью становится грациозным.

c.

Как-то я читал о чьем-то 40-дневном опыте пребывания в медитационном лагере, проводимом Свами Чайтанья Бхарти. В этом лагере не позволялось чтение газет или просмотр телевизоров. Когда человек вернулся обратно после 40 дней и прочел газету — он обнаружил, что мир ни на йоту не изменился. Газеты все также были переполнены историями об изнасилованиях, преступлениях, скандалах, происшествиях и т.д. То же самое касается кинотеатров и телевидения. Сегодня средства массовой информации дают уму благовидный предлог для работы. Газеты, телевидение, кинофильмы являются пищей для Ума.

Искренним медитаторам следует избегать их. Продвинутые медитаторы могут смотреть фильмы, если он/она остаются отстраненными от героев фильма. Обычно при просмотре фильма мы отождествляемся с героем. При сцене борьбы мы также чувствуем гнев. Медитаторы, в случае, если при медитации на фильме не требуется отождествления с героями, ассоциируют себя с фильмом. Все, что угодно, может стать медитацией, как только мы приобрели навык медитировать.

3.

Тело и ум не обособлены, они представляют собой одно целое: Во время медитации когда наши мысли замедляются, наше дыхание автоматически становится ритмичным и медленным. Тело и ум не только имеют связь друг с другом, они составляют одно целое. Поэтому что бы мы ни принимали в пищу, о чем бы мы ни думали, хотели, мечтали — все воздействует на нас. Что бы мы ни ели, грубая часть воздействует на наше тело, а тонкая на наш ум. Что бы ни возбуждало нас, это воздействует на ум. Пищей является не только то, что поглощается вовнутрь. Мы принимаем пищу также посредством зрения, обоняния и звука. Все эти вещи воздействуют на наше ментальное состояние и в большой степени помогают медитирующему.

a.

Вегетарианской пище для медитирующего придается особое значение. Потому, что при употреблении в пищу невегетарианской пищи человек становится более гневным, жестоким или Тамасик. Но в то же время, если невегетарианец желает медитировать, это не препятствует медитированию. Через некоторый период времени, когда медитация станет зрелой, этот человек непроизвольно перейдет на потребление вегетарианской пищи. На пути медитации не следует принуждать к чему-либо. Любая вещь, котор ая является несущественной, отпадет сама по себе.

b.

Рекомендуется находиться в компании мудрых или просто хороших людей. Я твердо верю, что когда некто говорит со мной, то на тонких уровнях он общается со всеми теми людьми, которые в большой степени формируют мою жизнь.

c.

Хорошие мысли считаются благородными. Но я чувствую, что хорошие мысли все также остаются мыслями. Хорошие мысли или плохие — всего лишь наш критерий для оценки. Поэтому я не рекомендую никого определенного типа мыслей. Только свидетельствование мыслей.

d.

Алкоголь является еще одним стимулирующим нас средством. Любой вид наркотиков, возбуждающий нас, уводит нас прочь от медитации. Тантра использует алкоголь для медитаций, но у них имеются специальные методы и закрытые школы, где они узнают, как правильно употреблять алкоголь.

1. Найдите Ваше место. Место, где вам никто не может помешать, ни что не будет отвлекать, ни шум, ни свет, другие люди, никто. Лучше, если в этом мести будет благотворная, успокаивающая энергетика. Свет не яркий, полумрак.

2. Перед медитацией нельзя переедать, ибо полный желудок будет сильно мешать. И заранее сходите в туалет.

3. Некоторые используют специально подобранную, тихую, мелодичную музыку, лучше без слов. Попробуйте сборники с медитативной музыкой. Музыка может отвлечь от обыденности, помочь войти в состояние, но она совсем необязательна, это кому как удобней. Можно без музыки.

4. Поза. Это важно. Необязательно применять какие либо асаны из йоги . Важно, что бы вы могли находиться в этой позе длительное время и Вас не беспокоило Ваше тело. Всё должно быть удобно, руки не ищут «своё место», ноги не затекают, в бок ничего не давит, сидение не жёсткое. Желательно, если поза сидячая, что бы была опора для спины и головы. Можно пробовать и лёжа, но так многие быстро засыпают.

5. Закройте глаза. Отложите в сторону все мысли, идеи, проблемы, забудьте на время все дневные переживания. Всё это вы обдумаете потом. Сейчас цель – остановить поток мыслей. Это трудно, но это главное!

6. Сосредоточьтесь пока на теле. Необходимо расслабить все мышцы. Начните, например, с правой руки. Расслабляем все мышцы руки, рука становится тяжёлой, очень тяжёлой, словно свинцовой, тяжёлой и приятно тёплой. Рука начинает проваливаться вниз, всё ниже и ниже. Потом другая рука расслабляется и проваливается. Потом ноги. Следом голова и, наконец, туловище и всё тело в целом. Вы ощутите состояние приятного полёта. У некоторых этот пункт вызывает затруднения, да и времени может занимать много, но это только на первых порах. Очень скоро такое приятное расслабление достигается мгновенно по команде «полетели». Первоначально можно этот пункт пропустить или выполнить частично, максимально расслабившись.

7. Все мысли выключаем. Отключаем все ощущения тела. Тела нет, есть только тишина!

Концентрируем внимание в центре головы и слушаем тишину. Просто слушаем. И смотрим внутрь головы с закрытыми глазами. Сохраняем это состояние безмолвия.

Если получилось достичь этой тишины, это и есть медитативное состояние!

Отсюда идёт множество вариантов. Это состояние – инструмент, с помощью которого можно делать самые разные вещи со своим сознанием и телом.

Вы можете перемещать точку концентрации сознания внутри своего тела и посмотреть на себя изнутри, на каждый орган и сустав. Можете переместиться в любую точку пространства и посмотреть, что там происходит. И много чего ещё можно.

Главное не забудьте вернуться домой в тело. Для этого надо сказать: «Назад в тело!»

Существует много видов медитаций. Самые распространенные — состояния отрешенности и наблюдения, они дают возможность остановить ход мыслей, переключиться из состояния проживания в наблюдение. Есть визуальные медитации, обычно они включают в себя определенные картинки, наблюдение которых приводит тело и ум в новые состояния. Есть дыхательные медитации, к ним относится холотропное дыхание, которые дают возможность увидеть прошлые жизни или отправиться в путешествие в другие измерения. Каждый для себя выберет тот метод, который поможет раскрыть потенциал человека, научит его использовать все возможности своей жизни.

Техники медитации

  1. Мысленное повторение

В данном случае объектом сосредоточения является определенный психический стимул. Это может быть мантра — слово или фраза, отрывок из песни, стихотворения. Главное — максимально сосредоточиться на нем и постоянно повторять. К примеру, доктор Герберт Бекон использовал слово «раз» («one») как мантру для больных гипертонией.

  1. Повторение физического действия.

Такая техника подразумевает концентрацию на определенном действии. Древние йоги Индии сосредотачивали внимание на дыхательных движениях. Можно, к примеру, постоянно повторять вдох-выдох и подсчитывать их количество.

Это, кстати, лежит в основе Хатха-йоги, которая представляет широкой публике еще один очень известный вид концентрации — разные позы (асаны).

Восточные народы во время медитации занимаются хороводными танцами с движениями, которые постоянно повторяются.

Очень много бегунов США, которые часто бегали трусцой, сообщали об интересном медитативном состоянии во время таких занятий — причина может лежать в контроле дыхания и однообразных движениях.

  1. Концентрация на проблеме

В данном случае объектом концентрации является парадоксальная задача. Классический пример — «коаны». Этот вид медитации заставляет задуматься над вопросом или проблемой, которая заведомо не имеет решения. Например: «Как прозвучит хлопок одной ладоши?».

  1. Зрительная концентрация

Такая техника подразумевает использование определенного образа для концентрации. Отлично подойдет картина, пламя, разрез ствола дерева. В общем, предмет или сцена, которая внушает расслабление. Отличным вариантом могут стать концентрические круги или «мандала» — квадрат в круге.

Нестандартная медитация на каждый день

Не нужно себя насиловать – уделяйте медитации хотя бы несколько минут в день. Опытные учителя йоги советуют для новичков 10-15 минут каждый день. Но можно начать и с 2-х минут. Главное в медитативных практиках – регулярность и постоянство. Пусть это будет одно и то же время каждый день. Лучше – в одном месте. В остальном – чередуйте приведенные ниже нестандартные медитативные практики, обращайтесь иногда к классической медитации и получайте удовольствие от процесса.

  1. Медитация Коана. Суть этой необычной практики – думать сердцем, а не разумом. Для этого задавайте вопросы, с которыми не работают логика и факты, и пытайтесь на них ответить – без раздумий, интуитивно, но прочувствуйте и представляйте каждый ответ, останавливайтесь на нем, «проводите» сквозь себя. Например: «Какой звук у одной ладоши, если от соприкосновения двух возникает хлопок?». Этого звука не существует, но какой он? Каким было лицо ваших родителей до вашего рождения?
  2. Медитация с камнем. Возьмите камень, лучше он будет цветной и приобретен именно для этой цели: оникс, агат, бирюза и др. Закройте глаза, сожмите камень в кулаке. Полностью сконцентрируйте свое сознание на камне, на том, как ощущаете его. Когда в вашу голову входят посторонние, хаотичные мысли – направляйте их в камень и таким образом избавляйтесь от них.
  3. Тратака. Медитация с открытыми глазами, во время которой ваш взор обращен на определенный предмет. Вы концентрируетесь только на зрении, на взгляде на предмет, общий фон, звуки медленно исчезают. Популярная разновидность этой медитации – медитация на огонь. Зажгите свечу, поставьте перед собой и концентрируйтесь на ее пламени. Прочувствуйте его движение, попробуйте даже слиться с ним, но осторожно – время от времени мысленно возвращайтесь в свое тело. Огонь очищает от переживаний и обид, преображает ваше сознание и наполняет добротой.
  4. Смех как медитация. О пользе смеха не стоит говорить – это как известная догма. Смех как медитация – довольно необычная практика и может показаться кому-то странной. Но некоторые буддийские монахи используют ее каждое утро – просто посмейтесь немного. Начните и вы почувствуете, как уже смеетесь искренне. Не можете смеяться – просто улыбайтесь, и ваше настроение поднимется.
  5. Чувствование ступней во время ходьбы. Хорошая медитативная практика в движении. Для этого важно поддерживать один темп – какой, не важно, и быстрая и медленная ходьба открывает новые грани опыта. Во время такой медитации концентрируйтесь на своих ступнях, на ощущении того, как они соприкасаются с землей, и как отрываются от нее. Что вы чувствуете?
  6. Медитация стоя. По методу классической медитации станьте в статическую позу и оставайтесь неподвижными. Следите за ощущениями своего тела, практикуйте осознанное дыхание. Такой вид медитативных практик подойдет людям с проблемами спины, суставов, кому сложно сидеть в позе лотоса и сохранять ровную спину – залог правильной и успешной медитации.
  7. Красный свет как триггер. Наше сознание по-разному реагирует на разные цвета. На этом основано немало экспериментов, а знания о цвете и его связи с ощущениями неизменно используют в кинематографе, рекламе и других видах визуального искусства. Красный цвет неосознанно повышает в нас уровень тревоги. Поэтому в течение дня, когда видите красный – осознанно расслабляйтесь. Пусть он срабатывает как триггер возврата в свое тело и осознанности.
  8. Подслушивание. В течение дня, будучи в людном месте, забывайте о своих проблемах и мыслях, и концентрируйтесь на окружающих звуках. Это может быть далеко играющая музыка или разговор за соседним столиком. Это нельзя назвать тем негативным подслушиванием, когда вы влазите в чужую частную жизнь и используете это в своих целях. Это просто метод отвлечения и расслабления.Такая практика самая доступная и простая в современно мире, но при этом очень эффективная – у нее моментальный эффект расслабления. К сожалению, так вам не удастся покопаться в сознании, но практикуя подслушивания и получив результат, у вас может появиться интерес к более сложным видам медитации.

Механизм действия

Никто толком не может описать то, как действуют различные медитационные техники. Однако проводилось довольно много исследований объектов для концентрации внимания. Отсюда можно сделать вывод, что каждый конкретный стимул для сосредоточения является самой главной характеристикой любого процесса медитации.

Предмет для сосредоточения, судя по всему, может дать интуитивному типу мышления человека возможность на время занять доминирующее, управляющее место. Он своеобразно действует на нервную систему, изменяет активность левого полушария, делая его доминантным — за счет этого и происходит вход в медитативное состояние.

Вышеупомянутый стимул для сосредоточения вовлекает левое полушарие в определенную монотонную деятельность, которая спустя время продолжается сама по себе, без сознательного влияния со стороны человека.

Повторения мантры, дыхание, определенные позы — все это погружает человека в состояние, вызванное фрустрацией левого полушария мозга.

Такое же ощущение достигается и в процессе размышления над проблемой, парадоксом, во время монотонных танцев, однообразной и интенсивной физической деятельности, к примеру — во время бега трусцой.

Если объект для сосредоточения начинает действовать, то мозг совершенно по другому обрабатывает информацию. Аналитические отделы просто отключаются, а интуитивные приводят к необычному познанию. Именно оно является главной целью любой медитации.

Так называемое «исключительное познание» на Востоке называют «сатори» или «нирвана», что означает «просветление», «истинное познание», «осознание сущего». Раньше на Западе такое состояние называли «космическим сознанием» или просто — «сверхсознанием».

Очень много современных исследователей пытаются изучить нейрофизиологию человека в состоянии медитации. Однако исследования толком не дают желаемой информации. Однако опыты, которые проводились довольно давно, показывают, что во время медитации уменьшается частота, но увеличивается амплитуда мозговых волн.

Более современные исследования смогли доказать, что во время медитации доминирующая роль действительно переходит от левого полушария мозга к правому.

Очень важно отметить, что достижение сверхсознания и медитация не всегда являются одним и тем же. Медитация — это процесс, набор техник и методов, которые нужны для достижения конкретной цели — сверхсознания.

Как же правильно медитировать?

Практика внимательности

Некоторое время назад меня попросили вести блог о медитации для русского Yoga Journal. И судя по откликам оказалось, что темы, которые возникают в этих текстах, затрагивают и интересуют не только йогов. Поэтому я решила публиковать их также здесь – вдруг они и вам будут чем-то полезны. И у всех у них будет тэг “Yoga Journal”.

Текст © Анастасия Гостева
Когда я впервые приехала к мастеру, у которого учусь медитации, он сказал: “Единственная подлинная медитация – это 24-часовая внимательность. Когда ты полностью вернешь все свое внимание в настоящее и перестанешь отвлекаться даже на сон, ты станешь просветленной. Все остальные практики – игрушки для эго, способ занять его чем-то, что ему кажется духовным и важным. Ты не должна быть духовной. Ты должна быть внимательной”.

Незадолго до этой встречи я как раз бросила медитировать. Больше десяти лет я ездила по индийским ашрамам и буддийским ретритам. Мое эго было занято духовным самосовершенствованием – оно добралось до Тибета и Кайлаша, принимало обеты молчания, не ело мяса и не пило алкоголя, изучало практики мексиканских шаманов и буддийских лам, переносило сознание в чистые земли Будды Амитабхи и много читало. Я говорю об этом без малейшей иронии и с большой признательностью за ту работу, которую оно для меня проделало. Но тем не менее что-то ускользало.

Все учителя, которым я доверяла, не уставали повторять, что наше ощущение собственной отдельности иллюзорно. Я же на глубинном уровне понимала, что все равно остаюсь разделенной: “я” – тут, усердно работаю над собой и медитирую по часу перед работой, а мир по прежнему – “там”. Я чувствовала, что в моей практике есть какой-то подвох, что она неполна. И тогда я решила прекратить любую формальную практику и попробовать просто жить настоящим. А спустя полгода я встретила мастера.

Тибетское слово “гом” и санскритское слово “дхьяна”, обозначающие медитацию, дословно переводятся как “привыкание, ознакомление”. Медитируя, мы привыкаем находиться в самом естественном состоянии нашего ума, в состоянии, когда мы обнаруживаем, что мы – не только наши тело, эмоции и ум, но нечто большее: безграничное, чистое сознавание, никогда не рождающееся и не умирающее. Буддийские учителя описывают это как “отдых в обнаженной осознанности”.

Заметьте – отдых, а не практику.

И именно поэтому подлинная медитация начинается в тот момент, когда заканчивается духовная практика – просто потому, что исчезает практикующий. Исчезает не физически, а на уровне отождествления с отдельным организмом тела-ума.

Но вот в чем парадокс: большинство из нас поначалу обращается к медитации именно как к духовной практике. Мы начинаем медитировать, потому что у нас есть цель как-то улучшить свою жизнь – сделать тело здоровее и гибче, ум спокойнее и радостнее, сознание – чище и восприимчивее. Принести пользу всем живым существам, наконец.

Мы надеемся, что этот тюнинг сделает наше существование более комфортным – мы будем меньше болеть, разовьем интуицию, наши отношения с близкими и на работе станут гармоничнее, мы обретем бога и просветление. И не отдаем себе отчета, что на тонком уровне такой подход всегда предполагает разделение – есть “я”, которое обретает “нечто”. Пусть даже это такая прекрасная вещь, как “просветление”.

И тогда, если у вас нет постоянного контакта с опытным мастером медитации, незаметно может произойти подмена – вы будете уверены, что медитируете, но на деле будете лишь укреплять свое духовное эго. Чогьям Трунгпа назвал это “духовным материализмом”.

На самом деле, когда мы только начинаем медитировать, выбора у нас нет. Мы все начинаем с духовных практик просто потому, что наш активный ум не готов так просто сдать позиции и остаться не у дел, пока мы будем “отдыхать”. Практики помогают нам приручить его и успокоить, отвлекая на себя внимание – как мы отвлекаем внимание ребенка, когда он слишком перевозбужден. “Игрушки для эго” – это не оскорбление, а констатация факта: детям нужны игрушки, они помогают им расти и развиваться.

Но если мы хотим стать взрослыми в полном смысле этого слова, мы должны двигаться дальше – в мир медитации. И тут нас порой подстерегает множество неожиданностей. Первая связана с тем, что многие духовные практики могут подарить нам удивительные, невероятные переживания и даже мистический опыт, который несомненно придает обычной жизни дополнительное измерение. И многие духовные практики специально направлены на то, чтобы вызвать в человеке этот экстатический опыт – блаженства, единения с богом, воспоминания прошлых жизней и много чего еще. Опять же – чтобы помочь ему чуть-чуть вырасти из привязанности к эго.

На этом фоне медитация внимательности может показаться поначалу очень скучной – вы просто снова и снова возвращаете внимание в настоящее. Как говорится в одной шутке, дзен – это чертовски скучно до тех пор, пока не перестанет быть таким.

Кроме того, духовные практики могут сделать вас сильнее и поддержать в трудную минуту, а подлинная медитация, наоборот, создаст для вас множество трудных минут, потому что разрушит любую иллюзию силы. Духовные практики могут дать вам ощущение, что теперь вы отличаетесь от других – от тех, кто не способен сделать стойку на голове, ощутить свои чакры или найти нижний дан-тянь. А подлинная медитация не сделает вас особенным – наоборот, она выявит со всей очевидностью, что ваша изначальная природа ничем не отличается от изначальной природы комара, будды и этого ужасного коллеги по работе.

Духовные практики могут развить у вас ясновидение или способности к исцелению, они действительно могут сделать вашу жизнь комфортнее, а подлинная медитация смиренна и тиха – чудеса происходят, но вы к ним больше не привязываетесь, и нечем похвастаться перед друзьями или учениками.

Духовные практики подарят вам немало восхитительных, экстатических мгновений, а подлинная медитация часто начинается с разочарования – с тотальной сдачи и признания своего полного поражения на духовном пути.

Актер Робин Уилльямс как-то пошутил, что “реальность – это опора для тех, кто не способен выдержать наркотики”. Перефразируя эту шутку, можно сказать, что духовные практики – это опора для тех, кто не выдерживает медитацию.

Не поймите меня превратно – я ни в коем случае не отрицаю пользу духовных практик. Они очень важны! Даже Будда начал с них – изучая йогу у индийских аскетов. Я лишь хочу напомнить, что для того, чтобы стать Буддой, пробудиться, вы должны однажды рискнуть и – отказаться от практики ради медитации. И вы должны быть готовы к тому, что этот шаг будет стоить вам всего, что вы накопили за время вашего духовного пути. Потому что пробуждения нельзя достичь. Его можно только вспомнить.

Прочитать этот текст на французском можно здесь.

Поделиться:

Like this:

Like Loading…

Что нужно для правильной медитации?

Бенсон в своем труде «Реакция релаксации» указывает четыре основных фактора, которые способствуют успешной медитации.

  1. Для того, чтобы медитировать правильно, нужно спокойное окружение.

Отсутствие внешнего раздражающего фактора некоторые люди могут посчитать невозможным — мол, нет такого места, где можно определенное время находиться в полной тишине и спокойствии. Однако все почему-то забывают про фон — даже обычная музыка для релаксации поможет «замаскировать» отвлекающие звуки. Этому может послужить даже шум вентилятора. Если ничто не поможет — значит спасет повязка на глаза и беруши.

  1. Второй важный фактор — удобная поза.

Нужна максимально устранить мышечное напряжение во всем теле, исключением является голова и шея.

  1. Третий фактор был описан выше очень подробно — это объект концентрации.
  2. Ну а четвертого фактора будет добиться довольно сложно. Пассивная установка позволяет создать медитативное состояние — вместо того, чтобы контролировать его.

Бенсон утверждает, что пациент должен полностью расслабиться и полностью отдать себя «в руки» медитативного состояния. В случае, если пациент не может начать медитировать, он задает следующие вопросы — «Я правильно это делаю?», «А долго еще?», «А как понять, что я вошел в нужное состояние?», «Нужно ли мне запомнить то, что я почувствую?» и так далее.

Кроме этих четырех факторов Бенсона, хочется отметить еще и пятый: восприимчивость человека к медитации. Проще говоря, пациент перед медитацией должен расслабить самого себя, войти в соответствующее состояние, которое позволит настроиться на медитацию.

Даже самые положительные факторы окружающей среды не помогут раздраженному человеку войти в состояние медитации, если он сам не захочет взять себя в руки.

Чтобы расслабиться и начать медитировать, пациент может прибегнуть к методам мышечной релаксации, чтобы убрать избыточное напряжение. Некоторым помогает медитация в горячей ванной.

Ну а теперь стоит привести настоящую инструкцию по практике медитации.

Искусство сосредоточения

Как меняется мир, так и могут меняться техники медитации. Медитативные практики в первую очередь нацелены на обретения баланса и развитие осознанности, поэтому могут приобретать новые формы,чтобы удовлетворять запросы современного человека.

Согласно дзен-буддизму, основа медитации – это сосредоточение. Осознание себя в настоящем времени и месте. Практиковать можно и нужно не только в спокойной позе и с осознанным дыханием, а в повседневной жизни, в своем отношении к жизни. Неумение концентрироваться на своих ощущениях – распространенное явление. Кто-то живет прошлым и не может его отпустить, другой слишком обеспокоен будущем, не решая текущих задач. В итоге жизнь проходит мимо. Медитация дзен-буддизма призывает отдаваться полностью тому, что вы делаете, отбрасывая лишние мысли.

Такой подход обеспечивает нам:

  • Умение сосредотачиваться, хорошую концентрацию;
  • Повышенную продуктивность в работе;
  • Повышенную продуктивность в решении жизненных задач;
  • Легкий путь к определению приоритетов;
  • Умение жить здесь и сейчас и быть счастливым без работы с психологом;
  • Ощущение полноты жизни;
  • Повышение стрессоуствойчивости;
  • Осознание собственного предназначения.

Известное выражение «Когда вы едите – ешьте», которое принадлежит ментору дзен-буддизма Сюнpю Сyдзyки, описывает всю суть практики и в целом учения. Такая нестандартная медитация в повседневной жизни научит вас все дольше удерживать концентрацию, открывать для себя новые грани своих чувств. Живя «здесь и сейчас» вы действительно поймете, куда стоит двигаться, а что приносит лишь страдание, которое вы не замечали раньше, потому что отвлекались на мечты или суету.

Что бы вы не делали, делайте именно это. А во время физического труда, к которому можно отнести даже мытье посуды, если ваше сознание не будет витать где-то еще, вы почувствуете прилив сил и спокойствие, как это бывает после йоги или медитации – ваше сознание, ваш мозг отдыхают и преображаются.

Польза

«ОМ» медитация поможет справиться с переживаниями стресса, тревоги и прочих негативных состояний. Она дарит умиротворение, усиливает все то, на что направленна. «ОМ» дает дополнительную мощь мантрам, с которыми поется. Для усиления эффекта, произносите священный звук с другими биджа-мантрами.

Влияние:

  • раскрытие энергетических каналов;
  • расширение, очищение ауры;
  • ясный, осознанный ум;
  • усиление потоков жизненной энергии;
  • возвышает уровень сознания;
  • помогает сознанию достичь сверхчувствительного уровня;
  • гармония, успокоение ума;
  • очищение сознания.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: