Хотя между йогой и практикой Ока Возрождения есть много общего, между ними имеются и отличия.

тибетская гимнастика око возрождения

Как вы думаете, что объединяет словосочетания «Пять Тибетцев», «Тибетская Гимнастика», «Око Возрождения», «5 жемчужин Тибета», «Источник Молодости», «Пять тибетских обрядов»? Казалось бы, абсолютно разные на первый взгляд понятия объединяет одно: они все говорят о комплексе физических упражнений, совмещенных с дыхательными практиками. Этим тибетским упражнениям приписывается масса легендарных свойств. Но самое главное, к чему ведет, по словам сторонников тибетской гимнастики око возрождения, это к активному долголетию и могучему здоровью.

Именно об этих упражнениях Тибета и пойдет речь в этой статье.

История возникновения

История открытия тибетской гимнастики Око Возрождения для широкой публики датируется 1939 годом. Именно тогда Питер Кэлдер представил на суд публике свою книгу «Око Возрождения». Представленная в виде художественного произведения, она повествовала о том, как автор пересказывает историю некоего полковника Бредфорда (видимо, псевдоним) о службе в Индии и знакомстве там с поразительным комплексом упражнений под названием Око Возрождения. К такому открытию полковника привел неподдельный интерес к секрету сохранения молодости тибетских монахов. В книге подробно описывается практика выполнения 5 жемчужин и шестое упражнения для усиления действия всего комплекса.

Также даются советы по порядку выполнения тибетской гимнастики око возрождения и другим аспектам, которые могут или усилить или ослабить действие этих удивительных упражнений.

Об истории возникновения этой гимнастики в книге рассказывается скупо и упоминается лишь о том, что истоки ее зарождения находятся далеко в прошлом времени. Если быть точнее, возраст ее больше 2500 лет.

История китайца Ли

Интересно, что если поднять другие исторические данные, то можно обнаружить информацию о китайце Ли Цзынь Юэнь, который, практикуя каждый день «Пять Жемчужин Тибета» прожил 256 лет и умер в 1930-х года, по-видимому просто потеряв волю к жизни. При этом он пережил 26 жен и дважды был награжден китайским правительством.

Первый раз в возрасте 100 лет, во второй раз в возрасте 200 лет. Также он был известен как специалист по китайской медицине, знаток боевых искусств. А еще как человек, оставивший после себя более 200 потомков. Трудно теперь судить из этих сведений, что правда, а что преувеличено намеренно, но такой факт зафиксирован и фото этого человека также существует.

китаец Ли Цзы Юэнь

Ли Цзынь Юэнь 1927 год

Газета «Тайм» от 15 мая 1933 года опубликовала статью «Черепаха-Голубь-Собака», где рассказывается история китайца Ли и его советы насчет долгой жизни: • Держать сердце в покое • Сидеть как черепаха • Ходить быстро как голубь • Спать крепко как собака

На самом деле происхождение гимнастики «5 тибетских жемчужин» остается спорным для специалистов.

Явно выяснена связь между индийской йогой и тибетскими упражнениями, иначе называемыми тибетской йогой. В принципе, кроме первого упражнения все остальные находят сходство в аналогичных асанах. Разница только в том, что индийская йога практикует статические упражнения. Тогда как тибетская гимнастика Око Возрождения представляет собой последовательное динамическое выполнение одного упражнения за другим. Можно конечно еще говорить об исследованиях специалистов, которые предполагают, что источником этих упражнений является индо-тибетская йога или ее тантрическое направление Янтра-йога, но не буду перегружать читателей излишней информацией. О ее происхождении пусть спорят специалисты, а мы приступим к изучению этого удивительного комплекса.

Кстати, слушать книгу Питера Кэлдера «Око Возрождения» онлайн можно по этой ссылке абсолютно бесплатно.

Тибетская йога сна и сновидений

Тибетская йога сна и сновидений овеяна наибольшим количеством тайн и мифов. Для практикующих, она непросто возможность видеть осознанные сны и моделировать их, но и путь, позволяющий покинуть колесо Сансары. Практика позволяет прервать череду перерождений, полностью очистить карму и достичь просветления.

Подробно, теория и практика йоги сна рассмотрена в книге Тендзина Вангьяла Ринпоче. В ней он рассказывает, как подготовится к сновиденью, какие упражнения необходимо выполнять днем, какие ночью. Как, с помощью специальных дыхательных техник, продвинутся на пути освобождения.

Практика имеет несколько уровней. На самом первом, человек учится осознавать, что спит. Он еще не может модифицировать сон.

Более продвинутый — позволяет осознавать, что вы спите, управлять процессом.

Также существует техника ясного сна, которая позволяет человеку осознавать свою самость и при глубоких формах сна, при которых ум и чувства не активны.

В тибетской традиции сны разделяют на три типа:

  1. Сансарные. Их видят большинство людей, они основываются на кармичеких следах, текущих переживаниях.
  2. Ясности. Они играют роль проводника информации непосредственно от сознания. Они более яркие, практикующему йогу их легче запомнить.
  3. Ясного света. Доступны только практикующим людям. В снах есть полная осознанность и нет разделения на объект или субъект.

Ринпоче считает, что практика сновидения может использоваться для достижения просветления без использования других техник тибетской йоги.

Польза для организма

В своей книге Кэлдер утверждал, что регулярное выполнение 5 тибетских жемчужин в течении 10-15 минут приносят большую пользу для организма человека. Перечислим их: снижение веса, улучшение памяти, увеличение физической силы, улучшение самочувствия и жизненного настроя. Также отмечалось их способность омолаживать организм. Ведь не зря же одно из названий это «Источник Молодости».

Подводилась и теоретическая база под эти утверждения. Как ни странно, в ней наблюдается связь представления о чакрах как энергетических центрах организма в Индии с системой «вихрей», о которых говорит Кэлдер. Звучит это так. Человеческое тело представляет собой систему семи энергетических вихрей – два из них находятся в голове, один у основания горла, один на правой стороне тела ближе к печени, один на уровне паха и два в коленных суставах. Ослабление этих вихрей ведет к утрате жизнеспособности и старению организма. Выполнение комплекса гимнастики обращает этот процесс вспять.

Правила выполнения тибетских упражнений

Для того, чтобы выполнение гимнастики приносило пользу необходимо выполнять следующие правила: • Выполнение упражнений делать только в установленном порядке. Менять порядок упражнений нельзя • Начинать выполнение упражнений от трех повторений. Со временем довести до 21 повторения каждого упражнения. Идеально в день добавлять хотя бы одно дополнительное повторение • Не нужно гнаться за количеством повторений. Качество выполнения важнее. Особенно связь физических движений с дыханием. Только это будет приносить пользу. • Нельзя прерывать больше чем на два дня выполнение комплекса. Иначе организм потеряет все приобретенные плюсы и начнет деградировать. • Если чувствуешь недомогание или боль – не надо увеличивать количество упражнений

• Нельзя заниматься на голодный или на полный желудок • Поскольку упражнения разгоняют энергию организма целесообразно выполнять их утром. Вечером пользы будет меньше. Для особо целеустремленных возможны две тренировки в день. • Полезно обливаться теплой водой после выполнения комплекса. Холодной обливаться можно только перед выполнением упражнений. После выполнения холодной водой можно обливаться через два часа после выполнения упражнений.

Тибетская гимнастика око Возрождения. Упражнения

Теперь пришла пора приступить к самому главному, что вы видимо ждали с самого начала – к описанию самих движений. Еще раз напоминаю: порядок выполнения «пяти тибетцев» менять нельзя.

Обряд первый. Вращение

Начинаем с положения стоя. Ноги расставлены по уровню плеч. Осанка прямая. Руки вытянуты в разные стороны параллельно полу. В одной плоскости с грудной клеткой. Ладони повернуты к полу. После того, как приняли исходное положение начинаем вращаться вдоль оси, проходящей сверху вниз через центр тела. Обязательно по часовой стрелке. Вращаемся до тех пор, пока не закружится голова.

Обычно новички начинают с двух вращений и прогрессируют до 21 вращения по мере привыкания и беря во внимание свое самочувствие.

Совет: Скорость при выполнении первого обряда не важна – важно направление вращения. Поэтому не кружитесь с максимальной скоростью до своего падения. Если вы почувствовали головокружения, остановитесь. Сведите ладони перед глазами и посмотрите на большие пальцы. При это дышите глубоко.

Обряд второй. Подъемы ног

Исходное положение: лежа на полу. Ноги вытянуты прямо. Руки лежат по бокам.

Поднимаем сомкнутые вместе прямые ноги вверх. Одновременно с этим отрываем голову от полу и стремимся прижать подбородок к груди. Ноги ни в коем случае не сгибать. Поднимаем их до тех пор, пока ягодицы не начнут отрываться от пола. С поднятием головы и ног практикуем глубокий вдох.

Доходя до крайнего положения, задерживаемся в этой позе от 10 секунд до 2 минут (по мере возможности). С выдохом возвращаем ноги и голову в первоначальное положение. Это упражнение отлично тренирует мышцы живота, особенно его нижнюю часть.

Совет: Если упражнение слишком сложно для вас можете вначале размещать руки под ягодицы и сгибать колени во время выполнения. Но в любом случае вы должны со временем стремиться к идеальному выполнению этого обряда. Также обращайте внимание, что вы должны избегать боли в пояснице или шее. Если у вас проблемы с поясницей, во время выполнения можно размещать руки под крестец.

Обряд третий. Динамическая поза верблюда

Как я уже говорил, «жемчужины Тибета» сходны с асанами индийской йоги. В данном случае, движения связаны с позой верблюда.

Исходное положение: Стоя на коленях на полу. Руки прижаты вдоль тела, ладонями к ногам.

На вдохе опрокидываем голову назад, выгибая при этом грудь вперед. Руки скользят вдоль ног. Достигнув максимально возможного положения, на выдохе возвращаемся назад в первоначальное положение.

Совет: Держите живот втянутым внутрь и немного вверх во время выполнения для защиты нижней части спины. Голову отводите настолько назад, насколько комфортно для вашей шеи. Подложите валик под колени, если они чувствительны.

Обряд четвертый. Поза столешницы

Исходное положение весьма просто. Сидя на полу, ноги вытяните прямо, ступни находятся на 15-20 см между собой. Руки опущены вниз, ладони плашмя лежат на полу по бокам от бедер. Могут быть слегка направлены наружу. Но это не так строго. Тело от поясницы до головы перпендикулярно полу.

Опираясь на ладони рук и пятки ног поднимаем бедра вверх и вперед на вдохе. Доходим до положения столешницы, когда ноги и руки служат опорой, а тело от поясницы до плеч прямое. Запрокидываем голову назад, насколько позволяет шея. Замираем на несколько десятков секунд и на выдохе возвращаемся в изначальное положение. Все движения делаются плавно и неспешно.

Совет: Вы можете начинать выполнение с положения с согнутыми коленями и бедрами расположенными дальше от рук, чтобы уменьшить нагрузку на руки. До тех пор, пока сила рук не позволит вам выполнять классически этот обряд. Также возможно руки расположить на блоках, чтобы дать ладоням немного высоты. Кроме силы рук необходимо, чтобы запястья были растянуты. В случае болевых ощущений в запястьях практикуйте упражнения на их растяжку.

Обряд пятый. Поза собаки вверх- вниз

Входим в позу собаки. Руки ладонями лежат на полу на расстоянии15-20 см друг от друга. Ноги вытянуты и расположены на таком же расстоянии друг от друга. С опорой на ступни ног и ладони начинаем поднимать бедра вверх. Руки и ноги прямые. Все тело образует угол, верхняя точка которого ваши ягодицы.

Это исходное положение-поза Собаки вниз. Далее переходим в положение, когда голова со вдохом начинает подниматься и запрокидываться, а бедра идут вниз в виде эффекта «проседания». Доходим до крайней точки, не касаясь пола и с выдохом возвращаемся назад. Если что-то непонятно, внимательно изучите картинку к этому упражнению.

Совет: Когда вы двигаетесь между этими двумя позами, держите живот слегка втянутым для защиты поясницы. Если вам трудно вначале держать ноги прямыми, слегка согните колени.

5 жемчужин Тибета. Тибетская гимнастика.

На этом тибетская гимнастика Око Возрождения заканчивается для большинства выполняющих. Но для тех, кто хочет усилить эффект от выполнения «пяти жемчужин Тибета» существует шестой обряд.

Отличия тибетской йоги от индийской

В тибетской практике, асаны более динамичны, нет длительных статических нагрузок. Они довольно просты, многие можно выполнять в положение сидя. К отличиям индийской и тибетской йоги относят:

  1. В тибетской йоге нет принципа симметрии. Упражнения делаются в одну сторону в зависимости от пола, зеркально не повторяются. Это связано с тем, что энергия в телах мужчин и женщин течет по-разному.
  2. В тибетской методке особое внимание уделяется синхронизации дыхания и движений в процессе выполнения асан.
  3. По тибетской традиции считается, что достигнуть очищения и просветления можно сочетанием простых упражнений и усилия воли. В индийской йоге большее внимание уделяется физической нагрузке, которая должна помогать концентрировать внимание.

Совершенствованию духа, йоги, живущие в Тибете, уделяют большее внимание. Практика требует уединения. Долгие годы Тибет был закрыт для внешнего мира. Поэтому учения и практики монахов овеяны тайнами и нередко за них выдаются эксперименты западных эзотериков.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: