Аюрведа содержит в себе исчерпывающие пояснения всего что происходит с человеком. Это касается не только эмоционального состояния человека, но и проблем, которые возникают в его жизни, а также состояния физической оболочки – тела. Учение несет мысль о том, что плохое самочувствие, заболевания и недуги неразрывно связаны с помыслами человека, поступками и его питанием. Как говорит Аюрведа, причины болезней неразрывно связаны со вчерашним днем человека. Такой подход позволяет каждому вспомнить, что произошло накануне и именно в этом видеть смысл своих сегодняшних проблем. До конца осознав причины возникновения недуга можно с легкостью от него избавиться и не допустить заболевания вновь. Осуществляя очищение своего сознания от негативных мыслей можно вылечить свое тело.
1-я стадия болезни по Аюрведе: накопление патогенеза (санчая)
Эта стадия болезни вызывается слабой пищеварительной силой и дисбалансом дош. На этой стадии болезни токсины (ама), порождаемые ненадлежащим пищеварением, накапливаются в пищеварительном тракте. Токсины, появляющиеся из-за дисбаланса капхи, накапливаются в желудке, появляющиеся из-за дисбаланса питты – в тонком кишечнике, а появляющиеся из-за неправильного функционирования ваты – в толстой кишке. Из-за наличия одного из этих токсинов могут проявляться слабые и недостаточно определенные симптомы. Необходимо распознать и устранить причину, а не игнорировать или подавлять ее.
Гепатит
Гепатит характерен для людей, которые не уделяют должного внимания своему здоровью и ведению здорового образа жизни. Гепатит передается через кровь, и начинает активную деятельность в организме. Из-за заболевания в теле накапливаются токсины, вызывающие отравление, гепатит вызывает порок сердца, у больного отказывают ноги и печень, выпадают зубы.
Аюрведа называет одной из причин, которые вызывают гепатит – желчный характер человека. Такой субъект ведет себя по отношению к окружающим высокомерно и язвительно, что вызывает в нем гепатит. Традиционная медицина считает, что гепатит – диагноз на всю жизнь и избавиться от него невозможно. Аюрведа говорит, что гепатит – излечимый недуг, от которого можно избавиться, удалив все токсины из организма, как из тела, так и из души. Гепатит уйдет если прекратить посылать в Астрал негативные разрушительные мысли, очистить тело от шлаков и удалить все токсины. Гепатит лечиться строгой диетой направленной на очищение организма и длительными мантрами.
Причины болезней по Аюрведе
Классическая Аюрведа никогда не рассматривала причины и механизмы развития болезни только с позиции внешних факторов. Современная западная медицина создала систему подавления симптомов различных видов патологии с помощью лекарственных средств. Однако все эти методы не решают тонких психологических причин возникновения болезни и приводят лишь к хронизации процесса, ибо способствуют тому, что болезнь уходит внутрь. В то же время большинство хронических заболеваний, считающихся болезнями цивилизации – атеросклероз, рак, сахарный диабет, бронхиальная астма, язва желудка, рассеянный склероз, системные дерматиты или полиартриты имеют психологические причины и порой развиваются в течение 10 или даже 20 лет. Аюрведа рассматривает 5 основных причин развития хронических болезней.
Цистит
Цистит считается болезнью «пустых ног или почек». Речь идет о людях, которые не берегут свое здоровье, носят обувь на тонкой подошве и легко одеваются в холодное время года. Все это, а точнее переохлаждение вызывает цистит. Проблемы в сознании, а именно раздражительность и рассеянность также могут вызвать цистит.
Цистит характеризуется множественными воспалениями половых органов, которые пагубно влияют на возможность оплодотворения и процесс мочеиспускания. Цистит вызывает болезненные ощущения внизу живота, частые позывы в туалет. Лечить цистит нужно путем употребления отваров из трав. Изменение привычек питания, курс мантр направленных на очищение и ведение здорового образа жизни помогут предотвратить цистит.
Кармическая причина болезней по Аюрведе
Кармическая причина болезней по Аюрведе связана с программой личности (прарабдха-кармой). Гордыня, алчность, страх, ненависть, осуждение, зависть, вожделение или ложь являются психологическими ловушками, затягивающими в тот или иной тупик. Вылечить такие болезни с помощью лекарственных препаратов невозможно. Необходимы глубокий психоанализ, различные виды медитации и т.д. Современная западная медицина не учитывает кармическую причину развития болезни, поэтому ни одно хроническое заболевание не может быть полностью излечено. Однако опыт Аюрведы, тибетской и китайской народной медицины свидетельствует о противоположном.
Причины возникновения артрита, рекомендации против недуга
Артрит в Аюрведе имеет отдельное название – Амавата. Заболевание часто поражает колени человека, также страдают локти, кисти, фаланги пальцев. В результате недуга могут отказать ноги и человек лишится возможности к передвижению. Возникновение заболевания связано с рядом причин, которые разделяются на внешние и внутренние. Извне артрит суставов вызывают влажная холодная погода, наличие постоянных ветров. Артрит суставов вызывает также хождение в мокрой одежде. Причиной, которая вызывает артрит суставов у людей, может стать и получение травм и ранений.
К внутренним причинам, которые вызывают артрит суставов, относится наличие в организме токсинов, которые приводят к разрушению тканей. Скапливаясь в полости кишечника, ядовитые вещества поражают кости и мышцы, приводят к нарушению их функций, и, как следствие, вызывают артрит суставов. Также артрит может быть вызван расстройствами в эмоциональном фоне человека, например, постоянной неуверенностью в своих силах.
Чтобы вылечить и не допустить артрит суставов необходимо следить за умеренностью в питании, а также его регулярностью. Лечит артрит суставов процедура с использованием горячих камней или прием сауны и бани. Рекомендуется очищение организма от скопленных ядов, удаляются токсины. Этого можно добиться путем голодовки или отказа от определенных продуктов. Чтобы вылечить артрит суставов можно использовать смеси трав.
Родовая причина болезней по Аюрведе
Родовая причина развития болезни связана не только с генетическими заболеваниями (их известно около 2500), но преимущественно с коллективной (наследственной) кармой. Ребенок наследует как хорошие качества и способности своих родителей, так и их пороки. Энергоинформационная матрица отца и матери – их внутренний мир – едины. Ребенок оказывается в этом мире, и поэтому начинает поглощать и все хорошее, и все плохое. Нам могут не нравиться некоторые черты характера отца или матери. Из-за этого мы можем начать с ними конфликтовать или пытаться их изменить. Но как только родители покидают этот мир, мы с удивлением замечаем, что их негативные стереотипы в полной мере начинают проявляться внутри нас самих, и именно в этот период существует наибольшая опасность развития болезней. Поэтому каждый человек должен работать не только со своими индивидуальными проблемами, но и решать проблемы своего рода. Кстати, и первая и вторая причина болезней не исчезают после нашей смерти – эти причины мы переносим в следующую жизнь. Что касается родовых причин развития болезни, то если мы не преодолеем их, то они будут передаваться нашим потомкам.
На что опирается аюрведа
Аюрведа причины болезней рассматривает с точки зрения метафизики. Здесь ведущую роль играют анартхи — разрушители ума, его враги. К ним относятся такие эмоциональные компоненты сознания, как:
- неудовлетворённость;
- вожделение;
- иллюзии;
- страхи;
- зависть;
- гнев;
- жадность;
- безумие;
- целый ряд негативных чувств и мыслей.
Всё это, как подтверждают и естественнонаучные исследования, определённым образом влияет на здоровье человека. Задача состоит лишь в том, чтобы выяснить, какой именно психологический фактор породил данную патологию и что можно сделать для её полного или частичного устранения.
Индийские врачеватели, опирающиеся на аюрведу, устанавливают диагноз на основании анализа жизни пациентов, их обычных эмоций, чувств, мыслей, взглядов, взаимоотношений с другими людьми. Анартхив каждой конкретной ситуации имеет индивидуальный оттенок, определяющий интенсивность развития той или иной ментальной или эмоциональной проблемы.
Болезни по аюрведе и вызывающие их причины напрямую зависят от личностной характеристики заболевшего: его воли, душевной стойкости, ума. Благодаря выраженности этих качеств и возникает способность противостоять неблагоприятным жизненным обстоятельствам, вести себя более или менее сдержанно и не принимать близко к сердцу даже суровый напор негатива.
Почему человек болеет, по теории аюрведы? Он просто в какой-то момент не выдерживает и теряет контроль над собой. Влияние источников стресса становится столь сильным и частым, что энергетический потенциал нервной системы не успевает нейтрализовать его последствия. На преодоление стресса переключаются все физиологические механизмы. Это неизбежно влечёт за собой нарушение нормального функционирования не только нервной, но и всех других систем организма: ослабевает иммунитет, происходят сбои в обмене веществ, работе сердца, лёгких, желудочно-кишечного тракта, почек, печени и половых органов.
На начальной фазе разрегуляции организму за счёт иммунитета и способностей тканей к самообновлению своих клеток удаётся сдерживать деструктивные процессы. Но на определённом этапе возможности его иссякают, и функциональные расстройства переходят в органическую патологию, избавиться от которой без лечебных мероприятий уже невозможно.
Экологическая причина болезней по Аюрведе
Экологическая причина болезней связана с внешними отрицательными воздействиями, к которым относятся: неправильная система питания, несоответствующий конституции человека образ жизни, воздействие разрушительных физических и химических факторов – высокочастотных излучений, переохлаждений, радиации, токсических выбросов в атмосферу, консервантов, красителей, синтетических удобрений, фармакологических препаратов, наркотиков, алкоголя, ядов. К отрицательным воздействиям окружающей среды относят биологические (различные виды инфекций) и гормональные факторы. Современная медицина считает, что причинами хронических болезней являются только экологические факторы. Однако, согласно Аюрведе, хотя полностью исключать эту причину не следует, влияние на организм разнообразных патогенных факторов внешней среды при отсутствии внутренних причин в большинстве случаев не способно вызвать серьезных хронических заболеваний.
Причины возникновения герпеса
Причиной, которая вызывает герпес, может послужить эмоциональная подавленность или проблемные нервы. Наиболее часто такой группе заболеваний подвержены женщины. Осознавая наличие порочной связи или догматическое отношение к самому факту соития, влечет за собой появление в крови вируса. Женщина винит себя за неправильное использование полового органа, винит своего партнера за склонение ее к сексу, чем вызывает герпес.
Разделяют генитальный герпес на несколько подтипов, которые отличаются причинами возникновения и способами лечения:
- Герпес пита-типа. Как видно из названия, недуг вызывается большим количеством питы в организме. К ее повышению приводит как наличие сильных эмоциональных всплесков, так и систематическое неправильное питание. Такой герпес имеет следующие характеристики: сильная лихорадка, множественные нарывающие язвы, повышенная температура. Для лечения недуга больному обеспечивается полный покой, как тела, так и сознания. Также для излечения понадобится специальная диета, которая полностью исключает пищу питы – алкоголь, жареное, соленое, сладкое и кислое;
- Герпес вата-типа. Обычно он вызван стабильным стрессом человека, проявляется на фоне депрессий. Характеризуется сильной сухостью кожи, при этом очаги воспаления твёрдые и болезненные. При лечении, в питании следует исключить источники ваты. Герпес удаляется путем промывания ран настоями трав;
- Герпес капха-типа. В данном случае, раны множественные, которые объединяются друг с другом. На коже отмечаются покраснения, в организме скапливается слизь.
Лечить герпес необходимо как путем устранения психологических проблем человека, так и путем изменения его питания, направленного на очищение от пищи определенного типа. Главное в борьбе против грибка – успокоить нервы, привести в порядок свое отношение к акту соития. Те же правила касаются и возникновения заболеваний на лице.
Метаболическая причина болезней по Аюрведе
Различные факторы могут повредить каждую клетку организма на любой стадии развития организма. Вероятность ее повреждения возрастает с течением времени. Согласно Аюрведе, в момент зачатия мы получаем от родителей определенное количество невосполнимой энергии оджаса, который считается нашими «биологическими часами». По мере ее использования происходит старение организма, и увеличивается вероятность появления различных хронических заболеваний. Вероятнее всего, оджас относится к молекулам ДНК, при каждом делении клетки теряющих часть своих теломер, на которых записана информация о том, как должна функционировать та или иная клетка – механизмы саморегуляции, детоксикации, обмена веществ и размножения. Поэтому с течением времени клетка все больше и больше утрачивает информацию о своих функциональных возможностях, что приводит с одной стороны к усилению повреждений, а с другой стороны – к накоплению продуктов неполного метаболизма, так называемых клеточных шлаков.
Избавление от паразитов
Аюрведа насчитывает более 30 различных видов паразитов, которые находятся в теле человека или могут обитать на его поверхности. Микроорганизмы проникают в организм извне или образуются внутри в результате неправильного питания или ведения аморального образа жизни. Выделяют два основных вида паразитов у человека:
- Внешние, которые обитают на теле человека. Места размножения паразитов – уши, волосы, зубы, пластины ногтей. Они попадают на человека извне, из-за его контактов с другими людьми, ведения нечистоплотного образа жизни. Паразитов привлекают лица, которые не соблюдают личную гигиену, содержат свое жилище в беспорядке, надевают чужую одежду. Также лица, которые не против выпить каждый вечер рюмку-другую подвержены этому недугу;
- Внутренних паразитов вызывает чрезмерное потребление пищи. При этом вызвать паразитов может избыток в теле дош того или иного вида. Также к возникновению паразитов часто приводит потребление пищи животного происхождения, которая разрушает защитные силы организма. Обычно паразиты дислоцируются в области кишечника, но могут проникать и в другие органы. Такие микробы вызывают отравление человека продуктами своей жизнедеятельности, вызывают ряд других заболеваний.
Чтобы избавиться от паразитов необходимо в первую очередь наладить образ жизни, а также удалить избыток амы. Аюрведа рекомендует очищение организма от паразитов путем приема смесей трав.
Онтогенетическая причина болезней по Аюрведе
Согласно Аюрведе жизнедеятельность организма зависит от стабильности системы дош – ваты, питты и капхи. Эти доши являются интегральными функциями нейроэндокринной системы. Вата относится к функции нервной системы, питта – к функции катаболического звена гормональной системы и ферментам, вызывающим распад тканей и энергетических запасов организма, а капха – к функциям анаболического звена гормональной системы и биологически активным веществам, обеспечивающим стабильность и защиту тканей. Три доши являются фактически управляющими принципами гомеостаза (постоянства внутренней среды организма). Различные методы Аюрведы, системы питания, образа жизни, йогическая гимнастика, а также специальная медитация направлены на то, чтобы сохранить равновесие трех дош (пракрити). В противном случае неизбежно будут возникать различные болезни и развиваться быстрое старение организма.
Миома матки
Миома матки возникает у женщин в половом возрасте, в период между первой и последней менструациями. Впоследствии миома матки уменьшает свой размер, ссыхается и не представляет такой угрозы.
Миома матки возникает вследствие целого ряда факторов. Может быть вызвана постоянным чувством одиночества или неудовлетворенности своей жизнью. Миома матки часто появляется у женщин, которые не реализовали себя, как матери или недовольны своими детьми.
Миома матки может быть вызвана и наличием большого количества ядов в организме, а также когда скапливаются токсины. Поэтому для профилактики и предотвращения миомы матки, необходимо обратить внимание на нормализацию психологического здоровья женщины, а также на соблюдения ею правил питания, проводится полное очищение организма – чистка кишечника, печени.
Болезни-друзья по Аюрведе
Болезни-друзья приводят к защите организма от более страшных видов патологий. Например, системные дерматиты (экземы, нейродермит, псориаз) защищают человека от такого смертельного заболевания, как бронхиальная астма или даже цирроз печени. При их лечении современная медицина применяет гормональные мази, которые не только блокируют выход эндотоксинов через кожу, но и постепенно вызывают кортикостероидную недостаточность. Известно также, что некоторые люди, страдающие бронхиальной астмой, после перенесенного туберкулеза полностью избавляются от своей основной болезни. В настоящее время в некоторых западных странах разрабатываются специальные туберкулезные вакцины, которые планируется использовать в комплексном лечении бронхиальной астмы. С давних времен известно и то, что если у человека, страдающего эпилепсией, разовьется варикозное расширение вен, то проявление судорожного синдрома может полностью исчезнуть или ослабнуть. Болезни-друзья, если они возникают, требуют правильной оценки врачом, и их лечение должно быть совершенно иным, чем в обычных случаях. Таких заболеваний встречается около 3-5% случаев.
Венерические заболевания
Акт соития двух любящих не является грехом. Наоборот – священный культ, который несет в себе не только обмен энергиями, но и является предпосылкой к созданию новой жизни. Поскольку половой акт несет в себе очень сильный энергетический посыл, партнеры должны придерживаться чистоты своих связей, не допускать измен, прегрешений и прелюбодеяния.
Наличие у кого-либо из партнеров порочных связей приводит к появлению в организме серьезных заболеваний, которые поражают половую систему, а оттуда уже влияют на другие органы человека через выделяемые бактериями токсины. Одним из очень распространенных заболеваний этой группы является генитальный герпес, который проявляется на половых органах и его видно невооруженным глазом, как метку нечистоплотности пары.
Болезни-проводники по Аюрведе
Болезни-проводники возникают у человека за несколько лет до смерти и с точки зрения Аюрведы считаются неизлечимыми. Современные исследования говорят о том, что причина нашей смерти кодируется уже в период внутриутробного развития на уровне молекул ДНК. Болезни-проводники связаны с остановкой больших и малых биологических часов, то есть с истощением так называемого оджаса. Эти болезни приходят, чтобы обеспечить наш уход из этого мира, ведь никто не умирает просто от старости. Такие болезни встречаются сейчас в 10-15% случаев.
Образование опухолей и рака
Аюрведа считает рак следствием дисбаланса одной из дош, через которую опухоль влияет и на остальные. В результате скапливания в организме ядовитых веществ, образуется новая субстанция – рак, которая словно паразит присасывается к клеткам и начинает их видоизменять. К возникновению рака приводит потребление животной пищи, избыточное питание. Такая пища вызвает отравление человека.
Одной из причин возникновения рака считается нехватка у человека Праны и избыточное наличие Апаны. Недостаток кислорода в организме ведет к изменению структуры кл етки и ее функции, а в дальнейшем к полному ее перерождению в опухоль.
С эмоциональной точки зрения, опухоль рака – следствие подавленных эмоций, нереализованных желаний и скрытых потребностей. Женщина, которая долгое время ведет скрытный и замкнутый образ жизни, была против своего образа жизни, может в скором времени диагностировать у себя рак матки.
Для профилактики возникновения рака и его лечения Аюрведа советует ввести в рацион больше продуктов растительного происхождения и ограничить потребление протеина в любом его виде. Путем изменения питания можно провести очищение от Апаны. Кроме того предотвратить опухоль рака поможет Пранаяма, которая активизирует защитные силы организма. Не лишними в борьбе против рака будут мантры и и регулярная практика асан.
Общие советы аюрведы для поддержания иммунитета
В классических текстах аюрведы особое значение уделяется иммунитету:
«Осознание своей сути и обретение гармонии с собой достигается при наличии крепкого здоровья и иммунитета»
Древняя наука рекомендует следующие профилактические меры для повышения иммунитета, направленные на здоровье дыхательных путей.
Общие меры аюрведы
- Соблюдайте регулярный режим дня «Диначарья»;
- Пейте тёплую воду в течение дня, вода должна быть кипячёной;
- Используйте при приготовлении пищи специи, такие как куркума, имбирь, тмин, шалфей, перец, кориандр, чеснок, семена горчицы;
- Выполняйте ежедневные практики йоги, асаны, пранаямы и медитации не менее 30 минут.
Аюрведические меры по укреплению иммунитета
- Принимайте Чаванпраш по чайной ложке утром;
- Пейте травяной сбор с добавлением корицы, чёрного перца, имбиря и изюма;
- Пейте отвар свежего имбиря и куркумы;
- Отвар тмина и шалфея хорошо воздействует на дыхательную систему;
- Шиладжит (мумиё) поможет пополнить запас минералов и восстановить организм.
Простые ежедневные аюрведические процедуры
- Очищение языка скребком утром перед приёмом пищи и воды;
- Гандуша — полоскание рта отваром или маслом (1 столовая ложка кунжутного масла или любого другого, полоскать 2–3 минуты, затем сплюнуть, прополоскать теплой водой. Процедуру выполнять перед употреблением пищи и воды);
- Насья — тёплое кунжутное масло или топлёное масло гхи по 1 капле в каждую из ноздрей (пратимарша насья) утром и вечером. Идеально подойдут Анутайлам (масляные капли, успокаивающие Вата–дошу, на основе кунжутного масла).
Методы аюрведы для лечения ангины и сухого кашля
Эти меры лечат обычный сухой кашель и боль в горле:
- Ингаляция отваром свежих листьев мяты или тмина один раз в день.
- Порошок гвоздики смешать с сахаром или мёдом. Можно принимать 2–3 раза в день при кашле или раздражении горла.
Кроме того, рекомендован приём следующих трав, которые аюрведа традиционно относит к средствам, укрепляющим иммунитет. Употребление в виде порошков, отваров:
- Ним (Azadirachta Indica);
- Амалаки или амла (Emblica Officinalis);
- Катука (Picrorhiza Kurroa);
- Гудучи / гилой (Tinospora Cordifolia);
- Туласи (Ocimum sanctum).
Их приём желательно осуществлять после консультации аюрведического врача. Напомним, что при малейших подозрениях и проявлениях симптомов коронавирусной инфекции необходимо обращаться к врачам современной медицины.
Если данная статья оказалась вам полезной, и вы хотели бы углубить свои знания в древней науке аюрведе, приглашаем Вас на курс обучения по аюрведе на сайте AYURVEDA.PLUS, где можно записаться на очное и онлайн обучение из любой точки мира.
НЕО-АЮРВЕДА
Аюрведическая концепция болезни
Теория аюрведической медицины
Болезнь не возникает внезапно. Существует прямая причинно-следственная связь между влияющими на нас факторами и результатами их действия. Причина скрывает в себе следствие, а следствие — это раскрывшаяся причина. Причина подобна семени, в котором скрыто еще не проявившееся дерево. Дерево — это проявленное качество семени. Здоровье — это следствие здорового образа жизни и здоровых привычек, а болезнь — это «дерево», произрастающее из нездоровых привычек. Так учит «Чарака-самхита».
Причины возникновения болезней
Существуют три основных природных начала: саттва-гуна, раджа-гуна, тама-гуна. Взаимные сочетания гун создают всевозможные оттенки психики человека и определяют различные проявления человеческого характера.
Саттва-гуна (благость). Связана со способностью живого существа оценивать те или иные проявления окружающего мира и происходящие события непредвзято, без эмоций и ощущений, только с помощью чистого интеллекта (буддхи). Ее характеризуют умиротворение, спокойствие, ясность ума, искренность, жизнерадостность и оптимистичность. Гуна благости отражает Закон вселенской гармонии, дает защиту от многочисленных болезней, преждевременной старости и смерти. Большинство современных людей могут удерживать состояние гуны благости лишь очень короткое время, так как подвержены влиянию раджаса и тамаса.
Раджа-гуна (страсть). Овладевая нашей психикой, эта гунна лишает нас правильного восприятия мира, порождает очень сильные привязанности к объектам чувств (пристрастия), в результате чего затрачивается огромное количество энергии на их достижение. Гуна страсти затуманивает сознание и способствует проявлению многочисленных пороков и влиянию отрицательных психологических стереотипов, которые считаются корнями большинства болезней. Симптомами раджа-гуны считаются: гордыня, эгоцентризм, раздражительность, зависть, алчность, гневливость, ненависть, ревность, похотливость, импульсивность, умственное беспокойство, нетерпимость, склонность к насилию, властолюбие, болтливость, страх и др. Любой из этих симптомов свидетельствует о зарождающейся болезни.
Тама-гуна (невежество). Погружает сознание человека в невежество, вызывает умственную инерцию, сон, апатию, медлительность, лень, наплевательское отношение к своей и чужой судьбе; рождает зависимость от стимуляторов и наркотических средств, склонность постоянно впадать в иллюзии, тупость, неразборчивость в том, что является благом, а что злом. Если доминирует гуна невежества, человек утрачивает желание заботиться о своем здоровье, он часто питается испорченной или несоответствующей пищей, не соблюдает правильный режим дня, разрушает свое тело алкоголем и наркотиками и обращается к врачам лишь на стадии, когда болезнь уже сильно проявлена в теле.
Если раджа-гуна или тама-гуна завладевают сознанием человека, аюрведическая медицина считает это предпосылкой возникновения причины болезни.
Аюрведа выделяет три основные причины болезней: — Осознанное преступление против мудрости (прагья-апарадха). — Негармоничное использование чувств (асатмья-индрияртха-самйог). — Неуважение времени (кала-паринама).
Осознанное преступление против мудрости (прагья-апарадха). Чаще всего мы заболеваем из-за того, что пренебрегаем собственными понятиями, то есть совершаем осознанное преступление против своей же мудрости (прагья-апарадха). Например, следуем минутному побуждению и выбираем заведомо нездоровую пищу, которая создает нам проблемы. Чарака в своем каноне описывает прагья-апарадху следующим образом: негармоничное, вредное или нежелательное поведение человека, который потерял контроль над собой, своими чувствами, разумом и памятью. В основном это проявляется в виде врагов ума (анартх) и стереотипов поведения, например гордыни, гнева, зависти, алчности, страха и других. Все эти чувства расстраивают равновесие дош.
Тревога, неуверенность, страх, нервозность, беспокойство, смятение, скорбь и печаль вызывают увеличение Вата-доши.
Гнев, зависть, ненависть, честолюбие, соревновательный дух, склонность к осуждению, язвительность, перфекционизм и потребность контролировать ситуацию вызывают увеличение Питта-доши.
Алчность, привязанность, чувство собственничества, скука, лень и апатия вызывают увеличение Капха-доши.
Негармоничное использование чувств (асатмья-индрияртха-самйог). Органы чувств снабжают нас жизненно важной информацией и дают огромное удовольствие. Но поскольку восприятия, мысли и чувства — это не только психические переживания, но и биохимические события, неправильное использование органов чувств может создавать дисбаланс в организме и вести к болезни.
Перегрузка органов чувств переутомляет нервную систему. Например, длительное воздействие яркого света травмирует сетчатку и переутомляет зрительный нерв, ведет к возбуждению Питта-доши, и потому у человека рано или поздно ухудшается зрение или возникают симптомы воспаления нерва. Продолжительное воздействие громкой музыки или громких звуков травмирует и ослабляет барабанную перепонку и другие части органа слуха. Долгое загорание переутомляет чувство осязания, возбуждает Питту и может вести к раку кожи. Восприятие извращенной чувственной информации, например просмотр фильмов со сценами насилия, — это также пример неправильного использования органов чувств.
Использовать органы чувств с недогрузкой — значит не воспринимать с полным вниманием, игнорировать воспринимаемое или не использовать в полной мере возможности нашего изумительного сенсорного аппарата. В современной медицине известны такие болезненные состояния, как сезонное аффективное расстройство — разновидность депрессии, поражающая людей, которые зимой не получают достаточно солнечного света, «комнатная горячка» — дискомфорт и беспокойство, возникающие при длительном пребывании в помещении. Продолжительное голодание, когда имеет место недогрузка органа вкуса, возбуждает вату.
Неуважение времени (кала-паринама). Все физиологические процессы в организме человека строго синхронизированы, начинаются в определенные моменты времени, имеют временную протяженность и заканчиваются в определенные моменты. Но внутренние процессы человеческого организма и их биоритмы не произвольны, а связаны с внешним миром и с его временными ритмами. Человек не автономен, его «внутренние часы» сонастроены с природными циклами. По этому поводу у Дипака Чопры есть хорошее выражение: лучше плыть по волнам природы, чем бороться с ними.
Человек должен учитывать свой возраст. В Аюрведе время жизни человека подразделяется на три периода: детство – Капха, зрелость – Питта, старость – Вата. Для каждого из периодов характерны определенная физическая нагрузка, диета, заболевания.
Человек должен согласовывать свой распорядок дня с суточным циклом: время отхода ко сну и время подъема, время приема пищи, деловую активность, секс и прочее.
Кроме того необходимо учитывать времена года. В Аюрведе времена года классифицируются согласно преобладающей в них доше. В холодную, ветренную и сухую осеннюю погоду преобладает Вата-доша, затем ее сменяют темные, тяжелые, сырые и пасмурные Капха-качества зимы. Ранней весной по-прежнему преобладает Капха, но по мере приближения лета прибывающие тепло, свет и яркость проявляют качества Питты, которые достигают максимума в середине лета. Каждый из этих сезонов создает определенные проблемы для здоровья. Доша, преобладающая в данное время года, имеет тенденцию накапливаться в организме и возбуждаться, особенно у людей, в конституции которых она преобладает. Поступая разумно, можно избежать ее накопления и возбуждения.
Механизм развития болезни
Западная и восточная медицина по разному описывают механизм развития болезни. Для лучшего понимания вопроса сравним оба подхода.
Современная западная медицина, опираясь на материалистическое мировоззрение, признает существование только физического тела и выделяет три основных стадии развития болезни:
1. Бессимптомный доклинический период болезни. Для большинства болезней точно установить момент их возникновения практически невозможно. Это в значительной степени связано с наличием компенсаторно-приспособительных реакций в организме и недостаточной эффективностью современных лабораторно-поисковых методов.
2. Продромальный период с первыми клиническими проявлениями. При истощении компенсаторных механизмов появляются первые клинические признаки. Данную стадию заболевания можно выявить далеко не всегда.
3. Период развернутых клинико-анатомических проявлений. На этой стадии заболевания отмечаются выраженные изменения в структуре и функциях органов и тканей и характерные клинические симптомы. Данный период заболевания может закончиться: выздоровлением, рецидивом (возвратом) болезни, переходом в хроническую форму, смертью.
Согласно Аюрведе, болезнь — это конечный результат длительного процесса, который можно обнаружить и скорректировать на любой стадии. Этот процесс тщательно изучен и его стадии детально описаны. Аюрведа выделяет шесть основных стадий развития болезни. У разных аюрведистов название стадий могут несколько отличаться, но суть процессов одна.
Процесс болезни проходит следующие стадии развития: — Психофизиологическая (ментальная). — Энергоинформационная (эфирная). — Нейроэндокринная (разбалансировка трех дош). — Токсическая. — Проявленная (симптоматическая). — Терминальная (необратимая).
Аюрведа имеет определенные методы раннего выявления патологического процесса и лечения: первые три стадии болезни считаются легко излечимыми, четвертая – излечимой, пятая – трудно излечимой, шестая – неизлечимой.
Рассмотрим подробнее эти стадии развития процесса болезни.
Психофизиологическая (ментальная) стадия развития болезни. Это начальная стадия развития болезни. На этой стадии возникают причины заболевания – анартхи (враги ума, пороки ума) или негативные стереотипы поведения. Она может начаться не обязательно в этом воплощении, может тянуться из предыдущей жизни.
Энергоинформационная (эфирная) стадия развития болезни. На этой стадии «пороки ума» начинают дисгармонизировать эфирное тело человека. Обычно большинство наших мыслей сопровождается определенной эмоциональной оценкой. На анартхи психика реагирует негативно, и это сказывается на энергоинформационной структуре человека: нарушается работа чакр и циркуляция энергии по каналам нади.
Нейроэндокринная стадия развития болезни. Негативные мысли и отрицательные эмоции, внося искажения в энергоинформационное тело, вызывают разбалансировку центров головного и спинного мозга и нарушают гормональное равновесие физического тела. Происходит разбалансировка трех дош. На этой стадии человек не чувствует недомогания и не обращается к врачу. Теоретически, современная медицина может выявить патологию на этой стадии лишь с помощью достаточно дорогостоящих биохимических и инструментальных исследований.
Токсическая стадия развития болезни. Дисбаланс гормонального равновесия приводит к нарушению обмена веществ. Происходит образование и накопление продуктов неполного метаболизма (амы). Накопление амы вызывает вялотекущую интоксикацию. Могут появиться общие симптомы: вялость, утомляемость, слабость, головные боли, неприятный запах изо рта, неустойчивый стул, высыпания на коже и т.п. Обращение в медучреждение на этой стадии превращается в хождение от одного узкого специалиста к другому и редко даёт положительный эффект. Разнообразные общие симптомы не укладываются в четкую клиническую картину, что затрудняет постановку диагноза и назначение лечения.
Проявленная (симптоматическая) стадия развития болезни. Циркулирующая в крови и межтканевом пространстве, ама начинает оседать в определенных ослабленных органах. Начинается патология этого органа. Возникают специфические симптомы, характерные для конкретного заболевания. Именно на этой стадии, как правило, человек обращается к врачу со словами: «сегодня заболело». Но на самом деле «заболело» уже давно, и это уже пятая стадия заболевания. Соответственно именно этой стадией болезни в основном и занимается современная медицина: выявляет симптомы, ставит диагноз, назначает симптоматическое лечение.
Терминальная (необратимая) стадия развития болезни. В случае, когда симптомы постоянно подавляются, а причина болезни не устраняется, патология переходит на шестую стадию. Происходит постепенное разрушение и гибель органа. Возникает неизлечимая патология. И Аюрведа и современная западная медицина могут только облегчить страдания пациента и замедлить приближение финала. Или же пересадить орган. А затем, эта не излеченная болезнь проявится в следующей жизни человека. Так и возникают кармические заболевания.
Как видим, в отличие от современной медицины, Аюрведа позволяет выявить болезнь на более ранней стадии и применить терапию, которая не подавляет болезнь, а исцеляет пациента. Этому способствует понимание физиологических процессов, происходящих в человеческом организме, в их «тонкой» и «грубой» форме. И здесь большое значение имеет понимание процесса нарушения равновесия дош, которым сопровождается любое заболевание.
Болезнь и принцип тридоша
Начиная с нейроэндокринной стадии развития болезни происходит нарастающий процесс разбалансировки трех дош. Нарушения в эфирном теле выводят из равновесия Вату, Питту и Капху. Но некоторые аюрведисты считают, что начало процесса разбалансировки трех дош совпадает с психофизиологической (ментальной) стадией развития болезни.
Этот процесс можно кратко описать следующим образом. Под действием ряда факторов (мыслей, эмоций, питания, климата, времени года, образа жизни и т.д.) соответствующие доши усиливаются. В результате ослабевает пищеварительный огонь, что в свою очередь приводит к накоплению непереваренной пищи (амы). Скопление амы в ослабленных местах приводит к ухудшению проводимости каналов, что вместе с увеличением дош приводит к превышению пропускной способности каналов. В этих местах и проявляются первые симптомы болезни.
В Аюрведе выделяют следующие стадии разбалансировки дош: 1. Накопление. 2. Возбуждение (обострение). 3. Распространение (излияние). 4. Локализация (отложение). 5. Проявление. 6. Разрушение (дифференциация).
Первые две стадии соответствуют повышению дош в характерных для них местах, остальные четыре — их распространению в другие части организма. Рассмотрим эти процессы подробнее.
1. Накопление. Уровень дош начинает повышаться в характерных для этих дош местах организма. Причинами этого процесса могут стать неправильное питание, плохая адаптация к сезонным условиям, неправильный образ жизни, нарушение психического равновесия, а также все те факторы, которые обычно увеличивают соответствующую дошу.
Вата-доша скапливается в толстой кишке, вызывая вздутие, газы, запоры, бессонницу, страх, упадок сил, сухость и тягу к теплу.
Питта-доша скапливается в тонком кишечнике, вызывая ощущение жжения, лихорадочные состояния, повышенную кислотность, горький привкус во рту, желтоватый оттенок мочи и кала, тягу к холодному и гневливость.
Капха-доша скапливается в желудке, вызывая вялость, ощущение тяжести, бледность, вздутие, несварение и потребность в легкой пище.
2. Возбуждение (обострение). Доши продолжают накапливаться в соответствующих им местах, в результате чего усиливаются проявившиеся здесь симптомы и появляются (под давлением этого скопления) отраженные симптомы в других частях организма.
Вата-доша вызывает ощущение легкости в голове, боли или спазмы в животе, дальнейшее усиление запоров и скопление газов, сопровождаемое характерным звуком в кишечнике, а также вздутие в верхней части живота.
Питта-доша вызывает дальнейшее повышение кислотности, кислую отрыжку, жгучую боль в животе, сильную жажду, упадок сил и трудности при засыпании.
Капха-доша вызывает потерю аппетита, несварение, тошноту и усиленное слюноотделение, ощущение тяжести в голове и сердце, а также сонливость.
3. Распространение (излияние). Заполнив до отказа места своей локализации, доши начинают изливаться в другие органы и ткани. Выходя за пределы желудочно-кишечного тракта, они проникают в плазму и кровь.
Доши уже не сосредоточены в одном месте. Они продвигаются в различных направлениях, вызывая разнообразные расстройства и дисфункции. Характер и локализация этих нарушений зависят от направления движения дош, которые могут двигаться в любую сторону, но выбирают тот путь, где их продвижение встретит меньше всего препятствий. При этом они взаимодействуют с тканями и продуктами жизнедеятельности организма и смешиваются с ними, что вызывает усугубление симптомов в соответствующих местах.
Вата-доша вызывает сухость кожи, боли в суставах или их ригидность, боли в нижней части спины, судороги, спазмы, головную боль, сухой кашель, перемежающуюся лихорадку, запоры с болями в брюшной полости и болезненными ощущениями при опорожнении кишечника, а также общую слабость.
Питта-доша вызывает воспалительные заболевания кожи, конъюнктивит, воспаление десен, головокружение, головную боль, сильную лихорадку, рвоту с желчью, а также понос и ощущение жжения при опорожнении кишечника.
Капха-доша вызывает кашель, астму, опухание желез, умеренную лихорадку, рвоту, опухание суставов, появление слизи в кале.
4. Локализация (отложение). На этой стадии доши накапливаются в других частях тела и начинают вызывать там характерные для них расстройства. Обычно они захватывают слабые или уязвимые места. Если, например, таким местом являются суставы, то возбужденная доша начинает скапливаться в них, что затем приведет к артриту. Симптомы, на предыдущей стадии имевшие тенденцию к перемещению, становятся теперь более локализованными.
5. Проявление. Локализовавшись в определенном месте, доша вызывает проявление четкой симптоматики конкретного заболевания — астмы, диабета, артрита и т.д.
6. Разрушение (дифференциация). На этой стадии происходят структурные нарушения в клетках, тканях и органах. Доши проявляют свои характерные свойства, и болезнь приобретает окраску вызвавшей ее доши. Теперь можно определить, возбуждением какой из дош вызвана болезнь.
Например, при артрите Вата-типа будут наблюдаться сильные боли, ощущение холода, ригидность, сухость кожи и запоры. Артрит Питта-типа будет характеризоваться лихорадочным состоянием, ощущением жжения, покраснением и опуханием суставов, неоформленным стулом. Капха вызовет опухание, отечность, появление слизи, застойные явления.
Процесс заболевания во всех случаях одинаков. Различными могут быть лишь доши, вызвавшие болезнь, направления их движения и места конечной локализации. Таким образом, Аюрведа предлагает нам великолепное по своей простоте и в то же время исчерпывающее объяснение процесса болезни, дающее возможность лечить ее на той стадии, когда лечение наиболее эффективно.
Аюрведическая классификация болезней
Аюрведическая классификация болезней меняет обыденное западное представление о патологиях, как случайных поломках, вызванных внешними факторами, и как о негативном и исключительно физиологическом явлении.
С точки зрения Аюрведы все болезни подразделяются на пять видов.
«Болезни-учителя». Эта разновидность болезней возникает, когда человек сворачивает с пути эволюции сознания и прекращает свое духовное развитие. «Болезни-учителя» помогают человеку осознать правильное направление своего развития. По наблюдениям специалистов, в современном мире таких болезней встречается около 60-70 %.
«Болезни-друзья». Эти болезни защищают организм человека от других более опасных заболеваний, или ослабляют их разрушительное воздействие. Например, системные дерматиты (экземы, нейродермит, псориаз) защищают человека от такого смертельно опасного заболевания, как бронхиальная астма. Известны случаи, когда люди, страдающие бронхиальной астмой, полностью избавляются от нее, перенеся туберкулез. С давних времен известно и то, что если у человека, страдающего эпилепсией, разовьется варикозное расширение вен, то проявление судорожного синдрома может полностью исчезнуть или ослабнуть. Лечение таких болезней требует особого подхода, учитывающего их позитивное влияние на ход основного заболевания. Таких заболеваний встречается около 3-5 %.
«Болезни-помощники». Эти болезни протекают, как правило, в легкой форме, и оказывают укрепляющее, адаптирующее воздействие на организм человека, вырабатывая иммунитет и защищая человека от более тяжелых заболеваний. Болезни-помощники в определенной степени обеспечивают биологическую эволюцию человека, приспосабливая его к изменениям окружающей среды. Обычно они проходят сами, без лечения. Встречаются в 3-5 % случаев.
«Болезни-проводники». Возникают за несколько лет до смерти, чтобы обеспечить уход человека из мира, ведь никто не умирает просто от старости. С точки зрения Аюрведы, связаны с истощением оджаса (жизненной энергии), и считаются неизлечимыми. Такие заболевания встречаются сейчас в 10-15 % случаев.
«Болезни-враги». Возникают исключительно под воздействием внешних патогенных факторов. Например: травмы, токсины, переохлаждение, ионизирующее излучение и т.п. Встречаются в 5-10 % случаев.
Данная аюрведическая классификация болезней не только, и не столько систематизирует болезни, сколько дает ключ к пониманию причин возникновения патологий, и помогает выработать конструктивный подход к исцелению того или иного заболевания.
Основные направления исцеления
Аюрведа, не смотря на свой глубокий философский подход к выработке концепций здоровья и болезни, не является сугубо теоретической наукой, а представляет собой очень практическое знание. Задача Аюрведы — как можно раньше, на более ранней стадии распознать болезнь, установить её причины и применить терапию, которая не будет подавлять болезнь, а будет исцелять пациента. Аюрведа применяет следующие основные направления исцеления: 1. Устранение глубинной причины болезни. 2. Изменение образа жизни пациента согласно его конституции, включая питание и режим дня. 3. Собственно лечение, то есть назначение пациенту тех или иных аюрведических средств и методов терапии: фитокомпозиций, массажа, очистительных процедур, ароматерапии и т.п.
Самый сложно достижимый, но и самый эффективный путь к здоровью – это устранение глубинной причины болезни: анартхов (врагов ума, пороков ума) и негативных стереотипов поведения. И здесь Аюрведа рекомендует воспользоваться арсеналом древних ведических знаний, содержащих различные виды духовных практик, которые считаются наилучшим лекарством для ума, позволяющим избавиться от разрушительного влияния раджаса и тамаса.
Рекомендуются следующие виды духовных практик:
Гьяна-йога – путь философии, когда человек познает истину, изучая науки и законы мироздания. Представляет собой изучение философско-религиозных канонов или получение трансцендентного знания от наставника с последующим постепенным процессом осознания законов материальной природы и способов освобождения от зависимости по отношению к ней.
Аштанга-йога – путь контроля над своими чувствами и умом, постижения в медитации своего высшего «Я». Является восьмиступенчатым путем Патанджали, дающим возможность постепенно очистить все оболочки души от «грубой и тонкой грязи», научиться полностью контролировать свое тело, чувства и ум и войти в непосредственный контакт с Богом путем длительной медитации.
Бхакти-йога – путь любовного служения Высшему Началу. Путь раскрытия своего сердца и культивирования любви к Богу и другим живым существам. Этим путем идет большинство духовных традиций мира.
Особое место в арсенале аюрведических целебных средств отводится здоровому образу жизни. Никакие самые эффективные методы лечения неспособны привнести в нашу жизнь здоровье. Любое лечение может только восстановить нарушенное равновесие в отдельном звене организма, так как имеет свои ограничения по продолжительности воздействия и зоне охвата. И только систематический здоровый образ жизни на протяжении многих десятков лет способен поддерживать равновесие и гармонию всей системы человеческого организма в целом.
Аюрведическая концепция здорового образа жизни основана на принципах целостности человека, его единства с окружающим миром, индивидуального подхода к пациенту, учета его конституциональных особенностей и психоэмоциональной сферы.
Путь к здоровому образу жизни непрост, многогранен и бесконечен, как сама жизнь. Он непросто согласуется с современным общепринятым стилем жизни. Его не купить ни за какие деньги, он требует участия самого пациента и его личных значительных усилий. Он включает в себя не всегда приятные открытия в процессе самопознания, и требует особой осознанности и внимания. Пройдёт немало времени, прежде, чем здоровый образ жизни станет привычным, и принесет первые положительные результаты.
Но другого пути нет, только здоровый образ жизни закладывает прочный фундамент подлинного физического и душевного здоровья, счастья и удовлетворенности.
Польза аюрведы для здоровья человека
Основная польза аюрведы заключается в том, что человек может излечить себя не только физически, но и душевно. После лечения его жизнь станет гармоничнее и счастливее за счет достижения психического равновесия.
Понятие дош позволяет каждому индивидуально подобрать оптимальную диету. Используя аюрведу для здоровья, вы перестанете ходить по врачам и сэкономите деньги на покупке медицинских препаратов. Это произойдет за счет практики асан из йоги и использования для лечения натуральных лекарственных растений.
Придерживаясь всех предписаний, человек будет сохраняться здоровый дух и тело, а смерть не наступит преждевременно по причине болезни. На протяжении всей жизни вас не будут мучать боли в теле, вы не будете страдать от нехватки энергии. В этом и просматривается основная польза аюрведы, как науки, которая позволяет подарить человеку жизнь без болезней.
Вред аюрведы
Вред аюрведы, который кроме пользы можно наблюдать, проявляется при отсутствии глубоких знаний и самолечении. Недостаточное изучение этой науки приведет к тому, что будут сделаны неправильные действия и лечение принесет негативный эффект. Не рекомендуется приниматься за лечение при серьезных недугах без консультации опытных специалистов. Самая большая опасность, когда человек склонен думать, что разбирается досконально в этой науке, основываясь только на прочтении книг и при отсутствии практического опыта.
Нанесение вреда аюрведой часто происходит во время очистительных практик. В первую очередь необходимо постепенно отказаться от вредных привычек и неподходящей для тела пищи. К примеру, опасно заниматься дыхательными практиками (пранаямами) и при этом продолжать курить сигареты. Тело начнет выводить старые токсины, и оно не сможет сразу справиться с поступлением новых ядов.
Использовать аюрведу для здоровья следует без слепой веры, а с правильным применением выписанных препаратов. Важно понять, что принимая эту науку, нужно не только использовать ее как инструмент для лечения, но и как соответствующий образ жизни.
Простатит
Простатит – недуг, при котором поражается предстательная железа у мужчин (простата). Считается, что практически каждый мужчина за свою жизнь сталкивался с симптомами недуга, чувствовал симптомы, которые вызывает простатит. Простата страдает от нерегулярности в половой сфере – как чрезмерно активные занятия сексом, так и редкость такого времяпрепровождения.
Простатит доставляет много неудобств своему носителю. Воспаление простаты беспокоит мужчину во время сидения, активных занятий спортом. Лечится простатит путем прикладывания к больному месту компрессов, смоченных в отварах трав и нормализацией образа жизни.
Способы лечения в аюрведе
Аюрведа лечение включает в себя использование асан, звуков, цветов, минералов и драгоценных камней, специй и натуральных лекарств. Восстановление тела выполняется двумя методами:
- терапевтический;
- органический или конституционный.
Органическое лечение аюрведой
Органический способ лечения аюрведой основан на изменении образа жизни человека и употреблении целебных препаратов. На протяжении всего курса происходит очищение не только тела, но и разума. В основу закладывается пятиступенчатый метод очищения (панчакарма).
Аюрведическая терапия
Терапевтическая аюрведа помогает создать специальный лечебный режим, который направлен на восстановление пищеварительного тракта. В Индии считается, что основной причиной всех болезней в первую очередь является неправильное питание. И задача знахаря очистить пищеварительную систему и энергетические каналы от накопившейся в них грязи от неправильных продуктов питания.
Аюрведа и противопоказания к применению
Аюрведа противопоказания, которыми не стоит пренебрегать — рассмотрим в деталях. В первую очередь это лечение болезней в их острой и активной фазе. Не рекомендуется использовать препараты при ВИЧ, СПИД, рака кожи и других серьезных заболеваниях.
Существуют серьезные ограничения в применении аюрведы в период лактации и беременности, при нарушении в свертывании крови, а также в первые три месяца после проведенной операции. Чтобы не ощутить вред аюрведы, не стоит применять ее на детях.