Энергетика продуктов: чувствуем то, что едим. Аюрведа.

Слово гуна в переводе с санскрита значит «качество». Также одним из значений этого слова является «веревка». Таким образом, понятие гуны относится к характеристикам того или иного объекта, которые связывают или сковывают этот объект, не позволяя ему полностью проявить свое предназначение.

Следует сразу заметить, что, поскольку в духовном мире все объекты в абсолютной степени проявляют свою изначальную природу, гуны являются атрибутом исключительно мира материального.

Также гуны

— это
одно из главных понятий в Аюрведе
, описывающeе
основные качества Природы
.

Их три:

  1. Саттва
    – уравновешивающая, гармонизирующая и одухотворяющая сила;
  2. Раджас
    – страсть, возбуждение, деятельная и побуждающая сила, нарушающая прежнее равновесие;
  3. Тамас
    – бездеятельная, тормозящая и негативная сила, которая тянет вниз к невежеству.

Эти качества необходимы для созидания всех вещей в материальном мире

. Понятие Гун имеет довольно широкое значение, применимое к жизни во Вселенной и ко всем сторонам нашей материальной жизни. Любое явление в окружающем мире имеет свое преобладающее качество – Гуну, с небольшими вариациями. Мы можем рассортировать людей, животных, растения, еду, отношения на группы, подходящие по качествам к одной из Гун. Все три Гуны обязательно присутствуют вокруг нас, но в разных пропорциях. Эти пропорции изменяются от многих факторов, таких как погода, время года, время суток, диета, возраст и многих других. Гуна пищи переходит в организм и становится Гуной нашего состояния, Гуна физического окружения влияет на наше ментальное состояние.

Наше физическое тело состоит из 5-ти Элементов:

  1. Воздух
  2. Эфир
  3. Вода
  4. Огонь
  5. Земля

А наш разум характеризуется 3-мя Гунами

:

  1. Саттва
    – знания, чистота, непорочность
  2. Раджас
    – действие, страсть
  3. Тамас
    – инерция, невежество

Гуны еще называют “Ментальными Дошами”,

так как они описывают особенности и деятельность мозга человека и определяют его характер. Если человек спокоен, доброжелателен, терпимый ко многому – то он находится
в состоянии Саттвы
. Если же человек материалистичный, страстный, стихийный, алчный, использующий окружающих в своих целях, стремящийся к удовлетворению похоти – он находится
в состоянии Раджаса
. Состояние невежества, лени, равнодушия, лживости – это
состояние Тамаса.
Человек, стремящийся жить в балансе,

нуждается
в балансе Саттвы, Раджаса и Тамаса.
В
разбалансированном
состоянии Гун человек чувствует себя
тревожно,
возбужденно или угнетенно, что может привести к недомоганиям и в дальнейшем – к заболеваниям. Наше
состояние очень зависит от нашего окружения
– контактируем ли мы с чересчур активными, взвинченными до предела людьми, или сидим в медитационной позе и тихо размышляем. Несбалансированность приводит в стрессу, умственному и физическому. И это будет в дальнейшем вести к заболеваниям.

Далее приводятся признаки каждой из гун.

гуны, саттва, гуна благости

Страсть, лень и благость: сочетание состояний

Как очистить сознание и энергетику? Можно ли это сделать с помощью корректного питания?

Древняя наука о жизни – аюрведа считает, что любая сущность, будь то тело, ум или дух, может находиться в трех состояниях. Они названы гунами.

Саттва-гуна – это самое благостное состояние, это покой и умиротворение, мудрость и знание, внутренняя тишина, терпение.

Раджас-гуна – это высшая активность, страсть, стремление к преодолению препятствий.

Тамас-гуна – это остановка, инерция, сон.

Нельзя сказать, что какое-то из этих состояний абсолютно положительное или совершенно неприемлемое. Хотя идеальным считается саттвичное состояние, нет ни одного живого существа или субстанции, где бы ни встречались все три гуны в разной концентрации. У каждой гуны свои преимущества и недостатки. В состоянии саттвы мы не можем испытать бешеного восторга или насладиться красочными сновидениями, но без него не примем здравого жизненно важного решения. В состоянии раджаса мы готовы совершать безумные поступки, но, не имея искорки внутри, мы не будем двигаться к цели так быстро, как порой нам хотелось бы. Тамас позволяет нам вовремя останавливаться, дает глубокое расслабление мышцам и мыслям, но при его избытке мы словно погружаемся в тягучее болото.

Продукты питания также обладают тремя этими состояниями, а из-за преимущества той или иной гуны в них, принято разделять пищу на тамасичную, раджасичную и саттвичную.

Раджа-гуна.

  • Гуна страсти порождена бесконечными желаниями и алчностью, поэтому она связывает воплощенное живое существо узами материальной корыстной деятельности.
  • Когда возрастает влияние гуны страсти, человек обнаруживает признаки сильной привязанности и погружается в зарабатывание денег, прилагает чрезмерные усилия для достижения своих целей и проявляет неуемное вожделение и ненасытную жажду наслаждений.
  • Умирая в гуне страсти, человек рождается среди тех, кто занят корыстной деятельностью.
  • Действия, совершенные в гуне страсти, приносят человеку страдания.
  • Гуна страсти разжигает алчность.
  • Чрезмерно горькая, кислая, соленая, пряная, острая, сухая и очень горячая пища нравится людям, находящимся в гуне страсти. Такая пища является источником горя, страданий и болезней.
  • Аскеза, совершаемая из гордости, ради того, чтобы заслужить почет, уважение и вызвать благоговение у людей, является тапасьей в гуне страсти. Такая аскеза не может быть постоянной и длиться долго.
  • Пожертвование, сделанное в расчете на вознаграждение, с желанием в будущем насладиться его плодами или же неохотно, считается пожертвованием в гуне страсти.
  • Тот, кто отказывается выполнять свой долг из-за того, что это слишком обременительно, или из страха, отрекается от него под влиянием гуны страсти. Поступая так, он никогда не обретет подлинного плода отрешенности.
  • Представления о том, что живое существо суть материальное тело и что с гибелью тела уничтожается и его сознание, называют знанием в гуне страсти. Тот, кто обладает им, считает, что материальные тела отличаются друг от друга по уровню развития сознания, и не признает существования души как источника сознания. Такие люди отождествляют тело с душой и отрицают существование души независимо от тела. Они утверждают, что сознание является временным, или же, отрицая существование индивидуальных душ, признают существование вездесущей, исполненной знания души, а тело считают временным проявлением невежества. Другие считают, что вне тела не существует ни индивидуальной, ни высшей души. Все эти представления порождены гуной страсти.
  • Деятельность, требующая огромных усилий, направленная на исполнение собственных желаний и продиктованная ложным эго, называют деятельностью в гуне страсти.
  • Если человек привязан к деятельности и к ее результатам, если он движим желанием насладиться плодами своего труда, если он жаден, злобен, нечист, подвержен радостям и печалям, о таком человеке говорят, что он находится под влиянием гуны страсти.
  • Счастье, которое человек испытывает от соприкосновения чувств с их объектами, которое в начале кажется нектаром, а в конце становится подобным яду, именуют счастьем в гуне страсти.

гуны материальной природы, тама-гуна, тамас, гуна невежества

Тамасичные продукты

В своем негативном аспекте тамас в еде – это все несвежее, переваренное, испорченное, употребляемое спустя долгое время после готовки (разогреваемое вновь). Такая пища приносит тяжесть тела и ума, повышает склонность к депрессии. Кроме этого, к тамасичным продуктам, которые вполне могут входить в рацион здорового питания, но в очень небольших количествах, относятся:

— яйца;

— рыба;

— грибы;

— некоторые фрукты (авокадо, абрикосы, арбузы, сливы);

— коричневый рис

Саттва в философии индуизма

В «Бхагавад-гите», Кришна описывает саттва-гуну, как один из уровней материальной привязанности, или обусловленности:

Из них истовость (саттва), чистотою своей природы [все] озаряющая, чуждая недуга, сковывает влечением к радости и влечением к знанию, о безупречный.[1]

В Сиддха-сиддханта паддхати перечисляются следующие проявления саттвы в ментальных процессах[2]:

  • дайя — доброта или сострадание;
  • дхарма — праведность, справедливость;
  • крийя — готовность совершать благие дела;
  • бхакти — почитание или преданность;
  • шраддха — вера.

Раджасичные продукты

К продуктам раджаса относятся хоть и свежие продукты, но при этом также способные вызвать болезненные состояния. Это вся очень горькая, слишком соленая и чересчур горячая пища, словом, все, что разжигает пищеварительный огонь. Из свежих овощей и фруктов: те, что содержат резкие и ярко выраженные острые и кислые вкусы. Они могут употребляться при недостатке пищеварительного тонуса в организме, при обильном накоплении амы (токсинов и шлаков), но оказывают агрессивное воздействие при уже имеющемся повышенном раджасе пищеварительной системы и организма в целом.

Раджасичные продукты – это:

— соленый сыр;

— шоколад;

— некоторые овощи (лук, чеснок, томаты, баклажаны, перец, картофель, огурцы, редис, цветная капуста, кукуруза, шпинат);

— пшено;

— гречка;

— чай и кофе;

— белый сахар;

— все продукты животного происхождения;

— некоторые фрукты (апельсины, лимоны, яблоки, бананы, грейпфруты);

— белое мясо птицы;

— креветки;

— практически все специи и пряности.

На правильное питание нужно правильно настроиться

Известный ведический доктор О. Г. Торсунов, уделяющий значительное внимание здоровому питанию, питанию по Аюрведе, рекомендует принимать пищу в соответствии с тем состоянием, в котором находится человек к моменту наступления чувства голода. Часто преобладающая гуна затмевает истинные потребности организма и не дает человеку почувствовать, чего же на самом деле не хватает его телу. Ленивый будет тянуться к сладкому, вспыльчивый и обидчивый человек предпочтет острые и кислые блюда, жадные и жестокие люди очень любят мясо.

Для того, чтобы тело понимало свои естественные потребности в определенных питательных веществах, нужно его очистить и стараться не заглушать просьбы организма в нужных ему продуктах. Принимать пищу следует только в состоянии голода, находясь в спокойном настроении, не стоит есть, засыпая на ходу, или, наоборот, когда вы слишком возбуждены или нервничаете.

Перед каждым приемом пищи следует немного помолчать, настроиться, ощутить запах блюда, которое вы собираетесь съесть. Не нужно за обедом читать, смотреть телевизор, разговаривать. Насыщение должно быть осознанным.

Саттвичное питание предполагает употребление в пищу только тех блюд, которые приготовлены непосредственно перед трапезой.

Саттва-гуна

  • Гуна благости, будучи чище других гун, просветляет живое существо.
  • Совершая благочестивые действия в гуне благости, человек очищается.
  • Гуна благости порождает истинное знание.

Пища, которую предпочитают люди, находящиеся в гуне благости, увеличивает продолжительность жизни, очищает сознание, прибавляет сил, здоровья, приносит счастье и удовлетворение. Это сочная, маслянистая, здоровая пища. С точки зрения аюрведы молоко и молочные продукты, рис, пшеница, фрукты, овощи, одним словом, вегетарианская пища, — относится к гуне благости.

  • Когда человек выполняет предписанные обязанности из чувства долга и освобождается от привязанности к плодам своего труда, его отрешенность относится к гуне благости.
  • Знание, позволяющее человеку, несмотря на многообразие видов и форм живых существ, видеть их единую духовную природу, следует считать знанием в гуне благости.
  • Упорядоченную деятельность, в основе которой нет привязанности, любви и ненависти или желания насладиться ее плодами, называют деятельностью в гуне благости.
  • Тот, кто исполняет свой долг, не обращая внимания на гуны материальной природы и ложное эго, кто действует с великой решимостью и энтузиазмом, кто остается невозмутимым в успехе и неудаче, действует в гуне благости.
  • Разум, способный определить, что следует и чего не следует делать, чего следует и чего не следует бояться, что порабощает и что ведет к освобождению, является разумом в гуне благости.
  • Решимость, которая непоколебима и делает человека целеустремленным в занятиях йогой, позволяя ему овладеть своим умом, потоками жизненного воздуха и чувствами, называется решимостью в гуне благости.

гуны материальной природы, раджа гуна, гуна страсти

Готовим с любовью и молитвой

Немаловажное значение имеет и процесс приготовления пищи. Во время готовки вас не должны обуревать никакие эмоции. Если вы раздражены, огорчены, обижены, подавлены, вся еда так или иначе впитает вашу энергетику и либо подгорит, либо не доварится, либо просто будет безвкусной. Даже если вы соблюдете все пункты рецепта, все равно результат вас не порадует. Кроме всего прочего, древние Веды советуют не разговаривать ни с кем во время приготовления пищи, лучше включить спокойную музыку без слов и настроиться на любовь к тому, для кого вы собираете приготовить свой кулинарный шедевр, даже если это вы сами.

Думайте только о процессе готовки, представляйте, как каждая составляющая вашего блюда отдает все самое полезное и питательное, а вы благодарны ей и природе за этот дар.

Следует настроиться на благостный лад, успокоить ум и сердце. Благословите свою еду, поблагодарите за то, что имеете возможность сейчас взять для себя все ее свойства, позволяющее вам утолить голод и оздоровить тело.

В некоторых древних традициях перед едой потирают ладошки, как бы разжигая пищеварительный огонь. Благочестивые католики читают молитву. В практике сахаджа-йоги совершают бандан – ритуальные жесты руками, позволяющие отпускать проблемы и негативные эмоции в пространство Вселенной с целью растворить их там и проникнуться общим состоянием гармонии.

Неважно, какой обряд вы будете совершать перед пищей – простой или более изощренный, главное, понимать, что вы едите и для чего вы едите.

Тама-гуна

  • Оказавшись под преобладающим влиянием гуны невежества, человек погружается во тьму, делается сонным, утрачивает разум и становится жертвой иллюзии. Такие люди делают все как им заблагорассудится, без ориентиров и цели. Хотя они способны трудиться, они не любят прилагать усилия. Это называется иллюзией. Их сознание продолжает работать, но сами они проводят время в бездействии.
  • Оставляя тело в гуне невежества, человек попадает в царство животных.
  • Деятельность в гуне невежества лишает человека разума.
  • Гуна невежества приводит к глупости, безумию и иллюзии.
  • Пища, безвкусная, несвежая, протухшая, нечистая и состоящая из чужих объедков, нравится тем, кто находится в гуне тьмы.
  • Аскеза, которую совершают по глупости, которая сопровождается самоистязанием или делается ради того, чтобы причинить вред или принести гибель другим, является тапасьей в гуне невежества.
  • Пожертвование, совершенное в нечистом месте, в неурочное время, отданное недостойному человеку или сделанное без должного внимания и уважения, считается пожертвованием в гуне невежества.
  • Решимость, которая не может избавить человека от сновидений, страха, скорби, подавленности и иллюзии – эта решимость, лишенная рассудительности, порождена гуной тьмы.
  • Счастье, которое ослепляет человека, лишая его возможности постичь природу души, обманчивое в начале и в конце, порожденное сном, ленью и иллюзией, — такое счастье называют счастьем в гуне невежества.

Совмещаем гунны и доши

Гармоничное питание предполагает не просто употребление саттвичных продуктов, нужно также учесть уровень гун в организме на момент трапезы и питаться в соответствии с дошей.

Люди с Вата-дошей могут увеличить саттву, исключив из рациона лук, чеснок, яйца, мясо и рыбу. Осторожно нужно относиться к таким специям, как горчица, черный и красный перец, асафетида, ограничить количество соли при приготовлении еды.

Питте, наиболее склонной к раджасу, следует исключить бобы (кроме маша и тофу), редис, репу и животные продукты. Не стоит злоупотреблять сладким, быть осторожными с острыми и горькими вкусами.

Капха-тип чаще всего уходит в тамас, поэтому следует включить в рацион острые специи, цельные крупы, ограничить бобовые, мясо и животные продукты.

Тамас

Фото 2

  1. Причастность к животному царству.
  2. Отсутствие деятельности разума.
  3. Сумасшествие, недалекий ум, галлюцинации.
  4. Нравится мертвая еда, источающая зловония либо не имеющая вкуса совсем.
  5. Постоянные самоограничения, ничем не обоснованные, которые проявляются либо в бичевании самих себя, либо в бичевании близких людей.
  6. Попытки отдать все самое лучшее совершаются либо в неподходящий момент, либо по отношению к недостойному человеку, либо в неполной мере.
  7. Смелость и отважность несут печать безрассудства, разочарования и страха.
  8. Обладание счастьем – лишь иллюзия, которая затмевает разум и не дает душе открыться, оно призрачно и обманчиво.

В пространстве гуна тьмы и невежества реализована в местах со знаком Инь – госпитали, больницы, хосписы, заводы по переработке мяса, места захоронения. Сюда же относят все, что находится под землей – подземные склады, шахты, метро и прочее.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: