В наше время йога становится все более популярной, а точнее сказать — модной. И это не удивительно, ведь занятия йогой помогают сохранить здоровье, молодость, красоту и стройность. К тому же йога оказывает влияние и на психологическое состояние человека.
Йога — это не просто гимнастические упражнения, это древнее философское учение, которое помогает человеку обрести гармонию с Миром и самим собой, и вследствии — улучшить физическое и эмоциональное здоровье, изменить жизнь, сделать её осмысленной, красивой, обрести счастье.
В йоге различают 5 уровней и 8 ступеней.
Йога как связь
Под словом «связь» в данном случае принято понимать связь индивидуальной души с высшим сознанием, или в другом контексте – связь человека с окружающим его миром. От того, насколько сознание человека синхронизировано с высшим сознанием и с окружающим миром, зависит гармоничная жизнь.
Понимание йоги как слияния индивидуальной души с высшим сознанием более подробно описано в древнем писании «Бхагавад-гита». В этом писании изложен диалог Кришны и Арджуны, где первый раскрывает проблему страданий вечной души в материальном мире, а самое главное – способ эти страдания прекратить.
Связь человека с высшим сознанием можно сравнить с подключением компьютера к интернету. Какими бы хорошими характеристиками не обладал компьютер, без подключения к интернету возможности работы на таком устройстве будут весьма ограничены, если вообще будут иметь какой-либо смысл. То же самое с человеком: не имея связи с высшим сознанием, он подобен компьютеру без интернета, – его возможности ограничены. И что же происходит, когда компьютер подключается к интернету? Такому устройству (несмотря на его ограниченную память и возможности) становится доступна вся информация, которой обладает интернет, а также возможность связи с другими устройствами.
То же самое происходит с человеком, который достиг состояния йоги – связи с окружающим миром. Такой человек становится поистине всемогущим, ему становятся доступны многие знания и возможности.
Что такое «Йога»?
В систематизированном трактате “йога — сутры”, написанном мудрецом Патанджали около 2.500 лет назад, йога определется как «Читта Вритти Ниродхи». Индийский философ Вивекананда в конце XIX века перевёл это определение как
Йога есть удержание материи мысли (Читта) от облечения в различные образы (Вритти).
Наши современники Островская и Рудой переводят это определение как
«Йога — выключение активных программ сознания».
Йога как гармония
Второй аспект практики йоги – это гармония. Так или иначе, все желают обрести гармоничные отношения с окружающим миром. И секрет в том, что в первую очередь следует обрести гармоничные отношения с самим собой. Как часто бывает так, что мы понимаем, как правильно поступить в той или иной ситуации, но под влиянием каких-то эмоций, вредных привычек и так далее поступаем себе же во вред.
И именно йога позволяет познать своё истинное «я», отделить свои настоящие желания от навязанных нам извне социумом, рекламой или прошлым обусловленным опытом. Важно понимать, что гармония – это внутреннее состояние человека, и оно не должно зависеть от внешних причин. Счастье – это состояние души. Если же счастье человека зависит от каких-либо внешних причин, такое состояние уже нельзя считать гармоничным.
Наш мир постоянно меняется, и если наша радость, счастье и гармония зависят от внешних причин, мы всегда будем несчастны. Есть хорошая поговорка: «У природы нет плохой погоды», – и это можно сказать про любую сферу жизни человека. Не бывает плохих обстоятельств, – бывает неправильное умонастроение.
Человек, который достиг гармонии в своей душе, всё, что происходит, воспринимает как жизненный урок, испытание, которое нужно пройти, чтобы стать сильнее. И именно йога позволяет обрести это правильное и гармоничное умонастроение. Важно понимать, что Вселенная не ошибается. У окружающего мира нет цели навредить нам или мешать нашему развитию. Напротив, всё, что нас окружает в данный момент, необходимо для нашего развития. Такое умонастроение и восприятие реальности и есть та гармония отношений с окружающим миром, которую даёт йога.
Мантра йога
(упоминанается в Упанишадах)
Мантра – «истинное слово», «заклинание», собирательное название вербальных формул либо изречений, над которыми следует размышлять . Таким образом, мантра-йога – систематическое использование звуковой вибрации для провоцирования психофизиологических изменений. Мантра-йогу можно сравнить с молитвой христиан.
Слово мантра произошло от корня «манн» – мнить, полагать + орудийный суффикс – «тра», т е «орудие осуществления психического акта»
Мантра – необыденный текст, произнесение которого, а нередко и регулярное произнесение вполголоса или почти беззвучное бормотание многие тысячи раз считается производящим особые результаты, магические или духовные
В ведической культуре и раннем брахманизме мантрами назывались поэтической части Вед и отрывки из них; использование было в основном ритуальным так, важнейшая из ведических мантра (т наз гаятри) ежедневно воспеваемая праведными индуистами на заре, содержит самопризыв к преуспеянию посредством благой силы солнца. Эта мантра состоит из трех восьмисложных стихотворных строк.
В позднейшем индуизме, особенно в тантрах, появилось великое множество мантр разной длины, цели, устройства и пр. Очень часто мантры , в целом понимаемые как санскритские тексты, содержат в разной мере отклонения от обычного общепонятного языка; в пределе это приводит к мантрам как последовательности звуков, не имеющих смысла.
Существует два главных класса мантр:
- Первый класс включает в себя мантру, требующие передачи-посвящения от лица, осуществившего в своей практике силу мантры и испытавшего ее результаты. Без этого твержение мантры бесполезно
- Второй, как считается, производит результаты вне зависимости от такой передачи. В этом случае важно тщательно воспроизводить звучание. Важнейшая краткая индуистская мантра – ОМ
Так или иначе путем постоянного повторения мантр, происходит торможение сознания, а значит и измененное состояние, которое может приводить к ЧВН.
Йога как обуздание
Третий аспект практики йоги – это обуздание. Если понаблюдать за окружающим миром, то можно прийти к выводу, что единственное, что на самом деле причиняет нам страдания, – это наш собственный беспокойный ум. Если проанализировать реакции человека на происходящее, то можно заметить, что одно и то же событие может у разных людей вызывать прямо противоположную реакцию, и даже более того: у одного и того же человека, но в разное время, одно и то же событие также может вызывать прямо противоположные реакции.
Исходя из этого, можно сделать вывод, что страдание – это лишь состояние нашего ума, и чтобы это страдание прекратить, достаточно научиться быть беспристрастным, проще говоря, устранить беспокойство ума.
Именно об этом и пишет Патанджали уже в самом начале своих йога-сутр: «Yogaś citta vṛtti nirodhaḥ», что означает: «Йога – это обуздание/прекращение волнений ума». И когда эти волнения прекращаются, наступает спокойное восприятие происходящих событий, так называемый «режим наблюдателя».
И именно «режим наблюдателя» – это ключ к прекращению страданий. Чаще всего мы не можем изменить мир, но мы можем изменить своё отношение к происходящим событиям. К примеру, мир так устроен, что каждый год нас будет настигать летняя жара. И можно сколько угодно пенять на несовершенство мира, – каждое лето мы будем страдать. Но если только мы сможем понять, что страдание нам причиняет не жара, а наше негативное её восприятие, – мы обретём возможность данный вид страдания прекратить. Этому и учит йога.
Список слов из словаря журнала Эпохи Водолея «Аквариан Таймс» и список слов, приведенный на сайте ашрама Хасиенда дэ Гуру Рам Дас, основанного Йоги Бхаджаном, который располагается в Эспаньоле.
• 3HO – организация «Здоровые, счастливые, праведные» (Healthy Happy Holy Organization), основанная в 1969 Йоги Бхаджаном. • АКАЛ ТАХТ- место временной власти сикхов; трон Вечного Господа, находящийся в Амритсаре, в Индии. • АКХАНД ПАТХ– известный как Сири Акханд Патх – безостановочное чтение Сири Гуру Грантх Сахиб. • АМРИТ ВЕЛА– утренние часы нектара, с 2:00 до восхода. • АРДАС – специальная молитва, произносимая перед открытием Сири Гуру Грантх Сахиб. • АУРА: Энергетическое поле, окружающее и пронизывающее тело, также называется электромагнитным полем. • АШРАМ – центр духовного учительства. • БАНА – духовное платье или униформа. • БАНИ – Божественное Слово: составляющее ежедневные сикхские молитвы. • БХАИ САХИБА – глава религиозного министерства сикхской Дхармы. • ВАХЭ ГУРУ: Неописуемая мудрость. • ГЛУБОКОЕ МЕДЛЕННОЕ ДЫХАНИЕ: Глубокое, медленное ритмичное дыхание; брюшная область расширяется для начала вдоха и сокращается в конце выдоха. • ГРАНТХИ – человек, исполняющий обязанности священника. Слово Грантх означает узел. • ГУРБАНИ: Мудрость сикхских Гуру, раскрытая в их собственных словах, записанная в Сири Гуру Грантх Сахиб, божественных песнях Гуру. • ГУРБАНИ КИРТАН – стихи Сири Гуру Грантх Сахиб и других святых писаний, поющиеся мелодично. Примеры Гурбани киртана можно послушать в аудио группы «Божественное Слово золотой цепи десяти сикхских Гуру и Сири Гуру Грантх Сахиб» • ГУРМУКХИ : Буквально «из рта Гуру». Письменная форма языка пенджаби, используемая в сикхском писании и в современной Индии. Духовный язык, которым записан Сири Гуру Грантх Сахиб. • ГУРПУРБ – любой сикхский праздник. • ГУРУ – ГУ означает темноту: РУ означает свет. Учитель духовной мудрости, буквально означает переносящий вас (принимающий вас) из темноты к свету. • ГУРУ НАНАК: [1469-1539] Первый из десяти сикхских Гуру, святой и поэт, основатель сикхского образа жизни. • ГУРУ ПРАСАД – Сладкая, праведная пища, подающаяся в завершении служения сикхской гурудвары. Буквально означает благословение или благодать Гуру.
• ГУРУ РАМ ДАС: [1534-1581] Четвертый сикхский Гуру, воплощение сострадания, смирения, объединенности и служения, известен за свою исцеляющую силу как «Повелитель Чудес». • ГУРУДВАРА – сикхское религиозное служение: сикхский храм; буквально означает дверь Гуру. • ГУРУКА ЛАНГАР – бесплатная кухня; место собрания сикхов для принятия пищи после гурудвары. • ГЬЯН МУДРА: Кончики большого и указательного пальцев соприкасаются, формируя круг, остальные пальцы прямые; активирует области мудрости и знания в мозге. • ДАРШАН: Благословение через видение или увиденное. • ДЖАЛАНДХАРА БАНДХА: Шейный замок; мягко растяните шею вверх, втягивая подбородок к задней поверхности шеи и приподнимая грудь. • ДЖАП ДЖИ – первая молитва Гуру Нанака, известного как Песня Души, читается каждое утро во время садханы в 3:45 утра. • ДЖАП САХИБ: Сикхская молитва, записанная как восхваление Бога десятым сикхским Гуру. • ДИАФРАГМАЛЬНЫЙ ЗАМОК: см. Уддияна Бандха. • ДХАРМА: Духовный путь. Добродетельное служение. • ДЫХАНИЕ ОГНЯ: Безостановочное быстрое дыхание через нос, два-три дыхания в секунду, с одновременным втягиванием области пупка на выдохе и расслаблением области пупка на вдохе. • ЗАМОК ВЕНЕРЫ: Мудра с переплетенными пальцами. Для мужчин: кончик правого пальца надавливает на Холм Венеры (основание большого пальца) левой руки, кончик левого палца располагается на прогале между большим и указательным пальцами правой руки. Для женщин: наоборот, левый большой палец сверху. • ИШНАН СЕВА – еженедельное очищение и мытье мрамора Гурудвары молоком, начинающееся в полночь каждый субботний вечер. • ЙОГА БЕЛОЙ ТАНТРЫ: Медитационный мастер-класс для исцеления и изменение паттернов подсознательного мышления и расширения осознания. • ЙОГИ ЧАЙ: Исцеляющий рецепт, содержащий корицу, черный перец горошком, кардамон, гвоздику, имбирь и молоко, в изначальном рецепте также среди ингредиентов используется черный чай. • КАРМА: Космический закон причины и следствия, действия и реакции. • КИРТАН: Духовная музыка. • КОРНЕВОЙ ЗАМОК: см. Мулабандха • КРИЙЯ: Комбинация позы, позиции рук, мантры, дыхания, ритма; буквально означает завершенное (полное) действие. • КУНДАЛИНИ: Энергия, находящаяся в основании позвоночника.
• КУНДАЛИНИ ЙОГА – йога осознанности. • КХАЛСА – семья или чистые. • ЛАНГАР – бесплатная кухня Гуру – см. «Гурука лангар». • ЛЕТНЕЕ СОЛНЦЕСТОЯНИЕ: Ежегодный лагерь Кундлини Йоги, проводимый в Нью-Мексико организацией 3ho во время летнего солнцестояния. • МАНТРА: слог или сочетание слогов, помогающее уму сфокусироваться. • МАХАН ТАНТРИК: Мастер Белой Тантрической Йоги. • МЕЖДУНАРОДНОЕ СООБЩЕСТВО – люди, обладающие общим видением и общими ресурсами, духовным, социальным и экономическим взаимодействием. • МИРИ ПИРИ – солдат-святой. • МИССАЛ, missal (служебник, молитвенная книга), – группы (или малые группы), организованные для служения Сири Гуру Грантх Сахиб и его окружениям. • МУДРА: йогическая позиция рук. • МУКХИА ДЖЕТХАДАР – глава системы миссал. • МУЛ МАНТРА: первый стих (станца) в Джап Джи Сахиб. • МУЛАБАНДХА: Корневой Замок, применяется, чтобы закрыть нижние три чакры, позволяя энергии Кундалини течь вверх; одновременно сжатие мышц пищеварения, сексуальных органов, низа брюшины и области Пупка. • НААД: основной звук всех языков, происходящий от неизвлеченного звука; тайны, сокрытые в звуке. • НАМ (Наам): Имя, истинная идентичность. • НЕЙТРАЛЬНЫЙ УМ: ум, рассматривающий и оценивающий без привязанности по отношению к мышлению страха или желания; обозревающий действия и негативного, и позитивного умов, и затем принимающий решения в отношении к высшему себе. • ОБЛАСТЬ МЕЖБРОВЬЯ: Чтобы сфокусироваться на Точке Межбровья, закройте глаза и сосредоточьтесь на основании носа, находящемся между бровями и на 31мм (1/8 дюйма) выше, будто вы смотрите на маленькую школьную доску внутри своего лба, также называемую Аджна, или Третьим Глазом. • ОНГ НАМО ГУРУ ДЭВ НАМО: Открывающее воспевание, используемое на каждом классе Кундалини Йоги, означает: «Я преклоняюсь перед Божественным учителем, который находится внутри». • ПОЗА СКАЛЫ: Сядьте на пятки, Ваджрасана. • ПОЗА ТРУПА (ШАВАСАНА): Лягте на спину, руки раскинуты в стороны вдоль тела, ладони смотрят вверх, ноги не перекрещиваются. Эта поза располагает для глубокого расслабления.
• ПРАНА: Жизненная сила или жизненный воздух над областью пупка. • ПРАНАЯМА: Йогическая дыхательная техника. • ПРАСАД – Подарок Гуру, cладкая пища, приготовленная из масла ги, меда и муки, приготовленная специально с высокой вибрацией воспевания и благословенная перед тем, как подавать. • ПРОСТАЯ ПОЗА: Удобная сидячая поза со скрещенными ногами (по-турецки), Сукшасана. • РАМ ДАС ПУРИ – земля, принадлежащая корпорации Сири Сингха Сахиб, на территории которой проводится празднование Летнего Солнцестояния и Молодежные Лагеря Кхалса; означает земля слуг Бога и именована в честь Гуру Рам Даса, четвертого сикхского Гуру, воплощавшего смирение. • РУМАЛАС – специальные ткани или покрывала Сири Гуру Грантх Сахиб. • САДХ САНГАТ – собрание последователей. • САДХАНА – ежедневная духовная практика. • САНГАТ: Сообщество людей схожего мышления, семья. • САТ НАМ (Сат Наам): Истинная идентичность. • САТ НАМ РАСАЯН – древняя, трансформирующая целительная система, также священное пространство в проекционной медитации в служении и благодарности, соединение дисциплин Кундалини Йоги и практик шаманского целительства. • СЕВА – неэгоистичное служение. • СЕВАДАРС – ударение на А, исполняющий неэгоистичное служение. • СИКХ: Буквально означает «ищущий Истину», ученик истины. • СИКХСКАЯ ДХАРМА: Молодая, одна из основных мировых религий, основанная Гуру Нанаком в 1400х и основанная на вере в одного Бога и уважении ко всем религиям. • СИКХСКИЕ ГУРУ – десять сикхских Гуру жили в Индии с конца 1400х до начала 1700х и раскрыли учения пути Дхармы для своих последователей, известныХ как сикхи, и Сири Гуру Грантх Сахиб, рассматриваемый как 11ый, живой Гуру сикхов, являющийся воплощением тех учений. • СИМРАН – распевание имени Бога с каждым дыханием. • СИРИ АКХАНД ПАТХ – известный как Акханд Патх – безостановочное чтение Сири Гуру Грантх Сахиб. • СИРИ ГУРУ ГРАНТХ САХИБ: Провозглашен в качестве живого сикхского Гуру, 1430-страничная книга, содержащая духовные слова многих просвещенных существ, записанные в состоянии союза (йоги) с Богом. • СИРИ СИНГХ САХИБ – звание, носимое Йоги Бхаджаном в качестве Главы административной власти сикхской Дхармы в западном полушарии.
• ТАТТВЫ: Качества, ассоциируемые с землей, водой, огнем, воздухом и эфиром. • ТОНКОЕ ТЕЛО: Одно из десяти йогическийх тел, характеризуемое интуитивным знанием и развитием до мастерства; несет душу в момент смерти. • УДДИЯНА БАНДХА: Диафрагмальный Замок, применяемый на выдохе приподнятием груди и втягиванием мышц диафрагмы (области выше пупка) внутрь и вверх. • ХАРИ МАНДИР САХИБ – Золотой Храм в Амритсаре, в Индии, главный центр духовного паломничества сикхов, окруженный озером нектара или исцеляющих вод. (Бывает название храма пишется в одно слово.) • ХУКАМ – буквально означает команду или приказ, является божественным поучением из Сири Гуру Грантх Сахиб, когда воспринимается с почтительностью. • ЦЕРЕМОНИЯ БХОГ – празднование завершения Сири Акханд Патх, включающее специальный Гурбани киртан, Ардас и Гуру Прасад. • ЧАКРЫ: Восемь энергетических центров, которые располагаются у основания позвоночника, в сексуальных органах, в области пупка, центре груди между сосками, горле, в области межбровья, на макушке головы и в электромагнитном поле, окружающем тело. • ЧЕЛОВЕК ВОСПРИНИМАЮЩИЙ: Полностью функционирующий человек, интуитивно осознающий, сам утверждающий свои действия, подлинный. • ШАБД – слово Бога. Учения Сири Гуру Грантх Сахиб. • ШАБД ГУРУ: Духовная ценность писаний и источник духовной мудрости и руководства. • ШАКТИ: женщина; женский аспект Бога. • ШЕЙНЫЙ ЗАМОК: см. Джаландхара Бандха. • ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЕ ПОЛЕ: см. Аура. • ЭПОХА ВОДОЛЕЯ: Эпоха «Я знаю. Я хочу прожить собственным опытом.» • ЭПОХА РЫБ: Эпоха «Я хочу знать. Мне нужно учиться».
Йога-сутры Патанджали – путеводитель в мире йоги
Возникает вопрос: как же приобщиться к такой древней системе саморазвития, как йога? В прошлом уже было множество продвинутых практиков йоги, которые не только сами достигли высшей степени реализации на этом пути, но и по сей день остаются путеводными звёздами на пути тех, кто желает познать себя.
Одним из таких практиков йоги был Патанджали, который в своих йога-сутрах постарался наиболее полно изложить основные понятия йоги и по возможности указать нам верный путь в практике, предостерегая от наиболее распространённых ошибок.
Йога-сутры Патанджали – это своего рода путеводитель по увлекательному миру йоги. Однако, как уже говорилось выше, санскрит (на котором и написаны йога-сутры) – это очень многогранный язык, и поэтому не существует однозначного мнения относительно перевода.
Уровни йоги
- Хатха-йога. Первоначальный уровень, который является основой для других видов йоги. Достижение здоровья тела, совершенной работы всех органов.
- Раджа-йога. Достижение основных целей йоги при помощи специальных упражнений.
- Карма-йога. Достижение целей йоги путем трудовой деятельности.
- Жнани-йога. Достижение целей йоги через познание.
- Бхакти-йога. Достижение целей йоги через любовь к природе, Богу.
Лайя — йога
(Растворение сознания)
Сущность учения Лайя-йоги заключается в поддержании особого состояния круглосуточного бдительного присутствия (осознанности). Лайя-йога – это путь вне метода, вне концепций и усилий, путь спонтанного самоузнавания. В этом случае человек перестаёт жить в категориях фиксированного прошлого и мотивированного будущего. Он начинает действовать не в результате команд своего эго, а становится проводником Высших Божественных сил.
Термин «Лайя» на санскрите буквально переводится как «рирастворение», т. е. возврат к состоянию недифференцированного существования (недвойственности), когда индивидуальное сознание йогина объединяется с трансцендентным Бытием (Брахманом).
Таким образом, Лайя – растворение «я» – является универсальным состоянием и вершиной любой садханы (практики), независимо от духовной школы, в которой она практикуется. Состояние лайи и путь лайи – имманентно присущи любому духовному пути и являются его тайной сердцевиной. Сущность учения Лайя-йоги заключается в создании и постоянном поддержании состояния осознанности, бдительного присутствия. Йогин, практикующий эту методику, идёт по пути спонтанного самоузнавания, он перестаёт жить в категориях фиксированного прошлого и мотивированного будущего.
Принципиальным отличием Лайя-йоги от других практик является достижение состояния самадхи не за счёт метода, а благодаря естественному созерцанию без применения усилий.
Этимология
Слово «йога» произошло от санскритского корня йодж
или
йудж
, имеющего много смысловых значений[8]: «соединение», «единение», «связь», «гармония», «союз», «упряжка», «упражнение», «обуздание», и т. п.[9] Впервые встречается в «Ригведе» — древнейшем из сохранившихся памятников индийской литературы, но не в значении практики йоги, а как обозначение упряжи. В значении йоги как практики слово йога описано в тексте Катха-упанишады в строке 11-ой третьей главы[10]. Аналогичное слову «йога» значение имеет латинское слово «religare», от которого, по одной из версий, произошло слово «религия»[11].
Читать онлайн «Энциклопедия йоги»
Георг Ферштайн
Энциклопедия йоги
БЛАГОСЛОВЕНИЕ
Шри Caтгуру Субрамуниясвами
Джагадачарья из Kайласа Парампара Гуру Махасаннидханам от Нандинатхи Сампрадаи
Настоящая книга являет собой взвешенный, мудрый подход к изложению йоги. Избегая крайностей, она сохраняет глубоко индийский взгляд на затрагиваемый ею предмет, обрисовывая не только конечную цель пути [Йоги], но и саму стезю. Кому-то йога представляется собранием тысяч всевозможных приемов, овладение которыми и совершенствование которых имеет целью достижение духовных вершин, а доктор Фёрштайн прозревает и доносит до нас откровение индийских риши, а именно, что йога — вовсе не то, что мы делаем, а то, чем мы становимся и являемся. Йога без всепонимающего сознания йогина подобна солнцу без тепла и света. Так как материал в книге представлен согласно традиции — памятуя, что традиция являет собой лучшее из донесенного нам прошлым, — мы можем быть уверены, что изложенные здесь наставления и советы были полезны нашим предкам, их близким и тем многим поколениям что существовали за тысячи лет до них.
Мы несказанно счастливы благословить из этого и внутреннего миров Георга Фёрштайна на долгую жизнь, чтобы он мог вкусить плодов четырех пурушартх, человеческих целей: дхармы богатства, удовольствия и освобождения как воплощения его личных устремлений.
ПРЕДИСЛОВИЕ Кена Уилбера
Автора книг The Spectrum of Consciousness (Спектр сознания); The A tnum Project (Замысел Апшана); Up From Eden (Вверх из рая);
A Sociable Gocl (Дружелюбный бог); No Boundary (Без границ); Grace arid Grit (Милость и твердость); A Brief History of Everything (Краткий очерк всего сущего); Sex, Ecology, Spirituality (Пол, экология, духовность); и т. д.
Огромное удовольствие, даже честь для меня писать это предисловие. Я стал поклонником Георга Фёрштайна с тех самых пор, когда прочитал его, ставшую классической, книгу Сущность йоги. Его последующие труды лишь утвердили меня в мнении, что в лице Георга Фёрштайна мы имеем ученого-практика первой величины, выдающегося поборника непреходящей в веках философии и наиболее признанного на сегодняшний день авторитета в области йоги.
На Востоке, как и на Западе, наметилось скорее два совершенно различных подхода к духовности — с позиции ученого и с позиции практика. Ученый склонен к умозрительности и изучает мировые религии, подобно тому как можно было бы изучать жуков или окаменелости либо ископаемые — просто как некий предмет для приложения отвлеченного ума. Сама идея действительного практикования духовной или созерцательной дисциплины, похоже, редко приходит на ум ученому. В самом деле, практикование того, что он изучает, представляется ему помехой его собственной «объективности» — ты пополняешь ряды верующих и тем самым становишься необъективным.
Практики же, с другой стороны, хоть и захвачены всем своим существом той или иной дисциплиной, обычно плохо осведомлены о собственной традиции. У них могут быть весьма наивные представления о культурных вехах их собственного пути, или о его исторических корнях, либо о том, насколько их путь действительно истинен и каков попросту его культурный багаж.
Действительно редко можно найти ученого, который был бы и практиком. Но когда речь заходит о написании книги по йоге, такое сочетание крайне необходимо. Сокровищницу йогической традиции нельзя было бы доверить ни одним только ученым, ни исключительно практикам. Ведь для того, чтобы писать о йоге, необходимо владеть обширными знаниями, и здесь нужен ученый. Но сама йога выплавлялась в горниле непосредственного опыта. Необходимо погрузиться в нее, жить ею и практиковать ее. Ее [понимание] должно исходить из головы, но равным образом и из сердца. И как раз такое редчайшее сочетание продемонстрировал Георг Фёрштайн.
Сущность йоги довольно проста: она означает запрягать или соединять.
. Когда Иисус говорил: «Ибо иго Мое благо (легко)» [Мф. 11:30], он имел в виду «Ибо йога моя блага (легка)». Как на Востоке, так и на Западе йога представляет собой способ сопряжения, или единения, индивидуальной души с абсолютным Духом. Она является средством освобождения, которое поэтому оказывается обжигающим, напряженным, исступленным. Она уносит вас далеко за [очерченные] для вас пределы; можно сказать, что она уносит вас в бесконечность.
Поэтому будьте осмотрительны в выборе своих проводников. Книга, которую вы держите сейчас в руках, несомненно наиболее совершенное на сегодняшний день общее изложение учения йога; это книга, которой суждено стать классической по одной простой причине: она исходит разом из головы и из сердца, из блестящей учености и глубокой практики. В этом смысле она значительно более понятна и точна, нежели труды, скажем, Элиаде или Кемпбелла.
Вступайте теперь в мир йоги, которая, как говорят, ведет от страдания к освобождению, от мук к экстазу, от смерти к бессмертию. И знайте, что в этом удивительном путешествии вас ведет надежная рука.
ВСТУПЛЕНИЕ
Моя первая встреча с духовным наследием Индии произошла в день моего четырнадцатилетия, когда я получил в подарок книгу Пола Брайтона (Paul Brunton) Поиски в таинственной Индии (A Search in Secret India) на немецком языке. С тех пор я почитаю Брантона — или ПБ, как привыкли называть его ученики, — как одного из глубочайших западных мистиков нынешнего века. Он, безусловно, стоит в ряду тех первопроходцев, что открыли путь к диалогу между Востоком и Западом, и его сочинения этому содействовали. Брайтон, умерший в 1971 г., все еще многому может научить тех из нас, кто идет по схожему с лезвием бритвы пути. Помимо самих книг, изданные посмертно шестнадцать томов его Дневников (Notebooks) являются настоящим кладезем для духовных искателей.
Я все еще живо помню то впечатление, которое испытал при чтении описания знаменательной встречи Брайтона с Шри Рамана Махариши [1879–1950], великим мудрецом из Тируваннамалая в Южной Индии, чье самопроизвольное и без всяких усилий достигнутое просветление в возрасте шестнадцати лет стало для меня путеводной звездой. Я мечтал о том, чтобы оставить школу, казавшуюся мне невыносимо скучной, и пойти по стопам великих святых и
Самопознавших (Self-realizer). Пекущиеся о моем благе родители имели на этот счет совершенно иное мнение.
Так что лишь в 1965 г., когда же было восемнадцать, я поближе познакомился с духом Индии в лице индуистского свами [иначе монаха], чье имя попало в заголовки европейских газет после демонстрации поразительных физических возможностей. Он был способен выдержать на своей груди вес парового катка, тащить груженый вагон посредством своих длинных волос и произвольно останавливать собственное сердцебиение …
Буддийская йога (Тибет)
Следующая линия трансформации в йоге – буддизм.
Будда, как утверждает легенда, лишь потому отверг опыт трех своих йогических наставников (хатха-йога Бхарагвы, изгнавшего будущего спасителя за слишком быстрые успехи, а также Вайшалы и арада Каламы, обучивших его созерцанию), что превзошел их в этом искусстве. Буддизм никогда не отрицал йогу как практику, он ассимилировал ее, в результате чего возник продукт весьма специфичный.
Способы спасения, которым учил Будда, основаны на чисто йогическом подходе, причем до такой степени, что известные ученые, например, Э Сенар или Ф и Щербатской, вообще определяли ранний буддизм как йогу. В буддизм входят принцип Патанджалевских медитаций и созерцаний (описанных как более высших ступеней йоги)