Елена Рерих — Сокровенное знание. Теория и практика Агни Йоги


Биография

Елена Рерих, супруга художника и путешественника Николая Рериха, запомнилась миру как философ, специализирующийся на эзотерике, и исследователь. Ее перу принадлежат серия книг об учении Живой этики, или Агни-Йоге, трактат «Основы буддизма», перевод «Тайной доктрины, синтеза науки, религии и философии» Елены Блаватской и писем Махатм. Благодаря труду Елены Рерих в России начало развиваться движение нью-эйджа.

Агни-йога. Суть учения

Движение приобрело свои очертания после революции 1917 года. Семья Рерих встретила её в Финляндии, закрывшей свои границы от России. Семья была отрезана от родины. В дальнейшем Рерихи обосновались в Англии, а затем в США. Однако сидеть на месте им не приходилось. Период с 1920 по 1930 год оказывается вплотную связанным с формированием теоретической базы «Живой этики», с книгами Елены Рерих. Вместе со своим мужем она отправляется в Центрально-Азиатскую экспедицию. Их путь лежит через Индию, Тибет, Монголию, Китай и, наконец, через Алтай. Именно тогда Елена Рерих начинает «общаться» с Махатмой Мориа и создаёт свои основные труды.

Агни Иога. Диптих. Левая часть. 1928.jpg

Агни Иога. Диптих. Правая часть. 1928.jpg

В основе учения «Живой этики» лежит смешение различных культурных и религиозных направлений. Древнерусская культура сталкивается с восточными религиями, а после этого разбавляется элементами православия.

Главной целью Агни-йоги считается стремление к развитию человечества, достижение им некоего внутреннего обновления, постижение энергии Агни. Учение предлагает путь, правила жизни для всех желающих достигнуть этой цели. Согласно его теории, Вселенная не имеет ни конца, ни предела. Она, как и каждая человеческая жизнь, находится в цикле распада и возрождения. В Агни-йоге есть всё: карма и реинкарнация, почитание христианских святых и миф о спасении, философия и поэзия. Это и делает её привлекательной для последователей.

Несмотря на вкрапления религиозных элементов в Живую этику, большинство последователей не относят её к религиям. Исследователи отмечают, что для движения вообще не свойственны обрядность, догматизм или церковность.

Детство и юность

Рерих, в девичестве Елена Ивановна Шапошникова, родилась 12 февраля 1879 года в имперском Санкт-Петербурге в семье академика архитектуры Ивана Ивановича и Екатерины Васильевны. По материнской линии девочка принадлежала старинному роду Голенищевых-Кутузовых, представителем которой является полководец Михаил Илларионович, главнокомандующий русской армии во время Отечественной войны 1812 года.

Окружение родителей Елены Ивановны составляли писатели, музыканты, художники. Под их влиянием девочка рано увлеклась философской литературой и религией, научилась играть на фортепиано и рисовать.

View this post on Instagram

A post shared by Людмила☀️Стиль. Мода. Культура (@lucy_soleil) on Feb 12, 2020 at 9:37am PST

Елена Рерих в молодости
Всесторонние знания помогли Шапошниковой в 1895 году с отличием окончить Мариинскую женскую гимназию и поступить в Санкт-Петербургскую музыкальную частную школу. Затем девушка собралась в консерваторию, но родители не позволили: тогда в студенческой среде гуляли революционные настроения, и они, люди высшего класса, боялись, что дочь «заразится».

Кто знает, как сложилась бы биография Елены Шапошниковой, которую родители старательно прятали под крылом, если бы не встреча с художником и археологом Николаем Константиновичем Рерихом в 1899 году.

Личная жизнь

Елена и Николай познакомились в Бологом Новгородской губернии, где Шапошникова с матерью отдыхали летом. В 2001 году на месте встречи влюбленных воздвигли «Памятник любви» — камень, на котором установлена табличка со словами Рериха:

«…в Бологом, в имении князя П. А. Путянина, я встретил Ладу, спутницу и вдохновительницу. Радость!».

Молодые люди полюбили друг друга — за живость ума, творческую жилу, тягу к приключениям. Несмотря на запреты родителей Шапошниковой, в 1901 году девушка стала женой Николая Рериха. Венчание состоялось в церкви Императорской академии художеств в Санкт-Петербурге.

Памятник Елене Рерих и Николаю Рериху в Москве

Елена Рерих — мать двоих детей: в августе 1902 года родился Юрий, в октябре 1904-го — Святослав. Старший сын пошел по стопам матери, став ученым-востоковедом, исследователем учения Агни-Йоги, а младший — по стопам отца, покорив холст красочными пейзажами и чувственными портретами.

Как и сама Елена Ивановна, мальчики росли в окружении «сливок общества»: в доме Рерихов часто бывали Михаил Врубель, Архип Куинджи, Валентин Серов, Игорь Стравинский, Александр Блок.

SocButtons v1.4

Николай Константинович Рерих родился 27 сентября (9 октября) 1874 года в Санкт-Петербурге. В самом значении фамилии можно увидеть знаменательную судьбу: Рерих — в переводе с древнескандинавского означает «славой (Rö) богатый (Rich)».

В 1893 году по окончании гимназии Карла Мая Николай Рерих одновременно поступает на юридический факультет Петербургского университета (закончил в 1898 году) и в Императорскую Академию художеств. С 1895 года занимается в студии знаменитого художника Архипа Ивановича Куинджи. Уже в студенческие годы Рерих становится членом Русского археологического общества. Проводит многочисленные раскопки в Петербургской, Псковской, Новгородской, Тверской, Ярославской, Смоленской губерниях.

В 1899 году он знакомится в поместье князя Путятина с Еленой Ивановной Шапошниковой. В октябре 1901 года состоялась их свадьба. На месте их встречи в г. Бологое в 2001 году был воздвигнут памятный мемориал («Памятник любви») со словами Н. К. Рериха из очерка «Университет»: «…В Бологом, в имении князя П. А. Путятина, я встретил Ладу, спутницу и вдохновительницу. Радость!». В 1902 году у них родится сын Юрий, будущий учёный-востоковед, а в 1904 — Святослав, будущий художник и общественный деятель. «Дружно проходили мы всякие препоны, — писал Н. К. Рерих о своем браке на склоне лет. — И препятствия обращались в возможности. Посвящал я книги мои: „Елене, жене моей, другине, спутнице, вдохновительнице“. Творили вместе, и недаром сказано, что произведения должны бы носить два имени — женское и мужское».

«Заморские гости». 1901 В 1903—1904 годах Н. К. Рерих вместе с женой совершает путешествие по России, посетив более 40 городов, известных своими древними памятниками старины. Целью этой «поездки по старине» было изучение корней русской культуры. Результатом путешествия стала большая архитектурная серия картин художника (около 90 этюдов) и статьи, в которых Рерих одним из первых поднял вопрос об огромной художественной ценности древнерусской иконописи и архитектуры.

«Спас Нерукотворный и Князья Святые». Мозаика по эскизам Рериха. Троицкая церковь, Почаевская лавра, Тернопольская область, Украина

В 1904 -1907 гг. в творчестве Николая Константиновича появилась восточная тематика. Именно в эти годы для великого художника впервые прозвучало имя Учителя и начались сознательные поиски путей постоянного общения с ним. Сыграло свою роль и увлечение спиритизмом, и духовные метания возвышенной души художника. Возможно, именно в эти годы Рерихи впервые услышали о Махатме Мориа и вступили с ним в контакт. В 1916 году семья Рерихов из-за тяжелой болезни легких Н. К. Рериха по настоянию врачей переезжает в Финляндию. После революции в России Финляндия объявила свою независимость и закрыла границы с Россией. Рерихи оказались отрезанными от Родины. В 1919 году Николай Рерих вместе с женой вступает в основанное Е. П. Блаватской Теософское общество. С середины XIX века западная цивилизация ощущало приближение перемен, смены эонов, и находилось в некотором тупике. Разделение на научно-экспериментальный способ познания и вненаучный; подавление мифологической системы познания догматизмом религии и отсутствие связи между всеми этими методами и порождали противоречия. Необходима была идея, объединяющая человечество перед эпохой перемен. Чувство глобального социального кризиса ярко выразил Ф. Ницше: «Распадение, следовательно, неопределенность свойственны этому времени: нет ничего, что бы стояло на ногах крепко, с суровой верой в себя: живут для завтрашнего дня, ибо послезавтра сомнительно. Все на нашем пути скользко и опасно, и при этом лед, который нас еще держит, стал таким тонким; мы все чувству ем теплое и грозящее дыхание оттепели — там, где мы ступаем, скоро нельзя будет пройти никому!» (Ницше Ф. Несвоевременные размышления // Полн. собр. соч. М., 1910. Т. 9., с. 49). В поисках выхода из кризиса, поиска новых направлений мысль Запада искала новые пути, и обращалась к религиозным и философским учениям Востока. Перед грозой потрясений и революций человечество ждало сказки – красивой и загадочной… Не случайно многие ордена, тайные общества, религии были созданы или получили новое развитие именно в это время. Материализм Запада нуждался в духовности Востока. Человечество жаждало объединения материального и духовного, расширения пространства Земли до космических высот. Люди, ощущающие Тонкие миры, медиумы и контактеры существовали во все времена. Самым известным медиумом конца 19 века являлась Е.П.Блаватская. Принятые ею работы легли в основу новой идеи – теософии. Теософия Блаватской была больше религиозно-мистического плана. Цель этого учения – объединение религий через тождественность эзотерического смысла всех религиозных символов. Идеи объединения, синтеза не только религии, но и науки и особенно культуры получили свое дальнейшее развитие в учении Рерихов — Живой этике.

В создании учения Живой этики, в жизни и творчестве невозможно разделять семью Рерихов. Елена Ивановна, которую называли Матерью Агни-Йоги, получала и записывала послания от Махатм. Интересно, что на титульных листах книг «Живой Этики» отсутствует авторское имя. Е. И. Рерих объясняла это тем, что изложенная в них мудрость Востока не может быть авторской собственностью. А Николай Константинович воплощал идеи Живой Этики в своих полотнах, в философских трудах, в концепции культуры. С.Р. Аблеев в своей статье «Этический гнозис XIX-XX веков: идейные истоки и философская типологизация» приводит следующие постулаты, выделяющие Живую Этику среди иных философских и религиозных учений: 1. Тесная связь человека и Космоса, которая выражается не только в известных физических процессах, но и более тонких – психических или духовных. Махатмы полагали, что не только космический универсум влияет на человека и человеческое общество, но каждый конкретный индивид и вся цивилизация в целом оказывают определенное влияние на различные космические процессы. 2. Отсутствие непреодолимых противоречий между так называемыми материализмом и идеализмом. Все духовные явления, согласно философии Живой Этики, имеют свои материальные основания. Вместе с тем, различные материальные формы следует понимать как особое «уплотненное» или «кристаллизованное» состояние духа. В таком случае дух и материя предстают различными онтологическими проявлениями единой космической субстанции. 3. Существование духовных Сил Космоса, влияющих на человеческую историю и направляющих ее эволюционное развитие. С различными проявлениями этих Сил человеческая цивилизация не единожды сталкивалась в прошлом и, возможно, это не единожды случится и в будущем. 4. Глобальная космическая эволюция, которая затрагивает планету Земля, человеческую цивилизацию в целом и каждого конкретного человека в отдельности. В потоке такой эволюции все живое устремляется к сверхсознанию и одухотворению, ступени которого теряются за горизонтами космической беспредельности. 5. Духовный путь космической эволюции человеческого сознания понимается как альтернатива стремительно развивающейся и подавляющей человеческий дух технотронной цивилизации машин и механизмов. Человек – самый совершенный и перспективный духовный «аппарат», с которым не могут сравниться никакие технические устройства и искусственно созданные системы. 6. Необходимость широкого межкультурного диалога Восток – Запад для дальнейшего прогрессивного развития человечества. Интеграция лучших духовных, политических и социально-экономических достижений различных типов культур (созерцательного восточного и преобразовательного западного) позволит сформироваться новому типу человечества, эволюционно более совершенному и жизнеспособному, нежели типы предшествующие. 7. Преодоление социально-политических и религиозных противоречий стран и народов для объединения человечества в единое гармоничное Сообщество, основанное на этике Общего Блага, а также идеях духовной культуры и природной коэволюции. 8. Мировоззренческий синтез религии, философии и науки как различных путей познания и освоения окружающего мира. Формирование нового типа сознания, основанного на этических императивах, развитых иррациональных способностях познания (интуиция, чувствознание, тонкое нефизическое восприятие и др.) и научном разуме позволит человеку выйти на новый уровень эволюции разумной жизни. 9. Обоснование йоги как универсального эффективного метода духовной практики независимо от религиозных и философских предпочтений человека. Практика йоги понимается как действенное средство преодоления несовершенств человеческой природы и орудие трансформации биологической разумной жизни в эволюционно более совершенную форму – разумную психожизнь. В отличие от теософии Блаватской, учение Рерихов — Живая этика или Агни-йога — понималось ими не только как мистическое, но и как общественное движение. «Религия и наука не должны расходиться в своей сущности, – говорится в Живой Этике. – Все великие открытия человечества не будут исходить от огромных лабораторий, но будут находимы духом ученых, которые обладают синтезом» («Живая этика, с.57). Николай Константинович Рерих был в первую очередь художник. И как человек искусства, на первое место в развитии человечества ставил Культуру. Культура, по мнению Н. К. Рериха, тесно связана с проблемами космической эволюции человечества и является «величайшим устоем» этого процесса. «Культура есть почитание Света. Культура есть любовь к человеку, сочетание жизни и красоты, синтез возвышенных и утонченных достижений, очаг просвещения и созидательной красоты» (Николай Рерих. Синтез, с. 86). В 1920 году Н. К. Рериху приходит предложение от директора Чикагского института искусств организовать большое выставочное турне по США. С весны 1920 года в доме Рерихов проводятся спиритические сеансы, на которые приглашались друзья и высокопоставленные сановники. По мнению последователей Живой этики, во время этих сеансов Е.И. Рерих вошла в контакт с Махатмой Мориа (Аллал Мингом).

Рисунок Н.К. Рериха, сделанный в 1920 г. методом «автоматического письма» во время спиритического сеанса.

В ноябре 1921 года в Нью-Йорке открылся Мастер-Институт объединённых искусств, главной целью которого было сближение народов через культуру и искусство. Определяя задачи Института, Рерих писал: «Искусство объединит человечество. Искусство едино и нераздельно. Искусство имеет много ветвей, но корень един… Каждый чувствует истину красоты. Для всех должны быть открыты врата священного источника. Свет искусства озарит бесчисленные сердца новой любовью. Сперва бессознательно придёт это чувство, но после оно очистит все человеческое сознание. Сколько молодых сердец ищут что-то прекрасное и истинное. Дайте же им это». ( Рерих Н. К. Об искусстве). В 1923-28 годах состоялась грандиозная трансгималайская экспедиция, прошедшая по маршруту Кашмир – Ладак — Китайский Туркестан – Алтай – Монголия — пустыня Гоби – Тибет – Гималаи — Индия. Официально экспедиция имела научные цели и собрала богатейший этнографический материал. Были собраны коллекции минералов, сделаны редчайшие фотографии древних изображений. Но трансгималайская экспедиция Рериха имела не только научные цели. Своим маршрутом она повторила путь сокровенных странствий Будды, и по легенде последователей Живой Этики, в течение экспедиции Рерихи находились в тесном контакте с Махатмами – Великими Учителями человечества – и работали под их руководством. Духовным итогом путешествий явились книги «Алтай-Гималаи», «Сердце Азии» и «Шамбала» (1927–1930), написанные в своеобразном жанре, полном ярких поэтических образов. В 1928 году, после возвращения из экспедиции, Рерих вплотную приступил к осуществлению задачи, ради которой долго трудился до этого. Речь идет о знаменитом Пакте Рериха, призвавшем на международном уровне к защите культурных ценностей от разрушения во время военных действий. В тексте Пакта, в частности говорится, что «образовательные, художественные и научные заведения, художественные и научные миссии, их персонал, собственность и имущество… считаются нейтральными и подлежат защите и охране воюющими сторонами. Защита и охрана вышеуказанных организаций и миссий на всей территории принадлежит суверенитету глав договаривающихся сторон (главам государств мира), без какой-либо дискриминации со стороны государства относительно любого специального учреждения или миссии… Памятники, организации, коллекции и миссии, зарегистрированные таким образом, могут вывесить отличительный флаг…, который оповестит об их специальной защите и охране воюющими сторонами, правительствами и народами всех глав договаривающихся сторон». В качестве «отличительного флага» Рерихом было предложено изображение, названное «Знаменем Мира»: три красные сферы на белом фоне, вписанные в красную окружность. Это изображение не являлось новым, встречалось во многих древних источниках и символизировало, по замыслу Рериха, религию, науку и искусство в круге культуры. Другое прочтение – прошлое, настоящее и будущее в круге вечности.

Мадонна Орифлама. 1932

Задачей Знамени Мира было защищать произведения искусства точно так же, как Красный Крест защищает человеческие жизни. 15 апреля 1935 года в Белом Доме в присутствии Президента Рузвельта был подписан договор Пакта Мира, к которому присоединилось более 20-ти стран.

Подписание Пакта Рериха

Призывая к охране исторических памятников, Н.К. Рерих руководствовался тем, что без прошлого невозможно будущее. Он изучал культуру России, Запада и Востока не только как художник, но и как историк, археолог, философ и понимал, что, лишь обращаясь к накопленному опыту и достижениям, человечество может создавать новые культурные формы, поиск которых сохранит преемственность и явится импульсом к последующему развитию жизни. После завершения Центрально-Азиатской экспедиции Рерихи остались жить в Индии, в долине Кулу (Западные Гималаи), где в 1928 году основали Институт Гималайских исследований «Урусвати» (в переводе с санскрита «Свет Утренней звезды»). Он был задуман как институт комплексного изучения обширных районов Азии, которые оказали огромное влияние на развитие мировой культуры. Также целью «Урусвати» было комплексное изучение человека, его психологических и физиологических особенностей.

Здание Института «Урусвати».

Рерихи мечтали о том, что в долине Кулу когда-нибудь вырастет город Знания, который станет международным научным . Со временем «Урусвати» становится крупным международным институтом, объединившим известных ученых из разных стран мира. С ним сотрудничают Рабиндранат Тагор, А. Эйнштейн, Р. Милликен, Л. Бройль, Н. И. Вавилов и др. «Наша цель — «вооружить человека без единого механического прибора или аппарата», так как вся аппаратура — в его собственном микрокосме, и он может видеть и слышать, обонять и осязать явления Тонкого мира и тонкие энергии без обычной земной аппаратуры. Для этого в человеческом организме имеются огненные центры, или узлы и железы, при пробуждении которых и активности человек начинает видеть и слышать не видимое и не слышимое обычным глазом и ухом. Агни Йога дает человечеству путь к овладению его собственной аппаратурой духа и открывает возможности познавания Незримого и зримого миров. Многие аппараты, изобретенные человеком, например: телеграф, телефон, радио и фотоаппарат — все это грубые и несовершенные попытки дублировать или подражать совершенству аппаратуры духа» («Грани Агни Йоги». Т. 10, с. 432). В 1942 году, до Сталинградской битвы, Николай Рерих принимал в Кулу Джавахарлала Неру и его дочь Индиру Ганди. Индира Ганди вспоминала: «Мне запомнился сам Николай Рерих, человек обширнейших знаний и огромного жизненного опыта, человек большой души, глубоко проникающий во все, что наблюдал».

Джавахарлал Неру, Индира Ганди, Н.К. Рерих

В Индии художник продолжает работать над серией картин «Гималаи», составляющей более двух тысяч полотен. Были написаны серии «Шамбала», «Чингис хан», «Кулута», «Кулу», «Святые горы», «Тибет», «Ашрамы» и др.

Ведущая

Здесь Николай Рерих и закончил свой жизненный путь. В долине Кулу, на месте погребального костра, был установлен большой прямоугольный камень, на котором высечена надпись: «15 декабря 1947 года здесь было предано огню тело Махариши Николая Рериха — великого русского друга Индии. Да будет мир».

Владимир Энгельгардт, академик, говорил: «Прекрасны слова Рериха, обращенные к молодежи, к созидателям и строителям будущего мира: «Вам, молодежи, предстоит одна из наиболее сказочных работ – возвысить основы культуры духа, заменить механическую цивилизацию – культурой духа; творить и создавать». Он говорил о «веселом труде» как основе будущего развития, о том, что «в основе переустройства мира будут труд, творчество». Враг всякого застоя, шаблона, бездействия, Рерих свое отношение к задаче жизни определил поистине бессмертными словами: «Спросят: как перейти жизнь? – Отвечайте: как по струне бездну – красиво, бережно и стремительно». В этих словах, как в мажорном аккорде, звучит исповедание жизни Рериха».

Следующие статьи:

  • Ницше известен прежде всего как нигилист, который бунтовал против «отцов» и заявил, что «Бог умер». До него никто не осмеливался высказать подобное. В его книге «Антихрист» он в пух и прах разносит хр…

    «>Ницше, после которого бог умер

  • Платона знают даже далекие от философии читатели. «Платон мне друг, но истина дороже» – это знаменитый афоризм, означающий, что истина всегда важнее, чем любые отношения. Для логиков и любителей мудро…

    «>Платон – «отец» философии и Древа Жизни

  • Публикуем интервью с создателем сайта и Школы Магистерий, Анной Симбалайн. Сегодня мы беседуем о вышедшей недавно из печати книге «Возвращение богов». Анна известна как астролог, таролог, маг и препод…

    «>Анна Симбалайн и ее книга Возвращение богов

  • В сентябре 2020 года недалеко от Полтавы (Украина) был открыт уникальный храмовый комплекс, Темплум (TEMPLVM). Авторы Магистерия беседовали со жрецом храма Юппитера-Перуна, Марком Октавием Корвом, ко…

    «>Храм Юпитера под Полтавой. Интервью со жрецом

  • Когда мне задают вопрос, кого я считаю человеком, прожившим свою жизнь в соответствии со своей волей и сделавшим все для своего развития и просвещения человечества, достигшим не только высокого духовн…

    «>Максимилиан Волошин – достигший и постигший

  • Франция хранит живые воспоминания об уникальном женском образе, аналог которому трудно сыскать среди самых различных культур. Впрочем, неудивительно, что именно Франция, ведь Париж – это Par Isis горо…

    «>Тайна Верховной Жрицы

  • Музыка может вызвать особенно возвышенное состояние, а композитор, создающий оперы – еще и драматург и сценарист в одном лице. Воздействие создателя опер на человечество очень велико. Влияние, которое…

    «>Рихард Вагнер и возрождение символизма

  • Для многих Алистер Кроули – это загадочный оккультист, известный, с одной стороны, увесистыми книгами с названиями вроде «Гримуар» или «Каббала», которые видел каждый, кто когда-либо искал книги по ма…

    «>Алистер Кроули и знамения нового времени

  • Этот материал посвящен наследию одного удивительного человека, чье влияние на современную культуру до сих пор остается недооцененным. Это Жорж Батай. Философ, писатель, поэт, социолог и исследователь …

    «>Жорж Батай: сакральное и непрерывность

  • Широко известный в узких кругах французский эзотерик и философ-«традиционалист» Рене Генон написал множество достаточно сложных для прочтения книг на определенную тематику, которую, кстати, совсем неп…

    «>Рене Генон и символизм креста в круге

Предыдущие статьи:

  • Основательница Теософского общества, путешественница, писательница, оккультист, спиритуалист, религиовед. Она — одна из тех великих людей, которые как яркие звезды указывают путь, смущая умы и сердца…

    «>Елена Петровна Блаватская

  • Герман Гессе – последний немецкий интеллигент Родившись в семье протестанского пастора, Герман Гессе чуть было не пошел по следам своего отца, и даже целый год проучился в теологическом колледже. Тру…

    «>Герман Гессе – пророк своего отечества

  • Краткая биография Гипатия Александрийская (ок. 370-415) – женщина-философ, математик, астролог, мастер школы неоплатонизма в Александрии. По некоторым сведениям, именно она задолго до Галилея открыл…

    «>Гипатия – жертва символизма смены эпох

  • История Келли Сэр Эдвард Келли (1555-1597), также известный под именем Эдварда Талбота – соратник Джона Ди, ученого времен Елизаветы Первой Английской, в некотором роде ее фаворита. В английском окку…

    «>Эдвард Келли — ярмарочный шарлатан или просвещенный алхимик?

  • Карлос Кастанеда Карлос Сезар Арана Кастанеда (Carlos Cesar Arana Castaneda) 25.12.1925 — 27.04.1998. Карлоса Кастанеду можно смело причислить к величайшим загадкам ХХ столетия. Достоверно о нем изв…

    «>Карлос Кастанеда

  • Писатель, маг, автор книг по Таро и магии и владелец известного интеллектуального интернет-ресурса «Касталия»… Похоже, Олегу Телемскому есть, чем гордиться. В своих ранних произведениях, в «Истории од…

    «>Олег Телемский. Рыцарь Лилит

  • Расскажите, пожалуйста, где вы учили английский, как долго вы учили этот язык, и как стали переводчиком? Когда мне было пять лет или около того, мне подарили настольную игру с двумя наборами карточе…

    «>Интервью с Анной Блейз. «Передать многообразие, не утратив единства и определенности…»

  • Беседовала Sr. Симбалайн, редактор журнала «Магистерий» Именно брату Марсию и его супруге Sr. IC мы обязаны появлением О.Т.О. в Росии в 2000 году. Кто знает, если бы их не заинтересовала эта традиция…

    «>Брат Марсий. Интервью с членом московской ложи О.Т.О. «Убежище Пана»

  • Карл Густав Юнг родился приблизительно в семь часов вечера 26 июля 1875 года в Кесвиле, небольшом швейцарском городке на Бодензее. По часам Гринвича это время соответствует приблизительно 18:30, поско…

    «>Карл Густав Юнг. Астропортрет

  • Я скрою тебя под маской скорби; узревшие тебя испугаются, что ты пал, но я подниму тебя. — Liber AL, II:53 Возвысься! Ибо нет тебе подобных ни среди людей, ни среди Богов! Возвысься, о пророк мой, т…

    «>Алистер Кроули. Астропортрет

Философские взгляды и творчество

Недаром говорят: муж и жена — одна сатана. Личную жизнь Елены и Николая Рерихов эта присказка описывала максимально точно. Супруги вместе создавали шедевры — на некоторых картинах Николая Константиновича указано двойное авторство, путешествовали, воспитывали сыновей. Поэтому, когда в 1903 году Рерих отправился в поездку по России в поисках национального колорита, Елена Ивановна не осталась в стороне.

View this post on Instagram

A post shared by Sokolov (@sokolov.a.r.t) on Jun 1, 2020 at 7:48pm PDT

Философ Елена Рерих
Пока муж занимался раскопками, Рерих изучала местную архитектуру и роспись, обучалась искусству реставрации. Навык со временем пришелся кстати — в поездках Рерихи собирали уникальные предметы старины, которые требовали восстановления. Их коллекция насчитывала более 300 предметов искусства и быта. Сегодня она хранится в Эрмитаже.

В 1916 году здоровье Николая Рериха заставило семью переехать в Финляндию. Спустя 2 года эта страна объявила о независимости и опустила «железный занавес». Россия оказалась закрыта. Не в силах вернуться домой, Елена Ивановна с супругом и детьми переехали в Англию.

View this post on Instagram

A post shared by Музей Рериха в Новосибирске (@roerich_museum_novosibirsk) on May 7, 2020 at 10:40pm PDT

Елена Блаватская
В Лондоне Рерих сблизилась с Теософским обществом, которое основала Елена Блаватская. В ее труде «Тайная доктрина, синтез науки, религии и философии» объясняется, что цель общества состоит в исследовании различных религий, философий и наук в сравнении. В июле 1920 года Елена и Николай Рерихи официально вступили в ряды организации.

Главный труд Елены Рерих, который отвечал задачам Теософского общества — книги об учении Агни-йоги, или Живой этики. Сборник состоит из расшифровок спиритических сеансов, которые Рерихи проводили с 1900 года.

View this post on Instagram

A post shared by Людмила Юрченко (@ludu7) on Dec 28, 2020 at 11:20pm PST

Общественный деятель Елена Рерих
Цель сеансов заключалась в общении с «Учителем Мудрости» Махатмой Мории. Сведения, полученные в «разговорах», фиксировались методом «автоматического письма», то есть бессознательно, в состоянии гипноза. Этим навыком обладали Николай и Юрий Рерихи, а Елена Ивановна якобы владела даром ясновидения. Согласно дневникам Елены Рерих, первый «разговор» с Махатмой состоялся в 1920 году и длился на протяжении 20 лет. В результате появились 14 книг Агни-йоги.

По сути «Живая этика» — это религиозное учение. Как христианство основано на вере в Бога, центр притяжения Агни-йоги — Агни, то есть духовный огонь, благодаря которому появилась Вселенная. Она, согласно учению, состоит из 4 уровней: человеческий земной мир, потусторонний тонкий мир и его усовершенствованная форма огненный мир, а также высшие сферы, которые человек может познать лишь на высшем уровне развития.

View this post on Instagram

A post shared by Людмила Юрченко (@ludu7) on Mar 25, 2020 at 1:22pm PDT

Елена Рерих и Николай Рерих в путешествии
Последователи Агни-йоги верят в реинкарнацию: человеку даруется вечная жизнь в разных телах, чтобы тот смог достичь «высших сфер». Важнейшим законом учения считается карма. В годы активного распространения Агни-йоги Русская православная церковь выступила с заявлением, что учение Елены Рерих наравне с мыслями Елены Блаватской несовместимы с христианством. Их последователи отлучают себя от Бога.

В апреле 1925 года Елена Ивановна взялась за перевод «Писем Махатм», которые посвящены истории основания Теософского общества. Так родилась новая книга «Чаша Востока», выпущенная в том же году под псевдонимом Искандер Ханум. В 1926 году Елена Рерих в книге «Основы буддизма» изложила суть фундаментальных понятий учения Будды.

View this post on Instagram

A post shared by Музей Рериха в Новосибирске (@roerich_museum_novosibirsk) on Feb 12, 2020 at 12:50pm PST

Портрет Елены Рерих
Свои философские идеи писательница активно продвигала в переписке с деятелями искусства и политики, учеными, последователями — более чем с 140 корреспондентами. Она раскрывала суть космизма, Живой этики, говорила о сложнейших философских и научных проблемах. Полное собрание сочинений писем вышло в 1940 году в двухтомнике «Письма Елены Рерих».

К слову, именно из этого сборника известно о личной философии Рерих, которая основана на «трех ключах» — любви, красоте и знании. В одном из писем писательница дает советы, как заполучить эти «три ключа»: не врать, быть чистым, мыслить позитивно и так далее.

Елена Рерих — Учение жизни

6

Речь идет об основных элементах структуры человеческого существа. – Прим. ред.

7

Суть этого предательства состояла в захвате бывшими компаньонами Рерихов Луисом Хоршем, его супругой Нетти Хорш и примкнувшей к ним Эстер Лихтман имущества и здания музея имени Н.К. Рериха в Нью-Йорке. С помощью преступных махинаций супруги Хорш присвоили себе долю имущества музея, принадлежавшую Рерихам. – Прим. сост.

8

«Агни Йога» – изначальное название книги «Знаки Агни Йоги». Название было изменено позднее последователями учения с целью установления различия между названием одной книги и названием всей серии книг Агни Йоги. – Прим. сост.

9

Скорее всего, речь идет об Институте «Урусвати», созданном в 1928 году. – Прим. сост.

10

Понятие «рекордов» в Агни Йоге и письмах Е.И. Рерих используется в значении записей, сведений. – Прим. сост.

11

Речь идет о человечествах Шестой и Седьмой основных рас, которые разовьются на планете через миллионы лет. – Прим. сост.

12

Имеются в виду последователи руководителя духовного общества в Болгарии Петра Донова (Дынова). – Прим. сост.

13

«Беспредельность», часть 1, 106.

14

«Мир Огненный», часть 3, 369.

15

Речь идет о статье Н. П. Рудниковой, опубликованной в № 5 журнала «Оккультизм и йога», издаваемом М. Асеевым. – Прим. сост.

16

Речь идет о последователях Рудольфа Штайнера (Штейнера), бывшего ученика Блаватской, отошедшего от нее и Учителей и создавшего собственное учение антропософии, а также основавшего общество последователей этого учения. – Прим. сост.

17

Учредителей.

18

Доля, акция.

19

Именно на материале подобных воспоминаний психиатр Вирджинского университета Ян Стивенсон в 1960-е годы проделал серьезную научную работу по изучению воспоминаний о прошлых жизнях у детей-«перевоплощенцев» и сделал научно обоснованный вывод о реальности перевоплощений. Результаты работы Стивенсона неоднократно проверялись научными комиссиями, и в ходе проверок была установлена правомерность выводов Стивенсона о существовании перерождений. Стивенсон проанализировал 6000 случаев пробуждения у детей памяти их прошлых жизней; в качестве доказательств своих выводов он привел 2000 самых явных случаев, подтвержденных максимальным количеством доказательств (на основе показаний свидетелей, бывших родственниками перевоплотившихся детей в их прошлой жизни). – Прим. сост.

20

Е.И. Рерих писала слово Ашрам с прописной буквы только в случаях, когда это понятие относилось к Белому Братству. – Прим. ред.

21

В другой транскрипции – Тишья. – Прим. сост.

22

Имеется в виду новое воплощение Е.П. Блаватской. – Прим. сост.

23

Книга «Чаша Востока» представляла собой осуществленный Е.И. Рерих перевод избранных писем Маха. Вышла в Риге на русском языке в 1925 г. – Прим. сост.

24

Ариман – в зороастризме – предводитель сил зла. – Прим. сост.

25

Далее следует фрагмент текста, уже использованный в письме Е.И. Рерих другому адресату (письмо от 15.04.36). См. стр. 164 – Прим. сост.

26

«Люцифер» («Свет несущий») – журнал теософского общества, начавший издаваться еще при жизни Е.П. Блаватской. – Прим. сост.

27

Учитель М. и Рерихи часто называли Россию «новой страной». – Прим. сост.

28

Позднее книга издавалась под названием «Из пещер и дебрей Индостана». – Прим. сост.

29

«Теософист» – журнал теософского общества. – Прим. сост.

30

Мотто – девиз. – Прим. сост.

31

Скорее всего, речь идет о болгарском руководителе духовного общества Петре Донове (Дынове). – Прим. сост.

32

Рындами называли воинов-телохранителей великих князей в России XV–XVI вв. – Прим. сост.

33

«Учение Храма». В 4-х кн. Мн., 2001–2005. – Прим. сост.

34

Наилучшим видом погребения в эзотерических учениях считается кремация. – Прим. сост.

35

Дыхание – эквивалент понятия движения (как философской категории) в восточной метафизике. См.: Е.П. Блаватская, «Тайная Доктрина», том 1, Пролог. – Прим. сост.

36

Речь идет об А.И. Клизовском. – Прим. сост.

37

Имеется в виду А. М. Асеев, врач, последователь Агни Йоги, издававший журнал «Оккультизм и йога» и переписывавшийся с Е.И. Рерих. – Прим. сост.

38

Шанхайский мракобес и противник Учения Живой Этики.

39

Так в Учении назывались люди, чье увлечение изучением Агни Йоги носило поверхностный и временный характер. – Прим. сост.

40

Рулеры – планеты-управители в астрологии. – Прим. сост.

41

Имеется в виду книга Вс.Н. Иванова о Н.К. Рерихе «Рерих – художник-мыслитель».

42

Первая часть письма почти дословно повторяет содержание письма, датируемого тем же числом, которое приводится на стр. 363. Поэтому из данного письма в сборник включена только его вторая часть – ответы на вопросы корреспондента. – Прим. сост.

43

Имеются в виду наблюдения за состоянием организма и различными психическими проявлениями при начале открытия энергетических центров сознания. – Прим. сост.

44

Имеются в виду связанные с личностью каждого человека пространственные информационные наслоения, сохраняющиеся не только в Акаше, но и на материальных объектах физического плана бытия. – Прим. сост.

45

Имеется в виду видный политический деятель Чехословакии Томаш Масарик (1850–1937), бывший президентом страны в 1918–1935 гг.

46

Скорее всего, речь идет о Рихарде Яковлевиче Рудзитисе, руководителе рижского рериховского общества. – Прим. сост.

47

«Криптограммы Востока» – работа Е.И. Рерих. См.: Рерих Е.И. Основы буддизма. М., 2009. – Прим. сост.

48

Возможно, автор письма, на которое отвечала Е. Рерих, не совсем точно понял смысл того, о чем говорилось в письме Маха (фрагменты которых были изданы в «Чаше Востока» в действительности говорится: «Также не должен человек, исполняя свои обязанности, жертвовать собою даже ради похвальной и благородной цели, как это делают многие из нас. (Е. П. Б. в том числе.)» (письмо 72 с).

49

Возможно, речь идет о книге Фламмариона «Неведомое». – Прим. сост.

50

Имеется в виду Ю.Н. Рерих, ученый-востоковед, старший сын Рерихов.

51

Речь идет о книге Р. Рудзитиса «Братство Грааля».

52

Письмо было адресовано Р. Рудзитису, который страдал легкой формой заикания.

53

Имеется в виду В.А. Шибаев, секретарь Н.К. Рериха.

54

Письмо было адресовано А.И. Клизовскому, в то время работавшему над книгой «Основы миропонимания новой эпохи».

55

Ур. – сокращение от Урусвати, духовного имени Е.И. Рерих.

56

Письмо было адресовано Е.Ф. Писаревой, талантливой переводчице и автору ряда интересных работ по эзотерической философии Востока. – Прим. сост.

57

См. перевод данной книги в электронной библиотеке «Орифламма». – Прим. сост.

58

Данное письмо адресовано А.И. Клизовскому, автору книги «Основы миропонимания новой эпохи». – Прим. сост.

59

Речь идет о печально известной книге Вс. Соловьева «Разоблаченная жрица Изиды», от начала и до конца представляющей собой собрание самой циничной лжи и клеветы в отношении Блаватской. – Прим. сост.

60

В эзотерических духовных практиках данное действие называется визуализацией.

61

Маятник жизни – маятник биолокации.

62

Лучшей книгой Ч. Ледбитера Учитель М. считал «Внутреннюю жизнь». Немало работ этого автора, согласно оценкам Учителей и Е.И. Рерих, содержат в себе ошибки и искажения в толковании основных положений теософского учения. – Прим. сост.

63

Обе цитаты из кн. «Надземное».

64

В современной транскрипции – Чома де Кереш; венгерский ученый, один из первых европейцев, побывавших в Тибете.

65

Речь идет о Камне Чинтамани, священном терафиме Белого Братства. См.: Рерих Е.И. Криптограммы Востока // Рерих Е.И. Основы буддизма. М., 2009. – Прим. ред.

66

См. сборник: Рерих Н.К. Врата в будущее. М., 2010. – Прим. ред.

67

Речь идет о невежественных клеветнических обвинениях противников теософии в том, что теософы якобы почитают Сатану. – Прим. ред.

Экспедиции

Рерихи неустанно исследовали мир. В 1920 году семья оказалась в США, куда Николая Константиновича пригласили представить свое творчество. В ожидании Елена Ивановна времени не теряла — она открыла музей супруга, организовала несколько художественных центров.

View this post on Instagram

A post shared by Музей-институт семьи Рерихов (@roerich_museum_spb) on Feb 13, 2020 at 2:30am PST

Писательница Елена Рерих
В декабре 1923 года Елена, Николай и Юрий Рерихи отправились в Индию — как оказалось позже, их духовную обитель. Цели экспедиции объясняются цитатами из дневников участников похода: «ознакомиться с положением памятников древностей Центральной Азии, наблюдать современное состояние религии, обычаев», «создание живописной панорамы земель и народов Внутренней Азии», «сбор этнографического и лингвистического материала, характеризующего древние культуры региона».

Впрочем, имеются и иные версии назначения экспедиции — от выполнения миссии Объединенного государственного политического управления при СНК СССР до поиска Шамбалы, мифической страны в Тибете.

Маршрут движения Рерихов пролегал по Индии, Китаю, Алтайскому краю России, Монголии и Тибету. Судя по записям в дневнике Николая Рериха, поход был непростым, приходилось голодать и мерзнуть, но Елена Ивановна подавала мужчинам «пример бодрости. Чем больше была опасность, тем бодрее, готовнее и радостнее она была».

Елена Рерих во время Центрально-Азиатской экспедиции

В результате 4-летнего похода семья нанесла на карты мира новые географические точки, собрала десятки редчайших манускриптов и лингвистических материалов. После официального завершения экспедиции Рерихи остались в Индии и основали Институт гималайских исследований «Урусвати», главная цель которого состояла в исследовании районов Азии. Елене Ивановне отводилась роль знатока в области религии Востока.

Рерихи так беспокоились о культуре мира, что составили Договор об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников. Елена Ивановна направила все усилия на привлечение сторонников. В итоге в 1935 году под договором подписались главы 22 стран.

О Живой этике и агне-йогах: взгляд бывшего рериховца

В обзорной форме попытаюсь отразить семилетний опыт собственного изучения Агни-йоги и поделюсь некоторыми наблюдениями, связанными с психологией последователей этого движения.

Учение Живой этики является, несомненно, целостной и независимой мировоззренческой системой. Оно способно полностью заменить собой любые религиозные взгляды, каких бы до этого ни придерживался человек. Эта подмена происходит постепенно, сам же последователь считает, что он лишь дополняет и расширяет те познания, которые были у него ранее. Большинство адептов рериховского движения искренне считают себя православными людьми, не осознавая, что уже давно отошли от вероучения Православной Церкви. Форма изложения учения достаточно своеобразна, книги Живой этики представляют собой своего рода мозаичную подборку стихов на разные темы. Новичку очень тяжело составить общее впечатление об учении, так как каждый стих дает лишь фрагментарное описание темы. Цельная картина учения вырисовывается только через несколько лет изучения Агни-йоги. Учение кажется логичным его последователям, что дает им возможность достаточно просто его защищать, по крайне мере, в собственных глазах.

Изучая книгу за книгой, стих за стихом, неофит агни-йоги все больше и больше пропитывается идеями учения. Условно говоря, он начинает смотреть на все факты своей жизни и весь мир сквозь призму идей, изложенных в книгах учения. Постепенно, по мере углубления, способность к объективной оценке ситуаций все более и более снижается пока, наконец, не исчезает совсем.

К Православной Церкви рериховцы относятся неоднозначно: с одной стороны, они провозглашают, что учение Агни-йоги идентично «истинному» учению Христа, с другой – постоянно говорят, что Церковь извратила учение Христа: «То, что сохранилось в настоящем Каноне, несомненно, может рассматриваться как наименее предосудительное. И, тем не менее, даже такое заключение не должно быть принято поспешно, ибо вы знаете, что Сабин, епископ Герака, лично выступивший на Никейском Соборе, утверждал, что – «за исключением Константина и Сабиния, епископа Памфилии, все прочие епископы были неграмотные, ничего не понимающими людьми (тварями), что равносильно тому, что сказать, что они были сворой дураков…»[1]. Но представление о том, что Христианская Церковь является лжецерковью, не мешает многим из приверженцев Агни-йоги считать себя православными. При этом рериховцы обычно имеют весьма отдаленное представление о традиционных религиях, в том числе и о христианстве[2].

Агни-йога постоянно разделяет «учение Христа» и учение Церкви. У последователя, в конце концов, складывается впечатление, что Учитель Иисус Христос принес новый виток «эволюционного знания» на Землю, но «церковники» в борьбе за мирскую власть и деньги его извратили, агни-йога же восстанавливает чистоту первичного «учения Христа». Человек перестает видеть Церковь как она есть, учение агни-йоги формирует у него ярко выраженное негативное представление о Церкви, через призму которого он на Нее смотрит. Внедряемые в сознание мощные негативные установки сочетаются с возвеличиванием последователей учения агни-йоги. Сами рериховцы считают себя духовной элитой человечества.

Книги агни-йоги сложны для восприятия (краткие стихи, расплывчатые формулировки, тематическая разбросанность), потому людей, которые могут сказать, что они действительно знают ее, очень мало. Это дает возможность все сомнения, которые возникают у неофитов, «списать» на их слабое знание учения агни-йоги. В процессе же знакомства с учением человек все более и более втягивается в него, и установки агни-йоги все сильнее внедряются в сознание последователя, пока не происходит полное их принятие.

На первых этапах в учении немало говорится о Христе, но чем дальше человек отходит от первых книг учения вглубь, тем реже упоминается Его имя. Это продолжается до тех пор, пока на первый план не выходит термин «иерархия» и само слово Христос не заменяется понятиями «великий учитель», а «учителями» в живой этике так же считаются такие «махатмы» как Будда, Кришна, Мориа и т.д. Необходимо заметить, что в учении вообще не используются такие понятия, как «православие», «католицизм» или «протестантизм». Всякое упоминание о христианстве носит исключительно негативный характер. Из святых, в основном, упоминается преподобный Сергий Радонежский с тонким намеком, что он был одним из воплощений «махатмы Мориа», давшего учение Агни-йоги. Существует много спекуляций вокруг имени святого Иоанна Кронштадтского. Больше всего рериховцы спекулируют на том, что прп. Иоанн якобы благословил деятельность Николая Рериха как «духовного реформатора»: «Во всех трудах своих смотри в основу и углубляй добро» (Письма Е.Рерих. С.164). Эти слова приписывают Иоанну Кронштадтскому и усматривают в них призыв к созданию Агни-йоги. На практике любые христианские понятия, например, «благодать», «догмат» в учении агни-йоги полностью меняют свое смысловое значение.

Учение Агни-йоги магично по своей природе, магические явления выдаются его последователями за духовное продвижение. Агни-йога действительно приводит к появлению так называемых сверхъестественных способностей: таких, как ясновидение, яснослышание, возможность воздействовать на людей и программировать совершение определенных событий. В процессе оккультной духовной практики вырабатывается способность слышать некий ведущий голос, который начинает звучать в сознании человека. Этот голос говорит, что и как человек должен делать. Фактически на определенном этапе практики Агни-йоги человек превращается в слепую марионетку ведущих его сил, которых он считает «махатмами». При этом сам он ни на йоту не сомневается ни в своей свободной воле, ни в непогрешимости этих сил. Любые сомнения в «руке ведущей» отвергаются. Сомневаться в «учителе» нельзя: «Для опыта над психической энергией сомнение есть самое большое препятствие» (АУМ.507). Сомневающийся выпадает из «эволюционного потока», разрывает свою связь с «иерархией», утяжеляет свою карму. «Три обстоятельства могут особенно отяготить карму: первое – отказ от учителя, второе – подозрение, что связь с Иерархией может навлечь несчастье, и третье – уклонение от ответственного поручения…» (Сердце.59).

Некоторые могут возразить, сказав, что Агни-йога осуждает магию. Вместе с тем, доказательств магичности учения Агни-йоги очень много. Для того чтобы в этом убедиться, достаточно задуматься над следующими вопросами: как могут быть использованы знания о тонких энергиях духовно недобросовестными людьми? Как с заявлениями об осуждении магии согласовать обилие информации, посвященной внушению, месмеризму? Как духовно неподготовленный человек может бороться с одержимостью, о которой так много сказано в учении? Агни-йога говорит о том, что погружаться в тонкий мир нельзя, но при этом предоставляет все возможности именно для этого погружения (достаточно бросить беглый взгляд на книжные развалы, чтобы увидеть многочисленную контактерскую литературу, основанную на фрагментах именно Живой этики).

Учение очень «затягивает», при этом у его последователей очень редко возникают вопросы о характере тех сверхъестественных явлений, с которыми они сталкиваются. Изначально существует некая уверенность в собственной непогрешимости, поэтому любая критика воспринимается как мракобесие и попытка темных сил увести с «пути света». «Конечно, невежество есть союзник сил темных» (Живая этика. Сердце.518). Под невежеством понимается отказ от учения.

Критический ум мог бы легко понять, что то обилие информации о тонких энергиях и механизмах их работы вряд ли заслужено последователем учения и, что он, в принципе, не сумеет использовать эти знания во благо, так как не обладает для этого ни моральными, ни духовными качествами и силами, ведь учение Агни-йоги не способствует их развитию. Но критический подход по мере углубления в Живую этику исчезает, ведь, как мы помним, любые сомнения запрещены. Гордыня не дает возможности себе признаться, что ты не достоин никаких «божественных» откровений, равно как не достоин владеть сверхъестественными силами.

Если на начальных этапах неофит чаще всего любопытствует, то на последних он может стать, если выполнит все условия, изложенные в учении, мощным магом, хотя называть себя будет агни-йогом и если вы назовете его магом, страшно обидится.

Учение говорит много правильных слов, и логически доказать его несостоятельность можно только после очень глубокого его изучения, стремления к чему у людей, дошедших до этого этапа, в большинстве случаев не бывает. Присутствует обилие красивых и возвышенных фраз, но последователи забывают о том, что судить нужно не по словам, а по делам. Ну, а каковы дела?

Сущность любого религиозного учения состоит в преобразовании духовного облика человека. Естественно, в зависимости от того, насколько этот процесс эффективен, настолько действенно и верно учение. Первые же годы существования христианства явили пример высочайшего мужества, самопожертвования и святости. Наблюдается ли подобное среди последователей учения? Нет! Даже имена крупных лидеров фактически можно пересчитать по пальцам, несмотря на то, что учение существует более полувека, что странно, если учесть, что в Живой этике агни-йог приравнивается к Богочеловеку. Но на примере жития тех, кого Агни-йога хотя бы формально признает великими учителями – Иисуса Христа или Будды – мы видим прямо противоположное. Может быть, сами Рерихи явили пример святого служения? Кем они были? Общественными деятелями, людьми искусства, имевшими очень хорошее светское образование, широкие связи в сфере политики, выступали с крупными культурными и политическими инициативами, но святыми они не были. Ибо святость не сопоставима ни с искусством, ни с политикой, ни с общественной деятельностью.

В учении много говорится о единении и постоянно порицаются все мировые религии за то, что якобы они несут в себе разъединение. Вместе с тем, западные теософы до сих пор не признают учение агни-йоги. В России последователи учения разбиты на враждующие группировки со своими лидерами, наиболее известны из этих лидеров Сидоров, стоящий во главе организации «Мир через культуру», и Шапошникова, возглавляющая «Международный Центр Рерихов».

Возможно, учение, которое было дано через Рерихов, имеет те же основы, что и другие религии, как оно само и утверждает? Нет! То, что оно не имеет ничего общего с христианством, по крайней мере, с православным, вы, можете убедиться, прочитав мою книгу «Суд совести: агни-йога против христианства.

Рериховцы могут сослаться на буддизм[3] или индуизм. Но буддизм, например, признает раскаяние и творение милостыни, чего нет в учении агни-йоге. Я уже не говорю о том, что толкование буддийской символики Рерихами значительно отличается от толкования самих буддистов, что нетрудно проверить, если познакомиться с классикой буддийской литературы. Возможно, в основе учения агни-йоги лежит индуизм? Нет! В индуизме «махатма» – это человек, достигший высочайшего духовного развития. В то время как в учении агни-йоги махатмы оказываются, скорее, политиками и магами, что полностью противоречит представлениям индусов. Часто Е.И. Рерих ссылалась на авторитет Шри Рамакришны, одного из индийских учителей. Но Шри Рамакришна, пройдя стопами разных учений, не создал нового учения. Он считал, что индус должен оставаться индусом, буддист – буддистом, христианин – христианином. В то время как Агни-йога пытается все эти системы подменить собой.

Несколько слов скажем о последователях учения. Часто это люди интеллектуального склада ума, многие имеют высшее техническое образование. О них можно сказать: живой ум и холодное сердце. Через интеллект они пытаются познать Бога, хотя встречается немало истинно «верующих», которые просто заблуждаются в характере учения, к которому они примкнули.

Последователей рериховского движения условно можно разбить на несколько направлений.

Входящих в первую группу можно назвать академистами – исследователями. Это люди, которые занимаются «рериховедением»: исследуют творчество Н.К. Рериха и его общественную деятельность. В общем, эти люди близки к академической науке в ее классическом понимании. Часто они работают поодиночке или объединяются в очень маленькие группы, которые почти не известны за пределами их круга.

Второе направление – активные пропагандисты. К этой группе относятся те, кто не столько углубляется в идеи, возвещенные Рерихами, сколько пытается их активно распространять. Они устраивают выставки картин или репродукций картин Н.К.Рериха, проводят семинары, симпозиумы, читают лекции в учебных заведениях, издают книги Рерихов и учения агни-йоги, открывают музеи, посвященные Рерихам. Они проявляют себя через общественные организации, которые имеют очень широкий спектр: от маленьких, до настоящих гигантов с широкими связями, как внутри страны, так и за рубежом.

Третья группа, на мой взгляд, является гораздо опаснее двух предыдущих — это мистики-контактеры. Это люди, получившие определенную информацию в результате контактов с бесами, которую они выдают, в большинстве случаев, за послания «великого учителя», давшего учение Агни-йоги. Среди них очень много людей с явными признаками одержимости. Чаще всего они свято верят в свою миссию спасения мира от зла, при этом собираются спасать всю Землю, нисколько не сомневаясь в своем избранничестве. Попытки их образумить воспринимаются ими как козни сатаны, пытающегося помешать их миссии. Они сеют вокруг себя психическую нестабильность, часто создают собственные организации, активно печатают и распространяют сборники тех посланий «свыше», которые получают.

Четвертый тип наиболее опасен: магиманипуляторы. Эти люди почти никогда не появляются на поверхности. Они – серые кардиналы, стоящие в тени. Но именно они создают самые мощные общественные организации. Это люди, которые обладают способностью воздействовать магически (благодаря помощи демонического мира) на ход событий и направлять их в то русло, которое они считают правильным. Бороться с ними ни одна общественная организация не может, это уже дело Бога.

В принципе, все рериховские организации независимы друг от друга. Реально в нашей стране существует несколько блоков рериховских организаций, основное отличие которых заключается в признании или непризнании того или иного лидера рериховского движения. Если внутри самих блоков организации более или менее ладят, то между блоками идет негласная война.

[1] Письма Елены Рерих. Кишинев. Лист. 1995. С.670.

[2] См.: Питанов В.Ю. Суд совести: агни-йога против христианства.

[3] Имеет ли учение агни-йоги какое-нибудь отношение к традиционному буддизму? Скорее всего, никакого. Во-первых, в агни-йоге постоянно говорится о «незримом (тонком) учителе», в буддизме же учитель должен быть живым человеком. Во-вторых, учитель в буддизме должен принадлежать «живой традиции», т.е. сам, в свою очередь, должен иметь учителя. Судя по всему, у Рерихов не было таких учителей. В-третьих, в буддизме статус учителя могут подтвердить другие представители этой же традиции. Далее, в буддизме огромное значение имеют практики медитации, которые отвергаются агни-йогой. При этом под медитацией Е.Рерих понимает развитие мышления и четкости мысли (Письмо Е.Рерих от 08.11.34), в буддизме же речь идет о постижении «пустоты», освобождении от мыслей. В агни-йоге отсутствует аналог такого важного учения, как учение о бодхичитте. Бодхичитта – это осознание «пустоты» как всеобъемлющей истинной природы реальности, а также это «реальное проявление» любящей доброты и сострадания ко всем существам. Отношение к миру в агни-йоге и буддизме совершенно различно. Агни-йога учит о «духовном эволюционизме». Индивидуальность эволюционно восходит от одного «духовного» уровня к другому, продвигаясь по бесконечной цепи «космической» иерархии. В буддизме этот мир есть средоточие пожара страстей и несправедливости, и человек должен спасаться и бежать из него, он не должен к нему привязываться.

Ссылки на буддийские источники и авторитеты в агни-йоге очень ограничены, главным образом они связаны с Гаутамой Буддой. На многих других авторитетнейших учителей ссылок в учении почти или полностью нет: Нагарджуна, Падмасамбхава, Миларепа, Атиша, Цонкапа и др. Помимо того многие важнейшие буддийские идеи и принципы, в том числе из махаяны, махамудры, крайне мало или почти не освещены, и их потенциал не используется в учении. Все вышеперечисленное позволяет сделать вывод, что учение агни-йоги и сами Рерихи никакого отношения к традиционному буддизму не имели.

Смерть

До последних дней Елена Рерих считала своим домом Россию и имела российское гражданство. После смерти Николая Константиновича в январе 1948 года женщина с сыном хотели вернуться, но им отказали в визах.

View this post on Instagram

A post shared by Музей-институт семьи Рерихов (@roerich_museum_spb) on Mar 27, 2020 at 3:02am PDT

Елена Рерих в последние годы
5 октября 1955 года Елена Рерих умерла в индийском городе Калимпонг. Причина смерти естественная — писательнице исполнилось 76 лет. На месте ее кремации воздвигнуто традиционное буддистское сооружение — ступа. На фото с этого места можно увидеть табличку:

«Елена Рерих, жена Николая Рериха, мыслитель и литератор, давний друг Индии».

Философ-востоковед ушла из жизни, но память о ней и ее супруге осталась жива. В 2001 году в Москве организовали Благотворительный фонд им. Елены Рерих, который финансирует труды, направленные на популяризацию наследия Рерихов, развитие мировой культуры.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: