Шивананда Йога. Подготовка преподавателей йоги в Нетале

История йоги началась около четырех тысяч лет назад. Первые письменные упоминания о ней имеются в Ригведе. Индийский гуру Свами Шивананда (1887 – 1963) родился на юге Индии в штате Тамилнад. Первоначально он был врачом-хирургом. Но однажды он вылечил бродячего монаха, который стал учить его йоге. После этого врач уехал в Северную Индию и в городе Ришикене (в мировой столице йоги) нашел учителя и наставника. Десять лет он достигал духовного просветления, и все время к нему шли ученики.

йога шивананда

Мои первые шаги в Йоге

Джайя Кумар Свамишри
В 1995 году я начала заниматься йогой в Центре Индийской Культуры при Посольстве Индии. Моим первым учителем был Джай Кумар Свамишри.

Сначала, как и все неофиты, я не задавалась вопросом, какой йогой мы занимаемся. Мне просто нравились процесс, учитель, результат. Я была полностью довольна тем, как проходили уроки.

Я занималась в этом Центре до 1999 года и даже получила сертификат, дающий право преподавать йогу. Мой учитель покинул Москву, и я начала заниматься разными направлениями йоги. Анализируя то, что давал мне Джай Кумар Свамишри, я решила, что мой первый учитель давал нам Шивананда Йогу.

Что мы делали на его занятиях? Сначала мы немного дышали Капалабхати, потом Анулома Виломой, после выполняли Сурья Намаскар, потом расслаблялись, после чего были перевернутые позы, потом наклоны и прогибы, в конце балансы на руках и позы стоя. Именно эта схема заложена в последовательность из 12 асан, которая считается базовой в Шивананда Йоге.

Противопоказания

Состояния, при которых йога-терпаия противопоказана:

  • Органические поражения сердца (порок сердца, мерцательная аритмия, аневризма аорты и т.д.).
  • Психические заболевания.
  • Заболевания опорно-двигательного аппарата, имеющие инфекционное происхождение.
  • Тяжелые черепно-мозговые травмы.
  • Серьезные нарушения схемы тела.
  • Прием большого количества лекарств.
  • Послеоперационный период.
  • Гипертермия (выше 37 градусов).
  • Сильная физическая усталость.
  • Обострение хронических заболеваний.

Лекции о направлениях Йоги

Свами Шивананда
Несколько лет назад я начала участвовать в курсах подготовки преподавателей йоги. На этих курсах я всегда читала лекции о разных направления йоги. О Шивананда Йоге я рассказывала с большим удовольствием и считала, что хорошо знаю её.

Однако в последнее время я стала слышать от учеников курса, что занимаясь по системе Шивананда йоги, они выполняли Полное Йоговское Дыхание не так, как мне объяснял мой первый учитель, что при выполнении базовых Пранаям не делали Бандхи. Были и другие мелкие разногласия.

Узнав всё это, я поняла, что плохо представляю себе, что такое Шивананда Йога, и мне необходимо прикоснуться к первоисточнику, чтобы не сеять искаженную информацию в умах студентов нашего курса.

Особенности системы

Ознакомимся с тем, что разработал Свами Шивананда. Йога предполагает выполнение пяти шагов:

  • упражнения (каждому в пределах ему доступных);
  • правильное дыхание;
  • умение расслабляться;
  • диета;
  • положительное, заслуживающее одобрения мышление.

Йога шивананда все упражнения сосредотачивает на укрепление позвоночника. Это ее особенность. Этому придается такое большое значение, поскольку там находится спинной мозг. В нем имеются центры нервной системы, которые во время упражнений активно снабжаются кровью, несущей питание и кислород. Этот эффект сохраняется до следующего дня, когда снова происходит обновление и омоложение центральной нервной системы. Асаны также массируют внутренние органы, результатом становится их эффективная работа. Это все происходит не сразу, но положительный результат, тяга к занятиям и хорошее настроение придут уже через две-три недели.

Выбор места обучения

Шивананда Йога сейчас широко представлена в мире. Однако в России нет курсов подготовки преподавателей этого направления. Поэтому у меня возник вопрос: «Куда ехать учиться?»

Ближайшее место, где проходят такие курсы, Польша. Там курсы проводятся с синхронным переводом на русский язык и стоят для россиян дешевле, чем в других местах. Довольно привлекательно выглядели Ашрамы в Альпах или на Багамских Островах.

«Если хочешь в чем-то разобраться, то надо идти к истоку», — именно этой мыслью я руководствовалась, когда принимала решение. Несмотря на то, что главный Ашрам Шивананда Йоги находится сейчас в Канаде, я выбрала Индию. Ведь Шивананда Йога началась в предгорьях Гималаев в Ришикеше.

В Ашраме Шивананды в Ришикеше сейчас курсы по подготовки преподавателей не проводят, поэтому я сместила свое внимание чуть выше, чуть ближе к истоку Ганги и нашла Шивананда Кутир в Нетале рядом с Уттаркаши.

Шивананда Кутир находится прямо на берегу Ганги, которую здесь называют Бхагиратхи. Слово «кутир» означает коттедж или домик.

Свами Акхандананда

Изначально это был небольшой домик, в котором выполнял свою духовную практику ученик Свами Шивананды по имени Свами Акхандананда. Он занимался здесь в основном медитативными практиками и вел уединенный образ жизни.

Свами Вишнудевананда

В 1991 году Свами Вишнудевананда, один из ближайших учеников Свами Шивананды, искал место для своего Ашрама в окрестностях Уттаркаши. Уттаркаши был для него значимым местом. Здесь в молодости он занимался своей личной практикой вскоре после принятия монашества. Именно после возвращения из Уттаркаши Свами Шивананда сказал Свами Вишнудевананде, что он готов распространять йогу по всему миру.

Теперь, после «покорения Запада», Свами Вишнудевананда приехал в Уттаркаши и искал уединенное место для своей личной практики. Рядом с поселком Нетала он встретил своего брата-монаха Свами Акхандананда. Оба были очень рады этому случаю, потому что не виделись много лет.

Шивананда Кутир. Фото 1993 года

Свами Вишнудевананда рассказал ему о своем намерение. Тогда Свами Акхандананда показал ему свой Кутир, поднял горсть земли и передал ее Свами Вишнудеванаде со словами: «Эта земля теперь твоя».

Тогда это действительно был совсем маленький домик.

Долгое время в этом месте не проводились массовые мероприятия типа курсов для инструкторов. Это было место, где руководители направления могли спокойно заниматься своей практикой.

Свами Вишнудевананда очень любил это место. Несмотря на то, что он умер в Керале, он пожелал, чтобы его тело погрузили в воды Ганги именно здесь. После смерти Свами Вишнудеванады на территории этого Кутира было сделано много преобразований, появились новые здания, обновился храм Шивы.

С 2000 года в этом месте начали проводить курсы подготовки преподавателей йоги. Сейчас здесь есть возможность разместить 36 учеников и около 10 учителей и служащих.

Шивананда Кутир 2020 г.

В других Ашрамах на подобных курсах учатся сотни студентов. Так что, если вы хотите индивидуальный подход при обучении, то вам надо ехать сюда.

Веданта или Санкхья?

На первых же занятиях я поняла, что Шиванада Йога базируется прежде всего на философии Веданты. Именно этот предмет здесь считается самым важным.

Свами Вивекананда, который познакомил Америку и Европу с основными положениями Веданты еще в 19 веке, тоже рассматривал Раджа Йогу в ключе Веданты, однако никогда не пропагандировал Хатха Йогу.

Он шёл чисто интеллектуальным путем познания реальности. Свами Шивананда же стоял на позициях Веданты с философской точки зрения и при этом активно использовал техники Хатха Йоги: асаны и пранаямы.

Йога — одна из 6 систем индийской философии, которая базируется на Санкхье. Описание Высшей Реальности с позиции Веданты и Санкхьи немного разные. На курсе Шивананда Йоги нам преподавали прежде всего именно Веданту. Хотя были лекции и по Бхагават Гите, на которых разбиралась Санкхья. Лекции читали два разных человека и об одних и тех же вещах они говорили немного по-разному.

К примеру, на лекциях по Веданте нам говорили, что после смерти разрушаются физическое и тонкое тела, а перерождается только причинное тело. На лекциях по Бахгават Гите же утверждалось, что перерождаются и тонкое, и причинное тела. Конечно, это мелочь. Понятно, что точный ответ на этот вопрос получить невозможно. Некоторые философские системы вообще идею перерождения не допускают. Но все-таки ученики себя чувствуют уютней, когда преподаватели на одни и те же вопросы дают одинаковые ответы. К тому же, в конце курса подразумевался экзамен.

Кроме Веданты и Бхагават Гиты нам давали азы Анатомии и Физиологии Йоги, обучали пению Бхаджан и Мантр. Постоянно говорили о важности следования 5 пунктам йоги:

  1. правильные упражнения (асаны);
  2. правильное дыхание (пранаяма);
  3. правильное питание (вегетарианство);
  4. правильное расслабление (шавасана);
  5. правильное мышление (медитация).

Были практические занятия по асанам и пранаямам для развития личного уровня практики, а так же нас обучали проводить классы по йоге в начальных группах. Каждый из нас дважды попробовал себя в качестве преподавателя йоги.

Классы для начинающих и базовая последовательность асан

Однако кроме этих 4-х последовательностей в нашем учебном пособии описаны еще 8 классов для начинающих.

Если сравнить те 4 последовательности, которые мы разбирали, с 8-ю описанными потом, то становится понятно, что здесь описаны два варианта входа в базовую последовательность.

1-й вариант более быстрый и состоит из 4 уроков, 2-й более постепенный и состоит из 8 уроков. То есть предполагается, что можно постепенно подготовить человека к выполнению базовой последовательности либо за 4, либо за 8 уроков.

Сама базовая последовательность — это не только те 12 поз, которые можно увидеть на картинке. Есть еще промежуточные упражнения и позы.

Начнем с того, что вначале делаются дыхательные упражнения, потом Сурья Намаскар, после идет расслабление в Шавасане. Потом идут динамические упражнения для ног лежа на спине, которых нет на картинке, так как это упражнения, а не асаны.

Первая асана — Ширшасана. После нее выполняется Шашанкасана, которая считается компенсацией к стойке на голове, а не отдельной позой. Именно по этой же причине Пурвоттанасана, которая идет после Пашчимоттанасаны, не показана на схеме 12-асан. Она считается позой для компенсации наклона.

После Дханурасаны есть еще и Марджариасана. Кроме того, здесь есть еще три Макарасаны — перед, между и после прогибов, лежа на животе. Так что реально в базовой последовательности больше 12 поз. Те позы, которые считаются подготовительными или компенсационными, на схеме отсутствуют.

На курсе мы сначала тренировались проводить последовательности для начинающих, потом каждый из нас провел базовую последовательность.

На классах, где мы развивали уровень своей личной практики нам редко давали базовую последовательность в чистом виде. Асаны были разные.

К примеру, лежа мы не только поднимали и опускали ноги, как предлагалось начинающим, но и интенсивно вытягивали их. То есть выполняли разные варианты Супта Падангуштхасаны, в том числе, и довольно сложную вариацию с ротацией в тазобедренном суставе.

Из стойки на голове предлагалось выйти в Пинча Маюрасану и сделать прогиб. Желательно было выполнить полного скорпиона, то есть поставить стопы на голову. Мы делали и Хануманасану, и Эка Пада Ширшасану, и Гарбха Пиндасану. То есть мне на занятиях по асанам скучно не было.

Для того, чтобы получить право преподавать не только базовую последовательность, достаточно пройти еще один курс, который называется продвинутый курс преподавателей йоги (АТТС). То есть в этой системе всего две ступени. На первой готовят Сиромани, на второй — Ачарья.

Структура урока

Каждый урок строится по следующей схеме:

  • начинается с полного расслабления, дыхательной гимнастики и остановки мысленного потока;
  • динамический комплекс приветствия солнца — Сурья Намаскар, который является своего рода зарядкой, а также открывает энергетический резервуар в солнечном сплетении;
  • основная часть занятий — выполнение асан;
  • завершение каждого урока — финальная релаксация и сохранение состояния полной расслабленности и внутренней гармонии.

Релаксация

Релаксация — одна из основных техник в Шивананда йоге. Каждый урок начинается с неё и заканчивается ею; в состоянии расслабленности осуществляются и все асаны.

Релаксация

Поэтому релаксация проводится после каждого упражнения или комплекса упражнения. При таком подходе каждая следующая асана выполняется с новыми силами, а по окончании занятий в теле сохраняется ощущение лёгкости и энергичности.

Важно! Мантры являются неотъемлемой частью йога-классов, так как создают необходимую атмосферу, повышают вибрации, а практикующих делают более
осознанными и сконцентрированными.
Полная расслабленность позволяет организму перезагрузиться, открывает притоки новой энергии, а также снимает энергетические блоки.

Перед началом занятий произносится мантра Гаджананам, посвящённая богу благосостояния Ганешу. Она привлекает в пространстве необходимую энергию, формирует астральные образы и позволяет настроиться на предстоящую йогическую практику. Эта мантра настраивает ум на Высшее Я, позволяет отстраниться от своего эго и подготовиться к практике.

Шавасана

Шавасана выполняется следующим образом:

  1. Нужно лечь на спину на пол.
  2. Ноги вытяните, разведя их немного в стороны — на ширину плеч.
  3. Сохраняя небольшое расстояние между кистями и бёдрами, положите руки вдоль тела ладонями вверх.
  4. Глубоко вдохнув, постарайтесь максимально напрячь все мышцы тела.
  5. Сделайте медленный выдох.
  6. Несколько раз глубоко подышите, но пока не расслабляйтесь.
  7. И, наконец, с закрытыми глазами теперь полностью расслабьтесь.

Видео: техника расслабления Шавасана

Расслабляясь, следите за очередностью частей тела:

  • сначала нижние конечности — расслабляйте ноги от кончиков пальцев до бёдер;
  • затем верхние конечности — от кончиков пальцев рук до плеч;
  • расслабление туловища, которое начинается от промежности и до шеи;
  • потом от шеи до затылка;
  • в последнюю очередь расслабляете голову, причём начиная от затылка, через макушку, на лицо;
  • последними достигают расслабления лоб и глаза.

Лоб и глаза необходимо расслабить в последнюю очередь, так как без этого не удастся достичь релаксации ума и остановки мыслительного потока.
Важно! Остановка потока сознания и внутреннего диалога без использования некоторых ухищрений, как правило, практически невозможна. Достигается это состояние благодаря некоторым уловкам. Так, можно сконцентрироваться на ощущении
температуры воздуха в ноздрях во время дыхания. Как правило, после этого остановка мыслительного потока происходит сама собой.
Примечательно, что Шавасана с первичным напряжением проводится только в начале и конце занятий. В середине комплекса асан этого не требуется. Именно благодаря Шавасане можно получить максимальный эффект от асан, так как вытянутое на полу и расслабленное тело способствует правильному распределению энергии по всему организму.

Пранаяма

Пранаяма — это дыхательная гимнастика. Её желательно осуществлять после выполнения комплекса асан — тогда она наиболее эффективна. Однако если такой возможности нет, правильному дыханию можно посвятить утро, а именно — время сразу после пробуждения.

Пранаяма

Узнайте о такой дыхательной практике в йоге, как — Прана-йога.

В Шивананда йоге пранаяма выполняется в двух методиках:

  1. Капалабхати. Это очистительное дыхание, которое делают рано утром, натощак, после опорожнения кишечника и прохладного душа. Выполняется в любой сидячей позе с прямой спиной, например, в позе Лотоса (Падмасана). Глаза нужно закрыть, а внимание сконцентрировать между бровями. Дышите через нос — делайте пассивный, плавный и неслышный вдох, после которого следует громкий и сильный активный выдох через ноздри. Для новичков необходимо сделать 36 повторов, а опытным — довести число до 108. Главное, чтобы во время выполнения техники дыхание было брюшного типа, а грудь и верхние отделы лёгких оставались неподвижными.
    Видео: дыхание Капалабхати
  2. Анула-вилома. Это размеренное и вдумчивое дыхание. Осуществляется в любой удобной асане; можно остаться в Падмасане после предыдущей техники. Средний и указательный палец правой руки положите на межбровное пространство, а большим пальцем закройте правый носовой ход. Медленно и глубоко вдохните свободной ноздрёй, затем закройте её безымянным пальцем и мизинцем, а правую ноздрю откройте, выдохните через неё. Затем повторите все действия наоборот — вдохните через правый носовой ход, а выдохните через левый. Сделайте от 4 до 10 подходов.
    Видео: Анула-вилома

Умение контролировать дыхание наделяет способностью контроля над собственным разумом и своей жизненной энергией.
Пранаяма — это эффективные дыхательные упражнения, во время которых активно тренируется весь дыхательный аппарат, а насыщение крови кислородом происходит так хорошо, как ни в какой другой позе. Поэтому дыхательная гимнастика обладает такими полезными для организма эффектами:

  • улучшает работу сердца и сосудов;
  • обогащает мозг кислородом, что способствует активной умственной деятельности;
  • увеличивает объём лёгких, делая лёгочные мышцы более эластичными;
  • выполняет лёгкий массаж внутренних органов брюшной полости, облегчая работу кишечника и избавляя от запоров;
  • тонизирует желудок и поджелудочную железу;
  • благодаря кислородному обогащению оздоровляет все системы и органы.

Знаете ли вы? Йоги считают, что дыхание может как спровоцировать болезни, так и вылечить их. Так, например, если дышать только левой ноздрёй, можно спровоцировать приступ астмы, а если правой, то вылечить этот недуг.

Динамический комплекс

После релаксации следует динамический комплекс, который называется Сурья Намаскар — приветствие солнцу. Этот комплекс подготавливает к духовному пробуждению, а также готовит организм к выполнению основной части урока, разогревая мышцы, приводя их в тонус и растягивая связки.

Сурья Намаскар

  • 12 асан;
  • пранаяму;
  • медитацию.

Все упражнения выполняются с концентрацией на дыхании и в медитативном состоянии созерцания и остановки мыслительного потока.
Комплекс представляет собой очерёдность из 12 активных асан, во время которых осуществляются наклоны в стороны, вперёд и назад, которые растягивают и сгибают позвоночник, а также другие части тела.

Вам будет интересно узнать, о таких видах йоги как: Айенгара и Кундалини.

Асаны Сурья Намаскар:

  1. Пранамасана — молитвенная поза. Стоя прямо, соединив стопы, расправив позвоночный столб, слегка напрягите мышцы пресса. Руки при этом сложите перед собой в жесте «намастэ». Глубоко вдохните. Мысленно поприветствуйте солнце — с закрытыми глазами и успокоив сознание.
    Видео: Пранамасана
  2. Хаста Уттанасана — поза с поднятыми руками. Нужно, вдохнув, поднять руки вверх по бокам от головы, ладони прижимаются друг к другу. Заведите верхние конечности далеко за голову, при этом делая прогиб в спине.
    Видео: Хаста Уттанасана
  3. Падахастасана — полный наклон вперёд. Выдыхая, нагнитесь вперёд, прикасаясь брюшиной к бёдрам. Голову нужно держать как можно ближе к коленным чашечкам, а ладони завести за стопы.
    Видео: Падахастасана
  4. Ашва Санчаланасана — всадник. Вдохнув, отодвиньте правую ногу далеко за спину, натягивая её, левую при этом согните. Спину выровняйте и сделайте прогиб, смотря вверх.
    Видео: Ашва Санчаланасана
  5. Парватасана — гора. Выдыхая, согнутую левую ногу потяните за спину, к правой; поставьте их рядом, выпрямите в коленях. При этом голову опустите в наклоне вниз, а ягодицы поднимите повыше. Кистями упритесь в пол, а голова должна быть между руками. Взгляд должен упираться в колени, а стопы — твёрдо стоять на полу. Поза со стороны выглядит треугольной или похожей на гору.
    Видео: Парватасана
  6. Аштанга Намаскара — поклонение в позиции восьми точек. Согните колени, опуская их на пол и упираясь в него коленными чашечками. При этом задержите дыхание после выдоха. Удерживая ягодицы слегка поднятыми, также касаетесь пола подбородком и грудной клеткой. Таким образом до пола дотрагиваются 8 точек: кисти, стопы, колени, подбородок и грудная клетка.
    Видео: Аштанга Намаскара
  7. Бхуджангасана — змея. Вдыхая, опустите бёдра к полу, держите руки ровными и прогнитесь назад в позвоночнике. Нижние конечности должны лежать на полу в напряжённом состоянии, ладони упираются в пол, голова запрокинута назад. После этой асаны в обратном порядке повторяются предыдущие асаны.
    Видео: Бхуджангасана

Каждое новое упражнение в этом комплексе проистекает из предыдущего. Весь он должен выполняться мягко, плавно и непрерывно. Тело нужно расслабить, дыхание сделать глубоким и размеренным, подстраивающимся под каждую отдельную асану.
Выполняя упражнения из комплекса Сурья Намаскар, необходимо использовать только те мышцы, которые непосредственно участвуют в поддержании позы. Все остальные мышцы нужно полностью расслабить.

Важно! Обычно нижние чакры у человека более активны, нежели верхние, поэтому первые асаны начинаются с активизации
верхних, а именно с Сахасрары, которая открывается при стойке на голове.

Асаны

Основная часть йога-класса. Состоит из 12 асан, которые в традиции Свами Шивананды выстроены в строгой очерёдности, учитывающей влияние упражнений на тело, ум и энергетические каналы. Эта последовательность соответствует последовательности чакр.

Асаны

1. Стойка на голове

Другое название — Ширшасана.

Выполняется так:

  1. Нужно сесть, поместив ягодицы на пятки. Колени и ступни плотно прижимаются друг к другу. Руками упираетесь в пол, выбрав точки под плечами и немного вперёд перед коленями.
  2. Пальцы рук сцепляете в замок, образуя треугольник.
  3. Упираетесь макушкой в пол так, чтобы затылок был направлен к сцепленным рукам. Обхватываете голову, но следите, чтобы кисти были плотно прижаты к полу.
  4. Выравниваете ноги в коленях, при этом удерживая голову и руки неподвижными. Перенося свой вес на локти, поднимаете таз вверх.
  5. Удерживая колени втянутыми, подвигаете стопы поближе к голове. Бёдра должны оказаться прямо над головой.
  6. Отрываете стопы от пола и поднимаете их, при этом напрягая мышцы живота и поясницы, а также прижимая бёдра к животу. Пятки прижимаете к ягодицам и фиксируете это положение. Следите за регулярностью дыхания.
  7. Поднимаете колени вверх вместе с бёдрами. Контролируете, чтобы они были согнутыми и сложенными вместе. Коленные чашечки должны смотреть в потолок.
  8. Постепенно распрямляете голени, вытягивая ноги вверх. Полностью выпрямляете всё тело. Вес держите локтями. Дышите медленно и глубоко.
  9. Удерживаетесь в асане от 5 до 15 секунд.

Видео: Ширшасана Обладает такой пользой для организма:

  • укрепляет сердце благодаря притоку венозной крови;
  • стимулирует гипофиз и предотвращает дисфункцию эндокринной системы;
  • большой приток крови к головному мозгу нормализует работу вегетативной нервной системы;
  • является профилактикой опущения желудка;
  • тренирует мышечный корсет плечевого отдела;
  • совершенствует чувство равновесия;
  • приток праны заряжает энергией верхние чакры — Сахасрару, Аджну и Анахату.

Вам будет интересно прочитать, о йоге для спины и позвоночника.

2. Стойка на плечах

Другое название — Сарвангасана.

Выполняется так:

  1. Ложитесь на пол на спину. Поднимаете прямые ноги перпендикулярно полу, при этом голову не стоит отрывать от пола.
  2. Кладёте руки на ягодицы и поднимаете тазовую область повыше, сдвигая руки вниз по спине, в направлении к полу. Переносите вес всего тела на плечи, а ноги при этом поднимаются вверх.
  3. Руками поддерживаете туловище как можно ниже к полу, локти держите узко, а не широко.
  4. Удерживаете тело в вертикальном положении совершенно прямым, не качаетесь и не разводите конечности.
  5. Упираетесь в грудь подбородком, ноги расслабленные, вес распределяете на область плечевого пояса, а не на шею.
  6. Держитесь в такой позе 0,5–3 минуты.

Видео: Сарвангасана Польза от асаны:

  • повышается растяжимость мышц шейного и грудного отделов;
  • укрепляется сердце;
  • повышается выносливость спинных мышц в нижней части;
  • стимулируется работа щитовидной железы;
  • освобождаются энергетические блоки шейного отдела;
  • стимулируется чакра Вишудха.

Узнайте подробнее о даосской йоге.

3. Поза Плуга

Другое название — Халасана. Переход в эту позу происходит из предыдущей асаны.

Выполняется так:

  1. Неспешным движением опускаете ровные ноги за голову, упираясь пальцами в пол.
  2. Ровные руки ладонями в пол передвигаете за спину и держите одну напротив другой.
  3. Колени втягиваете, а пальцами ног касаетесь пола. Растягиваете икроножные мышцы.
  4. Удерживаетесь в асане пару минут.

Видео: Халасана Эффект позы Плуга:

  • растягивает все задние мышцы вдоль тела, повышая их эластичность;
  • происходит лёгкий массаж внутренних органов, что стимулирует пищеварительную систему;
  • предотвращается лордоз;
  • в шейном отделе снимаются энергетические блоки.

Пранаямы

Как ни странно, полному йоговскому дыханию здесь уделяется меньше места, чем было это сделано на классах моего первого учителя Джая Кумара Свамишри.

Полное Йоговское дыхание появляется на 2-ом уроке для начинающих, есть на 3-ем уроке, но на 4-ом и в базовой последовательности его отдельно уже не рассматривают. То есть считается, что за два урока это дыхание освоено? Мне кажется, что имеет смысл повторять технику Полного Йоговского Дыхания на каждом базовом занятии. Но этого в системе нет.

Мой первый учитель йоги Джай Кумар Свамишри говорил мне, что существуют два варианта выполнения Полного Йоговского Дыхание:

  1. вдох выполняется снизу вверх; выдох — сверху вниз;
  2. вдох выполняется снизу вверх; выдох — снизу вверх.

Мой учитель мне говорил, что оба варианта правильные. Надо выбрать какой-нибудь один и ему следовать. Он предложил нам делать выдох сверху вниз. Я так и делала все эти годы.

В Шивананда Кутир нам сказали, что выдох делается снизу вверх. Я решила попробовать перестроить свое дыхание. Надо сказать, что так дышать оказалось гораздо удобней. Выдох стал удлиняться без особых усилий.

Вторым сюрпризом для меня стали задержки без Бандх. Мы дышали Капалабхати, после делали 2-3 плавных вдоха-выдоха и только потом задерживали дыхание, не выполняя какие-либо Бандхи. Сначала мне это показалось очень неудобным и сложным. Всегда проще делать то, что привык. Но через какое-то время я поняла, что главная задача при выполнении такой задержки — научить расслаблению.

Анулома Вилому мы дышали почти весь курс тоже без Бандх. Мне и тут вначале было не легко, но постепенно я привыкла и под конец уже получалось легко дышать в предлагаемой пропорции. Начали мы с 4:16:8. Потом каждый день задача усложнялась. Под конец курса мы дышали: 7:28:14.

В последний день у нас был урок Пранаямы продвинутого уровня. На нем нам в первый раз рассказали о Бандхах. После месяца практики пранаямы без бандх после их подключения задержка ощущалась гораздо комфортней. Я бы сравнила этот тренинг, как бег с гирями на ногах. Если бегать все время с гирями, а потом их снять, то без этих гирь хорошо получиться побежать. Этот ли принцип заложен в этой методике или есть какие-то другие причины выполнения пранаям без бандх я затрудняются сообщить.

На последнем классе мы дышали Анулома Вилому в пропорции 8:32:16 и использовали бандхи. Как я поняла, здесь считается, что если человек не способен делать длительный задержки, то бандхи ему лучше не делать. То есть дыхание с задержками без бандх развивает дыхательные возможности легких, и на первом этапе именно эта задача ставится перед учеником. Когда задержка уже большая, то включаются бандхи и пранаяма рассматривается уже как энергетическая практика, направленная на аккумулирование энергии.

На этом последнем уроке мы так же выполняли Бхрамари, Ситали, Ситкари, Уддажайя и Саману Пранаямы. Удджайя и Бхрамари давались не так, как я привыкла делать. Саману — очень интересная техника с использованием концентраций на чакры и биджа мантры чакр.

Однако разобраться с этими энергетическими техниками нам на этом курсе не дали. Сказали, что этот уровень осваивается на второй ступени курса или на курсе под названием «Садхана Интенсив», где уделяется больше всего внимание именно пранаямам.

После этого курса мы имеем право преподавать только Капалабхати и Анулома Вилому с задержками, но без бандх.

Медитация и сатсанги

Дважды в день у нас были сатсанги: утром и вечером. На сатсангах была медитация, религиозные песнопения (киртан), прочтение фрагментов из книг Свами Шивананды. Киртану уделялось очень много внимания. Нам выдали специальную книжку с текстами, а на дневных лекциях мы подробно разбирали их значения. Так что теперь я тоже могу проводить Киртаны:)).

На самом деле, за один месяц я петь все равно не научилась, хотя каждый из нас хотя бы один раз побывал на месте запевалы на Киртане. Я считаю, что это очень ценный опыт. Прорабатывает психологические зажимы. Думаю, что надо подобную технику ввести на нашем курсе «Ачарья» в рамках работы с голосом. Основным запевалой будет Самир:)

Самой интересной формой сатсангов были пешие прогулки. Сначала мы шли вдоль Ганги в тишине. Потом садились на ее берегу и медитировали минут 45, потом пели Бхаджаны. Все очень любили такие сатсанги, потому что свободного времени для других прогулок было у нас мало, и эти минуты в тишине у реки наполняли нас энергией места.

Уровень обучения

На мой взгляд, информация на курсе подавалась хорошо, все преподаватели отлично владели своим предметом. Обратная связь тоже была. Мы писали домашние занятия по Веданте, Анатомии Йоги, по построению последовательностей асан. Наше домашнее задание прочитывалось преподавателями, и мы получали о и «Очень хорошо». Однако, что было написано неправильно не отмечалось.

У всех студентов была возможность провести по два полных класса по пранаяме и асанам. Это очень ценный опыт. Однако один преподаватель отслеживал 5 групп, которые одновременно занимались в классе. То есть его внимание было в любом случае рассеянным. В итоге в основном нас хвалили. Замечания по ведению, конечно, были, но не очень конкретные. Критика велась в очень мягкой и обтекаемой форме.

У некоторых учеников до этого курса был совсем небольшой опыт практики йоги. Для них многие асаны были новыми. Они не всё смогли освоить, поэтому ключевые моменты выполнения асан до конца некоторые не поняли. При этом всё равно они получили зачет по ведению. Мы на нашем курсе «Ачарье» при таком бы ведении сертификат не дали.

Уровень выполнения поз вообще никакой роли не играл. В этой системе не подразумевается демонстрация учителем асан базовой последовательности. При этом на первых 4 уроках (типа наших «Первых Шагов Йоги») и на открытом классе (более продвинутый уровень, чем базовый) демонстрация возможна. Но базовый класс почему-то надо вести только голосом.

Больше всего на курсе поощрялось само участие во всех мероприятиях и учитывалось хорошее поведение. Посещаемость тщательно отслеживалась. Пропустить что-то незаметно было невозможно. Все всегда ходили на сатсанги, не пропускали уроки хатха йоги, убирали территорию или делали еще какую-то работу, пели Бхаджаны. Именно участие во всех мероприятиях курса позволяло получить сертификат даже при слабо сданном экзамене.

Показания к применению

Йога-терапия применима:

  1. Для людей, имеющих хронические заболевания опорно-двигательного аппарата.
  2. При заболеваниях сердечно-сосудистой системы, а также гипертонии и гипотонии.
  3. При хронических заболевания дыхательных путей, в т. ч. и астме.
  4. При хронических заболеваниях мочеполовой системы.
  5. При эндокринных расстройствах.
  6. Для людей с заболеваниями ЖКТ.
  7. В случаях проблем с иммунитетом.
  8. При вегетососудистой дистонии, синдроме хронической усталости, депрессии и нарушении сна.
  9. При психосоматических проблемах после травм и стрессовых ситуаций.

Внимание! В случае наличия хронических заболеваний перед тем как приступить к занятиям, обязательно проконсультируйтесь со своим врачом.

Йогатерапия позвоночника

В большинстве центров йога-терапии существует отдельная программа для людей, имеющих проблемы с позвоночником.

Занятия по таким программам позволяют:

  • Снизить или полностью убрать болевые ощущения.
  • Повысить гибкость позвоночника.
  • Облегчить движение.

При правильном выполнении всех рекомендаций и систематических занятиях, такая программа позволяет не только устранить симптомы заболевания, но и его причину.

Сердечно-сосудистые заболевания

Наиболее подходящие практики для сердечно-сосудистой системы это:

  • Нидра-йога (практики лечебного сна).
  • Шавсана (практики расслабления).
  • Медитативные практики.
  • Пранаяма с парасимпатическим эффектом.

Что касается физических нагрузок, то здесь подбирается курс мягких упражнений с небольшой физической нагрузкой.

Заболевания ЖКТ

Здесь стоит сказать, что такие заболевания как язва, запор и другие расстройства ЖКТ тесно связаны с перенапряжением, постоянным стрессом или беспокойством. Ведь все процессы в организме неразрывно связаны друг с другом. Также причиной может быть неправильное и нерегулярное питание. Практики йога-терапии, в данном случае, нацелены на разрешение внутренних противоречий и балансировку психики и организма, после чего многие заболевания ЖКТ просто исчезают.

Здесь используют такие асаны как:

  • Супта Баддха Конасану и Супта Вирасану — при яве желудка и изжоге.
  • Адхо Мукха Шванасана — используется для улучшения пищеварения и состояния внутренних органов.
  • Макарасана и Шалабхасана — при несварении и тяжести в желудке.
  • Джатхара Паривартанасана — способствует улучшению работы поджелудочной железы.

Экзамен

Экзамен был письменным. Длился 3,5 часов. Был на английском языке и включал больше 100 вопросов. Вопросы были по Веданте, по Бхагават Гите, по биографии Свами Шивананды и Свами Вишну Девананды, по Анатомии и Физиологии Йоги, по построению последовательностей асан и Пранаяме, по Мантрам, то есть сразу по всем предметам, которые мы проходили.

Мой английский был не самым лучшим. Я не все понимала на лекциях. У нас был толстый учебник сразу по всем предметам. После лекций я читала, что мы проходили. Это мне помогало в освоении материала. Многие темы были известны до курса. С их пониманием больших проблем не возникало.

Новая информация на английском не всегда была понятна. Сначала я думала, что сертификат мне не нужен и экзамен можно не писать. Но потом, все-таки решила попробовать свои силы в письменном английском. К тому же нам сказали, что если кто-то плохо напишет, то его вызовут на устный экзамен.

Несколько человек действительно вызвали на устный экзамен. Меня не позвали. То ли я хорошо всё написала, то ли на столько плохо, что решили, что и устно со мной общаться не стоит. В итоге сертификат выдали всем.

У меня создалось впечатление, что этот курс был создан для распространения йоги в ширину. То есть цели научить глубоко йоге не было. Надо было выпустить как можно больше адептов, чтобы они сеяли знание йоги по всему миру, как могут. Конечно, это только первая ступень. Есть еще продвинутый курс. Возможно, там более строго подходят к выдаче сертификатов.

Почему люди занимаются йогой

Раньше западные люди видели в йоге не более чем фокус и смеялись над странной причудой. Но тот, кто принял ее как образ жизни, начинает преображаться. У него все обновляется: отношение к миру, здоровье, сознание. Препятствий для занятий йогой нет: возраст, болезни, недомогания не являются преградой и помехой для занятий.

шивананда йога

Матаджи Свами Парамешвариананда. Хозяйка этого места

Сейчас этим местом руководит монахиня по имени Свами Парамешвариананда. Она не только ведет административную работу, но и читает лекции по Веданте. Когда я жила в этом Кутире, на его территории ведись строительные работы. Матаджи была очень занята и на нашем курсе нас не обучала.

Наши преподаватели говорили, что ее лекции по Веданте замечательные. Ничего не могу сказать на эту тему. Личного общения у нас с ней было немного.

В конце курса всем желающим она давала Мантра Дикшу и духовные имена. Я вначале не хотела получать какое-либо посвящение.

Мне думалось, как я могу перенимать что-то у человека, которого я не знаю, который не знает меня. Я не доверяла Матаджи и отказалась принимать Дикшу.

Во время группового посвящения в мантру я была в своей комнате и готовилась к экзамену. И вдруг я поняла, что информация перестала восприниматься. Причем за день до этого мне казалось, что мой английский продвинулся так, что мне все равно на каком языке читать на русском или на английском. А теперь я смотрела в книгу, но слова в предложения не составлялись.

После посвящения все, кто его принял были довольные и глаза их светились. Я подумала, что зря я отказалась. Все-таки посвящение в традицию дает реальную силу. А я выбрала роль стороннего наблюдателя.

На следующее утро во время прогулки вдоль Ганги я почувствовала, что место меня выталкивает. Возникла мысль, что я больше сюда никогда не вернусь, хотя до этого я планировала еще раз приехать в Уттаркаши и узнать место получше. Было ощущение, что какая-то дверь захлопнулась.

На следующее утро я попросилась на встречу с Матаджи, поговорила с ней, рассказала о всех прежних сомнениях, попросила прощение и обратилась с просьбой дать мне мантру в индивидуальном порядке, если это возможно. Матаджи немного подумала и сказала, что даст мне мантру после экзамена. После этого подготовка к экзамену пошла хорошо, и, как я написала выше, меня даже на устный экзамен не вызвали.

После экзамена я получила мантру и духовное имя. Хотя к духовным именам я отношусь несерьезно, поэтому оглашать его не буду. Как говорил наш учитель Веданты Свами Джанарданананда, Атман не имеет ни формы, ни имени. Поэтому, чтобы ощущать себя Атманом, новое имя, на мой взгляд, не нужно.

Свами Джанарданананда. Знаток Веданты и проводник в Высшие Миры

Моим любимым преподавателем на курсе был Свами Джанарданананда. По просьбе Матаджи он вместо нее читал лекции по Веданте. На своих классах он рассказывал нам о Веданте, об Ади Шанкарачарьи и озвучил ключевую фразу его учения на санскрите: ब्रह्म सत्यं जगन्मिथ्या जीवो ब्रह्मैव नापरः।.

На русский язык это можно перевести приблизительно так: «Брахман (Высшее Божество) — Истина, Мир — Митхья (это понятие отсутствует в европейских языках, и нам его смысл долго и упорно объясняли на лекциях), Брахман и Джива (Индивидуальная Душа) неразделимы».

Смысл в том, что мы уже и есть Брахман. Мир — совсем не то, чем кажется. Слово «митхья» означает субстанцию, из которой что-либо сделано. К примеру, митхья для горшка — это глина, для стола — дерево, для человека — 5 элементов физического тела. Таким образом, весь мир — это только субстанция, из которой делаются разные предметы. За всем этим стоит лишь Брахман и он реален. И нет никакой отдельной Души.

Разделённость иллюзорна. С точки зрения Веданты основная цель человека осознать, что он есть Атман или Брахман. Если мы это осознаем, то не будет никаких страданий, потому что и страдать будет некому. Основная причина страданий — предпочтения. Все эти наши «нравиться» и «не нравиться». Если воспринимать существование, как поток событий никак его не оценивая, то жизнь станет проще и спокойней. Жизнь — это просто путешествие «от нереальности к реальности, от тьмы к свету, от неведения к знанию».

Свами Джанарданананда рассказывал нам о разных ступенях познания реальности, и чувствовалось, что это часть его личного опыта. Его слова вызывали доверие. В них были и сила, и глубина. Одно только его присутствие успокаивало ум и настраивало сознание на восприятие сложных философских понятий.

Он был близким учеником Свами Вишнудеванады и много нам о нем рассказывал. В один жаркий день, когда безумно хотелось спать, чтобы нас взбодрить, он поведал историю о том, как Свами Вишнудеванада послал его на высокую гору в Ганготри установить «Нараяная Банк».

Нет, не думайте, что речь идет о деньгах. Слово «банк» в английском языке имеет значение «место хранения запасов». В данном случае это были листы бумаги с мантрой: ॐ नमो नारायणाया। «Ом Намо Нараяная». На протяжении года люди в разных странах делали ликха джапу, то есть писали эту мантру на бумаге помногу раз. О пользе такой джапы писал еще Свами Шивананда в своих книгах. В традиции этой линии ликха джапа — одна из ключевых практик.

«Ом Намо Нараяная» — это мантра Бога Вишну. Вишну отвечает за сохранение этого мира, поэтому его мантра обладает силой защиты от негатива и создает вокруг себя позитивную энергию. Написанные мантры, размещенные в высоком чистом месте, способны распространять позитивную энергию во всех направления на большие расстояния. Увеличение позитивной энергии было целью создания этого Хранилища.

Гора, которую выбрал Свами Вишнудевананда, находилась над его пещерой в Ганготри. Её называют Вишну Пик, возможно, по этой причине он выбрал именно эту гору для размещения хранилища мантры Вишну. Гора была довольно высокой. Как туда залезть, было не понятно. Местные шерпы отказывали молодому монаху в просьбе сопроводить его на гору. Они говорили, что идея безумна, и только сумасшедший может такое поручить сделать, и соответственно, тот, кто выполнять собирается, тоже такой же.

Но для нашего Свами это было прежде всего испытанием веры в своего Учителя. После долгих поисков он нашел человека, который согласился сопроводить его на гору. Путь был долгим. Они шли около 6 часов. В некоторых местах приходилось идти по снегу. Молодой Свами джи видел тогда снег в первый раз в своей жизни. Он совсем был к этому не готов и шел по снегу в обычных индийских тапках.

На горе было еще одно испытание. Шерпы решили развести костер, чтобы приготовить чай. Но подул сильный ветер, и загорелась сухая трава. Огонь начал распространяться повсеместно. Погасить его не было возможности.

Чтобы спастись Свами Джи забился в небольшую пещеру начал повторять мантру «Ом Намо Нараяная». Через какое-то время огонь затух. Можно считать, что Мантра сработала как защита, и стихия огня покорилась.

Наш Свами Джи разместил бумаги с мантрами в расщелине, установил флаг и пошёл вниз. Конечно, подобные истории занимали мало места в его лекциях. В основном речь шла о Веданте. Она была главным предметом нашего курса, поэтому именно Свамиджи вручал нам сертификаты об его успешном окончании.

Свами Джанарданананда и Ольга Буланова

Что такое йога-терапия, основные принципы

Йога-терапия — это метод натурального оздоровления организма без использования медикаментов. Его основа — активизация скрытых ресурсов организма с применением практик традиционной йоги. Отличительная особенность данного метода – это мягкий подход, исключающий любое насилие над телом человека. Основной принцип здесь такой же, как и в традиционной медицине – не навреди.

Однако данная методика имеет в своей основе еще несколько принципов, которые в обязательном порядке должен соблюдать каждый инструктор:

  1. Работа со вниманием. Во время занятий внимание направляется, на ощущения от практики, а также на те зоны, которые нуждаются в корректировке.
  2. Каждое движение всегда согласовывается с дыханием, это нужно как для усиления концентрации и правильного выполнения асаны (позы) или виньясы (перехода между позами).
  3. Преобладание изометрии в работе. Изометрией называют статическое удержание определенного положения тела при отсутствии движения. Такой подход дает возможность воздействовать на любую группу мышц и прорабатывать именно те из них, которые вовлечены в патологический процесс.
  4. Работа с умом, телом и энергией. В йога-терапии кроме традиционных асан, широко используются такие практики как: шаткармы (процедуры очистки), пранаямы (дыхательные упражнения), медитативные практики, а также суставная гимнастика.
  5. Еще один важнейший принцип – холистический подход к здоровью, который подразумевают тесную взаимосвязь между физическим, психическим и духовным состоянием человека.

Чем же отличается йога-терапия от традиционной йоги?

Главное отличие в том, что йога – это духовная практика, в которой асаны занимают важное, но не самое главное место. Цель традиционной йоги – соединение со Вселенским потоком и достижение состояния «сомадхи» или просветления.

Что же касается йога-терапии, то ее основная цель — оздоровление с помощью мягких и естественных методов. Йога-терапия более популярна среди широких масс, более проста и не преследует высоких духовных целей, в отличие от традиционной йоги.

Рекомендуем также познакомиться с другими стилями йоги, чтобы найти тот, который подходит именно вам: «Что такое йога Айенгара? Кому подходит. С чего начать новичку».

Ума Махешвари. Эксперт в Асанах и Пранаямах

Практические занятия по асанам и пранаямам проводила замечательная женщина по имени Ума. На классах давались не только 12 асан из базовой последовательности. Классы были разнообразны. Мы выполняли в том числе и довольно сложные асаны.

Например, Эка Пада Ширшасану, Гарбха Пиндасану, Падангуштха Дханурасану, Вришчикасану, Хануманасану. То есть практика была не начального уровня. Мне на классах Ума Джи было интересно.

Особенно понравилось, как объяснялись прогибы. Сейчас я откорректировала свою практику, согласовав ее с теми знаниями, которые я получила на уроках Ума Джи, и прогиб в верхнем отделе позвоночника у меня стал получаться гораздо лучше.

Пранаяму тоже давала нам она. В этой школе дыхание выполняется под счет, который ведет учитель. На мой взгляд, очень сложно давать указания, озвучивать счет дыханий, следить за тем, как дышат ученики. Я на своих занятиях никогда не считаю дыхания, потому что точно знаю, что могу сбиться. Она же великолепно все делала.

После этого курса моя задержка дыхания увеличилась. Я считаю, что это в том числе и ее заслуга. Потому что она отлично владеет методикой.

Кроме обычных занятий у нас были классы для людей старшего возраста, для детей и для беременных. Во время класса для беременных нам предложили засунуть подушки под футболки, чтобы понять, как ощущает себя женщина, когда у нее большой живот. Не очень комфортное состояние надо сказать. Однако смотрелись мы с этими подушками забавно. Особенно мальчики.

Философия прикосновения: правки в традициях йоги

Мария Панкратова, Аштанга-виньяса-йога

Физическим правкам в Аштанга-йоге уделяется особое внимание. Активно правят на Майсор классах. Преподаватель помогает войти в позу глубже, если занимающийся уже готов к тому варианту, в который его дотягивают, но сам качественно выполнить ещё не может или выполняет не совсем корректно. Есть «ключевые правки», которым каждый преподаватель аштанга-йоги должен научится и использовать их чаще. Все остальные правки вытекают из этих ключевых. Традиционные правки первой серии:

Прасарита падоттанасана Уттхита Хаста Падангуштхасана Пашчимоттаннасана Маричасана (все) Супта Курмасана Баддха конасана Прогибы, выход в мост из положения стоя.

К любой совершаемой правке лучше относиться так, как будто ты сам (преподаватель) делаешь позу. Важно учитывать все особенности занимающегося и давать только тот вариант, который он на данный момент способен выполнить, а не пытаться заводить в позу любой ценой. Чаще даже мягкое направляющее прикосновение, которое позволит занимающемуся удлиняться в нужном месте и дышать свободно, принесет больше пользы, чем сильная удерживающая правка, в которой затрудняется дыхание.

Редко, но попадаются ученики, чувствительные к прикосновениям и реагирующие болезненно. По отношению к ним лучше не применять сильную физическую правку и использовать легкое прикосновение, задающее только направление движения в позе, делая это изредка, больше объяснять словами.

Зап Зап, Шивананда йога

Когда-то, когда я начала заниматься Шивананда-йогой в Ашраме, мой учитель удивил меня тем, как мягко и ненавязчиво он поправляет меня и других студентов. Я поняла, что этот контакт очень важен, он поддерживает и мотивирует, позволяет понять, как найти более правильное и удобное положение в асане без лишних слов.

Чтобы понять, как лучше всего поправить студента, достаточно представить, как бы вам хотелось, чтобы правили вас. Я испытывала на себе и жёсткие раздраженные пальцы, и невнятные поглаживания, и бесцеремонные хлопки. Однако, пробуя, я поняла: нет ничего лучше мягкого и уверенного приглашения расслабленной ладонью изменить положение тела. В сконцентрированном состоянии в асане человек способен уловить миллиметровое давление, именно оно и расскажет ему, куда потянуться, а где расслабиться. Верю, что именно так безопасно.

Как правило, по людям видно, как они реагируют на прикосновения. Напряжённый, нервный, дёрганый человек может не оценить желания учителя его поправить. У такого можно спросить: «Можно до тебя дотронуться?». Тем не менее, пользуясь описанной выше техникой правок, я никогда не сталкивалась с негативной реакцией. Даже больше: помню, как я ждала прикосновений любимой Дженни и это тоже подкинуло мне йогической работы над внутренними реакциями. Точно так же и мои ученики много раз говорили, как приятна им физическая поддержка на занятии.

Екатерина Вершинина, Кундалини-йога

Подход к правкам в Кундалини-йоге отличается от подхода других направлений. Учителей Кундалини-йоги обучают максимум правок делать устно, физическое прикосновение к ученикам делается очень редко в случае большой необходимости. Причиной этому служит прежде всего, то, что большинство упражнений выполняются в динамике, т.е. выполняется плавный и зачастую довольно быстрый переход из одной позы в другую. В связи с этим позы в Кундалини-йоге с технической точки зрения, не сложные, такие, чтобы можно было быстро и безопасно перемещаться из одного положения в другое, например, прогибы спины вперёд и назад. Поэтому, как правило, ученикам достаточно устного объяснения.

Кроме того, в Кундалини-йоге поощряется выполнение упражнений с закрытыми глазами и концентрацией на точке третьего глаза, так, чтобы всё внимание было направлено внутрь себя. Прикосновение к ученику и даже произнесение его имени, в такой момент может его напугать и выбить из медитативного потока. Пребывание внутри себя и медитативное состояние ставятся выше идеальности поз (за исключением случаев, когда неправильное выполнение может быть травмоопасным), поэтому даже при устных правках я стараюсь не называть ученика по имени, а давать рекомендации всей группе в целом.

Если на занятии всё же выполняется какая-то более сложная статичная асана (а одна из самых технически сложных асан в КЙ — это, пожалуй, Сарвангасана, стойка на плечах), тогда учителя чаще поправляют ученика прикосновением.

Основной техникой безопасности в большинстве упражнений являются закрытые глаза и направление внимания внутрь себя. Так человек остается наиболее чувствительным к себе и сам может осознавать, какие положения будут наиболее правильны, комфортны и безопасны для его тела. При направлении максимум внимания на свои ощущения, вероятность выполнения неосторожного резкого движения минимальна.

Кроме того, каждое занятие Кундалини-йоги начинается с настройки при помощи Ади Мантры. Эта мантра открывает нас своему Высшему Сознанию и природной мудрости с тем, чтобы именно они руководили нами и вели нас через практику.

Мария Меланишина, йога Айенгара

В методе Айенгара физические правки — это последняя стадия привнесения осознанности в те части, которые не осознаются учениками при устных указаниях или при показе учителем на себе. Нет необходимости хвататься за учеников сразу.

Чтобы правка была действительно эффективной и безопасной, нужно, во-первых, осознать действительную необходимость правки или физической помощи (например, в случаях с учениками с ограничениями или заболеваниями). Во-вторых, разумеется, проработать асану досконально самому, понять направление действия и нужный эффект. А дальше описать это сначала словами, объяснив, что происходит в процессе, и показав наглядно на себе. Ну и первое правило ахимсы, конечно, — нельзя причинить вреда ученику. Всегда руководствоваться мотивом разумной пользы, как родители по отношению к детям. Гита Айенгар говорит: «У учителя должно быть родительское сердце. Точность приходит с опытом».

У нас на начальных классах учитель всегда предупреждает, что может прикасаться и делать поправки руками и, если кому-то это по каким-либо причинам неприятно или нежелательно, просит его предупредить заранее или в процессе. Обычно видно, когда человеку не нравится контакт и даже словесные указание конкретно ему выводят его из равновесия — тогда лучше просто оставить человека в покое (это не значит не наблюдать, чтобы он не травмировал себя). Повторюсь: физические поправки не всенепременно обязательны — часто достаточно внятно сформулировать и показать на себе. Конечно, бывают непростые реакции, и тут нужно быть терпеливым и чутким, что непросто и в жизни тоже.

Евгения Гершберг, йога Айенгара

На преподавательских семинарах будущих преподавателей йоги Айенгара сейчас учат не поправлять учеников руками, объяснять словами, что требуется. Особенно это касается обучения новичков. И это тенденция последних нескольких лет. Поправляют на мастер-классах, йога турах, то есть при более глубокой и продолжительной работе. Человека в первый раз пришедшего на занятие руками поправлять не станут.

Йога — это осознанность и человек выполняет асану ровно настолько, насколько он осознает свое тело. С практикой занимающийся лучше осознает свое тело, и ум воспринимает более тонкие нюансы. Это приходит с опытом. Будет человек готов — сделает.

Это всё касается новичков. Тех, кто занимается долго и регулярно, особенно на семинарах, поправляют. Ну и ещё применяется работа в парах, когда продвинутые ученики помогают друг другу. Но это уже совершенно иной уровень практики, в 1,5 часа стандартного занятия это не вместить.

Записала: Маша Писаревич

Tweet

Шивани. Обладательница волшебного голоса

Шивани учила нас петь Бхаджаны и Мантры, а так же объясняла нам «Бхагават Гиту». У нее красивый голос, и слова на санскрите из ее уст звучали божественно. Она подробно объясняла нам смысл всех Бхаджан и Мантр, которые мы пели.

Как я уже писала выше, мы не только пели хором. Каждый из нас должен был стать хотя бы один раз запевалой. То есть надо было выбрать какую-нибудь Бхаджану и спеть ее на сатсанге в качестве ведущего. Шивани помогала нам выбрать Бхаджану, учила правильной мелодии и вселяла уверенность в свои силы.

На классах по Бхагават Гите мы сначала читали текст на санскрите, потом Шивани нам его переводила и разбирала текст согласно комментариям Свами Шивананды.

Польза

Фото 3

Доктор Сараван. Таинственная личность

На каждом курсе подготовки преподавателей йоги есть свой скелет. На нашем он тоже был. Доктор Сараван звал его Каттаппа. Что означает слово «каттаппа» я не знаю. Помню, что так же звали одного старого воина в индийском фильме «Бахубали». Воин был крепким и могучим. Вероятно, это отсыл к крепким костям:)

Увы, фото нашего учителя Анатомии у меня нет. Во время лекций было запрещено фотографировать. Учитель приехал к нам на неделю, прочитал свои лекции и уехал в другой Ашрам читать этот же курс. В Интернете я о нем никакой информации не нашла. Поэтому на фото не он, а скелет. К тому же не наш скелет, а тот, к которому он уехал в Кералу.

Между тем, лекции по Анатомии и Физиологии Йоги доктор Сараван прочел прекрасно. Особенно мне понравилось, как он начал свой курс. Он нарисовал одну клетку и сказал: «Вот таким был первый живой организм». Потом он начал говорить, что организмы склонны к объединению. Когда идет объединение, то начинается разделение функций. И он начал дорисовывать другие клетки. Говоря, какие функции бывают у живого организма, он начал образовывать из клеток органы и в общих чертах рассказал о всех системах человеческого организма.

Таким образом, наше тело оказывалось Вселенной для клеток. Идея Микро и Макро Космоса прослеживалась в этом объяснении строения человека.

На следующих лекциях он рассказывал подробней о каждой системе человека. Начинал он всегда с самых сложных моментов. Он говорил, что простые вещи мы сможем прочитать в учебнике. Таким образом, он начинал лекции с того, что находилось в учебнике ближе к концу этой темы.

Сначала такой подход мне показался странным. Но потом я поняла, что это очень удобно. На самые важные вещи ему всегда хватало времени. Так как у нас у всех был учебник, то простые описания строения органов мы могли прочитать сами, а то, как органы работают он объяснял нам намного лучше, чем было написано.

Кроме того, на каждой лекции он говорил, как йога положительно влияет на каждую из систем. Были также лекции о пользе вегетарианства и пользе йоги в целом.

Питание

Питание было лакто-вегетарианское. Два раза в день. В 10.00 и в 18.00. В 7.30 и в 13.30 давали чай с печеньем. Примечательно, что в 8.00 у нас был класс асан и пранаямы. То есть через пол часа после печенюшек мы шли делать асаны. Однако первой асаной была Шавасана, потом мы пели мантры, и, когда очередь доходила до Сурья Намаскар, печенюшки уже не мешали.

Качество пищи мне понравилось. Она была разнообразной и достаточно острой. Давали много бобовых. Чтобы не было отравлений, нас поили водой с добавлением марганцовки. Даже чай был на этой марганцовке. Я пила эту воду по минимуму. У меня был чайник, и я кипятила воду из-под крана.

Вода с марганцовкой, конечно, была ужасной, но зато у нас никто из группы ни разу не отравился.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: