Видео: 8 упражнений янтра-йоги – мощный метод восстановления жизненных сил.


Здравствуйте, мои дорогие друзья! Тибетская йога, как, наверное, никакая другая, покрыта плотной завесой тайны, что делает ее еще более манящей в глазах настойчивых духовных искателей. Крупица за крупицей до нас доходят описания сакральных техник, которые используют тибетские ламы и их ученики.

Стоит понимать, что закрытость этого знания более чем оправдана и действительно необходима, но все же самым смелым это не мешает пользоваться теми частицами знания, которые стали доступны общим массам. В этой статье я постараюсь приоткрыть занавес, висящий над этим учением.

История возникновения

История открытия тибетской гимнастики Око Возрождения для широкой публики датируется 1939 годом. Именно тогда Питер Кэлдер представил на суд публике свою книгу «Око Возрождения». Представленная в виде художественного произведения, она повествовала о том, как автор пересказывает историю некоего полковника Бредфорда (видимо, псевдоним) о службе в Индии и знакомстве там с поразительным комплексом упражнений под названием Око Возрождения. К такому открытию полковника привел неподдельный интерес к секрету сохранения молодости тибетских монахов. В книге подробно описывается практика выполнения 5 жемчужин и шестое упражнения для усиления действия всего комплекса.

Также даются советы по порядку выполнения тибетской гимнастики око возрождения и другим аспектам, которые могут или усилить или ослабить действие этих удивительных упражнений.

Об истории возникновения этой гимнастики в книге рассказывается скупо и упоминается лишь о том, что истоки ее зарождения находятся далеко в прошлом времени. Если быть точнее, возраст ее больше 2500 лет.

История китайца Ли

Интересно, что если поднять другие исторические данные, то можно обнаружить информацию о китайце Ли Цзынь Юэнь, который, практикуя каждый день «Пять Жемчужин Тибета» прожил 256 лет и умер в 1930-х года, по-видимому просто потеряв волю к жизни. При этом он пережил 26 жен и дважды был награжден китайским правительством.

Первый раз в возрасте 100 лет, во второй раз в возрасте 200 лет. Также он был известен как специалист по китайской медицине, знаток боевых искусств. А еще как человек, оставивший после себя более 200 потомков. Трудно теперь судить из этих сведений, что правда, а что преувеличено намеренно, но такой факт зафиксирован и фото этого человека также существует.

китаец Ли Цзы Юэнь

Ли Цзынь Юэнь 1927 год

Газета «Тайм» от 15 мая 1933 года опубликовала статью «Черепаха-Голубь-Собака», где рассказывается история китайца Ли и его советы насчет долгой жизни: • Держать сердце в покое • Сидеть как черепаха • Ходить быстро как голубь • Спать крепко как собака

На самом деле происхождение гимнастики «5 тибетских жемчужин» остается спорным для специалистов.

Явно выяснена связь между индийской йогой и тибетскими упражнениями, иначе называемыми тибетской йогой. В принципе, кроме первого упражнения все остальные находят сходство в аналогичных асанах. Разница только в том, что индийская йога практикует статические упражнения. Тогда как тибетская гимнастика Око Возрождения представляет собой последовательное динамическое выполнение одного упражнения за другим. Можно конечно еще говорить об исследованиях специалистов, которые предполагают, что источником этих упражнений является индо-тибетская йога или ее тантрическое направление Янтра-йога, но не буду перегружать читателей излишней информацией. О ее происхождении пусть спорят специалисты, а мы приступим к изучению этого удивительного комплекса.

Кстати, слушать книгу Питера Кэлдера «Око Возрождения» онлайн можно по этой ссылке абсолютно бесплатно.

Мачиг Лабдрон

Мачиг Лабдрон была великой йогиней в XI веке в Тибете. Люди принимали её за проявление Тары и просили благословения. Сохранились тексты, где Падмасамбхава предсказывает перерождение Еше Цогьал как Мачиг Лабдрон. Будучи ребенком, она с лёгкостью проходила обучения и декларировала духовные писания наизусть. Взрослея, она быстро достигала результатов практик. В возрасте 30 лет Мачиг получила откровение от Тары, что она является дакиней, победительницей Мары. Накопив множество заслуг, избавившись от последствий прошлых ошибок, раздавив отвращение к неприятному, отказавшись от привязанности к тому, что влечёт, она достигла Высшей реализации и распространила учение Чод Махамудры, которое помогло развить бодхичитту многим существам.

Её учение раскрывает методы покорения эго, соответствующие разным уровням способностей индивидуумов. Суть учения Чод — достижение освобождения через личный опыт осознания шуньяты (пустоты) всех явлений реальности путём практик отсечения привязанностей и переживанием сострадания ко всем живым существам. Учение изложено в таких писаниях Мачиг Лабдрон, как: «Обширный круг писаний Чод», «Отсекая надежду и страх», «Внутреннее преодоление», «Тайные символические учения» и др.

Как написано в «Отсекая надежду и страх»: «Я чиста и незапятнанна желанием личной выгоды, даже с кончик волосинки этой грязи нет на мне. Я обрела уверенный ум. Любовь, Сострадание и Бодхичитта не пустые слова для меня, я слилась с ними воедино, и я называю это Священной Дхармой практики Чод. Именно это называется махаяной. Именно это именуется великим путём бодхисаттв».

Польза для организма

В своей книге Кэлдер утверждал, что регулярное выполнение 5 тибетских жемчужин в течении 10-15 минут приносят большую пользу для организма человека. Перечислим их: снижение веса, улучшение памяти, увеличение физической силы, улучшение самочувствия и жизненного настроя. Также отмечалось их способность омолаживать организм. Ведь не зря же одно из названий это «Источник Молодости».

Подводилась и теоретическая база под эти утверждения. Как ни странно, в ней наблюдается связь представления о чакрах как энергетических центрах организма в Индии с системой «вихрей», о которых говорит Кэлдер. Звучит это так. Человеческое тело представляет собой систему семи энергетических вихрей – два из них находятся в голове, один у основания горла, один на правой стороне тела ближе к печени, один на уровне паха и два в коленных суставах. Ослабление этих вихрей ведет к утрате жизнеспособности и старению организма. Выполнение комплекса гимнастики обращает этот процесс вспять.

Этапы обучения

Систему обучения тибетской йоге условно делят на 3 этапа: предварительный, основной и заключительный. В ходе каждого из них ученику предстоит проделать определённую работу.

Предварительный

Во время предварительного этапа человеку, желающему постигнуть тибетскую йогу, нужно будет изучать канонические тексты. Затем пройти предварительный курс психоэнергетической тренировки.

Человек должен будет долго и усердно медитировать. В ходе медитаций искоренять свои пороки, устранять эгоистические стремления, направлять усилия на развитие исключительно положительных качеств, выработку спокойствия.

На этом этапе применяются асаны, схожие с теми, которые практикуются в Хатха-йоге. Одновременно с ними практикуются визуализации, мантры, молитвы, дыхательные упражнения, диаграммы-символы (янтры).

Тибетская йога

Основной

В ходе этого этапа практикуется множество визуализаций (созданий образов), работа с мантрами, предметами, которые помогают ученику постичь многомерность пространства, очиститься, развить чакры, энергетические каналы.

Этап сложен в освоении. На его реализацию разным людям потребуется различное количество времени, иногда десятки лет.

Заключительный

В заключительный этап ученик входит изменённым, с сознанием, перешедшим в другую реальность. Он умеет управлять собственным сознанием и достигать освобождения. На этом этапе применяются разнообразные практики, которые выполняются в разное время суток.

Правила выполнения тибетских упражнений

Для того, чтобы выполнение гимнастики приносило пользу необходимо выполнять следующие правила: • Выполнение упражнений делать только в установленном порядке. Менять порядок упражнений нельзя • Начинать выполнение упражнений от трех повторений. Со временем довести до 21 повторения каждого упражнения. Идеально в день добавлять хотя бы одно дополнительное повторение • Не нужно гнаться за количеством повторений. Качество выполнения важнее. Особенно связь физических движений с дыханием. Только это будет приносить пользу. • Нельзя прерывать больше чем на два дня выполнение комплекса. Иначе организм потеряет все приобретенные плюсы и начнет деградировать. • Если чувствуешь недомогание или боль – не надо увеличивать количество упражнений

• Нельзя заниматься на голодный или на полный желудок • Поскольку упражнения разгоняют энергию организма целесообразно выполнять их утром. Вечером пользы будет меньше. Для особо целеустремленных возможны две тренировки в день. • Полезно обливаться теплой водой после выполнения комплекса. Холодной обливаться можно только перед выполнением упражнений. После выполнения холодной водой можно обливаться через два часа после выполнения упражнений.

Показания и противопоказания

Тибетскую йогу нельзя приравнять к лечебной гимнастике и советовать для избавления от каких-либо проблем со здоровьем. Главное, на что она направлена, — это постижение человеком себя, принятие себя и усовершенствование.

Тибетская йога

  • обрести умственное и физическое равновесие;
  • восстановить энергетическую наполненность;
  • избавиться от психических проблем и стресса;
  • научиться контролировать себя и сохранять спокойствие в любой ситуации;
  • расслабить суставы и связки.

Традиционно йогу не советуют практиковать людям, которые:

  • страдают от повышенного артериального давления;
  • перенесли оперативное вмешательство (до 6 месяцев назад);
  • имеют диагнозы «язва желудка», «гастрит»;
  • имеют заболевания позвоночника;
  • переносят артрит в острой форме;
  • имеют черепно-мозговую травму;
  • простыли и испытывают жар;
  • имеют психические расстройства, эпилепсию;
  • имеют злокачественные опухоли.

С осторожностью и только после консультаций врача нужно подходить к йога-практике беременным. Есть перечень асан, которые не рекомендуется выполнять при менструации, искривлении позвоночника, вегето-сосудистой дистонии, неврозе, проблемах ЖКТ.

Вам также интересно будет узнать о пользе тибетского массажа.

Тибетская гимнастика око Возрождения. Упражнения

Теперь пришла пора приступить к самому главному, что вы видимо ждали с самого начала – к описанию самих движений. Еще раз напоминаю: порядок выполнения «пяти тибетцев» менять нельзя.

Обряд первый. Вращение

Начинаем с положения стоя. Ноги расставлены по уровню плеч. Осанка прямая. Руки вытянуты в разные стороны параллельно полу. В одной плоскости с грудной клеткой. Ладони повернуты к полу. После того, как приняли исходное положение начинаем вращаться вдоль оси, проходящей сверху вниз через центр тела. Обязательно по часовой стрелке. Вращаемся до тех пор, пока не закружится голова.

Обычно новички начинают с двух вращений и прогрессируют до 21 вращения по мере привыкания и беря во внимание свое самочувствие.

Совет: Скорость при выполнении первого обряда не важна – важно направление вращения. Поэтому не кружитесь с максимальной скоростью до своего падения. Если вы почувствовали головокружения, остановитесь. Сведите ладони перед глазами и посмотрите на большие пальцы. При это дышите глубоко.

Обряд второй. Подъемы ног

Исходное положение: лежа на полу. Ноги вытянуты прямо. Руки лежат по бокам.

Поднимаем сомкнутые вместе прямые ноги вверх. Одновременно с этим отрываем голову от полу и стремимся прижать подбородок к груди. Ноги ни в коем случае не сгибать. Поднимаем их до тех пор, пока ягодицы не начнут отрываться от пола. С поднятием головы и ног практикуем глубокий вдох.

Доходя до крайнего положения, задерживаемся в этой позе от 10 секунд до 2 минут (по мере возможности). С выдохом возвращаем ноги и голову в первоначальное положение. Это упражнение отлично тренирует мышцы живота, особенно его нижнюю часть.

Совет: Если упражнение слишком сложно для вас можете вначале размещать руки под ягодицы и сгибать колени во время выполнения. Но в любом случае вы должны со временем стремиться к идеальному выполнению этого обряда. Также обращайте внимание, что вы должны избегать боли в пояснице или шее. Если у вас проблемы с поясницей, во время выполнения можно размещать руки под крестец.

Обряд третий. Динамическая поза верблюда

Как я уже говорил, «жемчужины Тибета» сходны с асанами индийской йоги. В данном случае, движения связаны с позой верблюда.

Исходное положение: Стоя на коленях на полу. Руки прижаты вдоль тела, ладонями к ногам.

На вдохе опрокидываем голову назад, выгибая при этом грудь вперед. Руки скользят вдоль ног. Достигнув максимально возможного положения, на выдохе возвращаемся назад в первоначальное положение.

Совет: Держите живот втянутым внутрь и немного вверх во время выполнения для защиты нижней части спины. Голову отводите настолько назад, насколько комфортно для вашей шеи. Подложите валик под колени, если они чувствительны.

Обряд четвертый. Поза столешницы

Исходное положение весьма просто. Сидя на полу, ноги вытяните прямо, ступни находятся на 15-20 см между собой. Руки опущены вниз, ладони плашмя лежат на полу по бокам от бедер. Могут быть слегка направлены наружу. Но это не так строго. Тело от поясницы до головы перпендикулярно полу.

Опираясь на ладони рук и пятки ног поднимаем бедра вверх и вперед на вдохе. Доходим до положения столешницы, когда ноги и руки служат опорой, а тело от поясницы до плеч прямое. Запрокидываем голову назад, насколько позволяет шея. Замираем на несколько десятков секунд и на выдохе возвращаемся в изначальное положение. Все движения делаются плавно и неспешно.

Совет: Вы можете начинать выполнение с положения с согнутыми коленями и бедрами расположенными дальше от рук, чтобы уменьшить нагрузку на руки. До тех пор, пока сила рук не позволит вам выполнять классически этот обряд. Также возможно руки расположить на блоках, чтобы дать ладоням немного высоты. Кроме силы рук необходимо, чтобы запястья были растянуты. В случае болевых ощущений в запястьях практикуйте упражнения на их растяжку.

Обряд пятый. Поза собаки вверх- вниз

Входим в позу собаки. Руки ладонями лежат на полу на расстоянии15-20 см друг от друга. Ноги вытянуты и расположены на таком же расстоянии друг от друга. С опорой на ступни ног и ладони начинаем поднимать бедра вверх. Руки и ноги прямые. Все тело образует угол, верхняя точка которого ваши ягодицы.

Это исходное положение-поза Собаки вниз. Далее переходим в положение, когда голова со вдохом начинает подниматься и запрокидываться, а бедра идут вниз в виде эффекта «проседания». Доходим до крайней точки, не касаясь пола и с выдохом возвращаемся назад. Если что-то непонятно, внимательно изучите картинку к этому упражнению.

Совет: Когда вы двигаетесь между этими двумя позами, держите живот слегка втянутым для защиты поясницы. Если вам трудно вначале держать ноги прямыми, слегка согните колени.

5 жемчужин Тибета. Тибетская гимнастика.

На этом тибетская гимнастика Око Возрождения заканчивается для большинства выполняющих. Но для тех, кто хочет усилить эффект от выполнения «пяти жемчужин Тибета» существует шестой обряд.

Отличия йоги Хатха и Янтра

Несмотря на то что тибетская Янтра имеет множество общих черт с индийской Хатха-йогой, они преследуют разные цели. Индийские йоги совершенствуют своё тело, а тибетские обращают внимание на развитие ума.

Они стремятся очистить разум от негативных эмоций, учатся пребывать в постоянном состоянии релаксации, избавляться от напряжения и достигать освобождения — «естественного ума».

В Янтра-йоге асаны применяются исключительно с медитациями. Они не удерживаются длительное время в статике. Время выполнения асаны равномерно распределено между вхождением в неё, пребыванием и выходом из неё.

Поскольку тибетцы — приверженцы того, что у мужчин и женщин энергия протекает по разным сторонам тела, то и асаны выполняются не симметрично, а в одну сторону.

Тибетская йога

Узнайте, с чего начать занятия хатха-йогой, в чем преимущество занятий хатха-йогой в домашних условиях, а также — чем полезна для здоровья тела и ума хатха-йога.

Температура, воздух и место для занятий

Для каждой техники тибетской йоги подходит разное время суток. Например, Янтрой и гормональной гимнастикой занимаются с утра, а для выполнения техники Сна и сновидений потребуется вечернее и ночное время.

Новичкам, конечно же, нужно посещать группу либо брать индивидуальные уроки, поскольку освоить самостоятельно техники тибетской йоги практически нереально. Обязательно должен присутствовать наставник.

Тибетская йога

Помещение, где проводятся упражнения и медитации, должно быть хорошо проветренным. Температура воздуха не должна превышать 27 градусов. Если в помещении будет жарче, то увеличится нагрузка на сердечно-сосудистую систему.

При понижении температуры ниже 24 градусов возрастает риск получения травмы, поскольку мышцы и связки в холодных условиях более жёсткие и плохо растягиваются.

Для нормальной работы дыхательной системы в помещении следует поддерживать достаточный уровень влажности — не ниже 60%.

Полезный эффект

Тибетская йога позволяет оздоровить и омолодить тело и дух. Она регулирует энергетические потоки, ликвидирует застои.

Практика позволяет обрести гармонию, жить осознанно. Духовные практики позволяют очистить карму и достигнуть освобождения, просветления. У людей, занимающихся йогой, лучше развита интуиция, они способны контролировать свои эмоции.

В тибетской йоге, философия и совершенствование духа неразрывно связаны с выполнением асан и работой над телом. Поэтому заниматься ею, только для совершенствования внешней оболочки, не стоит.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: