Б. К. С. Айенгар | |
англ. B. K. S. Iyengar | |
Имя при рождении | Беллур Кришнамачар Сундарараджа Айенгар |
Дата рождения | 14 декабря 1918(1918-12-14)[1] |
Место рождения |
|
Дата смерти | 20 августа 2014(2014-08-20)[1][2](95 лет) |
Место смерти |
|
Страна |
|
Род деятельности | писатель, йогин, учитель |
Дети | Гита Айенгар[d] |
Награды и премии | |
Сайт | bksiyengar.com |
Медиафайлы на Викискладе |
Беллур Кришнамачар Сундарараджа Айенгар
(англ. Bellur Krishnamachar Sundararaja Iyengar, хинди बेल्लूर कृष्णमचारी सुंदरराज अयंगार, канн. ಬೆಳ್ಳೂರ್ ಕೃಷ್ಣಮಾಚಾರ್ ಸುಂದರರಾಜ ಐಯಂಗಾರ್, более известен как
Б. К. С. Айенгар
санскр. बि.के.एस्. अय्यङ्गार् bi.ke.es. ayyaṅgār
IAST
; 14 декабря 1918, Беллур, Колар,[3]Карнатака — 20 августа 2014, Пуна) — основатель айенгар-йоги. Айенгар преподавал и практиковал йогу более 70 лет и считался одним из самых выдающихся современных мастеров йоги в мире[4]. Он написал много книг о философии и практике йоги, наиболее известными из которых являются «Light on Yoga», «Light on Pranayama» и «Light on the Yoga Sutras of Patanjali». Он также является автором нескольких фундаментальных текстов по йоге. Айенгар-йога имеет миллионы последователей по всему миру[5].
В 1991 году Айенгар был награждён орденом «Падма Шри», в 2002 году — орденом «Падма Бхушан», а в 2014 году — орденом «Падма Вибхушан». В 2004 году Айенгар вошёл в список ста наиболее влиятельных людей года по версии американского журнала Time
[6][7].
Биография
Ранние годы
Айенгар родился в бедной семье и детство его было трудным. Родная деревня Айенгара в Карнатаке, Беллур, во время его рождения сильно пострадала от пандемии испанского гриппа. В результате, Айенгар вырос слабым и больным, страдая от недоедания и таких болезней, как малярия, тиф и туберкулёз.[5] Когда Айенгару было девять лет, умер его отец.[5]
В возрасте 15 лет, Айенгар переехал жить в Майсур к своему зятю, известному йогу Тирумалаю Кришнамачарье. Там он научился практиковать асаны, что заметно улучшило его здоровье. Вскоре он смог полностью поправить своё слабое здоровье.[5]
В 1937 году Кришнамачарья отправил Айенгара в Пуну, преподавать йогу в спортклубе колледжа. В Пуне Айенгар совершенствовал свою практику, проводя по много часов в день обучаясь различным техникам и экспериментируя с созданием своих собственных. По мере того, как методы Айенгара совершенствовались, к нему приходило всё больше учеников и слава о нём начала распространяться по всей Пуне и за её пределы. В 1943 году братья Айенгара познакомили его с девушкой по имени Рамамани, на которой он и женился.[5]
Международное признание
В 1952 году Айенгар познакомился и подружился с известным скрипачом Иегуди Менухиным, который помог ему отправиться преподавать йогу в Европу: Англию, Францию, Швейцарию и другие страны. Впервые в истории большое количество западных людей познакомились с практикой йоги. Постепенно йога приобрела на Западе большую известность, в чём немалая заслуга Айенгара[7].
В 1966 году была опубликована книга Айенгара «Light on Yoga» («Свет йоги»), которая стала международным бестселлером и была переведена на 17 языков. Эта книга, которую часто называют «Библией йоги»,[4] сыграла ключевую роль в том, что йога стала известна по всему миру. В книге он изложил подробное описание 200 асан йоги, 10 пранаям и 2 бандхи, а также дал свое собственное определение основных терминов из «Йога-сутра» Патанджали.
Затем Айенгар написал книги о пранаяме и других аспектах философии йоги. В общей сложности, Айенгар является автором 14 книг[8].
В 1975 году Айенгар основал в Пуне «Мемориальный институт йоги Рамамани Айенгара», посвятив его памяти своей умершей жены. В 1984 году он официально прекратил преподавание йоги, но продолжает быть активным в мире айенгар-йоги, занимаясь написанием книг. Дочь Айенгара Гита и сын Прашант также получили известность как учителя айенгар-йоги.[7]
В 2005 году Айенгар посетил США, где презентовал свою новую книгу, «Light on Life», и дал специальный курс йоги на конференции в штате Колорадо, организованной «Yoga Journal».
Айенгар дважды посетил Россию — первый раз в 1989 году, второй раз в 2009 году[9].
Что скрывает продвинутый уровень йоги Айенгара
Фото: Александр Мурашев Стоит однажды увидеть фотографию индийского йога — и легко избавиться от этого образа уже не удастся. Чем сильнее испытываешь в повседневной жизни стресс, тем чаще в памяти возникает безмятежное лицо человека, застывшего в умопомрачительной асане и всем своим видом демонстрирующего погружение в нирвану. Те, кто в погоне за безмятежностью записались на разнообразные курсы йоги, быстро осознали: часовые сессии в фитнес-залах помогают улучшить растяжку, а вот на овладение своим телом и сознанием уходят годы серьезной практики.
В йоге у меня накопился классический опыт современного жителя мегаполиса: несколько разных преподавателей, пачка DVD-дисков с уроками и относительно регулярная практика дома. Этого было достаточно, чтобы в восточной практике я ощущал себя студентом-второкурсником: чему-то уже научился, сессии почти не боишься, но до получения диплома еще учиться и учиться.
Кто из нас хотя бы раз во время прочтения интересного, но длинного детектива не заглянул в конец книги, чтобы узнать имя убийцы? Вот и я решил перескочить сразу на продвинутый уровень йоги — хотя бы ради эксперимента.
Для разминки
— Да ты от нагрузки помрешь, дорогой, — ласковым голосом настраивает меня перед занятием Татьяна Бородаенко, президент Санкт-Петербургской федерации йоги.
Отступать уже некуда. Выбор в пользу техники Айенгара был для меня очевидным: именно по дискам с уроками Татьяны я скручивался в Паривритта Триконасане, борясь со стрессом после тяжелых рабочих будней. К тому же у Бородаенко действительно одна из самых любопытных историй в российской йоге. К 30 годам врачи обнаружили у нее целый список заболеваний — от панкреатита до хронического остеомиелита. После года на больничной койке Бородаенко открыла для себя йогу Айенгара — и, вопреки мрачным прогнозам докторов, вылечила себя сама.
В светлом зале кроме меня еще 15 человек. Возраст у всех настолько разный, что со стороны мы кажемся участниками социологического исследования. Мы начинаем с «позы радости» — Cукхасаны, когда ноги просто поджаты под себя. Татьяна пропевает мантру, мы повторяем ее и настраиваемся на занятие. Если не брать во внимание угрожающе висящие за моей спиной веревки, предстоящий урок кажется не сложнее похода в солярий.
С момента начала занятия я чувствую себя так, словно меня по ошибке заставили тренироваться вместе с олимпийской сборной по плаванию, хотя в бассейне я всего лишь собирался поплавать в свое удовольствие. Для выполнения «собаки мордой вверх» (Урдва Мукха Шванасана) стоя мы просовываем руки в веревочные петли, буквально парим над полом с отведенными назад руками. Под счет нужно резко и синхронно выгибать тело и поднимать голову. Во мне неожиданно просыпается мазохизм русского туриста в тайском массажном салоне, требующего, чтобы его размяли по системе «вери вери хард». К пятнадцатой попытке голова становится свинцовой, а уши закладывает так, словно я чересчур глубоко погрузился под воду во время дайвинга.
Фото: Александр Мурашев
С ног на голову
— Уттанасана! — объявляет Татьяна тоном конферансье.
Просунув ноги в петли и освободив руки, мы нагибаемся вперед и опускаем голову и плечи вниз. Веревки впиваются в бедра так сильно, что я едва слышно шепчу «ох, туго-то как». Через несколько секунд у меня перед лицом возникает рука Татьяны, протягивающая мне два мягких куска ткани — проложить их между ногами и веревками. Кажется, это помогает.
Все асаны сменяются настолько быстро, словно мы постоянно рискуем что-то не успеть. К исходу первого получаса мое тело разогрето лучше, чем после ударного вечера в фитнес-зале. В этот момент мы переходим к перевернутым позам, начиная с Ширшасаны — стойки на голове. Подложив под голову свернутое одеяло, я самоуверенно поднимаю ноги вверх — и, к своему разочарованию, уже через 10 секунд слышу обращенный ко мне голос преподавателя: «Хватит, больше не надо».
Из всех присутствующих закончил делать асану только я: остальные ученики добавляют вариацию Эка Пада Ширшасана с поочередным разворотом и опусканием ног к полу. Но уже во время следующей позы, Джану Ширшасаны, наступает и мой «звездный час»: разогретые мышцы позволяют мне хотя бы в одной позе имитировать опытного йога. Во время выполнения Джану Ширшасаны одна нога сложена в позе лотоса, а тело прижимается к вытянутой второй ноге. Положить вытянутый корпус на ноги во время сгиба все равно до конца не выходит — Татьяна дает мне ремень, который помогает сгибаться правильно, не округляя спину до буквы С. Постепенно к асане добавляются вариации со скручиванием — тем самым, что я так любил в методе Айенгара.
Из этой позы мы выходим в Пашчимоттанасану — позу вытяжения задней поверхности тела. Руки захватывают стопы, голова касается колен, и вот зал уже заполняется напряженным дыханием опытных йогов. «Эту асану десять минут выполнять надо, а вы в ней две минуты и уже стонете!» — раздается недовольный возглас Татьяны. Тут я обеспокоенно кошусь на часы, висящие на стене напротив. Это рушит еще один стереотип в моей голове: мне всегда казалось, что мире есть только два типа мест, где никогда не бывает часов, — казино и залы для йоги.
Фото: Александр Мурашев
Спокойствие трупа
Под конец занятия все спешат к шкафчику с ремнями — наступает время Саламба Сарвангасаны, или попросту «березки». Тут и понимаешь, зачем в йоге их используют так часто. Без ремня поддерживающие тело локти расползаются, отчего позвоночник скругляется и эффект от позы стремится к нулю.
Едва подняв вверх ноги, я чувствую, как ремни стянули мышцы плеча так, что пульс отдается у меня в голове. Это Татьяна прижимает ремень ногой к полу, не давая мне развести руки в стороны ни на сантиметр. Через полминуты боль в руках от напряжения и ремня становится невыносимой: ладони скользят по взмокшей спине, тело качается, недвусмысленно намекая, что пора собираться домой. В какой-то момент я поддаюсь — и опускаю ноги. «Отдохни», — говорит Татьяна. Последние минуты урока я провожу с ногами под прямым углом у стенки, наблюдая, как у мужчины рядом со мной от напряжения устрашающе синеют руки.
Обязательный финал — Шавасана, или поза трупа. Для дополнительного эффекта Татьяна выключает свет и убаюкивающим голосом медленно перечисляет, какие отделы тела нужно поочередно расслабить. Я уже готов уснуть и остаться здесь, но тут Татьяна зажигает свет и объявляет о завершении занятия привычным командным тоном.
«Если у вас любимая асана — это поза трупа, то вы настоящий йог! — успокаивает мое эго после занятия опытная ученица Ирина. — Сам Айенгар говорил, что эта поза в йоге самая тяжелая. Тут надо настолько расслабить тело, чтобы и ум полностью освободился от всех мыслей. Я на занятия девять лет хожу, а Татьяна мне до сих пор положение головы поправляет».
Присев на деревянную скамейку в раздевалке, я с удивлением замечаю, что она кажется мне такой мягкой, словно это диван. Впервые за последний час я спокойно перевожу дыхание. Моя попытка перешагнуть несколько уровней практики лишний раз доказала: даже если тело выдержит непривычную для него нагрузку, ничего, кроме изможденности, это не даст.
В йоге силы накапливаются постепенно в течение нескольких лет занятий, а ваше тело все это время учится само распределять нагрузку. Момент, когда вы будете готовы для серьезного уровня, придет незаметно: вы просто осознаете, что час интенсивной практики не вызывает у вас ровным счетом никаких затруднений. Может быть, однажды и я научусь погружаться в асаны полностью, но сейчас я чувствую лишь наслаждение от того, что все, наконец, завершилось. Похоже, меня накрывает долгожданная нирвана.
Публикации
- Iyengar, B.K.S. (1966; revised ed. 1977). Light on Yoga.
New York: Schocken. ISBN 978-0-8052-1031-6 - Iyengar, B.K.S. (1981). Light on Pranayama: The Yogic Art of Breathing.
New York: Crossroad. ISBN 0-8245-0686-3 - Iyengar, B.K.S. (1985). The Art of Yoga.
Boston: Unwin. ISBN 978-0-04-149062-6 - Iyengar, B.K.S. (1988). The Tree of Yoga.
Boston: Shambhala. ISBN 0-87773-464-X - Iyengar, B.K.S. (1996). Light on the Yoga Sutras of Patanjali.
London: Thorsons. ISBN 978-0-00-714516-4 - Iyengar, B.K.S., Abrams, D. & Evans, J.J. (2005). Light on Life: The Yoga Journey to Wholeness, Inner Peace, and Ultimate Freedom.
Pennsylvania: Rodale. ISBN 1-59486-248-6 - Iyengar, B.K.S. (2007). Yoga: The Path to Holistic Health
. New York: Dorling Kindersley. ISBN 978-0-7566-3362-2 - Iyengar, B.K.S. (8 Vols, 2000–2008). Astadala Yogamala: Collected Works.
New Delhi: Allied Publishers. - Iyengar, B.K.S. (2009). Yoga Wisdom and Practice.
New York: Dorling Kindersley. ISBN 0-7566-4283-3 - Iyengar, B.K.S. (2010). Yaugika Manas: Know and Realize the Yogic Mind.
Mumbai: Yog. ISBN 81-87603-14-3 - Iyengar, B.K.S. (2012). Core of the Yoga Sutras: The Definitive Guide to the Philosophy of Yoga.
London: HarperThorsons. ISBN 978-0007921263
СОВРЕМЕННЫЕ ЗАПАДНЫЕ АВТОРЫ
Артур Авалон «ЗМЕИНАЯ СИЛА» Скачать: doc fb2 |
М. Элиаде «ЙОГА. БЕССМЕРТИЕ И СВОБОДА». Скачать: doc fb2 |
Андре Ван Лисбет Пранаяма. Путь к тайнам йоги Скачать: doc fb2 |
Г. Ферштейн «ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ЙОГИ». Скачать: DJVU |
Г. Ферштейн «Глубинное измерение йоги». Скачать: PDF |
Ш. Гэннон и Д. Лайф «ДЖИВАМУКТИ ЙОГА». Скачать: doc fb2 |
Джон Скотт «Аштанга Йога». Скачать: DJVU |
Книги, изданные на русском языке
- Б.К.С. Айенгар.
Свет жизни: йога. Путешествие к цельности, внутреннему спокойствию и наивысшей свободе = Альпина нон-фикшн. — М., 2020. — 222 с. — ISBN 978-5-91671-551-4. - Б.К.С. Айенгар.
Йога-сутры Патанджали. Прояснение = Light on the Yoga: Sutras of Patanjali. — М.: Альпина нон-фикшн, 2020. — 392 с. — ISBN 978-5-91671-537-8. - Б.К.С. Айенгар.
Йога. Путь к здоровью. — М.: Флинта, 2020. — 336 с. — ISBN 5-89750-258-7. - Б.К.С. Айенгар.
Дерево йоги: Ежедневная практика = The Tree of Yoga. — М.: Альпина нон-фикшн, 2020. — 238 с. — ISBN 978-5-91671-552-1. - Б.К.С. Айенгар.
Йога Дипика. Прояснение йоги = Yoga Dipika: Light on Yoga. — М.: Альпина нон-фикшн, 2020. — 496 с. — ISBN 978-5-91671-389-3.
ПЕРВОИСТОЧНИКИ
Мандала II Скачать: doc fb2 epub |
Мандала III Скачать: doc fb2 epub |
Мандала IV Скачать: doc fb2 epub |
Мандала V Скачать: doc fb2 epub |
Мандала VI Скачать: doc fb2 epub |
Мандала VII Скачать: doc fb2 epub |
Мандала VIII Скачать: doc fb2 epub |
Мандала IX Скачать: doc fb2 epub |
Мандала X Скачать: doc fb2 epub |
АТХАРВАВЕДА. (Шаунака) Том 1. книги I-VII (пер. Т.Я. Елизаренковой) Скачать: PDF |
АТХАРВАВЕДА. (Шаунака) Том 2. книги VIII-XII (пер. Т.Я. Елизаренковой) Скачать: PDF |
АТХАРВАВЕДА. (Шаунака) Том 3. книги XIII-XIX (пер. Т.Я. Елизаренковой) Скачать: PDF |
САМА ВЕДА Скачать: PDF DJVU New! |
УПАНИШАДЫ (пер. А.Я. Сыркина) Скачать: doc fb2 epub |
Чхандогья Упанишада (пер. А.Я. Сыркина) Скачать: doc fb2 epub |
Брихадараньяка Упанишада (пер. А.Я. Сыркина) Скачать: doc fb2 epub |
РАМАЯНА (пер. Э.Н. Темкина и В.Г. Эрмана) |
Книга I. Читать: HTML Скачать: doc epub |
Книга II. Читать: HTML Скачать: doc epub |
Книга III. Читать: HTML Скачать: doc epub |
Книга IV. Читать: HTML Скачать: doc epub |
Книга V. Читать: HTML Скачать: doc epub |
Книга VI. Читать: HTML Скачать: doc epub |
Книга VII. Читать: HTML Скачать: doc epub |
РАМАЯНА (пер. П.А. Гринцера) |
Книга I-II. Читать: HTML ССкачать: doc |
Катха Упанишада (пер. Бориса Гребенщикова) Скачать: doc fb2 epub |
Йога Васиштха. Книга 1. (пер. с санскрита Дивья Чайтанья) Скачать: doc epub |
Йога Васиштха. Книга 2. (пер. с санскрита Дивья Чайтанья) Скачать: doc epub |
Йога Васиштха. Книга 3. (пер. с санскрита Дивья Чайтанья) Скачать: PDF fb2 epub |
Йога Васиштха. Книга 1-6. (пер. с англ. Дивья Чайтанья) Скачать: doc fb2 epub |
МАХАБХАРАТА (пер. Кальянова и др.) |
Книга I. Ади Парва Скачать: doc fb2 epub |
Книга II. Сабха Парва Скачать: doc fb2 epub |
Книга III. Араньяка Парва Скачать: doc fb2 epub |
Книга IV. Вирата Парва Скачать: doc fb2 epub |
Книга V. Удьйога Парва Скачать: doc fb2 epub |
Книга VI. Бхишма Парва Скачать Скачать: PDF |
Книга VII. Дрона Парва Скачать: doc |
Книга VIII. Карна Парва Скачать: doc |
Книга IX. Шалья Парва Скачать: doc fb2 epub |
Книга X. Сауптика Парва Скачать: doc |
Книга XI. Стри Парва Скачать: doc |
Книга XIV. Ашвамедхика Парва Скачать: PDF |
Книга XV. Ашрамавасика Парва Скачать: PDF |
Книга XVI-XVII-XVIII Маусали Парва. Махапрастханика Парва. Сварга Арохана Парва Скачать: doc |
МАХАБХАРАТА (пер. Б.Л. Смирнова) |
Выпуск I. Сказание о Нале. Супружеская верность. Скачать: doc fb2 epub |
Выпуск II. Бхагавадгита. Скачать: doc fb2 epub |
Выпуск III. Горец. Скачать: doc fb2 epub |
Выпуск IV. Беседа Маркандеи. Скачать: doc fb2 epub |
Выпуск V. Мокшадхарма. Скачать: doc fb2 epub |
Выпуск VI. Хождение по криницам. Скачать: doc fb2 epub |
Выпуск VII. Побоище палицами. Скачать: doc fb2 epub |
Выпуск VIII. Нападение на спящих. Книга о женах. Скачать: doc fb2 epub |
Словарь санскритских терминов Махабхараты. Скачать: doc |
ЗАКОНЫ МАНУ (Ману дхарма шастра) Скачать: doc fb2 epub |
Бадараяна БРАХМА СУТРЫ (пер. Вернигоры) Скачать: doc fb2 epub |
Гаруда Пурана Сародхара (пер. С.М.Неополитанского) Скачать: doc fb2 epub |
Маркандея пурана (пер. Ю.Седов) Читать HTML Скачать DOC New! |
Патанджали «Йога сутры» и «Вьяса бхашья» (пер. Е.П.Островской и В.И.Рудого) Скачать: doc fb2 epub |
Виджняна Бхайрава Тантра (пер. О.Н.Ерченкова) Скачать: doc fb2 epub |
Сва (пер. А.Ригина) Скачать: doc fb2 epub |
Горакша Самхита (пер. с англ. из: Георг Ферштейн «Энциклопедия Йоги») Скачать: doc fb2 epub |
Гхеранда Самхита (пер. А.Ригина). Скачать: doc fb2 epub |
Натхамуни «Йога Рахасья». Скачать: doc fb2 epub |
Примечания
- ↑ 12Bibliothèque nationale de France
идентификатор BNF (фр.): платформа открытых данных — 2011. - Результаты поискаВсе результатыYoga guru BKS Iyengar passes away (англ.) // The Times of India
— 1838. - Iyengar, B.K.S.
Iyengar — His Life and Work (неопр.). — C.B.S. Publishers & Distributors, 1991. — С. 3. - ↑ 12Aubrey, Allison.
Light on life: B.K.S. Iyengar’s Yoga insights
(неопр.)
. Morning Edition: National Public Radio (10 ноября 1995). Дата обращения 4 июля 2007. - ↑ 12345Iyengar Yoga Resources.
Yoga Resources
(неопр.)
(недоступная ссылка) (2006). Дата обращения 16 сентября 2006. Архивировано 16 апреля 2009 года. - 2004 TIME 100 — B.K.S. Iyengar Heroes & Icons, TIME.
- ↑ 123
Yoga Journal — Yoga News & Trends — Light on Iyengar Архивировано 31 августа 2007 года. - IyengarYoga NAUS Архивная копия от 6 июня 2008 на Wayback Machine Accessed September 16, 2006
- «Коммерсантъ деньги», 12.07.2010 — «Йоги в руки».
- Umesh Isalkar.
Yoga guru BKS Iyengar passes away (англ.).
The Times of India
(20 August 2014). Дата обращения 20 августа 2014.
Айенгар: причина смерти
Айенгар болел на протяжении трех последних недель, но от госпитализации отказывался, пишет индийское издание. Йога лечил дома семейный врач. Даже внутривенные жидкости ему вводили на дому. 12 августа пожилой йог попал в больницу, затем его состояние сильно ухудшилось. Айенгара подключили к аппарату искусственной вентиляции легких. Но от более интенсивного лечения он отказался. Сердечная мышца Айенгара очень ослабла, отмечает издание.
При этом, по данным BBC, причиной смерти йога стали проблемы с почками.
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Кабир «Грантхавали» Скачать: doc fb2 |
Ромен Роллан «Жизнь Рамакришны» Скачать: doc fb2 |
Поль Брантон «Путешествие в тайную Индию» Скачать: doc fb2 |
Халил Джебран «Пророк» Скачать: doc fb2 |
Свами Рама «Жизнь среди гималайских йогов» Скачать: doc fb2 |
Свами Рама «СВЯЩЕННЫЙ ПУТЬ. Целеустремленно жить и красиво умереть» Скачать: PDF |
Иван Ефремов «ЛЕЗВИЕ БРИТВЫ» (1963) Читать HTML Скачать fb2 |
Слава Курилов «ОДИН В ОКЕАНЕ» Скачать: doc fb2 |
Ричард Бах «ЧАЙКА ПО ИМЕНИ ДЖОНАТАН ЛИВИНГСТОН» Скачать: doc fb2 |
Парамахамса Йогананда «АВТОБИОГРАФИЯ ЙОГА» Читать HTML Скачать fb2 |
Роберт Свобода «АГХОРА I» Скачать: doc fb2 |
Роберт Свобода «АГХОРА II» Скачать: doc fb2 |
Роберт Свобода «АГХОРА III» Скачать: doc fb2 |
Роберт Свобода «Величие Сатурна» Скачать: doc fb2 |
Андрей Сидерский «ТРЕТЬЕ ОТКРЫТИЕ СИЛЫ» Читать HTML Скачать fb2 |
Г.Л. ОЛДИ «ЧЕРНЫЙ БАЛАМУТ. Том 1. Гроза в Безначалье» Читать HTML Скачать fb2 |
Г.Л. ОЛДИ «ЧЕРНЫЙ БАЛАМУТ. Том 2. Сеть для миродержцев» Читать HTML Скачать fb2 |
Г.Л. ОЛДИ «ЧЕРНЫЙ БАЛАМУТ. Том 3. Иди, куда хочешь» Читать HTML Скачать fb2 |
Польза и вред йога по методу Айенгара
У этого стиля йоги почти нет противопоказаний, так как она создавалась для разных групп людей. Гита Айенгар йогой могут заниматься женщины, мужчины, дети, или люди, имеющие нарушения позвоночника, эндокринной системы и с другими недугами.
Для каждого найдется свой комплекс упражнений. В дни менструального цикла не рекомендованы занятия для женщин. Особенно с переворотом. Чтобы не причинить себе вреда следуйте простым правилам.
- Аккуратно выполняйте упражнения, и не перенапрягайте мышцы.
- Обязательно делайте разминку перед практикой.
- Выбирайте только те асаны которые вам по силам. Держите контроль над временем занятия и берегите здоровье от излишних нагрузок.
Польза этого стиля йоги действительно большая.
- Регулярные занятия приводят к тому что вы становитесь более гибким и сильным.
- Уходят многие болезни.
- Дыхательные упражнения укрепляют легкие.
- Выравнивается позвоночник и появляется правильная осанка.
- Стимулируется работа внутренних органов.
- Улучшается самочувствие и общее состояние здоровья, а так же тормозится процесс старения.
СОВРЕМЕННЫЕ ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ АВТОРЫ
Индра Дэви «ЙОГА». Скачать: doc |
Верещагин В.Г. «Физическая культура индийских йогов». Скачать: doc |
Зубков А.Н. и Очаповский А.П. «Хатха йога для начинающих». Скачать: DJVU |
Васильев Т.Э. «Начала хатха йоги». Скачать: DJVU |
Зубков В.А. «ЙОГА ДЛЯ ВСЕХ». Скачать: doc fb2 |
Лаппа Андрей «Йога. Традиция Единения». Скачать: PDF |
А. Сидерский «ХАТХА ЙОГА. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ ОЧЕРК». Скачать: doc fb2 |
Борис Мартынов
Упанишады йоги и тантры Скачать: doc fb2 |
Сурья садхана Скачать: PDF |
Нравственность в йоге Скачать: doc fb2 |