Медитативная поза “счастья” в йоге Свастикасана подходит для начинающих


Эта статья опирается на источники, аффилированные с предметом статьи или иной заинтересованной стороной.

Это может вызвать сомнения в нейтральности и проверяемости представленной информации. Такие источники также не показывают значимость предмета статьи. Статью можно улучшить, использовав независимые вторичные источники вместо аффилированных. (12 ноября 2019)

Релаксационные асаны

(
медитационные асаны
) — асаны в йоге.[
уточнить
] у вас ошибка! Яма — это отношение с внешним миром, нияма — внутренние ценности… соответственно диета относится к нияме

Падмасана[ | ]

Основная статья: Поза лотоса

Поза лотоса в исполнении Лахири Махасая

Падмасана

(
поза лотоса
, дев. पद्मासन, padmāsana
IAST
, «падма» — лотос) — одна из основных асан в йоге, часто используется в вариациях ширшасаны и сарвангасаны. Одна из самых релаксирующих асан. Падмасана рекомендуется для практикования пранаямы. Является базовой основой для любых комплексов асан.

«Приняв Падмасану и положив ладони одна на другую, твердо прижать подбородок к груди и, сосредоточившись на Брахмане, часто сокращать анальное отверстие и поднимать апану; подобными же сокращениями горла продвигать вниз прану. Этим достигается непревзойденное знание благодаря Кундалини (пробуждаемой этим процессом)» — «Хатха-йога-прадипика»[1]

Противопоказания

: травмы и болезни коленных суставов.

Философский аспект асаны[ | ]

Считается самой оптимальной позой для медитаций. Приводит организм в энергетическое равновесие. В этой позе нередко изображают Будду. Йоги считают, что падмасана поднимает энергию муладхара до сахасрары и то, что находясь в этой асане, можно контролировать апанаваю и нади.

Упавиштаконасана (2–5 минут)

Сядьте на валик или свернутое одеяло на высоте, где ваша спина будет вытягиваться вверх. Разведите ноги в стороны симметрично от центра туловища. Угол должен быть комфортным. Набросьте ремни на стопы. Удерживая их руками, разверните ладони вверх, а верх рук — наружу. Вытяните ноги от таза до пяток, опираясь центром пяток в пол, удлините пальцы ног вверх. Создавая сильную опору на пятки и таз, вытягивайте позвоночник вверх. Стремитесь, чтобы спина и плечи находились в вертикальном положении. Разворачивайте верх руки наружу и мягко втягивайте грудной отдел, раскрывая грудную клетку от центра к плечам. Не выталкивайте поясницу вперед, а расслабляйте живот, горло и лицо. Взгляд перед собой.

Сиддхасана[ | ]

Сиддхасана
Сиддха́сана (полулотос, Совершенная поза, санскр. सिद्धासन), siddhāsana IAST

) — одна из основополагающих поз йоги, поскольку она оказывает широкое положительное влияние на организм человека. Сиддхасана — одна из важнейших асан (лучшая из 84 000 асан); она очищает 72 000 нади в теле человека.

«(…)среди ниям главное — не причинять никому зла, среди ям — умеренная диета, а среди асан — Сиддхасана»
«Ни одна асана не может равняться с Сиддхасаной, ни одна кумбхака — с Кевалой, ни одна мудра — с Кхечари, ни одна лайя (поглощение ума) — с Надой.»

Противопоказания

: травмы и болезни ног, пояснично-крестцовым радикулит или другие заболевания, локализованные в области крестца.

Философский аспект асаны[ | ]

Сиддха означает «совершенный», «завершенный». Сиддха — это тот, кто приобретает сверхъестественные способности благодаря самоконтролю. Это наиболее важная асана для контроля над дыханием, дисциплины ощущений, концентрации, медитации и самореализации. Сиддхасане приписывают развитие сверхъестественных способностей.

Йог, который сосредоточивается на душе, умерен в своей диете, может получить сверхъестественные способности, если он практикует Сиддхасану в течение двенадцати лет без перерыва.[2]

Сиддхасана рекомендуется для практики пранаямы и медитации.

Упрощение и усложнение

можно выполнять эту позу на сложенном одеяле, или расположить пятки в зоне лобка.

Опытным следует усложнять практику до тех пор, пока не перестанет чувствоваться натяжение в области позвоночника. Потом можно перейти к выполнению позы звезды или лотоса.

Две альтернативы Шавасане Джестикасана и Матсья Кридасана

Легендарный курс по медитации бесплатноРекомендуем! Самый популярный курс по медитации для начинающих на русском языке. Более 100 тыс человек уже научились медитировать. Попробуйте сами. Подробнее.

Сукхасана[ | ]

Сукхасана
Сукхасана

(«удобная поза», «Поза портного», «сидеть по-турецки» «Сукха» с санскрита — счастье, удовольствие, комфорт) — асана в йоге. Поза используется при выполнении дыхательных упражнений, концентрации внимания и медитации. Часто сукхасану используют как подготовительную к сиддхасане.<

Техника исполнения[ | ]

Согнуть левую ногу внутрь, прижать стопу к внутренней поверхности правого бедра, ближе к паху. Согнуть правую ногу и положить её параллельно левой. Колени широко раздвинуты и лежат на коврике.

Адхо Мукха Вирасана (3–10 минут)

Сядьте на пятки, соедините большие пальцы ног, разведите колени широко в стороны. Вытяните позвоночник вверх, раскройте грудную клетку и наклонитесь вперед, расположив грудную клетку и/или голову на опоре — валике или свернутых одеялах. Расслабляйтесь в течение 3–10 минут. Поменяйте положение головы. Приблизив руки к коленям, обопритесь на ладони и поднимитесь вверх. Вытяните ноги, дайте им отдохнуть.

Свастикасана[ | ]

Свастикасана

(деванагари स्वस्तिकसन IAST svastikásana) — одна из асан хатха-йоги. Практикуется для укрепления тела. Свастика на санскрите означает «процветающий». При принятии этой позы лодыжечный замок имеет форму свастики.

Свастикасана — это сидячее положение с выпрямленным туловищем. Вытяните ноги вперёд. Захватите левую ногу и положите стопу рядом с правым бедром. Подобным образом согните правую ногу и протолкните её в пространство между бедром и икроножными мышцами. Теперь обе стопы окажутся между бёдрами и икрами ног.[3][4]

Об авторе

Опытный преподаватель йоги.

Обучался в Индии, 2006—2012 гг.: «Om Yoga International Health Society», преподаватель Смрити Чакраварти, г. Варанаси; «Patanjali International Yoga Foundation», преподаватель Джитендра Дас, г. Ришикеш.

Личная практика с 2000 года, преподавание с 2007 года. Студии «CitYoga», «Московская школа йоги», «ОМ» на Тульской, фитнес «Новая Лига», фитнес «Зебра», г. Москва.

Сертифицированный практик-целитель Универсального и Менчо Рэйки, Мастер-Учитель: Виталий Кузьменко, г. Москва.

Йога-журналист, автор более 400 статей о практиках йоги.

Организатор и ведущий йога-семинаров и горных походов. С 2012 года провёл более 20 выездных йога-семинаров за рубежом: в Тибете, Непале, Индии.

Шавасана[ | ]

Шавасана
Шава́сана

(санскр. शवासन) — асана в хатха-йоге. Достижения в этой асане приравниваются к достижениям в целом от практических занятий хатха-йогой. Цель Шавасаны — отдых и полное расслабление.

Техника исполнения[ | ]

  1. Лечь на спину. Руки прямые вдоль тела, но тела не касаются. Ноги вытянуты и немного разведены в стороны. Глаза закрыты.
  2. Расслабьте все мышцы тела, начиная с мышц рук, затем ног, ягодицы, поясницы, живота, спины, груди и мышцы плечевого пояса. Затем расслабьте мышцы шеи, лица и язык. И последними расслабьте глаза.
  3. При выходе из Шавасаны сделайте глубокий вдох и потянитесь, напрягая все мышцы в том же порядке.

Подробная техника выполнения асаны шавасана[ | ]

  1. Выберите для занятия спокойное место с твердой ровной поверхностью. Расстелите свой йога коврик. Наденьте одежду из натуральных тканей. Можно взять плед и укрыть комфортно тело.
  2. Уложите спину ровно. Если вы чувствуете прогибы — пустые полости между спиной и полом. То выполните асаны для вытяжения спины о которых мы писали выше.
  3. Голова лежит ровно в комфортном положении. Ноги следует раскинуть на ширину плеч, можно чуть-чуть согнуть колени.
  4. Руки вдоль тела ладонями вверх. На небольшом расстоянии от тела, можно ориентироваться на то чтобы подмышки не были плотно прижаты .
  5. Закройте глаза, расслабьте челюсть -можно чуть приоткрыть губы.
  6. Теперь пройдитесь мысленно по телу и расслабьте каждую его часть, начиная от мизинца правой ноги и постепенно поднимаясь к макушке, можно включить медитацию шавасана. Или визуализировать как вы волной расслабления поднимаетесь по своему телу.
  7. Когда тело расслабится полность, вы не будете чувствовать его границ. Попробуйте выполнить медитацию: представить золотой свет, и со вдохом впустить его в себя, а с выдохом представить всё чёрное — что это все болезни и шлаки которые уходят от вас. Сделайте столько дыхательных циклов сколько потребуется.
  8. Постепенно возвращайтесь в своё тело. Пошевелите пальцами ног и пальцами рук.
  9. Откройте глаза. Руками и ногами потянитесь в разные стороны, и медленно садитесь.
  10. При желании после шавасаны можно сделать любую асану или позу интуитивно. Ту что покажет ваше тело.

Уттхита Триконасана (30 секунд — 1 минута, повторить 2 раза)

Разведите ноги на расстояние 110–120 см. Поверните левую стопу внутрь на 30–45 градусов, а всю правую ногу разверните наружу. Вытяните руки в стороны на линии плеч. На выдохе наклонитесь вправо вслед за правой рукой, захватите правую лодыжку. Левую руку при этом тяните вверх, развернув ладонь вперед.

Сохраняя ноги сильными, вытягивайте позвоночник от таза к макушке. Если нет проблем с шеей, разверните голову вверх и смотрите на большой палец левой руки. Опираясь на сильные ноги, поднимитесь. Повторите упражнение влево.

Ваджрасана[ | ]

Ваджрасана Ваджрасана
Ваджра́сана

(твёрдая поза, англ. vajrasana, ваджра — в переводе с санскрита: молния, алмаз, скипетр, палица бога Индры.[5] В термине «ваджра» отражено также значение нерушимости Закона (Дхармы) Будды, прочного как алмаз) — поза, сидя на коленях в хатха-йоге. Будда ваджраяны — символ чистоты Просветления (Бодхи) и Закона (Дхарма). Он изображается в сидящей позе, белого цвета с ваджрой в правой руке у сердца и с колокольчиком в левой руке у бедра. Ваджрасана имеет множество вариантов исполнения и является базовой для других асан.

Техника исполнения[ | ]

Встать на колени. Соединить колени и скрестить ступни: мужчины — правая сверху, женщины — левая. Сесть ягодицами на пятки. Вся тяжесть тела переносится на колени и лодыжки. Положить руки на бедра так, чтобы 4 пальца были вместе, а пятый, большой, находится в произвольном положении. Туловище, шея и голова находятся на одной прямой, но мышцы не должны быть напряженными. Если у вас есть сутулость, то выгните назад плечи и шею, а потом расслабьте. Со временем спина будет становиться все ровнее и ровнее. В этой асане не должно быть никаких напряжений, а уж тем более болевых ощущений. Дыхание должно быть спокойным и естественным. Желательно, чтобы выдох был более, чем в два раза длиннее вдоха.

Противопоказания

: варикозы и тромбы в ногах, травмы суставов колен или голени; может служить причиной такого заболевания как йогическая отвисающая стопа.[6]

Философский аспект асаны[ | ]

Ваджрасана — это асана, дающая внутреннее равновесие. Эту асану используют все основные религии мира: христианство, ислам, буддизм и индуизм.

СВАСТИКАСАНА (ПОЗА СВАСТИКИ)

СИДДХАСАНА (СОВЕРШЕННАЯ ПОЗА)

СИДДХАСАНА считается первой среди 8,400,000 асан. Хотя все асаны полезны для здоровья, приобретения красивого и хорошо сложенного тела, СИДДХАСАНА также используется для медитации, молитв и поклонений, пранаямы и самадхи. Возможно достижение всех высот йоги посредством практики этой асаны, совершенства и сиддх (или сверхъестественных способностей) и само-реализации йоги. Ввиду этого, в науке йоги она названа Сиддхасана или совершенная поза. В йогических текстах текстах, сказано:

Mukhyam sarvasanesvekam siddhah Siddhasanam viduh.

(H.Y.P. 1, 38)

Те, кто достиг совершенства в выполнении асан, признают Сиддхасану первой среди асан.

Далее сказано:

Nasanam siddha-sadrsam na kumbhah kevalopamah Na khecarl-sama mudra na nada-sadrso layah.

(H.Y.P. 1, 43)

Нет асаны подобной сиддхасане, нет Кумбхаки подобной Кевала-кумбхаке, нет Мудры подобной Кхечари, нет Лайи (растворения) подобной Нада (внутренний звук).

Сидя на полу, пятку левой ноги, поместите напротив заднего прохода а правую пятку напротив половых органов по Шивани-нади как показано на фото, 1 и 2. Область, которая располагается перед анусом (задним проходом), по мошонке и по нижней поверхности полового органа, соединена Шивани-нади, этот термин в йогических текстах, указывает линию вдоль мочеиспускательного канала и мошонки.

Шивани-нади также известен как Читракьхя-нади или как Вирья-ваха (элемент семени). В йоговских текстах, различные функции были приписаны различным нади. В Йогасикх-упанишадах, сказано:

Malarn tyajet Kuhurnadl mutram muflcati Varupl Citrakhya slvanl-nadl sukla-mocana-karinl

.

(Y.S. U. 26-27)

Нади под названием Куху контролирует функцию выделения кала, Варупи-Нади, контролирует выделение мочи, Читракьхя-Нади или Шивани-Нади обладает функцией выделения семени.

Термин Нади имеет множество значений в различных контекстах и поэтому иногда является источником недоразумений при его использовании вне контекста. Таким образом, в зависимости от контекста, это может означать следующее: нервы, артерии, вены, каналы или трубки, различные полые структуры в теле. В данном конкретном случае имеется в виду последнее значение. Пальцы ног и стопы должны находиться между бедрами и икрами. Кисти должны быть помещены друг на друга правая поверх левой, ладонями вверх. Позвоночник должен быть абсолютно перпендикулярен в этом положении. Взгляд должен пристально фиксироваться в одной из пяти областей перечисленных ниже:

1. Бхрумадья (между бровями).

2. Сама-дришти (прямо вперед).

3. Насикагра (кончик носа).

4. Ардхонимеша (веки полуприкрыты).

5. Нетра-бандха (глаза закрыты).

Эти различные способы фиксации взгляда дают различные результаты.

Эффекты и преимущества

Практика этой асаны помогает контролировать сексуальную энергию и соблюдать Брахмачарья. (Слово «Брахмачарья» означает обет безбрачия, или так же состояние ума, сконцентрированного на Высшем Существе.) Эта асана обеспечивает умственную дисциплину и гарантирует проникновение Праны в Сушумна Нади. Таким образом помогает в пробуждении Кундалини-шакти («Змеиной силы»). Посредством этой асаны реализуется возможность достижения Дхарана (концентрации), Дхиана (медитация) и даже Самадхи (самореализация).

Этот метод характеризуется как лучший среди техник, используемых для пробуждения Кундалини.

Kimanyairbahubhih pithaih siddhe siddhasane sati Prananile savadhane baddhe kevala-kumbhake.

(H.Y.P. 1, 41)

Нет необходимости выполнять любые другие асаны для тех, кто утвердился в Совершенной позе (Сиддхасане). Осторожное выполнение Кевала Кумбхака Пранаямы в этой асане делает практику любой другой асаны бессмысленной.

Utpadyate nirayasat svayamevonmanl-kala. Tathaikasminneva drdhe siddhe siddhasane- sati Bandha-trayamanayasat svayamevopjayate.

(H.Y.P. 1, 42)

Успех в Сиддхасане дает Унмани-Авастха (состояние «не-ума»), и три Бандхи (замка) выполняются сами собой, без усилий (различаются следующие замки: горловой или Джаландхара-Бандха, брюшной Уддияна-Бандха, и корневой или Муладхара-Бандха) .

Там же отмечено, что йогины описавшие замечательные особенности этой асаны подчёркивали необходимость в длительной практике Сиддхасаны. Сватмарама, ученик Горакшанатха, комментирует её таким образом в Хатха-йога Прадипике:

Caturasiti plthesu siddhameva sadabhyaset. Dva-saptati-sahasranam nadinam mala-sodhanam.

(H.Y.P. 1, 39)

Из 84 Асан Сиддхасана должна практиковаться всегда. Она очищает 72000 Нади.

Далее он также подчеркнул определенные особенности этой асаны:

Atma-dhyayl mitaharl yavad dvadasa-vatsaram Sada siddhasanabhyasad yogi nispattimapnuyat.

(H.Y.P. 1, 40)

Самосозерцанием, умеренной пищей и практикой Сиддхасаны за 12 лет йогин достигает Йога-Сиддхи.

Как и было упомянуто выше, различные результаты могут быть получены в зависимости от области фиксации взгляда:

1. Бхру-мадья-дришти –

(
фиксирование взгляда в области межбровья) – фото 3, даёт способность видеть внутренний свет.
2. Сама-дришти
взгляд направлен впередкак показано на фото 4, является особенно полезным для практикующих Тратаку или центральную фиксацию взгляда.
3. Насикагра-дришти

или
фиксация взгляда на кончике носа (фото 5), дает способность видеть 5 элементов. Термин «элемент», используемый здесь, не должен быть перепутан с элементами, известными в современной химии. Это термин Самкхья-йоги, подразумевающей пять основных материалов, формирующих Вселенную. Это пять элементов следующие: Акаша, Ваю, Теджас, Апас и Притхви. Хотя, их обычно и переводятся как эфир, воздух, огонь, вода и земля, эти термины не в состоянии передать философский и метафизический смысл первоначальных слов, скорее обозначают их специфическую сущность. Они просто выделяют основные типы и этапы организации материи. Эти термины являются абстрактным обобщением и не относятся к любому из обычных физических или химических эквивалентов. Для правильного понимания этих терминов, нужно обратиться к обычным текстам по индийской философии.
4. Ардхонмеса —

или
полуприкрытые веки – фото 6 помогает в освоении Самбхави и Унмани поз или Мудр. Самбхави или Унмани Мудры должны изучаться под руководством гуру. Они описаны в третьей книге «Мудра и Пранаяма».
5. Нетрабандха —

или
закрытые глаза, является особенно полезным для медитации и, потому, очень важно для тех, чей ум — неустойчив и недисциплинирован (фото 7).
Сиддхасана полезна как для обычного обывателя, так и для человека, ведущего йогический образ жизни. Достоинства этой асаны невозможно переоценить. Те, кто могут удерживать позу непрерывно три часа и сорок восемь минут, могут считать себя освоившими эту асану. Семейным человеком эта асана должна практиковаться умеренно; только йогин может практиковать её сверх указанного времени. Сиддхасана также известна среди йогов как Ваджрасана.

Йогасикхопанишада по этому поводу пишет:

Vajrasanasthito Yogi calayitva tu kundallm.

(Y.S.U. 1, 112)

Kuryadanantaram bhastrlm kundalimasu bodhayet.

(Y.S.U. 1, 113)

Йогин сидя в Ваджрасане, пробуждая Кундалини дожен выполнить Бхастра-кумбхаку (дыхание типа кузнечный мех), дыхание которое пробуждает Кундалини.

Здесь термин Ваджрасана подразумевает Сиддхасану, потому что Пранаяма не может выполняться в асане традиционно известный как Ваджрасана. Имеются много цитат и толкований и в других йогических текстах относительно Сиддхасаны – также называемой Ваджрасана. Например, в Бхактисагре, при описании Сурья-Бхедана-Пранаямы, в разделе о Аштанга-йоге (восьмиступенчатой йоге) Йога Карана Даша мы находим следующие замечания:

Kumbhaka Suraja bheda hi pahile dehu sunaya Sukha asana kai kljiye athava vajra lagaya. Athava vajra-lagaya, puraka dahine svara klje.Nakha-sikha sell roki vayu kum bandha karija.

(B.S. 73)

Сначала я буду описывать Сурья Бхеди Пранаяму. Эта Пранаяма должна выполняться сидя в Сукхасане или в Ваджрасане. После принятия в Ваджрасаны, выполняется Пурака (полный вдох) делается это через правую ноздрю, после чего выполняется задержка дыхания.

В данном случае термин Ваджрасана, используемое в Карана Даше, может означать только Сиддхасану, потому как в традиционной Ваджрасане, Пранаяма не практикуется.

Существует два положения рук при выполнении Сиддхасаны. Первый показан на фото 2, кисти укладываются друг на друга. Это приводит к увеличению Лагхима-Шакти, которая делает тело лёгким. Если руки лежат на коленях, большой и указательный пальцы соединены вместе, увеличивается Гарима-Шакти, тело становится более тяжелым. Этот последний метод показан на фото 8.

В начале, йогин должен стремиться к увеличению Лагхима-Шакти и руки должны находится друг на друге. Но со временем, когда йогин почувствует себя достаточно лёгким он может подавить эту лёгкость, для чего необходимо увеличить Гарима-Шакти перемещая руки на положение показанное на фото 8.

Сиддхасана – в высшей степени полезна для развития физических, умственных и духовных способностей, потому как находясь в ней с помощью медитации, молитвы, поклонения, пранаямы возможно достигнуть самореализации (Самадхи).

Это — неудивительно, ведь среди 8,400,000 асан Господь Шива (основоположник йоги), оценил Сиддхасану как главную.

ПАДМАСАНА (ПОЗА ЛОТОСА)

Эта асана известна как Падмасана или Камаласана. Различные йоговские тексты, используют оба эти термина.

Сядьте на пол, левую ногу положите на правое бедро, как можно ближе к пупку (фото 9).

Затем, правую ногу поместите на левое бедро таким образом, чтобы пятки касались друг друга у пупка насколько это возможно (фото 10).

Позвоночник и всё тело от талии и выше должны быть перпендикулярными полу. Необходимо позаботиться, чтобы колени касались земли. Руки должны быть установлены друг на друга, ладонями вверх. Затем всю процедуру повторить с противоположным положением ног (перекрест в другую сторону).

В Падмасане, положения рук также дают различные результаты. Таким образом, положение рук «внахлёст» увеличивает Лагхима-Шакти, и тело приобретает лёгкость. Положение рук на коленях усиливает влияние гравитации, и тело становится более тяжелым (фото 11).

В начале йогин должен увеличивать Лагхима-Шакти, и руки должны находиться друг на друге. Практикуя положение рук в другой позиции даёт эффект аналогичный описанному ранее и полезен в Падмасане как Сиддхасане .

В Падмасане можно использовать, любой из пяти вариантов фиксации взгляда (перечисленных ранее касательно Сиддхасаны).

В начале Падмасана кажется трудной в выполнении, но эту асану должны выполнять все: мужчины, женщины, дети и пожилые люди. Чтобы облегчить практику, великие мудрецы изобрели Ардха-Падмасану или Половинную позу лотоса как показано на фото 12.

Здесь, только одна нога помещена на противоположное бедро, другая остается на полу. Ардха-Падмасана должна практиковаться только теми, чьи суставы малоподвижны. Возможно, что в течение 40 дней такой практики Падмасана будет освоена. Тем, кто имеет малоподвижные суставы, рекомендуется пить молоко смешанное с порошкообразной сырой куркумой, что делает суставы более подвижными. Считается также, что потребление сырой куркумы, очищает кровь.

Эффекты и преимущества

Принимая во внимание, что Падмасана, также используется для медитации, молитв, ритуалов и Пранаямы, она также является намного более эффективной и полезной чем Сиддхасана, для улучшения физического состояния. Для Пранаямы Падмасана является основной позой. Но только, когда человек в состоянии сидеть в Падмасане в течение 15 минут она считается пригодной для того, чтобы выполнять Пранаяму, так как Падмасана – единственная асана в которой положение остается безмятежным и устойчивым даже когда тело начинает подбрасывать.

Padmasanastha evasau bhumimutsrjya vartate. Atimanusacestadi tatha samarthyamudbhavet.

(Y.T.U. 1, 55)

Йогин, сидящий в Падмасане отрывается от земли и воспаряет. Он становится, обладателем сверхчеловеческих способностей.

Эта асана устраняет запоры, расстройства желудка и метеоризм, улучшает пищеварение и усиливает бедра и икры.

Она также считается более полезной для женщин чем для мужчин, так как имеет благоприятное воздействие на матку. Поэтому, все асаны, основанные на падмасане должны практиковаться особенно женщинами. Сватмарама, ученик Горакшанатха, сказал в Хатха Йога Прадипике:

Idarn padmasanam proktam, sarvavyadhi-vinasanam, Durlabham yena kenapi dhlmata labhyate bhuvi.

(H.Y.P. 1, 47)

Это Падмасана, разрушитель всех недугов. Простым смертным она недоступна, только мудрецам.

Она может выполняться и брахмачарием и семьянином, ванапрасти или Саньяси (отшельником) и считается освоенной, тогда когда может удерживаться непрерывно 3 часа и 48 минут описанным выше способом. Практикуя Сиддхасану сексуальные желания уменьшаются, поэтому мужчины, ведущие обычный образ жизни должны ограничивать себя в практике, это ограничения не касается Падмасаны. Независимо от того, как долго она выполняется, Падмасана имеет благоприятное воздействие.

Baddha-padmasano yogi namaskrtya gurum Sivam Nasagra-drstirekakl prapayamam samabhyaset.

(Y.T.U. 1, 106)

Йогин, принимая Падмасану, должен поклониться великому учителю йоги, Богу Шиве, и заняться пранаямой зафиксировав взгляд на кончике своего носа.

Здесь практика Пранаямы описывается в Падмасане потому, что совершенная пранаяма может быть выполнена только в Падмасане. Сватмарама, ученик Горакшанатха, пишет:

Padmasane sthito yogi nadl-dvarena puritam Marutam dharayed yas tu sa mukto natra samsayah.

(H.Y.P. 1, 49)

Если йогин, освоивший Падмасану, направляет дыхание после полного, глубокого вдоха в канал Сушумна Нади, тогда он считается освобожденным; в этом нет никаких сомнений.

Очевидно, что Сиддхасана и Падмасана, являются первыми среди 8,400,000 асан. И даже, если Падмасана практикуется без Пранаямы, молитвы, медитации или сосредоточения, она принесет практикующему несомненную пользу.

БХАДРАСАНА (БЛАГОТВОРНАЯ ПОЗА)

Встаньте на колени, затем сядьте на пятки, удерживая их вместе. Обе руки положите на бедра. Сидя, взгляд зафиксируйте на кончике носа и выполните Джаландхара Бандху (горловой замок); тело должно быть в устойчивом положении как показано на фото 13.

Великий мудрец Гхеранда говорил:

Gulphau ca vrsapasyadho vyutkramepa samahitah, Padangusthe karabhyam ca dhrtva ca prsthadesatali, Jalandharam samasadya nasagramavalokayet, Bhadrasanam bhavedetat sarvavyadhi-vinasakam.

(G.S. 2, 9-10)

Сядьте удобно положив обе ноги так, чтобы пятки касались друг друга под промежностью. Пальцы ног правой и левой стоп должны быть захвачены левыми и правыми руками соответственно (наперекрест), йогин должен сконцентрировать свой взгляд на кончике носа удерживая горловой замок. Так выполняется Бхадрасана — разрушительница недугов.

В йогических текстах есть и другое описание Бхадрасаны. В этом варианте, захватываются большой палец правой ноги правой рукой и левая рука большой палец левой ноги, в положении на коленях как и описанно выше. Это положение проиллюстрировано на фото 14.

Эффекты и преимущества

Бхадрасана излечивает многие недуги. Она укрепляет бедра, колени и стопы. Она также оказывает благоприятное воздействие на позвоночник, но только если практикуется достаточно долго. Также эта асанa полезна для легких.

Практикуя эту асану, вначале, держите руки на коленях. Только после некоторой практики захватывайте пальцы ног как показано на фото 14.

Эта асанa является очень полезной для развития способности к концентрации, поскольку простая практика концентрации взгляда на кончике носа успокаивает ум. Не смотря на легкость Бхадрасаны, нет случаев чтобы она не давала результатов.

МУКТАСАНА (свободная поза)

Разместите левую пятку около заднего прохода (ануса). Правая пятка должна устанавливаться на левую таким образом, чтобы она находилась под яичками. Поза подобна Сиддхасане кроме того что стопы немного ниже, как показано на фото 15.

Удерживая позвоночник вертикально, руки должны быть установлены или на колени или друг на друга. Мудрец Гхеранда дал разъяснение по этой асане так:

Payu-mule vamagulpham daksagulpham tathopari, Sirogrlvasamam karyarn muktasanam tu siddhidam.

(G.S. 2, 11)

Помести левую лодыжку под задний проход, правую лодыжку — поверх левой. Шея и тело прямые. Это — Муктасана, дающая сиддхи.

Эффекты и преимущества

Эта асана подобна Сиддхасане. Следовательно, Гхеранда описал её достоинства одним единственным словом «Siddhidam», то есть «дающая совершенства и сверхспособности». Это может также означать, что это даёт те же преимущества как Сиддхасана. Только йогин высоких достижений может сидеть в этой асане. Практика её повышает и разрабатывает духовные способности, а также возможность концентрироваться. Посредством этого можно достичь мира и отдохновения. Асана не сложная, но и не очень простая. Более глубокие детали должны узнаваться только у продвинутого мастера или гуру.

ВАДЖРАСАНА (НЕСОКРУШИМАЯ ПОЗА)

Сядьте на колени, большие пальцы и пятки вместе, под ягодицами, руки установлены на бедра. Удерживайте позвоночник и шею вертикально, как показано на фото 16.

Возможно так же положение пяток по обе стороны от ягодиц (фото 17).

Эффекты и преимущества

Тело становится сильным и устойчивым. Йогины Называют эту позу Ваджрасаной, подразумевая, что в результате её практики тело становится подобно алмазу (Ваджра-алмаз). Пальцы ног, колени, стопы и бедра становятся сильными. Это чрезвычайно полезно для тех, кто вял и склонен много спать. Подобная практика оказывается весьма полезной для тех, кто работает в поздние часы, ночью, например студенты. Позу также рекомендуется выдерживать в течение 5 минут после еды, когда поток праны направляется вниз по Нади; Ваджрасана изменяет это направление и, перенаправляя прану вверх, помогает в быстром переваривании пищи. Эссенция получаемая после усвоения пищи настолько полезна и чиста, что всё тело, включая кости и нади, становятся как алмаз. Гхеранда говорит:

Janghabhyam vajravat krtva gudaparsve padavubhau, Vajrasanam bhavedetat yoginam siddhi-dayakam.

(G.S. 2, 12)

Сделай нижние части бёдер твёрдыми, как алмаз; положи ступни по обе стороны от заднего прохода. Это — Ваджрасана, дающая йогину Сиддхи (сверх естественные способности).

Эффекты и преимущества

Практика этой асаны особенно полезна тем у кого чрезмерно холодные или горячие ноги, и тем у кого ноги чрезмерно потеют. Все это излечивает Свастикасана. Тем у кого ноги сильно мерзнут зимой и чрезмерно потеют летом следует выдерживать эту асану в течении 20 минут ежедневно.

СИМХАСАНА (ПОЗА ЛЬВА)

Сядьте на корточки, на пятки. Пальцы ног и пятки вместе под анусом (фото 19).

Подбородок опустите в яремную ямку (Джаландхара-бандха), взгляд направьте в точку между бровями. Рот должен быть открыт как можно шире. Язык максимально высунут. Руки должны быть помещены на колени или друг на друга (внахлёст).

Позаботьтесь, чтобы пятки касались заднего прохода (Шивани Нади), опираясь на носки, стопы должны быть вертикальными и развёрнутыми таким образом чтобы пятки касались друг друга.

Эффекты и преимущества

Непоколебимый целибат достигается практикой этой асаны. Она также помогает в преодолении заболеваний полости рта, зубов, языка, челюстей и горла. Выдающейся особенность асаны является то, что она развивает бесстрашие. Робкие люди должны выполнять эту асану. Речь человека становится внятной и чёткой, эта асана также очень полезна для улучшение зрения. Тело того, кто практикует Симхасану, наполняется энергией льва. Так же, как и лев, сильный и мощный, является одним из самых дисциплинированных животных, проявляя намного больший контроль над собой чем другие животные. Практикующие эту асану развивают власть и мужество; в тоже время, они становятся более дисциплинированными в поведении. Как и у льва, у них снижаются чувственные мотивации. Одна из особенностей этой асаны является то, что при её выполнении три замка, то есть корневой (Мула-Бандха), брюшной (Удияна-Бандха), и горловой (Джаландхара-Бандха) создаются автоматически. Сватмарама говорил об этой асане:

Simhasanam bhavedetat pujitarn yogl-pungavaih Bandha-tritaya-sandhanarn kurute casanottamam.

(H.Y.P. 1, 52)

Симхасана высоко ценится лучшими из йогинов; она эффективнее вместе с тремя Бандхами.

Эффекты и преимущества

Практика этой асаны дает силу ногам, коленям и талии. Развиваются руки и плечи. Главная и уникальная особенность этой асаны – то, что она помогает при заболеваниях легких. Пациенты, страдающие астмой, должны особо уделить ей внимание потому, что дыхание легкого на стороне, в которую выполняется асана, почти останавливается, а второе легкое работает более быстро и энергично. Чередуя стороны, можно увеличить активность отдыхающего легкого. Таким образом происходит очищающее воздействие на легкие. Вдыхая заметно большее количество кислорода чем обычно очищаются поры и альвеолы легких. Именно поэтому йогины считали практику этой асаны, чрезвычайно полезной для людей всех типов.

ВИРАСАНА (ПОЗА ГЕРОЯ)

В этой асане принимается положение героя или воина. Есть четыре вариации этой асаны; самая важная из них описана ниже. Шри Хануман отдавал ей предпочтение, следовательно, зачастую она называется Хануманасана.

Стоя на подъеме левой ноги вытянутой назад, согните правое колено. Большие пальцы рук зажаты в кулаки. Правая рука вытянута вперед перед грудью, а левая согнута в локте назад кулак при этом прижак к пупку. Корпус должен быть с усилием отведён назад, задняя нога должна быть прямой. Глаза открыты, стараться не моргать (фото 22).

Эффекты и преимущества

Практика этой асаны наделяет беспрецедентной силой, энергией, храбростью, силой духа и властью. Ее должны практиковать те, кто склонен к чрезмерному сну; она устраняет вялость. Считается, что Лакшмана обходился без сна в течение двенадцати лет живя со Шри Рамой в лесу благодаря эффекту Вирасаны. Когда ночью Шри Рамачандра и Сита засыпали, Лакшмана бодрствовал, установив стрелу на свой нос в положении известном как Вирасана. Шри Тулсидаса говорит в Рама-чарите Манасе:

Badabhaghl Angada Hanumana Carana kamala Capata vidhi nana Prabhu pache Laksamana Vlrasana, Kati nisariga kara bana sarasana.

(R.M.)

Счастливы Ангада и Хануман, массирующие ноги Господа (Шри Рамачандра). Лакшмана позади Господа в Вирасане с калчаном на талии склонившийся со стрелой в его руках.

Вирасана, кроме отмеченного сокращения потребности во сне, также придает бесстрашие и рыцарскую галантность. Именно поэтому Шри Хануман предпочитал её. Большую часть времени он имел обыкновение находиться в этой асане. Её практика рассеивает зарождающиеся расстройства и болезни, делает талию тонкой и грудь широкой, а так же усилевает ноги, бедра и руки. Это чрезвычайно полезно для стрелков. Тысячи лет назад, великие стрелки стреляли, находясь в этой асане. Хотя много вариаций этой асаны известны, только один тип был подробно описан.

ДХАНУРАСАНА (НАКЛОНЕННАЯ ПОЗА)

Лёжа на спине, с вытянутыми вдоль ног руками ладонями вверх, ноги вместе. Медленно поднимите ноги, пока пальцы не коснутся пола позади головы на расстоянии, на котором вытянутые руки могут захватить пальцы ног. Большие пальцы ног захватите руками. Ноги от бедер до стоп и руки от плеч до пальцев должны оставаться абсолютно прямыми, как показано на фото 23.

Находиться в асане слудует максимально долго; после этого отпустите пальцы, и возвратите ладони в исходное положение на пол, а затем медленно верните ноги в исходное положение. Эта асана должна выполняться исходя из собственных возможностей и сил. Следует избегать рывков, чрезмерной суеты и спешки, что может оказаться вредным.

Эффекты и преимущества

Практика этой асаны делает тело гибким и упругим. Особенно это полезно для позвоночника. Согласно теории йоги, хорошее здоровье, долгая жизнь и отсутствие болезни находятся в прямой зависимости от гибкости и силы позвоночника. Практика этой асаны также улучшает кровообращение. Дханурасана – панацея для людей с большим животом и тяжелыми ягодицами, а также для тех, кто страдает от метеоризма. Эта асана делает плечи и шею сильными, а талию тонкой. Тело становится красивым и сияющим. Глаза искрятся, зрение улучшается. Те кто страдает высоким кровяным давлением или сердечными болезнями не должны практиковать эту асану.

ШАВАСАНА ИЛИ МРИТАСАНА (ПОЗА ТРУПА)

Лягте на спину, руки положите возле ягодиц кистями вверх. Пятки должны касаться друг друга, в то время как пальцы ног направлены в стороны. Расслабьтесь, пока не появится ощущение легкости и отсутствия тела. Все части тела – шея, грудь, плечи, талия, спина, живот, глаза, колени, ноги, стопы и руки — должны быть полностью расслаблены. Ни одна область тела не должна быть напряженной (фото 24).

Эффекты и преимущества

Невзирая на степень утомленности человека, выполнение Шавасаны в течении всего лишь десять или пятнадцать минут, полностью снимается усталость. Те, кто утратил работоспособности или кто быстро утомляется должны практиковать эту асану. Она должна практиковаться всеми йогинами, любителями и знатоками. Без неё, усталость появляющаяся в мелких нервах и тканях в следствие выполнения различных асан и пранаям не может быть уменьшена; только Шавасана может устранить усталость. Гхеранда прокомментировал её следующим образом:

Uttana-savavad bhumau sayanarn tu savasanam, Savasanam srama-haram citta-visranti-karanam.

(G.S. 2, 19)

Лежа на полу, подобно трупу, это называется Мритасана. Мритасана устраняет усталость и приносит спокойствие.

Необходимо отметить очень важный момент – тело должно быть полностью расслаблено. Эта асана кажется очень простой, но мало кто действительно может выполнять её должным образом. Эффект от этой асаны накапливается только, если она выполняется с полным пониманием её смысла и значения.

Принимая позу трупа, йогин снижает усталость, накапливающуюся во время занятий Пранаямой, осуществляемой непрерывно в течение многих часов. Поза трупа очень тесно связана с Ширшасаной, и обязательно выполняйте Шавасану в течение половины времени посвященной работе в Ширшасане. Полезным для йогина является сон в Шавасане. Шавасана также используется для достижения Самадхи (состояние глубокой медитации). Она устраняет как физическую так и умственную усталость, за что и занимает почетное место в науке йоги. Шавасана — характерная особенность йоговской системы упражнений, она не имеет аналогов в целой гамме йогических упражнений, будучи процессом, в которой помимо того, что отсутствует двигательная активность в мышцах, осуществляется попытка активного расслабления, включающая каждую часть тела Результаты полученные после практики этой асаны полностью оправдывают ожидания. Попытка активного расслабления каждой сокращающейся группы мышц посредством их мысленной ассоциации знакомит с расположением этих мышц в теле. Это само по себе очень важно и существенно с точки зрения развития способности мобилизовать и контролировать эффекты Прана-шакти в теле, что в свою очередь создает неожиданные физиологические возможности.

Необыкновенно полное расслабление и превосходное физическое самочувствие, обеспечиваемые практикой этой асаны, можно, по крайней мере частично, объяснить с точки зрения физиологии. В состоянии глубокого мышечного расслабления, тонус мышц и, следовательно, внутренняя психологическая активность сильно падает. Как следствие, отмечено понижение периферийного внутрисосудистого сопротивления притоку артериальной крови. В результате, с одной стороны, больше питательных веществ и кислорода поступает в мышцы, помогая в снабжении необходимым сырьем для высвобождения энергии и, с другой стороны, обеспечивается свободный вывод накопленных продуктов метаболического распада (некоторые из которых токсичны даже в низких концентрациях) и газообразных побочных продуктов, таких как двуокись углерода. Удаление этих веществ уменьшает последствия метаболических процессов. Считается, что чувство боли и усталости в мышцах появляется из-за накопленных молочной и других кислот. Уменьшение концентрации этих кислот происходит через повышение уровня кислорода в тканях, что ведёт к расслаблению в случае усталости.

Эффекты и преимущества

Практика этой асаны помогает контролировать сексуальную энергию и устраняет поллюции.

Снижаются сексуальная несдержанность и повышенная возбудимость. Она очень полезна для лечения болезней мочеполовой сферы. Происходит непосредственное воздействие на Ситракхья Нади, из-за чего улучшается кровообращение в половых органах. Асана позволяет сохранять целибат, и излечивает сексуальные расстройства и различные болезни в области таза и гениталий. Самые мельчайшие нади подвергаются благоприятному воздействию Гуптасаны. Она полезно для всех. Выполняемая с брюшным замком (Уддияна-бандха) и корневым замком (Мула-бандха), эта асана может быстро пробудить змеиную силу (Кундалини).

Невозможно здесь описать все её достоинства. Так же как ноги оказываются скрытыми в этой асане, так и её качества и достоинства также сокрыты, по этой причине, она точно названа йогами Гуптасана.

МАТСИАСАНА (ПОЗА РЫБЫ)

Сев в Падмасану, голову опустить назад таким образом, чтобы макушка (то есть самая верхняя точка на черепе) лежа на полу. Прогнитесь в спине и поднимите её над полом. Левая нога захватывается правой рукой, а правая – левой рукой. Колени должны лежать на полу и спина выгнута настолько, чтобы тело опиралось на макушку и колени, как это показано на фото 26.

Если вы успешно справились с выполнением этой асаны, можно попытаться усложнить её положив на пол лоб. Возможно выполнение этой асаны в воде; в этом случае руки размещаются на затылке.

Эффекты и преимущества

Выполнение этой асаны может вылечить различные дефекты зрения, также она эффективна от заболеваний горла, таких как тонзиллит. Позвоночник становится гибким, уменьшается запор. Асана очень полезна для диабетиков, для излечения больных коленей и спины. Выгодной особенностью этой асаны является то, что в ней можно отдыхать лёжа в воде не рискуя утонуть. Матсиасана – мощное профилактическое против развития легочных болезней, и особенно она полезна против гинекологических заболеваний. Менструальный цикл становится регулярным и нормальным; кожа размягчается и разглаживается, исчезают мозоли; лицо становится сияющим. По этой причине женщины предпочитают эту асану чаще чем мужчины, хотя асана оказывается полезной для всех вне зависимости от пола. Эта асана чрезвычайно полезна для лечения многих опасных, тяжелых и, возможно неизлечимых болезней.

Эффекты и преимущества

Метеоризм, хроническое увеличение селезёнки, а так же расстройства печени устраняются практикой этой асаны. Она полезна при лечении расстройств кишечника. Матсиендрасана – единственная в йоге асана, которая выводит глисты или гельминты, и вылечивает болезни, вызываемые заражением тела, особенно желудочно-кишечного тракта, различными типами паразитов, от которых обычно очень трудно избавиться. Существует два типа глистов: круглые глисты (нематоды), ленточные глисты (цестоды) и плоские глисты (солитеры). Наличие глистов в кишечнике вызывает несварение, и препятствует перевариванию, всасыванию, и усвоению питательных веществ из пищи. Сами глисты потребляют существенную часть питательных веществ и, таким образом, вызывают недостаток их в организме. Глисты могут удалятся из любой области пищеварительного тракта, но чаще всего случайное удаление нескольких паразитов не даёт результатов. Точно так же естественная смерть паразитов не имеет решающего значения, так как является незначительной на фоне неблагоприятных биологических факторов, которые постоянно приводят к новым заражениям. Непрерывная практика Матсиендрасаны приводит к истреблению инфекции, убивая паразитов и позволяет окончательно от них избавиться.

Медицинские опыты также показали, что эта асана обеспечивает пользу при заболевании сахарным диабетом. Вероятнее всего, что воздействие на поджелудочную железу стимулирует

выброс инсулина, который обеспечивает помощь в тяжелых случаях диабета. Практика этой асаны помогает также и при других заболеваниях.

«Змеиная сила» или Кундалини Шакти, которая в представлении йогов является важнейшим фактором в достижении предельных высот йоги, очень быстро пробуждается. Однако, эта асана – так же сложна в выполнении как и полезна. Не более чем один человек из тысячи способен её выполнить. Чтобы избежать эти трудности, другая асана, известная как Ардха-Матсиендрасана (Половинная Матсиендрасана) была изобретена йогами. Ардха-Матсиендрасана обладает основными достоинств Матсиендрасаны.

ГОРАКШАСАНА (ПОЗА ГОРАКШИ)

Горакшасана названа так в честь великого йогина — Горакшанатха, который имел обыкновение находиться в ней. Сидя на полу, соедините подошвы ног. Держите стопы руками, и разведите ноги в стороны, продвиньтесь вперёд так, чтобы сесть на стопы, колени должны лечь на пол. Затем руки поместите в колени. Спину и шею сохраняйте вертикальными (фото 29).

Ни грудь, ни любая другая часть тела не должны наклоняться вперед.

Эффекты и преимущества

В Горакшасане, соединяются Прана и Апана. Объединённая Прана должна проникнуть в

Сушумна Нади. Это пробуждает Кундалини. Асана полезна в случ

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: